Факторы развития профессионально-личностной позиции педагога дополнительного технологического образования
Изменения в социально-политической сфере XXI в. детерминируют развитие интеллектуальных ресурсов, которые определяют облик человеческой цивилизации. Триггером интеллектуальных ресурсов выступает профессионально-личностная позиция педагога как основа его самоопределения. Образование, являясь стратегическим ориентиром любого общества, обеспечивает становление будущего гражданина в целостности его человеческих проявлений, в новом измерении социально-контекстного подхода, что в современных условиях является вопросом национальной безопасности. Современный педагог, овладевая теоретическими, инновационными знаниями и практическими умениями, должен быть востребован на профессиональном рынке труда, т.е. быть конкурентоспособным. Поэтому профессионализация обучения предполагает не только овладение педагогом ключевыми профессиональными компетенциями, но и создание условий для развития его личностного, интеллектуального, социального, нравственного, общекультурного потенциала. Профессиональное образование и воспитание в образовательной среде вуза прежде всего направлены на развитие качеств личности педагога в контексте профессиональной деятельности. Специфической особенностью развития профессионально-личностной позиции педагога является обучающая функция, согласно которой он одновременно осуществляет процесс воспитания обучающихся, при этом актуализируется его субъектная личностная позиция. В современных условиях происходит замена традиционных академических педагогических технологий, ориентированных на трансляцию знаний, на инновационные технологии, направленные на повышение качества развивающейся личности. При описании личностной позиции педагога следует выделить внутреннюю и внешнюю позиции: внешняя позиция проявляется в субъект-субъектных отношениях на учебных занятиях при активизации познавательной деятельности субъектов образовательного процесса. Трансляция знаний со стороны педагога и их восприятие обучающимися направлены на реализацию обучающей функции, в то время как внутренняя позиция педагога характеризуется нейтральным отношением к личностной составляющей учебного процесса, поскольку она не проникает во внутренний мир обучающегося ни с позиции его социального становления, ни с позиции его профессионального развития. Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путём проверить совокупность факторов становления и развития профессионально-личностной позиции педагога в условиях дополнительного технологического образования. Были определены следующие задачи исследования: уточнить сущность и раскрыть особенности развития профессионально-личностной позиции педагога; охарактеризовать факторы, как способствующие, так и ограничивающие развитие профессионально-личностной позиции педагога; обозначить методологические подходы и принципы, обеспечивающие результативность развития профессионально-личностной позиции педагога дополнительного технологического образования; обосновать компоненты развития профессионально-личностной позиции педагога и эмпирически проверить их. Метода: исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, систематизация материала, моделирование структурных характеристик становления и развития профессионально-личностной позиции педагога); эмпирические (анкетирование, беседа, тестирование), диагностические (методы математической статистики). Уточнено понятие «профессионально-личностная позиция педагога», которое мы рассматриваем как профессионально-деятельностное новообразование, обеспечивающее целостность и созидательность его человеческих эманаций и проявляющееся в способности педагога принимать решения в нестандартных ситуациях для воплощения новых идей в учебный процесс, осознание своей роли, места и профессиональных возможностей в определённой социоконтекстной ситуации, развитие внутреннего потенциала к дальнейшему профессиональному и личностному росту. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Ключевые слова
профессионально-личностная позиция,
факторы,
педагоги,
становление,
развитие,
методологические подходы,
дополнительное технологическое образованиеАвторы
| Комарова Эмилия Павловна | Воронежский государственный технический университет | доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры иностранных языков и технологии перевода | vivtkmk@mail.ru |
| Боброва Оксана Анатольевна | Воронежский государственный педагогический университет | кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики | oabobrova2012@yandex.ru |
Всего: 2
Ссылки
Письмо Минпросвещения России, Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 20.08.2019 N ИП-941/06/484 «О примерном положении о нормах профессиональной этики педагогических работников». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_332299/f21995c88606da18c6eb8d631e2fF10c32ca7372/(дата обращения: 09.07.2025).
Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (ред. от 05.08.2016) «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550) URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/(дата обращения: 09.07.2025).
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.05.2025) «Об образовании в Российской Федерации». URL: https://www.consultant.ra/document/cons_doc_LAW_140174/(дата обращения: 02.07.2025).
Репринцева Г.А. Профессиональные позиции педагогов в контексте образовательных инноваций // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. № 2. URL: https://mir-nauki.com/PDF/97PSMN219.pdf (дата обращения: 03.07.2025).
Трансформация профессионального образования в контексте вызовов XXI века / B. В. Сериков, А.С. Фетисов, Э.П. Комарова, К.М. Гайдар. Воронеж : Научная книга, 2023. 212 с.
Лучкина Т.В. Теоретические аспекта: развития профессионально-личностной позиции молодого учителя // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2009. № 1 (58). C. 21-29.
Слободчиков В.И. Антропология образования - как предчувствие смысла // Наука и школа. 2015. № 6. С. 138-142. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/antropologiya-obra-zovaniya-kak-predchuvstvie-smysla (дата обращения: 09.07.2025).
Тигров В.П., Негробова Л.Ю., Боброва О.А. Особенности организации изобретательской деятельности школьников: из опыта работы ЦМИТ «Новатор» // Бизнес. Образование. Право. 2024. № 3 (68). С. 516-522.
Петраш Е.А., Сидорова Т.В. Личностно-профессиональная позиция студентов направления подготовки «Педагогическое образование» // Вестник Томского государственного университета. 2024. № 498. С. 160-169.
Boix Mansilla V., Jackson A. Educating for global competence: Preparing our youth to engage the world. New York : Asia Society, 2011. 124 p. URL: https://edu.gov.ru/press/1670/razrabotano-primernoe-polozhenie-o-normah-professional-noy-etiki-pedagogicheskih-rabotnikov/(дата обращения: 01.07.2025).
Mobility for Better Learning. Mobility strategy 2020 for the European Higher Education Area (EHEA): EHEA Ministerial conference Bucharest, Romania // European Higher Education Area and Bologna Process. 2012. URL: https://ehea.info/media.ehea.info/file/2012_Bucharest/39/2/2012_EHEA_Mobility_Strategy_606392.pdf (дата обращения: 05.07.2025).
Van Roekel D. Global Competence Is a 21st Century Imperative // NEA Education Policy and Practice Development. 2010. Р. 1-4.
Абакумова И.В., Годунов М.В., Белова Е.В. Развитие представлений о смыслообразуюшцх стратегиях личности в современном обществе // Гуманитарные, социальноэкономические и общественные науки. 2017. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-predstavleniy-o-smysloobrazuyuschih-strategiyah-lichnosti-v-sovremennom-obschestve (дата обращения: 04.07.2025).
Боброва О.А., Комарова Э.П. Цифровая трансформация профессионального самоопределения школьников в контексте раннего профильного обучения // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2024. № 2. С. 113-124.
Брушлинский А.В. О критериях субъекта // Психология индивидуального и группового субъекта / под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. М. : ИП РАН; ПЕР СЭ, 2002. С. 9-33.
Вербицкий А.А. Теория и технологии контекстного образования : учеб. пособие. М. : МПГУ, 2017. 268 с.
Гураль С.К., Смокотин В.М. Синергетическое поле обучения иноязычному дискурсу. Томск : Издательство Томского университета, 2023. 342 с.
Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к образованию // Образование и наука. 2005. № 3. С. 27-40.
Коджаспирова Г. М., КоджаспировА.Ю. Словарь по педагогике. М. : ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2005. 448 с.
Комарова Э.П., Фетисов А.С., Боброва О.А. Профессиональное самоопределение школьников в контексте раннего профильного обучения // Язык и культура. 2024. № 67. С. 190-202.
Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., стер. М. : Академия, 2008. 393 с.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность : учеб. пособие. М., 1975.
Личностно-развивающий подход в общем и профессиональном образовании / В.В. Сериков, А.Ж. Овчинникова, Э.П. Комарова, К.М. Гайдар. Воронеж : Научная книга, 2025. 220 с.
Образование в цифрах: 2024 : краткий стат. сб. / Т.А. Варламова, Л.М. Гохберг, О.А. Зорина и др. М. : НИУ ВШЭ, 2023. URL: https://issek.hse.ru/news/969714262.html (дата обращения: 01.07.2025).
Пригожин И.Р. Кость еще не брошена // Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. М. : ПрогрессТрадиция, 2003. 584 с.
Сериков В. В. Контекстный подход как технология поддержки смыслообразования в педагогическом процессе // Векторы развития контекстного образования / редкол.: Э.П. Комарова (отв. ред.). Воронеж : Научная книга, 2021. С. 20-27.