Триггеры в дискурсе власти и их отражение в СМИ | Язык и культура. 2020. № 50. DOI: 10.17223/19996195/50/8

Триггеры в дискурсе власти и их отражение в СМИ

Рассмотрены высказывания-триггеры в дискурсе власти, получившие в настоящее время достаточно широкое распространение. Триггер как высказывание представителей власти вызывает острую негативную реакцию общественности, репрезентированную как в печатных, так и в электронных СМИ. На материале популярных печатных СМИ предпринята попытка создать типологию триггеров в дискурсе власти, дать общую характеристику высказываний-реакций на триггеры, а также разграничить триггеры и смежные языковые явления. Основная типология триггеров возможна по интенциональному основанию. Это триггеры-мнения представителей органов власти и триггеры-предложения, вносимые в органы власти. Мишенью триггеров-мнений чаще всего становятся отдельные категории населения (женщины-матери, пенсионеры, малообеспеченные люди). Триггеры-мнения могут соотноситься с речевыми жанрами совета, оскорбления и угрозы, а триггеры-предложения - с жанрами запрета, осуждения и заповеди. В свою очередь, основными вариантами реакций на триггер являются: ироническое комментирование триггеров-мнений и триггеров-предложений со стороны СМИ; негативные высказывания должностных лиц и первого лица государства; негодование как реакция широкой общественности; негативная оценка авторитетных лиц; обращение к оскорбившему лицу или к органам власти; законодательная инициатива; извинения; политическая воля; предложения с целью коррекции положения вещей. Предложено описание прагматической структуры триггера, которая включает в себя следующие компоненты: адресант, адресат, интенция, мишень триггера, реакция. Сделан вывод, что возможно идентифицировать триггеры как диалогический жанр, признаками которого в дискурсе власти являются наличие адресанта (лица, работающего во властных структурах), индивидуального или группового адресата и аксиологического модуса. Формальная организация триггеров - это негативно-оценочные суждения (триггеры-мнения) или умозаключения вероятности (триггеры-предложения). Триггеры имеют в качестве сферы мишени индивидуумов или группы людей, а также отдельные сферы деятельности. Они соотносимы с определенным репертуаром речевых жанров, вызывают негативную индивидуальную и (или) общественную реакцию. Основные речевые действия СМИ в отношении триггеров - это их фиксация и комментирование в негативно-оценочном, часто ироническом ключе.

Triggers in the Power Discourse and their Reflection in the Mass-media.pdf Введение Понятие «триггер» (дословно - «спусковой крючок») может иметь разные трактовки. В психологии триггер - это «какой-либо предмет, явление, событие или действие, вызывающее эмоциональный ответ. При этом причина реакции - не сам стимул, а отношение к нему. Триггерами бывают: - предметы и события, имеющие отношение к прошедшему жизненному периоду или связанные с сильным эмоциональным переживанием; - слова и фразы, услышанные или сказанные в период эмоционального потрясения или имеющие иное отношение к личности; - запахи и другие сенсорные раздражители, также вызывающие воспоминания» [1]. Что касается дискурса власти, то в основе соотносимых с ним триггеров лежат острые провокативные ситуации. С нашей точки зрения, триггер в данном формате дискурса можно определить как устное или письменное высказывание представителей власти, вызывающее острую негативную реакцию общественности и СМИ и имеющее прагматическую организацию (о прагматической рамке текстов см., например, [2-4]). Прагматическая рамка триггера - это: 1. Адресант (субъект в структуре органов власти - политик, депутат, чиновник). 2. Адресат -индивидуальный, групповой или массовый реципиент информации. 3. Интенция - высказать личное мнение по тому или иному вопросу, представить предложение. 4. Мишень триггера - индивидуумы, различные социальные группы и сферы деятельности. 5. Реакция - коммуникативное поведение органов власти, должностных лиц, авторитетных людей, широкой общественности, СМИ. Методология Наличие у триггера достаточно четкой прагматической рамки предполагает тот факт, что это малоизученное, однако получившее широкое распространение речевое явление требует классификации и интерпретации не только в психологическом, но и в коммуникативном аспекте. Поэтому задачами статьи являются: а) создание типологии триггеров в дискурсе власти; б) общая характеристика реакций на триггер; в) первичное разграничение триггера и смежных речевых явлений. Материалом статьи послужили высказывания-триггеры политиков, государственных деятелей и чиновников, репертуар и интерпретация которых представлены в популярной прессе 2019-2020 гг. (АИФ, АИФ-УРАЛ, МК РРЕ, Аргументы недели). В связи с этим хотелось бы подчеркнуть, что «в прагматической структуре политической коммуникации представители СМИ выполняют роль медиатора - посредника между политиками и народом» [5. С. 126]. В свою очередь, основной функцией представителей СМИ в связи с высказываниями-триггерами является, на наш взгляд, функция разоблачения. Основная типология триггеров возможна по интенциональному основанию: а) триггеры-мнения политиков, чиновников, депутатов; б) триггеры - предложения государственных лиц (чиновников и депутатов). Существует также группа текстов-реакций на высказанные мнения и предложения. Триггеры-мнения - высказывания представителей органов власти (здесь и далее прямые и косвенные высказывания выделены заглавными буквами): Все это не подслушанные в курилке разговоры - это публичные высказывания государственных деятелей, сделанные в ходе выполнения ими своих обязанностей. Депутата Татьяну Боженко, бывшую стюардессу, никто ведь не тянул за язык предложить жителям Сургута «ПЕРЕСТАТЬ ПРИБЕДНЯТЬСЯ» и «НЕ БЫТЬ НАХЛЕБНИКАМИ»: «УГОСУДАРСТВА И БЕЗ ВАС ПРОБЛЕМ ДОСТАТОЧНО» (Аргументы недели. № 34 (678). 04.09.2019). Триггеры-предложения государственных лиц: Нехитрая идея въехать верхом на нравственности в политику привела ведь в Государственную думу петербургского депутата Виталия Милонова, который ПЫТАЛСЯ ЗАПРЕТИТЬ КУРИТЬ КАЛЬЯН, ХОДИТЬ ПО ЛЬДУ НЕВЫ, А ЖУРНАЛИСТАМ ПИСАТЬ О КОНЦЕ СВЕТА. ОН ТАКЖЕ ПЛАНИРОВАЛ НАДЕЛИТЬ ЭМБРИОН ГРАЖДАНСКИМИ ПРАВАМИ И НАЛОЖИТЬ ВЕТО НА ПРЕПОДАВАНИЕ ТЕОРИИ ДАРВИНА В ШКОЛАХ (Аргументы недели. № 34 (678). 04.09.2019). Триггеры-реакции: Н. Платошкин (дипломат, политик, историк): Урок для нас должен быть следующим. Если наша власть будет продолжать в том же духе, то есть с абсолютным отсутствием общественной дискуссии, наплевательским отношением к нуждам людей, плюс постоянные тирады чиновников - ГОСУДАРСТВО ВАМ НИЧЕГО НЕ ДОЛЖНО, ВЫ БЫДЛО, ВЫ СКОТОБАЗА, ВЫ ШЕЛУПОНЬ, как сказал архангельский губернатор, то они дождутся, бесспорно, дождутся. А ведь социальный взрыв никому не нужен (Аргументы недели. № 16 (660). 25.04.2019). Исследования и результаты Остановимся на каждой группе более подробно. Триггеры-мнения. Под мнением мы понимаем суждение - «форму мысли, в которой утверждается или отрицается что-либо относительно предметов и явлений, их свойств, связей и отношений и которая обладает свойством выражать истину или ложь» [6. С. 66]. Дифференциация триггеров-мнений связана с их мишенью, т.е. с тем, на кого триггер нацелен: а) на государство; б) отдельные категории людей; в) сферы деятельности (коммерческую, социальную и т.д.). Государство может быть и сферой-источником триггеров, и сферой-мишенью. Как сфера-источник государство понимается более широко, чем высказывание: «Государство-триггер, в силу своих географических, экономических и исторических возможностей, запускает во всем регионе серию процессов - оптимизационных или разрушительных, кардинально меняющих баланс сил и перенаправляющих финансовые потоки» [7]. В свою очередь, как сфера-мишень государство репрезентировано в совокупности высказываний, имеющих черты триггеров, например: «ФЕОДАЛИЗМ 2.0. / Стоит ли России искать альтернативу либеральной демократии» (МК РРЕ. 4-11.12.2019). Однако для представителей властных структур государство редко становится мишенью. Чаще всего мишенью триггеров становятся отдельные категории людей. Это, прежде всего: - женщины-матери: Яснее всех высказалась директор департамента молодежной политики Свердловской области Ольга Глацких: ГОСУДАРСТВО ВАМ НИЧЕГО НЕ ДОЛЖНО И РОЖАТЬ ВАС НЕ ПРОСИЛО (Аргументы недели. № 34 (678). 04.08.2019); - пенсионеры: Еще круче выступил депутат Волгоградской обл-думы, экс-глава регионального «Газпрома» Гасан Набиев. Он заявил, что маленькие пенсии по 7-8 тыс. руб. получают исключительно «ТУНЕЯДЦЫ И АЛКАШИ», «А У ТЕХ, КТО РАБОТАЕТ НОРМАЛЬНО, 2025 ТЫСЯЧ И БОЛЕЕ» (АИФ. № 40. 2019); Министр труда и соцзащиты так и выразился: ПЕНСИОНЕРОВ, КАК ВЫ ЗНАЕТЕ, У НАС БЕДНЫХ НЕТ... Другой министр Татьяна Голикова тоже считает, что прожиточного минимума в 8 000 рублей вполне достаточно: «ПЕНСИОНЕРЫ ПОМОГАЮТ СВОИМ ДЕТЯМ, А ЗНАЧИТ, ЖИВУТ НЕПЛОХО» (Аргументы недели. № 34 (678). 04.09.2019); - люди, живущие у черты бедности: Свердловский парламентарий Илья Гаффнер предложил беднякам обратиться к лечебному голоданию: «В СРЕДНЕМ ЦЕНЫ ПОДОРОЖАЛИ ПРОЦЕНТОВ НА 25. К ПРОШЛОМУ ЯНВАРЮ. Я СЧИТАЮ, ЧТО ЭТО НЕ ТАК СТРАШНО. ЕСЛИ НЕ ХВАТАЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, НУЖНО ВСПОМНИТЬ, ЧТО МЫ ВСЕ РОССИЯНЕ, РУССКИЕ ЛЮДИ. НАДО ПРОСТО ЗА -ДУМАТЬСЯ О СОБСТВЕННОМ ЗДОРОВЬЕ, НАПРИМЕР, ПОМЕНЬШЕ ПИТАТЬСЯ» (Аргументы недели. № 34 (678). 04.09.2019). Мишенью для триггеров могут стать сферы деятельности и прежде всего коммерческая и социальная: Глава думского комитета по энергетике Павел Завальный хрестоматийно выражает свое кредо: «МЫ ДОЛЖНЫ МАКСИМАЛЬНО СЕЙЧАС ПОСТАРАТЬСЯ ДОБЫТЬ ВСЕ, ЧТО У НАС ЕСТЬ, И ПРОДАТЬ. ПОТОМУ ЧТО ПОТОМ ЭТО НИКОМУ НЕ БУДЕТ НУЖНО» (Аргументы недели. № 34 (678). 04.09.2019); Министр социально-демографической и семейной политики Самарской области Марина Антимонова так и написала на своей странице в соцсети при обсуждении вопросов о соцпособиях для малообеспеченных и неполных семей. По ее мнению, государство не должно «ВСЕХ СОДЕРЖАТЬ», мол «НАШЕ ПОКОЛЕНИЕ САДЫ И ОГОРОДЫ РАЗВОДИЛО. ЕСЛИ ХОЧЕШЬ РЕБЕНКА, ВСЕГДА НАЙДЕШЬ РЕШЕНИЕ!» (АИФ. № 40. 2019). Другая возможная дифференциация триггеров-мнений - по степени агрессивности высказывания. Приведем пример агрессивного высказывания, вызвавшего очень резкую реакцию СМИ и соцсетей: В августе в Интернет попала запись слов пресс-секретаря губернатора Иркутской области, которая якобы комментировала встречу президента страны с пострадавшими от наводнения: Он приехал туда на полчаса. ЛЮДИ, ВСЯ ЭТА БИЧЕВНЯ, пришли - вы бы видели, как они одеты!» (АИФ. № 40. 2019). Центром этого высказывания-триггера является ярлык БИЧЕВНЯ, который создан по модели образования окказионализма [8. С. 47]. Однако в речи представителя властной структуры этот ярлык, как и в публицистике, становится не просто шаблоном и неодобрительной характеристикой предмета, личности, явления, а их идеологической интерпретацией [9. С. 140]. Триггеры-предложения. Под предложением традиционно понимается умозаключение вероятности (см., например, [10]). Авторами предложений-триггеров являются депутаты (адресант в каждом случае выделен заглавными буквами). Эти предложения комментируются СМИ, как правило, посредством такого речевого жанра, как осуждение (авторская позиция журналиста выражается в ироническом ключе). 1. Предложение: Толчком для нынешнего морально-идеологического цунами стал «Кодекс москвича», составленный для гостей столицы в 2008 году. Без всякого морализаторства он сообщает, что в Москве не принято резать баранов во дворе, жарить шашлыки на балконе или вызывающе рассматривать женщин. Другое дело - нравственный кодекс петербуржцев, к подготовке которого подключились ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ СОБРАНИЯ, а также «ГЛАВЫ ПРОФИЛЬНЫХ КОМИТЕТОВ СМОЛЬНОГО, ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ и другие интеллектуальные силы». В итоге родились 20 заповедей вроде «Истинный петербуржец обеспечивает свою жизнь средствами, заработанными честным трудом» (Аргументы недели. № 34 (678). 04.09.2019). Авторская позиция: Инициатором написания кодекса оказался ХУДОЖНИК ИЗ ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЕ СЗФЭО АЛЕКСЕЙ ПАНЬКО. Несмотря на наличие «рабочей группы» и других «интеллектуальных сил», он признался, что написал часть заповедей за несколько минут на коленке в метро. У Панько есть по крайней мере одно сходство с Христом - отсутствие высшего образование. Но художник, которого выгнали из десятого класса за двойки по 12 предметам, считает, что главное в непростом деле пророка - духовность (Аргументы недели. № 34 (678). 04.09.2019). Ирония достигается кавычками, выражением написать на коленке, сопоставлениями с Христом, биографическими деталями и контекстуальным противопоставлением: выгнали из десятого класса за двойки по 12 предметам - инициатор написания кодекса. 2. Предложение: Депутат ГД ВИТАЛИЙМИЛОНОВ тоже продолжает генерировать идеи, поражающие воображение. Мы помним его инициативы об ограничении продаж новогодних елок, о запрете фильма «Красавица и чудовище», якобы пропагандирующего гомосексуализм. Также Милонов предлагал кормить авиапассажиров постными продуктами, депутатов Госдумы переодеть в мундиры, а для велосипедистов ввести водительские права. А на днях парламентарий заявил, что намерен обратиться в Минпромторг с предложением запретить ввоз и продажу в России бесполых кукол Барби. «Их надо запретить к ввозу официально как кукол-уродов. Это неэтично, поскольку эти куклы - это проявление нетолерантного отношения к людям с генетическими уродствами, потому что кукла без пола - это человек без пола, человек больной», - говорит депутат. Он настаивает, что люди должны сообщать, если заметили, что где-то продают таких Барби. «Объявить, кто сдаст место, где продают таких кукол, тот получит значок или еще что-то», - сказал Милонов. А продавцам, по его задумке, причитается арест «за действия развратного характера по отношению к детям» (АИФ. № 41. 2019). Авторская позиция: ирония достигается созданием контекстов самодискредитации: «... обычно они создаются путем цитирования высказываний какого-либо человека, которые отрицательно характеризуют его личность или деятельность, например, свидетельствуют о его непрофессионализме, грубости, малообразованности, низком уровне коммуникативной компетенции и речевой культуры» [11. С. 262]. 3. Предложение: ГЛАВА КОМИССИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ ПО КУЛЬТУРЕ ПАВЕЛ ПОДЖИГАЙЛО резко повысил свой ме-диарейтинг заявлением о необходимости «на какое-то время» прекратить обучать школьников иностранным языкам - это снизит эмиграцию и повысит рождаемость (Аргументы недели. № 34 (68). 04.09.2019). Авторская позиция: ирония достигается посредством антитезы: Глава комиссии Общественной палаты по культуре - прекратить обучать школьников иностранным языкам, а также сопоставления: повысил свой медиарейтинг - повысит рождаемость. 4. Предложение: Подобным выпадам ДЕПУТАТА ПЕТРОВА уже никто не удивляется. Ранее он, например, предлагал запретить тонировку машин, а силовикам предлагал перестать называть друг друга «товарищами» и перейти на «господ». Петров предлагал запретить мат в семье (причем только мужьям) и даже запретить детям ходить в цирк, о чем он даже написал обращение к министру культуры (АИФ. № 41. 2019). Авторская позиция: ирония достигается посредством создания контекста самодискредитации. 5. Предложение: Его (В. Власова, депутата Госдумы) коллега Александр Васильев решил снискать народную любовь еще более оригинальным способом. Он в феврале предложил штрафовать пассажиров РЖДза несоблюдение гигиены и грязные носки (АИФ. № 41. 2019). Авторская позиция: иронический эффект достигается за счет парадоксальности высказывания (оригинальный способ снискания народной любви - штраф за «грязные носки»). Сказанное выше дает возможность представить жанровую типологию высказываний-триггеров. Триггеры-предложения - это прежде всего побудительные жанры, эксплицирующие «процесс выработки управленческих решений» [12. С. 109]: - заповедь: В итоге (работы над нравственным кодексом петербуржцев. - Н.Р., Н.К., А.Ч.) родились 20 ЗАПОВЕДЕЙ вроде: «Истинный петербуржец обеспечивает свою жизнь средствами, заработанными честным трудом» (Аргументы недели. № 34 (678). 04.09.2019); - предложение-запрет: Еще одно предложение от законодателя получил глава Роскомнадзора Александр Жаров. Депутат Заксобрания Ленинградской области Владимир Петров хочет, чтобы БЛОКИРОВАЛИ «АНТИНАУЧНЫЕ СООБЩЕСТВА В СОЦСЕТЯХ И ИНТЕРНЕТ-САЙТАХ, НАПРИМЕР, РЕСУРСЫ ДЛЯ АНТИПРИВИВОЧНИКОВ» (АИФ. № 41. 2019). Кроме того, к жанровому корпусу триггеров-предложений можно отнести достаточно распространенный жанр совета: - совет: Уполномоченная по правам ребенка в Татарстане Гузель Удачина заявила многодетной матери с тремя многодетными детьми, выселенной в никуда из аварийного дома в Зеленодольске: «ПОКА ВЫ ПЛАТИТЕ ИПОТЕКУ И, ЕСЛИ ВЫ НЕ МОЖЕТЕ СОДЕРЖАТЬ СВОИХ ДЕТЕЙ, - МОЖЕТЕ НАПИСАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ, ЧТОБЫ ДЕТЕЙ ВЗЯЛИ В ДЕТСКИЙ ДОМ» (Аргументы недели. № 34 (678). 04.09.2019). В свою очередь, триггеры-мнения - это чаще всего оскорбления или угрозы: - оскорбление: Бывший глава Чувашии прославился тем, что призвал «МОЧИТЬ» ЖУРНАЛИСТОВ И ПРИЛЮДНО УНИЗИЛ ОФИЦЕРА МЧС (АИФ. № 7. 2010). СМИ отмечают и невербальные триггеры-оскорбления граждан: - неадекватность выражается не только в высказываниях. Скажем, чиновничьи отписки - это тоже оскорбление. Также оскорбительно, когда слуги народа» щеголяют в непомерно дорогой одежде. Недавний пример - КЕРЧЕНСКИЕ ЧИНОВНИЦЫ В ЭЛИТНЫХ ШУБАХ, ПРИНЁСШИЕ СИМВОЛИЧЕСКИЙ ХЛЕБ ЖИТЕЛЬНИЦЕ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА. Их уже наказали, но это была политическая воля - формально они ничего не нарушили (АИФ. № 7. 2020); - угроза: В феврале на встрече с жителями поселка Суземка Брянской области директор коммунального предприятия «Суземка-комсервис» Серегей Цуканов заявил женщине: «Я сейчас тебя В РЫЛО ХЛОПНУ, поняла?» (АИФ. № 40. 2019). Хотелось бы отметить, что ответной (встречной) функцией СМИ является «стимулирование коррекции действий» [13. С. 447], ср., ироническую коррекцию предложения о «жертвах перестройки»: О «жертвах перестройки» в обращении к министру труда Максиму Топилину высказался зампред комитета ГД по образованию и науке Борис Чернышев... Тут надо отметить, что г-н Чернышев родился в 1991-м, о перестройке знает понаслышке, но прекрасно понимает, что даже с финансовой точки зрения его идея -завиральная. Впрочем, такое с этим депутатом случается не впервые. Он уже предлагал министру просвещения Ольге Васильевой снижать зарплаты школьных учителей «после случаев агрессии, психологического или физического насилия по отношению к ученикам» (АИФ. № 41. 2019). Триггеры в дискурсе власти не надо смешивать с выражениями политиков и государственных деятелей, которые стали афоризмами: В. Черномырдин: Но пенсионную реформу делать будем. Там есть где разгуляться; У меня к русскому языку вопросов нет; Надо делать то, что нужно нашим людям, а не то, чем мы здесь занимаемся; Обвиняют в чем? В коррупции? Кого? Меня? Кто? США ? Чего они там вдруг проснулись? А. Лебедь: Упал - отжался. Б. Лифшиц: Делиться надо. И т.д. Разница между триггером и крылатым выражением состоит, на наш взгляд, в характере реакции. Выражения, ставшие афоризмами, вызывают смех и воспринимаются, скорее, как юмор. Триггеры же вызывают негативную реакцию и комментируются СМИ в ироническом ключе, что способствует «формированию негативно-оценочного отношения к политической реальности» [14. С. 229]. В связи с этим интересно обратиться к высказываниям Д. Медведева. Триггером можно считать, пожалуй, одну фразу: «Денег нет, но вы держитесь». На ее примере можно проследить механизм формирования триггера. Ответ Д. Медведева жительнице Крыма, которая пожаловалась на то, что пенсии не индексируются, в оригинале звучит так: «Просто денег нет сейчас. Найдем деньги - сделаем индексацию. Вы держитесь здесь, вам всего доброго, хорошего, настроения и здоровья» (цит. по: МК РРЕ. 29.01-5.02.2020). Произошли: редукция высказывания, т.е. его упрощение, «переход на уровень обыденного сознания» [15. С. 9], и сокращение трех речевых жанров (утверждения, обещания, пожелания) до двух (утверждения - «денег нет» и пожелания -«но вы держитесь»). Это редуцированное высказывание можно считать триггером именно потому, что реакция на него была негативной, или, по крайней мере, иронической, что неоднократно отмечалось СМИ, например: К тому времени столоначальников перло по всей стране: они вдруг перестали скрывать свое отношение к простым гражданам. Все началось с премьер-министра Дмитрия Медведева с его классическим «Денег нет, но вы держитесь» (Аргументы недели. № 34 (678). 04.09.2019); Что особенно обидно для российских властей, на Западе наиболее обеспеченная и защищенная возрастная группа - пенсионеры. Таким попробуй скажи: «Денег нет, но вы держитесь». Или что их держава «встает с колен», пока они разоряются (Аргументы недели. № 12 (706). 01.04.2020). Заметим, что редукция - это основной механизм создания триггеров, действующий уже достаточно давно, ср.: триггер конца советской эпохи: «В СССР секса нет», возникший в результате усечения высказывании, звучавшего примерно так: «У нас секса в СССР нет, у нас в СССР любовь» (цит. по: Аргументы недели. № 39 (683). 09.10.2019). Остальные цитаты из речи Д. Медведева считать триггерами, на наш взгляд, нельзя - они воспринимаются, скорее, как юмор, более близкий к шутке, чем к иронической насмешке. В статье «Вот теперь он вам Димон» (Аргументы недели. № 34 (678). 04.09.2019) собраны самые яркие цитаты Д. Медведева. Большая их часть вызывает не осуждение, а смеховую реакцию, в том числе и в комментариях СМИ, ср.: комментарий СМИ к цитате «ПО ПОВОДУ КОТЭ»: Россия, согласно мировой статистике, одна их самых кошколюбивых стран. И когда в 2012 году в Рунете прошла информация, что кот Дорофей, любимец Медведева, сбежал, по своим кошачьим делам из резиденции в «Горках», премьеру пришлось объясняться «По поводу котэ. Из источников, близких к Дорофею, стало известно, что он никуда не пропадал. Всем спасибо за беспокойство! - написал Медведев в Твиттере» (Там же). Триггер не нужно смешивать и с высказываниями-мемами. Мемы моментально разлетаются по СМИ, и в первую очередь по интернету, но их отличие от триггеров в том, что далеко не все мемы инициируют негативную реакцию. Многие из них являются «неким паролем», который не «утверждает напрямую, а вызывает определенные ассоциации, намекая» [16. С. 212]. В качестве примера приведем намек на высказывание В. Путина о «печенегах» и «половцах», немедленно ставшее ме-мом: «Вот коронавирус-то пройдет, как прошли ПЕЧЕНЕГИ, а технологии цифровой слежки останутся!» (МК РРЕ. 15-22.04.2020). Триггеры-реакции. Триггер можно рассматривать как диалогический жанр, имеющий свою жанровую модель. Обязательным компонентом этой модели является реакция. У триггера иная субъектная организация, чем у бытового или делового диалога, но сходство их заключается в связи между репликой-стимул ом и репликой-реакцией: «... структура и семантика первой инициирующей реплики в какой-то мере обусловливает форму и содержание второй ответной реплики» [17. С. 27]. Реакцией на триггер является не только индивидуальная интерпретация высказывания, но и групповое мнение. Приведем основные варианты реактивных высказываний. Заглавными буквами выделены триггеры. 1. Ироническое комментирование триггеров-мнений и триггеров-предложений со стороны СМИ: Борьба за духовную чистоту докатилась даже до идеи запретить видеорегистраторы: якобы они являются вмешательством в личную жизнь граждан! Хотя напрашивается другое объяснение: эти дурацкие приборы мешают судьям поверить, будто бабушка-ниндзя сама атаковала членовоз с мигалкой на пешеходном переходе. Да и сами понятия «этика», «мораль», «нравственность» в устах нынешних политиков могут надолго получить издевательский подтекст, как некогда высокое звание «интеллигент» (Аргументы недели. № 34 (678). 04.09.2019). 2. Негативная реакция должностных лиц и высшего лица государства: «Мы ее (И. Алашкевич, руководителя пресс-службы губернатора Иркутской области. - Н.Р., Н.К., А.Ч.) отстранили от работы, - доложил президенту губернатор Иркутской области Сергей Левченко. -Если она так сказала, она непорядочный человек... - возмутился услышанным Путин» (КП 04.09.2019). 3. Комплексная негативная реакция (президента РФ и СМИ): «Если человек пришел на работу в государственный орган или муниципальный и еще хамит там, людей оскорбляет, ему там не место. Я с этим полностью согласен. Как это отрегулировать в нормативной базе, давайте подумаем», - резко сказал Путин все на том же заседании СПЧ. Потому что все эти «макарошки», «качнуть права», «не просили рожать» - это только видимая нами часть айсберга, И если президент согласен, что нужно не просто наказывать, а увольнять, - значит, это уже критическая ситуация (МК РРЕ. 1825.12.2020). 4. Негодование как реакция широкой общественности: Кодекс вызвал бурю негодования у горожан, хотя содержит простые и, вроде бы, бесспорные истины. Но в устах чиновников и депутатов эти истины прозвучали кощунственно. Кто здесь зарабатывает на жизнь честным трудом? Кто тут являет собой «пример этики и культуры в общении», «пример всемерного соблюдения законом общества»? Кто из них «всегда готов встать на защиту памятников, архитектурных сооружений, культурных ценностей и скверов своего города»? Как вообще эти люди с их политическими метаниями, грязными выборами и коррупцией смеют предъявить нам в два раза больше заповедей, чем Христос? (Аргументы недели. № 34 (678). 04.09.2019). 5. Негативная оценка авторитетных лиц: - А. Угланов (интервьюер): Меня потрясло высказывание председателя Центрального избиркома Эллы Памфиловой. Вернее, ее ответ на вопрос о том, как можно голосовать за поправки в Конституцию в пакете. И она ОТВЕТИЛА СРАВНЕНИЕМ КОНСТИТУЦИИ С КОМПЛЕКСНЫМ ОБЕДОМ, МОЛ, ВЫ КАК БУДТО КОМПЛЕКСНЫЙ ОБЕД ПОКУПАЕТЕ, ЕСЛИ НЕ ХОТИТЕ ВИНЕГРЕТ, ТАК ВСЕ РАВНО ЕГО КУПИТЕ, ВАМ ЖЕ НУЖНО ЧТО-ТО ЕСТЬ. Это что за подход?; - Л.Г. Ивашов (генерал-полковник, интервьюируемый): Это говорит об уровне, когда конституционное устройство государства, важнейший Основной закон она сравнивает с винегретом, ОНА ЕЩЕ И О БОРЩЕ ГОВОРИТ - ЕСЛИ НЕ НРАВИТСЯ ВИНЕГРЕТ - ВОЗЬМИТЕ БОРЩ (Аргументы недели. № 10 (704). 18.03.2020); - писатель М. Тарковский: Вспомните высказывание Чубайса, где он имел наглость заявить, что, оказывается, МЫ ЕЩЕ И В НОЖКИ ДОЛЖНЫ ПОКЛОНИТЬСЯ ЕМУ И ЕГО ПОДЕЛЬНИКАМ ПО «БИЗНЕСУ», ЧТО ОНИ, ДЕСКАТЬ, СПАСЛИ ВСЕХ В ТРУДНУЮ МИНУТУ. Ну-ну... (АИФ. № 47. 2019). 6. Обращение к оскорбившему лицу или к органам власти: Народный избранник обидел представителей ислама, когда сделал заявление по поводу храма святой Екатерины: «НЕ БУДЕТ ХРАМА - БУДУТ МЕЧЕТИ, ЕЩЕ ОДНУ ШВЕЙЦАРИЮ ПОЛУЧИТЕ...» Глава духовного управления мусульман региона... написал парламентарию письмо, в котором попросил объяснения. По его словам, верующие «глубоко оскорблены такой провокационной постановкой вопроса», так как она ведет к розни и вражде на почве религии... Некоторые мусульмане уже обсуждают возможность обратиться в прокуратуру или полицию (АИФ-УРАЛ. № 25 (1333). 2019). 7. Законодательная инициатива: Движение «Гражданская солидарность» в декабре направило всем фракциям Госдумы предложения по совершенствованию законодательства в части защиты граждан от оскорблений представителями власти. В частности, мы предлагаем внести изменения в закон «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» (АИФ. № 7. 2020); Еще в конце 2018 года Дмитрий Медведев призвал всех чиновников «включать мозги», прежде чем делать какие-либо заявления. А тех, кто продолжит вести себя вызывающим образом, можно по воле премьера и к ответственности привлекать. Недавно в Госдуму внесли соответствующий законопроект (АИФ. № 40. 2019). 8. Извинения: А вот мэр города Сибай (Башкирия) Рустем Афзалов, который в те же дни на встрече с местными жителями, записавшими видеообращение к Президенту РФ об экологической катастрофе в городе, назвал инициатора обращения «КОЗЛОМ» и каким-то непонятным «ЭКСКРЕМЕНТОМ», до сих пор работает. Хотя за него извиняться пришлось главе Башкирии (АИФ. № 40. 2019). 9. Политическая воля: В прошлом году глава администрации Заволжска Ивановской области Александр Предтеченский оскорбил Анастасию Афанасьеву, пришедшую к нему на прием... Предтеченский в грубой форме спросил, ЗАЧЕМ ОНА ВООБЩЕ РОЖАЛА РЕБЕНКА. После вмешательства главы региона чиновник по телефону извинился перед Анастасией и тему закрыли. Но уже этим летом глава Заволжска ушел в отставку (АИФ. № 40. 2019); Попрощалась с должностью и знаменитая чиновница с «мака-рошками». Год назад министр занятости, труда и миграции Саратовской области Наталья Соколова заявила, что ЧЕЛОВЕКУ ДЛЯ НОРМАЛЬНОГО ПИТАНИЯ В МЕСЯЦ ДОСТАТОЧНО 3,5 ТЫС. РУБЛЕЙ. Она даже пообещала составить «диетическое меню» исходя из этой суммы, поскольку «МАКАРОШКИ ВСЕГДА СТОЯТ ОДИНАКОВО, КЕФИР - ТОЖЕ НЕДОРОГО». Уже после отставки Соколовой выяснилось, что с 2013 г. она получала из бюджета матпомощь - по 200 тыс. в год (АИФ. № 40. 2019). 10. Предложения с целью коррекции положения вещей: Спикер (В. Володин. - Н.Р., Н.К., А.Ч.) предложил создать на сайте ГД раздел с «экстравагантно-популистскими инициативами депутатов, чтобы там публиковать заявления, которые позорят нижнюю палату парламента» (АИФ. № 41. 2019). Заключение Таким образом, внимание СМИ к триггерам в дискурсе власти, на наш взгляд, бесспорно. Основные речевые действия СМИ в отношении триггеров - это их фиксация (цитирование или пересказ), комментирование в негативно-оценочном, часто ироническом ключе, а иногда и разоблачение адресантов: Тут больше всего потрясает удивительное ДВОЕМЫСЛИЕ В ЧИНОВНИЧЬИХ ГОЛОВАХ. Те же люди, которые недавно по факту оставили миллионы людей без пенсий, предложили урезать социальную помощь для «недостаточно бедных», предложили народу месяцами жить на одних макаронах (Аргументы недели. № 45 (689). 20.10.2019). Что касается самих триггеров в дискурсе власти, то им присущи следующие признаки. Это высказывания: - имеющие адресанта - представителя властных структур; - имеющие конкретного или группового адресата; - имеющие форму негативно-оценочных суждений (триггеры-мнения); - имеющие форму предложений в органы власти (умозаключения вероятности); - соотносимые с определенным репертуаром речевых жанров; - вызывающие острую индивидуальную или общественную реакцию, а также реакцию властных структур; - имеющие в качестве сферы-мишени государство в целом, отдельные группы людей, отдельные сферы-деятельности; - имеющие аксиологический модус (трансляция антиценностей). В свою очередь, построение типологии триггеров возможно по интенциональному и жанровому основаниям, а также по степени проявления агрессии. Перспективой данной работы являются, как мы считаем, а) выявление репертуара триггеров в разных форматах дискурса, и прежде всего - в дискурсе массмедиа; б) характеристика аксиологического модуса триггеров; в) описание жанровых разновидностей триггеров и построение их жанровых моделей.

Ключевые слова

триггер, СМИ, дискурс власти, высказывание, реакция, типология, trigger, mass-media, power discourse, utterance, reaction, typology

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Руженцева Наталья БорисовнаУральский государственный педагогический университетдоктор филологических наук, профессор кафедры межкультурной коммуникации, риторики и русского языка как иностранногоverbalis@mail.ru
Кошкарова Наталья НиколаевнаЮжно-Уральский государственный университетnkoshka@rambler.ru
Чудинов Анатолий ПрокопьевичУральский государственный педагогический университетдоктор филологических наук, заведующий кафедрой межкультурной коммуникации, риторики и русского языка как иностранногоap_chudinov@mail.ru
Всего: 3

Ссылки

Триггеры в психологии // АЯ-Психология. URL: https://1timer.ru/aya-psihologiya/triggery-v-psihologii 19.11.2019 (дата обращения: 27.04.2020).
Каминская Т. Л. Адресат политической коммуникации в СМИ // Язык СМИ и поли тика. М. : МГУ, 2012. С. 356-375.
Потсар А.Н. Авторская колонка в политическом дискурсе: жанровая специфика // Язык СМИ и политика. М. : МГУ, 2012. С. 523-546.
Руженцева Н.Б. Лики автора в российском политическом дискурсе // Политическая лингвистика. 2015. № 4 (54). С. 46-49.
Шейгал Е.И. Язык СМИ и политика в семиотическом аспекте // Язык СМИ и поли тика. М. : МГУ, 2012. С. 121-161.
Зарецкая Е.Н. Логика речи. М. : Дело, 2007. 424с.
Сандерс К Государства-триггеры: новые субъекты Большой политики. URL: https://inosmi.ru/world/20140702/221395474.html (дата обращения: 02.04.2020).
Сковородников А.П., Копнина Г.А Политические ярлыки в современном русскоязычном медиадискурсе // Русская речь. 2019. № 1. С. 44-57.
Клушина Н.И. Стилистика публицистического текста. М. : МГУ, 2008. 140 с.
Рутковский Л.В. Основные типы умозаключений // Избранные труды русских логиков XIX века. М. : Академия наук СССР, 1956. С. 265-346.
Платонова О.В., Виноградов С.И. Прагматика и риторика дискурса в периодической печати. Сфера субъекта и выражение оценки // Культура русской речи. М. : Норма-Инфра, 1998. С. 253-264.
Прохоров Ю.К., Фролов В.В. Управленческие решения : учеб. пособие. СПб. : СПбГУ ИТМО, 2011. 138 с.
Дускаева Л.Р. Политический анализ в прессе: жанрово-стилистический аспект // Язык СМИ и политика. М. : МГУ, 2012. С. 441-495.
Руженцева Н.Б., Шустрова Е.В., Ворошилова М.Б. Юмор и ирония в политическом дискурсе. Екатеринбург : УрГПУ, 2015. 253 с.
Миронова П.О. Стратегия редукционизма в современном политическом дискурсе: когнитивно-прагматический аспект : автореф. дис.. канд. филол. наук. Екатеринбург, 2003. 23с.
Федорова М.А., Семилет Т.А. Мем в медиасреде как ярлык и стигма // Медиаис-следования. 2016. № 3. С. 211-216.
Агапова С. Г. Основы межличностной и межкультурной коммуникации. Ростов н/Д : Феникс, 2004. 288 с.
 Триггеры в дискурсе власти и их отражение в СМИ | Язык и культура. 2020. № 50. DOI: 10.17223/19996195/50/8

Триггеры в дискурсе власти и их отражение в СМИ | Язык и культура. 2020. № 50. DOI: 10.17223/19996195/50/8