Современная историческая литература о развитии народного образования Верхнего Поволжья в XIX в. | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2014. № 3 (29).

Современная историческая литература о развитии народного образования Верхнего Поволжья в XIX в.

Представлена комплексная характеристика отечественной исторической литературы по проблеме развития народного просвещения в регионе Верхнего Поволжья в XIX столетии. Отмечается, что несмотря на большое количество исследований, они не отражают целостную картину положения народного образования в Верхней Волге.

Modern historical literature about the development of mass education in the Upper Volga region in the XIX century.pdf Отечественная историография на современном этапе ее развития (с 1991 г. по настоящее время) сделала существенный шаг вперед, базируясь на лучших традициях исторической мысли, анализирующей проблемы и задачи народной школы XIX в. Существенно расширились проблематика и территориальные границы научных исследований, были показаны положительные черты и недостатки церковно-приходских и земских школ; обозначена подготовка педагогических кадров, значительное внимание уделялось материальным условиям функционирования начальной и средней школы, оплате труда педагогов и т.д. В большинстве исследований произошел отказ от классового подхода в освещении школьного образования. В вышеуказанный период также были значительно расширены территориальные границы научных исследований, появились новые работы и по Верхневолжскому региону, который включал в себя территории четырех губерний - Тверской, Ярославской, Костромской и Владимирской. В частности, обобщённый опыт деятельности церковной интеллигенции Тверской губернии в конце XIX - начале XX в. (1895-1907 гг.) явился основным направлением диссертационного исследования Т.Г. Леонтьевой [1]. Обращаясь к данной тематике, автор уделяет внимание рассмотрению образовательного уровня тверского духовенства; деятельности провинциальных духовных учебных заведений как источников пополнения интеллигентских кадров в рамках отдельной епархии. Т.Г. Леонтьева опровергает мнение о низком образовательном уровне регионального духовенства, отмечая что для выполнения своих профессиональных функций тверские священнослужители были достаточно подготовлены - только 0,7% из них не имели полного среднего духовного образования; при этом аналогичная ситуация наблюдалась и в преподавательской среде [1. С. 12, 13]. В дальнейшем состояние церковно-приходского обучения было проанализировано в труде Т.Г. Леонтьевой «Вера и прогресс. Православное сельское духовенство в России во второй половине XIX -начале ХХ вв.» [2]. Монография была основана прежде всего на материалах Тверской губернии. В выводах автором подчеркивалось, что развитие церковноприходских школ не отвечало задачам модернизации страны как из-за недостатка финансирования, так и в силу противодействия земств. Семинарскому быту посвящена статья Т.Г. Леонтьевой в журнале «Отечественная история [3]. О. В. Бердова и Е. А. Лушина в своей монографии рассмотрели деятельность костромских учителей духовных и светских учебных заведений XVIII - начала XX в., постановку педагогического образования в Костромской губернии; материальное положение и оплату труда педагогов, привели биографии наиболее известных школьных наставников [4]. История Костромской духовной семинарии была раскрыта в очерке Н.А. Зонтикова [5]. Исследователи изучили различные аспекты функционирования семинарий в Верхнем Поволжье [6-13]. Деятельность Костромского, Бежецкого и Ново-торжского земств по развитию народного образования стали предметом специального изучения в работах М.Г. Кузнецовой, Е.В. Колесовой и Н.И. Ивановой [1416]. В монографии И.Н. Поведской «Весьегонский американец. Очерк жизни и деятельности Петра Алексеевича Дементьева (1850-1919)» несколько страниц посвящены роли Весьегонского уездного земства Тверской губернии в развитии народного образования в пореформенные годы [17]. Многогранная деятельность председателя Костромской уездной земской управы В.С. Соколова, в том числе в области народной школы, раскрыта в статье Н.Ф. Басовой [18]. К.Е. Балдин дал оценку работы органов местного самоуправления и роли учебных заведений Ивановского края в области школьного строительства на рубеже XIX-XX в. Автор приводит цифры, характеризующие динамику развития начальных народных училищ: количество школ, половозрастной состав учащихся, финансирование учебных заведений, обеспеченность педагогическими кадрами и т.д. [19, 20]. К. А. Степанов в своих работах подробно проанализировал деятельность Ростовского земства по развитию народного образования, подчеркнул роль библиотек в данном процессе [21, 22]. Просветительская деятельность духовных и светских библиотек российской провинции во второй половине XIX - начале XX в. детально освещена в исследовании О.В. Гороховой, выполненном на материалах Костромской губернии [23]. Изучение истории библиотечного дела в регионе, как подчёркивает автор исследования, показывает, что последнее развивалось в тесной связи с основными общероссийскими тенденциями в данном вопросе. В рассматриваемый период происходил неуклонный рост численности библиотек; расширение их внутреннего состава; появление библиотек новых типов; увеличение и расширение комплектации библиотечных фондов и т. д. При этом, по мнению О.В. Гороховой, с развитием системы духовного и светского образования в Костромской губернии происходило формирование учебных библиотек (при семинариях, духовных училищах, гимназиях и др.), а в середине XIX в. - первых публичных библиотек, рассчитанных на самые широкие круги населения. Существенное значение для раскрытия темы настоящей статьи имеет работа В.В. Денисова, опубликованная в сборнике «Русская провинция: Культура XVIII-XX веков» [24]. Автор, вслед за доктором филологических наук Н.Д. Русиновым, использовал термин «угличский культурный феномен», которым исследователь обозначил совокупность явлений XVIII-XIX вв. в культуре Угличского края. Основным показателем этого служит высокий уровень грамотности угличан. Говоря об угличском культурном феномене, В.В. Денисов прежде всего остановился на состоянии начальной и средней школы Угличского уезда. Автор свидетельствует о поразительных успехах народного образования в Угличской земле. Используя данные подворной переписи 1897 г., он подчёркивает, что число грамотных мужчин в некоторых волостях (если не брать в расчёт детей дошкольного возраста) превышало 90% [Там же. С. 99-102]. Источниковедческие проблемы просвещения Угличского края во второй половине XIX - начале XX в. также были раскрыты В.В. Денисовым в одной из своих статей [25]. Продолжая изучение угличского культурного наследия, исследователь опубликовал книгу «Настоятели Угличских монастырей». В ней приводятся биографии настоятелей, из которых можно узнать, что некоторые из священнослужителей ранее были преподавателями духовных учебных заведений, исполняли должности смотрителей Угличского духовного училища [26]. Интересным для нашего исследования представляется раздел «Угличские монастыри в XIX - начале XX века» в монографии В.В. Денисова «Монастыри и культура Угличского Верхневолжья». Следует согласиться с автором в том, что во второй половине 1880-х гг. развитие школьного дела при монастырях носило стихийный характер и являлось уделом энтузиастов-одиночек. Это положение изменилось «после 1886 г., когда Синод развернул активную деятельность по созданию сети ЦПШ. С этого момента монастырские власти вплотную занялись обустройством собственных начальных училищ, которые играли заметную роль в системе народного образования края» [27]. Краткие упоминания об открытии церковноприходских школ содержит ещё одна статья В.В. Денисова [28]. В своей работе «Книги и книжные собрания в угличских монастырях и в церквях во второй половине XVII - начале XX в.» он отметил, что в конце XIX - начале XX в. монастырские обители и приходские церкви стали закупать учебные пособия для функционировавших при них учебных заведениях [29]. Анализ деятельности обителей по развитию монастырских школ в Верхнем Поволжье в XIX в. автор продолжил в своих последующих монографиях [30, 31]. Вопросы развития школьных библиотек раскрываются в работе О.Б. Поляковой [32]. Она, как и В.В. Денисов, вполне обоснованно выделяет два периода в становлении сети учебных заведений во второй половине XIX в.: 1) 60-е гг. XIX в. - 1886 г. (преобладают земские училища); 2) с 1886 г. до начала XX в. (увеличивается число ЦПШ). Автор выяснила, что к концу XIX столетия библиотеки имелись в большинстве учебных заведений Угличского уезда. Значение ярославских земских организаций, их несомненный вклад в дело развития и процветания народного образования во второй половине XIX в. показаны в исследованиях Т.И. Волковой. Автор уделила большое внимание деятельности местного самоуправления по созданию земской начальной школы и подготовке преподавательских кадров [33]. Т.И. Волкова также проанализировала деятельность уездных земств по данным вопросам, в частности Рыбинского [34]. Вклад земств в развитие женского гимназического образования Верхней Волги показан в работе Д.В. Стадник [35]. В учебном пособии «История Ярославского края с древнейших времён до конца 20-х гг. ХХ века» освещаются вопросы развития образования в XIX в. Авторы приводят ряд статистических сведений по уездам Ярославской губернии. Особо отмечается, что уровень грамотности населения губернии позволил ей к началу ХХ в. выйти на первые места по данному показателю в Российской империи. Этот факт подтверждают сведения о чрезвычайно высоком проценте грамотности среди новобранцев: в 1898 г. в Угличском уезде он составлял 98,4%, в Рыбинском - 94,8%, в Любимском - 91,2% [36-37]. Во вступительной статье к одному из разделов документального сборника «Рыбинск: Документы и материалы по истории города» дан краткий анализ системы образования в уезде во второй половине XIX -начале XX в., приведены даты открытия основных местных учебных заведений, перечислены наиболее известные выпускники, охарактеризован социальный и половозрастной состав учащихся [38]. Различным аспектам светского, духовного и внешкольного образования Верхней Волги XIX в. посвящены кандидатские диссертации А.Е. Оторочкиной, Т.Ю. Фадеевой, Н.Е. Герасимовой, Е.С. Введенского, Т.А. Красницкой и Т.А. Бархатовой. А.Е. Оторочкина выявила основные закономерности формирования системы среднего и высшего образования в первой половине XIX в. на территории верхневолжских губерний. Автор на конкретном фактическом материале рассмотрела процесс взаимодействия государства и общества в реформировании учебного дела Верхневолжского региона, начиная с преобразований Александра I. Она подчеркнула зависимость реализации правительственных реформ в области просвещения от традиций и норм, существовавших в различных слоях общества [39]. Картина развития и реформирования средних учебных заведений Верхнего Поволжья во второй половине XIX - начале XX в. отображена в диссертации Т.Ю. Фадеевой [40]. В ней рассмотрены вопросы влияния политики правящих кругов в области среднего образования; дана характеристика преподавательского состава, учащихся и учебно-воспитательного процесса; указаны источники финансирования различных типов средних учебных заведений. Автор делает вывод о том, что исследуемый период стал временем проведения ряда реформ в области среднего образования в Российской империи, стремившихся к созданию новой всесословной системы средних учебных заведений. В исследовании Н.Е. Герасимовой анализируется состояние среднего духовного образования в Ярославской и Костромской губерниях во второй половине XIX - начале XX в. [41]. Особое внимание автор уделяет становлению и развитию Ярославской и Костромской семинарий, женских духовных училищ: показано материальное положение преподавателей и учащихся; выявлена сословная принадлежность учеников, их общественно-политические взгляды и т. д. Н. Е. Герасимова выделила три этапа политики правящих кругов в сфере народного просвещения, основываясь при этом во многом на времени правления трех последних императоров. Деятельность Русской православной церкви в области начального образования с 60-х гг. XIX в. по 1905 г. в Ярославской и Костромской губерниях была рассмотрена в работе Е.С. Веденского [42]. Он показал динамику развития церковно-приходских школ, условия их финансирования, остановился на кадровом составе преподавателей. Т.А. Красницкая изучила начальное духовное образование двух губерний Верхневолжского региона [43]. Вопросам внешкольного образования одной из верхневолжской губерний -Тверской - во второй половине XIX - начале XX в. посвящено исследование Т.А. Бархатовой. К сожалению, для последней диссертации была характерна некоторая недооценка архивных материалов [44]. В целом, диссертационные исследования А.Е. Оторочкиной, Т.Ю. Фадеевой, Н.Е. Герасимовой, Е.С. Введенского, Т.А. Красницкой и Т.А. Бархатовой сыграли важную роль в изучении народного просвещения в губерниях Верхней Волги XIX в. Изучение проблем повышенного начального и среднего образования Ярославля, созданное на основе анализа большого комплекса письменных источников, во многом впервые вводимых в научный оборот, проведено в книге Р.З. Гушель «Страницы истории школьного дела в Ярославле. XIX - начало XX века» [45]. Современные исследователи уделяют большое внимание персоналиям. Об организации первой частной гимназии в г. Мышкин Ярославской губернии и её первом директоре Н.П. Исакове красочно и эмоционально рассказано в книге его правнучки Н. В. Андреевой «Мышкин - глазами одной семьи» [46]. Деятельность Я. С. Колмогорова, яркого представителя известного рода, в качестве почетного смотрителя Ярославского городского училища во второй половине XIX в., его благотворительность по отношению к ярославским Туношенской и Прусовской школам и вклад в развитие начального и среднего образования кратко освещены в еще одной работе Р.З. Гушель [47]. Образовательные комплексы Ярополческой слободы уездного г. Вязники Владимирской губернии и села Вятского Даниловского уезда Ярославской губернии конца XIX - начала XX в. выявили Т.А. Красницкая и Н.Ю. Мальцева [48-49]. С.Н. Рябова показала роль законоучителя и охарактеризовала конкретную педагогическую деятельность по преподаванию Закона Божьего в начальной школе Покровского уезда Владимирской губернии [50]. О единоверческих училищах Ярославской епархии сообщалось в статье И.С. Наградова [51]. Специальная статья Н.В. Дутова посвящена деятельности училища имени Н.П. Пастухова в Ярославле в начале XX в., формам и методам обучения, видам наказания учащихся [52]. Ряд исследовательских работ рассказывает о деятельности угличских средних и средних специальных учебных заведений рубежа XIX-XX в. [53-54]. Интересные работы, анализирующие различные аспекты функционирования первого высшего учебного заведения Верхнего Поволжья - Ярославского училища высших наук, а также его преемников - камерального лицея и Демидовского юридического лицея, деятельность ведущих профессоров и формирование его научных школ, принадлежат таким авторам, как А.Д. Егоров, С.А. Егоров, В.М. Марасанова, Ю.Ю. Иерусалимский, Н.В. Щербакова, М.В. Лушникова и др. [55-67]. Отдельно стоит отметить обширный труд С.А. Егорова «На честное дело жизни», посвящённый становлению и развитию первого ярославского высшего учебного заведения [68]. В данном исследовании содержится масса любопытных фактов из деятельности Ярославского училища высших наук, камерального и Демидовского юридического лицеев в XIX в.; присутствуют ценные сведения об учебных программах; численности профессорско-преподавательского состава; представлена подробная информация о создании в училище и лицее различных направлений юридической науки (трудовое, финансовое право, уголовное право и процесс) и т.д. Обобщающие характеристики начального, среднего и высшего образования Верхневолжского региона XIX в., включая детальный анализ проблем духовной школы, функционирования профессиональных и женских образовательных учреждений, приведены в фундаментальных региональных изданиях справочного характера: «Тверская область: энциклопедический справочник» и «Энциклопедия Ярославского края с древнейших времен до 1917 г. Антология» (гл. редактор Ю.Ю. Иерусалимский) [69-70]. Там же имеются статьи по отдельным знаковым учебным заведениям региона. Итак, краеведческие работы современного этапа развития отечественной историографии содержат интересную и важную информацию по теме нашего исследования, однако цельной картины развития народного образования в Верхнем Поволжье не составляют, поскольку разбросаны по различным книгам, статьям и диссертациям, а ряд аспектов при этом остаётся неизученным. Мало внимания уделяется комплексному изучению деятельности земских школ, ЦПШ, школ грамоты, учебных заведений МНП, характеристике учащихся и педагогического состава, а также материальной базе народной школы Верхней Волги.

Ключевые слова

историография, историки, народное образование, земские и церковно-приходские школы, Верхнее Поволжье, XIX в, historiography, historians, national образование, territorial and parish schools, Upper Volga Area, XIX century

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Иерусалимская Светлана ЮрьевнаЯрославский государственный университет им. П.Г. Демидовакандидат исторических наук, младший научный сотрудникosniyar@uniyar.ac.ru
Всего: 1

Ссылки

Леонтьева Т.Г. Церковная интеллигенция Тверской губернии в конце XIX - начале XX века (1895-1907 гг.) : автореф. дис.. канд. ист. наук. Петрозаводск, 1992.
Леонтьева Т.Г. Вера и прогресс. Православное сельское духовенство в России во второй половине ХК - начале ХХ вв. М., 2002.
Леонтьева Т.Г. Православная культура и семинарский быт (конец XIX - начало XX в.) // Отечественная история. 2001. № 3.
Бердова О.В. Костромское учительство (XVIII - начало XX века) / О.В. Бердова, Е.А. Лушина. Кострома, 2006.
Зонтиков Н.А. Костромская духовная семинария. Вехи истории. Кострома, 1997.
Костромская земля: краеведческий альманах. Кострома, 1992, 1999. Вып. 2, 4.
Рождественский сборник. Ковров, 1996. Вып. III.
Развитие сотрудничества между церковью и государством в сфере образования: Опыт Костромской епархии : сб. мат-лов первых Игнатьевских образовательных чтений. Кострома, 1996.
Культура. Образование. Православие: сб. мат-лов регион. практич. конф. Ярославль, 1996.
Чтения по истории и культуре Древней и Новой России: мат-лы науч. конф. Ярославль, 1998.
Ковровский исторический сборник. Ковров, 2000.
Материалы и исследования. Владимир, 2000-2001.
Дутов Н.В. Духовная семинария // За педагогические кадры (Ярославль). 2013. № 7.
КузнецоваМ.Г. Костромское уездное земство (1865-1918 гг.) // Костромской район: Вехи истории. Кострома, 2003. С. 51-57.
Колесова Е.В. Вопросы народного образования в деятельности Бежецкого уездного земства (60-90-е гг. XIX в.) // Тверская земля в прошлом и настоящем. Тверь, 1994.
Иванова Н.И. Деятельность Новоторжского уездного земства по развитию народного образования в 60-90-е гг. XIX в. // Тверская земля в прошлом и настоящем. Тверь, 1994.
Поведская И.Н. Весьегонский американец. Очерк жизни и деятельности Петра Алексеевича Дементьева (1850-1919). Тверь, 2008. С. 28-40.
Басова Н.Ф. «Большой труженик на великой земской ниве»: председатель Костромской уездной земской управы в 1900-1912 гг. В.С. Соколов // Костромской район: Вехи истории. Кострома, 2003. С. 58-64.
Балдин К.Е. Земские школы Ивановского края, конец XIX - начало ХX в. Иваново, 2000.
Балдин К.Е. Земство и всеобщее начальное обучение в Ивановском крае в начале XX в. // Земства, советы, муниципалитеты: исторический опыт и современность. Иваново, 2005. С. 7-10.
Степанов К.А. Деятельность уездного земства по народному образованию в Ростовском уезде Ярославской губернии за 1865-1870 гг. // История и культура Ростовской земли : сб. мат-лов науч. конф. Ростов, 2007. С. 212, 222.
Степанов К.А. Открытие библиотек в г. Ростове и его уезде Ярославской губернии (2-я пол. XIX - начало XX в.). Ростов, 2006.
Горохова О.В. Просветительская деятельность духовных и светских библиотек российской провинции во второй половине XIX - начале XX веков (на материале Костромской губернии) : автореф. дис. канд. ист. наук. Кострома, 2005.
Денисов В.В. Угличский культурный феномен // Русская провинция: Культура XVIII-XX веков. М., 1993. С. 99-102.
Денисов В.В. Народное образование и грамотность в Угличском уезде в зеркале земской статистики // Исследования и материалы по исто рии Угличского Верхневолжья. Углич, 1993. Вып. 3. С. 89-97.
Денисов В.В. Настоятели Угличских монастырей (Алексеевский и Николо-Улейминский монастыри). Углич, 1997. С. 13, 28, 29, 31 и др.
Денисов В.В. Монастыри и культура Угличского Верхневолжья. Углич, 1998. С. 88.
Денисов В.В. Об авторе иеромонахе Власии // Николо-Улейминский монастырь. Углич, 1995. С. 1, 2.
Денисов В.В. Книги и книжные собрания в угличских монастырях и в церквях во второй половине XVII - начале XX в. // Исследования и материалы по истории Угличского Верхневолжья. Углич, 1996. Вып. 4. Книжная культура Углича. С. 47-63.
Денисов В.В. Социокультурная деятельность монастырей Русской православной церкви: вторая половина XVIII - начало XX века. Саарбрюккен, 2012.
Денисов В.В. Социокультурная деятельность монастырей Верхнего Поволжья (вторая половина XVIII - начало XX века). Ярославль, 2012.
Полякова О.Б. Библиотеки при учебных заведениях г. Углича и уезда в XIX - нач. ХX в. // Исследования и материалы по истории Углич ского Верхневолжья. Углич, 1996. Вып. 4. Книжная культура Углича. С. 64-75.
Волкова Т.И. Ярославское земство и развитие народного здравоохранения и образования в губернии (1865-1918 гг.) Ярославль, 1998. С. 45-80.
Волкова Т.И. Деятельность Рыбинского земства в области народного образования (вторая половина XIX - начало ХХ вв.) // «От мудрости и святости былого.»: VII Тихомировские чтения. Ярославль, 1999. С. 145-147.
Стадник Д. В. Роль земств в развитии женского гимназического образования в конце XIX - начале XX в. (На примере гимназий Верхней Волги) // Земства, советы, муниципалитеты: исторический опыт и современность. Иваново, 2005. С. 194-197.
Иерусалимский Ю.Ю., Салова Ю.Г. Глава IX. Ярославский край в пореформенный период (60 - 90-е гг. XIX в.) // История Ярославского края с древнейших времён до конца 20-х гг. ХХ века. Ярославль, 2000. С. 176, 178.
Иерусалимский Ю.Ю., Марасанова В.М., Салова Ю.Г. Глава X. Ярославский край в конце XIX - начале XX в. // История Ярославского края с древнейших времён до конца 20-х гг. ХХ века. Ярославль, 2000. С. 218.
Рыбинск: Документы и материалы по истории города. Рыбинск, 2007. С. 67.
Оторочкина А.Е. Народное образование в губерниях Верхней Волги в первой половине XIX века : автореф. дис.. канд. ист. наук. Ярославль, 2005.
Фадеева Т.Ю. Средние учебные заведения в системе образования России второй половины XIX - начала ХХ в. (на материалах губерний Верхнего Поволжья) : автореф. дис. канд. ист. наук. Ярославль, 2000.
Герасимова Н.Е. Среднее духовное образование в Ярославской и Костромской губерниях во второй половине XIX - начале ХХ в. : дис. канд. ист. наук. Ярославль, 2001.
Веденский Е.С. Деятельность русской православной церкви в области начального народного образования во второй половине XIX - начале ХХ в. (по материалам Ярославской и Костромской губерний) : дис. канд. ист. наук. Ярославль, 2004.
Красницкая Т.А. Начальное духовное образование в провинциальной России. XIX - начало XX в. (на материалах Владимирской и Костромской губерний) : дис. канд. ист. наук. Иваново, 2003.
Бархатова Т.А. Внешкольное образование в Тверской губернии во второй половине XIX - начале XX века : автореф. дис. канд. ист. наук. Тверь, 2007. С. 11.
Гушель Р.З. Страницы истории школьного дела в Ярославле. XIX - начало ХХ века. Ярославль, 2010.
Андреева Н.В. Мышкин - глазами одной семьи. 2-е изд., испр. и доп. Мышкин, 2008.
Гушель Р.З. О семье Колмогоровых в Ярославской губернии // Российская провинция: история, традиции, современность. Рождественский сборник. Ковров, 2008. Вып. XV. С. 167-170.
Красницкая Т.А. Школьный городок (из жизни Ярополческих школ Вязниковского уезда Владимирской губернии в конце XIX - начале XX в.) // Российская провинция: история, традиции, современность. Рождественский сборник. Ковров, 2008. Вып. XV. С. 170-172.
Мальцева Н.Ю. Народное образование в селе Вятское // Все живы в памяти моей. : альманах Ярославского историко-родословного обще ства. Ярославль, 2004. Вып. 1. С. 129-154.
Рябова С. Н. Законоучитель в дореволюционной школе (на материалах Покровского уезда Владимирской губернии) // Российская провин ция: история, традиции, современность. Рождественский сборник. Вып. XV. С. 173-176.
Наградов И. С. Единоверие в Костромской и Ярославской епархиях во второй половине XIX - начале XX вв. // II Романовские чтения. Центр и провинция в системе российской государственности : материалы конференции. Кострома, 2009.
Дутов Н.В. История училища имени Н.П. Пастухова (Часть I-III) // Ярославский педагогический вестник. Т. I. (Гуманитарные науки). 2010. № 2-4.
СусловаМ. Угличская, народная. К 100-летию Угличской женской гимназии // Углече Поле. 2006-2007. № 4. С. 6-10.
Соболевский И. Построено на пожертвования. История гимназии - семинарии - училища - колледжа // Углече Поле. 2006-2007. № 4. С. 11-13.
Егоров А.Д. Демидовский юридический лицей. Иваново, 1994. Ч. 1-2.
Имени П.Г. Демидова. Ярославский университет в его прошлом и настоящем. Ярославль,1995.
Щербакова Н.В. Институт президентской власти в трактовке А.Е. Назимова // Актуальные проблемы естественных и гуманитарных наук. Ярославль, 1995.
Щербакова Н.В. Патриции и плебеи в трактовке Д.И. Азаревича // Высшее образование в России: история, проблемы, перспективы. Ярославль, 1994. Вып. 1.
Лушникова М. В. Л.С. Таль и становление трудового права // Высшее образование в России: история, проблемы, перспективы. Ярославль, 1994. Вып. 1.
ЩербаковаН.В., ЛушниковаМ.В. Л.С. Таль о проблеме власти над человеком в гражданском праве // Актуальные проблемы естественных и гуманитарных наук. Ярославль, 1995.
Марасанова В.М. и др. Ярославский край в XIX веке. Ярославль, 2001. С. 49-52.
Егоров С.А. Историческая судьба Ярославского высшего учебного заведения им. П.Г. Демидова // Человек в контексте эпохи. Личность. Культура. Образование. Ярославль, 2008.
Диссон Ю.А. Лицеи и благородные пансионы в системе народного просвещения России в первой трети XIX века : автореф. канд. ист. наук. М., 2008.
Иерусалимский Ю.Ю., Иерусалимская С.Ю. К истории создания и деятельности Демидовского юридического лицея // Человек в контексте эпохи. Личность. Культура. Образование. Ярославль, 2008. С. 10-13.
Иерусалимская С.Ю., Иерусалимский Ю.Ю. Роль ярославского учебного заведения имени П.Г. Демидова в системе университетского образования российской империи // Человек в пространстве культуры: «русский мир» в контексте полилога культур. Ярославль, 2011. С. 7
Иерусалимская С.Ю. Деятельность Ярославских высших наук училища в первой трети XIX в. // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2011. № 4. С. 17-21.
Иерусалимская С.Ю. Вклад П.Г. Демидова в создание Ярославского училища высших наук // Человек в пространстве культуры: историче ские традиции и задачи модернизации России. Ярославль, 2012. С. 218-222.
Егоров С.А. «На честное дело жизни». Ярославское высших наук училище. Демидовский лицей: Ярославская юридическая школа. Яро славль, 1997.
Тверская область: энцикл. справ. Тверь, 1994.
Энциклопедия Ярославского края с древнейших времен до 1917 г. Антология / под ред. Ю.Ю. Иерусалимского. Ярославль, 2009.
 Современная историческая литература о развитии народного образования Верхнего Поволжья в XIX в. | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2014. № 3 (29).

Современная историческая литература о развитии народного образования Верхнего Поволжья в XIX в. | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2014. № 3 (29).

Полнотекстовая версия