В статье раскрываются особенности социокультурных процессов XX-XXI вв., демонстрирующих большое разнообразие самоорганизации и саморазвития, где фактор информации активно влияет на смену мировоззренческих приоритетов в культурной сфере общества и формируется более глубокое понимание механиз- мов развития культуры, человеческой цивилизации в целом. Информация, ком- муникация и техника представляют формы и нормы культуры, определяющие собой процесс порождения новых технологий, рефлексии и отбора в социокуль- турных общностях тех из них, которые могут быть включены в процессы практи- ческой деятельности.
CHANGES IN CULTURAL SPHERE OF SOCIETY: INFORMATION APPROACH.pdf С конца XX в. становится очевидным, что информатизация - все- общий и неизбежный период развития человеческой цивилизации, период осознания единства законов функционирования информации в природе и обществе, практического их применения, создания инду- стрии производства и обработки информации. Доминирующими фак- торами развития общества становятся знания, информация, информа- ционные услуги и отрасли, связанные с их производством. Формиру- ется информационное общество как новая постиндустриальная соци- ально-экономическая организация социума с высокоразвитыми ин- формационно-телекоммуникационными инфраструктурами, обеспе- чивающими возможность эффективного использования интеллекту- альных ресурсов для обеспечения устойчивого развития общества. 19 О.Г. Басалаева С одной стороны, наблюдается серьезный интерес исследователей к социальной и культурной значимости освоения информации для со- временного общества. С другой - следует отметить, что большинство исследователей анализируют ситуацию с позиций конкретной науки. В одних случаях исследования носят монодисциплинарный харак- тер - работы Н.А. Войновой, Н.Б. Зиновьевой, А.А. Коряковцевой, В.А. Минкиной, в других технологический - работы Г.И. Калитича, К.К. Колина, Н.М. Яглома и др. В ряде исследований преобладает философско-культурологическая проблематика, объединенная идеей единства мира в информационном аспекте - труды И.А. Арнольдова, B.А. Виноградова, Н.Б. Зиновьевой, Ю.С. Зубова, И.А. Негодаева, В.М. Петрова, А.И. Ракитова, Э.П. Семенюка, А.П. Суханова и др. Проблемная ситуация заключается в выявлении информационной ос- новы формирования культурной сферы современного общества. Развитие социальной формы, именуемой информационном обще- ством, может быть описано как глобальная система коммуникации, которая охарактеризована ведущей ролью информационного произ- водства, доминирующего над занятостью в этой сфере и распростра- ненностью информационных отношений в системе социальных свя- зей. Дифференцирование информационных отношений становится встроенным процессом в развитие бесконечной рекурсивной сети. Процесс формирования практики в дифференцировании информаци- онных отношений представляется как бесконечная деятельность в создании теоретической информации, которая выражается в опреде- ленных сообщениях. В результате строится определенная последова- тельность дифференцирования информационных отношений. Уста- новленные первичные различия информационных отношений явля- ются последовательными. Эта последовательность оказывается бес- конечной, составленной из многих компонентов, которые формиру- ются в соответствии с развитием области информационных продуктов и изменений потоков информации. С позиции системного подхода современное общество включает четыре подсистемы, или сферы: экономическую, политическую, со- циальную и культурную (духовную). Причем информационные от- ношения характерны для всех перечисленных подсистем (см. более подробно [1]). Традиционно исследования культурной сферы общества сформированы на пересечении многих наук, объединяя знание различных 20 Изменения в культурной сфере общества наук о культуре в систему и транслируя идеи о сущности, функциях, структуре и динамике культуры моделирующие культурные конфигу- рации различных эпох, наций, и классов, показывая и систематизируя отличительные особенности различных культурных миров. Пробле- матика исследований культуры многоаспектна: это исследования эт- нологии и семиотики, истории и теории культуры, социальной и культурной антропологии, духовной и материальной, элитарной и массовой, мировой и национальной культуры, а также мифологиче- ского и религиозного аспектов культуры. В информационном обществе культурная сфера имеет свои особенности. Информационно-коммуникационные процессы, изменившие среду обитания людей, разрушившие казавшиеся непоколеби- мыми базовые человеческие ценности, актуализировали вопросы взаимодействия культур, культурного диалога, культурного заим- ствования, индивидуализации и коллективизма, специализации культуры и локализации субкультур. Особой проблемой стала гло- бализация и информатизация культуры. Развитие информационных коммуникаций формирует социальные взаимосвязи, основанные на системе технологического взаимодействия. По мнению М. Ка- стельса, в результате опосредованной компьютером коммуникации, охватившей пространство всей планеты, формируется интерактив- ная символическая среда. В новой электронной коммуникационной системе «сама реальность (т.е. материальное/символическое суще- ствование людей) полностью схвачена, полностью погружена в вир- туальные образы, в выдуманный мир, в котором внешние отображе- ния находятся не просто на экране, через который передается опыт, но сами становятся опытом» [2. С. 26]. С этой точки зрения, весьма перспективным может оказаться при- менение информационного подхода для изучения информационной составляющей в культурной сфере общества, поскольку информация в современной культуре носит глобальный, всепроникающий харак- тер, выражающийся в многочисленности связей с реальностью и раз- ными способами человеческой деятельности. Так, реальностью со- временной культуры является информационное пространство - новая среда обитания человека. Новые информационно-коммуникационные технологии проникли во все сферы жизни и стали основным сред- ством производства современной культуры, а не только передаточ- ным механизмом. 21 О.Г. Басалаева На сегодняшний день информационный подход как метод анализа, использующий аналогию с информационно-коммуникационными технологиями для обработки и хранения информации, стал распро- страненным междисциплинарным инструментом исследования. Суть указанного подхода заключается в выделении и исследовании инфор- мационного аспекта самых различных явлений. Его применение очень часто позволяет увидеть многие, казалось бы, привычные и хорошо знакомые процессы и явления в совершенно новом свете, раскрыть их информационную сущность, которая во многих случаях и является главной причиной того или иного развития этих процессов. Несомненно, культурная сфера общества изменяется под влиянием интенсивного развития информационных технологий. Но речь идет не только о ее содержании, но и о возможности формирования самой культуры на информационной основе. В условиях информационного общества востребован новый тип культуры - информационная куль- тура, выступающая как часть общей культуры, как целостная готов- ность к освоению образа жизни, определяемого новыми ценностями информационного общества. Под информационной культурой чело- века подразумевается не только культура работы с информацией, ее создание, обработка, передача, поиск и использование информации, но и культура организации коммуникативного процесса, поскольку информационная культура активизирует мыслительный процесс, поз- воляет интерпретировать полученную информацию, влияя на дей- ствия и чувства отдельный личностей, социальных групп и общно- стей. Иными словами, в процессе социализации цели исследования коммуникативных норм взаимодействия человека выходят на уровень информационной культуры. В свою очередь, информационная куль- тура коррелирует с личным социальным миром. Таким образом, информационную культуру человека нужно рас- сматривать как предварительное условие социальной и культурной интеграции, а также интеграции социальной системы киберпространства, взятой в целом. Информационная культура человека - каче- ственная особенность определенного вида деятельности, завершенной в процессе накопления знания и его практического применения. Ин- формационная культура особенно показательно реализуется в культу- ре проекта личных домашних страниц, сообщений электронного письма, технологических методов информационного поиска и рас- пространения, а также в этике межабонентской коммуникации. Самые 22 Изменения в культурной сфере общества важные индикаторы личной информационной культуры - это отно- шение пользователя к полученной информационной целостности, ди- агностирование пользователем самого себя как информационного создателя и потребителя и понимание коммуникативной ситуации. Получить представление о том, насколько информационная культура воплощается в социальном мире, можно посредством анализа инфор- мационных форм поведения человека. Информационным поведением человека является система действий, предпринятых для сбора инфор- мации, обработки и извлечения данных, для того, чтобы создать новое знание и передать его в интернет-сообщество. Информационное по- ведение заключается: в регулярной адресации человека к информаци- онным ресурсам; в качестве переработанной информации и знания; в тематическом разнообразии информации, востребованной человеком независимо от языковых ограничений, и т.д. Заметим, что информа- ционное поведение - это не только индикатор информационной куль- туры человека, но также и отражение пригодности и доступности со- вокупных информационных ресурсов общества. Неоспорим и тот факт, что культурная сфера общества представляет социокультурное бытие. Небывалая ранее быстрота появления и проявления информационных процессов социокультурного бытия современного общества отражается прежде всего в развитии социо- культурных институтов (учреждений). С одной стороны, создание принципиально новых информационно-коммуникационных техноло- гий в области информационных практик, которые устойчиво сопро- вождают социум, создает количественно и качественно новое инфор- мационное бытие человека и человечества. С другой стороны, в со- временном социокультурном пространстве продолжают функциони- ровать традиционные социокультурные институты, которые не только не утрачивают своего культурного смысла и значения, но и обретают в новом информационном социокультурном контексте новые аспекты своего бытия и влияния на общественную жизнь. Именно эти обстоятельства заставляют обратить внимание на су- щественную особенность культурной сферы общества, когда инфор- мационно-коммуникативные технологии позволяют при активном влиянии сети интернет представить современную культурную карти- ну мира, доступную каждому заинтересованному в ней человеку. Распространение интернета изменило современную культурную ситуацию. Интернет серьезно намеревается создать определенное 23 О.Г. Басалаева виртуальное мировое сообщество, в котором реализуется идея интер- активности как средство формирования культурной картины мира в условиях киберпространства. Развитие социально-гуманитарных наук в этом направлении привело к осмыслению электронной и сетевой культур, которые являются составными элементами информационной культуры и имеют специ- фику своего развития и функционирования. Учет этой специфики - важнейшее условие усвоения и использования всего богатого арсена- ла культуры эпохи информатизации. Электронная культура (Digital Culture, или E-culture) - «это новая область деятельности. Она связана с созданием электронных версий объектов культурного наследия: в изобразительном искусстве (живопись, гра- фика, скульптура), в перформативных искусствах (музыка, театр, танец и пр.), в недвижимом культурном наследии (архитектура, культурный ландшафт), в кино, телевидении и пр.» [3]. Кроме того, электронная культура включает в себя произведения, которые сразу создавались в электронной форме, например сетевое искусство, реконструкции в вир- туальной и расширенной реальности, новые интерактивные произведе- ния. В электронную культуру входят электронные версии коллекций культурного наследия. Качественным итогом развития электронной культуры является феномен сетевой культуры («net-art»), и его проявле- ния достаточно многолики. К настоящему времени сформировались жанры сетевого искусства: это художественные сайты, почтовые проек- ты («Фотошоп-теннис»), художественный интернет-софт, художествен- ные сетевые конструкции, онлайновые аудио-, видео- или радиопроекты, сетевые перфомансы и т.д. Внутри вышеперечисленных жанров суще- ствует большое количество конкретных форм: это, например, браузер- арт, форм-арт и т.д. С некоторыми типичными примерами сетевого ис- кусства можно ознакомиться, посетив обширную коллекцию сетевого искусства AdaWeb, открытый каталог нет-арта, а также место встречи новых сетевых художников BetaSpace.org. Элементы сетевого искусства используются множеством худож- ников в абсолютно разных жанрах и разнообразными способами. Сейчас никого не удивляет организация трехмерных панорам, кото- рые позволяют совершить виртуальную экскурсию по музеям и в по- дробностях рассмотреть выставленные экспозиции. Названные формы экранной культуры, раскрывая новые перспективы для развития информационной культуры в условиях информати- 24 Изменения в культурной сфере общества зации общества, способны многократно усиливать возможности лич- ности за счет увеличения степени свободы выбора информации в пре- делах Всемирной Паутины (WWW), обеспечения глобальной комму- никации и в максимальной степени учета индивидуальных запросов человека. Сетевую модель культуры, в контексте постмодернистской идео- логии, обосновывает Н.Н. Плужникова [4]. Автор отмечает, что в условиях разрушения традиционных структур реальности культуры общество переходит на качественно новый этап взаимодействий, имеющих сетевой характер. Для обоснования сетевой парадигмы Н.Н. Плужникова обращается к теоретическим воззрениям представи- теля кибернетической ветви радикального конструктивизма - Г. Бейт- сона. Согласно Г. Бейтсону, сеть состоит из постоянно сменяющих друг друга способов коммуникаций. Таким образом, наблюдателю, находящемуся в сети, необходимо обладать способностью к различению, чтобы переключаться с одного вида коммуникации на другой. Именно в условиях глобализации формируются основные особенности сетевой модели культуры. Заме- тим, что глобализация представляет собой не финальный, а переход- ный этап эволюции социокультурной действительности в качественно новое состояние - состояние сосуществования открытых и закрытых сегментов культуры, что соответствует принципам сетевой методоло- гии концепции радикального конструктивизма. Таким образом, информационный подход к исследованию культурной сферы общества можно рассмотреть как один из самых эф- фективных инструментов, несущих «надежду на ликвидацию главно- го дефицита современного мировосприятия - дефицита цельного взгляда на мир, того недостатка, который явился естественным ре- зультатом общественного разделения труда и дифференциации зна- ния и остается главной проблемой современной культуры» [5. С. 11]. В условиях культуры информационного общества, характеризующейся постоянно совершенствующимися информационно-комму- никационными технологиями, тот, кого нет в интернете, почти и не существует для остального мира, так как сформированный постинду- стриальной культурой новый тип мышления человека ориентирован в первую очередь на саморазвитие, а постоянно ощущаемый дефицит времени обусловливает стремление к получению конкретной инфор- мации [6. С. 256]. 25 О.Г. Басалаева Особенно важно создавать свои виртуальные культурные образы, наполнять интернет информацией о культуре, поскольку сфера куль- туры должна стать одним из основных поставщиков информации для глобального информационного пространства. Кроме того, географи- ческую удаленность, ограниченные финансовые возможности и воз- можность полноты и масштабности представления картины мира культуры в ее синхроническом и диахроническом развитии можно отнести к факторам, определяющим острую нужду в сохранении культурного наследия в цифровом формате и представлении наследия в сети Интернет. Переход информационного пространства культуры в цифровую форму является свершившимся фактом. Книги, музейные и архивные коллекции, фотографии, другие электронные версии объек- тов культурного наследия распространяются и потребляются в циф- ровом виде в масштабах, не уступающих традиционным формам, а во многих случаях - превышающих традиционные формы, так как доля цифровых форм, объектов культуры все время возрастает. При этом основной средой распространения и потребления цифровых форм объектов культуры сегодня стал интернет. С нашей точки зрения, идеи информационного подхода реализуются в мире информационно- го пространства, связанного сетью телекоммуникаций, т.е. глобально- го информационного пространства. Таким образом, раскрытие информационного подхода к культур- ной сфере общества заключается в том, что информационный подход представляет образ мира культуры как сочетание специальных социо- культурных институтов с информационно-коммуникационными тех- нологиями, где коллективное сознание формируется в процессе пере- дачи информации от индивида к индивиду, а глобальное информаци- онное пространство активно влияет на этот процесс. Использование информационного взгляда на мир культуры позволило определить современную культурную картину как уникальное информационное видение мира, зафиксированное в культуре современного общества как результат переработки информации о социокультурной среде.
Дриккер А.С. Эволюция культуры: информационный отбор. СПб. : Академ. проект, 2000. 182 с.
Basalaeva O.G., Balabanov P.I. Modern World-View of Culture and Web-Space // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2010 (3). № 2. С. 250-258.
Плужникова Н.Н. Радикальный конструктивизм как методология исследования культуры : автореф. дис. … канд. филос. наук. Волгоград, 2008. 24 с.
Черных А.В., Куйбышев Л.А., Браккер Н.В. Электронная культура как одно из основных направлений модернизации ФЦП «Электронная Россия» [Электрон- ный ресурс]. URL: http://www.cpic.ru/Publicat/51-03.htm (дата обращения: 19.04.2016).
Лукина Н.П., Нургалеева Л.В. Идеологические и аксиологические основания информационного общества. Томск, 2008. 240 с.
Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ. ; под науч. ред. О. И. Шкаратана. М. : ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.Изменения в культурной сфере общества