Томский туризм - история становления (1965-1991) | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2012. № 3 (19).

Томский туризм - история становления (1965-1991)

Представлен анализ основных этапов развития туризма в Томском регионе во второй половине ХХ в. Освещены аспекты организации Областного совета по туризму и экскурсиям, появления центров по туристско-экскурсионному обслуживанию для жителей других городов области и сельчан. Представлены данные об объемах обслуживания туристов Томской области в 1966-1980 гг. Охарактеризованы первые экскурсионные теплоходные и железнодорожные маршруты для томичей, а также история появления туристской гостиницы.

Tomsk tourism - history of formation (1965-1991)..pdf История туризма в нашей стране является со-ставной частью всемирной истории туризма. Од-нако термин «туризм» прочно вошел в русскийязык только в XX в., а до этого его просто не су-ществовало. Поездки, осуществляемые с цельюотдыха, лечения, познания (в чем и состоит смыслтуристских путешествий), начали практиковатьсяв России с конца XVII в. История такого социаль-ного феномена, как туризм, не раз подвергаласьпериодизации и представляет собой кальку исто-рического развития Российского государства, на-полненную туристским содержанием [1, 2].В настоящее время туризм в России пережива-ет свой подъём. Большинство туристических цен-тров сосредоточено в Санкт-Петербурге и Москве,где расположены самые известные достопримеча-тельности страны. Кроме двух столиц, популярно-стью пользуются и небольшие города, знаменитыесвоей архитектурой, историей, природой [2]. На-пример, Томская область обладает значительнымприродным и историко-культурным туристскимпотенциалом. Регион отличается уникальностьюимеющихся архитектурных и археологическихпамятников. Возрождение исторических районовг. Томска открывает широкие возможности дляразвития культурно-познавательного туризма.Томская область - один из ведущих научно-образовательных центров России. С 2003 г. на еетерритории реализуется программа инновацион-ного развития. Крупнейшие томские университе-ты входят в пятерку лучших высших учебных за-ведений России. Кроме того, в Томске насчитыва-ется 11 научно-исследовательских институтов.Ежегодно в регионе проводятся десятки научно-деловых мероприятий различного уровня и стату-са, что способствует активному продвижениюТомска как города-форума и развитию деловоготуризма и индустрии встреч [1; 3].С нашей точки зрения, наибольший интереспредставляет анализ основных этапов развитиятуризма в нашем регионе во второй половинепрошлого столетия: период совершенствованияструктуры управления туристско-экскурсионнойсистемой 1965-1985 гг.; период интенсивного раз-вития туризма 1985-1991 гг. Как известно, в Со-ветском Союзе туризм получил необыкновеннуюпопулярность, приобрел важное общественно-политическое и социально-экономическое значе-ние, став одним из самых массовых и эффектив-ных видов отдыха. Путешествия были доступнывсем социальным группам населения, посколькубольшая часть туристических путевок выделяласьпрофсоюзным организациям на льготных услови-ях, во многих - бесплатно за счет средств государ-ственного социального страхования, профсоюзно-го бюджета или фондов предприятия. На всей тер-ритории Советского Союза для руководства тури-стско-экскурсионным обслуживанием были соз-даны советы по туризму.В январе 1965 г. ВЦСПС обязал Томский об-ластной совет профсоюзов организовать турист-скую организацию, и 1 апреля 1965 г. Областнойсовет по туризму и экскурсиям был создан. Пред-седателем его стал М.И. Зиньковский. В короткийсрок были оформлены все юридические докумен-ты на открытие туристской организации, а чтобыпривлечь внимание томичей к путешествиям,Центральный совет по туризму и экскурсиям вМоскве Томскому облсовету выделил 1900 тури-стских путевок на всесоюзные туристские базы.Так у томичей появилась возможность путешест-вовать [4].Возникла необходимость в создании собст-венной материальной базы. Был арендован желез-нодорожный состав для поездок по несколькимнаправлениям, в том числе один детский в Москвуи Ленинград. Для экскурсионной работы потребо-вались экскурсоводы, выполнять функции кото-рых пригласили работников музеев, архива Том-ской области, научных сотрудников. Для популя-ризации туристского движения на многих город-ских предприятиях и организациях были оформ-лены рекламные щиты на темы: «Туризм - луч-ший отдых», «Туризм и томичи», «Путешествуйтена туристских поездах», «Отдыхайте на турист-ской базе «Томск», «Снежинка дарит здоровье»,«Туризм - это знание, здоровье, отдых» и многиедругие. Благодаря активной деятельности органи-заторов, уже в 1965 г. на туристских маршрутахбыло обслужено 6 тысяч 900 человек, в том числена всесоюзных туристских маршрутах - 1900 че-ловек, на маршрутах «выходного дня» - 4200 че-ловек, на экскурсиях по г. Томску и его окрестно-стям - 800 человек. В ноябре 1966 г. при област-ном совете по туризму и экскурсиям было образо-ванно экскурсионное бюро. Это были годы бурно-го становления туризма как отрасли. С профсоюз-ными органами решались вопросы о привлечениитрудящихся к туристско-экскурсионной работе, сгорисполкомом - о благоустройстве подъездов кэкскурсионным объектам, со средствами массовойинформации - о пропаганде туризма на радио, те-левидении и в газетах. Уже 21 декабря 1967 г. 2-йпленум облсовета по туризму и экскурсиям отме-тил положительную работу созданного экскурси-онного бюро по организации обслуживания насе-ления. К тому времени на экскурсиях побывало 14тысяч человек [5]. Пристальное внимание к само-деятельному туризму сказалось на результатах:увеличилось количество клубов, секций, появилсяхороший актив, способный организовать походывыходного дня. Активизировалась работа пеше-ходной, лыжной, водной, горной, автомобильной,спелеологической секций. В 1966 г. открылсяпункт проката туристского инвентаря и оборудо-вания, где самодеятельные туристы за минималь-ную плату могли взять на прокат палатки, спаль-ные мешки, рюкзаки, куртки, штормовки, ледору-бы, ботинки, лыжи, карабины, веревки. В 1967 г.был проведен агитационный туристический мото-пробег, посвященный 50-летию Советского госу-дарства [5].В апреле 1970 г. было принято совместное по-становление исполнительного комитета Томскогообластного совета депутатов и президиума Том-ского совета профсоюзов «О мерах по дальней-шему развитию туризма и экскурсий в области».Руководству трудовых коллективов и профсоюз-ным комитетам было рекомендовано шире ис-пользовать туристские путешествия и экскурсии вкоммунистическом воспитании трудящихся иподрастающего поколения. В профсоюзных коми-тетах были избраны сотрудники, ответственные затуристско-экскурсионную работу, изданы плака-ты, листовки, путеводители. Начиная с 1968 г. вучебные планы курсов для профсоюзного активаввели специальные разделы по туристско-экскурсионной работе. Начиная с 1971 г. увеличи-лось количество туристских железнодорожныхмаршрутов, включая многодневные. Томичи от-правлялись по 20-дневным маршрутам в городаЧерноморского побережья Кавказа и Крыма, по5-дневным - в столицы союзных республик, а так-же в Москву, Ленинград, по республикам СреднейАзии отправляли еще 8 поездов. На базе школ-интернатов, общежитий профессионально-техни-ческих училищ в каникулярное время стали при-нимать школьников из районов, а затем и из горо-дов Сибири. В Западно-Сибирское речное паро-ходство в 1969 г. передали на баланс теплоход«Томск», на котором была организована база от-дыха на р. Обь [6].Таким образом, в 1970-1971 гг. всеми видамитуристско-экскурсионных мероприятий было об-служено 123 тысячи человек и предоставлено ту-ристских услуг трудящимся области и членам ихсемей на 1 миллион 250 тысяч рублей. В частно-сти, обслужено экскурсиями - 104 тыс. человек ( в1970 г. - 44 тыс., в 1971 г. - 60 тыс.), организованопароходных рейсов в Нарым - 4, охвачено мар-шрутами выходного дня - 6 тысяч 652 человека.Помимо железнодорожных маршрутов, обычнымистали автобусные путешествия в Новосибирск,Кемерово, Барнаул в выходные дни. Значительнорасширилась тематика экскурсий, а при вечернемуниверситете марксизма-ленинизма горкомаКПСС открылось специальное отделение по под-готовке экскурсоводов [7].Несмотря на значительные успехи, нерешен-ных задач и проблем было немало. В частности,необходимо было: включить в планы строитель-ных организаций возведение в г. Томске турбазына 500 мест; привести в порядок памятные местагорода (в первую очередь место основания г. Том-ска - мыс Воскресенской горы); благоустраивать иреставрировать архитектурные ценности, ремон-тировать памятники; издавать альбомы, значки,открытки и другие сувениры о Томске; повыситьответственность автотранспортных предприятий,Обского пароходства, вагонного депо за качест-венное предоставление пассажирских вагонов,автобусов, теплоходов для туристских целей; ор-ганизовать при педагогическом институте, уни-верситете, педучилище факультативные занятияпо подготовке инструкторов по туризму, руково-дителей секций и туристских организаторов [7, 8].К середине 70-х гг. возросший спрос на турист-скую путевку диктовал необходимость организа-ции туристского влияния в районах области. Не-обходимо было организовать центры по турист-ско-экскурсионному обслуживанию для сельчан.С партийными и советскими органами решалсявопрос о подборе удобного помещения, его теле-фонизации, кадрах. Итак, в декабре 1975 г. былооткрыто бюро путешествий и экскурсий в г. Кол-пашеве, позже - в г. Асине, в апреле 1984 г. - вг. Стрежевом, 14 марта 1986 г. - в городе атомщи-ков Томск-7 (ныне г. Северск) [4, 5].Колпашевское бюро путешествий и экскур-сий было создано 25 декабря 1978 г. С первыхдней создания бюро путешествий верным и на-дежным помощником в пропаганде туризма сталарайонная газета «Советский север». Публикации вгазете, отзывы, реклама вовлекала в туристскиепутешествия жителей северного края. В газетепоявились постоянные рубрики: «Туризм - здоро-вье, отдых, познание», «Приглашаем в путешест-вие», «Чтобы вам хорошо отдыхалось», «Хорошобы побывать», «К памятным местам», и многоедругое. Благодаря настойчивой работе у колпа-шевцев появился надежный организатор отдыха.Из Колпашева туристы вылетали в Москву, Ле-нинград, города Прибалтики, в города-герои, алетом - на Черноморское побережье Кавказа иКрыма, в Молдавию и Украину. Туристы-ветераны знакомились с городом-героем на Волге,посещали места сражений, памятник-ансамбльгероям Сталинградский битвы, Музей обороныСталинграда и «Красный Царицын в боях за Со-ветскую власть». Волжскую ГЭС, город-спутникВолжский, Волго-Донский канал им. В. И. Ленина,совершали тематические экскурсии в Художест-венный музей, планетарий. Интерес к путешестви-ям с каждым годом увеличивался. Если в 1980 г.было предоставлено услуг на 57 тыс. руб., то в1981 г. - 119, тыс. руб., в 1986 г. - 335,5 тыс. руб.,а 1987 г. - 397,2 тыс. руб. В 10 раз (с 1980-1989 гг.) увеличилось количество желающих пу-тешествовать по туристским маршрутам. За годысуществования Колпашевского бюро путешествийи экскурсий в туристические поездки съездил, всреднем, каждый четвертый колпашевец. Былопродано путевок на 1,4 млн руб. [6, 8].Асиновское бюро путешествий и экскурсийбыло открыто 28 сентября 1980 г.. Асиновскийрайон был сельскохозяйственным, в городе про-живало 37 тыс. человек, в районе - 47 тыс. Прибюро путешествий и экскурсий плодотворно рабо-тал штаб из профсоюзных работников, руководи-телей промышленных предприятий, совхозов иколхозов, завучи школ по воспитательной работе.На предприятиях были оформлены «Уголки тури-стов», стенды и монтажи по туристско-экскурсионной тематике. В пропаганде маршрутовшироко использовались районная газета «Причу-лымская правда», многотиражки, радио. Популяр-ностью у асиновцев пользовались 5-дневные по-ездки в Севастополь, Киев, Ленинград. Дляшкольников были предложены экскурсии в Томскс посещением цирка во Дворце спорта «Я работаюклоуном», «В гостях у Нового года». В 1985 г. всоциалистическом соревновании бюро путешест-вий Асиновское бюро заняло 1-е место. Плановыезадания ежегодно перевыполнялись [5, 8].Стрежевское бюро путешествий и экскур-сий было организовано 1 апреля 1984 г., когда на-селение молодого города нефтяников составило35 тысяч человек. С открытием бюро путешествийу стрежевчан появилась возможность путешество-вать по стране. С первых месяцев работы началиформировать и отправлять группы с экскурсион-ными программами на 5, 7 и 10 дней. Маршрутыформировали разнообразные: в течение года былавозможность выбрать путешествие в любой из го-родов от Дальнего Востока до Калининграда, ор-ганизовывали путешествия в столицы союзныхреспублик, повышенным спросом пользовалисьпоездки в Москву, Ленинград, Прибалтику. В лет-ний период стрежевчане отдыхали на Черномор-ском побережье Кавказа, на берегах Азовского иБалтийского морей, в Крыму. В первый год рабо-ты было отправлено 9 групп по 30 человек в Мо-скву, Ленинград, города Прибалтики; были разра-ботаны экскурсии для школьников.Первые годы туристов отправляли с пересад-ками в 1-2 аэропортах, часто и разными рейсамииз Стрежевого. Самолеты летали из Стрежевоготолько до Томска и Новосибирска, перелеты былиочень сложными, но стрежевчан это не пугало. С1988 г. самолеты из Стрежевого уже летали в Мо-скву, перелеты стали легче. В путешествия и наотдых ежегодно отправляли до 4500 человек. Пу-тешествовать стрежевчане любили, путевки про-давались заранее на весь календарный год. Всехтуристов своих знали, они были как родные. В ту-ристических поездках молодежь знакомилась, за-водили туристские семьи [6].Бюро путешествий и экскурсий городаТомск-7 начало свою работу 14 марта 1986 г. взакрытом городе атомщиков. В этом была боль-шая необходимость, так как население города рос-ло, желающих проводить отпуска на море быломного. Профсоюзные комитеты строителей, заво-дов ранее пользовались услугами Томского бюропутешествий и экскурсий. Теперь путевки можнобыло заказать у себя в городе. Труженики моглиотдыхать по туристским путевкам в Сочи, Гаграх,Батуми, в Крыму и Прибалтике. Особой популяр-ностью пользовались маршруты выходного дня.На туристско-экскурсионном поезде «Томск» за 2выходных дня туристы ознакомились с городамиСибири, на автобусе уезжали в Кемерово, Новоси-бирск, Новокузнецк, самолетом - в Москву, Биш-кек, Красноярск, Омск. В летнее время на тепло-ходе «Николай Масленников» туристы 2 дня от-дыхали на Оби. Кроме того, были разработаныэкскурсионные маршруты для населения: «Здрав-ствуй, город», экскурсия в Зоопарк, Центральныйпарк культуры и отдыха, Театр музыкальной ко-медии с показом и рассказом о театре и посещени-ем спектаклей; производственные экскурсии нахлебозавод, швейную фабрику пользовались хо-рошим спросом у школьников. А в Новый год экс-курсоводы, нарядившись Дедом Морозом и Сне-гурочкой, проводили экскурсии «В гостях у Ново-го года». Первый план бюро: обслужить 5 тыс.человек, заработать 52,5 тыс. руб., был выполненна 137%. На 1987 г. план был увеличен до 8 тыс.кий срок, и в 1985 г. коллектив облсовета и бюропутешествий и экскурсий г. Томска на правах хо-зяина въехал с этот дом. Пополнялся и автобус-ный парк, в 1986 г. был сдан в эксплуатацию га-раж на 11 машин [5, 6].Качество обслуживания туристов было глав-ным направлением в работе коллектива. Особыйакцент в работе делался на внедрение передовогоопыта, родившегося в системе туризма и обслужи-вания населения. Так, с 1973 г. по инициативепрофсоюзов ввели договорные отношения по ту-ристско-экскурсионному обслуживанию. Еще доначала туристского сезона обкомы и комитетыпрофсоюзов первыми подбирали путевки на тури-стско-экскурсионные поезда, теплоходные и авиа-ционные маршруты на весь год. Все путевки втрудовых коллективах были льготные. Затем вфеврале проводилась ярмарка по свободной про-даже путевок. Накануне областная газета «Крас-ное знамя» выходила с рекламной страницей го-дового перечня всех туристских маршрутов. Еже-годные ярмарки проводились с 1981 г. Для прове-Таблица 1Объемы обслуживания туристов Томской области в 1966-1980 гг.Годы Показа-телиОбъем услуг(тыс. руб.)Объем обслуживания(тыс. чел/дн.)Обслуживание экс-курсий(тыс. чел/дн.)Прибыль(тыс. руб.)1966 27,5 0,81971 593,9 75,0 66,41975 1893,0 132,0 116,5Всего за 9-ю пятилетку 5,492 500,0 430,01976 Факт 2180,0 138,4 151,0 253,81977 Факт 2376,2 184,9 155,0 253,81978 План 2382,3 186,5 149,1 293,7Факт 2635,2 197,9 162,0 314,7% 110,6 104 108 1061979 План 1841,5 136,0 170,0 205,1Факт 2335,5 147,2 186,0 222,2% 120,3 109,4 109,4 107,91980 План 2388,8 157,0 194,2 268,1Факт 2877,5 165,7 219,1 330,5% 120,4 105,5 112,8 123,2Всего за 10-ю пятилетку 12404,4 834,1 873,1 1121,2человек, который тоже выполнили на 223%. Рослапопулярность туристских маршрутов, увеличива-лись и доходы. В 1990 г. было обслужено 16,4 тыс.чел., объем услуг составил 966,9 тыс. руб. [5, 7]. Вцентре Томска, по пр. Ленина, 59 областной советпо туризму получил двухэтажный жилой особняк,который необходимо было срочно отремонтиро-вать и приспособить под службы туризма. Вместес работниками ремонтно-строительной организа-ции весь коллектив ежедневно по графику выхо-дил на работу. С этой задачей справились в корот-дения ярмарки арендовали помещения клубов,домов культуры, красочно их оформляли, предла-гали много рекламного материала по всем мар-шрутам. С концертами приглашали коллективыхудожественной самодеятельности. Это былпраздник для покупателей путевок и, конечно, дляустроителей ярмарки [4].Ежегодный рост объемов туристского обслу-живания свидетельствовал о большой популярно-сти туристско-экскурсионной работы, о высокомкачестве обслуживания. Был создан совет по ту-ризму, в составе которого на протяжении многихлет работали: В.С. Капилевич - инструктор обл-совпрофа, Н.И. Дегтярев - секретарь обкома проф-союза электротехнической промышленности,Е. Фролов - журналист газеты «Красное знамя»,Л.И. Меньщикова - начальник отдела «Аэрофло-та», И.Г. Бурцев - начальник транспортногоуправления, Н.П. Закотнов - инструктор ОККПСС, Н.П. Шнурко - заместитель председателягорисполкома, А.Н. Хлусов - председатель ДСО«Труд» и многие другие. Областной совет по ту-ризму и экскурсиям руководил созданными и при-званными осуществлять реализацию туристско-экскурсионных услуг бюро путешествий и экскур-сий в Томске, Колпашеве, Асине, Стрежевом иТомске-7. К работе облсовета привлекались обще-ственники из числа профсоюзного и комсомоль-ского актива, работники транспортных предпри-ятий, средств массовой пропаганды. Ежегодно,как правило в феврале, проводилось заседание Со-вета, на котором обсуждались вопросы улучшениятуристско-экскурсионного обслуживания, расши-рения сферы влияния туризма в области. На кол-легии заслушивались вопросы социалистическогосоревнования, подводились итоги, определялисьзадачи на будущее. Такой контроль способствовалповышению ответственности за выполнение обя-зательств. Объемы обслуживания туристов из годав год росли (табл. 1) [4, 6, 7].Теплоходные маршруты. За годы работытомской областной туристской организации тури-сты из Томска отправлялись в путешествия постране на поездах, самолетах, автобусах. И вот, внавигацию 1975 г. состоялся первый рейс на теп-лоходе «Урал» по реке Оби до города Сургута.Участниками маршрута были победители социа-листического соревнования, награжденные проф-союзными комитетами. Второй рейс в этот годбыл до Нарыма - 170 ветеранов партии и войныпобывали в Нарымском музее ссыльных больше-виков. Начиная с 1976 г. совет по туризму тепло-ход «Урал» арендовал на всю навигацию. Первы-ми открывали навигацию на теплоходе школьни-ки, это был плавучий пионерский лагерь с распо-рядком и традициями пионерского лета. Утром -подъем флага на линейке, рапорт отрядов, планына день. Первый экскурсионный объект - городНовосибирск, где их встречали экскурсионныеавтобусы с опытными экскурсоводами, затем -Нарым, музей ссыльных большевиков, Колпаше-во, Сургут. За навигацию было организовано 6дальних рейсов, в том числе 4 - до Салехарда, 1рейс - до Тобольска, 1 рейс - до Сургута. В пере-рывах между дальними рейсами организовывалимаршруты выходного дня. Все путевки на эти мар-шруты разбирали профсоюзные комитеты, выез-жали бригадами, сменами. В пятницу теплоходбрал на борт 170 туристов и отправлялся до Кире-евска. Здесь - остановка. Два дня на реке Оби от-дыхали, рыбачили, а вечером - домой. По просьбепрофсоюзов организовывались прогулочные рей-сы по реке Томи. Дополнительно, кроме «Урала»,арендовали теплоход «Москва» [4, 8].Томские поезда. «Турбаза на колесах» - такназвали железнодорожный состав, состоящий из12 купейных вагонов и 3 вагонов-ресторанов. За16-18 дней путешествия томичи знакомились с 6-8 городами, экскурсии по которым проходили накомфортабельных автобусах с опытными экскур-соводами. Для удобства туристов автобусы пода-вались к перрону вокзала. Подготовку поездаосуществляло вагонное депо. На должность на-чальника поезда, проводников подбирались опыт-ные работники. Лучшие вагоны, новое белье, ввагонах - ресторанах 3-разовое питание. В 1965 г.было организовано 3 маршрута, а в 1975 г. их бы-ло уже 26. По многодневным маршрутам ежегод-но отправляли по 8-10 поездов, в том числе обяза-тельно 2 поезда для школьников в весенние иосенние каникулы, по маршруту «Томск - Таш-кент - Бухара - Самарканд - Алма-Ата - Томск»,«Томск - Куйбышев - Ульяновск - Казань-Ленинград - Томск».В 1975 г. с 18 февраля по 18 марта поезд ухо-дил по маршруту «Томск - Смоленск - Минск -Брест - Волгоград - Каунас - Калининград - Ри-га - Таллин - Ленинград - Томск», с 21 марташкольников отправляли по маршруту «по городамСредней Азии», с 14 мая по 29 мая - «Томск -Киев - Одесса - Херсон - Севастополь -Краснодар - Волгоград - Томск», с 1 июня по21 июня - «Томск - Пятигорск - Ереван -Тбилиси - Батуми - Чухуми - Гагра - Адлер -Томск», с 24 июня по 15 июля - «Томск - Киев -Львов - Ужгород - Мукачево - Рахов - Чернов-цы - Кишинев - Одесса - Херсон - Севастополь -Волгоград - Томск», с 5 ноября по 20 ноября«Томск - Ташкент - Бухара - Самарканд - Алма-Ата - Фрунзе - Томск». В составе туристского по-езда работал штаб, в него входили: начальник тур-поезда, обязательно врач, баянист и культмассо-вик. Ежедневно проводились вечера, конкурсы,выпускались газеты. По инициативе профсоюз-ных, партийных органов, стали формировать спе-циализированные поезда с передовиками произ-водства, победителями социалистического сорев-нования, пропагандистами, ветеранами войны итруда. Как правило, перед отправкой поезда напривокзальной площади проходил митинг, игралоркестр. По решению Министерства путей сооб-щения, в 1976 г. туристские поезда по стране от-менили, но томичи смогли убедить Кемеровскоеуправление железных дорог сохранить состав ииспользовать его на маршрутах выходного дня. За2 выходных дня томичи обычно знакомились с 2городами. Это были маршруты: «Томск - Кемеро-во - Новоси-бирск - Томск»; «Томск - Омск - Но-восибирск -Томск»; «Томск - Новосибирск - Бар-наул - Томск»; «Томск - Дивногорск - Красно-ярск - Томск»; «Томск - Кемерово - Новокуз-нецк -Томск». С 1984 г. был разработан лыжныймаршрут в Горную Шорию на станцию Чугунаш.Любителей лыжных прогулок ждала лыжня посказочным местам. В связи с отсутствием в тегоды современной горнолыжной инфраструктурыпокататься с гор можно было и на шкурах зверей[6, 7].Гостиница для туристов. Острой и долгиегоды неразрешимой проблемой для Томского со-вета по туризму и экскурсиям было отсутствиесобственной туристической гостиницы. Шли го-ды, туризм развивался, набирал обороты. Увели-чивались объемы обслуживания не только по от-правке туристов, но и по приему гостей. ГородТомск - исторический город, с уникальной дере-вянной архитектурой, с богатым прошлым. Ин-теллектуальный и культурный город вызывал ин-терес не только жителей нашей области или со-седних областей, но и других регионов СоветскогоСоюза и даже зарубежья. Гостиниц в городе былокрайне мало, и места в них были на вес золота,порой распределение мест в гостиницах доходилодо строгого контроля партийных органов. Когданаступали школьные каникулы и шел прием де-тей, то арендовали жилые помещения в школах-интернатах, в общежитиях ТПУ, где условия про-живания и питания были отнюдь не идеальными.Отсутствие собственной профсоюзной гостиницы,которая так была необходима туристам, спортсме-нам и пр., продиктовала руководству города сроч-ную необходимость строительства собственногообъекта размещения. В конце 1986 г. было приня-то решение о переоборудовании нового жилогодома профсоюзов под гостиницу. На очереднойпрезидиум Облсовпрофа были приглашены руко-водители областных предприятий, которые распо-лагали большими финансовыми ресурсами и со-временными технологиями. Было внесено пред-ложение об оказании помощи в реконструкциижилого здания под гостиницу в обмен на постоян-ные гостиничные места для командированных,приезжающих на предприятия. НПО «Полюс»взял на себя самый большой объем работ по ре-конструкции. Были демонтированы все двери, га-зовые плиты, раковины на кухнях, перила лест-ничных маршей, электрощиты на этажах, снесеныво многих помещениях стены для расширенияслужб, стелился линолеум в номерах, клеилисьобои. Зима в 1986/87 г. была очень суровой. Ваго-ны с мебелью для гостиницы на товарной станциидержать было нельзя, за простой взимались боль-шие штрафы, поэтому разгрузка шла непрерывнои днем и ночью, в мороз и в теплую погоду. Не разкурсанты училища связи, оказывающие помощь вразгрузке, обмораживались, а сотрудники гости-ницы лечили их, отпаивали чаем, кормили.17 февраля 1987 г. была перерезана ленточка ипринят первый гость - командированный из Ле-нинграда. Начался прием туристов: взрослых, ино-странных, детских групп, маршрута выходногодня. Гостиница оказывала городу огромную по-мощь в проведении всевозможных музыкальныхфестивалей, театральных сезонов, культурных де-кад республик, областная филармония просиламеста для артистов, и гостиница принимала всех икачественно обслуживала на хорошем уровне [4,6, 7].Как видно из показателей ежегодного ростаобъема туристского обслуживания населенияТомской области в период с 1970 по 1990 г., тури-стско-экскурсионное дело превратилось в круп-ную отрасль народного хозяйства и прочно вошлов быт советских людей. Однако в 1991 г. измени-лась обстановка в стране. Произошли изменения ив структуре туристских организаций. Были ликви-дированы бюро путешествий и экскурсий Колпа-шева, Асина, Стрежевого и Северска. Произошлиизменения и в областной туристской организации.Наступил новый этап развития туристского дви-жения в России.

Ключевые слова

Томская область, туризм, история, Tomsk region, tourism, history

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Наследников Иван ГеннадиевичНациональный исследовательский Томский государственный университетсоискатель исторического факультета, директоргостиницы «Томсктурист»hotel@tomskturist.ru
Всего: 1

Ссылки

http://tomsk.gov.ru/ru/economy_finances/strategy/region/s ector/
http://turistgide.ru/2011/02/16/turisticheskiy-portal-turistgidru- privetstvuet-vas.html
Постановление губернатора Томской области от 29.06.2007 №71 «Об утверждении концепции развития туризма и гостеприимства в Томской области на 2008-2013 годы».
Текущий архив ООО «ТЭП «Томсктурист» (ТА Томсктурист). Ф. 2. Оп. 3. Д. 1. Л. 11-17.
ТА Томсктурист. Ф. 2. Оп. 1. Д. 5. Л. 1-6.
ТА Томсктурист. Ф. 3. Оп. 1. Д. 2. Л. 12-19.
ТА Томсктурист. Ф. 3. Оп. 1. Д. 6. Л. 33-41.
ТА Томсктурист. Ф. 2. Оп. 3. Д. 4. Л. 3-5.
 Томский туризм - история становления (1965-1991) | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2012. № 3 (19).

Томский туризм - история становления (1965-1991) | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2012. № 3 (19).

Полнотекстовая версия