Политическая публицистика И.М. Гревса | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2020. № 65. DOI: 10.17223/19988613/65/16

Политическая публицистика И.М. Гревса

Статья посвящена анализу публицистических статей по политическим вопросам известного русского медиевиста И.М. Гревса. Выявляя основные тематические блоки публицистических статей И.М. Гревса, авторы делают акцент на «идейной» взаимосвязи историографических и публицистических работ историка. По мнению авторов, через анализ современной действительности ученый выходил на важную для него проблему - проблему политической и национальной самоидентификции.

Political journalism of I.M. Grevs.pdf Принципиальный вопрос «Зачем в России вообще нужна медиевистика?» (т.е. изучение отдаленного периода истории других (западноевропейских) стран) на разных этапах истории профессиональной исторической науки в России периодически приобретает особую остроту и актуальность как для историков исторической науки, так и для самих медиевистов. Поскольку универсального ответа на этот вопрос выработано не было, следует, видимо, исходить из того, что ответ может быть сугубо контекстуальным. Другими словами, в разное время, ориентируясь на различные актуальные в данным момент интеллектуальные, политические и культурные контексты, российские медиевисты по-разному обосновывали «право на жизнь» (и финансирование) своей научной дисциплины. В своей классической работе Б.Г. Могильницкий показал, каким образом работы российских медиевистов, посвященные изучению аграрных отношений западноевропейского Средневековья, были связаны с актуальными вопросами общественно-политической жизни пореформенной Российской империи [1]. Но, с одной стороны, механизм реализации этой стратегии обоснования легитимности профессиональной историографии был весьма вариативен, а с другой - далеко не все российские медиевисты начала ХХ в. занимались непосредственно изучением аграрных отношений. Одним из таких медиевистов был Иван Михайлович Гревс (1860-1941). На протяжении многих лет он читал как общий курс истории Средних веков в Санкт-Петербургском университете и на Высших женских (Бестужевских) курсах, так и большое количество специальных курсов по Средневековью. Его ученики составили цвет российской медиевистики первой половины ХХ в., а сфера его непосредственных научных интересов была связана и изучением проблем средневековой западноевропейской культуры. Как и многие коллеги историка, Гревс активно занимался общественно-политической деятельностью, в том числе был автором нескольких десятков статей, опубликованных в начале ХХ в. в различных периодических изданиях. При этом получается, что эти статьи прошли мимо как авторов работ, посвященных истории российского либерализма [2-11], в частности политической активности историков начала ХХ в. [12, 13], так и авторов исследований, посвященных изучению жизни и творчества И.М. Гревса [14-16]. Последних в большей степени привлекали публицистические статьи Гревса по вопросам краеведения и проблемам образования. Исключениями здесь являются статья Б.С. Кагановича [17], а также небольшое предисловие Б.В. Ананьича и Р.Ш. Ганелина к публикации наброска воспоминаний Гревса о М.П. Драгоманове [18]. В связи с этим, стремясь заполнить существующую лакуну, в нашей работе мы попытаемся сугубо предварительно рассмотреть политическую публицистику Гревса как индивидуальный режим обоснования общественной легитимности исторической науки, попытавшись установить «идейную» связь публицистических статей и профессиональной деятельности петербургского историка. И.М. Гревс еще со студенческих лет был связан с оппозиционным движением, а близкий круг его многолетних друзей (так называемое «Приютинское братство» [19, 20]) играл важную роль в формировании идеологии либерального движения и кадетской партии [21. C. 15-17]. Историк принимал непосредственное участие в знаменитой встрече русских либералов в июле 1903 г. в Шафгаузене, на которой было принято решение о создании «Союза освобождения». Еще со студенческих лет Гревс состоял под «надзором полиции», а в 1899 г. был отстранен от преподавания в университете «секретным приказом министра народного просвещения» [Там же. С. 30]. В этом же году он получил оставшееся, правда, нереализованным приглашение о сотрудничестве с либеральным народническим журналом «Русское богатство». Снизив свою политическую активность, в 1902 г. он вернулся в университет, а начало его систематической деятельности в качестве публициста связано с событиями 1905 г. В октябре 1905 г. Гревс вместе со многими своими друзья и единомышленниками совершенно ожидаемо вступил в ряды кадетской партии. С изданиями, ассоциированными с этой партией, и связана его деятельность как публициста. Он публиковался в таких изданиях, как журналы «Полярная звезда», «Свобода и культура», газеты «Право» и «Речь»; последняя фактически была главным печатным органом К.В. Герш, А.В. Свешников 130 кадетской партии. По предварительным подсчетам на страницах этих и других изданий им было опубликовано около 30 статей. Мы можем выделить, так сказать, два «пика публицистической активности» Г ревса -1905-1906 гг. (13 статей) и 1917-1918 гг. (15 статей). Рост такой активности напрямую связан с политическими событиями, революциями. В промежутках между этими датами Гревс также публикует статьи, но гораздо реже. Тематика политических статей Гревса определяется двумя моментами - актуальной политической ситуацией и кругом вопросов, в которых он считает себя относительно компетентным. Начинает он как автор, с одной стороны, пытающийся обосновать в своих статьях вопросы тактики и идеологии партии кадетов на думских выборах, а с другой - как эксперт в вопросах высшей школы. В своих первых статьях И.М. Гревс анализирует ситуацию, связанную с прекращением занятий в Санкт-Петербургском университете, знаменитыми «письмом 23 профессоров» и «запиской 342 ученых» (к которым он присоединился), критикует правительственную политику в сфере высшей школы, выступая идеологом свободных науки и преподавания [22-24]. Затем выходит целый блок статей, появление которых связано с выборами в Первую и Вторую Государственные думы. В них Гревс призывает избирателей принять активное участие в выборах и отдать свой голос за кадетскую партию, программу которой он пытается разъяснить [25-29]. Кадетская партия для ученого - «честный борец за “мирную революцию”». Историк критикует тактику бойкота выборов в думу левых партий, призывает их отказаться от насилия и перейти к сотрудничеству с конституционными демократами. Главным основанием такого сближения для него является победа разума. Истоки политического радикализма, пустившего корни в обществе, Гревс усматривал в традициях революционных народников 1870-х гг. [30]. После 1906 г. он вновь переключается на критику правительственной политики в области высшего образования [31, 32], а также затрагивает вопросы о реформе среднего образования и подготовке учителей нового поколения [33]. Публицистика Гревса 1917-1918 гг. тематически более разнообразна. По-прежнему основными органами периодической печати остаются для него газета «Речь / Наш век» и еженедельник «Русская свобода». Историк анализирует бурные революционные события и их негативные последствия [34-39], оценивает возможности участия молодежи в революции [40, 41], рассматривает правительственную политику в области высшего образования, науки, свободы слова и органов периодической печати [42-48], прорисовывая перспективы их дальнейшего развития в новых условиях. По своему содержанию эти статьи, с одной стороны, как и ранее, совпадают с кадетскими позициями и оценками, а с другой - в них заметно усиливается антибольшевистская направленность, которая в конце концов сделала деятельность Гревса-публициста после революции практически невозможной. Следует отметить некоторые особенности, которые характеризуют публицистические работы Гревса. Во-первых, методологические принципы историка, реализуемые в «научных» текстах [49, 50], находят свое отражение и в публицистических. Историк анализирует современные ему процессы в образовании, науке, государственной, партийной жизни через призму гуманизма, исторического идеализма, генетического принципа (особое внимание уделяя причинам и истокам), культурно-исторического прогресса и преемственности, психологизации: «Жизнь движется медленно, приливами и отливами; в поступательном движении происходят остановки, почти никогда не совершается в нем сразу далеких скачков. Надобно только не уставать бороться, шествуя вперед» [24. Стб. 2936]. Общечеловеческая культура и ценности, свобода личности, индивидуальность, прогресс, вера в единство и тому подобное наполняют пространство публицистических текстов Гревса не меньше, чем «медиевист-ских»: «Свободу учения и преподавания необходимо завоевывать согласным, одушевленным натиском всех, кто любит истину, в ком горит жажда искания смысла жизни, кто понимает, что только идеи ведут человечество к совершенству» [Там же. Стб. 2937]. В публицистических текстах историк поднимает вопрос о роли личности, вождях и массах: «Личность нельзя конструировать из среды: в ней открывается одна из примордиальных сил, создающих среду. Индивидуальные усилия личности и собирательная работа всех умов, коллективирующаяся в гений человечества, вот истинный фактор шествования человечества к совершенствованию» [Там же. С. 203]. Во-вторых, Гревс активно использует исторический опыт древней, средневековой и новой истории для проведения исторических параллелей между прошлым и настоящим, хотя оговаривает ограниченность их использования, а порой и сам критикует ученых-коллег за некорректность сравнений [26. № 11. С. 801802]: «...Как историк, не могу закрыть глаза на прошлое, не видеть, сколько раз подвергались крушению попытки водворить демократические начала. Хотелось бы заранее видеть грозящие и нам опасности» [35. С. 15]. Ученый обращается к опыту Римской империи, средневековой культуры, английской и французским революциям и пр.: «Вспоминается в истории человечества далекий трагический момент. Рим был варваром сравнительно с сокрушенной им цивилизованной Грецией... греческому гению удалось справиться с римским невежеством. лишь те народы стали героями истории, которые уверовали в божественную природу человеческого духа, в неоценимую стоимость его достижений. Таковыми были культуры Италии, Франции, Англии. таким явит себя миру и русский народ с той правдой, которую он таит в себе, которая в грядущем раскроется ярким светом» [Там же. С. 18]. В-третьих, историк легитимизирует свои публицистические тексты с помощью опоры на авторитеты, т.е. активного цитирования произведений выдающихся исторических личностей, современных писателей, ученых (среди них Августин, Данте, Ренан, Фюстель де Куланж, И.С. Тургенев, Вл. Соловьев, М.П. Драгоманов и др.). Точно так же Гревс поступал и в академических статьях. Более того, список цитируемых Политическая публицистика И.М. Гревса 131 в историографических и публицистических статьях авторитетов почти полностью совпадает. Практически в каждом как раннем, так и позднем публицистическом тексте Гревса находится место для цитат «великих»: «Данте громко провозгласил, что разум составляет все преимущество человека и обеспечивает его счастье; но великий поэт-мыслитель прибавляет, что разум может действовать только тогда, когда он свободен, как у гениальных философов древности» [22. С. 3]; «...наука, о которой Ренан говорил, что “она может привести, поистине, к улучшению человека на земле”. И счастлив человек, если по вере того же Ренана, в самом деле, - “наука - первая потребность его”» [35. С. 20]. В-четвертых, академические тексты Гревса-историка отличаются от текстов большинства его коллег наличием эмоционально-окрашенных высказываний. Личное отношение историка к изучаемому прошлому -важный элемент теоретико-методологической программы Гревса [49, 50]. Это же характерно и для политико-публицистических статей. Гревс пытается быть личностно-эмоциональным публицистом. Он часто использует собственный опыт, эффект «вживания» и «присутствия»: «Приведенный личный пример, для пишущего субъективно особенно убедительный, рисуется мне индивидуальным символом объективно-реальной истины» [37. С. 6] Например, собственные детские воспоминания о добром сожительстве «хохлов» и «кацапов», внутреннее чувство комфорта во время пребывания на Украине, отсутствие у историка «чувства розни» вполне являлись для него доказательством «русскости» украинского народа: «Ярославец и полтавец для меня родные братья. Значит же они родные и между собой» [37. С. 5-6]. Использование лозунгов-призывов также отличает тексты историка: «Шире же дорогу друзьям и труженикам созидательного общественного и культурного дела!»; «Идемте к урнам все вместе дружной толпой, как озаренные единым истинным светом сознательные и убежденные работники - каменщики народного освобождения! В единстве сила!» [27. С. 2]. В-пятых, для «Гревса-идеалиста» (именно так он определял свою историческую позицию до конца жизни) был характерен, безусловно, и «идеализм политический» [51]: «Мы [кадеты] несем правду для всего человечества!» [28. С. 2]. В этой связи вполне приемлемыми для историка были призывы к «партийному единению всех прогрессистов» [26. № 12. С. 56; 28. С. 3] и «созданию общего великого духа - духа народной России» [26. № 12. С. 56], слиянию наций в «единое человечество - братство» [41. С. 19], вера «в отрезвление революционеров», «открытие очей немецкого народа на нелепость и преступность совершающейся бойни», [41. С. 7], способность всех классов к «единой благой работе», путь «к миру, свету и свободе!» [31. С. 28]. Таким образом, через анализ современной действительности ученый выходил на важную для него проблему - проблему самоидентификции: кто я? Для Гревса в публицистических текстах важно было подчеркнуть роль историка, зачастую в тексте он по несколько раз повторяет для неосведомленного читателя, что автор - историк, пытающийся разобраться в современных общественно-политических вопросах: «Пишущий эти строки не может и не хочет считать себя политиком по призванию или по профессии; но он всю жизнь работает над наукой, близкой к вопросам о государстве и обществе; он долго преподает ее молодежи обоего пола и разного возраста и думает, что теоретический опыт размышления над историей, а также опыт практический ее изложения и наблюдения над тем, как она понимается и как действует на человеческую душу, дает ему право сказать свое слово по вопросу о партийной психологии и о политической потребности настоящего дня». [26. № 11. С. 796]. При этом собственно профессиональные научные тексты, точнее наличествующий благодаря им символический капитал, выполняют в рамках выбранного Гревсом коммуникативного режима функцию имплицитной аргументации. Читатель «должен поверить» автору в том числе и потому, что автор «профессор». Если же этого окажется недостаточно, читатель может обратиться к научным работам автора и найти в них развернутое обоснование намеченной в публицистических статьях позиции.

Ключевые слова

политическая публицистика, И.М. Гревс, русская медиевистика, либерализм, кадетская партия, русская революция, political journalism, I.M. Grevs, Russian Medieval Studies, Liberalism, Cadet Party, Russian Revolution

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Герш Ксения ВадимовнаКемеровский государственный университеткандидат исторических наук, доцент кафедры истории и обществознания Новокузнецкого института (филиала)bambizova@mail.ru
Свешников Антон ВадимовичОмский государственный университет им. Ф.М. Достоевскогодоктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей историиpucholik@rambler.ru
Всего: 2

Ссылки

Могильницкий Б.Г. Политические и методологические идеи русской либеральной медиевистики середины 70-х гг. XIX в. - начало 1900-х гг. Томск : ТГУ, 1969. 410 с.
Шацилло К.Ф. Русский либерализм накануне революции, 1905-1907 гг.: Организация. Программы. Тактика. М. : Наука, 1985. 347 с.
Шелохаев В.В. Кадеты - главная партия либеральной буржуазии в борьбе с революцией 1905-1907 гг. М. : Наука, 1983. 327 с.
Шелохаев В.В. Идеология и политическая организация российской либеральной буржуазии, 1905-1914 гг. М. : Наука, 1991. 231 с.
Шелохаев В.В. Либерализм в России в начале ХХ века. М. : Политическая энциклопедия, 2019. 503 с.
Российские либералы : сб. ст. / под ред. Б.С. Итенберга и В.В. Шелохаева. М. : РОССПЭН, 2001. 574 с.
Гайда Ф.А. Либеральная оппозиция на путях к власти (1914 - весна 1917 г.). М., 2003. 432 с.
Селезнев Ф.А. Конституционные демократы и буржуазия (1905-1917 гг.). Н. Новгород : Изд-во Нижегород. гос. ун-та им. Н.И. Лобачевско го, 2006. 227 с.
Российский либерализм: идеи и люди / под ред. А.А. Кара-Мурзы. 2-е изд. М. : Новое изд-во, 2007. 904 с.
Российский либерализм середины XVIII - начала ХХ века. Энциклопедия / Под ред. В.В. Шелохаева. М.: РОССПЭН, 2010. 1087 с.
Шелохаев В.В. Конституционно-демократическая партия в России и эмиграции. М., 2015. 863 с.
Волобуев О.В. Революция 1905-1907 гг. в публицистике русских буржуазных историков // Исторические записки. М. : Наука, 1978. Т. 102. С. 54-72.
Шарова А.В. Всеобщая история в общественно-политической жизни России начала ХХ в. // Средневековая Европа: Восток и Запад. М. : Изд. Дом НИУ ВШЭ, 2015. С. 367-412.
Скржинская Е.Ч. Иван Михайлович Гревс : биографический очерк // Гревс И.М. Тацит. М.-Л. : Изд. АН СССР, 1946. С. 223-248.
Скворцова Т.Н. И.М. Гревс как учитель и ученик // Российские университеты в XVIII-XX веках. Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 2000. Вып. 5. С. 183-200.
Вахромеева О.Б. Духовное единение : к изучению творческой биографии И.М. Гревса. СПб. : Знаменитые универсанты, 2005. 166 с.
Каганович Б.С. О генезисе идеологии «Ольденбургского кружка» и «Приютина братства» // Русская эмиграция до 1917 г. - лаборатория либеральной и революционной мысли. СПб., 1997. С. 90-103.
Ананьич Б.В., Ганелин Р.Ш. Из архива И.М. Гревса // Общественная мысль в России в XIX веке. Л. : Наука, 1986. Вып. 16. С. 234-237.
Шаховской Д.И. Письма о Братстве / публ. Ф.Ф. Перченка, А.Б. Рогинского, М.Ю. Сорокиной // Звенья. М., 1992. Вып. 2. С. 171-318.
Еремеева С.А. Приютинское братство как феномен интеллектуальной культуры России последней трети XIX - первой половины ХХ в. : автореф. дис.. канд. культурологи. М., 2007. 20 с.
Каганович Б.С. Русские медиевисты первой половины ХХ века. СПб. : ГИПЕРИОН, 2007. 244 с.
Гревс И.М. Забытая наука и униженное звание // Наши дни. 1904. № 10. С. 2-3.
Гревс И.М. Возродится ли у нас подорванное научное просвещение // Право : еженедельная юридическая газета. 1905. № 9. Стб. 634-644.
Гревс И.М. Временные правила 27 августа об управлении университетами и освобождении науки // Право : еженедельная юридическая газета. 1905. № 36. Стб. 2923-2939.
Гревс И.М. Сергею Николаевичу Трубецкому (памяти погибшего защитника идейности) // Полярная звезда. 1905. № 3. С. 193-209.
Гревс И.М. Идейная борьба и созидательная работа в революции (к истолкованию души конституционно-демократической партии) // Полярная звезда. 1906. № 11. С. 787-804; № 12. С. 55-75.
Гревс И.М. Дружно к урнам! // Речь. 1906. № 26. С. 2.
Гревс И.М. После победы // Речь. 1906. № 42. С. 2-3.
Гревс И.М. Не разрознят они нас и никого не обманут // Речь. 1906. № 47. С. 2.
Гревс И.М. Из истории политических настроений четверть века назад // Свобода и культура. 1906. № 7. С. 490-513.
Гревс И.М. Университеты под режимом 8 июля 1906 г. // Право. 1906. № 33. Стб. 2621-2630; № 34. Стб. 2679-2690.
Гревс И.М. Строительство и разрушение в высшей школе // Право : еженедельная юридическая газета. 1908. № 29. Стб. 1581-1596; № 31. Стб. 1661-1678.
Гревс И.М. К просветительской взаимопомощи // Речь. 1906. № 121. С. 2-3.
Гревс И.М. Старый революционер за эволюцию // Речь. 1917. № 80. С. 2.
Гревс И.М. Демократия и наука // Русская свобода. 1917. № 8. С. 13-20.
Гревс И.М. Как искоренить беспризорность детей? (К новым районным думам) // Речь. 1917. № 130. С. 2.
Гревс И.М. Русским - украинцам // Русская свобода. 1917. № 20-21. С. 3-11.
Гревс И.М. Культ революции // Русская свобода. 1917. № 24-25. С. 19-28.
Гревс И.М. Последнее прости мученикам высокой любви // Наш век. 1918. № 9. С. 1.
Гревс И.М. Женская и мужская молодежь в высшей школе // Речь. 1917. № 95. С. 2.
Гревс И.М. Молодежь и революция // Русская свобода. 1917. № 2. С. 3-8.
Гревс И.М. Университет и современная жизнь (по поводу совещания деятелей высшей школы) // Речь. 1917. № 147. С. 2.
Гревс И.М. Новые научные периодические органы по истории в России (в ожидании «Русского исторического журнала») // Речь. 2017. № 6. С. 3-4.
Гревс И.М. Занятие Смольного института // Речь. 1917. № 179. С. 2.
Гревс И.М. Лига русской культуры // Речь. 1917. № 195. С. 6.
Гревс И.М. За духовную культуру России // Наш век. 1918. № 16. С. 1.
Гревс И.М. Гибель одного культурного дела // Наш век. 1918. № 79. С. 5.
Гревс И.М. Свободные голоса // Наш век. 1918. № 101. С. 2.
Бамбизова К.В. Историческая концепция И.М. Гревса - основоположника Петербургской школы медиевистики : дис.. канд. ист. наук. Томск, 2008. 259 с.
Свешников А.В. Иван Михайлович Гревс и петербургская школа медиевистов начала ХХ века. Судьба научного сообщества. М. ; СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2016. 415 с.
Колеров М.А. Археология русского политического идеализма: 1904-1927 : очерки и документы. М. : Common Place, 2018. 352 с.
 Политическая публицистика И.М. Гревса | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2020. № 65. DOI: 10.17223/19988613/65/16

Политическая публицистика И.М. Гревса | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2020. № 65. DOI: 10.17223/19988613/65/16