Инструменты искусственного интеллекта в предметно-языковом интегрированном обучении студентов-юристов | Язык и культура. 2025. № 70. DOI: 10.17223/19996195/70/12

Инструменты искусственного интеллекта в предметно-языковом интегрированном обучении студентов-юристов

Отбор предметно-тематического содержания и разработка технологии обучения иностранному языку и профильной дисциплине/специальности выступают ключевыми вопросами разработки курса в условиях реализации предметно-языкового интегрированного обучения. Технологии искусственного интеллекта (ИИ) и инструменты, созданные на их основе, способны помочь преподавателю интегрированного курса в разработке содержания обучения и иноязычных заданий профессиональной направленности. Юриспруденция выступает одним из наиболее востребованных направлений подготовки в российских вузах, которое выбирают большое количество обучающихся с уровнем владения иностранным языком В1-В2. Такой уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции позволяет им в рамках основной профессиональной образовательной программы осваивать интегрированные курсы, включающие двойственную цель обучения: а) формирование профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции; б) формирование профессиональных компетенций. Вместе с тем основная сложность преподавателей интегрированных курсов, большинство из которых имеют базовое лингвистическое образование, состоит в разработке предметно-тематического содержания курса и составлении иноязычных профессиональных заданий и кейсов, направленных на одновременное и дальнейшее формирование иноязычной коммуникативной и профессиональных компетенций. В данной работе представлен перечень общепрофессиональных и профильных дисциплин, содержание которых может составлять содержание интегрированного курса, а также инструменты искусственного интеллекта, на основе которых студенты смогут решать профессиональные задачи на иностранном языке в соответствии с выбранным профилем обучения (гражданско-правовым, уголовно-правовым и государственно-правовым). Общепрофессиональный блок дисциплин, изучаемый студентами-юристами, включает теорию и историю государства и права, конституционное, международное, уголовное и гражданское право, а также юридическую технику. Основной акцент сделан на формировании навыков работы с правовыми документами, анализе судебных решений и подготовке юридических текстов. Для решения профессиональных и учебных задач предлагается использование современных инструментов искусственного интеллекта, таких как ChatGPT, Doczilla AI, Mistral AI, Canva. В зависимости от выбранного профиля студенты изучают специализированные дисциплины и применяют соответствующие ИИ-инструменты. Студентами государственно-правового профиля для анализа законодательства, поиска прецедентов и составления документов могут использоваться ROSS Intelligence, LexisNexis и CaseText (CoCounsel). В рамках уголовно-правового профиля происходит углубленное изучение уголовного процесса, криминологии, прокурорского надзора и борьбы с коррупцией. Веб-приложение WestLaw может использоваться для поиска прецедентов и анализа изменений в уголовном законодательстве. Студенты гражданско-правового профиля изучают гражданское законодательство, правовые основы интеллектуальной собственности, возмещения убытков и рецепцию римского права. Инструменты ИИ, такие как TrademarkVision и LegalAI, помогают в анализе лицензионных соглашений, поиске товарных знаков и сравнении правовых норм. Для выполнения задач, связанных с подготовкой и прохождением ознакомительной, производственной и преддипломной практики, обучающиеся и преподаватели могут использовать YandexGPT, GigaChat, Genie AI Legalese Decoder и др. Использование этих инструментов искусственного интеллекта позволит студентам-юристам углубить свои знания в профессиональной сфере и сформировать иноязычную коммуникативную и профессиональные компетенции. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Ключевые слова

искусственный интеллект и чат-боты, нейросети, предметно-языковое интегрированное обучение, английский язык для юристов

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Сысоев Павел ВикторовичТамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина; Московский педагогический государственный университетдоктор педагогических наук, профессор, руководитель Научного центра Российской академии образования; профессор кафедры иноязычного образованияpsysoyev@yandex.ru
Булочников Станислав ЮрьевичТамбовский государственный университет им. Г.Р. Державинанаучный сотрудник, лаборатория языкового поликультурного образованияbulochnikov03@mail.ru
Сорокин Данила ОлеговичТамбовский государственный университет им. Г.Р. Державинанаучный сотрудник, лаборатория языкового поликультурного образованияsorokindanila2002@gmail.com
Всего: 3

Ссылки

Marsh D. Bilingual education and content and language integrated learning. Paris : International Association for Cross-cultural Communication, Language Teaching in the Member State of the European Union (Lingua), University of Sorbonne, 1994.
Сысоев П.В. Дискуссионные вопросы внедрения предметно-языкового интегрированного обучения студентов профессиональному общению в России // Язык и культура. 2019. № 48. С. 349-371. doi: 10.17223/19996195/48/22.
Салехова Л.Л. Дидактическая модель билингвального обучения математике в высшей педагогической школе : автореф. дис.. д-ра пед. наук. Казань, 2008.
Крылов Э.Г. Интегративное билингвальное обучение иностранному языку и инженерным дисциплинам в техническом вузе : автореф. дис.. д-ра пед. наук. Екатеринбург, 2016.
Sysoyev P. V., Zavyalov V.V. Teaching English as a Foreign Language to Law Students based on Content and Language Integrated Learning Approach // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2019. № 907. P. 237-244. doi: 10.1007/978-3-030-11473-2_26.
Завьялов В. В. Особенности отбора предметной сторона: содержания обучения английскому языку студентов направления подготовки «Юриспруденция» // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. Т. 23, № 177. С. 3038. doi: 10.20310/1810-0201-2018-23-177-30-38.
Цимерман Е.А., Алмазова Н.И. Реализация предметно-языкового интегрированного обучения в иноязычной подготовке магистрантов управленческого профиля // Иностранные языки в школе. 2021. № 5. С. 88-94.
Соломатина А. Г. Обучение иностранному языку для профессиональных целей на основе модели интегрированного предметно-языкового обучения в аграрном вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2018. Т. 23, № 173. С. 49-57. doi: 10.20310/1810-0201-2018-23-173-49-57.
Токмакова Ю.В. Предметное содержание обучения английскому языку студентов направления подготовки «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 24, № 183. С. 35-44. doi: 10.20310/1810-0201-2019-24-183-35-44.
Байдикова Т.В. Предметное содержание обучения иностранному языку в профессиональной сфере студентов направления подготовки «Агроинженерия» на основе интегрированного предметно-языкового обучения // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. Т. 25, № 184. С. 65-74. doi: 10.20310/1810-0201-2019-25-184-65-74.
Колесников А.А. Профориентационное обучение как особое направление в интегрированном языковом образовании // Иностранные языки в школе. 2021. № 5. С. 40-48.
Поляков О.Г., Белоусов А. С. Элективный курс на иностранном языке и профессиональная ориентация учашдхся старших классов (на примере гуманитарного профиля) // Иностр. языки в школе. 2021. № 5. С. 64-71.
Сысоев П.В., Белоусов А.С. Методика профориентационного обучения иностранному языку обучающихся система: среднего профессионального образования // Перспективы науки и образования. 2023. № 2 (62). С. 244-261. doi: 10.32744/pse.2023.2.14.
Сысоев П.В., Филатов Е.М., Евстигнеев М.Н., Поляков О.Г., Евстигнеева И.А., Сорокин Д. О. Матрица инструментов искусственного интеллекта в лингвометодической подготовке будущих учителей иностранного языка // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29, № 3. С. 559-588. doi: 10.20310/1810-0201-2024-29-3-559-588.
Крылов Э.Г. Интегративное билингвальное обучение иностранному языку и инженерным дисциплинам в техническом вузе. Ижевск : Изд-во ИжГТУ имени М.Т. Калашникова, 2018. 376 с.
Сысоев П.В. Ключевые вопросы реализации предметно-языкового интегрированного обучения иностранному языку и профильным дисциплинам в российских вузах // Иностранные языки в школе. 2021. № 5. С. 10-19.
 Инструменты искусственного интеллекта в предметно-языковом интегрированном обучении студентов-юристов | Язык и культура. 2025. № 70. DOI: 10.17223/19996195/70/12

Инструменты искусственного интеллекта в предметно-языковом интегрированном обучении студентов-юристов | Язык и культура. 2025. № 70. DOI: 10.17223/19996195/70/12