Инструменты искусственного интеллекта в предметно-языковом интегрированном обучении студентов-юристов
Отбор предметно-тематического содержания и разработка технологии обучения иностранному языку и профильной дисциплине/специальности выступают ключевыми вопросами разработки курса в условиях реализации предметно-языкового интегрированного обучения. Технологии искусственного интеллекта (ИИ) и инструменты, созданные на их основе, способны помочь преподавателю интегрированного курса в разработке содержания обучения и иноязычных заданий профессиональной направленности. Юриспруденция выступает одним из наиболее востребованных направлений подготовки в российских вузах, которое выбирают большое количество обучающихся с уровнем владения иностранным языком В1-В2. Такой уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции позволяет им в рамках основной профессиональной образовательной программы осваивать интегрированные курсы, включающие двойственную цель обучения: а) формирование профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции; б) формирование профессиональных компетенций. Вместе с тем основная сложность преподавателей интегрированных курсов, большинство из которых имеют базовое лингвистическое образование, состоит в разработке предметно-тематического содержания курса и составлении иноязычных профессиональных заданий и кейсов, направленных на одновременное и дальнейшее формирование иноязычной коммуникативной и профессиональных компетенций. В данной работе представлен перечень общепрофессиональных и профильных дисциплин, содержание которых может составлять содержание интегрированного курса, а также инструменты искусственного интеллекта, на основе которых студенты смогут решать профессиональные задачи на иностранном языке в соответствии с выбранным профилем обучения (гражданско-правовым, уголовно-правовым и государственно-правовым). Общепрофессиональный блок дисциплин, изучаемый студентами-юристами, включает теорию и историю государства и права, конституционное, международное, уголовное и гражданское право, а также юридическую технику. Основной акцент сделан на формировании навыков работы с правовыми документами, анализе судебных решений и подготовке юридических текстов. Для решения профессиональных и учебных задач предлагается использование современных инструментов искусственного интеллекта, таких как ChatGPT, Doczilla AI, Mistral AI, Canva. В зависимости от выбранного профиля студенты изучают специализированные дисциплины и применяют соответствующие ИИ-инструменты. Студентами государственно-правового профиля для анализа законодательства, поиска прецедентов и составления документов могут использоваться ROSS Intelligence, LexisNexis и CaseText (CoCounsel). В рамках уголовно-правового профиля происходит углубленное изучение уголовного процесса, криминологии, прокурорского надзора и борьбы с коррупцией. Веб-приложение WestLaw может использоваться для поиска прецедентов и анализа изменений в уголовном законодательстве. Студенты гражданско-правового профиля изучают гражданское законодательство, правовые основы интеллектуальной собственности, возмещения убытков и рецепцию римского права. Инструменты ИИ, такие как TrademarkVision и LegalAI, помогают в анализе лицензионных соглашений, поиске товарных знаков и сравнении правовых норм. Для выполнения задач, связанных с подготовкой и прохождением ознакомительной, производственной и преддипломной практики, обучающиеся и преподаватели могут использовать YandexGPT, GigaChat, Genie AI Legalese Decoder и др. Использование этих инструментов искусственного интеллекта позволит студентам-юристам углубить свои знания в профессиональной сфере и сформировать иноязычную коммуникативную и профессиональные компетенции. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Ключевые слова
искусственный интеллект и чат-боты, нейросети, предметно-языковое интегрированное обучение, английский язык для юристовАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Сысоев Павел Викторович | Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина; Московский педагогический государственный университет | доктор педагогических наук, профессор, руководитель Научного центра Российской академии образования; профессор кафедры иноязычного образования | psysoyev@yandex.ru |
Булочников Станислав Юрьевич | Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина | научный сотрудник, лаборатория языкового поликультурного образования | bulochnikov03@mail.ru |
Сорокин Данила Олегович | Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина | научный сотрудник, лаборатория языкового поликультурного образования | sorokindanila2002@gmail.com |
Ссылки

Инструменты искусственного интеллекта в предметно-языковом интегрированном обучении студентов-юристов | Язык и культура. 2025. № 70. DOI: 10.17223/19996195/70/12