Обзор учебно-методического комплекса «Сказочные образы в искусстве» для учащихся детской школы искусств «Родник» (автор-составитель Е.Е. Рыбалко) | Музыкальный альманах Томского государственного университета. 2020. № 9. DOI: 10.17223/26188929/9/4

Обзор учебно-методического комплекса «Сказочные образы в искусстве» для учащихся детской школы искусств «Родник» (автор-составитель Е.Е. Рыбалко)

В обзоре представлен анализ учебно-методического комплекса «Сказочные образы в искусстве», разработанный преподавателем музыкально-теоретических дисциплин муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования г. Краснодар ДТТТ «Родник»» Е.Е. Рыбалко. Обозначенный учебно-методический комплекс состоит: 1) из дополнительной общеобразовательной обще-развивающей программы художественной направленности для занятий с детьми 9-11 лет; 2) дидактического пособия для учашдхся того же возраста; 3) вопросов и заданий по теме «Сказочные образы в искусстве» в двух томах. Уникальность изданного в 2019 г. в Краснодаре учебно-методического комплекса «Сказочные образы в искусстве» заключается не только в особой подаче учебного материала, располагающего ребенка к общению с музыкой, литературой и изобразительным искусством. Обозначенный комплекс, основанный на традиционном подходе к занятиям по музыкальной литературе, одновременно отмечен характерной для инновационной педагогики интерактивностью. Взаимодействие педагога и учащихся, реализуемое посредством диалога творца и ценителя, осуществляется в опоре на метод интеграции таких учебных дисциплин, как «Музыкальная литература» и «Сольфеджио». При этом результативность обратной связи, актуализируемой в процессе освоения нового учебного материала, опознается на уровне не только знаний, но и детского творчества, посредством которого происходит закрепление полученных на занятиях умений и навыков.

Review of the educational and methodological complex "Fairytal images in art" for students of the "spring" school of.pdf Учебно-методический комплекс (УМК) «Сказочные образы в искусстве» представляет собой дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу художественной направленности [13] и подборку вопросов и заданий по означенной теме [14-16]. Комплекс выполнен в соответствии с требованиями, изложенными в ведущих документах РФ, посвященных дополнительному школьному образованию. Среди них отметим: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273 от 27.12. 2014 г. [18]); «Концепцию развития дополнительного образования детей» (утвержденную распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р [12]); «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации дополнительного образования детей» (утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14» [11]); «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (утвержденный приказом № 196 от 29.11.2018 [10]); «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ» (Краснодар, 2016 г. [5]); проект «Доступное дополнительное образование для детей» (утвержденный 30.11.2016 г. в уставе школы и локальных актах [9]). УМК предназначен для включения данного материала в учебный процесс Детской школы искусств (ДШИ) и ориентирован на учащихся 9-11 лет. № 9 Цель представленного обзора - ознакомить педагогическую общественность с учебно-методическим комплексом «Сказочные образы в искусстве», выявив научные основания отмеченного комплекса, методологический потенциал сказки как учебного материала, призванного интегрировать музыку, живопись и литературу, а также знания, получаемые учащимися на уроках сольфеджио и музыкальной литературы. Характерная для современной социокультурной ситуации увлеченность учащихся всевозможными девайсами, к которым относятся такие электронные устройства, как смартфон, ноутбук, гаджет и т.п., привела к острому дефициту живого слова. Имеется в виду сформированная по законам риторики речь учителя, насыщенная богатством интонации, красочностью тембра, своеобразием ритмики. Как правило, такая речь может быть востребована исключительно в рамках эмоциональной драматургии урока, когда на смену педагогической рутине приходит творческое освоение учебного материала, пробуждающее ребенка к диалогу с искусством. С этой точки зрения разработанный преподавателем краснодарской ДШИ «Родник» Е.Е. Рыбалко УМК «Сказочные образы в искусстве», увидевший свет в 2019 г., представляет простор для творчества как педагога-музыканта, так и его подопечных. Учебно-методический комплекс отмечен одновременно и традиционным подходом к изучению музыкально-теоретических дисциплин, и инновационным опытом. Последний определятся интеграцией: 1) предметов «Сольфеджио» и «Музыкальная литература»; 2) разных видов искусства (музыки, литературы, живописи) и фольклора, в том числе интерактивным методом, обусловливающим детское творчество. УМК состоит из следующих частей. I. Программа «Сказочные образы в искусстве» (включает 2 основных раздела). Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы. 1.1. Пояснительная записка. 1.2. Цели и задачи программы. 1.3. Содержание программы, включающее Учебно-тематический план (1.3.1) и Содержание учебно-тематического плана (1.3.2). 1.4. Планируемые результаты обучения. Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий. 2.1. Календарный учебный график. 2.2. Условия реализации программы. 2.3. Формы контроля. 2.4. Оценочные материалы. 2.5. Методическое обеспечение программы. В них затрагиваются вопросы восприятия, предлагаются примерный базовый алгоритм занятия и работа с учебным материалом, раскрываются применяемые в процессе обучения технологии и методы, в том числе: - мультимедийные технологии; - модульные технологии; - технологии развивающего и личностно ориентированного обучения; - эвристический метод обучения; - метод case-stady; - игровые методы обучения. 2.6. Рекомендуемая литература, адресованная как учащимся, так и преподавателям [13]. II. Помимо самой программы, учебно-методический комплекс вбирает в себя дидактическое пособие для младших школьников, содержание которого выстраивается в опоре на следующие тематические блоки: (1) Творцы - об искусстве; (2) Баба Яга; (3) Змей Го-рыныч; (4) Жар-птица; (5) Снегурочка; (6) Кикимора; (7) Волшебная вода; (8) Русалки; (9) Золушка; (10) Шехерезада; (11) Творческие работы учащихся; (12) Портретная галерея [16]. Специально заметим, что каждый тематический блок - это сценарий урока, оснащенный наглядным материалом: репродукциями картин художников, портретами композиторов, поэтов и художников, а также фотографиями исполнителей и воплощенных ими на оперной и балетной сцене персонажей. Дидактическая направленность пособия предполагает обращение к широкому блоку научных изысканий. Отметим в данном случае диссертационную работу П.В. Невской [8], посвященную семиотике портретного жанра; исследование П. С. Волковой о смысловом коде русской сказки [4]; учебное пособие В.В. Медушевского, содержащее инновационный подход к музыкальному искусству [6]; научные изыскания Н.И. Вербы о русалочьих образах [2, 3] и др. III. Следующие части учебно-методического пособия «Сказочные образы в искусстве» содержат в себе вопросы и задания, посредством которых происходит закрепление пройденного учащимися материала. Имеются в виду: (1) кроссворды; (2) предложение описать свои впечатления от прослушанной музыки; (3) анализ репродукций картин, изображающих сказочных персонажей; (4) работа над созданием героя сказки, оперы или балета в звуках, красках, словах; (5) искусствоведческая аналитика, основанная на сравнительной характеристике картины и музыкального произведения либо первоисточника и оперного либретто [15, 16]. Вот, например, результаты творчества учеников Полины Воль-вич и Екатерины Трашковой - девятилетних школьниц, обучающихся на музыкальном отделении по классу фортепиано у преподавателя С.В. Алексеенко. «У Снегурочки-малышки «Жила-была одна старушка Есть друзья: ежи, зайчишки, В лесу дремучем, на опушке, Ягой ее дразнили все, Летала в ступе, на метле. Был кот у нашей у бабули, Он на печи крутил ей дули. Чернее ночи был тот кот, Он кильку ей бросал в компот. Избушка к лесу повернется, А кот быстрей домой несется. На курьих ножках та избушка, А дома ждет его старушка». Е. Трашкова [14, с. 37]. Солидаризируясь с одним из наших современников - российским писателем А. О. Беляниным, специализирующимся на жанре фэнтези, Е.Е. Рыбалко организует свои занятия в унисон с миром ребенка, наполненным звуками, красками и волшебными словами (см.: [17]). Их специфика определяется следующей установкой: «сказка никогда не должна заканчиваться, даже если детство ушло, а мы все взрослые, и мир другой, и небо иное, и ничего нельзя вернуть.» [1]. Проникая в душу своих подопечных, отдавая себе отчет в том, что мир детей отличается от мира взрослых неустанным ожиданием чуда, способностью удивляться, непосредственно откликаясь на все многообразие окружающей нас жизни, педагог выстраивает каждое из представленных в дидактических пособиях занятий, опираясь на метод эмоциональной драматургии. Е.Е. Рыбалко, соглашаясь с одной из двенадцати заповедей, адресованных К.И. Чуковским своим собратьям по цеху - детским поэтам, убеждена, что детей необходимо приобщать к искусству точно так же, как и взрослых, «только еще лучше, чтобы достучаться до их сердец, потому что дети живут в другом, волшебном мире, со своими образами и логикой» [19]. В полном соответствии с интонационной формой музыки, в «числе ассимилированных жизненных и художественных источников выразительности - речь в разнообразии ее жанров, манера двигаться. танец, кинематограф.» [7, с. 17, 23], преподаватель раскрывает музыкальное содержание изучаемых произведений через слово и живопись, инициируя диалог композитора и слушателя. Именно в рамках диалогической ситуации ребенок одновременно выступает и ценителем, и сотворцом художественного образа. Знаменательно, что помимо музыкальных произведений, представленных именами таких композиторов, как М. Мусоргский (пьеса «Баба Яга» из фортепианного цикла «Картинки с выставки»), А. Лядов (симфонические картины «Баба Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора»), И. Стравинский (балет «Жар-птица»), Н. Римский-Корсаков (опера «Снегурочка», симфоническая сюита «Шехерезада»), П. Чайковский (музыка к пьесе А. Островского «Снегурочка»), А. Даргомыжский (опера «Русалка»), А. Дворжак (опера «Русалка»), М. Равель (фортепианная пьеса «Ундина»), С. Прокофьев (балет «Золушка»), младшие школьники параллельно знакомятся и с образцами изобразительного творчества. Имеются в виду следующие работы художников: Белки, мишки и лисички, Желтогрудые синички». П. Вольвич [15, с. 33]. - «Шехерезада» Э. Рихтера; - «Арабский город» В. Кандинского; - «Часы в виде избушки на курьих ножках» В. Гартмана; - «Шехерезада» Ф.А. Бриджмена; - «Шехерезада» Т. Ралли; - «И вошел я в море» (иллюстрация к книге «1001 ночь») М. Шагала; - «Победа» («Змей Горыныч») Н. Рериха; - «Русалки» К. Маковского; - «Золушка на кухне у очага» Т. Салли; - «Золушка» Э. Берн-Джонса; - «Портрет Н.А. Римского-Корсакова», «Портрет А.К. Лядова», «Садко в подводном царстве» И. Репина; - «Снегурочка», иллюстрация к стихотворению М. Лермонтова «Русалка» М. Врубеля; - «Русалки» И. Крамского; - «Избушка на курьих ножках», «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», «Ковер-самолет», «Снегурочка», «Аленушка», «Автопортрет» В. Васнецова; - «Баба Яга в ступе», иллюстрация к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером Волке», «Кикимора», «Русалочка» И. Билибина; - «Портрет К.Д. Бальмонта» В. Серова; - «Садко и морской царь» В. Фокеева; - «Портрет М.Ю. Лермонтова» А. Клюндера; - «Портрет С. Прокофьева» П. Кончаловского; - эскизы костюмов к балету «Шехерезада», «Автопортрет» Л. Бакста; - «Портрет Н.К. Рериха в тибетском одеянии» С. Рериха; - «Портрет композитора Петра Ильича Чайковского» Н. Кузнецова. Не менее впечатляющим оказывается и список персоналий - писателей, поэтов, мыслителей и художников, прославившихся сказками, философскими размышлениями, достижениями в науке, но при этом всегда остававшимися людьми, понимающими искусство и осознающими его роль в жизни человечества. В их числе Ш. Перро, А. Пушкин, М. Лермонтов, К. Бальмонт, Г.-Х. Андерсен, Ф. Достоевский, Г. Спенсер, Р. Роллан, М. Буонарроти, Демокрит Абдерский, О. Уайльд, А. Толстой, А. Энштейн. Все это свидетельствует о глубинном вхождении в пространство мировой музыкальной и - шире - художественной культуры. При этом обращение к разным музыкальным жанрам, историческим эпохам, именам композиторов, художников, поэтов (писателей) осуществляется на фоне личностного смысла, рождающегося в недрах души ребенка. Думается, что исключительно благодаря ему - личностному смыслу, пробуждению его у каждого из обучающихся, у юных любителей музыки есть и будет свой Пушкин, свой Шагал, свой Прокофьев... Безусловно, столь блестящий список имен композиторов, писателей, художников предполагает знание масштабного списка научно-исследовательской литературы о них, которое продемонстрировала Е. Е. Рыбалко. Знаменательно, что, предваряя присутствующие в учебно-методическом комплексе вопросы и задания словами В. А. Сухом-линского, которые выступают в качестве эпиграфа школьных занятий («Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» [17, с. 27]), преподаватель умело синтезирует все обозначенные своим великим предшественником направления, инициируя в ребятах живой отклик на искусство. Не в этом ли причина того, что занятия музыкой, по словам учеников Е.Е. Рыбалко, - самое интересное время, когда забываешь обо всем тревожном и плохом, встречаясь с искусством? Возможно, так оно и есть, ибо «устами младенца глаголет истина». Однако удивительно то, что даже взрослый, умудренный опытом наставник, найдет в разработанном Е.Е. Рыбалко УМК нечто новое, прежде неведомое, что непременно заставит его пережить радость открытия. Так, благодаря знакомству с тематическим блоком, посвященным Змею Горынычу, мы узнали о том, что в Липецкой области есть любимый детьми и взрослыми парк развлечений, который носит название «Кудыкина гора». Именно в этом парке, сходном по замыслу с «Поляной сказок», которую непременно посещали все приезжающие на ялтинское побережье отдыхающие, в 2016 г. была установлена главная достопримечательность - 15-метровая скульптура Змея Горыныча. Периодически персонаж русских народных сказок «оживает», вследствие чего все три головы Змея изрыгают из пасти устрашающее пламя. Не менее интересной стала информация о Юкки-онна. Речь идет о Снежной Женщине. Будучи связана с японской мифологией, она может рассматриваться в качестве существа, близкого русской (славянской) Снегурочке. В процессе освоения уникального опыта работы с детьми на музыкальных занятиях, проводимых Е. Е. Рыбалко, самым важным в данном контексте видится тот факт, что пробуждается чувство гордости за свое Отечество, отмеченное славным прошлым, которое представлено богатейшим культурным наследием. Запечатленное в музыкальных, литературных и живописных художественных произведениях, опознаваемое в душевной щедрости хохломской росписи, проглядываемое сквозь утонченность палехской миниатюры и угадываемое в пронзительности русской иконописи, это наследие закладывает фундамент, обеспечивающий духовное самостояние будущим поколениям Россиян. При этом сакральность этического знания, которое мы постигаем, соприкасаясь с миром сказки [4], позволяет признать безоговорочную правоту В. С. Высоцкого, чьи слова прописаны в разделе «Творцы - об искусстве», открывающим дидактическое пособие: «Чистоту, простоту мы у древних берем, саги, сказки из прошлого тащим, потому что добро остается добром в прошлом, будущем и настоящем» [15, с. 3]. В целом УМК «Сказочные образы в искусстве» может рассматриваться в качестве оригинальной, законченной, обладающей новизной, отмеченной интерактивной направленностью работой, выполненной под знаком межпредметного - культурологического, музыковедческого, литературоведческого, искусствоведческого, педагогического - научного подхода к музыкальному наследию. Опыт Е.Е. Рыбалко вызовет несомненный интерес не только у детской аудитории - учащихся ДМШ, ДШИ и общеобразовательных школ России, но и у преподавателей музыкально-теоретических дисциплин. Речь идет как об умудренных опытом мастерах, так и о тех, кто только начинает свой путь в музыкальной педагогике. УМК Е.Е. Рыбалко дает для преподавателей широкий и творческий подход для введения учащихся в мир художественной культуры, особенно отечественной. А главное, он демонстрирует взаимодействие новейших научных изысканий и педагогических подходов.

Ключевые слова

сказка, музыка, литература, изобразительное искусство, музыкальные занятия, традиции и инновации, fairy tale, music, literature, art, music lessons, tradition and innovation

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Волкова Полина СтаниславовнаСоюз композиторов Россиидоктор искусствоведения, доктор философских наук, кандидат филологических наук, член Союза композиторов России, профессор
Всего: 1

Ссылки

Белянин А.О. Жениться и обезвредить. М. : Альфа-книга; Армада, 2004. 346 с. URL: livelib.m>..zhenitsya-i-obezvredit-andrej-belyanin (дата обращения: 07.10.2019 г.).
Верба Н.И. К проблеме трансформации системы архетипов сюжетов о морских девах в культуре Х1Х века (на примере драмы «Русалка» А.С. Пушкина) // Общество. Среда. Развитие. 2012. № 3. С. 113-117.
Верба Н.И. Сюжет об Ундине в опере Х1Х века: проблема архетипических образов: монография. СПб. : Изд- во РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. 220 с.
Волкова П.С. Этический код русской народной сказки в контексте диалогической концепции М.М. Бахтина // Диалогическая культура педагога : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Армавир, 17 октября 2019 г). Армавир : Изд-во Армавирской гос. пед. академии, 2019. С. 53-56.
Краевые методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ. URL: iro23.ru>sites/default /files/kraevye_metod..2016.. (дата обращения: 17.05.2019 г.).
Медушевский В.В. Духовный анализ музыки: учеб. пособие: в 2 ч. М. : Композитор, 2016. 630 с.
Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. М. : Композитор, 1993. 262 с.
Невская П.В. Портрет в пространстве семиотики: вербальное и невербальное : дис.. д-ра искусствоведения. Саратов, 2013. 430 с.
Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30.11.2016 № 11). URL: Consultant.ru>document/cons_doc_LAW_216434/ (дата обращения: 18.04.2019 г.).
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. URL: garant.ru>products /ipo/prime/doc/ 72016730/ (дата обращения: 21.05.2019 г.).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14». URL: base.garant.ru>70731954/ (дата обращения: 07.04.2019 г.).
Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014. URL: legalacts.ru>.. pravitelstva-rf-ot-04092014. ,1726-r/ (дата обращения: 07.04.2019 г.).
Сказочные образы в искусстве: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности» / сост. Е.Е. Рыбалко. Краснодар : ОИПЦ «Перспективы образования», 2019. 16 с.
Сказочные образы в искусстве: в вопросах и заданиях: в 2 т. / авт.-сост. Е.Е. Рыбалко. Краснодар : МАОУ ДО ДШИ «Родник», 2019. Т. 1. 43 с.: ил.
Сказочные образы в искусстве: в вопросах и заданиях: в 2 т. / авт.-сост. Е.Е. Рыбалко. Краснодар : МАОУ ДО ДШИ «Родник», 2019. Т. 2. 35 с.: ил.
Сказочные образы в искусстве: дидактическое пособие для учащихся 9-11 лет / сост. Е.Е. Рыбалко. Краснодар : ОИПЦ «Перспективы образования», 2019. 68 с.: ил.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев : Радянська школа, 1974. 288 с.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 27.12. 2014. URL: Consultant.ru>document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 18.05.2019 г.).
12 правил К.И. Чуковского, или Заповеди для детских поэтов // газета Агора. URL: argemona.ru>agora/article/340.html (дата обращения: 23.11.2019 г.).
 Обзор учебно-методического комплекса «Сказочные образы в искусстве» для учащихся детской школы искусств «Родник» (автор-составитель Е.Е. Рыбалко) | Музыкальный альманах Томского государственного университета. 2020. № 9. DOI: 10.17223/26188929/9/4

Обзор учебно-методического комплекса «Сказочные образы в искусстве» для учащихся детской школы искусств «Родник» (автор-составитель Е.Е. Рыбалко) | Музыкальный альманах Томского государственного университета. 2020. № 9. DOI: 10.17223/26188929/9/4