Вышеградская группа: долгосрочное партнерство или временный союз
Рассматривается феномен Вышеградского сотрудничества и его современное состояние. На основе сравнительного анализа концепций внешней политики и официальных документов стран-участниц и Вышеградской группы выявляются основные общие интересы и их противоречия. Наличие различных интересов по ряду ключевых вопросов политики, а также конкуренция стран в области экономики позволяют говорить о точечном сотрудничестве стран, что делает его менее стабильным. Последний фактор свидетельствует о том, что конфликт между Вышеградской группой и странами ядра в Европейском Союзе носит временный характер.
Visegrad group: long-term partnership or tactical alliance.pdf Деятельность Вышеградской группы (В4) на европейской арене стала проявлением нового кризиса единогласия в Европейском Союзе (ЕС). Совместная позиция четверки по ряду вопросов вступает в противоречие с общей позицией ЕС. Сложившаяся ситуация говорит о назревающем противоречии между евроскептиками во главе с Вышеградской группой, выступающими за сохранение национального суверенитета, и еврооптимистами, стремящимися к усилению наднациональных органов власти. Как это повлияет на дальнейшую судьбу ЕС, будет зависеть от того, насколько жизнеспособным является Вышеградское сотрудничество и имеет ли оно прочную базу. Исследование Вышеградской группы необходимо для понимания того, какие новые угрозы несет существование региональных объединений внутри ЕС углублению интеграционных процессов внутри последнего. Исследования, посвященные Вышеградской группе, можно разделить по ряду оснований. Во-первых, стоит выделить общие статьи, посвященные группировке в целом. Первая группа (чаще всего представители стран Центральной и Восточной Европы) говорит об уникальности объединения, видя в нем большое будущее, другие же не видят значительных оснований для сотрудничества данных стран. Так, К. Уолш приходит к выводу о том, что деятельность четверки ограничивается вопросами низкой политики, а более острые вопросы на обсуждение не выносятся [1. P. 31]. Подобной оценки придерживается и М. Ростекова [2. P. 183], подчеркивая, что между странами внутри группы идет борьба за лидерство. Вторая группа исследователей, по большей части представленная российскими учеными, подчеркивает расширение сотрудничества группы, связанное с миграционным кризисом, на основе чего они делают вывод о жизнеспособности и перспективах организации [3. С. 142]. Подобная позиция отечественных исследователей связана с тем, что они видят в Вышеградской группе потенциального партнера. Во-вторых, можно выделить работы экономистов и политологов, посвященные отдельным направлениям политики и экономики. Они позволяют оценить единство объединения на примере различных аспектов деятельности. Среди таких аспектов можно выделить экономику, внешнюю политику и позицию стран в отношении будущего Европейского Союза. Что касается экономики, то здесь исследователи расходятся во мнениях. Так, отечественные исследователи говорят о росте внутрирегиональной торговли и экономического сотрудничества [4. С. 91], в то время как зарубежные акцентируют внимание на том, что рост происходит за счет нечувствительных секторов, а сами страны продолжают конкурировать на внешнем рынке [1. P. 32]. Я. Грошковский подчеркивает наличие значительных противоречий в европейской политике [5. P. 89]. Более заинтересованные в хороших отношениях с ЕС Словакия и Чехия менее позитивно настроены в отношении В4. М. Коран и А. Хатерер выделяют общую позицию стран относительно политики безопасности [6. P. 116]. И. Самсон, напротив, говорит об отсутствии общих угроз безопасности, что мешает проводить эффективную политику в данном направлении [7. P. 15]. Так или иначе, исследователи рассматривают феномен Вышеградского сотрудничества как региональной группы, часто сравнивая его с Бенилюксом. Наличие большого числа противоречий и точечное сотрудничество позволяют поставить вопрос о том, чем же является Вышеградская четвёрка: перспективной региональной группировкой или временным политическим союзом. Вопрос наличия или отсутствия долгосрочных перспектив сотрудничества и то, как это может отразиться на деятельности Европейского Союза в целом, составляют актуальность данной статьи. В соответствии с определением, данным кафедрой интеграционных процессов МГИМО, феномен региональной группировки предполагает наличие у участников общих долгосрочных целей, затрагивает раз- П.Ю. Белкина 108 личные сферы общественной жизни и включает в себя сотрудничество в рамках внешней и внутренней политики [8. С. 16]. О.В. Буторина отмечает, что данный союз является взаимовыгодным, а деятельность регламентируется международным договором и осуществляется общими органами [Там же. С. 17]. Политический союз в настоящей статье понимается не как этап интеграционного процесса, а как временное сотрудничество стран для достижения общих целей в какой-либо сфере или их совокупности. Для того чтобы определить, какими целями руководствуются страны в рамках данного сотрудничества и являются ли они временными или долгосрочными и взаимовыгодными, в статье рассматриваются три основные группы интересов стран: политические (миграционная политика, реформирование ЕС, внешняя политика), экономические и культурные. При помощи сравнительного анализа концепций внешней политики и официальных документов стран-членов и Выше-градской группы в целом определяются общие интересы стран, их спорные позиции, компромисс по которым может быть достигнут, а также острые проблемы, которые не могут быть согласованы. Анализ торговли между странами В4, с другими членами ЕС, а также с третьими странами и основных статей их экспорта позволяет определить существующие противоречия в экономической области. Исследование культурного компонента было проведено на основе исследований Евростата и анализе деятельности Вышеградского фонда. Изменение целей и характера объединения можно проследить с помощью анализа основных документов группы. Вышеградская декларация 1991 г. определяет целями сотрудничества разрушение коммунистической системы и ее пережитков в данных странах и вхождение стран в Европейский Союз и НАТО. По достижении данных целей в 2004 г. перед Выше-градской четверкой встал вопрос о необходимости дальнейшего сотрудничества, который был разрешен Кромержижской декларацией [9]. Данный документ носит общий характер, подчеркивает результаты деятельности и в общих фразах описывает направления дальнейшего сотрудничества, не ставя каких-либо определенных целей. Более четко они были определены только в 2014 г. в Братиславской декларации, где названы конкретные направления сотрудничества: политика сельского хозяйства, политика в отношении Фонда сплочения, энергетическая безопасность, расширение, укрепление связей с НАТО и более активная роль стран Вышеградской группы во внешней политике ЕС [10]. По настоящий момент группа не оформлена институционально, и единственным органом управления является созданный в 2001 г. Вышеградский фонд. Его основной целью является поддержание культурных и образовательных контактов между странами-членами. По мнению исследователей, отсутствие институтов может быть расценено различным образом [2. P. 188]. С одной стороны, это позволяет странам-участницам более гибко реагировать на какие-либо события, что придает Вышеградскому сотрудничеству своеобразие, а с другой - препятствует созданию единой позиции по многим вопросам, так как решения во многом определяются политиками, которые находятся у власти в отдельной стране В4. На данном этапе стоит обратиться к тем факторам, которые оказывают влияние на взаимоотношения стран. В первую очередь стоит рассмотреть экономическое сотрудничество внутри В4. С момента вступления стран четверки в Европейский Союз произошел заметный рост взаимной торговли (рис. 1). За первые 10 лет торговый оборот вырос в несколько раз. На протяжении 14 лет основные торговые партнеры по группе не изменились, хотя доля их выросла в сравнении с началом периода. В то же время стоит отметить, что с 2014 г. в торговом обороте между большинством стран наметилась негативная тенденция (в то время как политическое сотрудничество активизировалось). Особенно заметен спад в торговле со странами четверки Словакии, которая стала более ориентированной на рынки других стран Европы. Такой поворот связан со вступлением последней в зону евро и ее ориентацией на страны ядра. В табл. 1 представлены пять основных торговых партнеров стран группы в 2014 г. (до активизации сотрудничества) и в 2018 г. Как следует из таблицы, наиболее тесные торговые отношения связывают Чехию и Словакию, что обусловлено их длительным нахождением в составе одного государства. Кроме того, для этих двух стран характерны более тесные экономические связи и с другими партнерами по блоку. В то же время внешняя торговля Польши и Венгрии ориентирована вовне Вышеградской группы. Среди ведущих торговых партнеров Польши из стран четверки фигурирует только Чехия, а Венгрия сохраняет более тесные торговые связи со Словакией. Стоит отметить, что традиционным для всех стран партнером остается Германия. Также значительная доля международной торговли приходится на Австрию, Францию, Италию и Великобританию. Неевропейские страны не входят пятерку основных торговых партнеров для стран Вышеградской группы. Кроме того, при анализе торгового оборота стран В4 с другими странами ЕС следует отметить, что основные статьи остаются одинаковыми для стран региона. Главными составляющими экспорта являются транспорт, НИОКР, телекоммуникации и информационные технологии и туризм. Пересечение интересов в торговле ведет к росту конкуренции стран на внешнем рынке. Вторым немаловажным фактором остается наличие конфликтов между странами группы. В первую очередь речь идет о политике Венгрии в отношении венгерского меньшинства на территориях соседних государств, в частности Словакии. Венгрия предоставляет двойное гражданство венгерскому национальному меньшинству в Словакии. Ю. Хамбергер отмечает, что Вышеградское сотрудничество позволяет сгладить противоречия между странами по данному вопросу [11. P. 92], так как сотрудничество по менее спорным аспектам политики требует взаимодействия стран и поддержания диалога. Польша Польша Вышеградская группа: долгосрочное партнерство или временный союз 109 Чехия Чехия 10 8 6 4 2 0 2004 2014 2018 ■ Польша ■ Венгрия ■ Словакия 10 8 6 4 2 0 2004 2014 2018 Польша Венгрия Словакия 8 О 6 64 2 0 2004 2014 2018 Венгрия ■Чехия Словакия 4 и 3 2 1 0 3s - О П 2004 2014 2018 Венгрия Чехия Словакия Словакия Словакия 15 10 G § S
Ключевые слова
Словакия,
Чехия,
Венгрия,
Польша,
Вышеградская группаАвторы
Белкина Полина Юрьевна | Томский государственный университет | аспирант кафедры мировой политики факультета исторических и политических наук | polina.belkina.vot@gmail.com |
Всего: 1
Ссылки
Gyarfasova O., Meseznikov G. 25 Years of the V4 as seen by the public // Institute for Public Affairs. Bratislava, 2016. 30 p.
Think Visegrad V4 think tank platform. URL: https://think.visegradfund.org/brussels-office/(accessed: 18.12.2019).
The Visegrad countries in crisis / ed. J. Pakulski. Warsaw : Collegium civitas, 2016. 127 p.
Brussels’ battle to tame Visegrad rebels // Politico. URL: https://www.politico.eu/article/visegrad-poland-hungary-czech-republic-slovakia-brussels-battle-to-tame-visegrad-rebels/(accessed: 21.06.2020).
V4 statement of the future of Europe // Vishegrad group. URL: http://www.visegradgroup.eu/calendar/2018/v4-statement-on-the (accessed: 06.07.2019).
Available budget 2014-2020 // European Commission. URL: https://ec.europa.eu/regional_policy/en/fUnding/available-budge1/(accessed: 15.12.2019).
V4 Statement on the Future of Europe // Visegrad group. URL: http://www.visegradgroup.eu/calendar/2018/v4-statement-on-the (accessed: 29.09.2019).
Хотивришвилли А. Внешняя политика стран Вышеградской группы в контексте европейского миграционного кризиса // Постсоветские исследования. 2019. Т. 2, № 6. C. 1411-1419.
Сведения о президенте // Президент России. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/page/33 (дата обращения: 22.06.2020).
Hungary’s Orban Gets Cold Shoulder in Poland After Russian Deal // Bloomberg URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2015-02-19/hungary-s-orban-gets-cold-shoulder-in-poland-after-russian-deal (accessed: 22.06.2020).
Hungary's national security strategy 2012 // Ministry of Foreign Affairs of Hungary. URL: https://www.eda.europa.eu/docs/default-source/documents/hungary-national-security-strategy-2012.pdf (accessed: 07.08.2019).
Slovak Foreign and European Policy Agenda in 2015 // Ministry of Foreign and European Affairs of the Slovak Republic. URL: https://www.mzv.sk/documents/30297/2568657/150108_SK_Foreign_Policy_Agendadoc.pdf (accessed: 07.08.2019).
Concept of the Czech Republic’s Foreign Policy // Ministry of the Foreign Affairs of the Czech Republic. URL: https://www.mzv.cz/jnp/en/foreign_relations/policy_planning/concept_of_the_czech_republic_s_foreign.html (accessed: 07.08.2019).
Polish Foreign Policy Strategy 2017-2021 // Ministry of Foreign Affairs Republic of Poland. URL: https://www.gov.pl/attachment/869184c0-bd6f-4a20-b8af-a5c8190350a1 (accessed: 07.08.2019).
Hamderger J. The future of the Visegrad cooperation from the Hungarian persperctive // International Issue and Slovak Foreign Policy Affairs. 2006. Vol. 15, № 3-4. P. 91-107.
V4 Statement on the Future of Europe // Visegrad group. URL: http://www.visegradgroup.eu/calendar/2018/v4-statement-on-the (accessed: 29.09.2019).
The Bratislava Declaration of the Prime Ministers of the Czech Republic, the Republic of Hungary, the Republic of Poland and the Slovak Republic on the occasion of the 20th anniversary of the Visegrad Group // Visegrad group. URL: http://www.visegradgroup.eu/2011/the-bratislava (accessed: 29.09.2019).
Европейская интеграция : учебник для вузов / под ред. О.В. Буториной (отв. pед.), Н.Ю. Кавешникова. 2-е изд., испр. и доп. М. : Аспект Пресс, 2018. 736 с.
Samson I. The Visegrad four from loose geographic group to security internationalization // International Issue and Slovak Foreign Policy Affairs. 2009. Vol. 18, № 4. P. 3-18.
Groszkowski J. European policies of the Visegrad countries // International Issue and Slovak Foreign Policy Affairs. 2013. Vol. 22, № 1-2. P. 71-90.
Koran M., Huterer A. Neuesprofil, fragile Einigkeit. Die Sicherheitspolitik der Visegrad-Gruppe // Osteuropa. 2012. Vol. 62, № 2. P. 107-116.
Дрыночкин А. Экономические аспекты функционирования Вышеградских стран в рамках ЕС // Вышеградская Европа : приложение к жур налу «Современная Европа». 2012. Вып. 1, № 4. С. 90-100.
Четверикова А.С. Положение стран Вышеградской группы в условиях обострения миграционного кризиса // Контуры глобальных транс формаций. 2017. T. 10, № 4. C. 130-143.
Walsh C. Visegrad four in the European Union. An efficient regional cooperation scheme? // International Issue and Slovak Foreign Policy Affairs. 2014. Vol. 23, № 1-2. P. 25-41.
Rostekova M., Rouet G. The Visegrad group - a model to follow // Politeja. 2014. № 21. P. 181-194.