Статья посвящена вопросам адаптации образовательной системы к изменени- ям в обществе, в частности к росту когнитивных потребностей и возможностей современного человека. Вопрос рассматривается через взаимосвязь социального и технологического прогресса, демонстрируя следствия, вызванные временным разрывом между ними. Отмечается необходимость сглаживания переходов к сле- дующему этапу общественного развития посредством адаптации социальных институтов к новым условиям. В рамках института образования способом сгла- живания является внедрение интерактивных методов обучения.
INTERACTIVE EDUCATION AS A RESPONSE TO CHANGES OF COGNITIVE NEEDS AND ABILITIES OF POST-INDUSTRIAL SOCIETY PEOPLE.pdf С точки зрения антропологии, в основе определения человеческого вида лежит когнитивная деятельность, и именно она по определению отличает человека от животного. Согласно последней версии Пира- миды Маслоу именно так строится модель удовлетворения потребно- стей человека: от физиологических, присущих животным, до когни- тивных, присущих только человеку [1]. Таким образом, когнитивная деятельность человека является его ведущей характеристикой. Способность мыслить и познавать мир открывает перед человеком возможность обеспечения оптимальных условий для проживания и саморазвития. Благодаря удовлетворению познавательных потребно- стей человечество добивается научно-технического и социального прогресса [2]. Сегодня научно-технический прогресс очевиден в раз- витии производства, появлении широкого спектра товаров. Отражает- ся он и в действующих информационно-коммуникационных систе- мах, ставших неотъемлемым атрибутом жизнедеятельности общества [3]. Появление домашних компьютеров, изобретение носимых гадже- тов, распространение беспроводного Интернета - всё это видимые индикаторы современного уровня технического развития. Социальный прогресс очевиден в появлении новых социальных институтов, в адаптации законодательства к новым видам социально- 102 Интерактивные методы в образовании го взаимодействия, в развитии сферы услуг и т.д. Что касается ин- формационно-коммуникационных систем, то они также являются по- казателем социального прогресса [3]. Первым индикатором новой ступени социального развития стало применение электронной почты в деловой и частной жизни в 80-е гг. XX в. Актуальным для наших дней проявлением этого течения является возрастающая роль соци- альных сетей в жизни современного общества. И всё это стало воз- можным благодаря изобретению Интернета в начале 1970-х гг. Таким образом, развитие общества в техническом и социальном аспектах имеет устойчивую взаимосвязь. Внедрение технологических инноваций провоцирует изменения в социуме, а социум в свою оче- редь способствует появлению инноваций, рождая на них спрос [3]. В этом проявляется цикличность общественного развития. Но в то же время в вопросах развития общества существует ряд актуальных проблем. Периодически на стыке, когда инновации тех- нологического типа уже свершились, а социум ещё не приспособился, либо в обратной ситуации, когда социальное развитие превосходит техническое и есть потребность в новых технологиях, возникает со- циальный кризис, замедляющий развитие общества. И сегодня такой кризис имеет место быть в сфере образования [4]. С развитием технологий в последние несколько десятилетий мир начал меняться настолько быстро, что институт образования, будучи устойчивым на протяжении долгого времени, не успел плавно влиться в новое течение. На текущий момент в России и во всём мире система образования непрерывно претерпевает изменения, уже подстраиваясь под нужды современного мира. Тем не менее в системе образования существует актуальная проблема, связанная с её неприспособленно- стью к новым когнитивным потребностям и возможностям учащихся [4]. И поиск методов, позволяющих ликвидировать данный разрыв, является перспективным направлением научного исследования. Целью нашего исследования является поиск оптимального образовательного метода, удовлетворяющего условиям современной реаль- ности. Для того чтобы понять, какой метод обучения позволит давать образование следующему поколению наиболее эффективно с точки зрения усвоения материала и выработки необходимых навыков, были изучены когнитивные потребности и возможности современного че- ловека, а также проведён обзор образовательных практик, используе- мых сегодня в мире. 103 Д.А. Переводчикова Когнитивные потребности - это желание осуществлять познава- тельную деятельность [1]. Новые когнитивные потребности совре- менного человека заключаются в акцентировании на практическом применении результатов познания. Этот факт подтверждается теори- ей трёх исторических стадий познания, сформулированной в XIX в. философом и социологом Огюстом Контом, описавшим теологиче- скую, метафизическую и позитивную стадии познания, которым со- ответствуют различные критерии истинности и ценности полученных знаний [5]. На первом, теологическом, этапе человек довольствуется примитивным представлением о предметах и явлениях, приписывая им антропоморфные характеристики и пытаясь понять устройство мира через обращение к «высшим силам». На второй, метафизиче- ской, стадии люди познают систему мироздания при помощи логиче- ских рассуждений, формируя теоретический блок знаний. И, наконец, на третьей, позитивной, стадии люди приходят к получению знаний посредством взаимодействия с изучаемыми объектами в ходе экспе- риментов. Целью такой формы получения знаний становится их даль- нейшее практическое применение. Таким образом, сегодня когнитив- ные потребности человека акцентируются на решении более конкрет- ных вопросов, получение ответа на которые даст видимый практиче- ский результат. Когнитивные возможности рассматриваются на основании когни- тивных способностей. Когнитивные способности - это функции чело- веческого мозга воспринимать, обрабатывать и воспроизводить ин- формацию [6]. Для реализации когнитивных функций должны быть развиты внимание, память, ориентация и иные показатели интеллекта. Когнитивные возможности показывают, насколько могут быть реали- зованы когнитивные способности. Например, показателем когнитив- ных возможностей могут служить скорость обработки информации и объём её усвоения [6]. Кроме того, когнитивные возможности могут быть рассмотрены с точки зрения внешних факторов, таких как до- ступ к получению и осмыслению информации. На сегодняшний день наблюдается рост когнитивных возможностей человека в обоих вариантах понимания данного термина [6]. С одной стороны, научно-технический прогресс и вызванное им раз- витие информационно-коммуникационных технологий позволили людям получить доступ к огромному объёму информации и расши- рить свои возможности в познании мира. С другой стороны, окутав- 104 Интерактивные методы в образовании ший человечество поток информации вынудил людей приспособиться к усиленной интеллектуальной деятельности, также оказав влияние на развитие ментального потенциала. Таким образом, современное поколение существенно отличается от предыдущего в аспекте когнитивных потребностей и возможностей. Это подтверждается теорией Марка Пренски о разделении об- щества на аборигенов и иммигрантов цифрового мира [7]. Цифровые иммигранты, по мнению автора, это люди старшего поколения, пере- жившие переход от индустриального общества к информационному, и для которых зависимость современного человека от технологий яв- ляется чуждой. Цифровые аборигены - поколение людей, родившихся в постиндустриальную эпоху, для которых техногенная среда являет- ся естественной, а использование техники - неотъемлемой частью повседневной жизни. И именно в сфере образования, где в основе ле- жит совместная когнитивная деятельность людей разных поколений, возникает конфликт цифровых аборигенов и иммигрантов. И решение данного конфликта - есть залог выхода из социального кризиса и воз- вращения к стабильному развитию общества. Сегодня в рамках реформирования системы образования главным действующим субъектом, для которого строится образовательная тра- ектория, является учащийся [8]. Соответственно, для того чтобы уче- ник получил качественное образование, преподносимая в рамках обу- чения информация должна отличаться достоверностью, актуальностью, доступностью для восприятия и удобством обращения. Нами были рас- смотрены традиционные и личностно-ориентированные модели обуче- ния. По результатам обзора образовательных практик было выявлено, что интерактивные методы обучения, применяемые в личностно- ориентированной образовательной модели, позволяют привести фор- мат обучения в соответствие современным требованиям [11, 12]. Интерактивность в образовании применяется достаточно давно в разных вариациях, в России интерактивность в основном характерна для профессионального образования, где нужны прочные практиче- ские навыки работы с оборудованием, и в этой системе интерактивная методика обучения сочетается с традиционной. В рамках дошкольно- го и школьного образования интерактивные методы обучения приме- няются в ряде стран, поддерживающих систему образования, ориен- тированного на учеников. Примером может служить метод Марии Монтессори, применяемый в ряде школ Италии, когда детям даётся 105 Д.А. Переводчикова свобода познания через непосредственное взаимодействие с изучае- мым объектом. Сравнительно недавно (в 1990-е гг.) в связи с распро- странением практики применения информационных технологий в социальной сфере интерактивное обучение вышло на новый уровень, благодаря расширению инструментария, и сегодня набирает всё большую популярность [12]. Интерактивность предполагает активное взаимодействие учеников с учителем, между собой, с изучаемыми объектами [9]. Формат интерактивности предполагает подключение максимального количества органов чувств к образовательному про- цессу, так как изучаемый предмет в рамках интерактивного обучения можно видеть, слышать, почувствовать тактильно. Это даёт не только дополнительный набор знаний, но и позволяет лучше запомнить ин- формацию об объекте. Усвоение знаний в рамках взаимодействия при получении практического опыта происходит гораздо эффективнее, чем в рамках пассивного слушания теоретического курса [10]. При ин- терактивном включении в образовательный процесс внимание учаще- гося сосредоточено на объекте изучения, что также позволяет получить максимальный объём знаний по теме. Кроме того, применение получа- емых знаний на стадии образовательного процесса инициирует вопро- сы со стороны учащихся и помогает вместе с опытным наставником найти верные ответы, которые ученикам пришлось бы искать в рамках практического опыта в реальном мире после обучения. На основании изучения практики применения интерактивного метода обучения в России и за рубежом нами были сформулированы основные преимущества интерактивного обучения как формы когнитив- ной деятельности [11, 12]. Во-первых, интерактивные методы обучения позволяют удовлетворить когнитивные потребности человека, характе- ризующиеся требованием к практическому применению полученных знаний. Во-вторых, интерактивность позволяет сфокусировать внима- ние человека, перманентно окружённого информационным шумом, на объекте изучения. И, в-третьих, интерактивность позволяет эффектив- но использовать появившиеся в результате научно-технического про- гресса возможности для познания мира. Таким образом, интерактивный формат обучения будет соответствовать когнитивным способностям и потребностям современного человека, так как данная методика позво- ляет оптимально применить достижения технического прогресса в ас- пекте развития информационно-коммуникационных систем и обеспе- чить успешное усвоение учащимися полученной в ходе обучения ин- 106 Интерактивные методы в образовании формации, выделив её из общего информационного потока, окружаю- щего современного человека в постиндустриальную эпоху. Кроме того, ученик будет готов к практической деятельности сразу после получе- ния образования. Ему потребуется минимальное время для адаптации, что немаловажно в сегодняшнем динамично меняющемся мире. Таким образом, можно говорить о том, что интерактивный метод обучения является ответом на изменившиеся когнитивные возможно- сти и потребности человека эпохи постиндустриального общества. Интерактивность позволяет, с одной стороны, использовать достиже- ния технического прогресса, с другой - адаптировать образователь- ный процесс к изменившимся социальным реалиям, в которых обмен информации претерпел существенные изменения. Изучение данного метода и его апробация в образовательной практике позволяют пе- рейти на новый этап социального развития, повысив эффективность образовательной деятельности на современном этапе и приведя её в соответствие требованиям жизни современного общества.
Переводчикова Д.А. | Национальный исследовательский Томский государственный университет | | |
Кривоногов П.С. Интерактивные технологии в образовательном процессе // Аграрный вестник Урала. 2014. № 12.
Сулимов В.А. Когнитивная политика и современные образовательные практики// Вестник Герценовского университета. 2013. № 1.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2000. 712 с.
Haguenauer C. Education & Technology // Editora CRV Cubitiba-Brasil. 2014. P. 129.
Основной тренд современности - индивидуализация обучения [Электрон- ный ресурс] // УГ. 2012. № 43. URL: http://www.ug.ru/archive/48319 (дата обраще- ния: 10.04.2016).
Marc Prensky. Digital natives and digital immigrants [Электронный ресурс] // On the Horizon MCB University Press. October 2001. Vol. 9, No. 5. URL: http://www.marcprensky.com/writing/Prensky%20-%20Digital%20Natives,%20Im- migrants%20-%20Part1.pdf (дата обращения: 05.04.2016).
Меркулов И.П. Когнитивные способности [Электронный ресурс] // Электронная библиотека Института философии Российской академии наук URL: http://iph.ras.ru/elib/Merkulov.html (дата обращения: 29.03.2016).
Конт О. Курс позитивной философии // Антология мировой философии. М., 1971. Т. 3.
Гришина Е.С. Кризис образования в херкале философской рефлексии [Элек- тронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=22791 (дата обращения: 09.04.2016).
Мельник А.В. Технологическая сторона глобализации: Информационно- коммуникационный аспект изменения социальной реальности // Вестник По- волжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина. 2011. № 1 (26). С. 205-210.
Маслоу А. Мотивация и личность / пер. А.М. Татлыбаевой. СПб. : Евразия, 1999.
Недорезов В.Г. Техническое знание в системе наук о природе и обществе [Электронный ресурс] // Credo New теоретический журнал. URL: http://credonew.ru/component/option,com_frontpage/Itemid,1 (дата обращения: 28.03.2016).