Роль государства в формировании и эффективном функционировании рынкаобразовательных услуг | Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2010. № 3 (11).

Роль государства в формировании и эффективном функционировании рынкаобразовательных услуг

На основании проведенного анализа организации системы образования в России и ряде зарубежных стран обозначена роль государства в формировании и эффективномфункционировании рынка образовательных услуг.

State role in formation and effective functioning of the market of educationalServices.pdf Глубокие структурные сдвиги, происходящие в обществе, переход к эко-номике основанной на знаниях, определяют потребность в рабочих и специа-листах, обладающих широким спектром профессиональных компетенций. Всвязи с этим совершенствование организационно-экономической составляю-щей системы образования должно способствовать решению основной ее за-дачи - обеспечить непрерывное формирование профессионального уровняиндивида, сохраняя доступность на протяжении всей жизни для представите-лей различных слоев населения.Проведя исследования основ функционирования системы образованияряда стран, в том числе и России, можно сделать вывод, что для решения по-ставленной задачи необходимо прежде всего (таблица):1) пересмотреть границы и формы государственного влияния;2) расширить организационно-экономическую автономность в системеобразования;3) приблизить систему профессионального образования к потребностямэкономики государства и отдельного региона в кадрах.Очевидно, что государство в системе образования призвано выполнятьдостаточно специфические функции, которые другие субъекты выполнять немогут. Вместе с тем в настоящее время в большинстве развитых стран, в томчисле и в России, ни институт рынка, ни институт государственного регули-рования не могут считаться единственным, предпочтительным средствомраспределения ресурсов общества. Каждый из этих институтов имеет своисильные и слабые стороны.Как в России, так и за рубежом государство, в свою очередь, устанавли-вает или рекомендует перечни специальностей, в рамках которых создаютсяобразовательные товары, формируются базовые черты их ассортимента. Онопроводит аттестацию и государственную аккредитацию производителей об-разовательных товаров, содействует созданию государственной системы ат-тестационно-диагностических центров и тем самым выступает гарантом ка-чества создания образовательных товаров, их соответствия уровню нацио-нальных образовательных стандартов [1].М.В. Герман116Роль государства в формировании рынка образовательных услуг117Государственное регулирование системы образования предполагает ин-формационное обеспечение производителей образовательных товаров. Вме-сте с другими субъектами государственные органы формируют информаци-онно-консультационную базу о результатах и тенденциях функционированиярынка образования за определенные периоды времени. Кроме того, государ-ство выступает инвестором в процессе формирования и развития системыобразования, а также предоставляет гарантии другим субъектам долгосроч-ных инвестиций.Вместе с тем обоснование выбора между различными методами государ-ственного регулирования сферы образовательных услуг может быть дано ис-ходя из принципов эффективности и экономической справедливости. Есливыполняются все условия эффективного рыночного механизма в сфере ока-зания образовательных услуг, то задача поиска наилучших вариантов реша-ется в рамках рынка без какого-либо вмешательства. Там, где одно или не-сколько условий не выполняются, вмешательство или участие государства вформе нормативного регулирования сферы оказания образовательных услугможет содействовать повышению экономической эффективности системыобразования. С другой стороны, с некоторыми оговорками можно утвер-ждать, что только аргумент повышения эффективности может служить осно-ванием для любого вмешательства государства в деятельность рынка образо-вания. Если же таких оснований нет, то задача достижения социальной спра-ведливости может быть решена с помощью трансфертов. Следовательно,участие государства в процессе оказания и распределения образовательныхтоваров оправдано, если оно обеспечивает большую эффективность, чем присвоем невмешательстве.Следует отметить, что в условиях становления и развития рынка образо-вания роль государственного регулирования представляется более значимой,чем в условиях развитой рыночной экономики. Это связано с тем, что в пери-од становления саморегулирующие возможности рынка недостаточно высо-ки, поэтому государство обязано более интенсивно вмешиваться в рыночныепроцессы. Кроме того, формирование рынка образования не происходит сти-хийно, и государство призвано регулировать процесс перехода, стимулиро-вать создание инфраструктуры рынка и условий его эффективного функцио-нирования. Государство также должно выполнять функции по дополнению икорректированию воздействия рыночных регуляторов.Рост численности частных производителей обязывает государство защи-щать потребителей образовательных товаров. Для того чтобы обеспечить ихкачество, необходимо поддерживать политику аккредитации производителейобразовательных товаров и сертификации образовательных программ. Безус-ловно, системы национальной сертификации снижают неопределенность длябудущих потребителей, а также для работодателей относительно уровня ком-петентности работников, а также препятствуют появлению образовательныхтоваров низкого качества. В то же время очень важно, чтобы сертификация иаккредитация производителей образовательных товаров не были монополиейгосударства. Для этих целей рационально привлекать негосударственныеструктуры, как, например, это делается в Великобритании и Германии.М.В. Герман118Следовательно, там, где государство больше не является единственнымпоставщиком образовательных товаров, оно должно сохранять за собой толь-ко функции установления и поддержания национальных стандартов образо-вательных товаров, а также обеспечения равнодоступности этих товаров длянаселения посредством формирования соответствующей нормативно-правовой базы.Формирование нормативно-правовой базы, в свою очередь, должно вес-тись по таким направлениям, как:- разработка и проведение поправок и дополнений к действующим до-кументам;- разработка и проведение новых документов различного уровня.Таким образом, для эффективного формирования и последующего функ-ционирования рынка образования в целом уровень нормативно-правовогообеспечения всей системы образования должен гарантировать ее эффективноефункционирование в соответствии с современными требованиями общества.Однако следует выделить, по крайней мере, два наиболее важных прин-ципиальных подхода, с учетом которых должна строиться нормативно-правовая база, обслуживающая систему образования:1. Необходима разработка основ государственной политики РФ в областинепрерывного профессионального образования. При этом должны быть четкоразграничены функции центра и регионов. В настоящее время в нашей странеотсутствует единая система непрерывного образования. Это приводит, какпоказывают исследования, к дисбалансу уровней образования и, соответст-венно, к снижению его качества в целом. Следует говорить о разработке еди-ного стандарта непрерывного профессионального образования.2. Важным условием развития нормативно-правовой базы является разра-ботка соответствующих документов, регламентирующих организационно-экономическое обеспечение учебных заведений различных уровней, их взаи-модействие друг с другом, рынком труда и предприятиями.Литература1. «Об образовании». Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266 - 1 (с изм. и доп.)[Электронный ресурс]. КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/popular/edu/.2. Terminology of Vocational Training Policy. CEDEFOP. 2004.3. Training and Learning for Competence. Second Report on Vocational Training in Europe.CEDEFOP. 2002.4. Folkmar K. Finansing jf VAT. BIBB. Berlin and Bonn, 2000

Ключевые слова

экономика труда, система образования, рынок образовательных услуг, work economy, an education system, the market of educational services

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Герман Мария ВикторовнаТомский государственный университеткандидат экономических наук, доцент кафедры системногоменеджмента и предпринимательства экономического факультетаgerman_maria@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

«Об образовании». Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266 - 1 (с изм. и доп.) [Электронный ресурс]. КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/popular/edu/.
Terminology of Vocational Training Policy. CEDEFOP. 2004.
Training and Learning for Competence. Second Report on Vocational Training in Europe. CEDEFOP. 2002.
Folkmar K. Finansing jf VAT. BIBB. Berlin and Bonn, 2000.
 Роль государства в формировании и эффективном функционировании рынкаобразовательных услуг | Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2010. № 3 (11).

Роль государства в формировании и эффективном функционировании рынкаобразовательных услуг | Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2010. № 3 (11).

Полнотекстовая версия