REMAINS OF SACRIFICIAL ANIMALS IN FUNERAL RITES OF THE NARIM GROUP OF THE PALEOSELCUPS "SHIESHGULA".
In the complex of burial mounds referred to the Narim group of the paleoselkups "shieshgula" were found remains of sacrificial domestic and wild animals. Their meat was used in funeral rites as a sacral food for participants of the ceremony and for the departed. Some characteristics of the ceremony are close to the same in the culture of Indo-iranian and Turkic population in South Siberia and Central Asia, that indicates influence of southern cultures on the taiga population determining changes in its world outlook.
Keywords
sacrificial animals ,
Narim group of the paleoselkups ,
группа нарымских палеоселькупов ,
жертвенные животные Authors
Всего: 2
References
Хэкель Й. Почитание духов и дуальная система у угров (к проблеме еврозийского тотемизма). Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001.
Грубе В. Духовная культура Китая. Б. м. Брокгауз и Ефрон, 1912.
Полидович Ю.Б., Вольная Г.Н. Образ зайца в скифском искусстве // Древности Евразии от ранней бронзы до раннего Средневековья. М., 2005.
Пелих Г.И Кольцевая связь у селькупов Нарымского края // Сибирский этнографический сборник. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1962. Вып. IV.
Голан А. Миф и символ. М.: Русслит, Иерусалим. Тарбут, 1994.
Гимбутас М. Цивилизация Великой Богини: Мир Древней Европы. М.: РОССПЭН, 2006.
Дульзон А.П. Археологические памятники Томской области // Труды ТОКМ. Томск, 1956.
Шукуров Ш.М. К анализу принципов иконографии в изобразительном искусстве Средней Азии // Средняя Азия в древности и средневековье (история и культура). М.: Наука, 1977.
Есин Ю.Н. Социальная направленность первобытного искусства и изобразительный текст // Социально-демографические процессы на территории Сибири (древность и Средневековье). Кемерово, 2003.
Пелих Г.И. Элементы переднеазиатской культуры у нарымских селькупов // Уч. зап. ТГПИ. Томск, 1956. Т. 15.
Фробениус Л. Детство человечества. СПб.: Издание книжного магазина П.В. Луковникова, б. г.
Йетмар К. Религии Гиндукуша. М.: Наука, 1986.
Ожередов Ю.И. Столб в погребальном обряде шиешгула // Самодийцы. Тобольск; Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001.
Волков В.В. Оленные камни Монголии. М.: Научный мир, 2002.
Сагалаев А.М. Урало-алтайская мифология. Новосибирск: Наука, 1991.
Пелих Г.И. Селькупская мифология. Томск: Изд-во НТЛ, 1998.
Шер Я.А. Петроглифы Средней и Центральной Азии. М.: Наука, 1980.
Талигина Н.М. Обряды жизненного цикла у сынских хантов. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005.
Rudenko S.I. Die Ugrier und die Nenzen am Unterer Ob: Ihre Vergangenhait und ihre Familien-und Sippenvernhälnisse. Budapest. Acta Etnografica Academiae Scientiarum Hungicae. 1972. T. 21.
Анучин Д.Н. Сани, ладья и кони как принадлежности похоронного обряда. Археолого-этнографический этюд. М.: Типография и Словолитня О.О. Гербек. 1890.
Потапов Л.П. Следы тотемистических представлений у алтайцев // СЭ. 1935. № 4-5. С. 144-145, 146.
Глухов А. «Тайэлга» // Материалы по этнографии. Л.: Издание Государственного Русского музея, 1926.
Боброва А.И., Новоселова Т.В. Археологические следы коневодческой культуры в памятниках Нарымского Приобья X-XVII вв. // Древние кочевники Центральной Азии (история, культура, наследие). Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2005. С. 48-51.
Боброва А.И. Тискинский комплекс археологических памятников // Народы и культуры Томско-Нарымского Приобья: Материалы к энциклопедии Томской области. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001.
Каруновская Л.Э. Представления алтайцев о вселенной: (Материалы к алтайскому шаманству) // СЭ. 1935. № 4-5.