About identification of "Reina Regente's" wreck.pdf Министерство обороны Испании во главе сК. Чакон, похоже, преследует чреда громких га-зетных дел. Так, еще летом 2009 г. она обнародо-вала договор с министерством культуры, по кото-рому до конца лета планировалось найти останкикрейсера «Рейна Рехенте», без вести пропавшегосо всем экипажем весной 1895 г. И поскольку ополученных результатах не сообщалось, испан-ская «он-лайновая» газета ECD выступила с кри-тикой министерства, дескать, зачем ее надо былоискать, если, по данным Митюкова, русские водо-лазы нашли крейсер еще семь лет назад [1]. Ссыл-ка на монографию, вышедшую в 2006 г. [2], в ко-торой оказались неверно переведенные или истол-кованные сведения, заставляет более подробнорассмотреть все аргументы за и против того, чтообнаруженный в 2002 г. «Российским подводнымобществом» корпус затопленного корабля у мысаТрафальгар действительно принадлежит «РейнеРехенте». Ранее автор уже поднимал вопрос обидентификации останков на конференции [3], атакже в несколько беллетризированной форме вкниге [4].В качестве бесспорного довода, говорящего отом, что найденные останки принадлежат «РейнеРехенте», авторы публикации в ECD привели фо-тографию, опубликованную в монографии [2]. Нодело в том, что эта фотография была заимствованаиз ранее вышедшей статьи М. Тихонычева [5],ссылка на которую была дана в списке литерату-ры. Как оказалось, редакторы «Подводного клуба»самовольно, без уведомления автора решили ил-люстрировать статью фотографией, на которойизображен совершенно другой корабль. Разумеет-ся, незнание этих подробностей и привело к по-вторной публикации ложных сведений.22 июня 2002 г. 10 членов «Российского под-водного общества» вылетели в Испанию, где кним присоединилось несколько испанцев. Обще-ство не ставило перед собой глобальных планов,предстояло лишь исследовать останки затонувшихкораблей, погибших в Трафальгарском сражении.Однако получилось не совсем так, как задумали.Температура воды достигала 14-17 °С, а види-мость доходила лишь до 10-15 м. Все это усугуб-лялось сильными течениями и сложным подвод-ным рельефом. Словом, время и место были вы-браны далеко не самые удачные. Показателенфакт, что местные рыбаки в этом районе даже сетибоялись ставить. Так что от первоначальных пла-нов пришлось отказаться и перебазироваться всоседний район, и именно здесь 24 июня 2002 г.дайверам улыбнулась удача: металлодетектор по-казал крупный подводный объект.Поскольку глубоководного оборудования«Российское подводное общество» с собой неимело, а нормативы PADI позволяют нырять наглубины до 40 м, дайверы шли на явный риск инарушение инструкций (глубина объекта быласвыше 50 м). В связи с этим было выполнено всегодва рекогносцировочных погружения, а под водойводолазы вели себя крайне осторожно. Первойшла русская группа с испанским гидом, операторкоторой из-за сильного течения не смог использо-вать свою камеру. Второе погружение совершалаиспанская группа, которая произвела съемку. Вотвкратце вся история нашумевшей подводной экс-педиции. К сожалению, не желая себе неприятно-стей в свете упомянутого газетного скандала, во-долазы не хотели бы называть свои имена. А по-скольку на упомянутой пленке видны лица дайве-ров, они также не хотели бы ее обнародования.Тем не менее автору этих строк было разрешеноопубликовать часть наиболее интересных кадров.Судя по съемке, в погружении приняли уча-стие четыре человека, пробыв на палубе подвод-ного объекта около 15 минут. За это время ониобследовали не более 20 м корпуса в длину. Ос-танки находятся в крайне разрушенном состоянии,поэтому говорить со стопроцентной уверенно-стью, что они принадлежат «Рейне Рехенте», не-возможно. Но если это она, то водолазы попали врайон кормовой площадки, где размещались240-мм орудия. К сожалению, самих орудий невидно - палуба в этом месте с левого борта прова-лилась, а с правого буквально завалена элемента-ми конструкций (мачтами, рострами, листами об-шивки). К сожалению, не видны ни фундаментыот орудий, ни круглая направляющая рельса, ха-рактерная станкам Вавассера. Но несколько раз вобъектив попадает объект, похожий на горловинуподачных труб.В первых кадрах съемок видна конструкция,очень напоминающая рухнувшую мачту с боевыммарсом. Однако она находится вдалеке от опера-тора, так что судить об этом с полной уверенно-стью невозможно.Далее оператор делает несколько кругов надупомянутой орудийной платформой. Два раза вобъектив попадает паровая лебедка, с помощьюкоторой приводились в движение кран-балки грот-мачты. Она также наполовину завалена рухнув-шими элементами конструкций. Наконец, напленке хорошо виден ют. Как и у «Рейны Рехен-те», он практически пустой: ни вооружения, никаких-либо палубных конструкций здесь не рас-полагалось. У левого борта на протяжении при-мерно десятка метров палуба вскрыта, так чтовидны силовые элементы корпуса. Поскольку не-которые листы лежат неподалеку, эти разрушениякорабль получил, уже находясь на дне. Наконец,уже при всплытии в объектив попало крыло мос-тика, на котором виден неясный силуэт скоро-стрельного орудия. Вот краткое описание снятогофильма.«Российское подводное общество» с 2002 г.искало пути для проведения повторной экспеди-ции. Но здесь друг на друга наложились два усло-вия, не позволившие ей реализоваться. Дело в том,что аренда глубоководного оборудования далеконе дешева, поэтому голый энтузиазм, как это былов 2002 г., здесь просто неуместен. Но попыткивзять гранты под будущие исследования не увен-чались успехом. Получался замкнутый круг. По-тенциальные спонсоры, зная сложности испанско-го законодательства при обследовании объектов,которые можно идентифицировать как воинскиезахоронения, требовали сначала получение разре-шения. А испанские структуры, как правило, тре-бовали гарантии, что это именно «Рейна Рехенте»,а без повторного осмотра это сделать было невоз-можно. Наконец, замученные хождением по ин-станциям дайверы уже были готовы передать всематериалы в Мадридский университет культуры сусловием привлечь их к будущей экспедиции, нотам от такой сделки отказались. Вообще, созда-лось ощущение, что до лета 2009 г. «Рейна Рехен-те» Испании была не нужна.Традиционная российская практика научиладайверов не афишировать координаты находки,пока они не произведут полный объем исследова-ний. В качестве примера можно привести собст-венный горький опыт. В 1985 г. в районе мысаФиолент на Черном море был обнаружен затоп-ленный в войну советский тральщик. Но когда в2005 г. автор этих строк попытался погрузиться нанего, его ждало полное разочарования: всего за 20лет тральщик полностью растащили на сувениры,цветной металл и т.п. А события с судном «Одис-сей» 2009 г., когда буквально под носом испан-ских властей зарубежные водолазы смогли похи-тить ценный груз с одного из кораблей, находив-шегося в испанских территориальных водах, пока-зали что и Испания не защищена от подобныхпроблем. Речь идет о нашумевшем погружениичерных археологов на фрегат «Мерседес», вхо-дивший в эскадру Бустаманте и потопленный анг-личанами 5 октября 1804 г. с грузом серебра.Кстати, испанские журналисты недоумевают,зачем делать тайну из братской могилы 412 чело-век. Но это лишь на первый взгляд захоронение, ана самом деле, на крейсере можно собрать боль-шой «урожай» сувениров. Учитывая печальнуюизвестность и «неуловимость» крейсера, а такжето, что они пролежали на дне более ста лет, цена,например, обычной тарелки или простой матрос-ской вещи может получиться немаленькая, а, кро-ме того, на корабле до сих пор находится кора-бельная касса. Правда, все эти ценности имеютболее культурную ценность, поскольку вряд лиони способны окупить затраты на экспедицию.Хотя, кроме официальных обращений, попыт-ка организовать будущую экспедицию дайверыникаких не делали, слухи о том, что русские в2002 г. нашли крейсер, распространились в Испа-нии. По крайней мере, на меня не раз выходилииспанские коллеги с просьбой рассказать подроб-ности. Выводы таковы: к настоящему временинельзя ни утверждать со стопроцентной вероятно-стью, ни опровергнуть, что найденный у мысаТрафальгар корпус принадлежит «Рейне Рехенте»;тезис о том, что «русские нашли испанский крей-сер», следует пересмотреть, поскольку из восьмиводолазов, побывавших на затопленном объекте,лишь трое - граждане России, иное дело, что пер-вым сообщение о находке опубликовал россий-ский журнал «Подводный клуб».
Митюков Николай Витальевич | Ижевский государственный технический университет | доктор технических наук, доцент, член-корреспондент Королевской морской академии (Испания), профессор кафедры «Тепловые двигатели и установки» | Nico02@mail.ru |
Un academico ruso, experto en historia naval, deja en evidencia a Defensa: una expedition localizo hace siete anos al 'Reina Regente' en Cadiz (y Espana lo sabe) // ECDpolitica URL: http://www.elconfidencialdigital.com/Articulo.aspx?IdObjeto=219 08.
Митюков Н.В. Броненосные крейсера типа «Рейна Рехенте». М.: Морская коллекция, 2006. 32 с.
Митюков Н.В. К вопросу о гибели «Рейны Рехенте» // Тез. докл. I Междунар. конф. «Подводное культурное наследие: перспективы изучения и сохранения в XXI веке» (Вел. Новгород, 4-6 декабря 2007 г.). Вел. Новгород: Печатный двор Великий Новгород, 2007. С. 23.
Митюков Н.В., Коробейников А.В. Из опыта ижевских дайверов: подводная археология, экология, мониторинг водоемов. Ижевск: Изд-во КИГИТ, 2009. 136 с.
Тихонычев М. Крейсер, который исчез // Подводный клуб. 2002. № 6. C. 78-80. URL: http://www.diving-club.ru/ issue/ issue.php?id=5640.