«ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО» КАК ИНСТРУМЕНТ МОДЕРНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ | Гуманитарная информатика. 2016. № 10. DOI: 10.17223/23046082/10/5

«ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО» КАК ИНСТРУМЕНТ МОДЕРНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Данная статья посвящена рассмотрению «электронного правительства» как способа модернизации государственного управления. Организатором формиро- вания информационного общества и системы «электронного правительства» (ЭП) является государство, где ЭП - электронное взаимодействие между правитель- ством и народом. В статье предпринят сравнительный анализ причин отставания в развитии проекта ЭП на примере России и Казахстана.

«E-GOVERNMENT» AS A TOOL TO IMPROVE PUBLIC AUTHORITIES.pdf Сегодня информационно-коммуникационные технологии разви- ваются быстрыми темпами и внедряются в различные сферы жизни общества. Государственное управление в современном обществе неразрывно связано с социальными процессами и отношениями меж- ду субъектами. Оно направлено на объединение, координацию сов- местной деятельности людей и носит организующий характер. Для эффективного взаимодействия государства и общества нужны инно- вации в сфере государственного управления, необходимо использова- ние самых современных информационных и управленческих техноло- гий. Любое государство, которое стремится остаться в качестве влия- тельного субъекта мировой политики, не может игнорировать без ущерба для себя и своих граждан важнейшие тенденции формирова- ния общества XXI в. Эффективное использование информационно- коммуникационных технологий и прежде всего интернета является в данном контексте важнейшим фактором развития общества [1]. Од- ной из таких комплексных инноваций в области государственного управления является повсеместное внедрение и эффективное исполь- зование информационно-коммуникативных технологий, в том числе получивших название «электронное правительство» [2]. 48 «Электронное правительство» как инструмент модернизации Концепция электронного правительства стала актуальной в тече- ние последнего десятилетия. В связи с непродолжительным периодом развития данная тема еще не полностью изучена, поэтому фундамен- тальных теоретико-методологических трудов о формировании и функционировании электронного правительства недостаточно. В большинстве случаев информация по данной теме отражается в пе- риодической литературе. Проблеме формирования и развития элек- тронного правительства посвящены публикации А. Голобуцкого, А. Чугунова, О. Шевчука, С. Рудаковой, Н. Костейка, Л. Захера, С. Бхогла, Г. Стауэрса, М. Гаско, Д. Ленихана, К. Отула. Теоретико- методические подходы к оценке эффективности реализации проектов электронного правительства рассматриваются в трудах А. Евтюшки- на, С. Янг-Жина, К. Син-Тэ, М. Корси, Х. Го, Р. Давидрайха и др. Анализ степени научной разработки данной предметной области сви- детельствует о недостаточной изученности механизмов и отношений, возникающих в процессе создания и функционирования электронного правительства. Целью настоящей статьи является попытка исследовать внедрение концепции ЭП как пример модернизации государственного управления. Проблема исследования может быть сформулирована в виде вопроса: что препятствует развитию ЭП в политическом простран- стве России и Казахстана? Задачи исследования:  показать инновационные стороны государственного управления в контексте ЭП;  обозначить уровень развития ЭП в различных регионах РФ;  сравнить темпы развития ЭП в РФ и Казахстана;  выявить причины неравномерного использования преимуществ ЭП в практике государственного управления. Организатором в формировании информационного общества и си- стемы «электронного правительства» является государство, где ЭП - электронное взаимодействие между правительством и народом. Через «электронное правительство» государство отвечает гражданам в удобном, доступном и понятном формате. Обеспечение информаци- онного взаимодействия органов власти с обществом получило наиме- нование «электронное правительство» (e-Government). По мнению М.С. Вершинина, прямой перевод «e-Government» не совсем кор- ректен, поскольку «понятно, что имеется в виду не только сетевая 49 А.Т. Аманжолова инфраструктура исполнительной власти, но в целом вся инфраструктура государственной власти и управления» [3]. Появление ЭП ассоциируется с переводом государственного управления на технологии информационного общества, где ЭП ста- новится инструментом государственно-админи-стративного реформирования. Многие развивающиеся страны увидели в электронном правительстве возможность существенного сокращения разрыва со странами с развитой промышленностью через модернизацию госу- дарственного управления [4]. Основной замысел данного проекта состоит в том, чтобы на практике добиться изменений в системе органов исполнительной власти с целью повышения уровня эффективности их функционирования, ин- формационной открытости и оптимального оказания государствен- ных услуг. ИКТ предоставляют возможность перейти к современной модели демократии, в которой доступ к информации, возможность непосредственного участия в управлении государственными и него- сударственными структурами станет доступной всем гражданам, ко- торые не будут нуждаться в традиционных общенациональных СМИ. Информационные технологии способны коренным образом изменить современную культуру, мораль, политику, трансформировать воспри- ятие времени и пространства. Распространение и доступность ИКТ является необходимым усло- вием демократизации общества, развития гражданских инициатив, самоорганизации людей. Являясь важнейшим средством коммуника- ции, новые технологии используются для информирования граждан по широкому спектру вопросов различных видов жизнедеятельности, для обсуждения законопроектов и других правовых актов в процессе их подготовки и выработки политических решений. Коммуникация на основе интернета перешла на новый уровень своего развития, причем власти подобная инновация необходима в первую очередь. Некоторые исследователи, например директор Центра интернет-политики МГИ- МО Д. Н. Песков, предлагают рассматривать интернет в качестве по- литического института как устойчивой среды взаимодействия субъек- тов политики [5]. Внедрение ЭП требует совместных усилий как государственного аппарата, так и общественных организаций, бизнес-структур, простых граждан. Электронное правительство и корпоративная архитектура информационных технологий предоставляют необходимые составля- 50 «Электронное правительство» как инструмент модернизации ющие для достижения желаемой цели, состоящей в успешном внед- рении прикладных информационных систем для электронного прави- тельства, которые, в свою очередь, обеспечат требуемую эффектив- ность и ответственность в выполнении функций государственного управления [6]. По данным сводки статистических данных, определяющих долю граждан, пользующихся сайтом www.gosuslugi.ru во всех субъектах России, предоставленной Министерством связи и массовых коммуни- каций РФ, можно увидеть, что наиболее массовым спросом портал пользуется в Приморском крае (15,1% населения). Эксперты мини- стерства связывают эту ситуацию с тем, что власти региона уделяют большое внимание переводу госуслуг в электронный вид. Москва, несмотря на свой столичный статус, оказалась на лишь на 13-м месте (5,7%), а Санкт-Петербург (3,8%) занял 26-ю строчку. Это связано с тем, что данные субъекты РФ имеют собственные порталы по предо- ставлению госуслуг. По мнению директора департамента развития электронного правительства Минкомсвязи России Алексея Козырева, положение дел в субъектах во многом зависит о позиции властей. «Большинство популярных государственных услуг сегодня уже можно получать в электронном виде. Региональные власти должны уделять особое внимание вопросам их популяризации среди населения» [7]. Для устранения таких препятствий нужно предоставлять инфор- мацию населению. Основными информаторами о государственных услугах могут служить: смс-рассылки, печатные и телевизионные СМИ, интернет, информационные буклеты и т.д. Популяризации е- услуг также может способствовать проведение различных акций. К примеру, более короткий срок ожидания услуги при подаче заявле- ния через интернет, по сравнению с обращением в центр обслужива- ния населения, скидка на оплату сотовой связи и др. Однако решение вопроса о популяризации ЭП среди населения не является единственной причиной увеличения количества пользователей портала государственных услуг. К примеру, если обратить вни- мание на феномен электронного правительства в Республике Казах- стан, то можно, что ЭП здесь очень быстро набирает обороты. За вре- мя своего существования электронное правительство Республики Ка- захстан преодолело четыре этапа становления и развития, было пози- тивно принято и высоко оценено мировым сообществом - об этом свидетельствуют высокие позиции в международных и республикан- 51 А.Т. Аманжолова ских рейтингах, номинации в конкурсах. Степень развития казахстан- ского электронного правительства оценивается как «развивающееся» и считается одним из самых успешных [8]. Однако, несмотря на такие достижения, в стране до сих пор чрезвычайно низкий уровень компь- ютерной грамотности. Не все население имеет представление о циф- ровых технологиях и имеет навыки работы с интернетом. Причем в основном, конечно, это молодежь, которая, как правило, государ- ственными услугами пользуется крайне редко и не в полном объеме. Более взрослое поколение по-прежнему предпочитает получать госу- дарственные услуги по старинке, например через центры обслужива- ния населения или производить обязательные платежи через кассы. Естественно, затрачивая на это массу своего времени. Для продуктивного использования интернет-технологий в политике необходима дополнительная мотивация. Поэтому институты политической социализации наряду с формированием гражданской пози- ции личности должны содействовать пониманию гражданами пре- имуществ использования современных информационно-комму- никационных технологий в реализации своих политических прав и интересов. Очевидно, что значимое место в этом процессе отводится политическому образованию. Личностно-ориентированные и иссле- довательские методики преподавания в сочетании с потенциалом ин- формационных, коммуникационных и обучающих функций инфор- мационно-коммуникационных технологий могут стать своеобразным виртуальным тренингом по подготовке «электронных граждан». «Электронное правительство» представляет собой современный инструмент совершенствования государственного управления и взаи- моотношений государства и общества. Но для эффективности внед- рения «электронного правительства» учитываются не только техноло- гические и финансовые возможности общества, но и характер поли- тической системы, уровень политической культуры населения, уро- вень доступности информации и образования.

Ключевые слова

Portal, Internet, Kazakhstan, Russia, ICT, Management, State, Electronic Government, портал, интернет, Казахстан, Россия, ИКТ, государство, управление, электронное правительство

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Аманжолова А.Т.Национальный исследовательский Томский государственный университет
Всего: 1

Ссылки

Портал электронного правительства РК [Электронный ресурс]. URL: http://egov.kz/cms/ru
CNews - интернет-портал издания в сфере высоких технологий в России и странах СНГ [Электронный ресурс]. URL: http://www.cnews.ru/news/line/ minkomsvyaz_sostavila_rejting_ispolzovaniya
Теория права и государства : учеб. / под ред. проф. В.В. Лазарева. M. : Право и закон, 1996.
Юрасо А.В. Основы электронной коммерции : учеб. М. : Горячая линия- Телеком, 2008. 480 с.
Песков Д.Н. Интернет в российской политике: утопия и реальность // Полис. 2002. № 1. С. 37-42.
«Электронное правительство» как инструмент модернизации
Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. СПб., 2001.
Юртаев А.Н. Инновационные технологии в государственном управлении: закономерности создания и применения электронного правительства // Экономический вестник Республики Татарстан. 2009. № 3. С. 18-26.
Баранов Н.А. Информационно-коммуникационные технологии в контексте демократических преобразований в России // Современные проблемы межкуль- турных коммуникаций : сб. ст. СПб., 2005. С. 141-148.
 «ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО» КАК ИНСТРУМЕНТ МОДЕРНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ | Гуманитарная информатика. 2016. № 10. DOI: 10.17223/23046082/10/5

«ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО» КАК ИНСТРУМЕНТ МОДЕРНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ | Гуманитарная информатика. 2016. № 10. DOI: 10.17223/23046082/10/5