Принцип магистрали в задаче управления односекторной экономикой при наличии ограничений на накопление и потребление | Вестник Томского государственного университета. Управление, вычислительная техника и информатика. 2009. № 2 (7).

Принцип магистрали в задаче управления односекторной экономикой при наличии ограничений на накопление и потребление

На классе линейно-однородных производственных функций приводится исследование задачи оптимального управления односекторной экономикой наконечном интервале времени при наличии ограничений на накопление и потребление с учетом производственных затрат и налоговых отчислений. Основной результат формулируется в форме «Магистральной теоремы». Получено «Золотое правило накопления», определяющее распределение произведенного экономикой продукта на магистрали. Результаты конкретизируютсядля случая производственной функции Кобба - Дугласа.

Turnpike principle in a problem of management onesectoreconomy in the presence of restrictions on saving and consumption.pdf Анализ динамических моделей макроэкономики характеризуется следующимидвумя основными проблемами [1 - 10]: 1) экономическое развитие рассматрива-ется как научно-технический прогресс; 2) распределение произведенного эконо-микой продукта рассматривается как некоторая оптимальная задача. Первая про-блема сводится к нахождению производственных функций, соответствующих ка-кому-то типу научно-технического прогресса (нейтральность по Хиксу, Харроду,Солоу и более сложного вида нейтральности). Вторая проблема сводится к реше-нию на заданном классе производственных функций некоторой задачи оптималь-ного управления.Основной задачей управления односекторной (агрегированной, однопродукто-вой) экономикой на конечном интервале времени является задача максимизациипотребления за весь плановый период при выполнении условия экономическогогоризонта в конечный момент времени. При этом решение ищется в предположе-нии, что на отдельных временных интервалах планового периода на накоплениеможет направляться весь произведенный экономикой продукт либо не направ-ляться вообще, когда весь продукт направляется на потребление. Решение полу-чается в форме «Магистральной теоремы», суть которой состоит в том, что выходэкономики на магистраль и сход экономики с магистрали для удовлетворения ус-ловия экономического горизонта происходит максимально быстро за счет направ-ления всего продукта целиком либо только на потребление, либо только на нако-пление, а нахождению экономики на магистрали соответствует распределение ва-лового продукта на накопление и потребление согласно принципа «Золотого пра-вила накопления» [1 - 9].6 Н.С. Дёмин, Е.В. КулешоваВ данной работе рассматривается задача максимизации интегрального (т.е. завесь плановый период) потребления с дисконтированием при предположениях, вбольшей мере соответствующих сути макроэкономического процесса, а именно:1) накопление и потребление ограничены сверху и снизу, т.е. даже на отдельныхинтервалах планового периода целиком весь произведенный продукт не можетнаправляться только на накопление либо только на потребление; 2) суммарно нанакопление и потребление идет только часть произведенного экономикой продук-та после изъятия из него некоторой части на налоги и производственные затраты.Замечание 1. Термин «магистраль» в данной работе соответствует тому смыс-лу, который он имеет в теории экономического роста [1 - 9]. В [11, 12] этому тер-мину придается более общий смысл.1. Постановка задачиПусть на интервале времени t Ўф[0,T] , составляющем плановый период, заданосоотношение Y(t) = F (K(t), L(t)), где Y(t) - произведенный экономикой продукт,K(t) - основные фонды (капитал), L(t) - трудовые ресурсы, F (K, L) - линейно-однородная производственная функция [1 - 5], причем L(t) = L0 exp{Ґлt} , L0 > 0 ,ƒ > 0. Весь продукт делиться на четыре части в видеY(t) = ҐЧ(t) + I (t) +C(t) + N(t), (1)где I(t) - накопление, C(t) - потребление, N(t) - налоговые отчисления, ƒ(t) - про-изводственные затраты с нормой материалоемкости ƒ, т.е. ƒ (t) = ƒ Y(t) , 0 ≤ ƒ < 1.Пусть D(t) - прибыль, облагаемая налогом со ставкой u, такой, что 0 ≤ u < 1.Тогда D(t) = Y(t) - ƒ (t) = (1- ƒ)Y(t), N(t) = uD(t) = (1- ƒ)uY(t), а G(t) = D(t) - N(t) == (1 - ƒ)(1 - u)Y(t) является прибылью, которая осталась после выплаты налогов инаправляется на накопление и потребление, т.е.G(t) = I (t) +C(t) = (1− Ґг)(1− u)Y(t). (2)Пусть s(t) - норма накопления, 0 ЎВ s0 ЎВ s(t) ЎВ s1 ЎВ 1, а s

Ключевые слова

production function, golden rule of saving, the turnpike theorem, Optimum control, one-sector economy, производственная функция, золотое правило накопления, магистральная теорема, односекторная экономика, птимальное управление

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Дёмин Николай СерапионовичТомский государственный университетпрофессор, доктор физико-математических наук,профессор кафедры прикладной математики факультета прикладной математики и кибернетикиdyomin@fpmk.tsu.ru
Кулешова Елена ВикторовнаТомский государственный университетаспирантка кафедры прикладной математики факультета прикладной математики и кибернетикиkuleshova.e@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Демин Н.С., Кулешова Е.В. Управление односекторной экономикой на конечном интервале времени по критерию максимизации налоговых отчислений // Сибирский журнал индустриальной математики. 2009. Т.12. № 1(37). С.74 - 88.
Демин Н.С., Кулешова Е.В.Управление односекторной экономикой на конечном интервале времени с учетом налоговых отчислений по критерию максимизации потребления работодателей // Изв. РАН. Теория и системы управления. 2008. №6. С.87 - 98.
Матвеев А.М. Методы интегрирования обыкновенных дифференциальных уравнений. М.: Высшая школа, 1967.
Демин Н.С., Кулешова Е.В. Управление односекторной экономикой на конечном интервале времени с учетом потребления работодателей //Автоматика и телемеханика. 2008.№9. С.140 - 155.
Понтрягин Л.С. и др. Математическая теория оптимальных процессов. М.: Наука, 1978.
Гурман В.И. Магистральные решения в процедурах поиска оптимальных управлений // Автоматика и телемеханика. 2003. №3. С.61 - 71.
Габасов Р., Габасова О.Р., Дмитрук Н.М. Синтез оптимальной политики для производственно-финансовой модели фирмы I. Построение магистралей //Автоматика и телемеханика. 1998. №9. C. 100 - 117.
Phelps E.S. Golden rules of economic growth. New-York: Norton, 1966.
Москаленко А.И. Оптимальное управление моделями экономической динамики. Новосибирск: Наука, 1999.
Дубовский С.И. Энергетика и распределение доходов в экономическом развитии. М.: УРСС, 2004.
Солоу Р.А. Перспективы теории роста //Мировая экономика и международные отношения. 1966. №8. Р.69 - 77.
Solow R.A. Contribution to the theory of economic growth //Quart. J. Economics. 1956. V. 70, P.65 - 94.
Интрилигатор М. Математические методы оптимизации и экономическая теория. М.: Айрисс пресс, 2002.
Митягин Б.С. Заметки по математической экономике // УМН. 1972. T.27. №3. С.3 - 19.
Ramsey F.P. Mathematical theory of savings // Econ. J. 1928. V. 38. P. 543 - 559.
Ашманов С.А. Введение в математическую экономику. М.: Наука, 1984.
Эрроу К. Применение теории управления к экономическому росту /Математическая экономика. М.: Мир, 1974.
 Принцип магистрали в задаче управления односекторной экономикой при наличии ограничений на накопление и потребление | Вестник Томского государственного университета. Управление, вычислительная техника и информатика. 2009. № 2 (7).

Принцип магистрали в задаче управления односекторной экономикой при наличии ограничений на накопление и потребление | Вестник Томского государственного университета. Управление, вычислительная техника и информатика. 2009. № 2 (7).

Полнотекстовая версия