Speech genre of autobiographical story as a fragmentof encyclopaedia of speech genres.pdf Современная тенденция гуманитарных наук к интегративно-сти привела исследователей к необходимости упорядочениянакопленных знаний, к их комплексному оформлению в рамках од-ной науки, одного научного направления. Отечественное жанрове-дение в этом смысле поставило перед собой одну из таких задач -создание энциклопедии речевых жанров русского языка [1-2], кото-рая будет отвечать на вопрос об имеющихся жанрах речи в русскомнациональном языке и их особенностях. В недрах современной лин-гвистики и лексикографической практики создано немало инноваци-онных концепций словарей, успешно реализующихся или уже реа-лизованных. Энциклопедия речевых жанров - один из таких типовлексикографических изданий, проблема создания которых поставле-на, но не решена.Возможно, такое состояние дел объясняется тем, что до сих порнет единого общепринятого определения речевого жанра, не всегдаопределимы границы того или иного речевого жанра, поскольку в ес-тественном общении речевые жанры могут быть переплетены и зачас-тую перетекают один в другой, соответственно, можно говорить овзаимодействии сразу нескольких жанров речи. Кроме этого, сущест-вует и проблема называния речевых жанров: изучая одни и те же типывысказываний, исследователи толкуют их по-разному, что также мо-жет создавать определенные трудности при инвентаризации жан-ров речи.Несмотря на сложившуюся ситуацию, существуют попытки упо-рядочения речевых жанров. Например, все речевые жанры исследова-тели классифицируют, учитывая как структурные, так и содержатель-ные признаки: первичные / вторичные [3]; простые и сложные, при-марные и секундарные [4]; риторические / нериторические [5] и др.Наряду с типологиями речевых жанров осуществляется и их сис-тематизация. Так, в Саратовском государственном университете из-даются сборники «Жанры речи», в которых рассматриваются теоре-тические вопросы жанроведения и описываются некоторые речевыежанры. В 2007 г. создана антология речевых жанров, целью которой,по мнению ее авторов, является «накопление материалов к будущейэнциклопедии» [6. С. 6].Энциклопедия речевых жанров, на наш взгляд, может быть созда-на, но в ней не могут быть учтены все существующие речевые жанры.Представляется, что это будет энциклопедия открытого типа. Ее со-держание, как и содержание любого словаря или справочного издания,будет дополняться в связи с развитием языка, науки, техники и с появ-лением новых форм коммуникации. Она будет обладать большимиинформативными возможностями, поскольку будет являться носите-лем информации не только о количестве речевых жанров, их типах, нои служить источником подробных сведений о каждом включенном вэнциклопедию жанре. Каждый речевой жанр в энциклопедии будетотражать особенности определенного типа коммуникации и в то жевремя представлять собой одну из моделей коммуникации в русскомнациональном языке. Созданная энциклопедия речевых жанров будетиметь большое значение не только для теории коммуникации, но и длясоциологических, психолингвистических, этнографических, историче-ских, культурологических, гендерных исследований.Одним из фрагментов энциклопедии речевых жанров русского на-ционального языка, на наш взгляд, может стать описание речевогожанра автобиографического рассказа (на материале диалектной речи)по методике анализа речевых жанров, предложенной Т.В. Шмелевой[1], осуществленное с учетом дискурсивных особенностей, спецификиматериала. Такое описание речевого жанра, на наш взгляд, создаетнаиболее полное представление об исследуемом речевом жанре.Описание речевого жанра (далее - РЖ) автобиографического рас-сказа в данной работе проводится с учетом следующих параметров:1. Коммуникативная цель РЖ и класс РЖ.2. Схема РЖ, построение жанра.3. Темпоральная и пространственная организация текста.4. Соотношение субъективного и объективного факторов в РЖ.5. Средства языкового воплощения РЖ.6. Описание жанроформирующих концептов и выявление ценно-стной картины мира.7. Социальные характеристики (гендерная характеристика).РЖ автобиографического рассказа - комплексный информативныйРЖ, коммуникативной целью которого является предъявление инфор-мации: рассказ о жизни с момента рождения до момента общения. РЖавтобиографического рассказа в отличие от автобиографии - офици-ального документа обладает неофициальным характером, имеет уст-ную форму существования и не всегда характеризуется соблюдениемхронологического порядка при повествовании. Как и в официальномдокументе, в устных автобиографических рассказах за автором остает-ся право выбора и отбора событий собственной жизни для рассказа.Основанием выделения изучаемого жанра является относительноустойчивый набор высказываний, повторяющийся у разных инфор-мантов, характеризующийся не только тематической, но и композици-онной общностью организации текстов. Это позволяет выявить опре-деленную схему представления сообщаемой информации. В текстах,относящихся к РЖ автобиографического рассказа, содержится изло-жение диалектоносителем информации о себе и собственной жизни,которое, как правило, оформляется по следующей схеме: сообщение огоде, месте рождения: Родилась я в пятнадцатом году, в Колпашеве(Том. Колп.). Затем сообщается о семье, в которой родился говорящий,родителях, о хозяйстве семьи: родился в семье крестьянина хлебопаш-ца. Семья небольшая, две сестры и три брата нас... (Том. Колп.);В-третьих, говорящий представляет информацию о переезде, переменеместа жительства, объясняет, как оказалсявятнадцать неполных лет было... Шесть зим я ездила рыбачить. Тамя дочку старшую родила... (Том. Колп.). Далее следует информация одетях и их судьбе, о своей жизни в данный момент, о жизни в настоя-щее время: Сейчас с дедом вдвоём живём... (Том. Колп.). Наряду сэтой информацией диалектоноситель может подводить итоги жизни,сообщать о смерти как избавлении от болезней и трудностей: А щасживу, только маюся. Не живу, а небо копчу. Кака это жись, живуодна, как пешка. В одну сторону гляну - ко всем идут, едут, ко мненикого. Всё одна. Праздник одна, и в будень опеть одинешенька. Так иживу. Скорей бы сдохнуть (Том. Бат.). При сообщении о современномпериоде жизни встречаются высказывания, в которых говорящийсравнивает современную жизнь с прошлой: Сейчас жизнь хорошая,радуйся. Сейчас все часы на работе знают, а раньше их не знали, деньи ночь работали... (Том. М. Баб.).Схематическое представление речевого жанра автобиографическо-го рассказа позволяет определить его основные составляющие элемен-ты. Основными элементами речевого жанра в данном случае считают-ся наиболее частотные, маркирующие данный РЖ единицы и инфор-мационные блоки, которые репрезентируют исследуемый РЖ и повто-ряются в автобиографических рассказах у разных авторов: личное ме-стоимение «Я», место и год рождения, «мои» родители, учеба, армия /рождение детей, моя семья (муж/жена), работа.Представленная схема оформления РЖ автобиографического рас-сказа не всегда «работает», потому что в рассказах может быть нару-шена хронология передаваемых событий. Вместе с тем схематическоепредставление информации исследуемого РЖ, несмотря на возмож-ную вариативность построения текстов, позволяет выявить важнуюособенность автобиографического рассказа - наличие в нем двух вре-менных пластов: рассказ о жизни в прошлом и отражение настоящей,современной жизни. Отсутствие повествования о будущих событиях,незаконченность автобиографическихсобытиями личной жизни. Поскольку человек не может существо-вать вне времени и пространства, важно рассмотреть и пространст-венную организацию текстов. Пространство для человека можетбыть как «своим», так и «чужим». С одной стороны, информант су-ществует в рамках своего личного пространства, с другой стороны,его окружает пространство социума: своего дома, семьи, села, горо-да, страны и мира в целом.Рассматривая категории пространства и времени, следует указатьна то, что все представления и сообщения о событиях, о жизни лока-лизуются в ментальном пространстве - памяти человека.Категории пространства и времени связаны с соотношениемсубъективного и объективного факторов в РЖ автобиографическогорассказа. С одной стороны, человек живёт в своём субъективном вре-мени и пространстве, а с другой стороны, существует в «большом»времени и «большом» пространстве объективного мира: Жили мы сВаней ладно, дружно жили, детишек прижили троих. Да вот бедаопять случилась большая. В сорок первом году войну объявили и моегоВаню в первых рядах на фронт отправили... (Том. Б. Яр). Авторы рас-сказов постоянно очерчивают два круга отношений с окружающимих миром: отношения, которые формирует сам человек, и отноше-ния, возникающие под влиянием событий социального характера.Само построение автобиографических текстов можно также рас-сматривать как соотношение субъективного и объективного факторовв РЖ автобиографического рассказа. С одной стороны, существуетрегламентированный порядок, объективная композиционная структураи смысловое наполнение жанра автобиографии, а с другой - индиви-дуальная неповторимая жизнь человека, рассказ о которой пропущенсквозь призму субъективного восприятия.Схема РЖ автобиографического рассказа и выявленные основныесоставляющие элементы РЖ способствуют описанию языкового во-площения исследуемого РЖ, определению жанрообразующих средств.Основными средствами, участвующими в образовании жанров, какправило, являются единицы лексического уровня. В РЖ автобиогра-фического рассказа отмечается наличие лексических единиц, обо-значающих факт рождения и существования человека; наименова-ний родства; собственных имён существительных (топонимов и ан-тропонимов); лексических единиц, входящих в лексико-семан-тические поля «обучение», «память», «возраст».Лексико-семантическое поле «возраст» репрезентируется лекси-ческими единицами и синтаксическими конструкциями, обозначаю-щими периоды детства, молодости, старости.На морфологическом уровне отмечается употребление количест-венных, порядковых, собирательных числительных для обозначениягода, дня рождения, возраста, количества человек в семье, даты, оп-ределяющей важные события в жизни говорящего, времени, в тече-ние которого совершалось какое-либо действие, происходило то илииное событие.Используются личное местоимение первого лица единственногочисла, притяжательные местоимения мой, свой, наш, определитель-ное местоимение сам (-а, -и), глаголы в форме первого лица единст-венного числа, что является показателем яркого личностного началакак одной из характерных черт жанра автобиографии.Схематическое представление речевого жанра автобиографическо-го рассказа позволяет выявить представления о жизненных ценностяхи жанроформирующие концепты.Центральное место в ценностной модели мира, отражённой в авто-биографическом рассказе, занимают жизнь и связанные с ней социаль-ные, материальные ценности (работа, семья, материальный достаток,здоровье, молодость, хорошие отношения с родственниками и близки-ми людьми, отсутствие войн).Одной из особенностей языкового воплощения автобиографиче-ского рассказа является использование единиц, описывающих сущест-вование человека. В группу средств, определяющих существованиечеловека и репрезентирующих жанр автобиографии, входят единицыконцепта «жизнь». Кроме лексической единицы жизнь для обозначе-ния существования человека используется лексема век: Теперь уж свойвек доживаем, здоровья нет... (Том. Бат.). План выражения концепта«жизнь» представлен также глаголом «жить» и образованными от негоформами: прожить, дожить, пережить, выжить, пожить, нажить,зажить, обжиться, разжиться и др. С помощью этих глаголов авто-ры автобиографических рассказов обозначают периоды жизненногопути, существование, те или иные изменения в жизни: ...мы там годпрожили, началась война. Его взяли. Ещё два года пожила, потомприехала опять сюда к своим. Так и не выезжала никуда (Том. Зыр.).Существование человека эксплицируется также номинациями: быть,маяться, горе мыкать, мучиться, голодовать и др.Наиболее частотными для автобиографических рассказов являютсяконтексты с указанием на место, время существования человека, со-вместное проживание, качество жизни, материальное положение, что иопределяет ядро концепта.Используя единицы, описывающие существование, информантыобычно оценивают образ жизни. Образ жизни характеризуется по сле-дующим параметрам: материальному положению, социальному поло-жению, качеству жизни, степени образованности, культуры, состоя-нию в браке, совместному проживанию, месту проживания, качествен-ным характеристикам, форме хозяйствования, роду деятельности, вре-менному промежутку.Для описания жизни в то или иное время диалектоносители ис-пользуют собственно диалектные структуры со свернутыми событий-ными пропозициями существования, действия: «жить чем-либо»,«жить на чём-либо».Жизнь как существование человека имеет две границы - рождениеи смерть, поэтому в автобиографических рассказах информанты пове-ствуют не только о рождении, но и размышляют о предстоящей смер-ти: Здеся родились, здеся таперь и умирать будем... (Том. Бат.).Жизнь воспринимается диалектоносителями как существование.Однако одна из особенностей речевого жанра автобиографическогорассказа в диалектной коммуникации - представление жизни какпонятия, синонимичного работе. Считается, что живут хорошо там, гдеработают: А та семья, где уважают труд, - превосходно живут...(Том. Бат.).Труд, работа, как и жизнь, являются концептом, структурирующимРЖ автобиографического рассказа. В речевом жанре автобиографиче-ского рассказа зафиксировано как позитивное, так и негативное отно-шение к труду, а основные представления о работе связаны с понима-нием ее как неотъемлемой части жизни крестьянина, источнике зара-ботка и содержания семьи: Потом возвернулся с армии, опеть сюдаже, в Баткат. Занялся своим хозяйством. Наша крестьянска жизнь -пашня (Том. Бат.); Народ-то хорошо стал жить, и -0.0166 Tcмы в том числеВсе речевые жанры, по мнению исследователей, можно упорядо-чить относительно гендерной шкалы, по краям которой находятся ти-пично мужские РЖ и типично женские РЖ соответственно, а в середи-не располагаются «так называемые андрогинные и гендерные жанры,где взаимно силен как маскулинный, так и фемининный компонент»[6. С. 128]. РЖ автобиографического рассказа, с этой точки зрения,располагается в середине гендерной шкалы, и следует отметить, чтотексты, независимо от родовой принадлежности, вписываются в выде-ленную схему данного РЖ, но различаются характером передачи ин-формации, ее качеством. Мужские тексты преимущественно характе-ризуются большей детализацией при рассказе о работе, а меньшаячасть повествования посвящена семье. Женские тексты, главным обра-зом, сосредоточены на рассказах о создании семьи, о семье, о работе.Автобиографические рассказы женщин включают большее количествооценочных высказываний и отличаются наличием пословиц, частушек.Мужские тексты содержат большее количество фактов и выделяютсяточностью за счет использования географических названий, дат с ука-занием года, дня, месяца того или иного события.Приведем пример одного из автобиографических рассказов.ВОЛКОВА АГАФЬЯ ФЕДОРОВНА, 1914 г.р., г. Колпашево.Родилась в Парабели. Я в школе не была ни одного дня, и покадети мои не пошли, я не видела партов никогда. Вышла замуж заздешнего, за колпашевского, поэтому с 1935 я живу в Колпашево.Замуж выходила как все, были молодые, таки же мы не были. Былимолоды, таки же хорошеньки, как вы.Я с детства без родителей одна: ни сестры, ни брата, никогонет у меня. Я с тетей воспитывалась, и с тетей с такой, что онабыла тетей еще маме моей, а мне бабушкой или прабабушкой была.Вот я с ней и воспиталась. А замуж, за которого вышла я, он рабо-тал на пароходе. Познакомились, и он меня сюда и привез, вот стридцать пятого года я здесь и живу. Муж погиб на фронте у ме-ня. Я работала ни в одной организации, в четырех за свою жись ра-ботала. Работала в Колпашторге, потом, значит, в больнице, по-том в детсаду работала. Заболела, потом пошла в охрану рабо-тать сторожем, оттуда ушла на пенсию. Скоро семьдесят мнебудет. Два сына у меня. Дети выросли, сходили в армию, отслужилисвое, приехали, женились и теперь живут в Колпашево.На основе результатов анализа РЖ автобиографического рассказа вдиалектной коммуникации возможно, на наш взгляд, представить об-разец статьи энциклопедии речевых жанров:Автобиографический рассказ (далее - АР) в диалектной комму-никации - комплексный информативный речевой жанр, устный рас-сказ о жизни с момента рождения до момента общения (как правило,спровоцированный).Типичный АР содержит информацию о годе, месте рождения, о се-мье, в которой родился говорящий, родителях, о хозяйстве семьи, о пе-реезде, перемене места жительства, о событиях в личной жизни, о сфе-рах деятельности, о детях и их судьбе, о своей жизни в настоящее вре-мя. За автором остается право выбора и отбора событий для рассказа особственной жизни.Тексты характеризуются не просто традиционным сообщениемфактов, а наличием дополнительной информации к повествованию особытиях жизненного пути, рассказов о случаях, фрагментов, послекоторых не всегда возможно возвращение к основному повествованию.Хронология передаваемых событий может быть нарушена, рассказо событиях прошлого может сменяться повествованием о жизни в на-стоящее время и наоборот. Повествование ведется от первого лица.Структурируют речевой жанр АР концепты «жизнь» и «работа».Одной из особенностей представления о жизни в АР является взаи-мопроникновение этих двух концептов.Основные жанрообразующие средства - личное местоимение1 л. ед. ч., глаголы в форме прошедшего времени совершенного инесовершенного видов, наиболее частотными из которых являютсяглагол «родиться» и другие конструкции, указывающие на сущест-вование человека, глаголы и конструкции, обозначающие деятель-ность, труд человека в течение жизни. Повествование о событияхпрошлого может вестись с помощью глаголов в форме прошедшегои настоящего времени. Формирующими жанр средствами являютсячислительные, собственные имена существительные (антропонимы,топонимы), лексические единицы, обозначающие яАі"$4наименованияродствасоздании семьи, о семье, о работе. Автобиографические рассказыженщин включают большее количество оценочных высказываний иотличаются наличием пословиц, частушек. Мужские тексты содержатбольшее количество фактов и выделяются точностью за счет исполь-зования географических названий, дат с указанием года, дня, месяцатого или иного события.
Антология речевых жанров: повседневная коммуникация. - М.: Лабиринт, 2007. - 320 с.
Гайда С. Жанры разговорных высказываний // Жанры речи. - Саратов, 1999. - Вып. 2. - С. 103-111.
Сиротинина О.Б. Некоторые размышления по поводу терминов «речевой жанр» и «риторический жанр» // Жанры речи. - Саратов, 1999. - Вып. 2. - С. 26-31.
Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. - М., 1986. - С. 428-473.
Лебедева Н.Б. К построению жанровой типологии (на материале естественной письменной речи) // Естественная письменная русская речь: исследовательский и образовательный аспект. - Ч. 2: Теория и практика современной письменной речи: материалы конф. - Барнаул, 2003. - С. 91-99.
Шмелева Т.В. Модель речевого жанра // Жанры речи: сб. науч. ст. - Саратов, 1997. - С. 91-96.