Международный опыт подготовки уполномоченных по гражданской обороне в образовательных учреждениях | Язык и культура. 2022. № 57. DOI: 10.17223/19996195/57/10

Международный опыт подготовки уполномоченных по гражданской обороне в образовательных учреждениях

Рассматривается зарубежный опыт деятельности и формы подготовки уполномоченных по гражданской обороне, осуществляющих свои функции в образовательных учреждениях Израиля, США и Германии. Основанием для проведения исследования послужило увеличение вероятности возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций (радиационные аварии, взрывы, пожары), эскалации военных конфликтов у границ России и появление новых типов угроз (пандемия COVID-19, school shooting и др.), что, в свою очередь, выявило противоречие между необходимостью подготовки уполномоченных по гражданской обороне с учетом специфики образовательных учреждений, способных осуществлять планирование и реализацию мероприятий по защите от широкого спектра угроз, и отсутствием разработанных адекватных форм и методов, а также недостаточностью исследований в данной области. Отсюда возникла необходимость обращения к иноязычной литературе, раскрывающей различные аспекты подготовки специалистов сферы гражданской обороны, осуществляющих деятельность в образовательных учреждениях, и не вошедшей до настоящего времени в русскоязычный научный и практический оборот. Методология исследования строится на системном, компаративистском, герменевтическом подходах. Ключевым для исследования выступил публикационный метод. Он базируется на оценивании содержания и динамики публикаций относительно объекта изучения. Анализ зарубежных источников позволил сделать вывод об общемировой тенденции к расширению трудовых функций специалистов по гражданской обороне образовательных учреждений в направлениях создания всесторонней защиты от большинства угроз, приоритетности взаимодействия с органами власти и акцентировании внимания на психологическом воздействии чрезвычайных ситуаций на обучающихся. При этом анализ подготовки специалистов по гражданской обороне за рубежом позволяет говорить о разнообразии форм и методов обучения, приоритетность которых обусловлена военно-политическими, геолого-географическими или социальными характеристиками каждой страны. Общим вектором развития исследуемых форм подготовки специалистов является системность, последовательность обучения, использование информационно-коммуникационных технологий, высокий уровень мониторинга появления новых опасностей и соответствующего развития образовательной среды с акцентом на систему непрерывного образования, а также расширение связей в профессиональном сообществе.

International experience in training civil defense commissioners in educational institutions.pdf Введение Образовательные учреждения за рубежом, как и в России, за последние несколько лет столкнулись с новыми угрозами, защита от которых требует реализации комплексных подходов к обеспечению безопасности учащихся, педагогов и административно-хозяйственного персонала. Такие события, как пандемия COVID-19 и school shooting (Винненден - ноябрь 2009 г., Тулуза - 2012 г., Трол-льхеттан - 2015 г., Санта-Фе - 2018 г., Паркленд - 2018 г., Оксфорд - 2021 г., Керчь - 2019 г., Благовещенск - 2019 г., Пермь -2020 г. и др.), стали яркими примерами, подтверждающими необходимость этих изменений. К числу возможных крупномасштабных угроз следует отнести возросшую деятельность экстремистских (террористических) объединений и эскалацию военных конфликтов у границ Российской Федерации, что отмечается в основополагающем документе «Основы государственной политики в области гражданской обороны до 2030 года» [1]. В свою очередь, в «Стратегии развития гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций РФ до 2030 года» подчеркивается необходимость учета высоких рисков аварийности в различных отраслях человеческой деятельности, что может привести к развитию каскадных крупномасштабных катастроф [2]. В образовательных учреждениях создание целостной системы защиты от различных угроз военного и мирного времени является прерогативой уполномоченных по гражданской обороне, подготовка которых осуществляется в рамках специализированной системы повышения квалификации. В свою очередь, появление новых видов опасностей актуализировало проблему поиска современных форм и методов обучения специалистов, что обусловило необходимость изучения передового зарубежного опыта. Исследование зарубежного опыта, прежде всего, необходимо для сопоставления задач и содержания подготовки специалистов по ГО в ОУ, а также для обогащения соответствующего раздела российской педагогической науки в аспекте поставленной проблемы. Методология исследования Для осуществления анализа зарубежного опыта подготовки уполномоченных по гражданской обороне (ГО) в образовательных учреждениях (ОУ) в первую очередь дадим трактовку понятия «гражданская оборона», так как его содержание претерпело серьезные изменения за время своего существования. Согласно уставу, Международная организация гражданской обороны сосредоточивает свои функции на укреплении и поддержании сотрудничества государственных структур, обеспечивающих защиту населения, имущества, окружающей среды от чрезвычайных ситуаций. Устав организации подчеркивает, что такие структуры могут носить различные названия: гражданская защита, гражданская оборона и безопасность гражданского населения [3]. После завершения холодной войны гражданская оборона США стала ориентироваться на защиту от чрезвычайных ситуаций и окончательно трансформировалась в отрасль управления чрезвычайными ситуациями, а после событий 11 сентября 2001 г. стала частью общей системы национальной безопасности, отвечающей за широкий круг вопросов (антитеррористическая защищенность, полицейский контроль, мобилизация медицинских служб и т.д.) [4, 5]. Термин «гражданская оборона» в России определен на федеральном уровне и трактуется как система мероприятий, связанных с защитой населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах, а также при чрезвычайных ситуациях прироДного и техногенного характера [6]. Тем не менее ряд исследователей (А.В. Костров, В.А. Владимиров и др.) подчеркивают необходимость трансформации данной системы в гражданскую защиту и включение угроз биолого-социального и социального характера, так как в практическом поле это положение уже реализуется. Характеризуя подготовку уполномоченных по ГО ОУ в России, можно выделить три серьезных недостатка: 1. В Российской Федерации такая категория, как специалисты по ГО ОУ в качестве отдельного субъекта образовательного процесса не выделяются, а обучаются совместно с представителями других организаций - нефтеперерабатывающей, строительной, финансовой и других отраслей экономики, что существенно снижает качество их обучения. 2. Подход к подготовке в области ГО, во многом опирающийся на опыт СССР с характерными для него угрозами (холодная война, большая вероятность применения отравляющих веществ при военных конфликтах, ядерная война и т.д.), явно устарел; в настоящее время общемировая практика подготовки специалистов сферы ГО ОУ затрагивает более широкий круг опасностей (кибербезопасность, психологическая безопасность, терроризм, атаки на учебные заведения). 3. Явное отставание действующих образовательных программ по подготовке специалистов по ГО в ОУ от основных тенденций педагогической науки, выражающееся в непоследовательности обучения, отсутствии управления образовательной средой, нереализованности ком-петентностного похода, наличии устаревших требований к учебноматериальной базе, а также недостаточная методическая оснащенность процесса подготовки уполномоченных по ГО ОУ. Таким образом, в мировом сообществе термин «гражданская оборона» охватывает широкий круг вопросов, посвященных безопасности социума в критических ситуациях, и продолжает трансформироваться в России. Несмотря на поиск и расширение границ содержания ГО, в отечественной практике имеется противоречие между необходимостью подготовки уполномоченных по ГО с учетом специфики образовательных учреждений, способных осуществлять планирование и реализацию мероприятий по защите от широкого спектра угроз, и отсутствием разработанных адекватных форм и методов, а также недостаточностью исследований в данной области, что предопределило наше обращение к передовому зарубежному опыту в данном контексте. Исследование строится на основе системного, компаративистского и герменевтического подходов. Системный подход предоставил возможность рассматривать подготовку уполномоченных по ГО ОУ в формате целостной системы, взаимодействующей со средой (В.П. Беспалько, И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин и др.), а также позволил изучить зарубежный опыт обучения специалистов по ГО ОУ как звено единой системы подготовки государств к вероятным угрозам и опасностям (А. Г. Кузнецова). Компаративистский подход использовался для сравнения культур подготовки уполномоченных по ГО в ОУ и выявления общих установок, закономерностей развития и нахождения ключевых различий в их подготовке за рубежом с целью выявления самобытности присущих им особенностей. Герменевтический подход как методологическая основа гуманитарного знания обеспечил рассмотрение зарубежного опыта подготовки уполномоченных по ГО в ОУ, опираясь на всестороннее, конкретноисторическое осмысление и глубокое понимание его сущности. В силу специфики исследования ведущим стал публикационный метод. Он базируется на оценивании содержания и динамики публикаций относительно объекта изучения, когда источником информации являются учебно-планирующая документация, монографические издания, статьи, программы, проспекты образовательных курсов и т.д. В связи с научной новизной поставленной проблемы исследования, возникла необходимость обращения к иноязычной литературе, освещающей ее различные аспекты, не вошедшей до настоящего времени в русскоязычную базу данных, в отечественный научный и практический оборот. Исследование и результаты Целью данного исследования является анализ деятельности специалистов по ГО, обеспечивающих безопасность ОУ, и основные формы их подготовки за рубежом. К числу государств с наиболее развитой системой ГО, в первую очередь, необходимо отнести Израиль, опыт которого во много актуализируется за счет многолетнего арабо-израильского конфликта. Помимо военно-политической направления, ГО также участвует в ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС) и выработке правил хранения и использования веществ, представляющих угрозу для человека и окружающей среды, а также опасных материалов [7]. Управлением системой ГО ОУ занимаются представители «Командования тыла», подведомственного Министерству обороны Израиля, а также, как указывает А.А. Михайлов, представители частных специализированных организаций - инструкторы по гражданской обороне [8]. Система ГО Израиля создана по территориальному принципу, что подразумевает тесное сотрудничество органов местного самоуправления и образовательных учреждений, в рамках которого и происходит организация мероприятий по ГО. Рассмотрим основные направления деятельности инструкторов по ГО, осуществляемых в образовательных учреждениях Израиля. В наиболее общем виде их можно отразить следующим образом: - анализ наиболее вероятных угроз для обучающихся и сотрудников образовательных учреждений; - установление межведомственного взаимодействия по вопросам организации мероприятий по ГО в образовательном учреждении; - подготовка основных планирующих документов в области обеспечения мероприятий по ГО; - организация закупки необходимого оборудования в области безопасности; - проведение дозиметрического, химического и биологического контроля окружающей среды и выявление взрывчатых устройств; - организация и проведение учений и тренировок с учащимися и работниками образовательных учреждений [7, 9]. Организация указанных мероприятий требует от специалиста детального изучения образовательных объектов и дальнейшей разработки планирующих документов в области ГО с последующим проведением учений, а также установления общего взаимодействия с учащимися и сотрудниками образовательного учреждения. Исследуя подготовку инструкторов по ГО ОУ в Израиле, можно выделить несколько важных элементов, дающих целостное представление об этом феномене. Первый - это срочная служба в вооруженных силах Государства Израиль (мужчины - 3 года, женщины - 2 года), в рамках которой проводится обучение не только владению оружием и действиям в случае опасности, но и правилам организации мероприятий по безопасности на территориях и объектах. Поэтому практически каждый гражданин имеет базовые навыки по организации системы ГО. Второй элемент связан непосредственно с получением специализированного образования в области ГО. Например, Тель-Авивский университет предлагает международную магистерскую программу «Emergency & Disaster management», направленную на подготовку специалистов по защиты от чрезвычайных ситуаций (термин «чрезвычайные ситуации» в Израиле подразумевает весь спектр опасностей военного и мирного характера. - Авт.) [10]. Заключительным элементом подготовки инструкторов ГО в ОУ является очередное специализированное повышение квалификации, осуществляемое через различные органы государственной власти (полиция, медицинская служба, пожарная охрана и т.д.), а также на различных курсах, конференциях и семинарах, посвященных организации мероприятий по ГО [7]. Для примера приведем организованный в 2018 г. Тель-Авивским университетом недельный курс «Homeland Security Executive Certificate Studies Program» [11], в рамках которого проходили подготовку инструкторы ГО и должностные лица образовательных учреждений, привлекаемые к решению вопросов безопасности (табл. 1). Как показывают данные табл. 1, основной вектор обучения по данной программе направлен в сторону антитеррористической и военной защищенности, а также определенное время посвящено проблеме киберугроз. Необходимо отметить и практическую составляющую обучения. Так, посещение брифингов и совещаний высших руководителей органов власти по вопросам безопасности позволяет слушателям взглянуть на систему ГО с позиции государственного аппарата; организация поездок на Голанские высоты, территории, оспариваемых Государством Израиль и Сирийской Арабской Республикой, посещение города Стерод свидетельствуют о приближенности обучения к реальной обстановке. Такая насыщенность и многоаспектность обучения позволяют характеризовать подготовку инструкторов по ГО в ОУ как одну из лучших в мире. Таким образом, инструктор по ГО ОУ является профессиональным специалистом, имеющим опыт службы в вооруженных силах, профессиональное образование (военное/гражданское), и проходит специализированное обучение, посвященное различным аспектам организации мероприятий по ГО в образовательных организациях. Т а б л и ц а 1 Программа «Homeland Security Executive Certificate Studies Program» e5 f-O Ю Ю О шоэна ojnioHBiroj nil cl\\i Hrnnnuil'oiii'Q Пятница Рост киберугроз: тенденции, идеи и возможные решения Управление рисками в сфере национальной безопасности Заключительное слово и установка обратной связи Заключительный ужин, организованный ASERO Worldwide о. Q

Ключевые слова

уполномоченные по гражданской обороне, подготовка специалистов по гражданской обороне, гражданская оборона за рубежом, гражданская оборона в образовании

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Костюкова Татьяна АнатольевнаНациональный исследовательский Томский государственный университетдоктор педагогических наук, профессорkostykova@inbox.ru
Аюпов Радимир ФаритовичНациональный исследовательский Томский государственный университетаспирантradpad@yandex.ru
Всего: 2

Ссылки

Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в обла сти гражданской обороны на период до 2030 года: Указ Президента РФ от 20.12.2016 № 696 // СПС «Консультант». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_209270/942772dce30cfa36b671bcf19ca928e4d698a928/ (дата обращения: 24.12.2021).
О Стратегии в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года: Указ Президента РФ от 16 октября 2019 г. № 501 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201910160046 (дата обращения: 10.12.2021).
Устав Международной организации гражданской обороны 1972 г. URL: http://www.icdo.org/ru/about-icdo/constitution-and-regulation (дата обращения: 11.12.2021).
Khanal A. Civil defense: an article // Institute of Crisis Management Studies. 2019. 15 p.
Civil Defense in Schools // Federal Civil defense administration Pub. TM-16-1, U. S. Government Printing Office. Washington D.C., 1952. 31 p.
О гражданской обороне: Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ // СПС «Кодекс». URL: http://www.docs.cntd.ru (дата обращения: 15.12.2021).
The 2014 Gaza Conflict: Factual and Legal Aspects // Israel Ministry of foreign affairs. 2015. 277 p.
Михайлов А. А. Использование зарубежного опыта в процессе профессиональной подготовки учителей безопасности жизнедеятельности // Экономика образования. 2011. № 4. С. 223-227.
Home front command. URL: http://www.oref.org.il/894-en/Pakar.aspx (дата обращения: 18.12.2018).
The International Multidisciplinary Program in Emergency and Disaster Management: Master of Disaster Management. URL: https://international.tau.ac.il/International_Prog-ram_in_Disaster_Management
Homeland Security Executive Certificate Studies Program. URL: https://goo.su/9Jfb
Buchalter A.R. Military support to civil authorities: the role of the Department of defense in support of homeland defense February. Washington D.C., 2007. 29 p. URL: https://www.loc.gov/rr/frd/pdffiles/CNGR_Milit-Support-Civil-Authorities.pdf (дата обращения: 25.12.2018).
Emergency management institute. URL: https://training.fema.gov (дата обращения: 18.12.2018).
Civil Defense and Homeland Security: A Short History of National Preparedness Efforts // Homeland Security National Preparedness Task Force, USA. 2006. 36 p.
Rozdilsky J.L. Emergency management in Israel context and characteristics // 13th Annual Emergency Management Higher Education Conference, DHS-FEMA Emergency Management Institute June 7-10, 2010. Emmitsburg, Maryland, USA, 2010.
Guide for developing high-quality school emergency operations plans // U.S. Department of Education. 2013. 72 p. URL: https://rems.ed.gov/docs/School_Guide_508C.pdf (дата обращения: 25.12.2018).
Lewis J. The Mineshaft Gap: The Lavish Bunkers Where Putin, Trump Plan to Fight a Nuclear War. January 18, 2018. URL: https://www.nti.org/analysis/articles/mineshaft-gap-lavish-bunkers-where-putin-trump-plan-fight-nuclear-war/(дата обращения: 25.12.2018).
Karsenti T., Bugmann J., Gros P.P. Transforming Education with Minecraft? Results of an exploratory study conducted with 118 elementary-school student. Montreal, 2017. 35 p.
Konzeption Zivile Verteidigung: Bundesministreum des inner - 2016. URL: https://www.bbk.bund.de/SharedDocs/Downloads/BBK/DE/Publikationen/Sonstiges/Kon zeption_Zivile_Verteidigung_KZV.pdf (дата обращения: 13.12.2021).
Zivilschutzforschung: Bd. 57: Entwicklung von Standards und Empfehlungen fur ein Netzwerk zur bundesweiten Strukturierung und Organisation psychosozialer Notfallver-sorgung / I. Beerlage, T. Hering, L. Norenberg. unter Mitarb: J. Schmidt, D. Schulze, D. Sonnenberg // Bundesamt fur Bevolkerungsschutz u. Katastrophenhilfe. Bonn, 2006. 304 S.
Schirnjack A. Jahresbericht 2009/2010 des Schulpastoralen Zentrums Erding // Erding. S. 9. URL: https://schulpastorales-zentrum-erding.de
Eisenberg G. Amok in Erfurt: vor zehn Jahren ereignete sich das Massaker am Guten-berg-Gymnasium // Psyche und Gesellschaft. 2013. S. 15-34.
Karutz H. Notfalle und Krisen in Schulen // Stumpf Kossendey. German. S. 438.
Arbeitsstelle Kinder- und Jugendkriminalitatspra vention (Hrsg.): Strategien der Gewaltpravention im Kindes- und Jugendalter. Eine Zwischenbilanz in sechs Handlungs-feldern. Munchen, 2007. 362 S.
Chadderton C. Civil defence pedagogies and narratives of democracy: disaster education in Germany // International Journal of Lifelong Education. 2015. № 34 (5). S. 589-606.
 Международный опыт подготовки уполномоченных по гражданской обороне в образовательных учреждениях | Язык и культура. 2022. № 57. DOI: 10.17223/19996195/57/10

Международный опыт подготовки уполномоченных по гражданской обороне в образовательных учреждениях | Язык и культура. 2022. № 57. DOI: 10.17223/19996195/57/10