Феномен корпоративного гражданства в научных исследованиях российских ученых | Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2021. № 56. DOI: 10.17223/19988648/56/12

Феномен корпоративного гражданства в научных исследованиях российских ученых

В данной статье проведен научный обзор феномена корпоративного гражданства на основе анализа текстов исследований российских авторов, выполнен критический анализ в методологическом, политологическом и прикладном (управленческом) аспектах, сделан вывод об имплементации управленческого подхода в рамках реализации ценностно-ориентированной модели корпоративного управления, направленной на достижение устойчивого успеха бизнесорганизаций в контексте устойчивого и эффективного развития экосистемы территориальных образований.

The Phenomenon of Corporate Citizenship in Russian Scientific Research.pdf Единства мнений относительно концептуальных основ построения и развития корпоративного гражданства в бизнес-среде не выработано до сих пор ни в среде теоретиков и ученых, ни в среде предпринимателей, бизнесменов и менеджеров. Основной целью статьи явился концептуальный дискурс вокруг понятия «корпоративное гражданство», определение сущности, черт и особенностей, отличающих его от корпоративной социальной ответственности. Результатом ее решения должно стать определение сущности корпоративного гражданства и концептуальных основ его реализации на современном этапе развития общества. Лексема «корпоративное гражданство» многоаспектна и многогранна. Единого подхода к определению его сущности не существует до сих пор. Исследователи, теоретики и практики бизнеса по-разному трактуют понятие корпоративного гражданства и его составляющие. В поисковой системе по полным текстам научных публикаций Google Scholar первое упоминание понятия «корпоративное гражданство» отмечено в реферативной статье 1999 г. в контексте политологических изысканий [15]. Проведенный текстологический анализ найденных и отобранных релевантных статей позволил выявить 11 направлений рассмотрения названного понятия: - как составляющая устойчивого развития бизнеса и региона; - как концепция социальной ответственности бизнеса; - как философия социальной ответственности бизнеса; - как способ ведения бизнеса; Феномен корпоративного гражданства 153 - как форма социального партнерства государства и бизнеса в публичной сфере; - как элемент системы отношений государства и бизнеса; - как механизм взаимодействия бизнеса и общества; - как фактор экономической эффективности организации; - как форма социальной инженерии; - как инструмент модернизации российской экономики; - как управленческая инновация. Эти аспекты можно объединить в три группы в соответствии с такими аспектами, как 1) методологический аспект, исследующий и объясняющий принципы и механизмы; 2) макроэкономический и политологический аспекты, анализирующие корпоративное гражданство на уровне социальноэкономической системы общества и государства; 3) прикладной (управленческий) аспект, представляющий корпоративное гражданство как управленческую инновацию, способствующую достижению устойчивого успеха отдельных организаций и их объединений (рис. 1). Охарактеризуем представленные направления. Рис. 1. Многоаспектность феномена корпоративного гражданства Составлено авторами Многие исследователи связывают реализацию концепции корпоративного гражданства с устойчивым развитием, при этом речь идет о стабильном развитии как самой корпорации, выступающей в роли ответственного гражданина, так и об обществе, ее окружающем. Соответственно, свой вклад корпоративное гражданство вносит и в обеспечение устойчивости территорий присутствия. Подобной позиции придерживаются такие авторы, как Ю.М. Егорова, С.П. Перегудов, И.С. Семененко и др. И.Б. Адова, Г.Н. Ибрагимов 154 Вопрос о формировании концептуальных основ устойчивого развития и определении траектории дальнейшего развития цивилизации на официальном уровне был выдвинут еще в 1980-х гг. В последующие годы происходила разработка и формирование программных документов, его определяющих. Сегодня концепция устойчивого развития опирается на сбалансированность, последовательность и динамизм экономического, социального и экологического развития общества, не допускающих деструктивных процессов. В макроэкономическом аспекте обеспечение устойчивости общественного развития опирается на устойчивость развития государств, отдельных регионов. Это относится и к территориям присутствия отдельных организаций и корпораций. В основе обеспечения сбалансированности экономического, социального и экологического развития региона, определяющего его устойчивость, лежит социальное партнерство [6], одной из форм которого, по мнению Ю.М. Егорова, как раз и выступает корпоративное гражданство. В.Н. Кириллина указывает на вклад корпоративной социальной ответственности и корпоративного гражданства в обеспечение устойчивости развития регионов присутствия и страны в целом. Руководитель проектов Центра общественных связей ООО «Лукойл-Пермь» А. Андреюшкин рассматривает проблему корпоративного гражданства как один из факторов повышения социальной стабильности и благосостояния населения, определяя его таким образом в качестве составляющей устойчивого развития бизнеса и территории [2, с. 44]. Многие представители крупного бизнеса, такие как «Volvo», «ExonMo-bil» и др., в своих отчетах признают корпоративное гражданство в качестве ключевого компонента устойчивого развития [28, 29]. Ценность управления устойчивостью российских организаций корпоративного сектора исследуют в своих работах С.Н. Апенько и Ю.А. Фомина [3, 4] и другие ученые. Весьма широкое распространение получил подход, согласно которому корпоративное гражданство рассматривают в качестве некой концепции социальной ответственности бизнеса. Данный подход особенно широко использовался на этапе становления концептуальных основ корпоративного гражданства. Его придерживаются такие ученые, как А. Крейн, В. Чеппл, Н.В. Черепанова, Л.З. Абдокова и др. При этом отмечается разделение мнений на отождествление корпоративного гражданства с социальной ответственностью компании в целом или с отдельными ее компонентами в частности. В первом случае корпоративная социальная ответственность рассматривается в качестве фундамента и первоосновы корпоративного гражданства, которое из него вытекает. Во втором случае корпоративное гражданство чаще всего воспринимается в качестве высшей формы (уровня) социальной ответственности бизнеса, основанной исключительно на гражданском самосознании и доброй воле. Тем не менее все чаще исследователи указывают на недопустимость отождествления понятий корпоративной социальной ответственности Феномен корпоративного гражданства 155 икорпоративного гражданства [1]. Принципиальное отличие между ними заключается в позиционировании бизнеса в отношении стейкхолдеров и значения принимаемой им на себя ответственности [18]. В случаях, когда речь идет о корпоративной социальной ответственности, имеются в виду обязательства бизнеса по оказанию помощи нуждающимся в ней заинтересованным сторонам, предотвращение потенциального вреда от своей деятельности либо его компенсация. В основе данной модели лежит баланс интересов. Корпоративное гражданство имеет проактивный характер, связанный с опережающим сотрудничеством организаций с обществом и государством по решению как уже имеющихся социальных проблем, так и по предупреждению потенциально возможного их возникновения. Кроме того, корпоративное гражданство, в отличие от социальной ответственности бизнеса, строится не столько на помощи нуждающимся и благотворительности, сколько на развитии конструктивных взаимоотношений со стейкхолдерами, ориентированными на установление и поддержание систематического двухстороннего взаимодействия с целью решения комплексных проблем современности в наиболее значимых областях [23]. Воспринимают корпоративное гражданство и в качестве философии социальной ответственности бизнеса. Так, Д. Маттен определяет корпоративное гражданство как философию общественного позиционирования организации [26]. В этом смысле оно чаще всего находит свое отражение в миссии компании, определяющей ее текущее функционирование и перспективное будущее развитие. Е.В. Матвеева, говоря о корпоративном гражданстве, характеризует ее как философию, обосновывающую приоритетность вклада бизнеса в развитие общества при условии получения им собственных выгод [16, с. 52]. В целом же, рассматривая корпоративное гражданство как особую философию социальной ответственности бизнеса, исследователи отводят центральное место ценностному характеру мотивации субъектов предпринимательской деятельности как морально-ответственного сообщества и носителя определенных ценностных установок [25]. В этом смысле философия корпоративного гражданства трансформируется в систему деятельности корпорации, приносящую выгоду собственникам капитала при условии соблюдения обязательств перед всеми стейкхолдерами. Изучают корпоративное гражданство и с позиции некоего способа ведения бизнеса, обеспечивающего основу для его успешного развития не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе и соответствующего широкому контексту ориентиров социальных ценностей и общественного развития. В частности, данного подхода придерживается М.В. Киварина. Она отождествляет корпоративное гражданство с проявлением политической, экономической и социальной активности корпораций, имеющей собственную теоретическую, концептуальную и организационную основу [11]. Как способ ведения бизнеса корпоративное гражданство опирается на ряд принципов, основными из которых считаются: И.Б. Адова, Г.Н. Ибрагимов 156 - инициативность в направлении социальных инвестиций; - самостоятельность в поиске и решении актуальных для общества проблем; - плюрализм целей, включая получение экономической отдачи для бизнеса; - готовность к конфронтации с государством при отстаивании общественных интересов. Эти принципы соотносятся с принципами корпоративного гражданства, выделенными нами ранее [10]. Они объединены нами в четыре группы с точки зрения открытости, системности, значимости и избегания конфликтов. В статье Б. С. Батаевой корпоративное гражданство называется формой социально ответственного поведения бизнеса [5, с. 78]. Тем самым подчеркивается деятельностный поведенческий аспект. Весьма высокую популярность в современном мире набирает подход к определению корпоративного гражданства в качестве новой формы социального партнерства между бизнесом и государством. Впервые об этом заговорили еще в 1980-х гг., когда в условиях экономического кризиса было положено начало процессу переосмысления отношений между бизнесом, государством и обществом и поиску оптимального баланса между социальной ответственностью предпринимательских структур и их рыночной эффективностью. Среди российских ученых эту позицию довольно четко отстаивает А. А. Косоруков. В рамках концепции корпоративного гражданства выделяется «компания-гражданин», чьи обязательства помимо сферы профильной деятельности включают в себя также социально-политические права и обязанности, вытекающие из деятельности бизнес-структур в качестве общественных акторов. В отличие от «корпоративного игрока», «корпоративный гражданин» принимает на себя не только первичные, но и вторичные формы гражданской ответственности, включая дополнительные обязательства социального характера. Наряду с государством бизнес выступает одной из движущих сил развития общества. Он отстаивает не только социально-экономическую, но и социально-политическую составляющую прав человека, поддерживая местное самоуправление и самоорганизацию гражданского общества. При прочих равных условиях, попадая под теорию разумного эгоизма, все это позволяет обеспечить легитимность корпоративного сектора в глазах общества, укрепить его конкурентоспособность и повысить рентабельность [13]. В плоскости взаимоотношений государства и бизнеса корпоративное гражданство служит одной из форм поведения бизнеса, предполагающей принятие на себя корпоративным сектором ответственности за происходящее в стране, а также взаимную ответственность бизнеса и государства перед обществом [23]. Придерживаясь данного подхода, Е.Н. Костина и А.С. Тетерюк отмечают значимость инициации бизнесом процессов взаимодействия с орга- Феномен корпоративного гражданства 157 нами власти в рамках системы государственного корпоративизма. В соответствии с общей логикой корпоративного гражданства, предпринимательские структуры должны стремиться к построению такой системы отношений с государством, в рамках которой они будут способны реализовывать коммерческие проекты посредством внесения вклада в социальноэкономическое развитие территории [14]. Г.И. Грекова и М.В. Киварина формирование социально ориентированной экономики и построение гражданского обществана зывают основной целью включения бизнеса во взаимодействие с политическими институтами [11]. Важную роль в системе корпоративного гражданства играет его изучение с позиции особого механизма взаимодействия бизнеса и общества. Данного подхода придерживаются также такие авторы, как И. С. Семененко, С.П. Перегудов, М.В. Бадальянц и др. Уровнем развития этого взаимодействия считается степень вовлеченности корпорации в гражданское общество. Гражданское общество, в свою очередь, может быть представлено различными институтами, будь то некоммерческие организации, субъекты информационного пространства, местные сообщества и пр. Одновременно с развитием общества растут и его требования к корпоративному сектору. С. П. Перегудов и И. С. Семененко определяют корпоративное гражданство в качестве особой стратегии бизнеса по взаимодействию с обществом в целях обеспечения устойчивого развития и повышения собственной репутации как ответственного «гражданина» и полноправного участника такого развития [21, с. 4]. С. Симпсон и П. Туркин определяют корпоративное гражданство в качестве определенного рода «сделки» или «договора», заключаемого между бизнесом и обществом / государством, в рамках которого корпоративный сектор, принимая на себя ответственность за общественные нужды, рассчитывает на получение определенных преимуществ [22]. Согласно С.Н. Заплетиной, корпоративное гражданство смещает акценты с проблем, порождаемых взаимодействием бизнеса со стейкхолдерами, в сторону нужд и проблем местных сообществ, в которых функционирует компания [8, с. 37]. В целом же в рамках данного подхода бизнес рассматривается в качестве общественного актора. Справедливо рассматривать институцию корпоративного гражданства и с точки зрения его восприятия в качестве фактора экономической эффективности организации. В данном случае речь может идти о получении репутационных и имиджевых выгодах, а также формировании основ устойчивого развития предпринимательских структур в долгосрочной перспективе. Реализуя концепцию корпоративного гражданства, бизнес, перераспределяя часть своих финансовых ресурсов на решение общественно значимых проблем, в ответ получает доверие и признание со стороны внешних стейкхолдеров. Его конкурентоспособность и рыночная капитализация растут. Помимо прочего, корпоративное гражданство считается одной из современных форм социальной инженерии, опосредованной общественно- И.Б. Адова, Г.Н. Ибрагимов 158 политической ролью корпорации. В частности, данного подхода придерживается С.П. Перегудов: говоря о социальной инженерии, он ссылается на П. Друкера, который сущностным предназначением последней считает получение ответа на вопрос о том, как и каким образом общественные институты могут и должны способствовать становлению стабильного и эффективно функционирующего общества [24]. В рамках данного подхода коммерческому сектору отводится не только экономическая, но и социальная роль. При этом бизнес, соблюдая принципы социальной ответственности, должен выстраивать конструктивные и тесные взаимоотношения с гражданским обществом, постепенно сближаясь с ним. Таким образом, выступая в роли основы социальной инженерии, корпоративное гражданство призвано обеспечивать развитие институтов гражданского общества и постепенно интегрироваться в его структуру [20]. Некоторые авторы рассматривают корпоративное гражданство как один из инструментов модернизации российской экономики. В частности, Ж.А. Мигалева и И.П. Смилевская в основе модернизации российской экономики видят изменение взаимоотношений между обществом, бизнесом и государством. При этом они отмечают наличие определенной связи между деятельностью корпоративного сектора, долгосрочными интересами общественного развития и задачами модернизации экономической системы и общества в целом [18]. В условиях российской действительности история становления и развития корпоративного гражданства имела неоднозначный характер. Сегодня единого подхода к его определению среди ученых и практиков не существует. Тем не менее многие эксперты сходятся во мнении об отведении в этой системе первостепенной роли не только крупным предпринимательским структурам, но и государственным институтам и сетевым некоммерческим организациям. При этом особое внимание уделяется обеспечению многостороннего взаимодействия бизнеса со всеми основными сторонами, обеспечивающего заботу о всей совокупности аспектов функционирования социума, определяющей состояние общественного развития. Характерной особенностью практической реализации гражданских инициатив корпоративного сектора в России выступает традиционно высокая степень государственного контроля, в то время как равноправие участников считается одним из базовых принципов корпоративного гражданства. Дальнейшее добровольное и инициативное развитие корпоративного гражданства выступает одним из необходимых основ модернизации национальной экономической системы нашей страны. Многими учеными корпоративное гражданство рассматривается в качестве составного элемента корпоративного управления. Более того, оно отождествляется с управленческой инновацией, позволяющей повысить не только качество управления корпоративными структурами, но и общую эффективность их функционирования, включая эффективность взаимодействия с обществом и государством. Ключевые компоненты Г осударственно-частное партнерство 1) с9

Ключевые слова

бизнес, власть, заинтересованные стороны, корпоративное гражданство, социальная ответственность, территория присутствия

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Адова Ирина БорисовнаНовосибирский государственный университет экономики и управлениядоктор экономических наук, профессорi.b.adova@edu.nsuem.ru
Ибрагимов Гариб Насир ОглыНовосибирский государственный университет экономики и управленияi.b.adova@edu.nsuem.ru
Всего: 2

Ссылки

Адова И.Б., Гудяева Н.А. Оценка эффективности социальной ответственности телекоммуникационных компаний России // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2015. № 4 (32). С. 144-159.
Андреюшин А. Корпоративное гражданство как составляющая устойчивого развития бизнеса и региона // Бизнес и общество. 2012-2013. № 72-77. С. 44-49.
Апенько С.Н., Фомина Ю.А. Мотивы и ценность управления устойчивостью в организации // Вестник НГУЭУ. 2020. № 1. С. 24-31.
Апенько С.Н., Фомина Ю.А. Оценка устойчивости управления проектами на предприятиях регионов России // Вопросы управления. 2019. № 06 (61).
Батаева Б.С. Корпоративное гражданство. Российские реалии // Финансы и кредит. 2004. № 9 (147). С. 78-82.
Егорова Ю.М. Устойчивое развитие региона на основе корпоративной социальной ответственности // Экономические системы. 2013. № 2. С. 5-10.
Задорожная И.И., Петрова Т.Э. Анализ благотворительной деятельности и волонтерства в России и за рубежом // Вопросы управления. 2021. № 1. С. 89-102.
Заплетина С.Н. Корпоративная социальная ответственность : учеб. пособие : в 2 ч. Ч. 1. Самара : Самар. гос. аэрокосм. ун-т, 2014. 144 с.
Ибрагимов Г.Н. Роль корпоративного гражданства в обеспечении устойчивого развития и инклюзивного роста // Оценка программ и политик в условиях нового государственного управления : сб. статей Всероссийской научно-практической конференции / под ред. И.В. Барановой. 2018. С. 54-59.
Ибрагимов Г.Н., Адова И.Б. Принципы взаимодействия бизнеса с внешними заинтересованными сторонами // Лидерство и менеджмент. 2019. Т. 6, № 3. С. 209-222.
Киварина М.В. Корпоративное гражданство: современный способ ведения бизнеса // Российское предпринимательство. 2016. Т. 17, № 19. С. 2485-2494.
Кириллина В.Н. Формирование концепции корпоративного гражданства в контексте развития стратегии устойчивого развития // Журнал научных исследований аспирантов и докторантов ВШЭ. 2010. № 5. С. 43-51.
Косоруков А.А. Корпоративное гражданство как форма социального партнерства государства и бизнеса в публичной сфере // Социодинамика. 2017. № 10. С. 45-58.
Костина Е.Н. Корпоративное гражданство в системе отношений государства и бизнеса в России : автореф. дис.. канд. полит. наук. СПб., 2010. 17 с.
Летов О.В. 99.04.012-020. Культура и этика бизнеса (сводный реферат) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3: Философия. 1999. № 4.
Матвеева Е.В. Корпоративное гражданство как философия социально ответственного бизнеса: новый уровень развития // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 2 (30). С. 49-54.
Матвеева Е. В. Институт корпоративной социальной ответственности организаций как механизм удовлетворения социально-экономических потребностей общества // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2018. № 42. DOI: 10.17223/19988648/42/15
Мингалева Ж.А., Смилевская И.П. Корпоративное гражданство как инструмент модернизации национальной экономики // Креативная экономика. 2012. Т. 6, № 5. С. 65-69.
Никандрова О.А. Корпоративное гражданство и стратегия повышения эффективности функционирования крупного бизнеса в России // Экономические науки. 2012. № 88. С. 22-26.
Перегудов С.П. Корпоративное гражданство как современная форма социальной инженерии // Социальная политика бизнеса в российских регионах. 2005. С. 182-206.
Перегудов С.П., Семененко И.С. Корпоративное гражданство: концепции, мировая практика и российские реалии. М. : Прогресс Традиция, 2008. 447 с.
Симпсон С., Туркин С. Социальное измерение в бизнесе. Как сделать корпоративное гражданство выгодным для бизнеса. М. : Красная площадь, 2001. 96 с.
Тетерюк А. С. Особенности развития GR-связей с государственными органами в России в контексте корпоративного гражданства // Политика и общество. 2017. № 3. С. 76-91.
Drucker P. Concept of the corporations. N.Y. : Day, 1946. P. 10.
Goodpaster K.E., Mathews J. Cana Corporation Havea Conscience? // Harvard Business Review on Corporate Responsibility. Boston, 2003.
Matten D., Crane A., Chappie W. Behind the Mask: Revealing the True Face of Corporate Citizenship // Journal of Business Ethics. 2003. № 45 (1/2). P. 109-120.
Кабир Л. С. Социально ответственное инвестирование: тренд или временное явление? URL: https://cyberlemnka.ru/article/ri/sotsialno-otvetstvennoe-mvestirovame-trend-ili-vremennoe-yavlenie/viewer (дата обращения: 04.09.2021).
Corporate Citizenship Report. URL: https://corporate.exxonmobil.com/-/media/global/files/sustainability-report/publication/2015-ccr-full-digital.pdf (дата обращения: 26.09.2021).
VOLVO for life: Corporate Citizenship Report. URL: https://www.volvocars.com/~/media/shared-assets/downloads/sustainability-reports/vcccor-porate-citizenshipreport2002.pdf (дата обращения: 26.09.2021).
 Феномен корпоративного гражданства в научных исследованиях российских ученых | Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2021. № 56. DOI: 10.17223/19988648/56/12

Феномен корпоративного гражданства в научных исследованиях российских ученых | Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2021. № 56. DOI: 10.17223/19988648/56/12