System of advanced training in the context of the “third role” of higher education in the USSR | Tomsk State University Journal of History. 2025. № 94. DOI: 10.17223/19988613/94/23

System of advanced training in the context of the “third role” of higher education in the USSR

The article examines the process of institutionalization of the advanced training system in the USSR based on the analysis of regulatory legal acts. The conceptual basis of the study is the "third role" of higher education. The third role is understood as the activity of universities focused on the needs of public institutions, going beyond teaching and science. The aim of the study is to characterize the processes of institutionalization of the advanced training system in Soviet Russia and the USSR and some results of activities in this direction. The methods are put forward and the sources of the study are determined: the synchronous and diachronic historical-comparative method, which is applied to the regulatory legal acts of the USSR. The stages of institutionalization of the advanced training system are distinguished. The first stage (1918-1958) is characterized by the emergence of the first institutes in the field of advanced training, the designation of key social groups (ordinary specialists, industry managers, teachers, doctors, etc.). However, advanced training, having covered different social groups, did not become a coherent unified system, and the compensatory and adaptive functions prevailed in the training itself. It is emphasized that advanced training as an independent area of education is institutionalized in the personnel training system in the 1960s. The formation of the advanced training system itself is completed, covering the main institutions, types of activities, goals and results of training and resources for implementation. It is noted that during the years of perestroika, an attempt was made to reorganize the advanced training system, which combined (to a certain extent contradictory) principles of continuous education and the utilitarian needs of the state to accelerate the economy, but this attempt failed due to the imminent collapse of the USSR. In conclusion, the work concludes that further scientific research is needed in this area to more accurately determine the place of higher education in the advanced training system and its role in society. The author declares no conflicts of interests.

Download file
Counter downloads: 3

Keywords

third role, third mission, professional development system, additional professional education, lifelong learning, Soviet universities

Authors

NameOrganizationE-mail
Raskolets Viktor V.Tomsk State Universitypredator-101@mail.ru
Всего: 1

References

Университет и город в России в начале ХХ века / под ред. Т. Маурер, А. Дмитриева. М. : Новое литературное обозрение, 2009. 784 с.
Kerr C. The Uses of the University. London : Harvard University Press, 1963. 140 р.
Миссия Томского государственного университета // Томский государственный университет. URL: https://tsu.ru/university/mission.php (дата обращения: 15.09.2024).
Московский международный рейтинг «Три миссии университета» / MosIUR : The Three University Missions. URL: https://mosiur.org/about/memorandum/(дата обращения: 15.09.2024).
Центр реализации третьей миссии НИУ ВШЭ // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». URL: https://3mission.hse.ru (дата обращения: 15.09.2024).
Кузьминов Я.И., Юдкевич М.М. Университеты в России: как это работает. М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. 616 с.
Шандала Д.Е., Грибовский М.В. Дискуссия о третьей роли. Подходы к изучению неакадемической деятельности университетов в историче ской ретроспективе // Вестник Томского государственного университета. История. 2024. № 90. С. 66-73.
Сорокин С.Э. «Третья миссия» университетов: социально-философский анализ : дис.. д-ра филос. наук. Архангельск, 2020. 417 с.
Щедровицкий П.Г. Очерки концепции системы повышения квалификации // Очерки по философии образования. М., 1993. С. 77-96. URL: https://shchedrovitskiy.com/ocherki-koncepcii-sistemy-povyshenija-kvalifikacii/(дата обращения: 01.09.2024).
Мухина Т.Г., Копосов Е.В., Бородачев В.В. История и перспективы развития отечественной системы дополнительного профессионального образования в условиях высшей школы. Н. Новгород : Изд-во ННГАСУ, 2013. 289 с.
О мерах распространения профессионально-технических знаний и положение о Секции профессионально-технического образования Народного комиссариата просвещения : декрет Совета Народных Комиссаров от 20.06.1919 // Электронная библиотека исторических документов. URL: https://docs.historyrussia.org/ru/nodes/15691 (дата обращения: 26.08.2024).
Об учебной профессионально-технической повинности : декрет Совета Народных Комиссаров от 29.07.1920 № 325 // Исторические материалы. URL: https://istmat.org/node/42409 (дата обращения: 26.08.2024).
Силин А.В. Реализация учебной профессионально-технической повинности в период «военного коммунизма», 1920-1921 (на материалах Европейского Севера) // Вестник Поморского университета. Сер. Гуманитарные и социальные науки. 2010. № 3. С. 12-19.
Батышев С.Я. Формирование квалифицированных рабочих кадров в СССР. М. : Экономика, 1974. 383 с.
О государственных трудовых резервах СССР : указ Президиума Верховного Совета СССР от 02.10.1940 // Электронная библиотека исторических документов. URL: https://docs.historyrussia.org/ru/nodes/131140-o-gosudarstvennyh-trudovyh-rezervah-sssr-ukaz-ot-2-oktyabrya-1940-g (дата обращения: 23.08.2024).
Иларионова Т.С. К истории промышленных академий в СССР // Культура мира. 2020. Т. 8, № 22 (1). С. 66-96.
Типовой устав высшего учебного заведения : утв. СНК СССР 05.09.1938 // Е-досье. URL: https://e-ecolog.ru/docs/LBmKAWzeci8WhOeM5e-Uo?utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F (дата обращения: 06.07.2023).
Ширяева В.А. Непрерывное образование: исторические аспекты и современное состояние проблемы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2010. № 3. С. 69-76.
Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР : закон СССР от 24.12.1958 // Е-досье. URL: https://e-ecolog.ru/docs/HMPSfpGLyuH-25VyvGau4?utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F (дата обращения: 17.08.2024).
О системе повышения квалификации руководящих и инженерно-технических работников отраслей народного хозяйства и работников государственного аппарата РСФСР : постановление Совета министров РСФСР от 30.07.1960 № 1148 // Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических Республик. URL: https://libussr.ru/doc_ussr/usr_5564.htm (дата обращения: 21.08.2024).
Положение о высших учебных заведениях СССР : утв. Постановлением Совета министров СССР от 21.03.1961 № 251 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/DOCUMENT/9053534 (дата обращения: 03.07.2023).
О повышении уровня экономических знаний руководящих работников, специалистов, студентов высших и учащихся средних специальных учебных заведений // Высшая школа : сб. основных постановлений, приказов и инструкций : в 2 ч. / под ред. Е.И. Войленко. М. : Высшая школа, 1978. Ч. 2. C. 78-79.
Елютин В.П. Развитие высшей школы за годы советской власти // Вопросы истории. 1968. № 6. C. 3-19.
О совершенствовании системы повышения квалификации руководящих работников и специалистов промышленности, строительства, транспорта связи и торговли : постановление Совета министров СССР от 06.07.1967 г. № 515 // Высшая школа : сб. основных постановлений, приказов и инструкций : в 2 ч. / под ред. Е.И. Войленко. М. : Высшая школа, 1978. Ч. 2. C. 87-89.
Из истории дополнительного профессионального образования // Союз ДПО. URL: http://www.dpo-edu.ru/?page_id=12635 (дата обращения: 06.09.2023).
О дальнейшем совершенствовании работы факультетов повышения квалификации преподавателей высших учебных заведений : инструктивное письмо от 01.04.1976 № 11) // Высшая школа : сб. основных постановлений, приказов и инструкций : в 2 ч. / под ред. Е.И. Войленко. М. : Высшая школа, 1978. Ч. 2. C. 72-74.
Инструкция о порядке стажировки на предприятиях, в учреждениях и организациях преподавателей высших учебных заведений // Высшая школа : сб. основных постановлений, приказов и инструкций : в 2 ч. / под ред. Е.И. Войленко. М. : Высшая школа, 1978. Ч. 2. C. 74-75.
Положение об институте повышения квалификации преподавателей общественных наук высших учебных заведений // Высшая школа : сб. основных постановлений, приказов и инструкций : в 2 ч. / под ред. Е.И. Войленко. М. : Высшая школа, 1978. Ч. 2. C. 76-78.
Положение о высших учебных заведениях СССР : утв. Постановлением Совета министров СССР от 22.01.1969 № 251 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/765710565 (дата обращения: 07.07.2023).
О народном образовании : закон РСФСР от 02.08.1974 // Е-досье. URL: https://e-ecolog.ru/docs/GAT_GlY1LGlkR6qfgWR_0?utm_referrer= https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F (08.09.2024).
Положение о факультете по подготовке организаторов промышленного производства и строительства и факультете планирования промышленного производства при высших учебных заведениях и о порядке стажировки слушателей этих факультетов // Высшая школа : сб. основных постановлений, приказов и инструкций : в 2 ч. / под ред. Е.И. Войленко. М. : Высшая школа, 1978. Ч. 2. C. 80-82.
О перестройке системы повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов народного хозяйства : постановление Совета министров СССР от 06.02.1988 № 166 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/765704776 (дата обращения: 15.09.2024).
Арнаутов В.В., Сергеев Н.К. Историко-педагогический анализ становления и развития системы непрерывного педагогического образования // Педагог. Наука, технология, практика. 2001. № 2 (11). С. 5-15.
 System of advanced training in the context of the “third role” of higher education in the USSR | Tomsk State University Journal of History. 2025. № 94. DOI: 10.17223/19988613/94/23

System of advanced training in the context of the “third role” of higher education in the USSR | Tomsk State University Journal of History. 2025. № 94. DOI: 10.17223/19988613/94/23

Download full-text version
Counter downloads: 354