Предварительное тестирование системы дистанционного образования в вузе перед её внедрением в учебный процесс
Обосновывается необходимость проведения предварительного тестирования системы дистанционного образования в вузе перед её внедрением в учебный процесс. Основной целью данного мероприятия является выявление и устранение различных ошибок и сбоев в работе системы. Авторы рассказывают о своём опыте проведения такого тестирования в их филиале.
PRELIMINARY TESTING OF SYSTEM OF DISTANCE EDUCATION AT HIGHER INSTITUTION BEFORE ITS INCULCATION INTO EDUCATIONAL PROCESS.pdf В настоящее время вопрос о необходимости дистанционного образования (ДО) и его эффективности перестал быть дискуссионным. Если ещё десять лет назад можно было говорить о зачаточном уровне развития ДО в России, то сегодня процесс внедрения дистанционных образовательных технологий в отечественных вузах происходит нарастающими темпами. По оценкам Министерства образования и науки РФ, на начало текущего учебного года примерно в 43 % учреждений высшего профессионального образования функционирует полноценная система ДО и почти столько же (до 40 %) будут использовать отдельные её элементы [1]. Даже если эти данные излишне оптимистичны, можно констатировать, что сегодня дистанционные образовательные технологии весьма широко представлены на рынке образовательных услуг в Российской Федерации. Здесь и далее мы будем использовать устоявшийся в отечественной педагогике термин «дистанционное образование», хотя более корректным было бы распространённое на Западе современное название E-learning (электронное обучение), обусловленное обязательным использованием компьютеров и информационных технологий. В этой связи возникают многочисленные вопросы, связанные с практической стороной организации системы ДО в вузе. Согласно одному из определений дистанционное образование (ДО) – это система педагогических, учебно-методических и информационно-коммуникационных технологий, предназначенных для обучения студентов в сети Интернет [2]. Исходя из данного определения, можно сразу очертить круг задач, которые придётся решать каждому вузу, который намерен внедрять у себя систему ДО (или её элементы): – создание нормативно-правовой базы, регламентирующей цели и задачи системы ДО, её место в общевузовской структуре; – создание необходимой материально-технической базы; – формирование организационной структуры, обеспечивающей работу системы; – подготовка учебно-методических материалов и их адаптация к использованию в дистанционном обучении; – внесение образовательного контента в базу (оболочку системы); – подготовка преподавателей и учебно-вспомогательного персонала (а при необходимости и студентов) к работе в системе и др. При этом необходимо понимать, что совокупность этих мероприятий при всей их важности и трудоёмкости носит лишь подготовительный характер и направлена на создание необходимой базы для дистанционного обучения. По мере решения этой задачи на повестку дня встаёт другая, не менее сложная – организация учебного процесса в системе. Вопрос о правильной организации начального этапа функционирования системы ДО представляется весьма важным, поскольку результаты, полученные на этом этапе, во многом определяют в дальнейшем её роль и место в структуре вуза и его образовательной политике. Кроме того, именно здесь во многом формируется субъективное отношение к системе её пользователей – преподавателей и студентов, которое в дальнейшем будет оказывать влияние на сознательность и активность их работы. Поэтому чем меньше ошибок и сбоев будет допущено в работе системы, чем более комфортно будут чувствовать себя участники учебного процесса, тем успешнее впоследствии будет развиваться система ДО в данном вузе. Эффективность работы системы ДО вуза на начальном этапе её работы зависит от многих факторов: – уровня развития информационных технологий в данном вузе; – состояния материально-технической базы; – квалификации учебно-вспомогательного персонала, обеспечивающего работу системы; – уровня владения профессорско-преподавательским составом информационными технологиями; – наличия достаточного учебно-методического обеспечения преподаваемых дисциплин; – особенностей программного обеспечения, используемого в вузе; – мотивации коллектива вуза в данном мероприятии и др. [3]. В значительной степени эффективность и надёжность работы системы ДО связаны с выбором программы-оболочки для неё. В настоящее время в России реализуется достаточно узкий круг программ категории LMS (Learning Management System), в отличие от США и западноевропейских стран, где их количество измеряется десятками. Отчасти это связано с относительно высокой стоимостью этих продуктов; кроме того, российские вузы достаточно часто используют оригинальное программное обеспечение, разработанное собственными специалистами. Сравнительный анализ различных LMS и выработка критериев для их отбора являются темой серьёзного исследования, выходящего за рамки данной статьи. Однако, с нашей точки зрения, для вуза, делающего первые шаги на пути внедрения системы ДО, важнейшими требованиями при выборе оболочки являются её простота и функциональная надёжность, позволяющие свести к минимуму потенциальные ошибки пользователей. Необходимо добавить, что за рубежом, а в последнее время и в России существуют компании, оказывающие аутсорсинговые услуги по созданию и сопровождению систем ДО для вузов: Oracle, Амплуа-Брокер, WebSoft, Прометей, ГиперМетод, Competentum, УНИАР и др. Прежде всего они ориентированы на создание учебного контента, т.е. предоставление заказчику готовых электронных учебных курсов, что называется «под ключ». По нашему мнению, данная форма сотрудничества вуза со сторонними фирмами, несмотря на очевидные преимущества (экономия времени, использование труда квалифицированных специалистов, возможность формирования уникальной системы по требованиям заказчика и др.), имеет два существенных недостатка. Во-первых, при создании курса под заказ компания-разработчик отвечает, как правило, за педагогический дизайн, подготовку содержимого курса, оформление. На вход от заказчика поступает более или менее формализованный сценарий. При этом чем меньше проработан сценарий, тем больше качество курса зависит от профессионализма разработчика. Во-вторых, следует учитывать экономический аспект проблемы: как отечественные, так и зарубежные (в особенности) фирмы, создающие образовательный контент, берут весьма высокую плату за предоставляемые услуги. Изучение опыта российских вузов, накопивших определённый опыт дистанционного обучения (Международный институт менеджмента, Евразийский открытый институт, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Московский государственный институт электроники и математики, Московский государственный индустриальный университет, Российский университет дружбы народов, Современная гуманитарная академия и др.) показало следующее. Довольно часто имеет место ситуация, когда электронный образовательный контент дублирует или почти дублирует учебно-методические материалы на бумажных носителях. Делается это сознательно, в стремлении «легитимизировать» электронные учебные комплексы и с этой целью максимально приблизить их содержание к имеющимся в вузе учебно-методическим разработкам (особенно имеющим грифы Министерства, УМО и проч.). На наш взгляд, делать этого не следует, поскольку одно из главных преимуществ дистанционных образовательных технологий состоит в многообразии форм и методов предоставления образовательного контента. Технологическая модель, основанная на идее специфики дистанционного образования, является особой, отличной от традиционных форм обучения; она построена на основе иных принципов организации учебного процесса и иной дидактике. Специфика дистанционного образования (гибкость и подвижность сроков обучения и, соответственно, темпа учебного процесса; высокая степень автономии учащегося в определении его темпоральных характеристик и содержания; прагматическое и неформальное отношение к промежуточной и итоговой аттестации и оценке как к средству мотивации и самоконтроля, а не как к цели и конечному результату обучения; модульная (или тяготеющая к модульной) организация предметного содержания курсов, обеспечивающая более высокую степень их вариативности, и др.) неизбежно влияет как на форму представления учебного контента, так и на его содержание [4]. Поэтому при создании, отборе и утверждении образовательного контента допустимо проявление некоторого «либерализма» относительно соответствия электронных ресурсов их бумажным аналогам, не выходящего, однако, за рамки требований образовательных стандартов. В данной работе мы не станем останавливаться на вопросах, связанных с отбором и экспертизой качества учебно-методических материалов для системы ДО, о чём мы подробнее писали ранее [5]. Однако необходимо указать, что полноценный контроль качества учебно-методических материалов электронного учебного курса и его работоспособности в целом может осуществляться лишь после того, как он задействован в учебном процессе и в него записаны студенты. Более того, существуют функциональные и методические ошибки (неточности в идентификации студентов, фактические ошибки в тестах, сбои в работе средств обратной связи и др.), выявить которые возможно только в процессе эксплуатации курса. Исходя из вышесказанного, следует признать целесообразным проведение предварительного тестирования (испытания, экспертизы) системы ДО с привлечением к этому мероприятию преподавателей, студентов и сотрудников вуза в условиях, максимально приближенных к реальным. Тем более необходимо такое тестирование в случае, когда установку системы и внесение в неё образовательного контента выполняли сторонние исполнители. Ниже авторы предлагают ознакомиться с соответствующим опытом работы Филиала ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет технологий и управления им К.Г. Разумовского» в г. Вязьме Смоленской области (ВФ МГУТУ). В филиале в настоящее время развёрнута система дистанционного образования на базе оболочки MOODLE (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment). Прежде всего необходимо объяснить, чем руководствовалась администрация филиала при выборе оболочки для вновь создаваемой системы ДО. По уровню предоставляемых возможностей MOODLE выдерживает сравнение с известными коммерческими системами, в то же время выгодно отличается от них тем, что распространяется в открытом исходном коде – это дает возможность адаптировать систему к особенностям конкретного образовательного проекта, а при необходимости и встроить в нее новые модули. MOODLE ориентирована на коллаборативные технологии обучения, т.е. позволяет организовать обучение в процессе совместного решения учебных задач, осуществлять взаимообмен знаниями. Широкие возможности для коммуникации – одна из самых сильных сторон MOODLE. Система поддерживает обмен файлами любых форматов как между преподавателем и студентом, так и между самими студентами. Модуль тестирования в системе MOODLE имеет целый ряд преимуществ по сравнению с возможностями аналогичных по назначению программных средств, в частности, для нас имело большое значение наличие в ней как возможности пакетной загрузки тестов (наряду с ручной), так и выгрузки тестовых вопросов. Сама процедура тестирования в системе MOODLE отличается тем, что список вопросов теста можно выдавать полностью, с предоставлением тестируемому возможности возвращения к предыдущим вопросам и исправления ранее введенных ответов. Предусмотрен обучающий режим тестирования, когда за каждый повторный ответ начисляется заданный преподавателем штрафной балл. При использовании закрытой формы с множественным выбором различным ответам могут быть присвоены разные веса. Вследствие этого оценка за вопрос в целом может оказаться дробной в диапазоне от 0 до 1. Это позволяет существенно уменьшить вероятность получения положительной оценки случайным выбором вариантов ответа. В случае необходимости преподаватель может регламентировать время и количество попыток, отведенных студенту на прохождение теста. Подытоживая вышесказанное, выделим очевидные преимущества образовательной среды MOODLE, которые определили наш выбор её в качестве оболочки для системы ДО филиала: – дружественный интерфейс, работа с системой не требует специальных знаний; – гибкость в создании курсов в системе (широкие возможности преподавателя при создании курса, выбор методов, форм обучения и контроля); автоматизация содержания курса; – высокая степень наглядности (студенты при необходимости имеют возможность видеть решения других студентов, находить и исправлять допущенные другими студентами ошибки); – возможность взаимо- и самоконтроля студентов. Студент может пройти тест, который не будет оцениваться, и при этом видеть допущенные ошибки; кроме того, можно организовать фиксированное число прохождения теста и число попыток ответа на данный вопрос теста. Среда предусматривает и организацию взаимоконтроля: студенты выполняют задания и имеют возможность просматривать выполненные задания, оценивать друг друга; – возможность обучаться в любое удобное для студента время; – возможность многократного прохождения (изучения) материала; всегда можно вернуться к пройденному модулю. Работа по созданию системы ДО в филиале началась весной 2010 г., а уже к концу этого года полностью был подготовлен и внесён в систему образовательный контент для первого курса всех образовательных программ ВПО, реализуемых в филиале. Преподаватели и сотрудники филиала в этот период в рамках курсового обучения изучали дистанционные образовательные технологии и, в частности, возможности и особенности оболочки MOODLE. Поскольку начинать обучение в системе с середины учебного года было признано нецелесообразным, руководство филиала приняло решение о проведении во втором семестре широкомасштабного тестирования создаваемой системы. При этом были поставлены следующие основные задачи: – проверить общую работоспособность системы и её соответствие намеченной цели – созданию в филиале полноценной системы ДО; – выработать у преподавателей филиала навыки работы со студентами в системе MOODLE (проверка выполненных заданий, обмен информацией, управление ресурсами своего курса и т.д.); – проанализировать эффективность педагогического дизайна системы и его соответствие поставленным задачам; – выявить ошибки, недостатки и недоработки в электронных учебных курсах, внесённых в систему, и устранить их; – преподавателям (создателям и администраторам электронных учебных курсов) на основании результатов тестирования выполнить оптимизацию и настройку их структуры и содержания. Важно сразу оговорить, что в ходе тестирования системы ДО не ставилась задача оценки её возможностей с точки зрения обеспечения качества образования, которая объективно не может быть решена на этом этапе эксплуатации системы и требует специального, достаточно продолжительного изучения. Тестирование проводилось в течение второго семестра 2010/11 учебного года. К нему были привлечены студенты шести групп очной формы обучения (1–4-й курсы) и четырёх групп заочной формы обучения (все – 3-й курс). В тестировании были задействованы в общей сложности 19 преподавателей и 192 студента (10,2% от общей численности студентов филиала). Все студенты (в том числе заочной формы обучения) перед началом работы в системе прошли подробный инструктаж и получили возможность ознакомиться с демоверсией системы на сайте www.moodle.org и поработать с ней. При выборе учебных групп для тестирования организаторы старались максимально охватить направления подготовки, представленные в филиале; таким образом, в тестировании участвовали студенты 6 направлений подготовки из 11, аккредитованных в филиале: «Менеджмент», «Экономика», «Информатика и вычислительная техника», «Технологические машины и оборудование», «Автоматизация технологических процессов и производств», «Товароведение». Преобладание студентов очного отделения было обусловлено прежде всего желанием организаторов тестирования иметь максимально оперативную обратную связь с участниками данного мероприятия. Кроме того, для этой категории студентов проще было организовать обучение основам работы в системе ДО. Студенты были записаны в 20 электронных учебных курсов. При этом каждая группа очного отделения была записана на 4–5 курсов, каждая группа заочного отделения – на 2–3 курса. Необходимо добавить, что всем студентам была предоставлена возможность выбора сдачи итогового контроля по дисциплинам – в традиционной форме или в рамках системы ДО. Мониторинг и анализ процедуры тестирования осуществлялись специально организованной экспертной комиссией, состоящей из представителей руководства филиала, головного университета и привлечённых внешних специалистов. На протяжении всей процедуры тестирования члены комиссии осуществляли наблюдение за её ходом, проводили опросы, анкетирование, беседы со студентами и преподавателями. Представляет определённый интерес общее количество времени, которое затратили студенты на работу в системе. По окончании семестра было подсчитано, что суммарное время сессий для участников системы составило: – менее 1 часа – 39 пользователей (20,31%); – 1–10 часов – 33 пользователя (17,19 %); – 10–30 часов – 66 пользователей (34,38 %); – 30–100 часов – 40 пользователей (20,83 %); – свыше 100 часов – 14 пользователей (7,29 %). Средняя продолжительность времени, проведённого в системе, составила для одного участника 19,6 часа, среднее количество сессий – 24 и средняя продолжительность одной сессии – 49 минут. Обратная связь преподавателей со студентами характеризуется следующими показателями. Сообщения преподавателям отправляли 34 студента, в общей сложности отправившие 208 сообщений. Ещё 32 студента общались с преподавателями посредством форума или чата. Главные выводы, которые позволяли сделать полученные и обработанные результаты мониторинга, заключались в следующем • Организационное и материально-техническое обеспечение работы системы в целом позволяет выполнять поставленные перед ней задачи. • Большинство участников системы (как преподавателей, так и студентов) показали удовлетворительный уровень владения пользовательскими навыками, необходимыми для работы в системе. • Для тех из электронных учебных курсов, которые тестировались, в основном, была подтверждена их пригодность для использования в учебном процессе (с определёнными оговорками и замечаниями, которые приведены ниже). • Среди профессорско-преподавательского состава филиала и студентов, принимавших участие в тестировании, сформировалось в достаточной степени положительное отношение к использованию системы ДО в учебном процессе. • Динамика заполнения системы учебно-методическим контентом позволила прогнозировать создание электронных учебных курсов по всем (или значительному большинству) дисциплинам, преподаваемым в филиале, примерно к концу 1-го семестра 2012/13 учебного года. В ходе тестирования системы ДО были выявлены многочисленные недостатки и ошибки: – многие преподаватели не использовали полностью возможности системы, в основном ограничиваясь проведением тестирования, причём иногда проводили его в аудиторном режиме; – было выявлено значительное количество ошибок (технических, смысловых, грамматических, стилистических) в различных элементах электронных учебных курсов; – с начала семестра в системе работали лишь отдельные преподаватели, а большинство подключилось к работе лишь в мае и даже в июне; – практически никто из преподавателей не использовал в своей работе обратную связь со студентами с помощью отсылки сообщений, переписки по электронной почте или общения в новостном форуме; – некоторые преподаватели допускали необоснованную задержку при проверке присланных студентами контрольных заданий (в некоторых случаях – до месяца); – студенты, записанные в систему, как правило, не редактировали свой пользовательский профиль, в том числе не вносили в него адрес своей электронной почты; – несколько раз возникали проблемы с прохождением контролирующих тестов, для которых не было предусмотрено репетиционное тестирование либо многократное прохождение теста в режиме обучения; – ряд преподавателей вообще не работал в созданных ими курсах; соответственно нельзя говорить о выработке у них каких бы то ни было навыков работы в системе ДО и т.д. Обсуждению результатов предварительного тестирования системы ДО было посвящено специальное заседание учёного совета филиала. По результатам анализа полученных данных были сделаны организационные выводы и составлен план мероприятий по устранению выявленных ошибок и недостатков. Было принято решение об устранении выявленных в ходе тестирования ошибок и недочётов в течение лета и определены основные направления этой работы: – ознакомление студентов нового набора с возможностями системы и их авторизация в системе; – дальнейшая отработка практических навыков работы преподавателей в системе MOODLE; – продолжение работы кафедр по формированию новых электронных курсов по закреплённым дисциплинам; – усовершенствование и дополнение ранее созданных электронных учебных курсов; – работа по повышению функциональности, эффективности, удобства и надёжности системы MOODLE; добавление и отладка новых модулей системы; – разработка мероприятий рекламно-информационного характера для ознакомления абитуриентов филиала с возможностями и преимуществами обучения в системе MOODLE; – создание в филиале необходимой материально-технической базы для полноценной эксплуатации системы. Таким образом, к началу 2010/11 учебного года, система ДО была испытана, отлажена и готова к работе. С 1 сентября 2010 г. в неё были внесены все студенты нового набора, и начался полноценный учебный процесс. Дальнейшая практика показала, что в результате проведённых подготовительных мероприятий удалось, во-первых, избежать серьёзных нарушений в работе системы и, во-вторых, качественно подготовить персонал филиала к работе с дистанционными образовательными технологиями. Формат данной статьи не позволяет авторам подробнее рассказать о многих проблемах и трудностях, с которыми им пришлось столкнуться при внедрении системы ДО в своём вузе, поскольку даже их перечисление заняло бы значительное место. Однако нами планируется обобщение и анализ опыта решения наиболее типичных проблем, связанных с дистанционным обучением, почерпнутого из практики ВФ МГУТУ и наших партнёров. Мы охотно поделимся нашими наработками с коллегами из других вузов России и ближайшего зарубежья, интересующимися этими проблемами, и, свою очередь, будем благодарны за любую помощь с их стороны.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 828
Ключевые слова
electronic training course, distance education, электронный учебный курс, дистанционное образование, предварительное тестирование, preliminary testingАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Бабушкин А.Н. | Филиал ФГБОУ ВПО «Московского государственного университета технологий и управления им К.Г. Разумовского» в г. Вязьме | доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин | ban.2006@mail.ru |
Павлов И.В. | Филиал ФГБОУ ВПО «Московского государственного университета технологий и управления им К.Г. Разумовского» в г. Вязьме | доцент кафедры информатизации и управления | purge_msiu@mail.ru |
Ссылки
Липаев В.В. Обеспечение качества программных средств. – М.: Синтег, 2001.
Лёшина А.В. Организация внутривузовской экспертизы электронных учебных курсов для системы дистанционного образования / А.В. Лёшина, И.В. Павлов // Открытое и дистанционное образование. – Томск: Изд-во. Том. ун-та, 2012. – Вып. 2(46). – С. 44.
Шляхтина С.Н. Перспективы развития дистанционного образования в мире и в России // КомпьютерПресс. – 2010. – №9. – С. 58.
Закарьяева З.М. Управление современным образованием: организационные механизмы // Философия хозяйства. – 2011. – № 2 (74). – С. 161.
Филатов О.К. Информатизация современных технологий обучения в ВШ. – 2-е изд. – Ростов: ТОО Мираж, 2012.

Предварительное тестирование системы дистанционного образования в вузе перед её внедрением в учебный процесс | Открытое и дистанционное образование. 2013. № 2 (50).
Скачать полнотекстовую версию
Загружен, раз: 2804