Гарантии реализации некоторых прав и законных интересов осужденных к лишению свободы, являющихся родителями | Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2020. № 36. DOI: 10.17223/22253513/36/5

Гарантии реализации некоторых прав и законных интересов осужденных к лишению свободы, являющихся родителями

Рассматриваются различные аспекты гарантий реализации некоторых прав и законных интересов осужденных к лишению свободы, являющихся родителями.

Guarantees for the realization of certain rights and legitimate interests of imprisoned parents.pdf Осужденные как субъекты уголовно-исполнительных правоотношений регулярно становятся предметом исследования в самых различных научных публикациях [1-3]. Достаточно часто в тех или иных аспектах в качестве субъекта уголовно-исполнительных правоотношений рассматриваются несовершеннолетние осужденные [4, 5]. Однако осужденные родители (за исключением вопросов отсрочки отбывания наказания в рамках ст. 82 УК РФ), практически не анализируются научным юридическим сообществом в рассматриваемом качестве. Уголовное наказание в виде лишения свободы в отношении родителей оказывает чрезвычайно сильное воздействие на детей, и, соответственно, одним из направлений развития политики в сфере назначения и исполнения наказаний является обеспечение интересов детей, чьи родители находятся в местах лишения свободы. Говоря о гарантиях реализации прав и законных интересов осужденных, являющихся родителями, хотелось бы обратить внимание на несколько аспектов. Во-первых, необходимо отметить, что как на уровне международных правовых актов, так и на уровне российского законодательства видна тенденция к повышению внимания к рассматриваемой категории осужденных, обеспечению их правового положения. Так, в Конвенции ООН о правах ребенка говорится, что дети должны быть защищены от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса или деятельности их родителей и что во всех действиях, касающихся детей, наилучшие интересы ребенка должны приниматься во внимание в первую очередь. Также в указанном документе закреплено право ребенка поддерживать контакт с родителем, с которым он разлучен. Кроме того, следует отметить также появление особого самостоятельного европейского документа, направленного на защиту прав детей, чьи родители находятся в местах лишения свободы. В 2018 г. Комитет Министров Совета Европы принял принципиально новый документ - Рекомен- Гарантии реализации некоторых прав и законных интересов осужденных 49 дации в отношении детей, чьи родители осуждены к лишению свободы, и призвал все государства, являющиеся членами этой международной организации, руководствоваться ими в процессе совершенствования уголовной, уголовно-исполнительной политики и законодательства, а также в практической сфере. Комитет Министров требует перевести текст документа на официальные языки государств и ознакомить с ним соответствующие ведомства, профессионалов, широкую общественность, а также детей и их родителей, находящихся в местах лишения свободы [6. С. 285]. В указанном документе речь идет о необходимости уважения прав детей осужденных, учета их индивидуальных потребностей и особенностей жизненной ситуации, а также о необходимости принимать меры, которые бы отвечали интересам ребенка, обеспечивая неприкосновенность частной жизни, а также укреплять роль родителя как во время отбывания наказания, так и после освобождения. Обращено внимание на учет интересов детей при назначении наказания в виде лишения свободы и по возможности применения альтернативного наказания, особенно если речь идет о единственном родителе. При направлении осужденного в исправительное учреждение следует принимать во внимание место жительства ребенка. Кроме того, государствам рекомендуется предоставлять необходимые средства государственным органам и общественным организациям для поддержки детей осужденных и их семей с тем, чтобы они могли решать свои проблемы, включая проезд для встречи с родителями и, по возможности, финансовую помощь для поддержания полезных контактов. Анализируя нормы российского законодательства в сфере обеспечения прав детей, родители которых осуждены к уголовным наказаниям, можно выделить несколько правовых институтов: - возможность предоставления отсрочки отбывания наказания осужденным беременным женщинам, женщинам, имеющим малолетних детей и мужчинам, которые являются единственным родителем; - проживание ребенка совместно с матерью в исправительных колониях, при которых имеются дома ребенка; - наличие возможности осуществления контроля посредством посещений учреждений и органов, исполняющих наказания в отношении несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин, осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительных учреждений, Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка, а также уполномоченными по правам ребенка в субъектах Российской Федерации в пределах соответствующих территорий; - закрепление в уголовно-исполнительном законодательстве в качестве законного интереса нескольких видов выездов, направленных на поддержание и обеспечение общения с детьми; - дополнение в 2017 г. уголовно-исполнительного законодательства России нормой ч. 2-1 ст. 89 УИК РФ, согласно которой осужденным женщинам, имеющим ребенка в возрасте до 14 лет, а также осужденным муж- Ф.В. Грушин, И.А. Давыдова 50 чинам, имеющим ребенка в возрасте до 14 лет и являющимся единственным родителем, за исключением осужденных, указанных в ч. 3 ст. 97 УИК РФ, могут предоставляться дополнительные длительные свидания с ребенком в выходные и праздничные дни с проживанием (пребыванием) вне исправительного учреждения, но в пределах муниципального образования, на территории которого расположено исправительное учреждение, если это предусмотрено условиями отбывания ими лишения свободы в исправительном учреждении. С одной стороны, изменения законодательства в рассматриваемой сфере имеют позитивный характер, с другой - некоторые особенности норм уголовно-исполнительного законодательства, регламентирующие порядок исполнения наказания в виде лишения свободы, имеют существенные недостатки, а иногда и затрудняют общение с детьми. Кроме того, имеется еще один аспект рассматриваемой проблемы обеспечения прав детей, чьи родители находятся в местах лишения свободы. Поскольку матери часто являются основными или единственными опекунами детей, а также нередко отбывают наказание далеко от дома, лишение свободы матерей может иметь серьезные последствия для ребенка, оказывать травмирующее воздействие. Соответственно, и международные правовые акты, и законодательство ряда государств акцентируют внимание на обеспечении прав детей, чьи матери находятся в местах лишения свободы, закрепляют специальные права и льготы в отношении указанной категории осужденных. Гораздо реже обращается внимание на травмирующее воздействие, которое может оказать на ребенка тюремное заключение отца. Так, отдельные зарубежные авторы отмечают, что «дети, чьи отцы находятся в заключении, испытывают многие из проблем, относящихся к детям заключенных матерей, включая чувство потери, разрушение привычного мира, бедность, стигматизацию, проблемы со здоровьем, трудности, связанные с посещениями родителей в тюрьме. В то же время есть проблемы, которые могут быть вызваны именно заключением отцов, такие как повышенный риск противоправного поведения ребенка и ухудшение отношений между ребенком и матерью» [7. С. 179]. Тем не менее, исходя из статистических данных большинства государств, можно сделать вывод о том, что количество детей, находящихся в разлуке с отцами из-за их нахождения в пенитенциарных учреждениях, существенно больше, чем разлученных с матерями по этой же причине. Как известно, мужчины составляют подавляющее большинство заключенных, доля осужденных женщин составляет в среднем около10% [8. С. 1]. Как было отмечено выше, в международных правовых актах подчеркивается необходимость защиты детей от всех форм дискриминации и наказания на основе статуса или деятельности их родителей и в первую очередь уделять внимание наилучшему обеспечению интересов ребенка, а наличие у ребенка права на поддержание контактов с родителем, с кото- Гарантии реализации некоторых прав и законных интересов осужденных 51 рым он разлучен, делает необходимым принятие мер для защиты права ребенка на поддержание контактов с заключенным отцом, так же как и с заключенной матерью, если это наилучшим образом обеспечивает интересы ребенка. В российском законодательстве также отсутствует единый подход в обеспечении прав осужденных мужчин и женщин, являющихся родителями, имеющими потребность в оказании помощи в общении с детьми, в решении некоторых проблем, связанных с детьми, направленных на защиту их прав. Так, если рассматривать контроль уполномоченных по правам ребенка, то вызывает недоумение ограничение видов исправительных учреждений, которые они могут посещать, а также отсутствие возможности общения с осужденными мужского пола, содержащимися в исправительных учреждениях и имеющих детей. Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. № 501-ФЗ «Об уполномоченных по правам детей в Российской Федерации» закрепляет следующие полномочия указанного субъекта: уполномоченный содействует: 1) восстановлению нарушенных прав и законных интересов детей; 2) совершенствованию законодательства Российской Федерации в части, касающейся защиты прав и законных интересов детей; 3) развитию международного сотрудничества в области защиты прав и законных интересов детей; 4) совершенствованию форм и методов защиты прав и законных интересов детей. В указанном нормативном правовом акте нет положений, касающихся одного родителя, соответственно, обеспечение и защита прав детей должны осуществляться во всех видах исправительных учреждений и касаться не только матерей, но и отцов. Изложенное позволяет сделать вывод о том, что в правовом регулировании обеспечения прав детей, чьи родители находятся в местах лишения свободы, произошли положительные изменения как на международном, так и на национальном уровне. Однако, к сожалению, мы не можем так же уверенно говорить о реализации этих законодательных положений, прежде всего в связи с тем, что почти все блага, предусмотренные законодательством для осужденных к лишению свободы, являются законными интересами, а не субъективными правами, а значит, применяются по усмотрению администрации исправительного учреждения или суда. И если в ряде случаев администрация исправительного учреждения руководствуется интересами ребенка и не предоставляет дополнительных свиданий или выездов за пределы ИУ с учетом личности осужденного и его поведения в период отбывания наказания, свидетельствующего о том, что такие встречи не могут способствовать интересам детей, то имеются и иные примеры, иногда связанные с коррупционным характером действий администрации ИУ, а также с негласным запретом предоставления выездов осужденным, имеющим место в некоторых территориальных органах. Соответственно, требуются определенные гарантии реализации рассматриваемых выше прав и законных интересов осужденных, имеющих детей. Ф.В. Грушин, И.А. Давыдова 52 Так, в упомянутом выше международном акте Совета Европы закреплены следующие гарантии. Соответствующим национальным органам следует применять межведомственный подход, с тем чтобы поощрять, поддерживать и защищать права детей, родители которых находятся в заключении, включая их наилучшие интересы. Это предполагает сотрудничество со службами пробации, общественностью, школами, здравоохранением и службами социального обеспечения детей, полицией, омбудсменом по делам детей или другими должностными лицами, отвечающими за защиту прав детей, а также с другими соответствующими учреждениями, включая организации гражданского общества, оказывающие поддержку детям и их семьям. Кроме того, в качестве гарантии может выступать мониторинг рассматриваемого направления деятельности. Так, положение 50 указанного документа предусматривает мониторинг компетентных министерств, а также омбудсменов по делам детей или других национальных правозащитных органов и органов, ответственных за защиту прав детей, а также необходимость регулярно отчитываться и принимать надлежащие меры, касающиеся признания и осуществления прав и интересов детей с лишенными свободы родителями, включая малолетних детей, живущих в тюрьме со своими родителями. Следует систематически собирать статистические данные из пенитенциарных и детских учреждений и публиковать их вместе с информацией о детях, лишенных свободы. Также предусмотрены финансовые и организационные гарантии. В рекомендациях указывается, что выделяются финансовые средства для поддержки исследований в отношении детей, родители которых находятся в заключении, с тем чтобы способствовать развитию политики и практики в этой области. Осуществление практики и политики в интересах детей, включая международные стандарты, касающиеся детей, родители которых находятся в заключении, должно регулярно проходить проверку и оценку. Такой обзор могут составлять соответствующие министерства, администрация тюрем, социальные службы, омбудсмены по делам детей и другие правозащитные органы, отвечающие за защиту прав детей, а также другие учреждения, включая организации гражданского общества. С учетом рассмотренных выше требований международных правовых актов и необходимости защиты интересов детей, чьи родители находятся в местах лишения свободы, обращает на себя внимание законопроект, внесенный в марте 2018 г. в Государственную Думу Российской Федерации, направленный на поддержание социально полезных связей с семьей в период отбывания наказания в местах лишения свободы. Авторы законопроекта предложили внести изменения в Закон об опеке и попечительстве в части наделения полномочиями органов опеки и попечительства по обеспечению возможности сохранения детско-родительских отношений между ребенком, временно находящимся под опекой, и роди- Гарантии реализации некоторых прав и законных интересов осужденных 53 телем, не лишенным родительских прав и находящимся в местах лишения свободы. Законопроектом предлагается ввести новые нормы, в соответствии с которыми в интересах подопечного орган опеки и попечительства в договоре об осуществлении опеки или попечительства может указать отдельные действия, которые опекун или попечитель обязан выполнять по сохранению детско-родительских отношений между родителем, отбывающим наказание в местах лишения свободы, и ребенком, временно находящимся под опекой, через общение по телефону и посредством видеосвязи. Кроме того, были предложены изменения в Семейный кодекс РФ с целью закрепления в законодательстве права родителя, находящегося в местах лишения свободы, на общение с ребенком, участие его в воспитании и решении вопросов получения ребенком образования, а также на получение информации о своем ребенке из образовательных и медицинских организаций, организаций социального обслуживания и аналогичных организаций. Указанный законопроект в полной мере соответствует требованиям международных правовых актов и, по нашему мнению, мог бы положительно повлиять на процесс поддержания контактов с детьми, а в этой связи и на процесс ресоциализации осужденных родителей. Положительно оценивая расширение прав и законных интересов осужденных, являющихся родителями, считаем необходимым еще раз подчеркнуть, что поддержание контактов как с отцами, так и с матерями должны поддерживаться только в том случае, если это наилучшим образом отвечает интересам ребенка. Следовательно, необходимо четкое закрепление в законодательстве критериев (условий) реализации соответствующих видов законных интересов осужденных, чтобы, с одной стороны, исключить или минимизировать возможность коррупционных рисков, а с другой -ограничить такие контакты с родителями, которые могут отрицательно повлиять на детей.

Ключевые слова

осужденные, уголовно-исполнительное законодательство, родители, гарантии, convicts, penal legislation, parents, guarantees

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Грушин Федор ВладимировичАкадемия права и управления Федеральной службы исполнения наказанийкандидат юридических наук, профессор кафедры уголовно-исполнительного праваfedor062@yandex.ru
Давыдова Ирина АлександровнаАкадемия права и управления Федеральной службы исполнения наказанийкандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовно-исполнительного права706197825041977@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Гришко А.Я. Предупредительная функция норм уголовно-исполнительного права и законные интересы осужденного // Вестник Томского государственного университета. Право. 2015. № 3 (17). С. 12-23.
Уткин В.А. Проблемы правового регулирования труда осужденных в исправительных учреждениях Российской Федерации // Уголовная юстиция. 2015. № 2 (6). С. 81-88.
Емельянова Е.В. К вопросу о дискриминации в сфере трудового использования осужденных к лишению свободы // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 334. С. 94-95.
Кашуба Ю.А., Нистратова И.С. Исполнение наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних, имеющих социально значимые заболевания // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 435. С. 246-253.
Лещенко О.В. Влияние религии на правосознание несовершеннолетних осужденных // Уголовно-исполнительное право. 2016. № 1 (23). С. 72-74.
Хуторская Н.Б. Новые рекомендации Совета Европы в отношении особой категории несовершеннолетних // Организационно-правовое обеспечение деятельности учреждений и органов ФСИН России: проблемы и перспективы развития : материалы Межвуз. науч.-практ. конф., Рязань, 8 февраля 2019 г. Рязань : Академия ФСИН России, 2019. С. 284-287.
Murray J., Farrington D.P. The Effects of Parental Imprisonment on Children // Crime and Justice. 2008. Vol. 37. P. 133-206.
Розенберг Дж., Бретт Р. Детям нужны и папы тоже: о детях, отцы которых находятся в тюрьме / пер. на рус. яз. PRI. Geneva : Quaker United Nations Office, 2009. 56 с.
 Гарантии реализации некоторых прав и законных интересов осужденных к лишению свободы, являющихся родителями | Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2020. № 36. DOI: 10.17223/22253513/36/5

Гарантии реализации некоторых прав и законных интересов осужденных к лишению свободы, являющихся родителями | Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2020. № 36. DOI: 10.17223/22253513/36/5

Полнотекстовая версия