Социально-контекстный подход к педагогическому сопровождению профессионального самоопределения обучающихся в вузе
Возросшие требования современного технологического образования обусловили исследование проблемы педагогического сопровождения профессионального самоопределения в контексте дополнительного технологического обучения, поскольку профессиональные намерения обучающихся в значительной части не соответствуют требованиям современного рынка труда и социально-экономическому запросу общества. Были обозначены предпосылки исследования проблемы организации педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в рамках реализации Единой модели профессиональной ориентации. В качестве предпосылок выступает переход от информационной эпохи к интеллектуальной, что обусловлено промышленной революцией в экономике, массовой цифровизацией и информатизацией всех сфер жизни. При подготовке компетентного специалиста, способного к профессиональной адаптации в различных сферах деятельности, умеющего самостоятельно проектировать и реализовывать свои профессиональные ценности, саморазвиваться на протяжении всей жизни, необходимо обеспечить такую образовательную среду, которая бы способствовала продуктивному профессиональному самоопределению обучающихся в контексте непрерывного образования. В настоящее время профессиональной ориентации отводится новая роль - создание условий для педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся с учетом их интересов, склонностей, определения реальных возможностей в выборе той или иной профессии, успешной социализации и активной адаптации на рынке труда, что возможно реализовать в условиях социально-контекстного подхода. Цель исследования - теоретическое обоснование и экспериментальная проверка организации педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в контексте социально-контекстного подхода. Задачи исследования: уточнить понятие «педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся», его компонентный состав; определить особенности педагогического сопровождения, разработать анкету с целью актуализации педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях социально-контекстного подхода. Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, систематизация материала, моделирование структурных характеристик педагогического сопровождения профессионального самоопределения); эмпирические (анкетирование, беседа, тестирование), диагностические (методы математической статистики). Уточнено понятие «педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся» как взаимодействие субъектов образования с учетом интересов, потребностей, личностных качеств обучающихся в процессе инновационно-преобразующей деятельности, позволяющей выявить знания о различных направлениях профессионального самоопределения: профессиональном (знания, умения, навыки, опыт и овладение компетенциями) и социальном (возможности, стремления, смыслы деятельности и адаптация к социуму) в условиях социально-контекстного подхода. В рамках социально-контекстного подхода педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся характеризуется тем, что обучающийся социализируется в обществе и профессионально адаптируется к будущей профессии посредством самостоятельного преодоления сложностей в проблемной ситуации. Это продуцирует реальные умения самого субъекта решать свои образовательные и личностные задачи и осуществлять верный выбор на основе личностных смыслов деятельности. В условиях контекстного подхода обучающиеся овладевают своей будущей профессиональной деятельностью, при этом воспринимают свое учение как овладение инструментами решения определенных профессиональных задач. Указанный метод моделирует проблемную образовательную ситуацию, в которую включаются обучающиеся, «встроенную» в структуру квазипрофессиональной деятельности. При этом актуализируется профессиональный смысл усвоения учебного предмета для достижения цели. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Ключевые слова
педагогическое сопровождение,
профессиональное самоопределение,
обучающиеся,
Единая модель профессиональной подготовкиАвторы
Комарова Эмилия Павловна | Воронежский государственный технический университет | профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры иностранных языков и технологии перевода | vivtkmk@mail.ru |
Боброва Оксана Анатольевна | Воронежский государственный педагогический университет | кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики | oabobrova2012@yandex.ru |
Всего: 2
Ссылки
De Wit H., Altbach P.Internationalization in Higher Education: Global Trends and Recommendations for Its Future // Policy Reviews in Higher Education. 2021. Vol. 5, Is. 1. P. 28-46. doi: 10.1080/23322969.2020.1820898.
Morey A. I. Changing higher education curricula for a global and multicultural world // Higher Education in Europe. 2000. Vol. 25 (1). Р. 25-39.
Philippov V.M.Internal internationlisation of higher education in Russia // Rationales for internationalization / eds. by M. Larionova, O. Perfilieva. M. : Logos Publishing House, 2013. 75 p.
Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М. : МГУ, 1995. 184 с.
Трансформация профессионального образования в контексте вызовов XXI века / B. В. Сериков, А.С. Фетисов, Э.П. Комарова, К.М. Гайдар. Воронеж : Издательскополиграфический центр «Научная книга», 2023. 212 с.
Боброва О.А. Теоретический аспект реализации раннего профессионального самоопределения школьников в условиях вариативно-рефлексивной технологии. Воронеж : Научная книга, 2024. 94 с.
Чистякова С.Н. Критерии и показатели готовности обучающихся к профессиональному самоопределению // Профессиональное образование. Столица. 2016. № 8. C. 10-16.
Boix Mansilla V., Jackson A. Educating for global competence: Preparing our youth to engage the world. New York : Asia Society, 2011. 124 p.
Courtois A. From ‘academic concern’ to work readiness: student mobility, employability and the devaluation of academic capital on the year abroad // Brit. J. Soc. Of Educ. 2019. № 40 (2). Р. 190-206.
Mobility for Better Learning. Mobility strategy 2020 for the European Higher Education Area (EHEA): EHEA Ministerial conference (2012). Bucharest, Romania // European Higher Education Area and Bologna Process. URL: https://ehea.info/media.ehea.info/file/2012_Bucharest/39/2/2012_EHEA_Mobility_Strategy_606392.pdf.
Van Roekel D. Global Competence Is a 21st Century Imperative // NEA Education Policy and Practice Development. 2010. Р. 1-4.
Боброва О.А., Комарова Э.П. Цифровая трансформация профессионального самоопределения школьников в контексте раннего профильного обучения // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2024. № 2. С. 113-124.
Комарова Э.П., Фетисов А.С., Боброва О.А. Профессиональное самоопределение школьников в контексте раннего профильного обучения // Язык и культура. 2024. № 67. С. 190-202.
Бережных Е.А., Григорьева С.Г., Поташова И.И. Педагогическое сопровождение как особая форма взаимодействия в реальной практике обучения в вузе // Педагогика и психология образования. 2018. № 4. С. 83-90.
Александрова Е.А. Педагогическая поддержка культурного самоопределения как составляющая педагогики Свободы. Саратов : Изд-во Саратов. ун-та, 2003. 200 с.
Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательная работа в детском загородном лагере : учеб.-метод. пособие. Ярославль : Академия развития, 2003. 254 с.
Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М. : Совершенство, 1997.
Шакурова М.В. Педагогическое сопровождение становления и развития социокультурной идентичности школьников : дис. д-ра пед. наук. М., 2007. 361 с.
Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М. : НМЦ сПо, 1999. 538 с.
Чекина Е.В., Михайлова Н.С. Прагматизация образования как концептуальная основа подготовки педагогических кадров // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E: Педагогические науки. 2017. № 15. С. 2-9.
Письмо Минпросвещения России от 01.06.2023 № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации профориентационного минимума ... образования», «Инструкцией по подготовке к реализации профориентационного минимума в образовательных организациях субъекта РФ»). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_450353/(дата обращения: 06.02.2024).
Пригожин И.Р. Кость еще не брошена // Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. М. : Прогресс-Традиция, 2003. 584 с.
Ярошенко Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности : учебник. М. : МГУКИ, 2013. 360 с.
Абакумова И.В., Годунов М.В., Белова Е.В. Развитие представлений о смыслообразующих стратегиях личности в современном обществе // Гуманитарные, социальноэкономические и общественные науки. 2017. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-predstavleniy-o-smysloobrazuyuschih-strategiyah-lichnosti-v-sovremennom-obschestve (дата обращения: 04.11.2024).
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность : учеб. пособие. 2-е изд., стер. М. : Смысл; Академия, 2005. 352 с.
Сериков В. В. Контекстный подход как технология поддержки смыслообразования в педагогическом процессе // Векторы развития контекстного образования / редкол.: Э.П. Комарова (отв. ред.). Воронеж : Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2021. С. 20-27.
Вербицкий А. А. Теория и технологии контекстного образования : учеб. пособие. М. : МПГУ, 2017. 268 с.
Брушлинский А. В. О критериях субъекта // Психология индивидуального и группового субъекта / под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. М. : ИП РАН; ПЕР СЭ, 2002. С. 9-33.
Краевский В. В., Бережнова Е. В. Методология педагогики: новый этап : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., стер. М. : Академия, 2008. 393 с.
Гураль С. К. Синергетика и лингвосинергетика // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 302. С. 7-10.
Давлетшина Л.А., Шаехов М.Р. Влияние потребностей регионального рынка труда и профильного обучения на профессиональный выбор // Гуманитарные исследования Центральной России. 2021. № 2 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-potrebnostey-regionalnogo-rynka-truda-i-profilnogo-obucheniya-na-professionalnyy-vybor-shkolnikov (дата обращения: 04.11.2024).