«Перевернутая типология»: поиски гражданской и профессиональной идентичности журналиста | Вопросы журналистики. 2017. № 2. DOI: 10.17223/26188422/2/1

«Перевернутая типология»: поиски гражданской и профессиональной идентичности журналиста

Речь идет о проблеме адаптации российских СМИ к новым социально-политическим и экономическим условиям. Для адресной аргументации приведен обзор практики мировых, федеральных и региональных медиа. Коммерциализация информации, зависимость от собственников, установка на сенсационность, угасание аналитической журналистики - все это позволяет утверждать, что журналистика уходит от исполнения своей миссии в обществе - социального диалога и формирования гражданского сознания. Она обслуживает узкогрупповые интересы политических элит. Для преодоления кризиса нужна эффективная политика государства в медиасфере. Мы видим неэффективность профессионального сообщества и его творческих объединений, и Союз журналистов России должен взять на себя роль своего рода профсоюза, «гильдийного регулятора» ме-диасистемы по принципам профессионализма и ответственности.

Inverted typology: the search for civil and professional identity of a journalist.pdf На наш взгляд, профессия журналиста (редактора, колумниста, обозревателя, репортера, ведущего в кадре, у микрофона, просто автора газеты или сюжета для аудиовидеоканала) отражает сегодняшние системные проблемы российской медийной отрасли. Да и не только медийной, «четвертая власть» - зеркало многих проблем. Самая главная - отсутствие точной и эффективной государственной политики в этой области. Чтобы понять значение такой политики для практики СМИ, обратимся к нескольким примерам из новейшей истории США. В частности, газета «Нью-Йорк Тайме», традиционно освещающая и адресующая общественному мнению актуальные американские и мировые проблемы, сыграла свою роль в устранении главы МВФ и возможного кандидата в президенты Франции Стросс-Кана, рассказав о «соблазнении» им чернокожей горничной в нью-йоркском отеле. Совсем недавно с подачи антидопингового агентства ВАДА с помошью диффамации ряд российских спортсменов были устра-нены с летних Олимпийских игр 2016 года в Рио. Эта же газета принимала участие в дезинформации Соединенных Штатов во время предвыборной кампании президента Трампа. Газета профессионально и очень точно смещала акценты в освещении событий и формировала новую, ложную, реальность. К слову, все эти выпуски газеты есть в архиве «Нью-Йорк тайме» в интернете, и все можно прочитать [1]. Одна из самых старых качественных газет мира, грубо и не особо скрываясь, манипулирует мировым общественным мнением и очень профессионально вводит его в заблуждение. Работает эта газета далеко не на периферии мирового читательского интереса. Это пример того, как крупнейшее американское издание принимает правила игры своего правительства, политической элиты в освещении международной жизни. Вторая сторона этого явления - публичная демонстрация якобы «неподкупности и объективности» колумнистов знаменитой газеты и ее «независимой» позиции. Традиционно эта газета типологически определялась как качественное издание. Совсем недавно «Нью-Йорк тайме» получила за свои достижения в журналистике Пулитцеровскую премию. К этому ряду мы относим и CNN. Медиамир России старается на практике сформулировать задачи своей системы СМИ. Наиболее крупными достижениями в области журналистики в новой России были два фунда-ментальных закона: о печати и об отмене цензуры. Все остальные были частными и в основном регулировали финансовые проблемы системы СМИ, потому что большинство изданий ушло из-под государственного крыла в рыночное плавание. При этом мы еще помним, какая была выстроена и до недавнего времени работала четкая и эффективная система массовой информации и пропаганды в Советском Союзе и адресовалась буквально всем получателям информации в стране. Мы потом увидели, во что превратились «Известия», «Труд». «Московские новости» и даже «Огонек». Для начала новые издатели изменили журналистский подход к отбору новостей. Информационный повод, становившийся под пером профессионала журналистским произведением, перешел в категорию товара. Качество, географию нового контента начина -ет формулировать работодатель. Журналист все более зависит от программы и желаний владельца газеты. В нашем распоряжении оказался сюжет из электронного ресурса о назначении нового редактора «Ведомостей». Встречу с редакционным коллективом проводил член совета директоров Денис Кудрявцев. Фрагмент записи этой встречи точнее всего характеризует роль и место современного эффективного медиа-менеджера (по-старому - редактора) в коммодификации работы редакционного коллектива: «Мы говорим о подаче, о технологии выхода, о презентации продукта для читателей, которые изменились за эти годы, в принципе, в интернете продуктовое видение, и он уже давно, несколько лет не занимается организацией и презентацией продукта, что тоже в плюс. Потому что человек, который занимается содержанием на первом канале, мне не понадобится» [2]. Ключ в последней фразе. А чем же еще должен заниматься руководитель такой крупной газеты ? Слишком неотчетливы границы задачи «презентации продукта». И одновременно в этой цитате мы видим знак рождения новой реальности журналистики, и этому надо было учиться еще вчера. Союз журналистов продолжал много и красиво говорить о новых вызовах профессии журналиста, одни и те же вожди союза, которые вчера убеждали в коммунистической нравственности, переменили курс и ссылаются в своих выступлениях на новые веяния. Это была вторая системная ошибка. Для руководства новым союзом надо было произвести ротацию руководителей и выбрать настоящих лидеров в профессии, а не паркетных столичных генералов, как теперь говорят, спикеров для парада. Дело даже не в том, что они говорили, просто новые руководители, лидеры, должны были помочь перейти российской системе СМИ на новые рельсы. Новый союз в рамках переподготовки практикую -щих журналистов всех типов изданий и каналов информации за небольшую плату должен провести курсовую переподготовку по обучению новым профессиональным подходам и навыкам, пока высшая государственная школа подготовки журналистских кадров не перестроилась. Новыми хозяевами и менеджерами крупнейших советских газет с многомиллионными тиражами сходу был нарушен важный закон науки о типе издания, когда каждый канал системы информации работает только на своего читателя, свою выверенную аудиторию. После 1990-х гг. все главные сегменты читательской аудитории оказались разрушенными и перемешанными, и это стало одной из причин эксплуатация многими изданиями сюжета универсальной сенсации для всех. Остросюжетное фото в массовых газетах начинает преобладать над текстом. Качественные издания на глазах начали трансформироваться в массовые и бульварные. Еще одна системная ошибка, которую мы все совершили, когда не превратили Союз журналистов в профсоюз. Он мог стать гильдийным регулятором по признакам профессионализма, цеха (газета, радио, телевидение, издательство, интернет) и правил работы в системе СМИ. В советское время коммунистической партии это было невыгодно по политическим причинам, удобнее было держать работников пера, радио и телевидения в далеком от политики культурном профсоюзе. Так было спокойнее, и в таком профсоюзе просто тихо собирали взносы, редакционному начальству давали путевки в санатории на наш юг или в Болгарию, и не было проблем с новыми «опасными» идеями. Совсем недавно всеми любимая и читаемая газета «Известия» тихо перешла в разряд негосударственной журналистики, и все незаметнее становился голос журналистов в гражданском диалоге. Авторы газеты все реже и реже в своих публикациях обращаются к новым проблемам новой страны. Меняется и тип публикуемой новости, качество авторского комментария. Трудно представить, что здесь когда-то печатала свои очерки Татьяна Тэсс и что «Известия» во времена редакторства А. Аджубея по факту стали первой газетой по сравнению с «Правдой», тираж ее превзошел правдинский. И фотографии Виктора Ахломова заставляли быстрее биться сердце. Позже новые хозяева перевели изда-ние на новый формат, чуть уже традиционного А 2. В Москве быстро установили в типографии современную технику. Но одновременно для этого требовалось установить новые машины для «Известий» и «Труда» в регионах. Местным издательствам это было экономически невыгодно, потому что старые машины печа-тали все остальные российские газеты. Пока решали эти проблемы, тиражи распространения начали резко падать. Сегодня в ряде областей России «Известий» просто нет, в Уфе, например, нет смысла делать печатные формы и оплачивать выпуск чуть более 700 экземпляров газеты. Перевелись читатели новой старой газеты. Практически то же самое произошло и с газетой «Труд». В советской типологической системе «Известия» и «Труд» переводили на язык жанров журналистики проблемы государственного строительства и профсоюзную проблематику. Типология - не кабинетная наука с факультета Ясена Николаевича Засурского, она плод многолетних наблюдений практиков и теоретиков. «Российская газета» попыталась вернуться к вечным ценностям демократии, но окружению тогдашнего президента и губернаторам это не понравилось, и вскоре очень порядочного и способного глав -ного редактора Полежаеву тихо «перевели на другую работу». После нейтрализации «Российской газеты» губернаторы, не особо оглядываясь на Москву, начали формулировать свое понимание «демократии». Приближенные к ним журналисты за особые гонорары начали писать с них «нетленки», как когда-то прикормленные московские журналисты сделали из Лужкова образцового хозяйствен -ника, этакого работящего бессребреника. «Комсомольская правда» и «Московский комсомолец», оставив себе только советские логотипы, на громадной скорости принялись создавать новый тип российской массовой (читай, бульварной, желтой) прессы. Те же метаморфозы происходят и на телевидении. Вчерашние комсомольские журналисты наперегонки ерничают круглые сутки в эфире и утверждают новое развлекательное тусовочное вещание во главе с, мягко говоря, не очень интеллигентной примадонной и таким же раздавателем миллионов за угаданные как в ЕГЭ ответы. С крутящимися колесами чудес и миллионными выигрышами, которые создавали ощущение доступности всех этих красивых ценностей от Листьева, а потом Якубовича. Якубович и сегодня крутит свое колесо и стал символом, звездой нового креативного телевидения. Нас никто не учил и не учит ни работать, ни повышать производительность труда. Новым хозяевам телевидения нужен был жадный до дармовщинки зритель. Выиграй где-нибудь миллион - и живи спокойно оставшуюся жизнь. Одновременно сегодня существует и гражданский формат телевидения, Общественное телевидение России с высокой гражданской планкой аналитических диалоговых программ. Это скромный канал с небольшим бюджетом. Счастье, что в нашей стране есть А. Лысенко и OTP - его последний по времени проект. Новый канал ежедневно учит нас в своих диалоговых эфирах думать о насущных проблемах бытия и быта. Этот канал - настоящая школа гражданского диалога. Постепенно появляется новый стандарт зарплаты столичного работника газеты, радио и телевидения. Приходит вместе с демонстративно столичным стилем одежды и без высоких профессиональных и нравственных требований. И тут же появляется новый маршрут для провинциальных журналистов, они торопятся в Москву. Едут не только самые талантливые, едут в основном с хорошим нюхом и такой же хваткой. Мы их читали, мы на них смотрели и слушали. И вот тут бы журналистике начинать учиться налаживать гражданский диалог всех частей общества между собой и всеми ветвями власти. Вести его на всех уровнях, начиная с районных газет, пока новый глава администрации района после 1991 г. по советской привычке не успел заматереть в кресле и замордовать всех и вся на своей территории, что потом и получилось. В губерниях и республиках устанавливались свои «стандарты демократии», которые писали саратовские Аяцковы, Гайзеры из Коми и сахалинские Хорошавины. Теперь в этом списке и лидер демократов, бывший кировский губернатор Белых и удмуртский Соловьев, на поверку оказавшиеся самыми обычными ворами. Но сколько они судеб погубили и какой нанесли вред демократии, ставшей для большинства людей ругательством. Мы должны посмотреть на этот период развития российского государства пристрастным исследовательским глазом. Дело в том, что все Аяцковы, Гайзеры, Хорошавины и те, кого мы еще узнаем, создавали свои преступные группировки не в вакуумном пространстве, а в нашей повседневной жизни. И башкирские, саратовские, газеты Республики Коми, и сахалинские журналисты писали об их скромности, трудолюбии, талантах, преданности идеалам демократии, родному народу и светлому будущему. Местная государственная журналистика подменила анализ деятельности всех этажей местной власти вульгарным пиаром и рекламой этой власти. По сути, не было никакого гражданского диалога, от него были отстранены те, кто много про них знал, кто мог написать письмо в редакцию, даже написать в Москву, в редакцию той же «Российской газеты», сохранившегося острова гражданской журналистики. Чтобы не быть голословными, обратимся к архиву главного издания Республики Коми, газете «Республика» [3]. В системе СМИ областные и республиканские газеты являются качественными общеполитическими газетами бюджетного финансирования. Выборка материалов у нас произвольная, но проведем тщательное изучение рубрик и заголовков и некоторых текстов. Ищем проблемные аналитические материалы. Увы, в основном здесь юбилеи и профессиональные конкурсы. «Гиганту на Вычегде - сорок пять лет. Юбилей комбината отметили со славой», «Усинские песни в унисон. Город нефтяников отметил двойной юбилей». Много информационных корреспонденций, тоже без намека на проблемы или на экономический прогноз. «Новая ферма в складчину с государством». «Свой завод по производству комбикормов планируют на птицефабрике Зеленецкая». Правовые материалы подаются тоже в жестких рамках традиций провинциальной Фемиды. «Яма на трассе. За аварию с трагическим исходом к ответственности привлечен дорожник». И это уровень республиканской газеты второго десятилетия XXI века! Хочется поерничать и поискать еще одну историю про наказанного дворника. Видна жесткая контролирующая рука власти, и поэтому местные журналисты заполняют газету имитацией такого вот «гражданского диалога». На страницах местных газет практически невозможно встретить мнение рядовых граждан о местном самоуправлении. Несмотря на обилие публикаций о разного рода семинарах, научно-практических конференциях, журналист, как правило, представляет ту точку зрения, сторонником которой он является. Этим отличаются практически все государственные областные и республиканские газеты. Частое упоминание фамилии Гайзера в печати Коми мы принимаем, так положено по его должности главы республики. Одновременно мы отмечаем, что появление фамилии главы республики на первой полосе всегда тщательно продумано, как по информационному поводу, так и по периодичности появления. Вот газета рассказывает об участии Гайзера в создании технических возможностей для доступа к фондам Ельцинской президентской библиотеки 13 декабря 2014 г. «Для жителей республики открывается возможность получить доступ к сокровищам Президент -ской библиотеки. Это наиболее полное и емкое хранилище литературы, которое включает в себя весь спектр важнейшей информации. Часть новых технологий и стандартов, которые используются в построении работы Президентской библиотеки, придет и в республику», - отметил Вячеслав Гайзер [4]. Выбран совершенно нейтральный повод для имиджевой рекламы лидера республики, лидер продвигает технологические и гуманитарные ценности, призывает к памяти о первом президенте России. Другая публикация в республиканской газете, 22 апреля 2014 г., дает возможность читателям почувствовать, насколько прочны позиции главы республики не только сегодня, но и в будущем: «В Коми продолжается предварительное внутрипартийное голосование единороссов по определению кандидатур для последующего выдвижения на должность главы республики на выборах осенью 2014 года. В итоге с учетом ранее проведенных встреч-голосований на первое место вновь вышел Вячеслав Гайзер, получивший 55 голосов участников праймериз. За Владимира Тор-лопова проголосовало 9 человек, за Надежду Быковскую - 7» [5]. Читатель догадывается, что мероприятие, называемое иностранным словом «праймериз», что говорит о внедрении традиций демократии на земле коми, завершилось верно. И еще одна публикация этой газеты, 31 января 2013 г., позволяет сделать одновременно прямо противоположные выводы. «По мнению главы республики Вячеслава Гайзера, увеличение числа обращений в прокуратуру говорит о том, что доверие к надзорному органу кратно возросло... Вторым признаком, ставящим иод сомнение статистические данные о состоянии преступности, стали результаты работы прокуроров в сфере надзора за учетно-регистрационной дисциплиной в правоохранительных органах. В 2012 году по инициативе прокуроров на учет постав -лено 2703 преступления, или более 15 процентов от общего числа зарегистрированных (в 2011 году - 1816, или 10,3 процента). При этом о 2171 преступлении коллеги-правоохранители знали и раньше, но по разным причинам их не ставили (в 2011 году таких преступлений было 1373). Значительный рост укрытых преступлений, выявленных прокурорами, зафиксирован в Инте (в 29 раз), в Печоре (в 3 раза), в Эжвинском районе Сыктывкара, Усинске, Сосногорске, Княжепогостском и Усть-Куломском районах» [6]. Самая сильная статистика здесь в двух последних абзацах. И в этом не только вина прокуратуры, в администрации главы республики есть отдел по контролю за деятельностью полиции, спецслужб. Как же они могли допустить, что в отделах полиции легко и в таком количестве фальсифицировали уровень преступности? Думается, что глава республики не прочитал до конца весь довольно забюрократизированный прокурорский текст, и он не порадовался бы, а ужаснулся уровню работы полиции, о котором говорится в последних абзацах прокурорского обзора. В публикации этой крамольной для власти статистики нет никакой роли местных журналистов. Они добросовестно довели до читателей предоставленный текст. Читаем сахалинскую прессу. Газета «Советский Сахалин» пишет в марте прошлого года: «В ближайшее время Хорошавину планируется предъявить обвинение еще по более чем 10 эпизодам. И все эти взятки в особе крупном размере связаны с вымогательством», - сообщил пресс-секретарь СК России. Далее приводится размер самой крупной взятки губернатору - 5,6 миллиона долларов [7]. Это очень большие деньги не только для российской глубинки. И уже после ареста губернатора Хорошавина сахалинская газета позволяет себе вольность, рассказав следующую историю. «Первый заместитель министра лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области Р. Мантиков и замгендиректора областного автономного учреждения «Южное лесное хозяйство» В. Даниленко уволены. Эти кадровые решения стали результатом обращения работников ОАУ «Южное лесное хозяйство» в правительство области с жалобами на неправомерные действия со стороны министерского начальства. По устным распоряжениям Мантикова значительные средства автономного учреждения расходовались на непроизводственные цели» [8]. Обычная история обычного отстранения от должности зарвавшихся провинциальных воров для областной газеты может считаться гражданским подвигом, дает людям веру в торжество правды. Хотя можно догадаться, что про похождения заместителя министра давно все знали и ждали, кто первым сделает первый шаг. Важно, чтобы чиновники, похожие на него, не просто затаились в ожидании заслуженного наказания, а начали исправно исполнять свои главные обязанности. Важно, чтобы работа чиновника по правилам не стала подвигом, а перешла в повседневные дела. Зато в Башкирии бывший глава республики очень технологично выстроил систематическую практику рекламы его деятельности на страницах местных государственных республиканских газет и телевидения. Для районных и городских газет такие сообщения на лентах агентства «Башинформ» были обязательными. За выполнением этого пожелания руководства тщательно следила пресс-служба руководителя республики. Вот частотность появления материалов о деятельности президента М. Рахимова и фото в газете «Республика Башкортостан» [9]. Все материалы ставились на открытие первой полосы. «М.Г. Рахимов встретился с гостями аксаковского праздника», материал обязателен для публикации, потому что разослан пресс-службой президента. На этой же странице - корреспонденция «В Уфе - продуктов изобилие» (2006. 3 окт.). Она является косвенным подтверждением правильности экономической политики Рахимова. «Курс на улучшение жизни людей» с портретом Рахимова (2006. 1 окт.). Через несколько номеров видим материал «Настрой на добрые дела. В субботу М.Г. Рахимов побывал в западных районах республики», здесь же - публикация о вручении государственных наград «Признание - источник вдохновения». На крупном фото глава республики вручает награды (2006. 10 окт.). На следующий день выступление главы региона «Стратегия патриотизма и ответственности» (2006. 11 окт.). Мы приводим примеры в той последовательности, в какой они вышли в газете. Видна опытная рука организатора пиар-кампании главы республики. Естественно, широко освещались местной печатью зарубежные поездки. «Привлечь инвестиции, дать жизнь новым предприятиям» - это рассказ о поездке в Австрию и Словакию (2006. 24 окт.). По алгоритму пиар-службы администрации публикации о Рахимове практически ежедневно тиражируются местными газетами, чаще с фото, и на местных каналах телевидения, что создает ощущение, что все под контролем и все президент про эту республику знает. Мы знаем и финал этой истории, как главу региона «ушли» в отставку. Так появляется алгоритм работы журна-листа государственной газеты и умирают аналитические жанры. Даже после того, как часть таких руководителей была отстра-нена от власти, других арестовали, пишет об этом в основном центральная российская печать, пресс-секретари Прокуратуры России и Следственного комитета клеймят их позором. Но все так и останется, пока мы не вернем в наши каналы информации голос не только профессиональных журналистов, но и простого человека, переживающего за судьбу своего города, края и страны. Это одна из причин медленного умирания областной и республиканской печати, находящейся на коротком поводке губернаторских бюджетных денег. Этих денег хватает на заказные статьи про местную власть, ее старания выглядеть прилично в глазах избирателей и московского истеблишмента. Но хорошо оплаченные из бюджетной казны материалы про жизнь местного небожителя не волнуют провинциального читателя, и он все дальше уходит от чтения местных газет. Мы можем пролистать подшивки саратовских, башкирских, коми и сахалинских газет (этот список можно продолжать), и увидим, какие портреты местных вождей написаны «золотыми» перьями главных изданий этих регионов. Многие из них и сегодня при деле. Профессия журналиста все больше коммерциализируется, цех журналистов делится на успешных, т.е. приближенных к власти, и всех остальных, живущих на скромную зарплату и удаленных от командировок «в свите» по стране и миру. В наши дни сформировался целый пул таких провластных областных и республиканских суперлегитимных газет, даже не скрывающих свою главную пиар-задачу. Мы давно видим, что типологические признаки областных и республиканских газет (бывших областных и республиканских партийных) автоматически не перешли из советской жизни в новую реальность XXI века. Нет более неэффективных расходов, чем на содержание вот таких суперлегитимных газет. В отличие от «Российской газеты», их приближенность к власти не сделала их актуальным источником обсуждения с читателями трудно решаемых проблем в региональном социуме. Сегодня на информационном поле Башкирии появились новые издания. На первый взгляд, самые обыкновенные коммерческие газеты типа рекламной «КП-регион». Но есть и большое отличие в новых рекламных газетах «Бонус» и «Метро». В каждом номере, помимо традиционного громадного количества объявлений по тематическим рубрикам, печатается два-три аналитических материала, взрывающих местное общественное мнение ак-туальностью поставленных проблем. Об этом не пишут государственные издания. На их страницах давно все хорошо, и регион идет вперед к светлому будущему. Они не видят, как в столице республики все меньше остается общественного транспорта и его заменяет частный. Что в Уфе сегодня две не связанные друг с другом системы трамвайного движения, разорванные предыдущим мэром якобы для борьбы с пробками. А на практике получилось, что ликвидация сквозного трамвайного движения на главной артерии столицы республики, соединяющей весь город, сделала еще беднее пенсионеров и небогатых уфимцев. Им теперь надо ехать на маршрутках за другие деньги. И даже делать новые пересадки с покупкой нового билета. Но ни одна государственная газета не проанализировала последствия такого решения. Еще одна болевая проблема, уводящая читателей от государственных газет. А вот эти рекламные газеты регулярно пишут о таких проблемах, и уфимцы в день их выхода расхватывают газеты у распространителей, что делает газету желанной для рекламодателей. Мы понимаем, что «Метро» и «Бонус» решают свои коммерческие задачи и что типологически это не качественные издания. Это обычное совпадение интересов в борьбе за высокий тираж. Выгодный для рекламной газеты. Гражданский диалог может идти совершенно не обязательно на специальных созданных для него площадках. Он или есть или его нет. Важно, что горожане после публикации статьи смогли свободно обсуждать эту тему, она к ним поступила уже не эмоциональным протестом, а четко сформулированным знанием ситуации. Можно допустить, что мэрия Уфы совсем не рада появлению этих статей. В околовластных изданиях такие темы никогда не появятся, потому что это неудобные для власти проблемы. Чего доброго, независимые журналисты докопаются до того, кто получил выгоду от ликвидации трамвая как единой городской системы и сокращения государственных автобусных маршрутов. Вот про это и пишет «Бонус» 28 июля 2016 г.: «... мэрии нужно составить новый реестр. Те компании, которые не удовлетворяют требованиям, муниципалитет имеет право через суд отстранить от перевозок, а маршрут выставить на конкурс» [10]. И здесь продолжение «ФЗ (федеральный закон. - прим авт.) № 220 на территории республики не исполняется, водители напуганы проверками ГИБДД и не выезжают на маршруты» [10]. И становится понятным, почему старые пазики ездят по одним и тем же улицам друг за дружкой, стоит прочитать статью «Что сулит передел транспортного рынка?». И рождается крамольная мысль, а для чего нам ГАИ в таком виде в Уфе? Не заменить ли ее полком солдат национальной гвардии срочной службы? Вот тогда порядок на улицах будет! Второй пример. Типичный пример понимания демократии главой администрации Белорецкого района Башкирии: «Нас попросили продлить аренду до 10 мая, мы согласились. Но затем просто перестали пускать на объект. Охранники провоцировали конфликт. Поставили замки. А потом мы узнали, что команду не подпускать к котельной и вообще закрыть наш бизнес дал лично глава администрации Белорецкого района Владислав Миронов». Здесь же много подробностей «демократического» вмешательства главы администрации в похоронный бизнес, в ремонт дорог, для чего в башкирский город стали привозить асфальт из Магнитогорска Челябинской области [11]. И после знакомства с этой газетой становится понятно, почему у газеты «Бонус» тираж 80 тысяч экземпляров, в то время как у государственных печатных изданий от 10 до 30 тысяч. И почему они никак не могут выйти на высокий тираж. Не следует тут же искать партийную принадлежность этого чиновника, просто руководству этой партии надо озадачиться рождением оппозиционных, возможно, и протестных настроений. Хотя, на первый взгляд, сюжет помогает понять, что с такими руководителями про рыночные отношения надо забыть. Это прекрасный сюжет для аналитического выступления республиканской печати, чтобы читатели знали, что зло в любом исполнении будет наказано. И чтобы читатели и простые граждане были уверены, что в любом городе республики, большом или маленьком селе зарвавшийся чиновник будет уволен или предан суду. Тогда не надо будет искать инвесторов для создания новых рабочих мест не только в столице республики, но и в глубинке. Таким образом, мы можем отметить рождение нового типа печатного издания, пограничного между традиционной рекламной и качественной газетой. Кому нужны объявления, он их для себя здесь найдет. Кого волнуют не решаемые проблемы столичного мегаполиса, он про них тоже прочитает здесь. И третий пример актуален для всей страны, это место медицины в современной журналистике. Проблема очень лукавая, и вот почему. Все газеты, журналы и телевизионные каналы радостно отслеживают достижения местных медицинских университетов. Редкостные операции, о которых рассказывают взволнованные закадровые голоса, периодически можно увидеть на каналах ТВ. Такие же репортажи украшают первые страницы печатных СМИ. И в то же время в этих же клиниках, только на других этажах, люди неделями лежат в коридорах, в поликлиниках месяцами ждут высокотехнологичных исследований вроде компьютерной томографии, УЗИ. Не хватает талончиков. Хотя за деньги можно сделать исследования в тот же день. Это уже не проблема, а социальный раздражитель, заменивший конституционную социальную норму о бесплатной медицинской помощи. Но как-то стыдливо молчат государственные газеты про эти якобы незначительные проблемы, «мелкие недостатки» наших клиник и поликлиник. Хотя страдают от плохого медицинского обслуживания пенсионеры, самая активная часть избирательного корпуса. Список общественных раздражителей можно продолжить, сюда можно включить ЖКХ, плохие дороги, высокие тарифы железнодорожного сообщения. Кстати, эти проблемы и есть главные скрепы государства и важная тема для гражданского диалога в местных изданиях. Нам кажется, что дело не в злонамеренном укрытии этих нерешенных проблем от журналистов. Дело в неумении просчитывать последствия отсутствия широкого обсуждения таких проблем в массовой журналиста -ке. Первый этап - раздражение, второй этап - рождение проте-стных настроений, и вполне возможно, что эти же люди могут пойти под руководством деструктивных структур на новый Майдан, не важно, как он может называться. События в Киеве начинались со студенческих сходок, инициативу у которых перехватили националисты. Поэтому гражданский диалог, в котором с властью говорят простые люди, помогает власти и увидеть задачи, и найти способы решения. Власть получает дополнительный ресурс доверия. Мы меньше всего думали о том, что цитированием вызовем праведный гнев. Задача журналистики даже не в том, чтобы громко кричать и показывать пальцем: «Ату его, ату!» Надо вспомнить про проект выдвижения 500 кандидатов на учебу в Европу, после учебы они должны были возглавить заводы и фабрики, отрасли промышленности. Мы помним те списки, но трудно вспомнить, кто уехал, кто выучился и кто занял сколько-нибудь заметную должность и достиг каких-нибудь успехов в его ведомстве. Хотя идея была достойная, имена ведь печатались для обсуждения в открытой печати. Нет уверенности в том, что в провальном финале начинания виноваты только журналисты. Хотя им этот сюжет надо было вести до конца. Да и сегодня интересно к нему вернуться, кто из того списка чего достиг? Достойно сожаления то, что культура гражданского диалога не стала в наших медиа нормой, повседневной практикой. Только такой диалог делает людей неравнодушными к судьбе страны, которые могут принимать участие в ее строительстве, в ее будущем. Более того, модельный пример повседневной работы системы СМИ меняет людей, приучает их к социальной и политической рефлексии, о чем социолог С. Московичи говорит, что «они меняют природу групп» [12]. Это очень точно замечено, потому и называется наша журналистика системой, потому что ее разные части, каналы, обращены к разным группам общества, желательно ко всем. По совершенно неважным причинам журналистика устранилась от своей, имманентно присущей ей работе в обществе, которой она занималась с дня своего зарождения, формировала взгляд на свой дом, свой социум, мир, по кирпичику создавала мировоззрение читателей, потом радиослушателей и телезрителей, аккуратно корректировала общественное мнение и формировала патриотическое сознание. Без специальных замеров трудно сказать, насколько это безразлично государству. Но мы видим зарождение аполитичности и ее крайности, политического радикализма. Благоприятный социальный фон современной интерактивности стал не более чем технологией получения новой информации, интерактивность - это прежде всего вовлеченность людей во все стороны жизни общества, открытое обсуждение проблем социума, что ведет к избавлению от социальной инфантильности. И тогда нам не нужно будет изобретать модели муниципального самоуправления, как маленькой частички государства, гражданский диалог внутри общества непременно приведет к такому пониманию гражданской идентичности каждого читателя, телезрителя, пользователя интернета и радиослушателя.

Ключевые слова

типология СМИ, социальная миссия прессы, ответственность медиа, коммерциализация информации, региональная печать, государственная политика в сфере массовой коммуникации, Союз журналистов России, Медиасоюз, typology of mass media, social mission of press, media responsibility, commercialisation of information, regional press, state policy in mass communication, Union of Journalists of Russia, Media Union

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Пугачев Валерий ВениаминовичБашкирский государственный университет д-р филол. наук, зав. кафедрой русской литературы и издательского делаWalp1@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

The New York Times. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nytimes.com/
Как «Ведомостям» объявили имя нового главного редактора. Полная запись разговора редакции с членом совета директоров Демьяном Кудрявцевым // Ведомости. 2017. 23 марта. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/technology/video/2017/03/23/682458-vedomostyam-imya-glavnogo-redaktora
Республика: издание Правительства и Государственного совета Республики Коми. Сыктывкар. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// respublika11.ru/
Сокровища Президентской библиотеки станут доступными для жителей Республики Коми // Республика. Издание Правительства и Государственного Совета Республики Коми. Сыктывкар, 2014. 13 дек. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gazeta-respublika.ru/article.php/74080.
Перова Л. Вячеслав Гайзер закрепил лидерство // Республика: издание Правительства и Государственного Совета Республики Коми. Сыктывкар, 2014. 22 апр. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gazeta-respublika.ru/article.php/68514.
Власова Л. Имитация работы и лукавая статистика // Республика: издание Правительства и Государственного Совета Республики Коми. Сыктывкар, 2013. 31 янв. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gazeta-respublika.ru/article.php/56360
Экс-губернатору скоро предъявят обвинения по новым эпизодам // Советский Сахалин: общественно-политическая газета Сахалина и Курил. Южно-Сахалинск, 2016. 29 марта. С. 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// sovsakh.ru/wp-content/uploads/2016/03/Nomer-22.pdf.
Сафонов Я. Скандал в лесной отрасли: высокое руководство любит комфорт // Советский Сахалин: общественно-политическая газета Сахалина и Курил. Южно-Сахалинск, 2016. 27 июня. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sovsakh.ru/skandal-v-lesnoy-otrasli-vyisokoe-rukovodstvo-lyubit-komfort.
Республика Башкортостан: республиканская общественно-политическая газета. Уфа. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://resbash.ru/
Шипилова В. Перевозчики подали жалобу на мэрию Уфы и заявили о нарушении прав // Бонус. Уфа, 2016. 28 июля. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://proufu.ru/news/society/perevozchiki_podali_zhalobu_na_meriyu_ ufy_i_zayavili_o_narusheniyakh_prav/
Рахматов Р. Предприниматели Белорецка: глава района «отжимает» наш бизнес // Бонус. Уфа, 2016. 15 июля. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://proufu.ru/news/society/predprinimateli_beloretska_glava_rayona_otzhimaet_n ash_biznes/
Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс / пер. с фр. М.: Центр психологии и психотерапии, 1998. 480 с.
 «Перевернутая типология»: поиски гражданской и профессиональной идентичности журналиста | Вопросы журналистики. 2017. № 2. DOI: 10.17223/26188422/2/1

«Перевернутая типология»: поиски гражданской и профессиональной идентичности журналиста | Вопросы журналистики. 2017. № 2. DOI: 10.17223/26188422/2/1