Игрофикация процесса налогообложения в России | Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2025. № 70. DOI: 10.17223/19988648/70/14

Игрофикация процесса налогообложения в России

Игрофикация процесса уплаты налогов пока что остается без внимания отечественных исследователей и не внедряется должным образом в практику деятельности российских налоговых органов. Цель исследования состоит в разработке вариантов игрофикации в процесс уплаты налогов и сборов в Российской Федерации, основываясь как на глубоком понимании процесса уплаты налогов, содержания налоговых обязательств, так и на базовых принципах игрофикации. В статье раскрыты основные моменты осуществления игрофикации процесса уплаты налогов. Сочетание поведенческого (бихевиоризм, жетонная экономика) и гуманистического подходов в игрофикации и теории двух факторов Г ерцберга позволит достичь наибольшей эффективности. Внешние стимулы (баллы, скидки) и наказания быстро формируют привычку своевременной уплаты налогов, а внутренняя мотивация через осознание пользы для общества обеспечивает долгосрочную вовлеченность и лояльность. Это позволит государству в лице ФНС РФ эффективно решать свои задачи. Грамотное применение PBL (Points, Badges, Leaderboards) создает увлекательную и мотивирующую среду для налогоплательщиков, способствуя повышению их дисциплины, с одной стороны, и достижению целей ФНС РФ - с другой. Всестороннее изучение игроков-налогоплательщиков с учетом имеющихся подходов к их типологии, понимание их внешней и внутренней мотивации и использование модели Фогга позволяют реализовать эффективную систему взаимодействия между участниками процесса налогообложения, обеспечивая своевременную уплату налогов и повышение вовлеченности. Осмысление специфики пути игрока-налогоплательщика на основе подходов зарубежных и отечественных основоположников теории и практики игрофикации создает глубоко мотивирующую и культурно адаптированную систему игрофикации уплаты налогов, учитывающую интересы и потребности различных категорий налогоплательщиков. В статье крупными мазками сформирован эскиз для будущей кропотливой прорисовки всех деталей и создана целостная картина игрофикации процесса уплаты налогов, а в последующем и других налоговых явлений. В осуществлении процесса игрофикации уплаты налогов следует также грамотно распределить игровые инструменты для различных типов игроков, сформировать условия для роста внутренней мотивации, эволюции по стадиям и по трекам. Игрофикация как постоянно действующий и развивающийся процесс требует работы команды, ее системно разрабатывающей и осуществляющей на практике. В дальнейшем на основе более глубокого погружения в проблематику как конкретных аспектов налогообложения, так и игрофикации поведенческой психологии и других отраслей знаний возможно внедрение игровых элементов в другие элементы отечественной налоговой системы. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Ключевые слова

налог, налогообложение, уплата налогов, игрофикация, типы игроков-налогоплательщиков, путь игрока, мотивация, вовлеченность

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Вылкова Елена СергеевнаРоссийская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФдоктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики Северо-Западного института управленияvylkovaelena@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Макарова А. С. Игрофикация маркетинговых коммуникаций как эффективный способ общения с целевыми аудиториями // Молодой ученый. 2012. № 8. С. 122-125.
Вылкова Е.С. Совершенствование игрофикации образовательного процесса в целях развития компетенций выпускников вузов // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2020. № 6. С. 45-50.
Инновационные методы обучения в высшей школе : учебник для дисциплин педагогической направленности / Е.В. Ляпунцова, Ю.М. Белозерова, Е.Н. Августа [и др.]. М. : КноРус, 2024. 528 с.
Гречушникова Т.Ю., Бондаренко Ю.С., Спирина Е.В. Сюжетная игрофикация как средство формирования функциональной грамотности у учащихся при обучении биологии и химии : учебно-методическое пособие. Ульяновск : Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, 2024. 56 с.
Вылкова Е.С. Метод организации учебно-воспитательного процесса: Вариативное Игровое Решение Трудных Учебно-образовательных Задач (ВИРТУОЗ). CM. : Издательско-полиграфическая ассоциация высших учебных заведений, 2022. 448 с.
Чеботарева И.Н., Пашутина О.С., Лясковец А.В., Махова В.В. Игра и игрофикация: мотивационный потенциал и его использование в обучении студентов-юристов // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2020. Т. 10, № 2. С. 136-149.
Шевцова А.Ю., Муравьева Н.Г. Применение техник игрофикации для повышения профессиональной мотивации студентов // Высшее образование сегодня. 2021. № 4. С. 32-37.
Пономарева С.В., Корюшов Н.В. Игрофикация как средство повышения мотивации и лояльности персонала на производстве // Журнал прикладных исследований. 2022. № 12. С. 101-108.
Иванов Д.Ю. Игрофикация как способ сохранения количества пользователей и увеличения их активности // Решетневские чтения. 2016. Т. 2. С. 206-208.
Ермолаева М.Г., Олейник Ю.П. Игрофикация как условие формирования умения сотрудничать у старших школьников // Человек и образование. 2023. № 2 (75). С. 129136.
Бусель С.В. Игрофикация как дополнительный инструмент индивидуального подхода в обучении // Актуальные проблемы педагогики индивидуальности. Калининград : Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, 2023. С. 11-18.
Канев М.А. Социальные сети и игрофикация как инструменты достижения целей. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года по направлению «Образование» // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2013. Т. 1. С. 37-39.
Бусель С.В., Рудинский И.Д. Игрофикация как концептуальная основа модернизации образовательной среды // Вестник науки и образования Северо-Запада России. 2023. Т. 9, № 1. С. 101-125.
Бессмертный А.М., Гаенкова И.В. Игрофикация как образовательная парадигма обучения // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016. № 6 (110). С. 15-22.
Гайнуллин Т.Р. Игрофикация как стиль жизни // Вопросы педагогики. 2022. № 7. С. 14-17.
Курганова Е.Б. Игрофикация бренда: возможности и угрозы // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1.
Букатов В.М. Игрофикация: от меркантильного восторга до концептуального негодования. Третья беседа из цикла о психологии игры, игрового поведения и игровых приёмах обучения // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2024. № 3 (74). С. 89-108.
Novianto Sendi, Gamayanto Indra, Sundjaja Arta, Mailangkay Adele. Smart Tax - The Concept of Gamification, Board Game & Metaverse Inside Tax Profiling To Make Taxpayers Comfortable // Media Jurnal Informatika. 2024. № 16. doi: 10.35194/mji.v16i2.4705.
The Gamification of Income Tax.. or «The Government's Big Game» // By eavave. 2011. April 29. URL: https://play.empire.kred/blog/2011/04/29/the-gamification-of-income-tax-or-the-governments-big-game.
Roman Rackwitz. Tax payment and gamification. URL: https://romanrackwitz.de/en/steuerzahlung-und-gamification/.
Calvo E. Redistribution of tax resources: a cooperative game theory approach // SERIEs. 2021. № 12. Р. 633-686. doi: 10.1007/s13209-021-00253-5.
Sgueo Gianluca. Gamification, Participatory Democracy and Engaged Public(S) (September 29, 2017). University of Vienna «Activation - Self-Management - Overload Political Participation beyond the Post-democratic Turn». URL: https://ssrn.com/abstract=3045361.
Santosh Adsul. Unintended gamification of tax avoidance: Are our tax policies promoting criminal behavior? // Simplifying Digital Commerce. 10.07.2017. URL: https://www.linkedin.com/pulse/unintended-gamification-tax-avoidance-our-policies-promot-ing-adsul/.
Yu-kai Chou. The Taiwanese Government has gamified Tax Collection since 1951! URL: https://yukaichou.com/gamification-study/taiwanese-government-gamified-tax-collection-1951/.
ZubairSiddiq. How Can Tax Gamification Help Government Collect Better Revenue? September 27. 2021. URL:https://mycred.me/blog/tax-gamification-collect-better-revenue/.
Suvrajit Sarkar. Gamification of Tax Collection. URL: https://www.linkedin.com/pulse/gamification-tax-collection-suvrajit-sarkar/.
Налоговые реформы. Теория и практика / под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 462 с.
Цепилова Е.С. Исследование сущности и экономико-правовой природы дефиниции «налоговое обязательство» // Экономика, статистика, информатика. Вестник УМО. 2014. № 3. С. 101-105.
Попов М.В., Ермакова Е.А. Финансовые риски государства: сущность, особенности, классификация, способы управления // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2014. № 2 (51). С. 96-100.
Цепилова Е.С. Применение процессного подхода в управлении налоговыми обязательствами хозяйствующего субъекта // ФЭС: финансы, экономика, стратегия. 2014. № 3. С. 52-57.
Цепилова Е.С., Будкина Е.С. Эволюция налоговой политики государства в условиях развития клиентоцентричности налоговых органов (на примере НДС) // ЭНП. 2023. Т. 16, № 2. С. 119-127.
Пугачев А.А. Совершенствование налогового администрирования как элемент развития налогового потенциала региона // Социальные и гуманитарные знания. 2015. Т. 1, № 3 (3). С. 180-189.
Покровская Н. В. Налоговые условия для бизнеса в странах с формирующимся рынком // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2019. № 46. С. 215-228.
Березина Е.В., Баландина А.С., Беломытцева О.С. Налоговый мониторинг как способ цифровизации налогового администрирования в Российской Федерации // Налоги и налогообложение. 2020. № 2. С. 18-39.
Bartle R. Designing Virtual Worlds. New Riders. 1 edition. 2003. 768 p.
Chou Y.-K. Actionable Gamification - Beyond Points, Badges, and Leaderboards, Octalysis Media, 2015. 502 p.
Marczewski A. Even Ninja Monkeys Like to Play: Gamification, Game Thinking and Motivational Design, Create Space Independent Publishing Platform. 1 edition. 2015. 220 p.
Вербах К., Хантер Д. Вовлекай и властвуй. Игровое мышление на службе бизнеса. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2015. 224 с.
Werbach K. Gamification on Coursera, 2012. URL: https://www.coursera.org/learn/gamification.
Нефедьев И., Бронникова М. Игрофикация в бизнесе и в жизни: преврати рутину в игру. М. : АСТ, 2019. 490 с.
Байер Ю.П., Васильева В.А., Ветренко И.А. Игровое моделирование политического пространства: анализ зарубежной литературы // Управленческое консультирование. 2021. № 9. С. 89-111.
Вылкова Е.С. Игрофикация учебно-воспитательного процесса вузов // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2023. № 4. С. 37-45.
Маслоу А.Х. Мотивация и личность. СПб. : Питер, 2016. 400 с.
Дымшаков М.А. Двухфакторная модель мотивации Фредерика Герцберга как основа анализа мотивационных процессов в инновационных проектах // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. 2016. № 24-2. С. 8690.
Fogg B.J. Behavior Model for User Design. URL: http://captology.stanford.edu/re-sources/paper-behavior-model- for-user-design.html.
Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой. СПб. : Питер, 2021. 331 с.
Чиксентмихайи М. Поток: Психология оптимального переживания. М. : Альпина Диджитал, 2011. 464 с.
 Игрофикация процесса налогообложения в России | Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2025. № 70. DOI: 10.17223/19988648/70/14

Игрофикация процесса налогообложения в России | Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2025. № 70. DOI: 10.17223/19988648/70/14