Влияние интернет-журналистикина преобразование СМИ Узбекистана
Влияние интернет-журналистикина преобразование СМИ Узбекистана.pdf Каждое государство ищет свои пути вхождения винформационное общество, развивая необходимуюинфраструктуру и информационные технологии, приэтом процесс имеет в каждой стране свою специфи-ку и возможности. Потенциал Интернета оказываетсябезграничен и сегодня заметно превышает возможно-сти обычных СМИ.На сегодняшний день ученые фиксируют признакиреструктуризации медийно-информационного про-странства в планетарных масштабах, связанной с гло-бальной конкуренцией между СМИ традиционными иинтернетовскими. Соперничество привело к ряду эпо-хальных изменений в деятельности международных иотечественных газет и журналов, радио и телевидения,информационных агентств и пресс-центров.Во-первых, виртуальная сеть Интернет преврати-лась в главный источник и силу общественного про-гресса и развития мировой цивилизации, поэтому Уз-бекистан не мог оставаться в стороне от новых веяний.Во-вторых, новые цифровые технологии корен-ным образом изменили существующие традиционныеСМИ. Фактически появился новый мир журналистики,который во многих отношениях оказался более раз-носторонним, чем его традиционный аналог. Техно-логические изменения имеют глобальный характер иактивно влияют на все страны, несмотря на их геогра-фическое расположение. В-третьих, в развитии жур-налистики наступил исторический этап планетарной,глобальной конкуренции между СМИ традиционнымии интернетовскими. Данное соперничество привелок ряду коренных изменений в деятельности между-народных и отечественных газет, журналов, радио ителевидения, организации работы информационныхагентств и пресс-центров.В-четвертых, потенциал Интернета безграничен изаметно превышает возможности обычных СМИ. Стре-мясь выжить, печатные издания, радио- и телевизион-ные программы стали активно совершенствоваться,осваивать интернет-технологии, создавать собствен-ные виртуальные выпуски. Отвечая на вызовы эпохи,традиционная журналистика неизбежно стала дей-ствовать и развиваться в русле ее новых требований.В-пятых, информационное воздействие на Узбеки-стан нарастает быстро. Это ощущается в повседневнойжизни каждого жителя республики: из теле- и кино-се-риалов, материалов зарубежной печати, радио- и теле-трансляций, публикаций Интернета. В вузах Узбекиста-на введен предмет «Информационно-психологическаябезопасность в открытых информационных системах».Конструктивным вариантом обеспечения такой безо-пасности является заполнение информационного про-странства качественным контентом. Журналисты Узбе-кистана видят в этом свою профессиональную задачу,сознавая, что в конкурентной информационной средеих инициатива может перейти к специалистам другихгосударств, преследующих свои интересы.В-шестых, значительная часть людей умственноготруда может сегодня выполнять производственные зада-ния на дому, отправляя результаты своей работы в офиспо Интернету. Одним из первых данный путь применилдля правительства своей страны Президент Италии К.Чампи. Журналистика как профессия вполне может ис-пользовать этот современный метод, что сэкономит вре-мя и транспортные расходы сотрудников редакций.В-седьмых, производительность труда журнали-стов, работающих в виртуальном режиме, повышаетсяв несколько раз, при этом заметно возрастает его эф-фективность. Все это есть установки, которые являют-ся непосредственными ориентирами для дальнейшегоразвития современной журналистики Узбекистана.В широком плане преобразование СМИ под влия-нием Интернета - это комплексная, структурно-функ-циональная и организационно-творческая проблема,которая включает в себя использование спецификиИнтернета и преобразование под его влиянием тради-ционных СМИ, а также, что является главной перспекти-вой мировой журналистики, реорганизация всего пла-нетарного (и отечественного) медийного пространства.Возникновение Интернета коренным образом ре-организует как сами прежние СМИ, так и информаци-онное пространство, которое они образуют.В основе принципиальных изменений в сфере сбо-ра, обработки, распространения и хранения массовойинформации ведущую роль играют новые техниче-ские возможности, предоставляемые Интернетом.Интернет - не только сеть, но и приобретение тради-ционными СМИ возможности выйти на качественноновый уровень, их трансформация в новое состояние.Создание новой технологии послужило началом пере-хода к новой, информационной эпохе.Интернет позволяет традиционным СМИ создатьнеобычную, виртуальную версию, что серьезнымобразом меняет положение данных СМИ на инфор-мационном рынке. Традиционные СМИ становятсядуальными, сохраняя прежнюю и приобретая новуюверсию издания; дуальность становится важнейшимсвойством массовой информации.Интернет-СМИ столь универсальны и многогран-ны, что, несмотря на внедряемую ими демократиза-цию, они, вместе с тем, становятся оружием полити-ческого давления и психологических манипуляцийодних стран над другими. Не случайно М. Земляновапишет, что «вместе с ростом информационно-комму-никационных возможностей новой техники с истори-чески-объективной необходимостью усиливаются итребования к содержанию, целям и результатам этогопроцесса, если от него ожидается служение людям, на-родам, их подлинно демократическим правам на сво-боду и доступ к достоверной, доброкачественной ин-формации, а не вопреки этим целям, когда массмедиастановятся разносчиками спама и разного рода анти-гуманных идей, оправдывающих или пропагандирую-щих насилие и агрессию, аморализм и порнографию»1.СМИ оказываются сферой, которая является наиболеевосприимчивой к оперативной и массовой передачесведений на большие расстояния, более того, это однаиз главных форм выживания в межгосударственнойконкуренции идей. Исследователь У. Саидов пишето том, что «огромные возможности новых информа-ционных технологий превратили их в самое сильноеоружие геополитического воздействия. Убедительнымсвидетельством этому является частое использованиемногими учеными мира таких терминов, как «инфор-мационный неоколониализм», «информационныевойны», «информационная экспансия» 2. На современ-ном этапе человеческого развития информационноеоружие стало сильнее оружия обычного.Технологии являются определяющей предпосыл-кой прогресса в сфере массовых коммуникаций. Вме-сте с тем не следует забывать, что они создаются людь-ми и имеют какое-либо значение только в человече-ском контексте. Какую бы важную роль они ни играли,технологии сильны не столько мегабайтами или гига-байтами, сколько людьми, которые ими управляют илидля которых они предназначены.Автор термина «digital divide» (цифровой разрыв)Саймона Мурс - советник американского правитель-ства при президентстве Билла Клинтона - в 1996 г. винтервью Би-би-си подчеркивала разницу между СМИразных стран в их возможностях частоты и масштабовприменения современных технологий и Интернета.В Узбекистане, по данным Узбекского агентства свя-зи и информатизации, на сегодняшний день количествопользователей сети Интернет достигло 9 млн, числоабонентов мобильной связи превысило 25 млн человек.Сурайя Хамид, сотрудница Департамента информа-ционных систем Университета Мельбурна (Австралия),вводит в научный оборот два термина: «цифровойкоренной житель» (digital native) и «цифровой имми-грант» (digital immigrant). Первый термин обозначаетмолодыхлюдей, которые родились после 1980 г., бы-стро усвоили основы компьютерной грамотности и яв-ляются активными интернет-пользователями. Второйтермин обозначает людей более старшего поколения,которые плохо освоили современные информацион-ные технологии и считаются «иностранцами» в циф-ровом мире 3.В виртуальной реальности, создаваемой Интерне-том и заданной человеческой командой, существуютсвои «законы природы», свои характеристики време-ни и пространства, не сводимые к законам, времени ипространству порождающей реальности4.Таким образом, виртуальная реальность невозможнаиначе, как порожденность, что означает зависимость откого-то или чего-то - кто-то должен породить виртуаль-ность, например, человек, дающий команду компьютеру.Виртуальная реальность всегда интерактивна. Дру-гими словами, неизбежно существует обратное воз-действие, единственно благодаря которому возможнообнаружение самого действия, это диалектически вза-имосвязанные и взаимообусловленные функции.Как показывает практика Интернета, важно не толь-ко умение работать в виртуальном режиме (как журна-листам, так и пользователям), но и сам доступ к сети.На сегодняшний день бурно развиваются и охва-тывают все больше аудитории социальные сети, со-циальная среда, позволяющая общаться группе поль-зователей, объединенных общим интересом. К нимотносятся и тематические форумы, особенно отрасле-вые, которые активно развиваются в последнее время.Наиболее востребованными социальными сетями вСША и в Европе являются «Facebook» (facebook.com) и«Twitter» (Twitter.com). Многие главы государств мираимеют личную страничку в «Twitter»: самыми актив-ными пользователями среди них являются президентСША Барак Обама и экс-президент Российской Феде-рации Дмитрий Медведев. Граждане обоих государствмогут напрямую связаться со своими избирателями,обратиться к ним за советом в решении общественныхпроблем. Кроме президентов этих стран, в «Twitter» за-регистрированы и другие высокопоставленные чинов-ники различных государств.В Узбекистане самая популярная социальная сеть -«Одноклассники», затем следуют «В Контакте» и «Моймир», на последнем месте «Facebook» и «Twitter». Такжесегодня быстрыми темпами развивается национальнаясоциальная сеть «Muloqot», которое за короткий срокобъединила более чем 25 тысяч молодежи Узбекистана.В целом преобразование современных СМИ идет вдвух основных направлениях: 1) внутри самих СМИ -как стремление выдержать конкуренцию - здесь на-лицо десятки видовых изменений, от содержания дотончайших нюансов формы; 2) работа журналиста иредакции в режиме онлайн.Несомненно, что с приходом Интернета часть тра-диционных СМИ оказалась в растерянности, каждыйстал искать свой формат и правила адаптации в новыхусловиях. Формат оказался главным методом выжива-ния - сегодня это лицо, имидж, свой плацдарм в без-брежном мире СМИ. Как пишет Б.А. Игорев, «в струк-турной, функциональной и организационной сферахСМИ происходят процессы, связанные с необходимо-стью форматизации массового информационного про-странства в условиях выпуска множества газет и жур-налов, программ телевидения и радиовещания, ин-тернет-СМИ. Острая конкуренция между СМИ, а такженизкая покупательная способность аудитории вызыва-ют существенную дифференциацию структуры СМИ.Слово "формат" становится одним из ключевых в этомпроцессе» 5.Исследование параллельного, дуалистического су-ществования СМИ в традиционном и виртуальном ва-риантах стало основной закономерностью их функцио-нирования в условиях информационного века. Отказ отвиртуальной версии ставит под угрозу в целом эффек-тивность деятельности данного СМИ, игнорированиетрадиционного варианта ведет к потере им своего лица.В условиях Узбекистана дуалистическое существо-вание современной печати - неизбежное правило дляредакции каждой газеты и журнала, которые желаютвыжить в новой обстановке. Конечно, для малотираж-ного, локального издания (например, районной газетыУзбекистана, для которой, чтобы не закрыться, доста-точно тиража в 2-2,5 тысячи экземпляров) дуализм необязателен, но тем, кто хочет иметь хороший тираж ипопулярность, без него не обойтись. Интернет - это нетолько новый простор, но и современная форма суще-ствования для каждого СМИ.Я.Н. Засурский завершает одну из своих статей сле-дующим образом: «Сегодня можно сказать, что СМИдуалистичны. Они существуют в своих традиционныхформах: голосовой - радио, аудиовизуальной - теле-видение, в печатном виде - газета, но все они обяза-тельно появляются в Интернете. Действие СМИ опира-ется не только на традиционные методы распростране-ния, но и на Интернет. Этот дуализм, двойственностьраспространения информации очень важна» 6.Одну из глобальных задач в данном плане обо-значили И.А. К рутий и О.В. К расина, которые пишут:«Переход к обществу знания вызывает объективнуюнеобходимость создания новой, информационнойконцепции человеческого капитала. Трансформациясоциума под воздействием научно-технической рево-люции приводит к появлению совершенно иного типаработника. На первый план у него выходят такие ха-рактеристики, как креативность, способность к инно-вациям, высокая степень адаптации к изменяющимсяпроизводственным технологиям, умение быстро при-нимать решения и т.п. Степень владения ИКТ становит-ся наряду с уровнем образования одним из наиболеезначимых факторов, определяющих качество челове-ческого капитала» 7. Это тем более правильно по отно-шению к журналистам, которые представляют собойтворческий капитал особого рода.Собственно, родовые качества каналов журна-листики всегда были проявлением определеннойвсеохватности, т.к. уже тогда эти каналы оказывалибезусловное воздействие на аудиторию своими мно-гочисленными параметрами воздействия, например,звукорядом, видеорядом и др.Техника оказывает столь существенное влияние надеятельность журналистов, что сам творческий про-цесс заметно технологизируется. Работа в условияхразвитых технологий и высоких скоростей приобретаетсложный характер сочетания техники и творчества, или,упрощенно говоря, электронных и журналистских тех-нологий. Вот как трактуется это применительно к моло-дежным виртуальным газетам: «Мультимедийность, ин-терактивность, гипертекстуальность открывает передсетевыми газетами новые возможности. Типология, пе-риодичность, жанровая структура приобретают ранеенеизвестные журналистике формы. Появляются новыеспособы воздействия на аудиторию. Графика, инфогра-фика, аудио- и видеокомпоненты активно включаютсяв публикации сетевых авторов» 8. Под влиянием ком-плекса технологий действия редакций изменяются на-столько существенно, что труд журналиста серьезнымобразом преобразуется. Все это ставит редакции и жур-налистов Узбекистана в принципиально новые условиядеятельности. Новые условия деятельности сильно пре-образовали формы труда журналиста, но среди них естьтакие, которые носят глобальный характер.Получает развитие гражданская журналистикаcitizen journalism, также известная как «журналистикаучастия», - это активное участие граждан в сборе, сооб-щении, анализе и распространении новостей и инфор-мации» (блоггерство). Основу этого определения соста-вил доклад Шейни Боуман и Криса Уиллиса «Мы медиа:как аудитория формирует будущее новостей и инфор-мации». Боуман и Уиллис пишут о том, что «цель этогоучастия - предоставить независимую, достоверную,точную, многообразную и важную информацию со-гласно принципам демократии» 9. Действительно, одноиз сущностных проявлений гражданской журналисти-ки заключается в том, что в ней участвует очень многоблоггеров. Вместе с тем, было бы неверно пониматьпод такой журналистикой только блоги. Гораздо важ-нее и правильнее было бы считать формой становлениягражданской журналистики разработку соответствую-щих социальных институтов, публичной сферы в целом.Публичная сфера по своей сути представляет собойпространство гражданского общества. Блоги - самаямассовая, но не единственная часть гражданской жур-налистики.Словом, гражданская журналистика во многомличностная журналистика, это журналистика как ме-тод самопрезентации индивида.Современные телекоммуникационные сети ста-новятся сегодня элементом обеспечения устойчивогоразвития национальных государств, формированияинновационной экономики, свободных массмедиа.Определяющими на ближайшее десятилетие будут:цифровизация, глокализация, персонализация, кон-вергенция, мобильность, интеграция.Перед Республикой Узбекистан в дальнейшем раз-витии журналистики и телекоммуникаций стоят задачи:
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 108
Ключевые слова
Авторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Мэтякубов Алишер Джуманазарович | Международный университетмировых языков (Узбекистан) | канд. филол.наук, преподаватель кафедры аудиовизуальной журналистики и массовой коммуникации |
Ссылки
Подпорина Н. История блогов и становление гражданской журналистики // Интернет и интерактивные электронные медиа: исследования / Под ред. И. Засурского. Часть II. Блоги в системе массовых коммуникаций. М.: МГУ, 2007. С. 36.
Гроданов Ф.Т. Язык молодежных Интернет-газет: автореф. дис. канд. филол. н. М.: МГУ, 2007. С. 9.
Крутий И.А., Красина О.В. Человеческий капитал: эволюция представлений // "Социологические исследования". 2007. № 8. С. 129.
Играев Б.А. Издержки трансформации СМИ // Журналистика в 2009 г. Трансформация систем СМИ в современном мире: Сб. материалов межд. науч.-практ. конф. М.: Ф-т журн. МГУ, 2009. С. 18.
Засурский Я.Н. Зарубежные СМИ в 2006 г. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2007. № 6. С. 7.
Новая философская энциклопедия. В 4-х тт. / Ред. совет: В.С. Степин (предс.). Т. 1. М.: Мысль, 2000. С. 403.
Землянова Л.М. Проблема свободы выбора в современной глобализирующейся медиакультуре // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2005. № 1. С. 103.
Саидов У. Оммавий маданият ва ёшлар тарбияси // Юксак маънавият - ёшларга доир сиёсат самарадорлигини ошириш омили. Республика илмий-амалий конференцияси материаллари. Т.: Янги аср авлоди, 2008. С. 87.
