Конституция как средство обеспечения юридической соразмерностигосударственного устройства | Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2012. № 3 (5).

Конституция как средство обеспечения юридической соразмерностигосударственного устройства

В статье под государством понимается не только устройство, объединяющее жизненно важное пространство, жизненно важные ресурсы и жизненно важные интересы, но и вопросы, относящиеся к юридической обустроенности человеческого сообщества, пребывающего в социально значимых взаимоотношениях с каждым человеком, составляющим это сообщество. Юридическая обустроенность государства рассматривается не только как совокупность возможностей, обеспечивающих защиту прав, но и как взаимодействующая с ней совокупность возможностей государства, обеспечивающих гарантирование законных интересов людей, пребывающих в его юридическом пространстве.

Constitution as instrument of securing legal adequacy of state structure.pdf Государство - устройство, объединяющее жизненно важное пространст-во, жизненно важные ресурсы и жизненно важные интересы. И это юридиче-ски значимые элементы государства. Юридически в государстве существуютинтересы каждого из нас в отдельности и всех нас вместе. При этом катего-рия «все вместе» не представляет собой простую сумму человеческих инди-видуальностей, а является системным качеством их взаимодействия. Качест-венная новизна категории «все вместе» проявляется в разнообразии потен-циала, объективно выражающего предназначение государства. В предлагае-мой постановке Конституция Российской Федерации проявляет себя в каче-стве инструмента, выражающего юридическую сущность взаимосвязанныхявлений государства и права. В этом случае юридическое пространство госу-дарства представляет собой поле проявления его юридических возможностей.В данной статье под государством понимается также юридическая обу-строенность человеческого сообщества, пребывающего в социально значи-мых взаимоотношениях с каждым человеком, составляющим это сообщество.Юридическая обустроенность государства представляет собой не тольконаличие гарантированного возможностями государства механизма препятст-вования правонарушениям - механизма защиты прав, но и наличие гаранти-рованного возможностями государства механизма поддержки социально зна-чимых ожиданий человека от пребывания в юридическом пространстве госу-дарства - механизма реализации законных интересов.Юридическое предназначение государства - трансформация разнообра-зия индивидуальных созидательных возможностей каждого человека в раз-нообразие поддержки всеми вместе его ожиданий, связанных с пребываниемв составе государственного устройства. Разнообразие созидательных и ре-сурсных возможностей государства обеспечивает создание блага. Оно пред-ставляет собой объективно существующий и материально выраженный мас-сив значимых для человеческого сообщества и каждого человека материаль-ных, духовных, моральных и нравственных ценностей. Благо обеспечиваетсясодержащим определенные ресурсы пространством государства и созида-тельным потенциалом пребывающих в нем людей. Предпосылками консти-туционного закрепления юридической связи между явлениями государства иправа предстают юридические события. Необходимо уточнить, что юридиче-ские события - это:во-первых, события, соотносимые на предмет справедливости, проявляе-мой в качестве юридического равновесия явлений государства и права, атакже на предмет адекватности их отражения в юридических конструкциях иформулировках;во-вторых, события, соотносимые на предмет справедливости, проявляе-мой в качестве юридического равновесия взаимоотношений каждого челове-ка и всех людей вместе в юридическом пространстве государства;в-третьих, события, соотносимые на предмет справедливости, проявляе-мой в качестве беспрепятственности государственного гарантирования (реа-лизации посредством возможностей государства) востребованности социаль-но значимых созидательных возможностей каждого человека, пребывающегов юридическом пространстве государства;в-четвертых, события, соотносимые на предмет справедливости, прояв-ляемой в качестве беспрепятственности государственного гарантирования(реализации посредством возможностей государства) всех законных интере-сов в юридическом пространстве государства.Справедливость, в юридическом смысле, - сопоставимость социальногозначения того, что каждый человек отдает государству, с тем, что он получа-ет от государства в качестве защиты его прав и поддержки его законных ин-тересов, гарантируемых государством.Права человека, в самом высшем юридическом смысле, - беспрепятст-венность для реализации созидательных для него и всего человеческого со-общества возможностей.Законные интересы человека - беспрепятственность Ід©_Чсозидательной длянего и всего человеческого сообщества поддержки его ожиданий от пребывательство на индивидуальное благополучие, - основная причина всех юриди-ческих несуразиц и политических кризисов в государстве.Иными словами, в основе созидательной политики должно пребывать го-сударство, адекватное своим основным юридическим принципам. И в первуюочередь принципу соответствия разнообразия человеческих возможностейразнообразию человеческих ожиданий, принципу неприкосновенности все-общего блага как условия возрастания благополучия, а также принципу соот-ветствия государственной поддержки ожиданий каждого человека его реали-зованному созидательному потенциалу (исключение - инвалиды, дети).Государство, проявляющее себя, таким образом, в качестве юридическогоустройства, по сути своей предназначено обеспечивать соразмерность сози-дательных возможностей человека и его ожиданий от их реализации. И толь-ко затем оно - доверенный власти инструмент.Сегодня трансформировалось не общество, а скорее трансформировалисьнавязываемые представления о нем, выгодные тем, кто стремился к полити-ческому влиянию на общество. Стоит подчеркнуть, что политическое влия-ние такого толка укореняется в обществе с целью укрепления доминирующе-го положения в нем определенной группы лиц, упорядоченных в определен-ную организацию, чаще всего партийную. Такой подход дискредитируетидею партийности, изначальная суть которой в составе государственногоустройства - поиск и оптимизация созидательного взаимодействия каждогочеловека и всего человеческого сообщества, обустроенного в государство.Иными словами, настоящая политическая партия отличается от своих конку-рентов не умением протискиваться к рычагам государственной машины, асвоим знанием - каким путем развивать государство, а также умением следо-вать намеченному пути.В отличие от политического влияния, государственная власть представ-ляет собой инструмент, посредством которого обеспечивается созидательноевзаимодействие каждого человекаленных таковыми, а на основе их искусственного ограничения. Итогом тако-го уравновешивания предстают, с одной стороны, невостребованность сози-дательного потенциала большого числа россиян, а с другой - возможностьбесполезного для человека и государства расходования средств, предназна-ченных для поддержки их индивидуальных ожиданий. Это и является глав-ной причиной юридической несостоятельности ныне действующей Консти-туции РФ. Развиваемое на такой основе российское государство своему юри-дическому предназначению соответствовать не может.Гарантирование воли народа в государстве не сводимо к гарантированиюправомерного поведения и обеспечению публичной ответственности за пра-вонарушения. Есть еще и ожидания каждого из нас от пребывания в государ-стве. Анализировать и оптимизировать состояние любой системы, - а обще-ство, адекватно обустроенное в государство, так или иначе - система, про-дуктивнее не от цели, а от функции. Основной функцией государства являет-ся возможность трансформации созидательной инициативы человека в адек-ватную поддержку его ожиданий. Реализуемость будущего результата, отра-женного в долгосрочной цели развития общества и государства, прежде всегозависит не от качества формулировки долгосрочной цели, а от наличия функ-циональных возможностей государственного устройства, в пространстве ко-торого люди трансформируют свои созидательные возможности в государст-венно гарантируемые ожидания.Основная обеспечиваемая государством ценность - адекватная транс-формация индивидуальных созидательных возможностей каждого человека вофициальную поддержку его ожиданий от пребывания в пространстве госу-дарства.Юридическая конструкция государства обусловлена объективной необ-ходимостью поддержания соразмерности (симметрии) созидательных воз-можностей человека и соответствующих его ожиданиям гарантирующих ре-сурсов государства. Представляется, что именно посредствомличие которых предполагает обязательное вмешательство уполномоченныхпрофессионалов, гарантирующее российскую государственность, в любуюсферу социально значимых отношений в государстве.Об этом можно будет вести речь при условии должного государственноговнимания к взаимоотношениям каждого человека со всеми людьми вместе игосударственного гарантирования адекватности трансформирования созида-тельных возможностей человека в реализацию его ожиданий.Уравновешивать надо не только гарантированные государством права иобязанности человека, но и препятствование правонарушениям и поддержкузаконных интересов, осуществляемых государством в отношении каждого че-ловека и всех людей вместе, пребывающих в юридическом пространстве госу-дарства. Кроме того, все вместе запреты, дозволения и поддержку, обеспечи-ваемые государством, необходимо соотносить с пользой и созидательностью.Может быть, в этой сфере перспективным окажется не принцип взаимныхограничений во взаимоотношениях частей и целого, а принцип взаимных до-полнений их возможностей.Непосредственно на конституционном уровне имеет смысл отражать игарантировать стратегические моменты - принципы, базовые установки итехнологии государственного устройства правового регулирования и госу-дарственного гарантирования созидательных взаимоотношений человека игосударства. Иными словами, конституционно охватывать все юридическиедоминанты российского государственного устройства. Образно говоря, еслигосударство - устройство для соотнесения (взвешивания) созидательныхвозможностей человека и его ожиданий от реализации этих возможностей, аправо - шкала, обеспечивающая систему ориентиров для этого соотнесения,то Конституция, принципиальное описание, - стандарт конструкции весов имасштаба их шкалы, а также технологии их создания.Если есть потребность в детализации конституционного регулированиякаких-то моментов, препятствующих нормальному развитию явлений госу-дарства и права, то либо стратегические доминанты определены неверно(есть изъян в конструкции весов), либо их содержание сформулировано не-удовлетворительно (ущербна градуировка шкалы). Имеет смысл подчерк-нуть, что Конституция является особенным юридически документом. Преждевсего, ввиду особенности охватываемого ею предмета. Это не только гаран-тируемые все социально значимые отношения, складывающиеся в простран-стве государства, но и принципы создания и работы государственного уст-ройства, гарантирующего таковые. Особо значим тут и метод регулирования.Он представляет собой не только способ правового регулирования, но ипринципы формирования обеспечивающих его структур. Специфична здесь ифункция регулирования, которую можно определить как выражение и гаран-тирование принципов.Конституция - акт упорядочивающий, прежде всего государственное уст-ройство с тем, чтобы оно соответствовало предназначению оптимизации юри-дической среды обитания каждого человека. Права и законные интересы чело-века в Конституции упоминаются как основной ориентир, в соответствии скоторым должно развиваться российское государство. Детализации защитыправ и гарантирования законных интересов человека в Конституции быть недолжно. В Конституции должны быть установлены только юридические прин-ципы, обеспечивающие такую возможность. Отождествлять Конституцию спрочими правовыми актами и соотносить права гражданина с правами госу-дарства - то же самое, что пытаться взвесить весы на самих себе.Если отрасль права регулирует, то Конституция устанавливает юридиче-скую конструкцию, принципы и гарантии такого регулирования.Если права человека защищаются, а его законные интересы гарантируют-ся, то Конституция устанавливает соответственно принципы их защиты игарантирования.У государства нет прав, у него есть возможности. Противопоставляя пра-ва человека и государства с намерением ограничить государство в его правах,мы тем самым противопоставляем ожидания человека от пребывания в госу-дарстве возможностям их защиты и гарантирования.Конституция - не правовой и не политический документ. Это документ,содержащий формулировки основных принципов государственной конструк-ции, государственной политики и государственного гарантирования прав изаконных интересов. А кроме того, это еще и документ, содержащий принци-пы государственного устройства, обеспечивающего возможность реализацииполитики, защиты прав и гарантирования законных интересов в юридиче-ском пространстве государства.Сущность ответственности государственного органа или должностноголица заключена не в том, чтобы, подобно индивидуальной человеческой от-ветственности, стать готовностью официального чиновника претерпевать задопущенные правонарушения какие-то ущемления, тяготы и лишения. Вэтом случае она ничего не добавляет к существующей ответственности кон-кретного человека за конкретное преступление. Ведь несет такую ответст-венность не государственный орган и не должностное лицо. Ее несет группалюдей или конкретный человек за то, что злоупотребил доверием государст-ва, противопоставил государственной пользе свою незаслуженную выгоду итем самым утратился

Ключевые слова

юридическое устройство государства, юридическое пространство государства, юридическое предназначение государства, Legal organization of a state, legal area of a state, legal designation of a state

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Капитонов Сергей АнатольевичАкадемия управления МВД России (Москва)доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник отдела стратегических проблем управления Научного центраugolovnoe@sibmail.com
Всего: 1

Ссылки

 Конституция как средство обеспечения юридической соразмерностигосударственного устройства | Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2012. № 3 (5).

Конституция как средство обеспечения юридической соразмерностигосударственного устройства | Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2012. № 3 (5).

Полнотекстовая версия