Методика разработки паспорта и программы формирования компетенции как основы компетентностно-ориентированного образовательного процесса | Язык и культура. 2011. № 3 (15).

Методика разработки паспорта и программы формирования компетенции как основы компетентностно-ориентированного образовательного процесса

Система образования России нуждается в ряде реформ с применением новых подходов, направленных на ее модернизацию. Наиболее перспективным средством реформирования российского образования признан компетентностный подход, который лежит в основе ФГОС-3 ВПО. Компетенции, обозначенные в данном стандарте, требуют глубокого осмысления и всестороннего описания. Документ «Паспорт и программа формирования у студентов компетенции» позволяет представить максимально полную информацию о компетенции и путях ее формирования. В статье описываются основы методики разработки данного документа как основы компетентностно-ориентированного образовательного процесса

Methodology of designing the competency passport and the program of competency formation as a basis of competence-oriented educational process.pdf Реформирование российской системы образования, реализуемое внастоящее время в масштабах всей страны, является шагом по пути мо-дернизации всех сфер жизни современного российского общества, в кото-рой высшее образование должно стать одним из важнейших критериевуспешности и перспективности.Преобразования в системе образования призваны выполнить рядключевых задач: обеспечить интеграцию России в общеевропейское иглобальное образовательное пространство, повысить академическую мо-бильность учащихся и преподавателей, расширить международное науч-ное сотрудничество, повысить конкурентоспособность выпускников рос-сийских вузов на мировом рынке труда и расширить для них перспективысамореализации в дальнейшей учебной, научной и профессиональнойдеятельности. Выполнение этих задач требует от всех участников образо-вательного процесса масштабной скоординированной деятельности пореорганизации учебного процесса в соответствии с современными требо-ваниями и новыми подходами.Наиболее эффективным средством реформирования российскогообразования признан компетентностный подход, в рамках которого про-цесс обучения понимается как комплексная деятельность, направленнаяна формирование у учащихся ряда компетенций. Из множества определе-ний компетенции можно выбрать следующее: компетенция представляетсобой комплексный феномен, совокупность взаимосвязанных смысловыхориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности учащегося,необходимых для того, чтобы осуществлять личностно и социально зна-чимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальнойдействительности [1. С. 9]. По мнению И.А. Зимней, компетенцию можнорассматривать как объективное явление, заданное обществом, обуслов-ленное уровнем его развития, а также уровнем развития экономической,производственной, культурной, образовательной и других сфер [2].Компетентностный подход лежит в основе федерального государст-венного образовательного стандарта высшего профессионального образова-ния третьего поколения (ФГОС-3 ВПО). Разработка и принятие данногостандарта поставили все учебные заведения перед необходимостью выявле-ния и описания компетенций, формируемых в ходе освоения учащимисякомплекса учебных дисциплин, соответствующих определенному направле-нию подготовки. Для представления максимально полной и адекватной ин-формации о компетенции в компактной форме был предложен к разработкедокумент «Паспорт и программа формирования у студентов компетенции».Данный документ лежат в основе организации компетентностно-ориентированного образовательного процесса. Макет данного документаоткрыт для свободного доступа, и с ним ознакомились представителибольшинства высших учебных заведений России, однако многие вузы внастоящее время не владеют методикой разработки паспорта и програм-мы формирования компетенции.Разработка паспорта и программы формирования для каждой ком-петенции вносит значительный вклад в дело практической реализациикомпетентностного подхода в рамках ФГОС-3 ВПО, в котором результа-ты образования описаны в терминах компетенций.Можно кратко рассмотреть группы компетенций, обозначенные вфедеральном государственном образовательном стандарте высшего про-фессионального образования на примере ФГОС-3 ВПО по направлению035700 Лингвистика (квалификация «бакалавр»). Все компетенции, опи-санные в данном стандарте, разделены на две группы: общекультурные ипрофессиональные. Профессиональные компетенции подразделяются начетыре подгруппы [3]:1) профессиональные компетенции в области производственно-практической деятельности;2) профессиональные компетенции в области научно-методическойдеятельности;3) профессиональные компетенции в области научно-исследо-вательской деятельности;4) профессиональные компетенции в области организационно-управленческой деятельности.Всего ФГОС-3 ВПО по направлению 035700 Лингвистика (квалифи-кация «бакалавр») содержит 12 общекультурных и 44 профессиональныхкомпетенции, которые должны быть сформированы у выпускника по данно-му направлению подготовки. Эффективное формирование каждой из компе-тенций невозможно без ее всестороннего описания, осмысления, определе-ния особенностей ее образования, а также конкретных методов и условийорганизации учебного процесса. Паспорт и программа формирования компе-тенции позволяют представить всю эту информацию в компактной форме.В документе, в соответствии с его названием, выделяются две час-ти: паспорт компетенции и программа ее формирования.Паспорт компетенции включает в себя следующие разделы:1) определение компетенции, описание ее содержания и основныхсущностных характеристик;2) определение места и значимости конкретной компетенции в со-вокупном ожидаемом результате образования выпускника по завершенииосвоения основных образовательных программ ВПО по определенномунаправлению;3) актуальную структуру компетенции, выявленную по модели,предложенной ФГОС-3 ВПО;4) информацию об уровнях сформированности компетенции (поро-говом и повышенном) у учащихся с описанием основных признаков каж-дого из уровней;5) определение общей трудоемкости формирования конкретной компе-тенции у среднестатистического студента вуза на пороговом уровне в часах.Программа формирования компетенции дополняет описание, пред-ставленное в паспорте компетенции, путем конкретизации целей форми-рования данной компетенции у учащихся и обозначения содержания об-разования, необходимого для формирования компетенции.В составе программы компетенции в свою очередь можно выявитьследующие пункты:1) цель (цели) программы формирования данной компетенции уучащихся;2) содержание образования, необходимое для обеспечения форми-рования данной компетенции у учащихся;3) основные пути, методы и технологии формирования компетен-ции у учащихся;4) календарный график формирования компетенции у учащихся с обо-значением возможных вариантов траектории формирования компетенции;5) формы текущего контроля успеваемости, а также промежуточ-ных и итоговых аттестаций сформированности компетенции у учащихся суказанием необходимых оценочных средств;6) учебно-методическое и информационное обеспечение программыформирования у студентов вуза данной компетенции при освоении ос-новных образовательных программ;7) основные условия успешного формирования у студентов даннойкомпетенции.Описанная структура документа представляет собой макет стан-дартного паспорта и программы формирования компетенции, однако раз-работчикам в вузах предоставляется свобода в выборе конкретной струк-туры паспорта и программы формирования компетенций. Обязательнымтребованием к структуре и содержанию паспорта и программы являетсяналичие в них ответов на вопросы:- каково содержание и сущностные характеристики конкретнойкомпетенции выпускника;- как (при помощи какого содержания, образовательных техноло-гий, методов и т.д.) можно достичь ее формирования в условиях вуза;- как (с помощью каких оценочных средств и технологий) можнооценивать уровень сформированности конкретной компетенции у студен-тов вуза и какие признаки должен продемонстрировать студент в рамкахитоговой государственной аттестации, чтобы подтвердить уровень сфор-мированности компетенции.В практическом аспекте разработка паспорта и программы для всехобязательных компетенций позволяет произвести обоснованный отборнеобходимого содержания образования и сформировать на его основе со-став и компетентностно-ориентированные рабочие программы учебныхкурсов, дисциплин, практик и др., а также облегчить разработку компе-тентностно-ориентированного учебного плана [4. С. 1].Таким образом, составление паспорта и программы компетенциипозволяет получить всестороннее описание определенной компетенциикак ключевого элемента содержания образования с учетом специфиче-ских особенностей ее формирования у учащихся.При разработке паспорта компетенции необходимо дать определе-ние компетенции с описанием ее сущностных характеристик, а также ука-зать место данной компетенции в совокупном ожидаемом результате об-разования. При этом разработчикам паспорта компетенции предлагаетсяпровести социологическое исследование с участием выпускников про-шлых лет, работодателей, профессорско-преподавательского состававысшего учебного заведения и использовать его результаты.Проведение подобного социологического исследования в полной мереотвечало бы требованию взаимодействия высших учебных заведений с це-лью предоставления работодателям возможности принимать активное уча-стие в разработке и реализации современных образовательных программ.Для организации участия работодателей в формировании содержа-ния обучения экспертная группа, задействованная в разработке паспортови программ компетенции, должна провести мониторинг рынка труда ивыделить ряд стратегических партнеров, заинтересованных в найме выпу-скников конкретной специальности. Затем проводится их анкетированиепосредством представления опросного листа, в котором представителипредприятия или организации-работодателя определяют значимость дляих предприятия (организации) компетенций, обозначенных в действую-щем ФГОС ВПО, и указывают на рекомендуемое содержание обучения.Такая оценка значимости каждой компетенции способствует адекватномуопределению университетом трудоемкости дисциплин, участвующих вформировании конкретных компетенций [5].Ключевым элементом паспорта компетенции является актуальнаяструктура компетенции, выявленная по модели, предложенной в ФГОС-3ВПО, в которой усвоение компетенции предполагает обеспечение сфор-мированности знаний, умений, владения определенными навыками иопытом практической деятельности. Эта система позволяет дать систем-ное описание компетенции, конкретизировать ее составляющие как кон-кретный результат процесса образования и воспитания.Следует отметить, что на основе выявленной структуры компетен-ции определяется содержание учебной дисциплины, а также строится ра-бочая программа дисциплины, при разработке которой необходимо обес-печить соответствие содержания учебной дисциплины компетенции (иликомпетенциям) и практико-ориентированную направленность [6].В качестве примера определения актуальной структуры компетен-ции в соответствии с принятым ФГОС ВПО можно представить структу-ру профессиональной компетенции-5 (ПК-5) ФГОС-3 ВПО по направле-нию подготовки 035700 Лингвистика (квалификация «бакалавр»).В ФГОС-3 ВПО данная компетенция обозначена следующим образом:выпускник умеет свободно выражать свои мысли, адекватно используяразнообразные языковые средства с целью выделения релевантной ин-формации.В соответствии с ФГОС-3 ВПО освоение ПК-5 предполагает, чтовыпускник квалификации «бакалавр» по направлению подготовки 035700Лингвистика должен:- знать: 1) основные фонетические, лексические, грамматические,словообразовательные закономерности изучаемого языка; 2) речевыеформулы, используемые для выражения собственной позиции, аргумен-тации, отношения к теме разговора, согласия или несогласия с высказы-ваниями других участников коммуникации; 3) вводные слова и конструк-ции, применяемые для обеспечения связности речи; 4) правила адекватно-го речевого поведения в различных коммуникативных ситуациях;- уметь: 1) применять теоретические знания об устройстве и функ-ционировании изучаемого языка для построения речевых высказываний;2) выстраивать аргументированные, логически связанные отрезки речи наиностранном языке; 3) использовать разнообразные языковые средствадля выражения своих мыслей, отношения, оценки; 4) выделять ключевуюинформацию и определять тон высказывания посредством использованияадекватных интонационных схем;- владеть: 1) обширным активным вокабуляром, позволяющим вы-ражать свои мысли по различным темам; 2) достаточным объемом знанийо грамматическом строе изучаемого языка; 3) комплексом разнообразныхсредств выражения своих мыслей, отношения, оценки; 4) навыками адек-ватного речевого поведения.Описание структуры компетенций по данной схеме позволяет кон-кретизировать цели образовательного процесса и выявить эффективныеспособы и методы их достижения, а также определить объективные кри-терии оценки качества профессиональной подготовки выпускников и по-высить прозрачность функционирования образовательной системы дляпотребителей образования и потенциальных работодателей.Еще одним важным элементом паспорта компетенции является опи-сание порогового и повышенного уровней сформированности компетенцииу студентов - выпускников вузов. При этом содержательное описаниеуровня (т.е. формирующих его знаний, умений, навыков) дополняется пе-речислением основных признаков уровня. Повышенные уровни сформиро-ванности компетенции могут быть описаны по основному признаку, не-скольким ключевым признакам или по всем обозначенным признакам.Пороговый уровень сформированности компетенции предполагаетспособность учащегося решать только единичные задачи формируемойдеятельности и ограниченную способность ориентироваться в условиях,что может привести к неверному применению имеющихся в распоряже-нии студента методов, не соответствующих реальным условиям задачи.Повышенный уровень сформированности компетенции характери-зуется умением решать определенные группы задач формируемой дея-тельности с пониманием условий и границ применимости способов ихрешения [7. С. 48].Некоторые вузы при разработке паспортов компетенций выделяюттри уровня сформированности компетенции: пороговый, продвинутый ивысокий [8. С. 19]. При этом высокий уровень предполагает способностьрешать любые задачи, определенные в рамках формируемой деятельностис применением различных методов и полным учетом существующих ус-ловий задачи.Программа формирования компетенции, прежде всего, представля-ет определение цели или комплекса целей формирования данной компе-тенции у студентов вуза.Раздел программы формирования компетенции, посвященный опи-санию содержания образования, необходимого для формирования даннойкомпетенции, содержит перечень учебных дисциплин и видов практиче-ской деятельности.Определение данного перечня требует учета всех компонентов вы-явленной структуры компетенции и ее комплексного междисциплинарно-го характера. После составления списка дисциплин, формирующих со-держание образовательной программы, следует определить, какие из нихбудут способствовать освоению компонентов компетенции, которую не-обходимо формировать в процессе обучения [7. C. 26].Определение путей, методов и технологий формирования компетен-ции у выпускников вуза является ключевым элементом программы компе-тенции ввиду того, что этот раздел обозначает конкретные действия по дос-тижению целей компетентностно-ориентированной основной образователь-ной программы, т.е. способы формирования у учащихся компетенций.В основе определения путей, методов и технологий формированиякомпетенции лежат положения деятельностного подхода. Это объясняетсятем, что для достижения цели становления выпускника вуза как субъектапрофессиональной деятельности, саморазвития, а также субъекта межлич-ностных отношений в коллективе и в условиях рынка труда необходиморассматривать личность учащегося в образовательном процессе как субъ-ект деятельности, способный самостоятельно формироваться в процесседеятельности и взаимодействия с другими людьми и определять характервзаимодействия. В данном контексте деятельностный подход представля-ется наиболее эффективным, так как предполагает качественно новыеструктуры взаимодействия между участниками образовательного процес-са - преподавателями и студентами. В рамках деятельностного подхода этовзаимодействие строится на основе самостоятельности и добровольногопризнания студентами стимулирующей роли преподавателя [7. C. 44].Интерес к новым образовательным технологиям можно объяснитьтем, что они предлагают решение задачи качественной подготовки расту-щего количества специалистов в сжатые сроки, которую ставит перед обра-зовательной системой массовый характер высшего образования в настоя-щее время. Потребность в эффективных и современных образовательныхтехнологиях в последние годы стимулирует рост их количества и разнооб-разия. Особенно активно развиваются информационно-коммуникационныетехнологии и технологии активного и интерактивного обучения.Обращаясь к технологической стороне формирования компетенций,следует помнить о ключевой значимости оптимального выбора техноло-гий и методов обучения. При этом большее количество аспектов, учиты-ваемых при выборе технологий и методов, обеспечивает лучшие резуль-таты обучения. В выборе методов и технологий нужно учитывать их со-ответствие:- закономерностям и принципам обучения;- целям и задачам обучения;- содержанию и методам определенной наукиграммы компетенции необходимо также составить календарный графикпроцесса формирования компетенции с указанием перечня дисциплин ивозможных траекторий формирования данной компетенции у студентовпри освоении образовательных программ. Разработка этой части програм-мы формирования компетенции требует совместной работы профессорско-преподавательского состава над определением комплекса учебных дисцип-лин, участвующих в формировании данной компетенции, и их оптималь-ным распределением по периодам образовательного процесса.Процесс проектирования календарного графика требует решениязадач, связанных с интеграцией блоков дисциплин, выявлением взаимо-связей образовательной и профессиональной подготовки и т.д. Следова-тельно, в этой работе должны принимать участие специалисты разногопрофиля (гуманитарного, естественно-научного), владеющие общей ме-тодологией развития образовательных систем [7. C. 23].Оценка уровня сформированности каждой компетенции, согласнопрограмме формирования компетенции, должна производиться с приме-нением комплекса оценочных средств, обеспечивающих текущий и про-межуточный контроль усвоенности компонентов компетенции, а такжеитоговую государственную аттестацию.Среди основных требований к инструментам оценивания степениусвоенности компонентов компетенции можно назвать:- надежность и валидность;- наличие качественных и количественных методов анализа резуль-татов;- наличие заданий, способствующих выявлению сформированностикомпетенций, а также позволяющих получить информацию о качествеподготовки учащихся;- применение комплекса адекватных образовательных и информа-ционных технологий [10].Закрепление содержания образовательной программы в приобре-тенных выпускником компетенциях проверяется комплексом оценочныхсредств, которые представляют собой регламентированные процедуры,охватывающие обобщенные контрольные (квалификационные) задания,или вопросы (систему вопросов в виде экзаменационного билета и эта-лонных ответов на них), либо систему заданий и вопросов.Организация учебного процесса и контрольных процедур, отве-чающих современным требованиям, невозможна без соответствующегоучебно-методического и информационного обеспечения формирования устудентов вуза ряда компетенций. Макет программы формирования ком-петенции предлагает разработчикам описать рекомендуемое учебно-методическое и информационное обеспечение, которое позволит сделатьпроцесс формирования компетенций максимально эффективным. Будучинеотъемлемой частью системы обучения, учебно-методическое и инфор-мационное обеспечение образовательного процесса является инструмен-том повышения качества подготовки специалистов. Комплексное учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса вклю-чает планирование, разработку и создание оптимального комплекса учеб-но-методической документации и средств обучения (в том числе инфор-мационных), которые необходимы для достижения определенного уровнякачества профессионального образования в содержательных и временныхрамках, определенных учебными планами и программой дисциплины.Разработка данного комплекса должна отвечать определенным тре-бованиям:1) соответствие содержанию, запланированному программой дис-циплины;2) учет преимуществ и возможностей различных средств обучения внаиболее типичных ситуациях их применения;3) реализация обучающей, воспитывающей и развивающей целейучебного процесса;4) разнообразие традиционных и инновационных форм учебной ра-боты, предлагаемых учебно-методическим обеспечением, и альтернатив-ных путей организации учебного процесса.Разработка программы формирования компетенций также предпо-лагает описание условий (организационных, информационных, кадровых,мотивационных, научно-методических и учебно-методических, матери-ально-технических, нормативно-правовых, финансовых), необходимыхдля успешного формирования конкретной компетенции, которые такжеопределяют эффективность реализации инновационных образовательныхпрограмм [7. С. 80].Разработка паспорта и программы формирования у студентов ком-петенций является на сегодняшний день одной из приоритетных задач,решение которой вносит значительный вклад в создание компетентност-но-ориентированной системы образования. Паспорт и программа форми-рования компетенций не только представляют комплексное и всесторон-нее описание компетенции как цели и результата образовательного про-цесса, но и указывают основные и альтернативные пути ее формирования,наиболее эффективные методы и технологии построения компетентност-но-ориентированного образовательного процесса, виды и формы контро-ля сформированности компетенций на всех этапах учебного процесса иусловия, необходимые для успешного формирования компетенций. Этидокументы могут лечь в основу построения программ учебных дисцип-лин, модулей, практик, учебных планов по принципам компетентностногоподхода. Функционируя как инструменты унификации и установленияединых требований, паспорт и программа формирования компетенциитакже предоставляют возможность последовательного учета индивиду-альных особенностей образовательного процесса в различных учебныхзаведениях, условий и приоритетов развития, перспектив использованияальтернативных способов формирования компетенций.

Ключевые слова

компетентностный подход, компетенция, паспорт компетенции, программа формирования компетенции, методика разработки, competence approach, competency, the competency passport, the program of competency formation, methodology of designing

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Кузнецова Екатерина МихайловнаНациональный исследовательский Томский государственный университетаспирант факультета иностранных языковevoinel@narod.ru
Михалёва Любовь ВикторовнаНациональный исследовательский Томский государственный университеткандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой романских языков факультета иностранных языковmikhaleva@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Гребенюк Т.Б. Методологические основы компетентностного подхода в образовании // Проблемы компетентностного подхода в среднем и высшем образовании : сб. науч. тр. / под ред. Т.Б. Гребенюк. Калининград : Изд-во РГУ им. И. Канта, 2008. С. 7-17.
Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал «Эйдос». 2006. 5 мая. URL: http://www.eidos.ru/journal/ 2006/0505.htm (дата обращения: 10.08.2010).
Министерство образования и науки Российской Федерации. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения по направлению 035700 Лингвистика квалификация (степень) «бакалавр». URL: http://www.edu.r
Комментарий к проекту паспорта и программы формирования компетенции. URL: www.rggu.ru/binary/object_32.1299070639.94168.doc (дата обращения: 18. 03. 2011).
Скокова Е.А. Рекомендации по разработке ООП по ФГОС ВПО. URL: http://umu.sfedu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=295&Itemid=109 (дата обращения: 10.03.2011).
Крючков С.Б., Трегуб В.Н. Рабочая программа учебной дисциплины как инструмент поэлементного формирования качества выпускника вуза // Методика и порядок проектирования основных образовательных программ, реализующих ФГОС ВПО : материалы Междунар. науч.-прак
Методические рекомендации по разработке и реализации на основе деятельно- стнокомпетентностного подхода образовательных программ ВПО, ориентированных на ФГОС третьего поколения / Т.П. Афанасьева [и др.]. М. : Изд-во МГУ, 2007. 96 с.
Азарова Р.Н., Золотарева Н.М. Опыт вузов по разработке паспортов компетенций. URL: http//:www.tsaa.ru/attachments/article/828/uso_opit_vuzov_2010.doc (дата обращения: 18.03.2011).
Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. М. : Просвещение, 1982.
Глубокова Е.Н. Фонды оценочных средств в структуре учебно-методического обеспечения подготовки бакалавров. URL: http://fit-herzen-conf.ru/glubokova.html (дата обращения: 20.04.2011).
 Методика разработки паспорта и программы формирования компетенции как основы компетентностно-ориентированного образовательного процесса | Язык и культура. 2011. № 3 (15).

Методика разработки паспорта и программы формирования компетенции как основы компетентностно-ориентированного образовательного процесса | Язык и культура. 2011. № 3 (15).

Полнотекстовая версия