Loss and profit accounts...": economic bookishness of Old Believers as form of confessional written and book culture | Tomsk State University Journal of History. 2013. № 1 (21).

Loss and profit accounts...": economic bookishness of Old Believers as form of confessional written and book culture

In article the analysis of a special type of a confessional Old Believe bookishness - an economic book culture is undertaken. The author of article suggests carrying to an Old Believe confessional bookishness and monuments of economic culture. They were included in communal libraries along with ascetic and learning collections. That fact is represented to the most important that the Old Believers economic culture had distinct confessional character. In the second half of 18 - early 19 century Old Believers became confessional and economic community. Implementation of functions of Old Believe business was directed on consolidation of all community. In these conditions otherwise, than in the environment of Synod flock nature of merchant occupation was perceived, it had the expressed confessional component. Already since the beginning of the 18 century the idea of a God-sent wealth developed. In a Old Belief the relation to enterprise occupation was special also. The chief assistant in "business" realized the Lord. As a result Old Believers of various denominations developed, including, an economic bookishness - written culture of confessional economy. In monuments of an old believe economic book culture various aspects of life of community were reflected: from problems of property and lines of business culture of Old Belief denominations to an everyday life of old believe businessmen. Since vygovsky times of communal and collective business the strict account and the control which has reached much higher level developed in Old Believers, than at flock of Synod church. In bespop-ovsky and popovsky communities strict accounting reports for what blotters on goods sales", "Accounts of profit and a loss" (monthly), "Cash desk accounts", "Cash desk reports", "Accounts of expenses", "Debt registers" were created "Were observed. In these sources the internal structure of business activity, its feature is reflected. In them all aspects of life of a community and its members, including hidden from persecutors of Old Belief of form of ownership in an old believe community of that time are described. Other major aspect of life the Old Believers displayed in accounting documents of Old Believers, was protection of conservatives against prosecutions of the authorities. Here the backbone role was played by corruption. As showed, in particular, materials of accounts department of the Guchkov, on "pro-feeding" of conservatives there was a great number of chiefs of police, quarter, police officers and so forth. According to these documents it is possible to specify even such questions as the valid religion of large Old Believer owners. Many of them, under pressing of the authorities formally passed in edinovery, continued to pay money to a community. Thus, economic documents of old believe communities and their representatives form special economic area of Old Believers confessional bookishness where economic rationalism and the scrupulous account with idea of blessed wealth and a salutary profitable activity for the belief benefit merged.

Download file
Counter downloads: 282

Keywords

старообрядчество, конфессиональная книжность, хозяйственная книжность, деловая культура, Old Believers, confessional bookish-written culture, bookishness, economic bookishness, business culture

Authors

NameOrganizationE-mail
Kerov V.V.Peoples' Friendship University of Russia (Moscow)vvkerov@gmail.com
Всего: 1

References

Словарь русского языка / Институт русского языка АН СССР: в 4 т. М.: Русский язык, 1982. Т. 2. 736 с.
Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Цитадель, 1998. Т. 2. 1024 стб.
Буланин Н. Предисловие // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л.: Наука, 1987. Вып. 1. С. 3-14.
Усачёв А.С. Степенная книга и древнерусская книжность времени митрополита Макария / Отв. ред. А.А. Горский. М.; СПб.: Альянс-Архео, 2009. 760 с.
Бударагин В.П. М.В. Ломоносов и рукописная книжность Русского Севера // М.В. Ломоносов и его время. С. 113-117 / Проект «Подготовка информационных материалов по научному наследию и истории Российской академии наук для размещения на портале РАН» / под. рук. В.Ю. Афиа-ни. - URL: http://www.ras.ru/lomonosov/f2f4c2df-c36e-45e8-93ed-4f3901 8d 1840.aspx?hidetoc=0
Поздеева И.В. Теория и практика подготовки археографов XXI века // Язык, книга и традиционная культура позднего русского Среденевековья в жизни своего времени, в науке, музейной и библиотечной работе XXI в. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, «Коллектор», 2011. С. 55-76.
Верещагин Е.М. Церковнославянская книжность на Руси. Лингвотекстологические разыскания. М.: Индрик, 2001. 608 с.
Петрухин В.Я., Белова О.В. Фольклор и книжность: миф и исторические реалии. М.: Наука, 2008. 282 с.
Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002. 461 с.
Пригарин А.А. Истоки книжной культуры у старообрядцев на Дунае в свете архивных и полевых материалов // Язык, книга и традиционная культура позднего русского Средневековья в жизни своего времени, в науке, музейной и библиотечной работе XXI в. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, «Коллектор», 2011. С. 459-474.
Арифметика (пятая мудрость из седми великих мудростей, глаголемая по-еллински и по-гречески арифметик, а по-немецки алгоризма, а по-русски цыфирная счетная мудрость // НИОР РГБ. Ф. 247. Д. 23. 279 л.
Нахождение поганых татар // НИОР РГБ. Ф. 247. Д. 448. Л. 86.
О лекарствах чистых и нечистых // НИОР РГБ. Ф. 247. Д. 644. Л. 60-80об.
О турках, откуду произыдоша и о проклятом лжеучителе их Магомете // НИОР РГБ. Ф. 247. Д. 384. Л. 1-8.
Сказание о нашествии богомерзкого царя Магмед Ги-рея // НИОР РГБ. Ф. 247. Д. 82. Л. 278об.-279.
Повесть об избавлении от нашествия Менглы-Гирея // НИОР РГБ. Ф. 247. Д. 82. Л. 286-291.
Прибавка или прилог полезный из Гранографа древнего // НИОР РГБ. Ф. 247. Д. 600. Л. 126-127.
Сказание о нашествии Темир-Аксака // Д. 82. Л. 276об.-277
Книга, глаголемая Проблемата, о прирождении и о составлении удов человеческих и зверей многих // НИОР РГБ. Ф. 247. Д. 515. 83 л.
В пословицах забавных говорится о татарах того ради плешивы, что имеют по две жены и болши, понеже старая жена щипаит волосы черные, а молодая седые, так и плешивеют // НИОР РГБ. Ф. 247. Д. 26. 174 л.
О таорьях безбожного Махмета // НИОР РГБ. Ф. 247. Д. 644. Л. 90-90об.
О латынех отлучишася от грек св. божия церкви // НИОР РГБ. Ф. 247. Д. 239. Л. 308-310.
Латыне как изобретоша себе ересь // НИОР РГБ. Ф. 247. Д. 448. Л. 300.
О денгах в куче ведать // НИОР РГБ. Ф. 247. Д. 23. Л. 227об-228об.
Сия есть книга о земном верстании // НИОР РГБ. Ф. 247. Д. 23. Л. 251-264об.
Статиа о богешных мерах // НИОР РГБ. Ф. 247. Д. 23. Л. 244-253об.
Керов В.В. «Се человек и дело его.»: Конфессионально-этические факторы старообрядческого предпринимательства в России. М.: ЭКОН-ИНФОРМ, 2004. 654 с.
Отдел письменных источников Государственного исторического музея. Ф. 122: Боткины и Гучковы. Оп. 1.
План или изъяснительное начертание местного положения и внутреннего распорядка» Преображенского богаделенного дома (1808 г.) // Материалы для истории беспопов-щинских согласий в Москве, федосеевцев Преображенского кладбища и Поморской монинского собрания / Сост. Н.[И.]. Попов. М.: Изд-е ЧОИДР при Московском университете, 1870. С. 59-67.
Керов В.В. «Время купли наступает.»: Медиативные функции коррупции в отношениях старообрядчества и власти в России XVIII - первой половины XIX вв. // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. «История России». 2004. № 3. С. 7-17.
Нечто вроде апологии Федосеевской против Фи-липпонов, обвиняющих Федосеев в страсти к торговле и деньгам, против тех из Бегунов, которые отвергают деньги как печать Антихриста, и против гонителей древней церкви // Сборник правительственных сведений о раскольниках / Сост. В. Кельсиев. Лондон: Trubner & Co. Вып. 4. С. 232-235.
Сто статей московских поморского согласия (книга для наставников) // Сборник правительственных сведений о раскольниках. Сборник правительственных сведений о раскольниках / Сост. В. Кельсиев. Лондон: Trubner & Co. Вып. 4. С. 199-21.
Барсуков В.Л. Петр III и предпринимательство в России // Сибирь в XVI-XX веках. Экономика, общественно-политическая жизнь и культура. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1997. С. 76-85.
Старцев А.В. Хозяйственная этика старообрядчества. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. Вып. 1. С. 73-87.
Дневные дозорные записи о московских раскольниках. Сообщено А.А. Титовым. М.: Изд-е ЧОИДР при Московском университете, 1885. 192 с.
Мельников П.И. Очерки поповщины // Мельников П.И. Полн. собр. соч. СПб.; М.: Т-во Вольф, 1898. Т. 13. 395 с.; Т. 14. С. 1-102.
Синицын И.И. Отчет «О расколе в Ярославской губернии». Сборник правительственных сведений о раскольниках / Сост. В. Кельсиев. Лондон: Trubner & Co. Вып. 4. С. 55-183.
Торговое и промышленное дело Рябушинских. М.: Тип. П.П. Рябушинского, 1913. 154 с.
Щукин П.И. Воспоминания. М.: Синод. тип., 1912. Ч. III. 59 с.; Ч. IV. 47 с.; Ч. V. 49 с.
Стадников А.В. Московское старообрядчество и государственная конфессиональная политика XIX - начала ХХ в. М.: Изд-во объед. «Мосгорархив», 2002. 256 с.
Щапов А.П. Русский раскол старообрядчества, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием русской церкви и гражданственности в XVII веке и в первой половине XIX. Опыт исторического исследования о причинах происхождения и распространения русского раскола. Казань: Изд. Ивана Дубровина, 1859. 547 с.
Соколова Е.Н., Тельчаров А.Д. «В расколе подобна Керженцу» (Вязниковская слобода. Из истории Ярополческой дворцовой волости Владимирского уезда) // Старообрядчество: история, культура, современность. М.: Музей истории и культуры старообрядчества, 1999. Вып. 7. С. 17-22.
Руководство для обучения юношества в делах веры // Сборник для истории старообрядчества / Сост. Н.[И.] Попов. М.: Синод. тип., 1866. Т. 2. С. 197-239.
Нечаева Г.Г. Ветковская икона. Минск: Четыре четверти, 2002. 272 с.
Филиппов И. История Выговской старообрядческой пустыни. СПб.: Тип. Т-ва «Общественная польза», 1863. XIV, 480, V с.
Правила собора федосеевцев (1 октября 1751 г.) // Иоаннов А., прот. Полное историческое извещение о древних стригольниках и новых раскольниках, собранное из потаенных со преданий, записок и писем.. СПб.: Изд-во В.А. Тер-скова, 1855. Ч. II. С. 39-52.
Верховский Т.А. Записки о его жизни, составленные им самим. СПб.: Тип. Дух. Журнала «Странник», 1877. Ч. 1. 1096 с.
[Денисов А.] Послание поучение Никите Филимонову «с прочими» трудниками, посланными по торговым делам // НИОР РГБ. Собр. Егорова. Д. 425. Л. 170-171.
Поучение к братии, обретающейся в делах торгового промысла [1744-1745] // РНБ. Собр. Вяземского. Q 2. Л. 34об.-37.
Должность правителя конторы // РНБ. Собр. Вяземского. Q 2. Л. 38-39.
Рустик О. Старообрядческое Преображенское кладбище (как накоплялись капиталы в Москве) // Борьба классов. 1934. № 7-8. С. 70-79.
Центральный исторический архив г. Москвы (ЦИАМ). Ф. 157: Преображенский богаделенный дом. Оп. 1.
Мордкович Т.А. Источники по истории принятия Бе-локриницкой иерархии московской Рогожской старообрядческой общиной в 40-50 гг. XIX в.) // Мир старообрядчества. М.: Российское университетское издательство, 1995. Вып. 2. С. 105-132.
Н. С[убботин] О сущности и значении раскола в России. СПб.: Синод. тип., 1892. 47 с.
Любопытный П. Исторические очерки беглопопов-щины на Иргизе с 1762-1866 года // Сборник из истории старообрядчества / Сост. Н. Попов. М.: Синод. тип., 1866. Т. 2. Вып. IV: Старообрядческие монастыри. 272 с.
Рындзюнский П.Г. Старообрядческая организация в условиях развития промышленного капитализма (на примере истории московской общины федосеевцев в 40-х годах XIX в. // Вопросы истории религии и атеизма. М.: АН СССР, 1950. С. 188-248.
[Спафарий Н.] Собрание вкратце о девяти мусикиях и седми свободных художествах // НИОР РГБ. Ф. 247. Д. 26. Л. 132об.-166.
Гиляров-Платонов Н.П. Федосеевцы // Гиляров-Платонов Н.П. Вопросы веры и церкви. М.: Синод. тип., 1906. Т. 2. С. 532-546.
 Loss and profit accounts...

Loss and profit accounts...": economic bookishness of Old Believers as form of confessional written and book culture | Tomsk State University Journal of History. 2013. № 1 (21).

Download file