Культуро-контекстный подход к этнической идентификации будущих педагогов в университете в проектной деятельности
Многополярность развития современного мира, активизация миграционных процессов и переориентация традиционных торгово-экономических и культурных контактов повлекли за собой изменение векторов взаимовлияния в различных сферах жизнедеятельности. Это актуализировало запрос к образованию по подготовке профессионала, имеющего не только четкость профессиональной позиции в сфере специальной подготовки, но и сформированную этническую идентичность, выверенную в рамках четких методологических постулатов и технологий культуро-контекстного подхода и релевантно апробированную в реалиях профессиосферы, целенаправленно апробированную в университете в совокупности контекстов проектной деятельности для адаптации в профессии и творческой самореализации будущих педагогов. Цель исследования - определить методологические и технологические основания культуро-контекстного подхода к этнической идентификации будущих педагогов в проектной деятельности в университетском образовании. Задачи исследования: анализ и теоретическое обоснование культуро-контекстного подхода к этнической идентификации студентов педагогических профилей университета в культуро-центричной парадигме; выявление особенностей культуро-контекстного подхода к этнической идентификации студентов в организации и использовании проектной деятельности в подготовке будущих педагогов; исследование мотивационной готовности будущих педагогов к этнической идентификации обучающихся в процессе формирования их профессиональных ценностей в культуро-ориентированном проектировании в университете. Методы исследования: теоретические (терминальный анализ, обобщение теоретического осмысления проблемы, классификация подходов, систематизация и конкретизация данных, их интерпретация, контент-анализ); эмпирические (количественный и качественный анализ данных проведенного исследования мотивационной готовности будущих педагогов, обучающихся по направлениям подготовки 44.03.01 и 44.05.01 Педагогическое образование с использованием Google Form, метод экспертной оценки и интерпретация результатов), а также методы статистической проверки достоверности полученных данных. Выявление особенностей культуро-контекстного подхода к этнической идентификации необходимо для продуктивной организации образовательного процесса эффективного междисциплинарного взаимодействия и взаимовлияния субъектов образования поликультурного образовательного пространства. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Ключевые слова
этническая идентификация,
культуроцентричная парадигма,
культурно-контекстный подход,
университет,
проектная деятельность,
мотивационная готовность,
будущие педагогиАвторы
Алдошина Марина Ивановна | Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева | доктор педагогических наук, профессор, директор центра взаимодействия с Российской академией образования | maraldo57@mail.ru |
Фетисов Александр Сергеевич | Воронежский государственный педагогический университет | доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой социальной педагогики | asfet-2011@mail.ru |
Всего: 2
Ссылки
ФГОС ВО 44.03.01 Педагогическое образование. URL: http:// ФГОС 44.03.01 Педагогическое образование - ФГОС (fgos.ru) (дата обращения: 15.07.2024).
Приоритетные направления научно-технологического развития РФ : Указ Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 г. № 529 «Об утверждении приоритетных направлений научно-технологического развития и перечня важнейших наукоемких технологий» // Документы ленты ПРАЙМ: ГАРАНТ.РУ (garant.ru) (дата обращения: 15.07.2024).
Алдошина М.И. Формирование у будущих педагогов компетенций этнической идентификации обучающихся в изменяющейся аксиосфере современного университета // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2022. № 1. С. 52.
Фромм Э. Здоровое общество / пер. Т.В. Банкетова. М. : АСТ: Астрель, 2011. 446 с.
Шакурова М.В. Формирование идентичности современного ребенка в контексте социокультурной ситуации его развития // Вестник Православного СвятоТихоновского гуманитарного университета. Сер. 4: Педагогика. Психология. 2016. № 2 (41). С. 15-26. doi: 10.15382/sturIV201641.15-26.
Эриксон Э.Г. Идентичность: юность и кризис : учеб. пособие / общ. ред. и предисл. А.В. Толстых ; пер. с англ. [.Андреева А. Д. и др.]. 2-е изд. М. : Флинта [и др.], 2006. (Библиотека зарубежной психологии). 340 с.
Вербицкий А. А. Теория и технологии контекстного образования : учеб. пособие. М. : МПГУ, 2017. 268 с.
Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов н/Д : Булат, 2000. 351 с.
Сериков В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград : Перемена, 1994.
Степин В. С. О методологических подходах к анализу социального познания // Вестник Московского университета. Сер. 7: Философия. 2014. № 3.
Алдошина М.И., Комарова Э.П., Бакленева С.А., Федоров В. А. Субъектоцентрированный подход к разработке поликультурного обучения в университете // Язык и культура. 2021. № 56. С. 148. doi: 10.17223/19996195/56/9.
Кривых С. В. Социокультурная обусловленность современного образования // Современное профессионально-педагогическое образование: опыт, проблемы, перспективы : материала: Междунар. науч.-практ. конф., Орёл, 04-05 октября 2022 г. Воронеж : Воронеж. гос. пед. ун-т, 2022. С. 8-13.
Алдошина М. И. Профессионально-ориентированные технологии в педагогическом образовании в университете // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2021. № 4 (73). С. 81. doi: 10.26105/SSPU. 2021.73.4.009.
Субетто А.И. Компетентностный подход: онтология, эпистемология, системные ограничения, классификации и его место в системе ноосферного императива в XXI веке. М., 2007. 254 с.
Зеленина Е.В. Основные подходы к изучению межкультурной компетентности // Наука и современное общество: взаимодействие и развитие. 2016. № 1 (3). С. 100103.
Казаева Е.А. Образование в контексте поликультурного подхода // Педагогическое образование в России. 2015. № 6. С. 55-59.
Образование в современном поликультурном мире : учеб. пособие / под ред. Е.Ю. Рогачевой. Владимир : Изд-во ВлГУ, 2014. 135 с.
Солдатова Г. У., Чигарькова С.В., Илюхина С.Н. Представления о реальном и виртуальном пространствах как часть актуальной картины мира подростков и родителей в цифровом обществе: возможности адаптации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2022. Т. 12, вып. 3. С. 226-248. doi: 10.21638/spbu16.2022.301.
Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Практикум : учеб. пособие для студ. вузов. М. : Аспект Пресс, 2013. 224 с. EDN SDTPBD.
Романова О.Л. Развитие этнической идентичности у детей и подростков : автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1994. 20 с.