Sel'kup burial masks (to state the question) | Tomsk State University Journal of History. 2013. № 3 (23).

Sel'kup burial masks (to state the question)

The work is devoted to under-investigated problem of the use of face masks or metal onlays, including coins, for sealing the apertures of the deceased by Southern or Narym Sel'kups. It was already noted by the researchers in the 19 century but it still remains relevant due to the accumulation of new material sources in archaeology and ethnography and with the emerging of new points of view on these rituals and their meaning. In the burial ritualism of the Sel'kups and other taiga peoples, there are traces of several tendencies of face mask ritual development. One can fit here not only masks and their imitations as separate splints but coins put in the mouth, coffin or grave. Besides, there was a tradition of placing of a stone into the mouth of the dead. As a preliminary data assay shows, all the above mentioned rituals have, perhaps, a common source, based on the fear of the soul of the dead.

Download file
Counter downloads: 403

Keywords

Нарымское Приобье, могильник Барклай, погребально-поминальный обряд, палеоселькупы-«шиешгула», лицевые маски для умерших, «обол Харона»

Authors

NameOrganizationE-mail
Ozheredov Yu.I.Tomsk State Universitynohoister@gmail.com
Всего: 1

References

Полеводов А. В., Корусенко М.А. Обряд «обола Харона» по материалам поздних могильников юга Западной Сибири // Культуры и народы Северной Азии и сопредельных территорий в контексте междисциплинарного изучения: Сборник Музея археологии и этнографии Сибири и
Карьялайнен К.Ф. Религия югорских народов. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1994. Т. 1. 152 с.
Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994. 384 с.
Рындина О.М., Боброва А.И., Ожередов Ю.И. Ханты Салымского края: культура в археолого-этнографической ретроспективе. Томск: ТГУ, 2008. 412 с.
Пелих Г.И. Происхождение селькупов. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1972б. 424 с.7.
Дульзон А.П. Дневник раскопок курганного могильника на Басандайке // Басандайка. Томск, 1947. С. 67-115
Рычков К. Береговой род юраков // Записки ЗападноСибирского Отдела ИРГО. Омск, 1916. Т. 38. С. 154-191.
Дульзон А.П. Дневник раскопок курганного могильника на Басандайке // Труды ТГУ. Т. 98; Труды ТГПИ. Басандайка. Сборник материалов и исследований по археологии Томской области. Томск, 1947. С. 65-148.
Чугунов С.М. Курганы Каинского округа Томской губернии // Известия Имп. Том. университета. Томск, 1900. С. 170.
Очерки культурогенеза народов Западной Сибири. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1994. Т. 2. 475 с.
Дульзон А.П. Поздние археологические памятники Чулыма и проблема происхождения чулымских татар // Учёные записки ТГПИ. Томск, 1953. Т.Х С. 127-334. Селькупские погребальные «маски» (к постановке вопроса)
Семёнова В.И. Мифологика мира мертвых по мифологическим и археологическим источникам Западной Сибири. Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2008. 213 с.
Дульзон А.П. Остяцкие могильники XVI-XVII веков у села Молчанова на Оби // Учён. зап. ТГПИ. Томск, 1955. Т. XIII. С. 97-154.
Гребнева Г.И. Отчет об археологических исследованиях Кетского отряда летом 1977 г. // Архив МАЭС ТГУ. № 739.
Молодин В.И. Кыштовский могильник. Новосибирск: Наука, 1979. 181 с.
Ожередов Ю.И., Смолин А.В. Западноевропейские жетоны из курганной группы Барклай // Новое в археологии Сибири и Дальнего Востока. Томск, 1992. С. 102-103.
Монтэ П. Египет Рамсесов. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов. М.: Наука, Глав. ред-я вост. лит-ры, 1989. 376 с.
Казаков Е. П. О средневековых погребальных масках Евразии и их истоках // Мировоззрение народов Западной Сибири по археологическим и этнографическим данным. Томск: Изд-во ТГУ, 1985. С. 57-60.
Казаков Е.П. Погребальные маски волжских болгар в системе идеологических представлений народов Евразии // Филология и культура. Philology and culture. 2012. №2(28). С. 264-269.
Вадецкая Э.Б. Древние маски Енисея: научно-популярное издание. СПБ.; Красноярск: Версо, 2009. 248 с.
Смирнов Ю.А. Лабиринт. Морфология преднамеренного погребения. Исследования, тексты, словарь. М.: Восточ. лит-ра РАН, 1997. 279 с.
Доннер К. У самоедов в Сибири. Томск: Ветер, 2008. 176 с.
Дульзон А.П. Археологические памятники Томской области: (Материалы к археологической карте Среднего При-обья) // Труды ТОКМ. Т. V. Томск, 1956. С. 89-316.
Боброва АИ. Селькупы XVIII-XIX вв. (по материалам Тискинского могильника). Томск: Изд-во Том. ун-та, 2007. 176 с.
Кузнецов С.К. Погребальные маски их употребление и назначение // Известия Общества археологии. истории и этнографии при Императорском Казанском университета. Т. XXII, вып. 2. Казань. 1906. С. 75-118.
Харлампович К.В. К вопросу о погребальных масках и куклах у западносибирских инородцев // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университета. Казань, 1908. Вып. 6. С. 474-482.
Кулемзин В.М. Человек и природа в верованиях хантов. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1984. 192 с.
Каннисто А. Materialien sur mythologie der Wogulen. Helsinki, Материалы к мифологии вогулов // Перевод Р.А. Моссиенко № 14382/1 Гос. публичная науч.-техн. б-ка СО АН СССР. Новосибирск, 1988. 310 с.
Арне Т.Й. Барсов городок. Западносибирский могильник железного века. Екатеринбург; Сургут: Уральский рабочий, 2005. 184 с.
Леви-Брюль Л. Первобытный менталитет. СПб.: Европейский дом, 2002. 400 с.
Кулемзин В.М. Ханты и манси // Очерки культурогене-за народов Западной Сибири. Т. 2: Мир реальный и потусторонний. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1994. С. 363-376.
Головнев А.В. Говорящие культуры. Традиции само-дийцев и угров. Екатеринбург: УрО РАН, 1995. 606 с.
Ким А.А. Очерки по селькупской культовой лексике. Томск: НТЛ, 1997. 219 с.
Теребихин Н.М., Овсяников О.В. Святилище «Козьмин перелесок» как памятник традиционной духовной культуры ненцев // Проблемы изучения историко-культурной Среды Арктики. М., 1990. С. 223-246.
Хомич Л.В. Ненцы. СПб.: Русский двор. 1995. 336 с.
Жигунова М.А. О погребальном обряде русских Среднего Прииртышья во второй половине XX века // Культура русских в археологических исследованиях. Омск: Изд-во Ом. пед. ун-та, 2002. 204 с.
Русские в Омском Прииртышье (XVIII-XIX века): Ис-торико-этнографические очерки. Омск. ООО «Издатель-Полиграфист», 2002. 236 с.
Дульзон А.П. Остяцкий курганный могильник XVII века у села Молчаново на Оби // Учён. зап. ТГПИ. Томск, 1957. Т. XVI. С. 443-488.
Медведев В.Е. К вопросу о погребальных обрядах нанайцев (погребения в устье р. Тунгуски) // Древние культуры Сибири и тихоокеанского бассейна. Новосибирск: Наука, 1979. С. 192-200.
Ожередов Ю.И. Отчет о полевых исследованиях Южнотаежной археологической экспедиции Томского государственного университета в Чаинском районе Томской области в 1989 году. Архив МАЭС ТГУ, № 1065.
Мордвинцева В., Хабарова Н. Древнее золото Поволжья из фондов Волгоградского областного краеведческого музея. Симферополь, 2006. 140 с.
Казаков Е. П. О назначении погребальных лицевых покрытий Танкеевского могильника (Об одном элементе погребального обряда) // Уч. зап. Пермского гос. ун-та. № 191. Труды Камской археологической экспедиции. Пермь. 1968. B. ГУ.С. 230-239.
Могильников В.А. Васюганский клад // СА. 1964. № 2.
 Sel'kup burial masks (to state the question) | Tomsk State University Journal of History. 2013. № 3 (23).

Sel'kup burial masks (to state the question) | Tomsk State University Journal of History. 2013. № 3 (23).

Download file