Проблемы послевоенного детства в постсоветской исторической литературе | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2020. № 67. DOI: 10.17223/19988613/67/1

Проблемы послевоенного детства в постсоветской исторической литературе

Рассмотрены основные направления изучения истории детства послевоенных лет в современной отечественной исторической литературе. Отмечены рост числа публикаций по проблеме, применение исследователями новых методов и подходов, расширение источниковой базы и круга освещаемых вопросов. Основная часть исследований посвящена ликвидации беспризорности и безнадзорности детей, организации их социальной защиты, анализу работы детских домов, трудностей социализации их выпускников.

Post-war childhood issues in post-soviet historical literature.pdf В последние три десятилетия усилилось внимание исследователей к проблемам детства, что нашло свое выражение не только в росте числа публикаций, но и в новых подходах к исследованию темы, расширении источниковой базы, освещении ранее не затрагиваемых аспектов многогранной проблемы. Итогам исследовательской работы в этом направлении посвящен ряд историографических обзоров [1-7]. Вопросы изучения истории детства в СССР освещены также в статье известной британской исследовательницы К. Келли [8]. Авторы отмечают, что в российской историографии осмысление детства как целостного исторического феномена во всем многообразии его практик и социальных смыслов долгое время не считалось целесообразным. В последнее десятилетие идет активное институциональное оформление истории детства, которое проявляется в формировании взаимодействующих дискуссионных и исследовательских площадок, создании лабораторий и постоянно действующих семинаров, институционально поддерживающих детские исследования в России и привлекающих к диалогу зарубежных коллег. Примечателен и тот факт, что фокус внимания исследователей проблем детства сместился с 1920-1930-х гг. на вторую половину XX в. [4. С. 114; 7. С. 109, 112] В связи с этим в статье предпринята попытка проанализировать основные направления изучения истории детства послевоенных лет в современной отечественной исторической литературе. Подавляющая часть исследований посвящена главным проблемам детства послевоенного периода -ликвидации беспризорности и безнадзорности детей, организации их социальной защиты. За небольшим исключением они подготовлены на региональных материалах, позволяющих показать специфику работы с детьми в разных частях страны. Однако, как спра ведливо заметила М. Ромашова, основная часть исследований не выходит за рамки описания государственной политики по защите детства [7. С. 112]. Авторы анализируют причины и масштабы детской беспризорности в послевоенные годы, основные формы и методы ее профилактики, выясняют влияние реализации государственных проектов в сфере детства на повседневный мир городских детей и подростков [9-15]. Одной из первых к проблемам послевоенного детства обратилась М.Р. Зезина [16-18]. В ее статьях рассмотрены причины детской беспризорности и сиротства, в числе которых были война, голод, уход детей из семьи, побеги из детских учреждений, репрессии. Автор отмечает тяжелое положение детских домов после войны и считает, что никакой системы реабилитационного воспитания детей, пострадавших от войны, не существовало. Государственная помощь этим детям сводилась к элементарному выживанию. По мнению М. Зезиной, в целом существовавшая в послевоенное десятилетие (и сохранившаяся в последующие годы) система социальной защиты детей-сирот выполнила свои функции. В то же время система воспитания и образования в детских учреждениях была унифицирована и не учитывала специфические потребности детей, оставшихся без родителей. Государственная помощь детям-сиротам не компенсировала неравенства их социальных возможностей. Детские дома с их казарменной обстановкой не могли заменить семью [16. С. 135]. В статьях и диссертации М.В. Ромашовой [19, 20] на материалах Молотовской области освещена реализация государственных проектов в сфере детства в провинции. Автор рассматривает послевоенное детство в новом ракурсе - в контексте более общих социокультурных и государственных повседневных практик. В работе исследуются мало разработанные в отече- Л.И. Вавулинская 6 ственной и зарубежной историографии сюжеты истории детства: трудовое взросление, домашнее пространство, школьные реалии, влияние двора и улицы на ребенка, девиантные формы поведения. И.П. Кузнецова, рассматривая на материалах Башкирской АССР формы, направления, этапы, особенности и проблемы борьбы и профилактики массовой детской беспризорности и безнадзорности в 1945-1964 гг., выделяет два важных этапа этого периода и подчеркивает, что с конца 1950-х - середины 1960-х гг. вектор государственной политики смещается с карательно -репрессивных на гуманистические профилактические мероприятия по охране материнства: сюда относятся материальная помощь семье, защита материнства, борьба с алкоголизмом и девиантным поведением подростков. В целом система социальной защиты де-тей-сирот была ориентирована не на предупреждение сиротства, а лишь на борьбу с его отрицательными последствиями, т.е. с потенциальными правонарушениями [21]. В статье Д.В. Седовой [22] также подчеркивается, что основной упор органами государственной власти и внутренних дел был сделан на профилактику правонарушений подростков, совершенствование форм и методов воспитательной работы. Автор отмечает важную составную часть этой работы: «Политика государства в отношении детей-детдомовцев была направлена в первую очередь на социальное воспитание и социальную опеку, в связи с чем борьба из социального явления переросла в комплекс политических мер. При этом вопросы опеки, попечительства и патронирования находились под воздействием классовых подходов, которые означали, что предпочтение в этих вопросах отдавалось семьям рабочих и колхозников» [22. С. 132, 134]. Опыт патронатного воспитания детей в Советской России рассмотрен в исследовании Т.М. Смирновой [23]. В статье Е.Ю. Зубковой анализируются стратегии выживания беспризорных и безнадзорных детей в СССР в 1942-1948 гг. [24]. Историко-правовой аспект социальной защиты детей рассматривается в работах, посвященных анализу конституционного законодательства советского государства и организационно-правовым основам деятельности органов внутренних дел [25-29]. Вопросы преступности, девиантного поведения детей и подростков стали предметом специального рассмотрения в ряде статей [30-32]. В исследованиях показано взаимодействие партийных и советских органов с милицейскими структурами по выявлению беспризорных и безнадзорных детей, их социальной поддержке и трудоустройству, приведены данные о состоянии преступности среди несовершеннолетних. А.В. Чащухин обращает особое внимание на избыточно жесткие способы управления школой и массовые девиации учащихся в первой половине 1950-х гг. Школа, предоставляя относительно качественное образование, оказалась неспособной решать возникающие социальные проблемы. Одна из главных функций школы - политическая социализация школьников - в этих условиях становилась проблемной [31. С. 409-410]. Часть исследований посвящена работе детских домов, которые в послевоенное десятилетие играли важную роль в устройстве детей-сирот [20, 33-37]. В исследованиях анализируются основные аспекты жизни детей в детских домах: финансирование, жилищные условия, медицинское обслуживание, ситуация с кадрами, воспитательная работа, взаимоотношения детей и работников, положение воспитанников, их трудоустройство, подчеркивается, что воспитанники детских домов рано начинали трудиться. М.В. Ромашова отмечает, что вынужденный труд, с одной стороны, дисциплинировал неуправляемых подростков, с другой -слишком быстро интегрировал недавних детей во взрослый мир. Все это могло вызвать ожесточение и озлобление подростков. Особое внимание исследовательница уделила трудностям, с которыми сталкивались выпускники детских домов при поступлении на учебу и работу, подчеркнув, что фактически единственными учебными заведениями, принимавшими их, были ФЗО и ремесленные училища [20. С. 286]. Признавая, что в послевоенный период повседневная жизнь воспитанников детских домов не была идеальной, В.М. Коренюк на материалах Молотовской области показывает, что они получили образование, имели возможность проживать под опекой государства и встать на ноги [37. С. 63]. В.Н. Мамяченков на примере Свердловской области характеризует материально-бытовые и психологические условия жизни детдомовцев и делает вывод о системном и хроническом характере изъянов в деятельности детских домов. Автор дискутирует с некоторыми исследователями по поводу «лишь отдельных недостатков в работе ряда детских домов и обеспечения полноценной социализации их воспитанников». По мнению В.Н. Мамяченкова, сама система детских домов в том виде, в каком она существовала в СССР, была достаточно ущербной, детдома в силу особенностей условий своего функционирования изначально не могли обеспечить воспитанникам быстрое, достойное и безболезненное прохождение процесса социализации [35. С. 107, 108]. Аспекты государственной политики детства, связанные с трудовым воспитанием и взрослением подрастающего поколения в послевоенные годы, получили освещение в статье М. Ромашовой «Трудовое взросление в СССР в 1940-х гг.» [38]. Автор подчеркивает, что воплощение в жизнь нормативных представлений о роли труда в жизни детей и подростков в 1940-е гг. корректировалось реалиями военных и послевоенных лет. Подростковый труд был уже не просто средством социализации, а активно использовался в промышленности и сельском хозяйстве из-за постоянной нехватки людских ресурсов. Система среднего и среднего специального образования выстраивалась таким образом, чтобы увеличить приток рабочей силы на предприятия страны, укрепить социальную базу режима и в то же время ограничить социальную мобильность детей из семей рабочих и крестьян [Там же. С. 187]. В статье рассмотрены способы привлечения молодежи в ряды рабочего класса, подчеркнуто, что они были самыми разными: от пропаганды до насилия. Проблемы послевоенного детства в постсоветской исторической литературе 7 Исследовательница М. Майофис в качестве одного из важных каналов поставки рабочей силы народному хозяйству рассматривает школы-интернаты, созданные в середине 1950-х гг. «Вместо адресной социальной помощи, содержательных просветительских усилий и практик, наконец, вместо радикальной перестройки всей экономической системы, - подчеркивает автор, -был создан институт, который позволил освободить от родительских обязанностей многие семьи и привести на испытывавшее недостаток рабочих рук производство и в сельское хозяйство сперва некоторое количество прежде не работавших женщин, а затем - и выпускников школ-интернатов, которым, за редкими исключениями, путь в высшие учебные заведения был заказан. Беспрецедентное по своей дерзости «раскрепощение» родителей обернулось многолетним порабощением детей» [39]. Одним из важных аспектов изучения проблемы послевоенного детства стала повседневная жизнь детей в семье, школе, детских домах, которая пока не получила должного внимания со стороны исследователей [40-42]. Наибольший интерес представляют кандидатская диссертация и статьи В. Коренюк, которая на материалах Молотовской области рассмотрела повседневные практики детей и их особенности в условиях военного и послевоенного времени, охарактеризовала влияние общественных институтов, государства и семьи на жизнь детей, выделила ментальные стороны детской повседневности (страхи, мечты, надежды). Автором впервые в сравнительном ключе исследуются повседневные практики детей из разных социальных групп: типичных советских семей, детей из социальных групп, пораженных в правах, а также детей-сирот. Применение антропологического подхода позволило установить значимость таких элементов, как школьное и семейное воспитание, аномалия и обыденность, будни и празднества. Используя разнообразные источники, автор осветила различные стороны детской повседневности послевоенных лет: в образовательных учреждениях, пионерских, комсомольских организациях и тимуровских отрядах, в семье, детских домах и на работе, на улице и во дворе. М. Коренюк подчеркнула особое значение советской идеологии, которая не только влияла на умы всех граждан страны, включая детей и подростков, но и формировала их мировоззрение, скрывая противоречия повседневных реалий. Проблема массовых источников по истории детей-сирот в России в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период поднимается в статье А.А. Слав-ко [43]. Хотя вместо критического анализа источников автор описывает основное структурное содержание документов учета и отчетности по работе с беспризорными и безнадзорными детьми, статья дает представление об основных направлениях государственной политики в отношении таких детей. Источниковедческим вопросам и комплексу источников, представленному в работах по истории детства, особое внимание уделено в упомянутой статье М.В. Ромашовой [6]. В качестве важного источника по изучению проблем детства послевоенной поры авторы широко привлекают воспоминания, интервью детские журналы. В статье Т.П. Емельяновой [44] на основе анализа воспоминаний представителей поколения «детей войны», собранных с помощью метода нарративного интервью, сделан вывод о превалировании в них героикопатриотической темы, а также тем бедности и голода, помощи семье, товарищества, взаимопомощи и поддержки. Лишения не ожесточали детей, а делали их более гуманными, готовыми поддержать тех, кому еще труднее. Подробный анализ воспоминаний «детей войны» позволил автору сделать вывод о том, что военное и послевоенное время стало фактором объединения общества, проявления лучших человеческих качеств как взрослых, так и детей [Там же. С. 1947]. В статье Архиповой [45] на основе интервью, проведенных преподавателями и студентами Волгоградского государственного университета в 2014-2015 гг. среди «детей Сталинграда», определены основные проблемы, с которыми пришлось столкнуться детям военного поколения в первые послевоенные годы, отражены радостные события, оставшиеся у них в памяти. Мемориальные образы советского детства 1930-1950-х гг. нашли отражение в статье А.Р. Клоц [46]. Используя устно-исторический метод и применив анализ сохранившихся письменных источников личного характера, автор попытался реконструировать образ няни, сложившийся у советских детей в 1930-1950-е гг. и показать влияние этой стороны воспитания на процесс формирования советской интеллигенции эпохи «оттепели». Привлечение к исследованию проблем детства детской периодики в качестве массового источника позволило на материалах послевоенной Украины осветить такой важный аспект темы, как роль детских журналов и газет в идеологическом воспитании советских детей [47]. Примечательным для современного этапа историографии стало обращение исследователей к проблемам материальной культуры детства, связанным с предметным миром советских детей и подростков, их игровой повседневностью [41, 48-50]. В статье М.В. Ромашовой на основе материалов городов Молотова (Перми) и Свердловска (Екатеринбурга) советский предметный мир исследован через стратегии воспитания детей и подростков, формы родительского контроля и заботы. Автор показала, что послевоенный домашний уклад способствовал раннему взрослению ребенка, однако многие родители старались оградить детей и в меру своих возможностей и представлений обеспечить им «счастливое детство». Среди визуальных исследований, обозначивших новый подход к изучению проблем детства, выделяется книга И.В. Нарского «Фотокарточка на память: семейные истории, фотографические послания и советское детство (автобио-историо-графический роман)» [51]. Это исследование жизни нескольких поколений наших соотечественников. Отправной точкой исследования автора послужила его детская фотография, позволившая автору рассмотреть конвенции советской эпохи. В сфере внимания исследователей оставались и такие сюжеты проблемы, как развитие системы дошкольных учреждений в регионах, школьный опыт Л.И. Вавулинская 8 советских детей [52-54]. В статье И.П. Кузнецовой на материалах Башкирской АССР всесторонне проанализированы факторы, предопределившие острую и хроническую необеспеченность граждан дошкольными учреждениями. Автор справедливо заключает, что ситуация с дефицитом мест в детских дошкольных учреждениях во второй половине 1940-х - начале 1960-х гг. так и оставалась неразрешенной проблемой как на общесоюзном, так и на региональном уровне. Государство, взяв на себя основные расходы по содержанию детей, определив векторы их социализации в рамках коммунистической идеологии и способствовав «уходу» женщин и ребенка из семьи в систему коллективного производства и воспитания, содействовало в определенной степени дезорганизации семьи, снижению ее роли в воспитании детей, что наряду с некоторыми другими факторами ускорило переход от многодетной к среднедетной и малодетной семье [52. С. 74]. В коллективной монографии «Острова утопии» представлена история становления классической советской системы образования от военного и послевоенного времени до 1980-х гг., освещена советская школьная политика в республиках СССР на фоне сопоставлений с рядом стран Восточной и Западной Европы: Венгрией, ФРГ, Швецией и Югославией. Авторы рассмотрели важнейшие идеи тех лет, ставшие особой эпохой в истории школы в стране: новый коллективизм, индивидуальный подход к ребенку, политехнизация школы, сочетание планирования и творческого начала в организации образования. Дальнейшее развитие получили исследования, раскрывающие основные направления государственной семейной политики [55-58]. Ученые отмечают практически полное огосударствление процесса воспитания будущего поколения, изоляционизм советской семьи от внешнего мира, утрату ею традиционных экономических функций и функции социализации подрастающего поколения [57. С. 35]. В то же время положительно оценены меры государства по оказанию помощи многодетным семьям, одиноким матерям. Часть исследований посвящена проблемам охраны здоровья женщин и детей в послевоенные годы [59-61]. Таким образом, за последние десятилетия историография послевоенного детства пополнилась целым рядом исследований, значительно расширивших круг изучаемых вопросов и позволивших по-новому взглянуть на многие аспекты проблемы. Этому способствовали расширение круга источников, применение новых методов и подходов, комплексное рассмотрение проблем послевоенного детства в СССР, их анализ в контексте более общих социокультурных и государственных повседневных практик. Исследователями была дана объективная оценка системы социальной защиты детства, функционировавшей в СССР в 1940-1960-е гг., отмечены ее положительные стороны и недостатки, связанные с сохранением классовых подходов в решении вопросов опеки, попечительства и патронирования, системными и хроническими изъянами в деятельности детских домов, трудностями социализации их воспитанников. Авторы обратили внимание на массовые девиации учащихся в первой половине 1950-х гг., роль детских домов и школ-интернатов в обеспечении народного хозяйства рабочими кадрами, подчеркнули особое значение советской идеологии, формировавшей мировоззрение детей и подростков. Особый интерес исследователей вызвали проблемы повседневной жизни детей в семье, школе, детских домах, проблемы материальной культуры детства, не затрагиваемые ранее в исторической литературе, что позволило реконструировать ценностно-нормативную составляющую повседневности советского детства. Вместе с тем наиболее изученными современными историками остаются вопросы социальной поддержки детства. При этом в более углубленном исследовании нуждаются вопросы воспитания детей в семье, школе, дошкольных учреждениях, организации их досуга, вовлечения в общественную жизнь, взаимоотношений в детских коллективах.

Ключевые слова

послевоенное советское детство, постсоветская историография

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Вавулинская Людмила ИвановнаКарельский научный центр РАНкандидат исторических наук, старший научный сотрудник сектора истории Института языка, литературы и историиludvav@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Такташева Ф.А. Развитие системы охраны здоровья женщин и детей в Сталинградской области в 1945-м - начале 1950-х гг. // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. № 4 (99). С. 184-189.
Лапердин В.Б. Детская смертность в Западной Сибири в 1946-1950 гг. // Актуальные проблемы исторических исследований: взгляд молодых ученых : сб. материалов Четвертой всерос. молодежной науч. конф. Новосибирск, 20-22 августа 2015 г. Новосибирск : Ин-т истории СО РАН, 2015. С. 238-245.
Степанова О.В. Охрана здоровья женщин и детей в Алтайском крае (1945 - середина 1960-х гг.) Барнаул : Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2008. 133 с.
Долженкова Е.В., Ларина О.Г., Байбаков В.Ю. Социальная политика советского государства в отношении многодетных семей в 20-х - 50-х гг. ХХ века: обзор мер государственно-правового регулирования // История: факты и символы. 2016. № 4. С. 94-97.
Гаврыш О.В. Приоритетные направления советской государственной семейной политики в 1945 - начале 1950-х гг. (на материалах УССР) // Альманах современной науки и образования. 2015. № 10 (100). С. 33-35.
Седова Д.В. Меры поддержки семей в СССР в период первого послевоенного десятилетия // Симбирский научный вестник. 2014. № 1. С. 69-71.
Хасбулатова О.А., Смирнова А.В. Эволюция государственной политики в отношении семьи в России в XX - начал XXI века (историко социологический анализ) // Женщина в российском обществе. 2008. № 3 (48). С. 3-14.
Жалобина А.С., Матюшева Т.Н. Дети войны: особенности реализации права на образование в годы Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы // Евразийский научный журнал. 2016. № 10. С. 220-222.
Острова утопии. Педагогическое и социальное проектирование послевоенной школы (1940-1980-е). М. : Новое литературное обозрение, 2015. 720 с.
Кузнецова И.П. Охрана материнства и детства: развитие системы дошкольных учреждений в Башкирской АССР (1945-1965 годы) // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 2 (357). История. Вып. 62. С. 69-76.
Нарский И.В. Фотокарточка на память: семейные истории, фотографические послания и советское детство (автобио-историографический роман). Челябинс : Энциклопедия, 2008. 516 с.
Сальникова А. История советской елочной игрушки. М. : Новое литературное обозрение, 2011. 240 с.
Димке Д. Советские детские игры: между утопией и реальностью // Антропологический форум. 2012. № 16. С. 309-332.
Ромашова М.В. Вещи и слова советского детства 1940-1950-х гг.: провинциальное измерение // Какорея. Из истории детства в России и других странах : сб. ст. и материалов / сост. Г.В. Макаревич. М. ; Тверь : Науч. кн., 2008. С. 207-217.
Водолага О.В. Детская периодика в контексте идеологического воспитания советских детей в послевоенной Украине (1945 - начало 1950-х гг.) // Интеллигенция и власть. 2011. № 23. С. 157-164.
Клоц А. Р. «Нянькаться будем?» Мемориальные образы советского детства 1930-1950-х гг. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2013/03/19/ 1251439127/ 13.pdf (дата обращения: 17.11.2017).
Архипова Е.В. Трудности и радости военного и послевоенного детства в Сталинграде // Военная история России: проблемы, поиски, решения : материалы Междунар. науч. конф., посвящ. 70-летию Победы в Великой Отечественной войне : в 2 ч. Волгоград : Волгоград. гос. ун-т, 2015. С. 270-278.
Емельянова Т.П. Память детства: особенности воспоминаний поколения «детей войны» // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии : результаты и перспективы развития / отв. ред. А.Л. Журавлёв, В.А. Кольцова. М. : Ин-т психологии РАН, 2017. С. 1943-1949.
Славко А.А. Массовые источники по истории детей-сирот в России в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2009. № 3. С. 166-169.
Коренюк В.М. Повседневная жизнь детей военного и послевоенного времени (по материалам Молотовской области) : автореф. дис.. канд. ист. наук. Пермь, 2017. 33 с.
Коренюк В.М. Детская игровая повседневность 1940-1950-х гг. (на материалах Молотовской области) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 7 (69), ч. 2. C. 80-82.
Смирнова Т.М. Дети страны Советов: от государственной политики к реалиям повседневной жизни. 1917-1949 гг. М. : Ин-т рос. истории РАН ; Центр гуманит. инициатив, 2015. 400 с.
Майофис М. Пансионы трудовых резервов: формирование системы школ-интернатов в 1954-1964 годах // Новое литературное обозрение. 2016. № 6 (142). С. 292-324. URL: http://nlobooks.ru/node/8197 (дата обращения: 14.04.2018).
Ромашова М.В. Трудовое взросление в СССР в 1940-х гг. // Власть. 2012. № 10. С. 187-190.
Коренюк В.М. Послевоенная повседневность воспитанников детских домов // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Т. 9. № 3-2. С. 58-64.
Яхлакова Т.А. Репрессированные дети в детских домах Севера в 1930-1950-е годы. URL: http://severnoe-trehrechie.ru/ (дата обращения: 15.04.2018).
Мамяченков В.Н. Без вины виноватые (условия жизни детей-детдомовцев Свердловской области в 1948-1949 гг.) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 1 (63). С. 104-108.
Славко А.А. Детские дома и школы для детей-сирот в России в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период // Вестник Чувашского университета. 2010. № 1. С. 79-88.
Гордина Е. Д. Детские дома в Горьковской области в послевоенный период (1946-1948 гг.) // Вопросы истории. 2017. № 12. С. 123-128.
Трунова А.Ф. Государственная молодежная политика СССР в области предупреждения молодежной преступности в послевоенное время // Актуальные вопросы юридических наук : материалы Междунар. науч. конф. (Челябинск, ноябрь 2012 г.). Челябинск : Два комсомольца, 2012. С. 11-15.
Чащухин А.В. «Не чувствуя контроля ни со стороны родителей, ни со стороны школы. занимаются озорством и хулиганством». Юношеская преступность в первой половине 1950-х гг. // Конструируя детское : филология, история, антропология. М. ; СПб. : Азимут ; Нестор-история, 2011. С. 398-412.
Славко А.А. Роль специальных детских колоний в борьбе с беспризорностью и безнадзорностью в России в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2009. № 3 (4). С. 169-172.
Седова Д.В. Правовые основы социальной защиты детей в СССР в послевоенный период (1945-1955 гг.) URL: http: // naukarus.com/pravovye-osnovy-sotsialnoy-zaschity-detey-v-sssr-v-poslevoennyy-period-1945-1955-gg (дата обращения: 12.05.2018).
Лиходей Е.М. Переход от «охраны материнства и детства» к «защите прав детей» в новейшей научной литературе // Genesis: исторические исследования. 2017. № 6. С. 101-109.
Бондаренко О.А. Права и свободы ребенка в конституционном законодательстве советского государства // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 5. Юриспруденция. 2016. № 2 (31). С. 88-92.
Ростова О.С. Правовая охрана материнства и детства в России (советский период). М. : Спутник+, 2009. 174 с.
Ермаков Е.Г. Организационно-правовые основы деятельности органов внутренних дел по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период (1941-1950 гг.): историко-правовой аспект : автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2002. 21 с.
Зубкова Е.Ю. Дети войны: положение и стратегии выживания беспризорных и безнадзорных детей в СССР. 1942-1948 гг. // Российская история. 2016. № 5. С. 52-65.
Смирнова Т.М. Опыт патронатного воспитания детей в Советской России и современность // Какорея. Из истории детства в России и других странах : сб. ст. и материалов / сост. Г.В. Макаревич. М. ; Тверь : Науч. кн., 2008. С. 174-196.
Седова Д.В. Система ликвидации детской безнадзорности и правонарушений в послевоенное десятилетие (на примере Ульяновской области и Татарской АССР) // Вестник Чувашского университета. 2016. № 4. С. 132-139.
Кузнецова И.П. Об опыте борьбы с детской беспризорностью в Башкирской АССР (1945-1964 гг.) // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 7 (158). С. 135-141.
Ромашова М.В. Исключение из правил: советские детские дома в послевоенное десятилетие // Астафьевские чтения (ноябрь, 2008). Время «Веселого солдата»: ценности послевоенного общества и их осмысление в современной России. Пермь : Мемориальный центр истории полит. репрессий «Пермь-36», 2009. С. 275-286.
Ромашова М.В. Советское детство в 1945 - середине 1950-х гг.: государственные проекты и провинциальные практики (по материалам Молотовской области) : автореф. дис.. канд. ист. наук. Пермь, 2006. 34 с.
Зезина М.Р. Система социальной защиты детей-сирот в СССР // Педагогика. 2000. № 3. С. 58-67.
Зезина М.Р. Без семьи: сироты послевоенной поры // Родина. 2001. № 9. С. 82-87.
Зезина М.Р. Социальная защита детей-сирот в послевоенные годы (1945-1955) // Вопросы истории. 1999. № 1. С. 127-136.
Смольникова Н.А. Социальная работа с детьми-сиротами в Сталинградской области в послевоенные годы // Материалы научной сессии. Волгоград, 27-28 апреля 2017 г. Волгоград : Изд-во Волгоград. гос. ун-та. 2017. С. 230-234.
Гордина Е. Д. Проблемы борьбы с детской беспризорностью и безнадзорностью в 1946 г. // Вопросы истории. 2016. № 9. С. 138-143.
Гордина Е.Д. Организация работы с детьми в контексте проблемы борьбы с детской беспризорностью после Великой Отечественной войны: на архивных материалах Г орьковской области // Вестник архивиста. 2017. № 1. С. 37-53.
Рокутова О. А. Военное и послевоенное детство. Опыт социальной защиты в 1941-1950 гг. Самара : Ас Гард, 2013. 235 с.
Славко А.А. История беспризорного и безнадзорного детства в России (конец 1920-х - начало 1950-х годов). Чебоксары : Перфектум, 2012. 399 с.
Славко А.А. Государственное регулирование процесса ликвидации детской беспризорности в России в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. № 120. С. 33-43.
Меркурьева В. С. Социальная защита детей-сирот в Сталинградской области в середине 1940 - 1950-х годах // Вестник Саратовского госу дарственного социально-экономического университета. 2008. № 5. С. 137-139.
Келли К. Об изучении истории детства в России XIX-XX вв. // Какорея. Из истории детства в России и других странах : сб. ст. и материалов / сост. Г.В. Макаревич. М. ; Тверь : Науч. кн., 2008. С. 8-46.
Ромашова М.В. Дети и феномен детства в отечественной истории: новейшие исследования, дискуссионные площадки, события // Вестник Пермского университета. История. 2013. Вып. 2 (22). С. 108-116.
Ромашова М.В. Занимательное источниковедение: история детства // Вестник Пермского университета. История. 2012. Вып. 3 (20). С. 172-179.
Смирнова Т.М. Российское детство в XX веке: новые обобщающие работы и новые вопросы // Ребенок в истории и культуре : тр. семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики». М. : Издательство РГГУ, 2010. Вып. 4. С. 499-515.
Янковская Г.А., Ромашова М.В. Выездная сессия международного научного семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики» (Пермский государственный университет, Пермь, 15-18 ноября 2008 г.) // Вестник Пермского университета. История. 2009. Вып. 1 (8). С. 114-121.
Зеленина Г. От скудости эмоций к скудости источников: полувековой путь детских исследований. URL: http://www.polit.ru/article/2008/ 10/03/zelenina/ (дата обращения: 14.04.2018).
Сальникова А.А. Российское детство в XX веке: история, теория и практика исследования. Казань : Казанский гос. ун-т им. В.И. Ульянова- Ленина, 2007. 256 с.
Сальникова А.А. «А где же дети?»: Российский «детский мир» как предмет исторического исследования // Материнство и детство в России XVIII-XXI вв. : всерос. науч. конф. : сб. науч. ст. / отв. ред. Ю.А. Поляков : в 2 ч. М. : Моск. гос. ун-т сервиса, 2006. Ч. 2. С. 127-148.
 Проблемы послевоенного детства в постсоветской исторической литературе | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2020. № 67. DOI: 10.17223/19988613/67/1

Проблемы послевоенного детства в постсоветской исторической литературе | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2020. № 67. DOI: 10.17223/19988613/67/1