Система образования России нуждается в ряде реформ с применением новых подходов, направленных на ее модернизацию. Наиболее перспективным средством реформирования российского образования признан компетентностный подход, который лежит в основе ФГОС-3 ВПО. Компетенции, обозначенные в данном стандарте, требуют глубокого осмысления и всестороннего описания. Документ «Паспорт и программа формирования у студентов компетенции» позволяет представить максимально полную информацию о компетенции и путях ее формирования. В статье описываются основы методики разработки данного документа как основы компетентностно-ориентированного образовательного процесса
Methodology of designing the competency passport and the program of competency formation as a basis of competence-oriented educational process.pdf Реформирование российской системы образования, реализуемое внастоящее время в масштабах всей страны, является шагом по пути мо-дернизации всех сфер жизни современного российского общества, в кото-рой высшее образование должно стать одним из важнейших критериевуспешности и перспективности.Преобразования в системе образования призваны выполнить рядключевых задач: обеспечить интеграцию России в общеевропейское иглобальное образовательное пространство, повысить академическую мо-бильность учащихся и преподавателей, расширить международное науч-ное сотрудничество, повысить конкурентоспособность выпускников рос-сийских вузов на мировом рынке труда и расширить для них перспективысамореализации в дальнейшей учебной, научной и профессиональнойдеятельности. Выполнение этих задач требует от всех участников образо-вательного процесса масштабной скоординированной деятельности пореорганизации учебного процесса в соответствии с современными требо-ваниями и новыми подходами.Наиболее эффективным средством реформирования российскогообразования признан компетентностный подход, в рамках которого про-цесс обучения понимается как комплексная деятельность, направленнаяна формирование у учащихся ряда компетенций. Из множества определе-ний компетенции можно выбрать следующее: компетенция представляетсобой комплексный феномен, совокупность взаимосвязанных смысловыхориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности учащегося,необходимых для того, чтобы осуществлять личностно и социально зна-чимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальнойдействительности [1. С. 9]. По мнению И.А. Зимней, компетенцию можнорассматривать как объективное явление, заданное обществом, обуслов-ленное уровнем его развития, а также уровнем развития экономической,производственной, культурной, образовательной и других сфер [2].Компетентностный подход лежит в основе федерального государст-венного образовательного стандарта высшего профессионального образова-ния третьего поколения (ФГОС-3 ВПО). Разработка и принятие данногостандарта поставили все учебные заведения перед необходимостью выявле-ния и описания компетенций, формируемых в ходе освоения учащимисякомплекса учебных дисциплин, соответствующих определенному направле-нию подготовки. Для представления максимально полной и адекватной ин-формации о компетенции в компактной форме был предложен к разработкедокумент «Паспорт и программа формирования у студентов компетенции».Данный документ лежат в основе организации компетентностно-ориентированного образовательного процесса. Макет данного документаоткрыт для свободного доступа, и с ним ознакомились представителибольшинства высших учебных заведений России, однако многие вузы внастоящее время не владеют методикой разработки паспорта и програм-мы формирования компетенции.Разработка паспорта и программы формирования для каждой ком-петенции вносит значительный вклад в дело практической реализациикомпетентностного подхода в рамках ФГОС-3 ВПО, в котором результа-ты образования описаны в терминах компетенций.Можно кратко рассмотреть группы компетенций, обозначенные вфедеральном государственном образовательном стандарте высшего про-фессионального образования на примере ФГОС-3 ВПО по направлению035700 Лингвистика (квалификация «бакалавр»). Все компетенции, опи-санные в данном стандарте, разделены на две группы: общекультурные ипрофессиональные. Профессиональные компетенции подразделяются начетыре подгруппы [3]:1) профессиональные компетенции в области производственно-практической деятельности;2) профессиональные компетенции в области научно-методическойдеятельности;3) профессиональные компетенции в области научно-исследо-вательской деятельности;4) профессиональные компетенции в области организационно-управленческой деятельности.Всего ФГОС-3 ВПО по направлению 035700 Лингвистика (квалифи-кация «бакалавр») содержит 12 общекультурных и 44 профессиональныхкомпетенции, которые должны быть сформированы у выпускника по данно-му направлению подготовки. Эффективное формирование каждой из компе-тенций невозможно без ее всестороннего описания, осмысления, определе-ния особенностей ее образования, а также конкретных методов и условийорганизации учебного процесса. Паспорт и программа формирования компе-тенции позволяют представить всю эту информацию в компактной форме.В документе, в соответствии с его названием, выделяются две час-ти: паспорт компетенции и программа ее формирования.Паспорт компетенции включает в себя следующие разделы:1) определение компетенции, описание ее содержания и основныхсущностных характеристик;2) определение места и значимости конкретной компетенции в со-вокупном ожидаемом результате образования выпускника по завершенииосвоения основных образовательных программ ВПО по определенномунаправлению;3) актуальную структуру компетенции, выявленную по модели,предложенной ФГОС-3 ВПО;4) информацию об уровнях сформированности компетенции (поро-говом и повышенном) у учащихся с описанием основных признаков каж-дого из уровней;5) определение общей трудоемкости формирования конкретной компе-тенции у среднестатистического студента вуза на пороговом уровне в часах.Программа формирования компетенции дополняет описание, пред-ставленное в паспорте компетенции, путем конкретизации целей форми-рования данной компетенции у учащихся и обозначения содержания об-разования, необходимого для формирования компетенции.В составе программы компетенции в свою очередь можно выявитьследующие пункты:1) цель (цели) программы формирования данной компетенции уучащихся;2) содержание образования, необходимое для обеспечения форми-рования данной компетенции у учащихся;3) основные пути, методы и технологии формирования компетен-ции у учащихся;4) календарный график формирования компетенции у учащихся с обо-значением возможных вариантов траектории формирования компетенции;5) формы текущего контроля успеваемости, а также промежуточ-ных и итоговых аттестаций сформированности компетенции у учащихся суказанием необходимых оценочных средств;6) учебно-методическое и информационное обеспечение программыформирования у студентов вуза данной компетенции при освоении ос-новных образовательных программ;7) основные условия успешного формирования у студентов даннойкомпетенции.Описанная структура документа представляет собой макет стан-дартного паспорта и программы формирования компетенции, однако раз-работчикам в вузах предоставляется свобода в выборе конкретной струк-туры паспорта и программы формирования компетенций. Обязательнымтребованием к структуре и содержанию паспорта и программы являетсяналичие в них ответов на вопросы:- каково содержание и сущностные характеристики конкретнойкомпетенции выпускника;- как (при помощи какого содержания, образовательных техноло-гий, методов и т.д.) можно достичь ее формирования в условиях вуза;- как (с помощью каких оценочных средств и технологий) можнооценивать уровень сформированности конкретной компетенции у студен-тов вуза и какие признаки должен продемонстрировать студент в рамкахитоговой государственной аттестации, чтобы подтвердить уровень сфор-мированности компетенции.В практическом аспекте разработка паспорта и программы для всехобязательных компетенций позволяет произвести обоснованный отборнеобходимого содержания образования и сформировать на его основе со-став и компетентностно-ориентированные рабочие программы учебныхкурсов, дисциплин, практик и др., а также облегчить разработку компе-тентностно-ориентированного учебного плана [4. С. 1].Таким образом, составление паспорта и программы компетенциипозволяет получить всестороннее описание определенной компетенциикак ключевого элемента содержания образования с учетом специфиче-ских особенностей ее формирования у учащихся.При разработке паспорта компетенции необходимо дать определе-ние компетенции с описанием ее сущностных характеристик, а также ука-зать место данной компетенции в совокупном ожидаемом результате об-разования. При этом разработчикам паспорта компетенции предлагаетсяпровести социологическое исследование с участием выпускников про-шлых лет, работодателей, профессорско-преподавательского состававысшего учебного заведения и использовать его результаты.Проведение подобного социологического исследования в полной мереотвечало бы требованию взаимодействия высших учебных заведений с це-лью предоставления работодателям возможности принимать активное уча-стие в разработке и реализации современных образовательных программ.Для организации участия работодателей в формировании содержа-ния обучения экспертная группа, задействованная в разработке паспортови программ компетенции, должна провести мониторинг рынка труда ивыделить ряд стратегических партнеров, заинтересованных в найме выпу-скников конкретной специальности. Затем проводится их анкетированиепосредством представления опросного листа, в котором представителипредприятия или организации-работодателя определяют значимость дляих предприятия (организации) компетенций, обозначенных в действую-щем ФГОС ВПО, и указывают на рекомендуемое содержание обучения.Такая оценка значимости каждой компетенции способствует адекватномуопределению университетом трудоемкости дисциплин, участвующих вформировании конкретных компетенций [5].Ключевым элементом паспорта компетенции является актуальнаяструктура компетенции, выявленная по модели, предложенной в ФГОС-3ВПО, в которой усвоение компетенции предполагает обеспечение сфор-мированности знаний, умений, владения определенными навыками иопытом практической деятельности. Эта система позволяет дать систем-ное описание компетенции, конкретизировать ее составляющие как кон-кретный результат процесса образования и воспитания.Следует отметить, что на основе выявленной структуры компетен-ции определяется содержание учебной дисциплины, а также строится ра-бочая программа дисциплины, при разработке которой необходимо обес-печить соответствие содержания учебной дисциплины компетенции (иликомпетенциям) и практико-ориентированную направленность [6].В качестве примера определения актуальной структуры компетен-ции в соответствии с принятым ФГОС ВПО можно представить структу-ру профессиональной компетенции-5 (ПК-5) ФГОС-3 ВПО по направле-нию подготовки 035700 Лингвистика (квалификация «бакалавр»).В ФГОС-3 ВПО данная компетенция обозначена следующим образом:выпускник умеет свободно выражать свои мысли, адекватно используяразнообразные языковые средства с целью выделения релевантной ин-формации.В соответствии с ФГОС-3 ВПО освоение ПК-5 предполагает, чтовыпускник квалификации «бакалавр» по направлению подготовки 035700Лингвистика должен:- знать: 1) основные фонетические, лексические, грамматические,словообразовательные закономерности изучаемого языка; 2) речевыеформулы, используемые для выражения собственной позиции, аргумен-тации, отношения к теме разговора, согласия или несогласия с высказы-ваниями других участников коммуникации; 3) вводные слова и конструк-ции, применяемые для обеспечения связности речи; 4) правила адекватно-го речевого поведения в различных коммуникативных ситуациях;- уметь: 1) применять теоретические знания об устройстве и функ-ционировании изучаемого языка для построения речевых высказываний;2) выстраивать аргументированные, логически связанные отрезки речи наиностранном языке; 3) использовать разнообразные языковые средствадля выражения своих мыслей, отношения, оценки; 4) выделять ключевуюинформацию и определять тон высказывания посредством использованияадекватных интонационных схем;- владеть: 1) обширным активным вокабуляром, позволяющим вы-ражать свои мысли по различным темам; 2) достаточным объемом знанийо грамматическом строе изучаемого языка; 3) комплексом разнообразныхсредств выражения своих мыслей, отношения, оценки; 4) навыками адек-ватного речевого поведения.Описание структуры компетенций по данной схеме позволяет кон-кретизировать цели образовательного процесса и выявить эффективныеспособы и методы их достижения, а также определить объективные кри-терии оценки качества профессиональной подготовки выпускников и по-высить прозрачность функционирования образовательной системы дляпотребителей образования и потенциальных работодателей.Еще одним важным элементом паспорта компетенции является опи-сание порогового и повышенного уровней сформированности компетенцииу студентов - выпускников вузов. При этом содержательное описаниеуровня (т.е. формирующих его знаний, умений, навыков) дополняется пе-речислением основных признаков уровня. Повышенные уровни сформиро-ванности компетенции могут быть описаны по основному признаку, не-скольким ключевым признакам или по всем обозначенным признакам.Пороговый уровень сформированности компетенции предполагаетспособность учащегося решать только единичные задачи формируемойдеятельности и ограниченную способность ориентироваться в условиях,что может привести к неверному применению имеющихся в распоряже-нии студента методов, не соответствующих реальным условиям задачи.Повышенный уровень сформированности компетенции характери-зуется умением решать определенные группы задач формируемой дея-тельности с пониманием условий и границ применимости способов ихрешения [7. С. 48].Некоторые вузы при разработке паспортов компетенций выделяюттри уровня сформированности компетенции: пороговый, продвинутый ивысокий [8. С. 19]. При этом высокий уровень предполагает способностьрешать любые задачи, определенные в рамках формируемой деятельностис применением различных методов и полным учетом существующих ус-ловий задачи.Программа формирования компетенции, прежде всего, представля-ет определение цели или комплекса целей формирования данной компе-тенции у студентов вуза.Раздел программы формирования компетенции, посвященный опи-санию содержания образования, необходимого для формирования даннойкомпетенции, содержит перечень учебных дисциплин и видов практиче-ской деятельности.Определение данного перечня требует учета всех компонентов вы-явленной структуры компетенции и ее комплексного междисциплинарно-го характера. После составления списка дисциплин, формирующих со-держание образовательной программы, следует определить, какие из нихбудут способствовать освоению компонентов компетенции, которую не-обходимо формировать в процессе обучения [7. C. 26].Определение путей, методов и технологий формирования компетен-ции у выпускников вуза является ключевым элементом программы компе-тенции ввиду того, что этот раздел обозначает конкретные действия по дос-тижению целей компетентностно-ориентированной основной образователь-ной программы, т.е. способы формирования у учащихся компетенций.В основе определения путей, методов и технологий формированиякомпетенции лежат положения деятельностного подхода. Это объясняетсятем, что для достижения цели становления выпускника вуза как субъектапрофессиональной деятельности, саморазвития, а также субъекта межлич-ностных отношений в коллективе и в условиях рынка труда необходиморассматривать личность учащегося в образовательном процессе как субъ-ект деятельности, способный самостоятельно формироваться в процесседеятельности и взаимодействия с другими людьми и определять характервзаимодействия. В данном контексте деятельностный подход представля-ется наиболее эффективным, так как предполагает качественно новыеструктуры взаимодействия между участниками образовательного процес-са - преподавателями и студентами. В рамках деятельностного подхода этовзаимодействие строится на основе самостоятельности и добровольногопризнания студентами стимулирующей роли преподавателя [7. C. 44].Интерес к новым образовательным технологиям можно объяснитьтем, что они предлагают решение задачи качественной подготовки расту-щего количества специалистов в сжатые сроки, которую ставит перед обра-зовательной системой массовый характер высшего образования в настоя-щее время. Потребность в эффективных и современных образовательныхтехнологиях в последние годы стимулирует рост их количества и разнооб-разия. Особенно активно развиваются информационно-коммуникационныетехнологии и технологии активного и интерактивного обучения.Обращаясь к технологической стороне формирования компетенций,следует помнить о ключевой значимости оптимального выбора техноло-гий и методов обучения. При этом большее количество аспектов, учиты-ваемых при выборе технологий и методов, обеспечивает лучшие резуль-таты обучения. В выборе методов и технологий нужно учитывать их со-ответствие:- закономерностям и принципам обучения;- целям и задачам обучения;- содержанию и методам определенной наукиграммы компетенции необходимо также составить календарный графикпроцесса формирования компетенции с указанием перечня дисциплин ивозможных траекторий формирования данной компетенции у студентовпри освоении образовательных программ. Разработка этой части програм-мы формирования компетенции требует совместной работы профессорско-преподавательского состава над определением комплекса учебных дисцип-лин, участвующих в формировании данной компетенции, и их оптималь-ным распределением по периодам образовательного процесса.Процесс проектирования календарного графика требует решениязадач, связанных с интеграцией блоков дисциплин, выявлением взаимо-связей образовательной и профессиональной подготовки и т.д. Следова-тельно, в этой работе должны принимать участие специалисты разногопрофиля (гуманитарного, естественно-научного), владеющие общей ме-тодологией развития образовательных систем [7. C. 23].Оценка уровня сформированности каждой компетенции, согласнопрограмме формирования компетенции, должна производиться с приме-нением комплекса оценочных средств, обеспечивающих текущий и про-межуточный контроль усвоенности компонентов компетенции, а такжеитоговую государственную аттестацию.Среди основных требований к инструментам оценивания степениусвоенности компонентов компетенции можно назвать:- надежность и валидность;- наличие качественных и количественных методов анализа резуль-татов;- наличие заданий, способствующих выявлению сформированностикомпетенций, а также позволяющих получить информацию о качествеподготовки учащихся;- применение комплекса адекватных образовательных и информа-ционных технологий [10].Закрепление содержания образовательной программы в приобре-тенных выпускником компетенциях проверяется комплексом оценочныхсредств, которые представляют собой регламентированные процедуры,охватывающие обобщенные контрольные (квалификационные) задания,или вопросы (систему вопросов в виде экзаменационного билета и эта-лонных ответов на них), либо систему заданий и вопросов.Организация учебного процесса и контрольных процедур, отве-чающих современным требованиям, невозможна без соответствующегоучебно-методического и информационного обеспечения формирования устудентов вуза ряда компетенций. Макет программы формирования ком-петенции предлагает разработчикам описать рекомендуемое учебно-методическое и информационное обеспечение, которое позволит сделатьпроцесс формирования компетенций максимально эффективным. Будучинеотъемлемой частью системы обучения, учебно-методическое и инфор-мационное обеспечение образовательного процесса является инструмен-том повышения качества подготовки специалистов. Комплексное учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса вклю-чает планирование, разработку и создание оптимального комплекса учеб-но-методической документации и средств обучения (в том числе инфор-мационных), которые необходимы для достижения определенного уровнякачества профессионального образования в содержательных и временныхрамках, определенных учебными планами и программой дисциплины.Разработка данного комплекса должна отвечать определенным тре-бованиям:1) соответствие содержанию, запланированному программой дис-циплины;2) учет преимуществ и возможностей различных средств обучения внаиболее типичных ситуациях их применения;3) реализация обучающей, воспитывающей и развивающей целейучебного процесса;4) разнообразие традиционных и инновационных форм учебной ра-боты, предлагаемых учебно-методическим обеспечением, и альтернатив-ных путей организации учебного процесса.Разработка программы формирования компетенций также предпо-лагает описание условий (организационных, информационных, кадровых,мотивационных, научно-методических и учебно-методических, матери-ально-технических, нормативно-правовых, финансовых), необходимыхдля успешного формирования конкретной компетенции, которые такжеопределяют эффективность реализации инновационных образовательныхпрограмм [7. С. 80].Разработка паспорта и программы формирования у студентов ком-петенций является на сегодняшний день одной из приоритетных задач,решение которой вносит значительный вклад в создание компетентност-но-ориентированной системы образования. Паспорт и программа форми-рования компетенций не только представляют комплексное и всесторон-нее описание компетенции как цели и результата образовательного про-цесса, но и указывают основные и альтернативные пути ее формирования,наиболее эффективные методы и технологии построения компетентност-но-ориентированного образовательного процесса, виды и формы контро-ля сформированности компетенций на всех этапах учебного процесса иусловия, необходимые для успешного формирования компетенций. Этидокументы могут лечь в основу построения программ учебных дисцип-лин, модулей, практик, учебных планов по принципам компетентностногоподхода. Функционируя как инструменты унификации и установленияединых требований, паспорт и программа формирования компетенциитакже предоставляют возможность последовательного учета индивиду-альных особенностей образовательного процесса в различных учебныхзаведениях, условий и приоритетов развития, перспектив использованияальтернативных способов формирования компетенций.
Гребенюк Т.Б. Методологические основы компетентностного подхода в образовании // Проблемы компетентностного подхода в среднем и высшем образовании : сб. науч. тр. / под ред. Т.Б. Гребенюк. Калининград : Изд-во РГУ им. И. Канта, 2008. С. 7-17.
Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал «Эйдос». 2006. 5 мая. URL: http://www.eidos.ru/journal/ 2006/0505.htm (дата обращения: 10.08.2010).
Министерство образования и науки Российской Федерации. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения по направлению 035700 Лингвистика квалификация (степень) «бакалавр». URL: http://www.edu.r
Комментарий к проекту паспорта и программы формирования компетенции. URL: www.rggu.ru/binary/object_32.1299070639.94168.doc (дата обращения: 18. 03. 2011).
Скокова Е.А. Рекомендации по разработке ООП по ФГОС ВПО. URL: http://umu.sfedu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=295&Itemid=109 (дата обращения: 10.03.2011).
Крючков С.Б., Трегуб В.Н. Рабочая программа учебной дисциплины как инструмент поэлементного формирования качества выпускника вуза // Методика и порядок проектирования основных образовательных программ, реализующих ФГОС ВПО : материалы Междунар. науч.-прак
Методические рекомендации по разработке и реализации на основе деятельно- стнокомпетентностного подхода образовательных программ ВПО, ориентированных на ФГОС третьего поколения / Т.П. Афанасьева [и др.]. М. : Изд-во МГУ, 2007. 96 с.
Азарова Р.Н., Золотарева Н.М. Опыт вузов по разработке паспортов компетенций. URL: http//:www.tsaa.ru/attachments/article/828/uso_opit_vuzov_2010.doc (дата обращения: 18.03.2011).
Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. М. : Просвещение, 1982.
Глубокова Е.Н. Фонды оценочных средств в структуре учебно-методического обеспечения подготовки бакалавров. URL: http://fit-herzen-conf.ru/glubokova.html (дата обращения: 20.04.2011).