Актуальные вопросы обеспечения сохранности и реализации незаконно срубленной древесины - вещественного доказательства при производстве по уголовному делу | Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2021. № 40. DOI: 10.17223/22253513/40/7

Актуальные вопросы обеспечения сохранности и реализации незаконно срубленной древесины - вещественного доказательства при производстве по уголовному делу

Сложившаяся практика длительного хранения незаконно заготовленной древесины в условиях, исключающих сохранность, влечет ее порчу и списание как неликвид. Предлагается на уровне Пленума Верховного Суда РФ акцентировать внимание правоприменителей на необходимости оперативного принятия предусмотренных законом мер по обеспечению сохранности и реализации вещественного доказательства, проведя в отношении него необходимые следственные действия в целях обеспечения доказательственной аутентичности.

Topical issues of preservation and sale of illegally felled timber as physical evidence in criminal proceedings.pdf Лес - сложный биологический комплекс, входящий в состав биосферы Земли. Являясь «колыбелью человечества», он до сих пор не утратил своего глобального значения, выступая основным климатообразующим фактором, регулируя кислородно-углеродистый баланс нашей планеты. Россия занимает лидирующую позицию по площади и многообразию лесов. Так, на долю земель лесного фонда приходится 1 146,2 млн га, это около 70% территории страны, из них 770,6 млн га земель покрыто лесной растительностью [1]. По оценкам ФАО ООН, запасы углерода в фитомассе мировых лесных активов составляют около 360 млрд тонн, из которых более 49 млрд тонн приходится на российские леса [2]. Лесные ресурсы нашего государства обладают уникальным биоразнообразием, обеспечивая существование 40% видов растений и 45% видов животных, значительная часть которых находится на грани исчезновения [3. С. 33]. Однако с этим изобилием связано и множество проблем. Высокая ликвидность «зеленого золота», его востребованность на рынке, особенно международном, территориальная протяженность, низкий уровень жизни населения, безработица способствуют совершению правонарушений в области охраны и рационального использования лесов, среди которых лидирующую позицию занимают незаконные рубки. Только по официальным данным более 30% заготавливаемой древесины носит криминальный характер, а в отдельных «лесных» регионах Российской Федерации (Амурская, Архангельская, Иркутская, Кировская, Свердловская, Тверская, Ярославская области и др.) ее удельный вес доходит до 70%, составляя около 95% в структуре всех экологических преступлений [4]. Проведенный в некоторых регионах аэрокосмический мониторинг лесного фонда показал превышение фактических объемов рубок над заявленными в 3 раза. Общий экономический ущерб бюджету РФ от незаконной заготовки древесины и ее оборота по разным оценкам составляет от 13 до 30 млрд руб. ежегодно [5]. По данным ВНИИ лесной промышленности, более 21 млн м3 вывезенной древесины, или 22,9% в общем объеме, сокрыто от учета и выведено из-под налогооблагаемой базы. Такие действия не только причиняют значительный материальный ущерб экономическим интересам государства, но и представляют угрозу экологической безопасности регионов. Например, в Приморском крае на один случай незаконной рубки леса в среднем приходится 33,4 м3 [6. С. 34]. Нарастание обозначенных проблем, значимость которых доходит до уровня глобальных цивилизационных вызовов, определяет трансформацию национальной экологической политики. На федеральном уровне принят ряд стратегических документов, определяющих комплекс мер, реализация которых обеспечит сохранение и развитие биоресурсов, среди которых отдельное внимание уделяется лесному фонду. Так, утвержденная Постановлением Правительства РФ 15 апреля 2014 г. Государственная программа «Развитие лесного хозяйства на 2013-2020 годы» [1] предусматривает создание системы воспроизводства лесного фонда и восстановления лесов (в первую очередь в регионах, утративших экологический, рекреационный и лесохозяйственный потенциал), сокращение нелегальных рубок и теневого оборота древесины. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [7] отмечается, что на состояние экологической безопасности негативное влияние оказывают истощение запасов минерально-сырьевых, водных и биологических ресурсов, в том числе в результате неэффективного и «хищнического» природопользования, преобладание в экономике добывающих и ресурсоемких отраслей. Основы государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Правительством РФ 26 сентября 2013 г. [8], в числе приоритетных задач определяют повышение эффективности управления лесным сектором. Приказом Министерства промышленности и торговли РФ и Минсельхоза РФ от 31 октября 2008 г. № 248/482 утверждена Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года [9], конкретизирующая государственную политику в области лесного комплекса, где важное место в экономике страны отведено лесному хозяйству и лесопромышленной отрасли по заготовке и переработке древесины. На обеспечение стратегически важных задач направлено реформирование лесного и смежного с ним земельного, водного, налогового законодательства. Корректировке подверглась модель управления природопользованием, ориентированная не только использование, но и на восстановление лесов и других природных ресурсов, сохранение и повышение их ресурсноэкологического потенциала. Изменения уголовного законодательства в этой части пошли по пути ужесточения наказания за незаконную рубку, уничтожение и повреждение лесных насаждений, а также криминализации оборота незаконного заготовленной древесины [10]. Однако указанные реформы способствовали решению далеко не всех задач в сфере охраны и рационального использования лесных ресурсов. Среди острых прикладных проблем, которые возникают в процесс уголовного судопроизводства по делам о преступлениях, посягающих на сохранность лесных и иных насаждений, следует выделить вопросы обеспечения сохранности и реализации незаконно срубленной древесины. Учитывая объемы незаконно заготовляемой древесины, которая, выступая вещественным доказательством по уголовному делу, должна обращаться в доход государства, средства, полученные от ее реализации, могли бы «перекрыть» государственных расходы на лесовосстановительные мероприятия. В реальности же мы имеем не доходы, а расходы, так как на оценку древесины, подлежащей реализации, зачастую тратится больше, чем выручается от ее продажи, поэтому дешевле списать древесину как неликвид. Попробуем разобраться в сложившейся ситуации. В зависимости от характера преступного посягательства (незаконная рубка лесных насаждений; приобретение, хранение, перевозка, переработка в целях сбыта или сбыт незаконного заготовленной древесины; приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем; контрабанда; хищение; вымогательство и др.) незаконно срубленная древесина может выступать в качестве предмета: который сохранил на себе следы преступления; на который были направлены преступные действия; на основании которого определяется размер причиненного ущерба; который служит средством для обнаружения преступления и установления его фактических обстоятельств. Принимая решение о признании незаконно срубленной древесины вещественным доказательством, следователь (дознаватель) должен осмотреть ее и определить порядок хранения (ст. 81 УПК РФ). Учитывая, что в силу громоздкости обеспечить хранение незаконно срубленной древесины при уголовном деле невозможно, она на основании п. «в» ч. 2 ст. 82 УПК РФ подлежит оценке и с согласия владельца либо по решению суда передается для реализации в соответствии с законодательством РФ в порядке, установленном Правительством РФ. На сегодняшний день указанный порядок определен Постановлением Правительства РФ от 23 августа 2012 г. № 8480 «О порядке реализации или уничтожения предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднено» [11]. Анализ судебно-следственной практики24 свидетельствует, что не всегда указанные положения закона реализуются. В материалах отдельных уголовных дел, возбужденных по факту незаконной рубки лесных насаждений (ст. 260 УК РФ), отсутствуют сведения о месте нахождения незаконно срубленной древесины. Так, в протоколе осмотра места преступления, содержащегося в материалах дела, рассмотренного Каргопольским районным судом Архангельской области, указано, что обнаружены только пни и вершинные части деревьев. На фототаблице, приложенной осмотру, видно, что на месте преступления находилась и древесина в хлыстах и сортиментах [12]. В деле, рассмотренном Плесецким районным судом, содержатся сведения об изъятии и приобщении только 11 м3 из 47 м3 незаконно срубленного леса. Информация о 36 м3 древесины отсутствует [13]. В тех случаях, когда в отношении незаконно заготовленной древесины принимается решение о приобщении к материалам дела в качестве вещественного доказательства, ее сохранность не всегда обеспечивается, так как по факту хранение леса осуществляется по месту обнаружения преступления или на открытых площадках возле зданий органов внутренних дел, при этом лица, ответственные за его сохранность, не определяются. На практике имеют место конфликтные ситуации между следователями и лицами, на ответственное хранение которых передается незаконно заготовленная древесина. Последние из-за отсутствия условий, которые бы обеспечивали сохранность вещественных доказательств, отказываются от исполнения возложенных обязанностей. Так, представитель лесничества, на которого следователь возложил обязанности по хранению древесины, письменно отказался исполнять постановление следователя, мотивировав отказ тем, что более 30 м3 незаконно заготовленной древесины находится на обочине дороги, по которой круглосуточно вывозится лес, возможности обеспечить сохранность древесины в указанных условиях у лесничества, учитывая территориальную удаленность и отсутствие соответствующих условий, не имеется. В материалах уголовных дел отсутствуют документы, отражающие состояние передаваемой на хранение древесины, уполномоченные органы не проводят периодические проверки наличия, состояния, а также условий хранения вещественных доказательств. Указанные обстоятельства способствуют хищению древесины, выявленные факты хищения вещественных доказательств влекут возбуждение уголовных дел, но преступления в подавляющем большинстве остаются нераскрытыми. Анализ судебной практики свидетельствует, что передача древесины на реализацию в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.08.2012 № 8480 «О порядке реализации или уничтожения предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднено» осуществляется только после принятия судом приговора по делу. Однако на этой стадии вновь возникают проблемы. Для того чтобы выставить древесину на аукцион, необходимо провести ее переоценку, так как с момента первоначальной оценки (со времени обнаружения преступления), проходит много времени, и, учитывая, что хранение древесины осуществляется на открытом воздухе, под воздействием климатических факторов, она существенно теряет в стоимости, а в случаях, если она неокорена25, в результате длительного хранения значительно повреждается или уничтожается вредителями. При обращении с ходатайством о переоценке древесины к следователю и (или) суду сотрудники Федерального агентства по управлению государственным имуществом получают отказ. Следователи ссылаются на то, что материалы дела переданы в суд, последний - на то, что окончательное решение по делу принято. Итог: деловая древесина превращается в неликвид и списывается. Только в единичных случаях органы предварительного расследования на основании п. «в» ч. 2 ст. 82 УПК РФ принимают решение о реализации вещественных доказательств, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднительно до вынесения приговора. Так, по уголовному делу, рассмотренному Котласским судом, незаконно срубленный лес в ходе расследования был изъят, осмотрен и признан вещественным доказательством. Принимая решение о передаче древесины на хранение и последующую реализацию Федеральному агентству по управлению государственным имуществом по Архангельской области, следователь обосновал его ссылкой на Постановление Правительства РФ от 23.08.2012 № 8480 и мотивировал тем, что орган внутренних дел не имеет условий для хранения данного вещественного доказательства, а при длительном хранении в ненадлежащих условиях древесина утратит свои полезные качества и придет в непригодное для дальнейшей переработки состояние. Следователь оформил соответствующую заявку в адрес Федерального агентства по управлению государственным имуществом о принятии древесины на хранение и реализацию и по акту передал древесину представителю агентства [14]. Единичность подобных решений обусловлена «удобной» позицией, которую занимают сотрудники следственных органов, ссылаясь на Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июля 2008 г. № 9-П [15], признавшего положения уголовно-процессуального закона, допускающие реализацию вещественных доказательств без решения суда, не соответствующими нормам Конституции РФ, гарантирующим право собственности, и на изменения, внесенные в п. «в» ч. 2 ст. 82 УПК РФ Федеральным законом от 22 апреля 2010 г. № 62-ФЗ [16], на основании которых только суд разрешает вопросы о реализации или уничтожении вещественных доказательств без согласия владельца. Позиция законодателя, установившего судебный контроль над процедурой реализации вещественных доказательств, заслуживает поддержки, так как указанная проверка обеспечивает предупреждение злоупотреблений со стороны сотрудников органов предварительного расследования. Однако ни в указанном постановлении Конституционного Суда РФ, ни в нормах УПК РФ не определено, что соответствующим судебным решением должен быть приговор. Исходя из содержания ч. 1 ст. 82 УПК РФ хранение вещественных доказательств должно быть обеспечено до вступления в законную силу приговора суда в случаях, когда есть спор о праве на имущество. Учитывая, что при незаконной рубке вред причиняется публичным интересам, а ущерб - государству, споров о праве на незаконно срубленный лес не возникает, поэтому его реализация возможна до приговора суда. В современных условиях, когда в сфере уголовно-процессуальных отношений оказываются значительные и даже огромные материальные ценности, юридически безупречно грамотное обращение с ними, в том числе и как с вещественными доказательствами, приобретает все большее значение. Решению обозначенных выше проблем, на наш взгляд, способствовали бы дополнения в Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» [17]. В частности, высшей судебной инстанции необходимо обратить внимание правоприменителей на необходимость оперативного принятия предусмотренных законом мер по обеспечению сохранности незаконно срубленной древесины, а также исключение фактов длительного нахождения незаконно заготовленной древесины, признанной вещественным доказательством, на месте обнаружения (совершения) преступления, передачи ее лицам, виновным в незаконной рубке лесных насаждений (ст. 260 УК РФ). Учитывая, что в силу громоздкости обеспечить хранение незаконно срубленной древесины при уголовном деле невозможно, в целях обеспечения доказательственной аутентичности предмета преступления при последующих исследовании, проверке, оценке следователь должен произвести все необходимые следственные действия в отношении данного вещественного доказательства (должным образом зафиксировать, взять образцы, достаточные для сравнительного исследования и т.д.), осуществить оценку древесины и на основании п. «в» ч. 2 ст. 82 УПК РФ передать ее Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (его территориальному органу) для реализации в соответствии с законодательством РФ в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 23 августа 2012 г. № 8480 «О порядке реализации или уничтожения предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднено». Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ о том, что древесина, признанная вещественным доказательством ввиду ее нелегальной заготовки (что исключает спор о праве), подлежит реализации на стадии предварительного расследования, обеспеченные судебным контролем и прокурорским надзором, будут способствовать, на наш взгляд, изменению сложившейся практики.

Ключевые слова

незаконная рубка лесных насажДений, вещественные Доказательства, Древесина, ущерб, хранение, реализация

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Скрипченко Нина ЮрьевнаСеверный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносовадоктор юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного права и процессаn.skripchenko@narfu.ru
Всего: 1

Ссылки

Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы : постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 318 (ред. от 30.03.2018) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 18 (ч. II). Ст. 2164.
Ежегодный доклад о состоянии и использовании лесов Российской Федерации за 2012 год. URL: http://www.rosleshoz.gov.ru/docs/other/79 (дата обращения: 25.02.2019).
Копейкин М., Кузьмичев Е. Нелегальные рубки и противодействие им в Архангельской области // Устойчивое лесопользование. 2010. № 3 (25). С. 33-35.
Конфоркин И.А. Уголовная ответственность за незаконную рубку лесных насаждений. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=CMB&n=16509# 025446399321306434
Шматков Н. Противодействие нелегальным заготовкам и обороту древесины. URL: http://www.lesprominform.ru/jarchive/articles/itemshow/2604 (дата обращения: 31.01.2019).
Рубцова М.В. Состояние законности, борьбы с преступностью в сфере экспорта леса // Законность. 2018. № 2. С. 33-36.
О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 // Собрание законодательства РФ. 2016. № 1 (ч. II). Ст. 212.
Об утверждении Основ государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года : распоряжение Правительства РФ от 26.09.2013 № 1724-р // Собрание законодательства РФ. 2013. № 1 (ч. III). Ст. 5096.
Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года : приказ Министерства промышленности и торговли РФ и Минсельхоза РФ от 31.10.2008 № 248/482. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&document Id=153221 (документ опубликован не был).
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федеральный закон от 21.07.2014 № 277-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2014. № 30 (ч. I). Ст. 4278.
О порядке реализации или уничтожения предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднено : постановление Правительства РФ от 23.08.2012 № 848 (ред. от 31.08.2017) // Собрание законодательства РФ. 2012. № 36. Ст. 4900.
Уголовное дело № 1-65\\17, рассмотренное Каргопольским районным судом Архангельской области // Архив Каргопольского районного суда Архангельской области.
Уголовное дело № 1-92\\17, рассмотренное Плесецким районным судом Архангельской области // Архив Плесецкого районного суда Архангельской области.
Уголовное дело № 1-71\\18, рассмотренное Котласским судом Архангельской области // Архив Котласского суда Архангельской области.
По делу о проверке конституционности положений ст. 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.В. Костылева : постановление Конституционного Суда РФ от 16.07.2008 № 9-П // Собрание законодательства РФ. 2008. № 30 (ч. 2). Ст. 3695.
О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 22.04.2010 № 62-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2010. № 17. Ст. 1985.
О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 (ред. от 30.11.2017) № 21 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012. № 12.
 Актуальные вопросы обеспечения сохранности и реализации незаконно срубленной древесины - вещественного доказательства при производстве по уголовному делу | Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2021. № 40. DOI: 10.17223/22253513/40/7

Актуальные вопросы обеспечения сохранности и реализации незаконно срубленной древесины - вещественного доказательства при производстве по уголовному делу | Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2021. № 40. DOI: 10.17223/22253513/40/7

Полнотекстовая версия