Предлагается описание эксперимента, направленного на выявление особен-ностей восприятия производного слова синкретичной семантики в контекстномфункционировании. Эксперимент проводился на оборудовании для видеоокуло-графии SMI RED 500, с использованием программного обеспечения ExperimentalSuite 3.0. Были выявлены основные модели восприятия синкретичного имени причтении. В результате анализа полученных результатов сформулированы основныеположения дальнейшего эксперимента с использованием данного оборудования.
EXPERIENCE IDENTIFYING PERCEPTUAL DERIVED WORDSIN CONTEXT, USING THE METHOD VIDEOOKULOGRAFII.pdf Интерес к проблеме восприятия и осмысления производного словас использованием психофизиологического оборудования связан, преждевсего, с глобальным процессом синтеза гуманитарного и естественнона-учного знания. Исследователи разных областей знания давно пришли кмысли, что кардинальные вопросы лингвистики не могут быть решеныбез учёта фактов биологии и психологии, а получаемые самими есте-ственными науками сведения не могут быть правильно интерпретируемыбез учёта лингво-антропологических знаний.Именование производным словом является сложным не только номи-нативным, но и когнитивным процессом. В процессе номинации происхо-дит процесс актуализации отсылки к предыдущему опыту, хранящемусяв памяти при категоризации посредством взаимодействия мотивирущего120 Гуманитарная информатика. 2011. Вып. 6 и мотивированного в мотивационной формуле словообразовательногоакта (см. работы М.Н. Янценецкой, Е.С. Кубряковой и др.)В когнитивных экспериментальных исследованиях морфологическаяструктура уже давно рассматривается как определенный и независимыйорганизующий принцип для нашей когнитивной языковой системы (см.работы Marslen-Wilson et al., 1994; Rastle et al., 2000; Randall & Marslen-Wilson, 1998, Tyler et al., 2005a, Bozic et al., 2004). Центральным аспектомданных исследований является внутренняя структура слова - его мор-фология. Исследуется вопрос о том, как устроен ментальный лексикон,соотносится ли его структура с такими структурными единицами, какморфемы, их доступом и интерпретацией. Также в рамках исследованийвыявляются те зоны головного мозга, которые отвечают за обработкуименно производных, морфологически сложных слов (см. работы Tyler etal., 2005a, Bozic et al., 2004).Объектом нашего исследования являются производные русскихименных словообразовательных типов (СТ ) мутационной сферы, ха-рактеризующиеся синкретизмом как системным свойством (см. работыЗ.И. Р езановой ,1996; О.В. Нагель, 2005, 2008, 2009).Предметом - особенности восприятия-чтения данных производныхв рамках экспериментального исследования на базе оборудования SMIRED 500 и программного обеспечения (ПО) Experimental Suite 3.0.Дериваты синкретичных СТ рождаются как ответ на активизациюразных структур сознания. Человек категоризирует объект действитель-ности на основе определенных признаков, соотносит его с нормативнойшкалой, реагирует на нормативное отклонение. Данные структуры со-знания объединены и объективированы в сжатой форме синкретичногодеривата. Результатом объективации является сложная организация сло-вообразовательного значения (СЗ) синкретичного производного, котораяпредставлена полипропозициональной структурой и оформлена модаль-ными планами.Производное синкретичного типа именует предмет через установле-ние его отношений, приписывание ему признаков и одновременно отра-жает ценностное отношение говорящего к отображаемому. Так, певун -это не просто тот, кто поет, но тот, кто любит петь, делает это часто и либохорошо, либо плохо.Логическую основу синкретичных типов составляет пропозиция ха-рактеризующего содержания, которая заключается в именовании предме-та/лица через установление его отношений и приписывание ему призна-ков: кривляка «тот, кто кривляется», пошляк «тот, кто ведет себя пошло», Гуманитарная информатика. 2011. Вып. 6 121пузан «тот, у кого пузо». Специфичностью данной пропозиции в рамкахсинкретичного деривата является наличие ограничительного характери-зующего содержания. На схеме данное свойство можно представить сле-дующим образом: X имеет отношение к Y, при этом Y характеризуетсяпризнаком A. Синкретичные дериваты характеризуются как структурыполипропозициональные.Например, основную пропозицию может представлять предикат, вы-раженный глаголом обладания, зависимая пропозиция отражает факт от-клонения от нормы: усач - «тот, кто имеет усы; усы охарактеризованы какбольше нормы».Имея в виду детализированную сложность имплицитного содержа-ния производного имени, можно выдвинуть гипотезу о том, что в процес-се чтения контекстов, содержащих данные целевые слова, респондентупонадобится больше времени для восприятия и осмысления производно-го.Работа по проведению данного экспериментального исследованиявелась в два этапа.На первом этапе респондентам были представлены производные сло-ва, характеризующиеся синкретичностью своей семантики, и предлага-лось составить с ними предложения. Предполагалось выяснить, насколь-ко респонденты ощущают синкретичность семантики данных произво-дных. В результате были получены предложения, которые действительнораскрывали имплицитные смыслы пропозициональной структуры произ-водного (см. Нагель, 2005).Например, в предложении: Эта маленькая доставала постоянномешает мне заниматься игрой на фортепиано, имплицитная семантикасинкретичного производного доставала актуализируется в дальнейшемконтексте постоянно мешает. Аналогично см. примеры: С детишкамиона ведет себя как игруля, такая азартная и озорная. Он прям интри-ган, он постоянно плетет интриги.На втором этапе другой группе испытуемых были предложены пред-ложения, полученные в результате первого этапа, для внимательного про-чтения, используя оборудование SMI experiment suite 3.0 RED 500.Всего в эксперимент вошло 10 случайно выбранных контекстов:(1) Громила - это его второе имя, он не замечает, как все приводит вхаос. (2) Его щенок точит зубки, мы его называем грызуном. (3) Она непохожа на грязнулю, она слишком чистоплотная. (4) Этот старик вы-глядел таким милым добряком, хотя это совсем не так. (5) Он любилназывать ее дорогушей и делал это всегда с иронией. (6) Эта маленькая122 Гуманитарная информатика. 2011. Вып. 6 доставала постоянно мешает мне заниматься игрой на фортепиано.(7) Он такой дохляк, его наверняка не возьмут в армию. (8) Мою подругуназывают доходягой, потому что она все время сидит на каких-то дие-тах. (9) Он по жизни игрец, потому что не может относиться к вещамсерьезно. (10) С детишками она ведет себя как игруля, такая азартнаяи озорная.В процессе эксперимента на экране высвечивалось задание следую-щего плана: Прочтите внимательно предложение. Чтобы продолжитьнажмите пробел.В результате, было получено 22 варианта прочтения данных контек-стов, которые в дальнейшем подверглись обработке.Возможности оборудования SMI RED 500 и ПО Experimental Suite3.0 позволяют отследить процесс восприятия информации при чтении сдетализацией каждого движения глаза, частотой и временем фиксации.В результате обработки полученных данных были выявлены следую-щие доминантные модели чтения целевого производного в данных кон-текстах:5. Последовательная двухполюсная фиксация с последовательной фиксациейна корне и суффиксе1. Последовательная одноразовая фиксация на корне2. Последовательная одноразовая фиксация на суффиксе3. Последовательная одноразовая фиксация на корне с возвратной фиксацией на суффиксе4. Последовательная одноразовая фиксация на суффиксе с возвратной фиксацией на корне6. Последовательная фиксация на корне и возвратные множественные фиксации7. Чтение контекста без фиксации на целевом слове Гуманитарная информатика. 2011. Вып. 6 123Возможности ПО Experimental Suite 3.0. позволяют также выявитьвременной диапазон фиксаций на целевых словах. Так, время фиксациина анализируемых производных варьировалось от 92 до 261 мс. Предпо-лагается, что такой разрыв во временных характеристиках анализируе-мых производных может быть связан не только с непосредственной се-мантикой слова, но и с особенностями его текстового включения.Таким образом, можно сделать предварительный вывод о том, чтопроцесс восприятия целевого слова в контексте характеризуется множе-ственностью выхода, что дает возможность моделирования дальнейшихэкспериментов, направленных на выявление особенностей восприятияпроизводного имени при изменении условий его контекстного окруже-ния.Необходимо отметить, что целью данного эксперимента было тольковыявление основных моделей (паттернов) чтения синкретичных произ-водных наименований в контексте. Использовались стимулы, где целевоеслово находилось в различных синтаксических ролях, занимало различ-ные пространственные позиции (начало, середина, конец предложения)и имело различное контекстное окружение. В дальнейших исследованияавторы планируют задавать определенные параметры контекстного окру-жения для выявления детерминации контекста на процесс восприятияпроизводных синкретичной семантики при чтении.
Нагель О.В. | | | |
Куликов Иван Александрович | | | |