Рассматривается система гадания хуваанак в тувинском шаманизме в сравнении со схожими системами гадания у других народов. Описывается процедура гадания хуваанак, используемая тувинским шаманом Ооржак Романом Каваевичем, которую автору статьи удалось наблюдать во время полевых работ в Республике Тыва летом 2019 г. Анализируются и обобщаются предположения других ученых о месте происхождения этого вида гадания. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Huvaanak - traditional divination of tuvan shamans.pdf В деятельности шамана можно выделить пять основных функций: исцеление, предводительство в ритуальных жертвоприношениях животных, гадание, психопомпы (проведение души умершего в потусторонний мир), функция певца, поэта, мудреца, человека, знающего священные тексты, молитвы, заклинания, вызывающие духов песни [1. Р. 14]. Изучение гадания как одной из основных функций шаманской работы является очень важной частью исследований в области шаманизма. © Д. Цзясына, 2022 Проблемы антропологии, этнологии и этнографии / Problems of anthropology, ethnology and ethnography 156 Со времен Платона предсказания делятся на интуитивные и индуктивные. Первый вид подразумевает непосредственное восприятие информации. Второй включает наблюдение за знаками, из которых выводятся значения [2. Р. 445]. Цицерон цитирует мнение, которое «и очень старое, и единогласно подтверждено всеми народами и нациями» о том, что «существуют два вида предсказаний: один с участием техники, другой с участием природы» [3]. Можно сказать, что «интуитивное предсказание», или «предсказание с участием природы», в тувинском шаманизме проводится с помощью транса. В этом предсказании происходит прямое общение с духами через шамана, чтобы понять судьбу человека и найти ответы на его вопросы. «Предсказание индуктивное», или «предсказание с участием техники», в тувинском шаманизме осуществляется с помощью какого-либо инструмента, также иногда называемого «материальным медиумом». Например, гадание с лопаткой овцы или 41 камнем. С помощью этих предметов проделывается определенная процедура, чтобы поговорить с духами и силами о проблемах людей [4. С. 89]. Гадание по лопатке овцы может проводиться только мужчинами, в то время как гадание хуваанак не ограничивает пол гадателя. В.К. Даржа писал, что гаданием по лопатке овцы занимались исключительно мужчины, женщин к этому «виду деятельности» даже не подпускали [5. С. 245]. Хуваанак - древняя тувинская шаманская система гадания и предсказания на камнях. С июня по август 2019 г. я проводила полевые исследования в Республике Тыва. За это время я обнаружила, что гадания вообще и хуваанак в частности играют очень важную роль в работе тувинских шаманов, а также занимают важное место в жизни тувинцев. Как отметила А.К. Оель-шлаегел, «после того как гадание долгое время было неотъемлемой частью повседневной жизни юрт... теперь оно пользуется все большей популярностью в городской среде» [6. S. 378]. Хуваанак проводится при помощи 41 камня, которые могут быть как получены от предков, так и собраны в 41 священном месте Тувы самим гадателем. Эти места находятся далеко от человеческих жилищ и считаются святыми местами с сильными магнитными полями. Обычно это реки, родники, перевалы, горы и другие природные объекты [4. С. 90-91]. Камни считаются частью святой земли, поэтому они обладают «магической силой». Когда эти камни используются для гадания, дух-хозяин и сила святых мест, где эти камни находились, отвечают на вопросы гадателя. В особых случаях, например когда у шамана нет с собой камней, можно использовать чистые бобы. Однако камни, собранные на улице, непригодны для гадания, потому что они нечистые. Кроме того, иногда могут использоваться камни, взятые из желудка дикой птицы, но неясно, из желудка какой птицы конкретно. В литературе имеются разные сведения на этот счет. Это могут быть камни, собранные из желудка птицы с черным оперением, камни из зоба глухаря [7. С. 1364]. Гадание в различных формах существует в культурах разных народов по всему миру. Можно сказать, что гадание для разрешения различных проблем является культурной универсалией. В разных частях мира используются различные методы гадания. На сходство методов гадания влияет как географическое положение, так и степень культурного сходства. Гадание хуваанак существует не только в тувинской культуре. Схожие виды гадания встречаются в культурах других регионов, стран и народов мира. Гадание, подобное гаданию хуваанак, существует и в казахской культуре. Оно называется кумалак (кұма-лақ). Кумалак наиболее распространен в Казахстане и в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая. На данный момент существует мало исследовательских работ по данному типу гадания. В основном исследованием гадания кумалак занимаются только в Казахстане. Это казахское гадание было описано также французским писателем Дидье Блау в его книге «Кумалак. Зеркало судьбы» (Kumalak. Le Miroir de la Destinee). В Большом казахско-русском и русско-казахском словаре кұмалақ означает «овечий или верблюжий помет». В китайско-казахском словаре «AKterek» Құмалақ означает не только «овечий или верблюжий помет», но и Ai (bagua) - «восемь триграмм (для гадания)». В казахском гадании кумалак, как можно понять из названия, используется сушеный овечий или верблюжий помет, а также камни, кизиловые косточки и бобы [8]. Этот вид гадания существует также в Киргизии и Узбекистане, где носит то же название. В Киргизии предпочтительно используется овечий помет [9]. Традиция гадания на 41 камне сохранилась и у кавказских карачаево-балкарских тюрков. У них оно известно как ta§ salgan, или ta§ saluv. На карачаево-балкарском языке слово «камень» (ta§) означает гадание, а поиск удачи называется ta§ salgan [10]. Похожий вид гадания существует и в монгольской культуре. В западной части Монголии он называется «ховолго». Значение этого слова - «гадание на 41 камне» (Дөчин нэгэн чулууны мэргэ) [11]. В Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР монголы называют его «билиг», что означает «инструмент для гадания». Там также используется 41 камень, семена или сушеный овечий помет [12]. Аналогичное гадание можно встретить и в Боснии и Герцеговине, где оно называется bacanje graha, или falanje u grah. Bacanje - «бросание», grah - «бобы», bacanje graha - «бросание бобов». Falanje - от персидского fal - «предвещать». Отсюда falanje u grah -«гадание на бобах» [13]. Как следует из названия, для гадания в основном используются бобы, а не камни или овечий помет. Есть слово, специально используемое для обозначения этого вида гадания на английском языке -Favomancy (фавомантия). Термин происходит от латинского термина Vicia faba, означающего «фасоль Фава», и образован по аналогии с названиями подобных методов гадания, таких как, например, алектрио-мантия (гадание при помощи петуха) [14. С. 394]. Фавомантию практиковали и провидцы на Руси. Встречалась она и у убыхов. Русские методы фавомантии сохранились и по сей день. Однако в связи с уходом убыхов с Кавказа в 1864 г. были утеряны детали того, как именно убыхские прорицатели интерпретировали Цзясына Д. Хуваанак - традиционное гадание тувинских шаманов 157 узоры, образованные бобами [15]. Убыхский термин для гадателя, занимающегося фавомантией (pxazays), означает «боб-метатель». Впоследствии он стал термином, обозначающим всех предсказателей и ясновидцев на этом языке [16. Р. 149]. Самым необычным из гаданий, похожих на хуваа-нак, описанных в литературных источниках, является иранское гадание «Фатима» (Fatima). Этот вид гадания требует использования 53 горошин [Ibid.]. Поскольку его описание в литературе изложено всего лишь в нескольких предложениях, на данный момент не представляется возможным определить, насколько сильно он похож на хуваанак. Все описанные выше способы гадания схожи, но между ними есть и некоторые различия. По записям немецкого ученого А.К. Оельшлаегел, процедура гадания хуваанак не является сложной. Для гадания нужно положить ткань. К цвету и материалу ткани особых требований нет, кроме запрета на использование черной ткани. Предпочтительно использовать белую ткань, которая также часто служит контейнером для камней. Это связано с тем, что в тувинской культуре белый считается цветом благословения [17]. Если нет чистой ткани, то можно взять одежду с вывернутой наружу внутренней стороной. Камни хуваанак также упаковывают в специальные пакеты. Подтверждение этому можно найти в статье тувинской журналистки Саяны Монгуш: «Из правил обращения с камнями: хуваанак нельзя давать в чужие руки, камешки хранят в специальных мешочках, лучше всего в кожаном, из старой потертой замши (сказала мне по секрету одна шаманка). Чтобы камни не “сбивались с курса”», их не раскладывают за столом, где ели люди, в нечистых местах, без специальной ткани или коврика для расклада» [18]. Писатель, шаман и исследователь шаманизма Олард Диксон писал в своей книге «Шаманизм -сила от природы», что тувинская шаманка Людмила Кара-Ооловна Оюн использовала для гаданий квадратный ковер под названием «энчек». Во время гадания она клала его под камни вместо ткани. «Энчек представляет собой квадратный коврик из войлока, кожи или ткани белого, красного, зеленого или коричневого цвета. Иногда для удобства его делят нашитыми полосками на 9 одинаковых частей» [19. С. 329]. Прежде чем описывать процедуру гадания, необходимо объяснить значение «9 частей», упомянутых выше. Как показано на рис. 1, гадальная карта хуваанак разделена на девять одинаковых частей. А1 Глаз (Орел-Ворон) А2 Мозг (Тигр) АЗ Нос (Медведь) В1 В2 ВЗ Горло Сердце Грудь (Паук) (Цапля) (Бык) С1 С2 СЗ Живот Таз Ноги (Черепаха) (Олень) (Змея) Рис. 1. Значение «9 частей» гадальной карты хуваанак. Рисунок автора Рис. 2. Пример результатов гадания Р.К. Ооржаком. Рисунок автора Интерпретация гадания хуваанак очень личная и может сильно отличаться у разных шаманов. Но у гадания есть также и общие черты, типовой расклад. Во-первых, камни образуют 9 кучек (три ряда по горизонтали и по вертикали). Во-вторых, во всех исследованиях, рассмотренных автором, указывается, что верхняя часть (A1, A2, A3) - это «голова» (тув. Баш), средняя часть (B1, B2, B3) - «живот» (тув. ишти)), нижняя часть (C1, C2, C3) - «нижние конечности» (тув. бут или даяк). Вертикальные ряды имеют разные значения. Оель-шлаегел отметила, что левый столбец (см. рис. 1: A1, В1, С1) или правый столбец (см. рис. 1: А3, В3, С3), обозначает человека, которого интересует хуваанак - человека, ищущего совета. Если спрашивающий планирует мероприятие, в этом столбце отображается его статус. Средний столбец (см. рис. 1: А2, В2, С2) относится к самому делу: идет ли дело хорошо на данный момент, произойдет ли что-то хорошее или плохое в будущем. В редких случаях это может быть представлено диагональной линией (см. рис. 1: С1, В2, А3 или С3, В2, А1) [6]. Олард Диксон писал, что «вертикальные ряды отражают время и ориентацию: слева - будущее и внешнее (чужие); центральный ряд - настоящее и внутреннее (сам человек); справа - прошлое и близкое (родные). Пересечение рядов создает подвижность толкования относительно времени» [19. С. 330]. Интересно, что Диксон приводит конкретное описание олицетворения 9 частями различных частей тела. Как Проблемы антропологии, этнологии и этнографии / Problems of anthropology, ethnology and ethnography 158 показано на рис. 1, верхняя часть (A1, A2, A3) - это глаза, мозг и нос, средняя часть (B1, B2, B3) - горло, сердце и грудь; нижняя часть (C1, C2, C3) - живот, таз и ноги. Кроме того, 9 частей также представляют 9 животных. Верхняя часть (A1, A2, A3) - это орел-ворон, тигр и медведь; средняя часть (B1, B2, B3) - паук, цапля и бык; нижняя часть (C1, C2, C3) - черепаха, олень и змея. Каждое животное представляет состояние органа в его местоположении. «Для более детального просмотра состояния тех или иных органов, выявления нарушений в них каждый квадрат рассматривают отдельно. Правый квадрат в нижнем ряду - это Змея, средний - Олень, левый - Черепаха...» [19. С. 331]. Кроме того, каждая часть представляет определенные качества, как положительные, так и отрицательные. Например, для А1 выделяются следующие качества: мистицизм, откровение, духовность (положительные); атеизм, скептицизм, материальность (отрицательные). Когда количество камней, падающих на A1, является нечетным, рассматриваются положительные качества, четным - отрицательные [Там же. С. 332]. Процесс гадания намного проще, чем определение значения девяти частей. Перед началом гадания хува-анак шаман иногда совершает обряд очищения. «Тувинцы окуривают свои руки, коврик энчек и камни дымом от сжигаемого можжевельника - артыша» [Там же. С. 329]. Шаман также может прочитать алгыш (гимн). А.К. Оельшлаегел писала, что такой обряд обычно проводится, когда камни хуваанак используются впервые или когда гадание совершается спустя долгое время. Обычно сначала шаман берет хуваанак обеими руками и начинает его оживлять [6]. Он, медленно двигаясь, трет камни обеими руками, затем подносит их ко рту и несколько раз выдыхает на них имя клиента и вопрос. После этого он ненадолго дает камни клиенту и забирает их обратно. В качестве альтернативы шаман может коснуться головы человека, ищущего совета, руками, которые держат хуваанак. После этого шаман медленно и осторожно кладет камни на ткань. Весь процесс гадания делится на три этапа: 1. Первый этап: 41 камень произвольно делится на три части, а затем, начиная с первой части справа, шаман несколько раз убирает из них 4 камня до тех пор, пока не останется от 4 до 1 камня, и помещает их в А3. После этого шаман продолжает убирать по 4 камня до тех пор, пока не останется от 4 до 1 камня, и помещает их в А2. Аналогичный процесс происходит и для А1. 2. Второй этап: все оставшиеся камни собираются вместе, затем шаман делит их на три части и повторяет описанные выше действия для B3, B2 и B1. 3. Третий этап: повторяются вышеуказанные действия и камни по очереди помещаются в C3, C2 и C1. В итоге можно получить результат, аналогичный показанному на рис. 2. После того, как с помощью трех вышеуказанных этапов будут получены результаты, их можно будет интерпретировать в соответствии со смыслом каждой части, описанным выше. Как уже говорилось, в гадании хуваанак нечетные числа считаются положительными, а четные - отрицательными. Если в первом ряду (см. рис. 2: А1, А2, А3) находятся девять или пять камней, результат гадания положительный, потому что оба эти числа представляют будущее счастье и успех человека. После проведения трех этапов гадания шаман также может взять по два камня с каждого места, чтобы уточнить и прояснить результаты хуваанак [6. С. 389]. Казахское гадание кумалак и тувинское гадание хуваанак схожи по способу гадания. Процесс гадания в кумалак представлен теми же самыми тремя этапами, которые упоминались выше, однако девять частей имеют другие значения: первый ряд - A1, A2, A3 -«левый висок», «лоб, чело (маңдай)», «правый висок»; второй ряд - В1, В2, В3 - «левая почка (сол бүйрек)», «сердце (жүрек)», «правая почка (оң бүйрек)»; третий ряд - С1, С2, С3 - «левый косяк двери (сол босаға)», «подхвостник лошади (құйысқан)», «правый косяк (оң босаға)» (рис. 3) [8]. В гадании Кумалак нечетные числа тоже положительные, а четные - отрицательные. В верованиях карачаево-балкарцев считается, что камнями гадания управляет сверхъестественная сила, или дух, известный как Эр-Гизав (Er-Gizav), или Гизав (Gizav). Провидец или гадалка, которые смотрят на состояние камней, перед тем как положить камни, читают молитву. Процесс гадания в культуре карачаево-балкарского народа такой же, как и в хуваанак. Однако значение девяти клеток отличается, в том числе и от значений гадания кумалак. Как показано на рис. 4, первый ряд - A1, A2, A3 - путь (yol), первая колонка A3, B3, C3 справа - спина (arka), A1 - голова (ba§), B1 - рука (el), B2 - печь (ocak), B3 - враг (du§man), C1 - предшественник (mujdeci), C2 - порог (e§ik), С3 - новости (haber). Общее количество камней в первом ряду должно быть 5 или 9. Также считается очень хорошим результатом, если в каждой клетке первого ряда по 3 камня [10]. А1 Левый висок А2 Лоб, чело АЗ Правый висок В1 Левая почка В2 Сердце ВЗ Правая почка С1 Левый косяк С2 Подхвостник лошади СЗ Правый косяк Рис. 3. Значение «9 частей» гадальной карты кумалак. Рисунок автора Путь - А1 А2 АЗ Голова В1 В2 ВЗ Рука Очаг Враг С1 С2 СЗ I Іредвестие Порог Новости Рис. 4. Значение девяти клеток гадальной карты Эр-Гизав, или Гизав. Рисунок автора Цзясына Д. Хуваанак - традиционное гадание тувинских шаманов 159 Согласно записям китайского ученого Ли Юань (Щ Ж), подобные методы гадания в монгольской культуре не сильно отличаются от хуваанак. Однако ею были описаны только методы гадания и не были изучены значения каждой части и значение чисел. При этом Ли Юань (ЩЖ) также отмечает, что если количество камней в каждой клетке в одном ряду нечетное, то это хорошее предзнаменование, в противном случае -плохое. Если в каждой клетке первого ряда по 3 камня, это означает, что результат гадания очень хороший и продолжать гадание нет необходимости. В связи с этим перед гаданием некоторые гадалки молятся богам, чтобы они благословили результат 3 х 3 [12]. На Западе очень мало записей о фавомантии, но, судя по блогам [20] и видеозаписям [21] некоторых прорицателей, использующих данный тип гадания, можно предположить, что весь процесс гадания в фа-вомантии такой же, как и в хуваанак. Гадание фалан-дже угра (Falanje u grah), существующее в Боснии и Герцеговине, так же как и хуваанак, проводится в три этапа, но при этом присутствуют небольшие различия в их проведении. Среди вышеперечисленных гаданий нет строгих требований к лежащей под ним ткани. Однако в фаландже угра используется исключительно красная ткань, так как «красный цвет традиционно считается отличной защитой от “дурных глаз”, которые могут нарушить судьбу человека. Кроме того, вероятно, красный цвет, в интерпретации боснийских гадалок, обладает способностью поднимать их осведомленность на более высокий уровень, чтобы как можно тщательнее понять чью-то судьбу» [22]. Перед началом гадания гадалка берет бобы в правый кулак, подносит его близко ко рту и трижды читает молитву, а затем трижды дует в свой кулак. Левая вертикальная линия представляет женщину (рис. 5: А1, В1, С1), а правая - мужчину (см. рис. 5: А3, В3, С3). Вертикальная линия посередине называется домом или сердцем (см. рис 5: А2, В2, С2). Кроме того, женская и мужская линии разделены на три символа: голова, руки, ноги, а линия посередине разделена на подушку, камин и двери. Значения девяти разделов также отличаются: первый ряд (A1, A2, A3) называется «поверхностью»; второй ряд (B1, B2, B3) представляет эмоции и дом; третий ряд (C1, C2, C3) является символом вещей, которые находятся снаружи или перед дверью (рис. 6). Первый рад посвящен прошлому и символизирует детство и юность. Второй рад символизирует настоящего клиента и его жизнь. Третий рад символизирует будущее и рассматривается как самая важная часть гадания. Он символизирует вторую половину чьей-то жизни. Отличительной особенностью фаландже угра является то, что объясняются не только бобы, расположенные в девяти частях, но и оставшиеся бобы. Они указывают на время, в течение которого пророчество может сбыться. Женщина . А1 Голова А2 Подушка АЗ Голова В1 В2 ВЗ Руки Камин Руки С1 С2 СЗ Ноги Двери Ноги - Мужчина L J п т- Дом или ссрдпс Рис. 5. Значение девяти клеток гадальной карты фаландже угра. Рисунок автора Рис. 6. Значение девяти клеток гадальной карты фаландже угра. Рисунок автора Существует две формы гадания фаландже угра. Первая была описана выше. Для второй используется 38 белых бобов, кусок хлеба, кофейное зерно и монета. Сначала один белый боб окрашивается в красный цвет. Этот боб представляет человека, задающего вопрос. Гадалка будет использовать положение этого боба для разъяснения результатов гадания. Когда красный боб находится рядом с хлебом, это означает счастье: желания клиента сбудутся, влюбленные поженятся, клиента ожидает карьерный успех и т.д. Когда красный боб расположен ближе к монете, это означает, что клиента ожидает финансовый успех в ближайшем будущем. Если боб ближе к кофейным зернам, то это плохой сигнал, который также представляет собой отрицательный ответ на поставленный вопрос. Неясно, представляют ли нечетные и четные числа в гадании фаландже угра положительные и отрицательные качества соответственно, как в предыдущих типах гаданий. Таким образом, можно утверждать, что основной процесс гадания одинаков для всех типов гаданий, вне зависимости от географического положения или культурной принадлежности. В то же время некоторые интерпретации значений 9 частей могут сильно отличаться, однако B2 всегда считается сердцем, за исключением фаландже угра, где A2, B2, C2 считаются представляющими дом или сердце. Летом 2019 г., когда я проводила полевые исследования в Республике Тыва, я обнаружила, что процесс гадания хуваанак у некоторых тувинских шаманов существенно отличался от описанного в литературе. Даже «универсальное правило», что нечетные числа Проблемы антропологии, этнологии и этнографии / Problems of anthropology, ethnology and ethnography 160 положительны, а четные - отрицательны, у них не действовало. Я засняла весь процесс гадания тувинского шамана Ооржака Романа Каваевича и обнаружила, что его способ гадания совершенно отличается от способов других тувинских шаманов. Перед тем как провести для меня обряд, Роман Каваевич упомянул, что его способ отличается от других и он сам считает его оригинальным способом гадания хуваанак. Для гадания шаман использует белую ткань. Камни разного цвета и формы он носит в маленьком атласном мешочке. Во время полевых работ в Туве я обнаружила, что у многих шаманов камни для гадания были гладкой черной галькой. У Романа Каваевича все камни были разного цвета, но похожих размеров. Во время гадания шаман также давал объяснения по положению камней разного цвета. Шаман сказал, что левый столбец представляет работу, средний столбец - жизнь, а правый столбец представляет семью или самих клиентов, как это показано на рис. 7. Иногда значения среднего и правого столбцов меняются местами. Сначала шаман взял все камни в руки и сложил руки так, чтобы обернуть камни. Затем он поднес руки ко рту и попросил клиента задать вопрос, а также сказать полное имя и дату рождения. Шаман молился несколько секунд, после чего рассыпал камни на ткань и наблюдал за положением рассеянных камней. Камни, выпавшие за пределы ткани, он поднимал и клал в рот по одному. Затем, рассмотрев положение рассеянных камней, он доставал камень из рта и бросал в рассеянные камни. Расположение камней имело определенное значение. После этого шаман собрал все камни вместе и разделил их на три части, затем пошлепал обеими руками две части камней слева и справа, сверху и снизу, а в конце - камни посередине. После этого сложил руки перед ртом и несколько секунд молился. Процесс гадания этого шамана отличается как от процесса гадания, используемого другими тувинскими шаманами, так и от процесса гадания, описанного в литературе. Выше было указано, что обычно 41 камень произвольно делится на три части, а затем из них несколько раз убираются по 4 камня до тех пор, пока не останется от 4 до 1 камней, и уже эти камни помещаются в А3. Роман Каваевич делает почти то же самое, он несколько раз убирает по 4 камня до тех пор, пока не останется от 4 до 1 камня, но помещает их в А1, не в А3. Обычно при выполнении гадания хуваанак важны только девять частей, и результат гадания объясняется количеством камней или бобов на этих девяти частях. Роман Каваевич также смотрит на расположение тех четырех камней, которые были убраны. Кроме того, обычно шаман приступает к интерпретации только после заполнения камнями всех девяти частей. Однако Р.К. Ооржак начинает интерпретировать результат гадания, заполнив только первый ряд А1, А2, А3, как это показано на рис. 8. Когда расположение удаленных камней такое, как на рис. 8, это хороший знак. Этот шаман считает, что, если в ряду (А1, А2, А3), общее число нечетное и равно 5, 7 или 9, то это хороший знак. Обычно считается, что первый ряд с нечетным итогом представляет собой положительный результат, а если итог равен 9, то нет необходимости продолжать подсчет, потому что это доказывает, что все хорошо. Об этом упоминается во многих источниках [6, 8, 10]. А] А2 АЗ В1 132 вз С] С2 сз W ' г Работа Жизнь Семья или сторона клиента Рис. 7. Значение девяти клеток гадальной карты хуваанак у Романа Каваевича. Рисунок автора Рис. 8. Первый этап процесса хуваанак у Романа Каваевича. Рисунок автора После объяснения шаман собирает камни вместе, выстраивает камни во второй ряд (В1, В2, В3), а затем отдельно выстраивает камни, которые были удалены. После окончания заполнения второго ряда шаман продолжает интерпретацию результатов. Общее количество камней во втором ряду должно быть четным, равным 4 или 6. Когда это не так, нужно повторить расчет. Интересно отметить, что, согласно сведениям, имеющимся в литературе, и моим личным наблюдениям в Туве, четные числа обычно считаются отрицательными, однако шаман говорит, что общее количество камней во втором ряду должно быть четным: 4 или 6. К сожалению, шаман не объяснил, почему это является необходимым условием для выполнения обряда. На последнем этапе гадания шаман также собирает оставшиеся камни и разделяет их на три части. Он начинает брать уже по 2 камня (обычно на третьем этапе отнимается также по 4 камня), пока не останется Цзясына Д. Хуваанак - традиционное гадание тувинских шаманов 161 один или два камня. После завершения третьего этапа на 9 частях находится разное количество камней, а оставшиеся камни располагаются группами по два (рис. 9). Шаман начинает окончательную интерпретацию. Отличительная особенность на этом этапе заключается в том, что шаман просит клиента поднять камень, одна сторона которого золотая. Шаман просит клиента назвать цвет и рисунок с другой стороны камня. После того как клиент назвал цвет и рисунок, которые он увидел, шаман просит клиента помолиться камню, а затем вернуть его на место. Расположение этого камня также имеет некоторое значение, но что именно он означает, шаман не уточнил. Среди 41 камня шамана есть еще два белых камня, которые тоже имеют определенное собственное значение. В процессе проведения обряда два белых камня оказались рядом в столбце, представляющем самого клиента. Шаман сказал, это означает, что у клиента чистые кости (то есть душа чиста). В тувинской культуре белый цвет обычно олицетворяет чистоту и святость. После объяснения, чтобы проверить точность результата, шаман берет два камня из четырех и три камня из девяти частей. Этим способом часто пользуются и другие тувинские шаманы. Шаман сказал, что его метод гадания хуваанак -это метод, сохранившийся из древнего тувинского шаманизма, поэтому он так сильно отличается от современных методов гадания, которыми пользуются другие шаманы. К сожалению, шаман не захотел подробно объяснять свой метод гадания, поэтому узнать об особенностях его метода можно только наблюдая за самим процессом гадания. Некоторые ученые считают, что хуваанак восходит к древним тюркским временам, поскольку он присутствует в культурах тувинских, казахских, киргизских и других тюркоязычных народов, а также из-за сходства в названиях гадания (тув. хуваанак; каз. кұмалақ) [8-10, 19]. В Древнем Китае существовал метод гадания, похожий на хуваанак (а также другие подобные гадания), называвшийся методом Шэ Ши Фа (}!#;£). В древнем Китае люди использовали для гадания растение под названием Ши (#). В России оно известно как тысячелистник обыкновенный [23. С. 210-213]. Метод гадания Шэ Ши Фа очень утомителен и не так прост, как хуваанак. Наибольшее сходство между этими двумя гаданиями заключается в «делении на 4». В процессе гадания хуваанак все камни делятся на три части, а затем из них убираются по четыре камня до тех пор, пока не останется от 4 до 1 камня. В методе Шэ Ши Фа (}!#;£) убирают один из 50 тысячелистников, затем делят его на две части. Одну его часть берут правой рукой, а вторую держат между мизинцем и безымянным пальцем левой руки. После этого тысячелистник из правой руки перекладывают в левую, а затем правой рукой вытаскивают тысячелистник из левой руки. Затем берут по 4 тысячелистника за раз и помещают их на стол, пока не останется от 4 до 1 тысячелистника, и зажимают их между безымянными пальцами. По завершении этих действий левой рукой берут тысячелистник из правой руки и повторяют описанные выше действия. Рис. 9. Результат процесса гадания хуваанак у Романа Каваевича. Рисунок автора Рис. 10. Из Вайдур-дкарпо (Vaidur-dkarpo). Камни хуваанак распределены по девяти квадратным клеткам. В Китае это имеет название «Девяти дворцов» и считается производным от древнекитайского «Письмена с реки “Ло”» («Лошу» ;#^) [8]. В Китае существует два мистических рисунка, называемых «Хэту Лошу» (ЯВШ^), которые содержат глубокие космические и астрологические принципы, известные как «Космический кубик Рубика», и являются источником китайской культуры и пяти элементов Инь и Ян [24, 25]. Один из этих элементов - Лошу (;#^), расположен на диаграмме, состоящей из девяти частей [25]. По мнению В.М. Яковлева, «наиболее близко к ее истокам лежит система, представленная одной из иллюстраций «Vaidur-dkarpo» - астрологического трактата Десрида Санг-ргьяса Ргямтшо (1653-1706), регента Тибета Пятой и Шестой Далай-ламы. Видимыми частями человеческого тела, занимающими восемь клеток вне таблицы из 9 квадратов (рис. 10), являются голова, руки, ступни и интимные органы». Он также считает, что части тела связаны с числами «Лошу» и что две системы гадания - хуваанак и гадания тысячелистника - также связаны между собой [26]. Проблемы антропологии, этнологии и этнографии / Problems of anthropology, ethnology and ethnography 162 Выводы Гадание хуваанак является основным в тувинском шаманизме. Этот вид гадания существует также и в культуре других народов и регионов. Из изученной автором литературы известно, что этой формой гадания владели казахи, монголы, киргизы, узбеки, кара-чаево-балкарцы, убыхи. Подобные виды гадания существуют в Боснии и Герцеговине, а также в Ираке. Способы гадания в этих странах во многом аналогичны хуваанаку, за исключением того, что для гадания здесь используются не только камни, но также бобы и овечий помет. Хотя эти разновидности гадания похожи по способу проведения, они имеют разные названия и могут быть разделены на три категории, в соответствии с инструментарием гадания: первая - «овечий помет», вторая - «бобы», а третья - не «овечий помет» и не «бобы». Казахи, узбеки и киргизы называют такой тип гадания «кумалак». Тувинцы называют его «хуваанак». По произношению данный термин похож на предыдущий за исключением того, что в тувинском языке он обозначает гадание на камнях. Из-за сходства произношения можно сделать вывод, что первоначальное значение было «овечий помет». В Боснии и Герцеговине, России и некоторых других регионах этот вид гадания в основном называется гаданием на бобах. Таким образом, можно сделать вывод, что несмотря на то, что используются разные названия и инструменты, смысл остается одним и тем же. В дополнение к двум вышеупомянутым названиям у монгольского народа есть два уникальных имени для этого вида гадания: в Монголии он называется «ховолго», а монголы в Синьцзяно-Уйгурском автономном округе КНР называют это «билиг». Первое означает гадание на 41 камне, а второе - инструмент для гадания. Карачаево-балкарцы называют гадание на 41 камнях ta§ salgan, или ta§ saluv. На карачаево-балкарском тюркском языке слово камень (ta§) означает гадание, а поиск удачи называется ta§ salgan. За исключением неясности относительно того, представляют ли нечетные и четные числа в гадании фаландже угра (в Боснии и Герцеговине) положительные и отрицательные качества, в остальных разновидностях гадания нечетные числа считаются положительными, а четные - отрицательными. Система гадания хуваанак в тувинском шаманизме также схожа с древней китайской системой гадания - Шэ Ши Фа (}*Ш4), а особенности расположения сетки из девяти квадратов соответствуют девяти квадратам в центре гадательной карты в тибетском буддизме. Анализ литературы показывает, что процедуры и интерпретации гадания хуваанак и аналогичных ему в целом схожи во всех регионах и этнических группах. Но во время проведения летом 2019 г. полевых исследований в Республике Тыва мне удалось выяснить, что существует шаман, практикующий отличную от описанных в литературе процедуру гадания хуваанак. В его интерпретации свои собственные значения имеют не только камни в девяти отделениях (клетках), но и четыре оставшихся камня, которые, кроме того, не кладутся наугад, а размещаются на дне девяти отделений в определенном порядке, так что результаты гадания могут быть получены и по этим камням. Также шаман считает, что если в первом ряду общее число нечетное - 5, 7 или 9, то это хороший знак. Это является общей со всеми чертой практикуемого Р.К. Ооржак гадания хуваанак. Однако, согласно сведениям, имеющимся в литературе, и личным наблюдениям автора в Туве, четные числа обычно считаются отрицательными, а этот шаман считает, что общее количество камней во втором ряду должно быть четным - 4 или 6. У него есть также особый камень, золотой с одной стороны. Расположение этого камня и описание его клиентом влияют на интерпретацию результатов гадания. Из всего вышесказанного можно сделать общий вывод, что хуваанак - древняя и широко распространенная система гадания, имеющая определенные региональные особенности в процедуре гадания и интерпретации его результатов.
Hoppal M. Shamans and traditions. Akademie Kiado, 2007. 188 p.
Vocabulary for the Study of Religion / R.A. Segal, K. von Stuckrad (eds.). Leiden : Brill, 2015. 1842 p.
Wardle D. Cicero on Divination: De Divinatione. Oxford, 2006. Book 1. xii + 469 p.
Оельшлаегел А.К. Тувинское гадание «хуваанак» - вопросы к природе // Музей в XXI веке: проблемы и перспективы : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Кызыл, 21-24 сентября 2005 г. / Национальный музей «Алдан Маадыр»; сост. А.О. Дыртык-оол. Кызыл, 2005. С.89-95.
Даржа В. Тайны мировоззрения тувинцев-номадов. Кызыл : Тув. кн. изд-во, 2007. 255 с.
Oelschlaegel A.C. Deutung und Wahrheit. Zwei Divinationspraktiken bei den Tyva im Suden Sibiriens // “Roter Altai, gib Dein Echo!” : Festschrift fur Erika Taube zum 65. Geburtstag / A.C. Oelschlagel, I. Nentwig, J. Taube (Hg.). Leipzig : Leipziger Universitatsverlag, 2005. S. 377-400.
Айыжы Е.В., Монгуш А.М. Охотничьи традиции тувинцев: этнографический аспект // Oriental Studies. 2020. Т. 13. № 5. С. 1359-1370.
Яковлев В.М. Кумалак ашу - устная традиция гадания и ее вероятные истоки // Российская тюркология. 2017. № 1-2. С. 158-167.
Inan A. Tarihte ve Bugun §amanizm. Materyaller ve Ara§tirmalar. Ankara : Turk Tarih Kurumu, 2000.
Tavkul U.: Ufuk Tavkul «Kipyak Kokenli Turk Boylarinda “Kurek Kemigi” ve “Kumalak-Ta§” Fall» // Qagda§ Turkl Ara§tirmalan Sempozyumu Bildirileri. 2003. Cilt 2. S. 181-190.
Большой словарь монгольского языка (Монгол Хэлний их тайлбар тол). URL: https://mongoltoli.mn/search.php?ug_id=108960&opt=1&word=%D0%A5%D0%9E%D0%92%D0%9E%D0%9B%D0%93%D0%9E (дата обращения: 19.03.2021).
Ли Юан. Синьцзян мэнгуцзу миньцзянь синьян юй шэхуй тяньедяоча Полевые исследования монголь ских народных верований и общества в Синьцзян. Миньцзу чубаньшэ, 2011. С. 118.
Fortune telling // Falanje.com. URL: https://web.archive.org/web/20130305174411/http://www.falanje.com/page.php?15 (accessed: дата обращения: 19.03.2021).
Encyclopaedia Perthensis, or Universal dictionary of the arts, sciences, literature, &c.intended to supersede the use of other books of reference. Printed by J. Brown, 1816. Vol. 1. 726 p.
Tsapina O. Something Old, Something New: Continuity and Modernization in Eighteenth-Century Russia. Eighteenth-Century Studies. 2002. Vol. 35 (2). P. 313-319.
Vogt H. Dictionnaire de la langue oubykh. Oslo, 1963. 264 p.
Донгак С.Ч., Ондар А.У. Сакральные аспекты «белой пищи» у тувинских кочевников // Культура и цивилизация., 2019. Т. 9, № 2А. С. 233239.
Монгуш С. 41 камень для тувинского гадания «Хуваанак», или Почему наши предки все знали без google. URL: (https://vk.com/wall-105944631_106767 (дата обращения: 19.03.2021).
Диксон О. Шаманизм - сила от природы. М. : Велигор, 2013. 520 с.
Favomancy. 2020. 7 Sent. URL:https://aminoapps.com/c/thewitchescircle/page/blog/favomancy/Bwpr_d8uwudqgnwqavNQZ35X1nGPkKmN3g (accessed: 20.01.2021).
Favomancy // Youtube. 2020. 14 June. URL: https://www.youtube.com/watch?v=45toQva2S0g (accessed: 20.01.2021).
Esmerovic R. Bosnian fortune telling with grain of beans or “throwing beans” (bacanje graha). URL: https://www.scribd.com/document/102873566/Bosnian-Fortune-Telling (дата обращения: 19.03.2021).
И цзин: «Книга перемен» и ее канонические комментарии / пер., предисл. и примеч. В.М. Яковлева. М. : Янус-К, 1998. 267 с.
Бэньшу бяньцзи вэйюаньхуй. Исюе байкэцюаньшу Энциклопедия исследований И-Цзин. Шанхай : Шанхай цышу чубаньшэ, 2018. 12, 331 с.
Лай Шаовэй, Лю Юнцян. Хэтулошу люекао Хэтулошу краткого изучения // Вэньши цзачжишэ. 2017. № 3. С. 39-43.
Yakovlev V. Divination about the Way and the Way of Divination among the Turkic People : a draft English translation of a paper presented at the 51st Permanent International Altaistic Conference held in Bucharest. 2008. 11 p.