Публицистическое начало в текстах «гражданских журналистов» | Журналистский ежегодник. 2013. № 2. Часть 1.

Публицистическое начало в текстах «гражданских журналистов»

Статья посвящена развитию публицистического начала в «гражданской журналистике». Автор исследует общественно-значимые материалы в блогах Алтайского края и выявляет в них элементы публицистики.

Publicistic beginning in the texts of the «citizen journalists».pdf НОВЫЙ XXI ВЕК - время моды на «авторское». Еще в 2002 году в журнале «Журналист» появился материал «Время авторской журналистики» Ольги Краснояровой. В переходные нулевые она обозначила смену вех: «Десятилетия игры в журналистику, лишенную авторского комментария, завершились» [1. С. 38]. В современных традиционных масс-медиа происходит «идентификация Автора»: появляются авторские телепроекты, колонки ведущих журналистов в печатных и интернет-СМИ и т.д. Одним из главных проявлений «персонального журнализма» стала так называемая «гражданская журналистика», когда любой представитель аудитории может встать на место журналиста и транслировать свое авторское видение той или иной социально-политической проблемы. Гражданская журналистика - это разновидность журналистики, получившая широкое распространение с середины 2000-х годов в связи с развитием интернета и новых цифровых технологий. «Гражданские журналисты» предоставляют уникальную социально-значимую информацию, не представленную в традиционных СМИ. В России и за рубежом существуют сайты, организованные «гражданскими журналистами». Количество их посетителей сопоставимо с аудиторией крупных печатных СМИ [2]. Блогосфера - это еще один коммуникационный канал для гражданской журналистики, причем в России известные блоггеры в первую очередь ассоциируются именно с «гражданскими журналистами». «Блог - это информационный отпечаток той или иной личности («блоггера»), представленный с той или иной степенью информационной открытости» [3]. Гражданская журналистика должна не просто заинтересовать аудиторию, но и быть убедительной и достоверной, чтобы в следующий раз пользователи вновь выбрали данный медийный ресурс (сайт, блог и др.). Поэтому современные авторы-блоггеры не боятся выразить себя и прибегнуть к формам убеждения. В гражданской журналистике авторское «я» приобретает ключевое значение наряду с актуальностью и злободневностью обозначенной темы. таким образом, если рассматривать гражданскую журналистику как сочетание личностного и общественно-значимого, эмоционального и логически аргументированного, то налицо признаки публицистичности, свойственной для российской журналистики в целом. Публицистичность является одной из главных родовых черт отечественной журналистики. В разные исторические эпохи именно публицистическое слово не только приводило к резонансу в обществе, но и способствовало принятию конкретных решений властными инстанциями (социально-преобразовательский эффект). Этим признакам публицистики отвечают современные тексты блоггеров, касающиеся решения общественных проблем. В то же время в традиционной журналистике существует парадокс: с одной стороны, все хотят потреблять объективную информацию, знать «истину» в последней инстанции, но когда дело доходит до выбора канала информации, в «любимчиках» оказываются как раз те авторы, которые не скрывают своих личностных оценок, а зачастую и эмоций. Когда речь идет о блогосфере, то данной проблемы не возникает, так как аудитория изначально готова слушать и слышать «правду» от определенного автора, знать его оценку и отношение к происходящим событиям (авторскую позицию). В 1990-е годы в отечественной журналистике начали широко использоваться западные клише подготовки материалов к публикации или выходу в эфир: «журналистика факта», «обезличенная информация», «медиапродукт», подготовленный по шаблону. Все это во многом противоречило традициям российской журналистики, поэтому возврат к авторскому, оригинальному, эмоционально-оценочному был лишь вопросом времени. Любопытный факт, уже в 2003 году в пособии для новостной журналистики исследователь пишет: «Отвечаю на вопрос: должен ли журналист давать оценки и делать прогноз? - Должен! Должен диагностировать героя, прогнозировать ситуацию в ходе сбора информации» [4. С. 110]. Все это подготовило почву для возврата к «журналистике мнений», к аналитической авторской публицистике, которая нашла свой коммуникационный канал - интернет. Для анализа в настоящем исследовании было взято 30 текстов, опубликованных в блогах известных блог-геров Алтайского края за период с января по сентябрь 2013 года. Причем в исследовании представлены как непрофессиональные журналисты, так и профессиональные журналисты, ведущие свой блог. Отбор текстов для анализа осуществлялся по следующим критериям: предмет отображения (социально-значимая тема), резонанс (количество просмотров и комментариев), выраженность авторской позиции, метод сбора и изложения информации. По своей структуре авторский текст блоггеров тяготеет к художественно-публицистическому, отличается многозначностью и глубиной смыслов. А «внутренняя свобода» автора-блоггера, проявляющаяся в тексте оригинальностью подхода и нестандартностью мышления, тем, чего не найдешь в традиционных СМИ, притягивает зрителей и читателей, о чем свидетельствует количество просмотров и комментариев. О. Красноярова утверждает, что главный критерий публицистического текста - авторский взгляд: «Нас увлекает взгляд человека изумленного, завороженного встречей с миром, который для автора всегда нов, неожидан, парадоксален, а иногда полон боли и страдания» [1. С. 39]. Интересен подход и А.А. Авраамова в этом вопросе. Дело в том, что для него авторская позиция - это на треть нравственная черта. В ней, конечно, присутствуют обобщенные знания, идейно-политические убеждения. Однако синтезирующим компонентом, обеспечивающим цельность жизненной (авторской) позиции, выступает нравственность. таким образом, «для самого человека позиция - это он сам. Собственные принципы обязательно выступают в нравственной оболочке: «Это исповедую, на том и стою» [5. С. 124]. Этическая, морально-нравственная интерпретация авторской позиции в полной мере соответствует отечественной традиции панэтизма, характерной для публицистического творчества XIX-XX вв. [6. С. 223]. Нравственный императив свойственен большинству исследуемых текстов. Блоггеры даже в общественно-политических проблемах видят нравственную сторону и выражают свою позицию, прежде всего в морально-этическом ключе, а уже затем ссылаются на букву закона. Авторская позиция, представленная в исследуемых текстах, многокомпонентна. Откровенные призывы к какому-то социальному действию - лишь вершина позиционного «айсберга» гражданского журналиста. Учитывался целый ряд факторов, влияющих на восприятие текста аудиторией. Оценочные суждения - одна из главных особенностей текстов блоггеров. Ведь «субъект - следствие убеждений, мировоззрений» [7. С. 121]. В текстах автор не просто мыслит, а формирует свое личное отношение к предмету исследования. Экспрессивная лексика - еще одно проявление авторской позиции, причем в исследуемых текстах встречались и ненормативные выражения. С одной стороны, ненормативная лексика снижает качество публикаций, с другой стороны, налицо прием создания эффекта «близости к читателю», ведь, в конце концов, блоггер - это такой же представитель аудитории, как и его читатели. Таким образом, проведенное исследование показывает, что гражданская журналистика, безусловно, обладает публицистическим потенциалом. В ней явно прослеживаются традиционные для российской журналистики тенденции к публицистичности, эмоционально-логической аргументации, поиску «правды» во властных инстанциях, морально-нравственной оценке происходящих событий.

Ключевые слова

блог, публицистика, гражданская журналистика, авторская позиция, blogging, publicism, citizen journalism, the author's position

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Марущак Анастасия ВасильевнаАлтайский государственный университеткандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры теории и практики журналистикиa.v.m._jour@list.ru
Всего: 1

Ссылки

Красноярова О. Время авторской журналистики // Журналист. 2002. № 5.
Лазарев А. Гражданская журналистика. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.anton-lazarev.ru/grazhdanskayazhurnalistika/.
Рублев С. Гражданская журналистика на службе интересов общества. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lenta.ru/articles/2005/05/17/blogs/.
Васильева Л.А. Делаем новости!. М., 2003.
Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. М., 1999.
Мансурова В.Д. Принципы самоопределения российской журналистики: контекст русской культуры // Жизненные силы русской культуры: пути возрождения в России начала XXI века. М., 2003.
Инджиев А.А. Универсальный справочник начинающего журналиста. Ростов н/Д., 2007.
 Публицистическое начало в текстах «гражданских журналистов» | Журналистский ежегодник. 2013. № 2. Часть 1.

Публицистическое начало в текстах «гражданских журналистов» | Журналистский ежегодник. 2013. № 2. Часть 1.