МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛИНФОРМАЦИОННОГО ПОДХОДАВ СОВРЕМЕННОМ НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ | Гуманитарная информатика. 2012. № 6.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛИНФОРМАЦИОННОГО ПОДХОДАВ СОВРЕМЕННОМ НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ

Предпринята попытка экспликации методологического потенциала и меж-дисциплинарного импульса информационного подхода в концептуальном оформ-лении современного научного познания на примере когнитивных исследований.

THE METHODOLOGICAL POTENTIAL INFORMATION APPROACHIN CONTEMPORARY SCIENTIFIC COGNITION.pdf К числу актуальных философских исследований последних десяти-летий следует отнести изучение характера и изменяющейся роли наукив современном мире. Это является продолжением традиционной линиианализа фундаментальных онтологических оснований мира, включая бы-тие человека и его познавательные практики, построения правил рацио-нального постижения действительности, поиска нового категориально-понятийного аппарата и методологического инструментария для дости-жения поставленных целей.В самом характере современной науки присутствует парадигмальнаяпотребность в новом синтезе философии, науки и культуры. В его фун-даменте находится понимание человека и его основных функций, к чис-лу которых следует отнести творческую способность порождения новыхсмысловых моделей действительности. С точки зрения философии здесьнаходится центр схождения интеллектуальных усилий не только различ-ных разделов философского знания (онтологии, гносеологии, философ-ской антропологии, философии культуры), но и социально-гуманитарногои естественнонаучного регионов знания [6]. Гуманитарность (и шире -гуманизм) имеет историческую природу, и в современном обществе она Гуманитарная информатика. 2011. Вып. 6 7не становится анахронизмом, как принято считать в постмодернистскихсоциальных теориях. В центре современного гуманизма лежит идея взаи-мопроникающей связи индивидуума и социума, построенной на инте-грационном характере человеческой природы. М.М.Бахтин придает гу-манитарному мышлению статус всеобщего и оказавшего существенноевлияние на логику и тип рациональности последних десятилетий. Но-ситель гуманитарного мышления не столько строит объяснения, сводявсе многообразие мира к какому-либо одному первопринципу, сколькооткрывает и умножает возможности бытия и культуры, а также способыих осмысления.В современном научном познании, решающем перечисленные зада-чи, формируется запрос на эффективную методологию, которая должна:- заключаться в актуализации гуманизма как принципа приоритет-ности проблем культуры, образования, воспитания человека, ценностнойсоставляющей его бытия, сознания и познания;- сочетать разнородные гуманитарные, технические и естественно-научные методы исследования человека и современного общества, кото-рые, избегая эклектики, разворачиваются в междисциплинарном контек-сте;- охватывать разнородные знания о мире и человеке в мире, обобщаяих в рамках метатеории философского уровня.В современном процессе междисциплинарной взаимозависимости иинтеграции наук особое место занимает информационный подход. Ин-формационный подход в предлагаемой статье рассматривается как крос-сдисциплинарное методологическое средство, инструмент концептуаль-ного и категориального оформления корпуса социально-гуманитарных,естественных и технических наук.В философских разработках, например, в онтологическом ключе ин-формационный подход утверждает, что реальность тождественна инфор-мации (Р.Ф.Абдеев). С позиций эпистемологии информационный подход,с одной стороны, обеспечивает репрезентативность знания как соответ-ствие фактам реальности, а с другой - демонстрирует операциональ-ность, состоящую в структурировании и формировании данных, а такжеманипулировании ими.В техническом аспекте информационный подход реализован в ин-форматике как дисциплине о переработке информации при помощикомпьютера, где информация понимается системно и функционально.Информационный подход имеет здесь свою специфику, поскольку егоаппарат разработан в кибернетике как комплексном учении об информа-8 Гуманитарная информатика. 2011. Вып. 6 ции и управлении, в теориях передачи данных и алгорифмов (Н.Винер,К.Шенон, А.Н.Колмогоров). Информационный подход присутствует так-же в теории коммуникации, эксплицируя сущность таких феноменов, какданные, код, кодирующие и декодирующие устройства.Технический и математический разворот указанных направленийоказал влияние на постановку и решение важных гносеологических про-блем, в частности проблемы представления знаний, то есть презентациипознанного человеком содержания некоторой области действительностина таком языке, компоненты которого формализуемы, а потому могут слу-жить постановке задач, доступных для автоматизированной обработки.Интерес к информационному подходу в социально-гуманитарномпознании представляется актуальным, оправданным и осмысленным,поскольку он направлен на понимание главных инструментов культуры:языка как средства общения и его социальных функций, и знания какконцентрации коллективной памяти и средства достижения равенстваили дискриминации социальных групп.В современном социально-гуманитарном дискурсе понятие инфор-мации используется в регистре своей универсальности. Информациятрактуется не только как совокупность разнообразных знаний, произво-димых в философии, науке, искусстве, технике, но и элементарная функ-ция человеческого поведения. Информация социальна по своей природе.Социальная организация, в значительной мере, есть организация инфор-мации, поскольку общество становится возможным лишь при существо-вании определенных способов обмена информацией между его членами.На сегодняшний день можно констатировать, что информационныйподход широко используется в различных научных областях в качествемеждисциплинарного методологического инструмента, объединяющегоисследователей общими теоретическими моделями, концептуальнымиидеями, категориальным аппаратом. Проследим, каким образом реализу-ется потенциал информационного подхода в области теории информаци-онного общества и в когнитивных исследованиях.Актуальной проблемой отечественных и зарубежных социально-гуманитарных исследований последних лет остается поиск методологи-ческих и концептуальных ресурсов для описания сущностных характери-стик современной социальной реальности. Объектом концептуализацииоказываются разнообразные теоретические модели общества, объединен-ные информационной парадигмой. Понятие информационного обществауказывает на принцип, вокруг которого организована данная социальнаямодель, - информация и знания. Информационное общество определяет- Гуманитарная информатика. 2011. Вып. 6 9ся как цивилизация, в основе существования и развития которой лежитособая нематериальная субстанция, именуемая информацией, обладаю-щая свойством взаимодействия как с материальным, так и духовным ми-ром человека. Важным для понимания сущности и новизны современно-го общества оказывается универсальность информации, с одной стороны,формирующей материальную среду жизни человека, с другой - служащейосновным средством межличностных отношений. Само понятие инфор-мационного общества стало работающим и формирующим социальныеидеалы и ценности, а также фиксирующим противоречия современнойсоциальной реальности, широко обсуждаемые научным сообществом.Применительно к обозначенной социально-философской тематикеинформационный подход направлен на выяснение вопроса о том, какизменяется деятельность, сознание человека и его коммуникативныепрактики в обществе, основным капиталом и средством производствакоторого является информация. В этом контексте, безусловно, важнойпредставляется проблема гуманизации всего комплекса социального дей-ствия, который связан с процессами компьютеризации и информатиза-ции, конституирующими этот тип общественного устройства. Деятель-ность человека, опосредованная интернет-технологиями, актуализируетгносеологический вопрос о специфике и масштабах изменений в позна-вательной сфере, к числу которых следует отнести: влияние информаци-онных технологий на развитие познавательных способностей; функцио-нирование интеллекта в условиях символической реальности; появлениеновых типов интеллектуальной активности.Машиноподобное бытие информации в современном киберпростран-стве приводит не только к стандартизации и типизации разнообразныхзнаний и процессов мысли, но и к утрате ряда из них, к снижению инди-видуального начала, к затруднениям в трансляции определенных формзнания, например философских и гуманитарных.Утрата живых контекстов познания и мышления, зависимость от ма-шинных решений и деятельности, иллюзия преимущества машины передчеловеком, превращение компьютерной реальности в особую картинумира и погружение в нее человека - это сюжеты для критической рефлек-сии философии и социально-гуманитарных наук. В исследовательскомпространстве этих регионов знания формулируются следующие вопросы:какое содержание интеллектуальных процессов следует считать исклю-чительно человеческим, что составляет невоспроизводимую творческуюспецифику человека, что является знанием и как мы его получаем, чемзнание отличается от информации? Ответ на последний вопрос требует10 Гуманитарная информатика. 2011. Вып. 6 четкого понимания того, что рефлексивный характер суждений, которыенеобходимы для преобразования информации в знания, представляет не-что большее, чем простое эмпирическое подтверждение. Здесь подраз-умевается владение критическими и теоретическими способностями. Всовременном обществе человек должен «развивать когнитивные спо-собности и критический ум, чтобы отличать полезную информацию отбесполезной. Но и полезные знания не всегда непосредственно и немед-ленно реализуемы в экономике, так как гуманистические знания и науч-ные знания подчиняются различным стратегиям использования инфор-мации» [5, с. 21-22].Таким образом, исследовательский интерес к гуманитарной состав-ляющей информационного общества становится очевидным. Намечаетсясмещение исследований от анализа технико-технологических характери-стик информационного общества к проблемам человека в новых грани-цах социального бытия, таящего в себе угрозу дегуманизации, что требуетпересмотра методологических подходов, учитывающих широкий антро-пологический контекст предлагаемой тематики. На передний край иссле-дований выходит человеческий аспект информатизации, призванный от-ветить на следующие вопросы: какова человеческая составляющая мирамассовых коммуникаций, наукоемких технологий, электронных средствсвязи? Как меняется деятельность, сознание и мышление человека в про-странстве информационного общества?Сфера познания человека как социально-психологического существа,мыслящего, чувствующего, принимающего решения, обладающего волей,фантазией, способностью к творчеству, - это не только вектор сугубо те-оретических социально-гуманитарных исследований, ориентированныхна информационный подход, но и область решения прикладных задач.Так, например, гуманитарная информатика осуществляет представлениезнаний, создание баз данных и информационных банков, ориентирован-ных на гуманитарные предметные области и решает ряд информационно-поисковых, идентификационных и классификационных проблем в сфереобработки исторической информации, в криминалистике, медицинскойдиагностике и т.п. [3, с.76].Проведенная аналитика теоретических обобщений и интерпретацияэмпирической информации в области теории информационного обществапозволяют сделать вывод, что наиболее предпочтительной и адекватнойпоставленным задачам оказывается комплексная методология его изуче-ния, позволяющая достичь стереоскопического видения качественныххарактеристик данного типа социального устройства на современном Гуманитарная информатика. 2011. Вып. 6 11этапе его развития. Комплексность предполагает междисциплинарныйхарактер исследований информационного общества не только с позициитеории информации и коммуникации, но и с точки зрения антропологиче-ских, психологических, инновационных процессов его функционирова-ния. Наиболее перспективным в этом плане представляется информаци-онный подход, обладающий мощным междисциплинарным импульсом.Концептуальное поле информационного подхода тесно связано скогнитивной проблематикой, где он максимально демонстрирует своймеждисциплинарный потенциал [2, 5]. Когнитология объединяет единойпроблематикой и сходными методологическими принципами целый ряддисциплин: эпистемологию и методологию науки, психологию, социо-логию, антропологию, лингвистику, теорию искусственного интеллекта,теорию информации, нейрофизиологию.Так, лингвистика входит в ядро складывающегося комплекса когни-тивных наук, объединяемых по их интересу к проблемам организации,представления, обработки и использования знания. Лингвистическийаспект компьютеризации познавательной деятельности человека раз-вернут в сторону определения информационной природы языка, котораяесть не столько форма выражения готовых мыслей, сколько способ со-держательной организации и представления знаний.В когнитивных науках информационный подход рассматривает чело-века и его взаимодействие с миром с позиций соответствующих инфор-мационных процессов приобретения, преобразования, представления,хранения и воспроизводства информации и знания. Когнитологию отли-чает междисциплинарный характер представления знания и информациис точки зрения их содержания, интерпретативной деятельности субъектапознания, социокультурной обусловленности его поведения. Когнитивнаясоциология, в свою очередь, направлена на формирование нового знанияоб обществе как коммуникативном смыслосозидающим взаимодействиисоциальных субъектов.Интенсивному развитию комплекса когнитивных наук способствуютисследования типов человеческого мышления - мифологического, об-разного, аффективного, креативного, интуитивного, виртуального.Истоки информационного подхода прослеживаются в становлениитакой науки, как когнитивная психология. Современная когнитивнаяпсихология - это психология познания, оказывающая заметное влияниена эпистемологию, теорию творчества, теорию понимания. В ней суще-ствует ряд концептуальных моделей, предлагаемых для интерпретациипознавательных процессов. Информационный подход в рамках когни-12 Гуманитарная информатика. 2011. Вып. 6 тивной психологии опирается на понимание человека как активно дей-ствующего, воспринимающего, продуцирующего и перерабатывающегоинформацию.В научной психологии первой половины прошлого века доминиро-вание бихевиоризма блокировало когнитивную тематику. Ситуация из-менилась в конце 50-х годов ХХ века под влиянием кибернетики, теорииинформации, лингвистики, когда проблемы памяти, внимания, сознания,мышления и языка, распознавания образов становятся ядром когнитив-ной парадигмы в психологии, включающей в свой методологический ар-сенал информационный подход. Так, в частности, Н. Винером был пред-ложен понятийный (системный, математический) аппарат для описанияживых и искусственных информационных систем, что способствовалокоординации исследований различных научных направлений, занятыхкогнитивной проблематикой. В рамках кибернетической теории сознаниестало рассматриваться как высший информационный продукт физиоло-гической активности систем мозга на всех уровнях его организации.Первоначально когнитивная психология была нацелена на механи-стическое понимание переработки информации по аналогии с тем, чтопроисходит в компьютере (так называемая «компьютерная метафора»).Это привело к категориальному оформлению понятий сигнала, инфор-мационного потока, фильтра. Само понятие информации здесь использо-валось узко - для обозначения воспринимаемых раздражителей, их сиг-нальных свойств. Основоположник когнитивной психологии Дж.Брунеротмечал: «Мы сознательно употребляем термин информация для обо-значения воспринимающих раздражителей, поскольку нас интересуютне энергетические характеристики раздражителя, а его сигнальные свой-ства» [4, с. 85].Под влиянием идей В.С. Выготского о роли социальных и культур-ных взаимодействий в развитии высших психических функций, англо-американская когнитивная психология (Дж. Брунер, У. Найсер) предло-жила подход, суть которого состояла во всестороннем анализе процессоввосприятия, мышления, категоризации, формирования сложнейших формпознавательной и творческой деятельности человека с возможностью вы-хода за пределы непосредственной информации. С этого момента когни-тивная психология демонстрирует стремление подойти к процессам по-знания с точки зрения индивидуального познающего субъекта, обращаявнимание на внутренние психические процессы, например нейрофизио-логические, сопровождающие мыслительную деятельность, процессы Гуманитарная информатика. 2011. Вып. 6 13восприятия, образования понятий, творчества, в которых субъект руко-водствуется определенными планами, правилами, стратегиями.Дж. Брунер определяет стратегию как «некоторый способ при-обретения, сохранения и использования информации, служащей дости-жению определенных целей в том смысле, что он должен привести копределенным результатам Наши усилия, таким образом, направленына отыскание стратегий обращения с информацией и на попытки понять,каким способом они отражают приспособление индивида к тому сложно-му окружению, в котором ему приходится действовать» [4, с. 136-138].Так, исследуя сложнейший когнитивный процесс образования поня-тий, Дж. Брунер подходит к категоризации с позиции информационногоподхода и формулирует следующие вопросы:- как человек находит информацию, необходимую для выделения иусвоения понятия?- как он сохраняет информацию, полученную при столкновении свозможно существенными событиями, с тем, чтобы использовать ее вдальнейшем?- каким образом сохраненная информация преобразуется в форму,удобную для проверки гипотезы, еще не сформулированной к моментупервой встречи с новой информацией? [4, с. 132].Отвечая на поставленные вопросы, психолог предлагает различатьсущественную (релевантную) и несущественную информацию, опреде-ляя первую как раздражитель, который используется для подтвержденияили опровержения субъектом гипотез относительно окружающей среды.При этом отмечается, что возникновение гипотез зависит в большей сте-пени от факторов мотивации и личного опыта, когда используется нестан-дартная информация. Дж. Брунер делает вывод : « Сложное восприя-тие, особенно в социальной жизни, существенно связано с накоплениеминформации Чем меньше неопределенность информации, тем меньшевлияние прошлого опыта при подтверждении гипотез и тем полнее ис-пользуется поступающая извне информация» [4, с. 98-99].С позиции информационного подхода подлинно творческой характе-ристикой человека оказывается то, что он постоянно выходит за пределычувственных данных или связано со способностью уложить полученныйматериал в некую обобщающую кодовую систему. «Кодовую системуможно определить как неразрывное множество связанных друг с другомотвлеченных категорий. Именно так человек группирует и связывает ин-формацию об окружающем его мире. Система эта непрерывно подверга-ется изменению и реорганизации» [4, с. 217]. Выход человека за пределы14 Гуманитарная информатика. 2011. Вып. 6 непосредственной информации свидетельствует о его творческой спо-собности создавать более обобщенные кодовые системы, из которых из-влекается дополнительная информация.Собственно, проблема творчества в когнитивной психологии связанане просто с нахождением эффективных кодовых систем, приложимых кнепосредственной информации, но и со способностью к догадке, в какомслучае применение данной кодовой системы уместно. «Главный моментв творческой деятельности выходит за пределы создания абстрагирован-ных кодовых систем и состоит в соединении различных систем в новую,более общую систему, позволяющую делать новые предсказания» [4,c. 237].Другой аспект творчества, по мнению Дж.Брунера, состоит в выра-ботке готовности к надлежащему использованию уже усвоенных кодо-вых систем, в «электрическом чувстве аналогии» (Джемс). Это чувствосостоит «в способности к интуитивной догадке о характере объекта ещедо того, как мы будем в состоянии определить его в качестве элементаболее общего класса объектов, с которыми мы имели дело раньше» [4,с. 221].Таким образом, мыслительная деятельность человека в когнитивнойпсихологии характеризуется своей целостностью, в которой соединеныгносеологический, креативный, эмоциональный, моторный аспекты. Онаесть результат индивидуальной биографии, исторически ориентирован-ной. Проблема познания, интеллекта, мышления, сознания есть такжепроблема потребностей, воли, интуиции, социокультурных детермина-ций. Информационный подход оказал решающее влияние на формиро-вание парадигмы когнитивной психологии, рассматривающей человекаи его взаимодействие с миром в контексте соответствующих информаци-онных процессов.В последующие периоды своего развития когнитивные исследованияс использованием методологии информационного подхода развернулисьв сторону проблем искусственного интеллекта, а также субъективнойсферы человека (личностных убеждений, предпочтений, оценок). В обла-сти искусственного интеллекта ставятся задачи моделирования процессапринятия решений, разработки алгоритмов понимания текста на основеразличения эксплицитной и имплицитной информации.Когнитивные исследования охватывают область интуиции, интеллек-та, человеческих эмоций, творческого мышления как процесса, связанно-го с особым (креативным) способом кодирования информации. В своюочередь, интуиция в рамках когнитивной психологии трактуется как ре- Гуманитарная информатика. 2011. Вып. 6 15зультат взаимодействия рационального и бессознательного, логическогои мифологического в мышлении, когда актуализируется прошлый опытличности в построении образов на основе неосознанной информации.Информационный подход в данном случае представляется перспектив-ным для выявления аналогий между неосознаваемыми мыслительнымистратегиями креативных личностей и логикой мифологического мышле-ния.В современных исследованиях утверждается существование когни-тивных механизмов, ответственных за целостный анализ массива неосо-знаваемой информации. Данное предположение открывает перспективуизучения когнитивной деятельности с точки зрения того, возможно лисмыслообразование на неосознаваемом уровне и каким образом осозна-ваемая информация может влиять на восприятие информации, находя-щейся за пределами осознанного контроля [1].В контексте когнитивной тематики обсуждаются проблемы эмоцио-нального интеллекта и использования эмоциональной информации какприоритетной в восприятии информационного потока. Поиск индиви-дуальных различий эмоционального интеллекта привлекает интересисследователей к таким, далеко отстоящим друг от друга феноменам,как человеческие способности и процессы переработки информации. Врезультате информационный подход оказывается релевантным для по-строения моделей эмоционального интеллекта, а также для описания иобъяснения индивидуальных способностей переработки эмоциональнойинформации, определяя их как субъективно-стабильные когнитивныестили, благодаря которым возможно «когнитивное картографирование»(Ф.Джеймисон), то есть помещение своего индивидуального опыта в це-лостное интеллектуальное пространство.Следует отметить, что в исследовании когнитивных процессов по-следних лет отчетливо прослеживается интерес к информационной сфе-ре как сфере идеальной, субъективной, существование и функциониро-вание которой не всегда возможно объяснить с позиций базовых законовматериального мира. Исходя из этого, отметим приоритет гуманистиче-ского поворота когнитивной тематики, выразившийся в переносе внима-ния ученых разных специальностей с объектов внешнего мира на субъек-тивный внутренний мир человека.Таким образом, подводя итоги, отметим следующее:во-первых, информационный подход в силу своей универсальностиспособен обеспечить научные разработки в различных областях знанияинтердисциплинарными методологическими установками и категориаль-16 Гуманитарная информатика. 2011. Вып. 6 ным аппаратом не только на теоретическом, но и на практическом уровне(пример гуманитарной информатики);во-вторых, на новом витке своего развития когнитивные науки пред-ставляют собой междисциплинарное содружество, объединенное общейпроблематикой и методологическим оснащением - информационнымподходом;в-третьих, информационный подход представляется перспективнымв плане социально-философской концептуализации феномена информа-ционного общества и постинформационных фаз его развития;в-четвертых, на основе информационного подхода возможны социо-культурные концептуализации междисциплинарных точек соприкоснове-ния теорий генно-культурной коэволюции с исследованием когнитивныхособенностей различных культурно-исторических типов мышления.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Лукина Нелли ПетровнаНИ Томский Госуниверситет
Всего: 1

Ссылки

Степин В.С. Философская антропология и философия науки. - М., 1992.
Микешина Л.А. Философия науки. - М.: Прогресс-Традиция, 2005.
Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1977.
Агафонов А.Ю. Основы смысловой теории сознания. - СПб., 2003.
Баксанский О.Е. Познание познания: когнитивная наука // Четвертая международ. конф. по когнитивной науке: Томск, 22-26 июня 2010 г. Тез. докл.: в 2 т. - Т.1.- Томск: Том- ский государственный университет, 2010.
Бирюков Б.В., Эджубов Л.Г. «Кризис жанра» или временные трудности? (подво- дные камни на пути гуманитарной информатики) // Вопр. философии. - 1992. - № 6.
 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛИНФОРМАЦИОННОГО ПОДХОДАВ СОВРЕМЕННОМ НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ | Гуманитарная информатика. 2012. № 6.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛИНФОРМАЦИОННОГО ПОДХОДАВ СОВРЕМЕННОМ НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ | Гуманитарная информатика. 2012. № 6.