Рассмотрены концепция и методология матрично-вариативного подхода к адаптации траектории индивидуального обучения информатике студентов технического вуза с учетом психолого-педагогических особенностей последних.
THE CONCEPT AND METHODOLOGY OF MATRIX-VARIABLE APPROACH TO ADAPTATION OF INDIVIDUAL TRAINING TRAJECTORY OF INFORMATICS TEACHING FOR TECHNICAL COLLEGE STUDENTS WITH A GLANCE FOR PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL FEATURES.pdf Развитие технологии «Индивидуальный стиль учебной деятельности»В основу подходов к учету психолого-педагогических особенностей [1] студентов технического вуза в процессе построения траектории индивидуального обучения информатике положена педагогическая технология, разработанная и апробированная на уровне общеобразовательной школы, «Индивидуальный стиль учебной деятельности» [2]. Данная технология:- позволяет осуществлять личностно ориентированный подход к подготовке в области информатики каждого студента технического вуза, наблюдать за процессом его развития, а также отслеживать динамику этого процесса;- представляет законченную, целостную систему мониторинга качества обучения информатике, позволяющую оценить не только работу преподавателя и студента, но и целенаправленно ее планировать;- предоставляет возможность создания гибкой, многоуровневой и разветвленной структуры управления учебно-познавательной деятельностью студентов в процессе обучения информатике;- обеспечивает теоретическое обоснование показателей для построения траектории индивидуального обучения информатике студентов технического вуза в условиях вариативности и гибкости образовательного процесса.Особенности учета индивидуального стиля учебной деятельностиДанные теории и концепции лежат в основе применяемой в нашем исследовании технологии учета индивидуального стиля учебной деятельности. Четыре основных компонента личности в своей целостности с точки зрения организации образовательного процесса определяют четыре группы требований к созданию целостной образовательной среды. Среда должна МОТИВИРОВАТЬ, формировать у студента систему ЗНАНИЙ, уровень УМЕНИЙ, НАВЫКОВ, развивать у него познавательную сферу через развитие психофизиологических свойств. На основании изученного теоретического материала, а также исходя из собственного опыта, мы опираемся на схему определения понятия «РЕСУРСЫ УЧЕБНОГО УСПЕХА» (рис. 1).Рис.1. Ресурсы учебного успехаЭта схема была положена в основу проектирования матрицы параметров учебного успеха или индивидуального стиля учебной деятельности студентов технического вуза, состоящей из 10 параметров (табл. 1).На рис. 2 изображены сводные данные психолого-педагогических ресурсов, обеспечивающих реализацию учебного успеха, например, по одному студенту. Каждый из параметров можно представить как отрезок из центральной точки, а уровень развития параметра представить длиной отрезка. Модель индивидуального стиля учебной деятельности конкретного студента будет выглядеть как замкнутая фигура, ограниченная кривой, проходящей через дистальные точки отрезков (рис. 2). Таблица 1Матрица параметров индивидуального стиля учебной деятельностиРесурс учебного успехаПараметры индивидуального стиля учебной деятельностиЕдиница или система измерения«Знаю»ОбученностьОценка по предмету «Могу»Внимание0,5 - недопустимый; 1 - критический; 2 - оптимальныйПамятьМодальность А(ауд), В (виз), К (кин)Доминирование полушарийЛ(лев), П(прав), Р(равн) «Умею»Организационные навыки0,5 - недопустимый 1 - критический 2 - оптимальный Коммуникативные навыкиИнформационные навыкиИнтеллектуальные навыки«Хочу» Уровень развития мотивационно-волевой сферыСоциально-духовный; социальный; познавательный; базовый; эмоциональный Рис. 2. Динамическая модель индивидуального стиля учебной деятельности, или общего уровня учебных возможностей студента технического вузаТакое графическое представление смысла понятия «индивидуального стиля учебной деятельности» позволяет выявить сущность еще одного важнейшего параметра обучаемости - общего уровня учебно-познавательных возможностей.Психолого-педагогическая диагностика общего уровня учебно-познавательных возможностейОбучаемость зависит и определяется развитием всех остальных упомянутых выше параметров: и уровнем интереса к предмету, и объемом усвоенных знаний, и уровнем развития общеучебных навыков, и уровнем развития памяти, внимания и других психофизиологических особенностей личности. Поэтому на рис. 2 обучаемость будет выглядеть как площадь замкнутой фигуры АБВГДЕЖ.Такая схема действительно является динамической: если развивается и растет уровень любого из параметров индивидуального стиля учебной деятельности студента, то будет и увеличиваться общий уровень его учебно-познавательных возможностей. В окончательном виде ресурсы учебного успеха студента технического вуза при обучении информатике представлены в табл. 2.Таблица 2Система параметров индивидуального стиля учебной деятельностиПараметрыСпособы психолого-педагогической диагностики параметра; система оценки уровня его развития.1. Обучаемость, уровень учебных возможностейСистема оценки такова: III уровень - наиболее высокий, творческий уровень обучаемости (способность самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных знаний, умение проектировать новые способы решений и т.д.) II уровень - высокий уровень обучаемости (способность активно использовать приобретенные знания в знакомой ситуации). I уровень - уровень обучаемости, позволяющий понимать и запоминать новую информацию, применять ее по алгоритму < I - случаи, когда студент не может проявить даже минимальные возможности (группа учебного риска)2. ОбученностьСистема оценки такова: III уровень - наиболее высокий, творческий уровень обучаемости (способность самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных знаний, умение проектировать новые способы решений и т.д.) II уровень - высокий уровень обучаемости (способность активно использовать приобретенные знания в знакомой ситуации) I уровень - уровень обучаемости, позволяющий ученику понимать и запоминать новую информацию, применять ее по алгоритму. < I - случаи, когда студент не может проявить даже минимальные возможности (группа учебного риска)3. ВниманиеХарактеристики внимания: Объем - количество объектов, которые могут быть охвачены сознанием одновременно (может ли работать с целой главой, темой и т.д.) Концентрация - степень сосредоточенности на объекте Распределение - возможность одновременно производить несколько видов деятельности (может ли одновременно слышать и писать, смотреть, слышать и записывать и т.д.)) Устойчивость - длительность сознательного удержания внимания на объекте (как долго может быть сосредоточен) Система оценки: 0,5 - слабо развито 1 - недостаточно развито 2 - достаточно развито Лучше всего использовать диагностические данные психологов, но преподаватель самостоятельно может в первом приближении оценить развитие психофизиологического параметра внимание и через наблюдение на занятиях за выполнением студентом заданий определенного типа4. ПамятьУровень развития разных видов памяти также измеряется в баллах от 0 до 2. При построении индивидуальной траектории обучения информатике можно оценивать следующие виды памяти: - словесно-логическую (умение запоминать информацию, поданную в вербальной форме, в виде формул, понятий) - образную (умение запоминать наглядные образы, цвет, рисунок, звуки и т.д.) - эмоциональную (умение сохранить пережитые чувства) Лучше всего эти данные брать из результатов психологических обследований, но и здесь преподаватель может определить «западающий» вид памяти у студента путем внимательного наблюдения за его деятельностью5. МодальностьВ матрице модальность записывается как выделение одного, двух или всех трех каналов поступления информации одновременно: А, В - аудиальный и визуальный А, К - аудиальный и кинестетический Модальность выявляется четче всего в специальных опытах; однако наблюдение преподавателя позволяет выявить наиболее ярких представителей: Визуал - студент, обращающий большое внимание на вид своей тетради, свой внешний вид; его раздражает беспорядок на столе, на доске и т.д Аудиал - часто произносит вслух то, что хочет понять. Прислушивается к себе, ведет как бы монолог с собой. Часто исключает зрение: смотрит в окно, чертит абстрактные узоры, но при этом слышит все, что говорят на занятии Кинестетик - чаще всего очень подвижный, легко отвлекающийся, мгновенно реагирующий на прикосновение, легко проявляет эмоции, часто неаккуратен «потому что - какая разница»6. Доминирование полушарий головного мозгаПравополушарник - предпочитает конкретный смысл поступающей информации. Левополушарник - анализирует информацию по формальным основаниям. Равнополушарник - способен сознательно руководить «включением» полушарий. Этот параметр обычно диагностируется психологами 7.Организационные компетенцииСистема оценки уровня сформированности всех компетенций: 0 - 1 - 2 (возможно 0,5 и 1,5). Навык планирования собственной деятельности (определяется и развивается при выполнении заданий типа проектных, курсовых, дипломных работ). Навык самооценки (способность самостоятельно оценить и способ достижения результата и сам результат)8. Коммуникативные компетенцииМонологическая речь (устная или письменная); Способность вести конструктивный диалог; Способность работать в команде (подчиняться, руководить, делиться знаниями, полномочиями)9.Информационные компетенцииНавык «сворачивания» и «разворачивания» информации (составление и чтение таблиц, графиков, схем и т.д.) Навык использования технических средств (ТСО, ПК, TV, мультимедиа) для поиска, планирования, организации и оформления учебной работы10. Мыслительные компетенции (по Марковой)Уровень развития того или иного мыслительного навыка устанавливается психологами, но преподаватель может его оценить с помощью специальных заданий, позволяющих проверить и оценить степень умения производить анализ, синтез, сравнение изучаемых понятий, объектов, процессов, а также умения строить и формулировать умозаключения и самостоятельно делать выводы.11. Уровень развития мотивационно-волевой сферыУровень проявления волевых усилий при выполнении учебных заданий может оцениваться преподавателем наблюдениями на уроке и сопоставляться с данными психологического обследования. Уровень и вектор интересов, мотивов к изучению конкретного предмета определяет в первую очередь сам преподаватель, оценивая их в первом приближении так: Базовый - студент мотивирован на изучение предмета мотивами «избегания»: чтобы не ругали, чтобы на приставали… Познавательный - ведущий мотив - любопытство, интерес чаще всего проявляется как непроизвольный; Социальный - ведущий мотив - деятельность вместе со всеми, «я не хуже других», « и я так могу»; Социально-духовный - мотивация к изучению предмета личностно оправдана: «я осознаю, зачем мне надо изучать этот предмет», студент демонстрирует максимально возможный для себя уровень произвольности в обучении на этом уроке.Таким образом, если поставить задачу разработки системы обучения с блоком поддержки принятия решений системы управления траекториями обучения, то такая система будет иметь ряд отличительных особенностей, выделяющих ее среди остальных. Во-первых, методический и контрольный материал представляется в 3 видах сложности. Во-вторых, создается система наблюдения за успеваемостью и «индивидуальной траекторией обучения». Такая информация может оказаться полезной также и для совершенствования научно-методической литературы.Технология построения траектории индивидуального обучения информатике студентов технического вуза как педагогическая интегральная технологияВ результате внедрения программно-технологического комплекса автоматизации формирования содержания, методов и средств индивидуализации обучения информатике формируется навык конструирования программ развития каждого студента средствами своего предмета, в том числе и информатики. Результатом работы можно считать успешную апробацию предложенного способа построения индивидуальной траектории обучения, который вполне соответствует требованиям к настоящей педагогической технологии (табл. 3). Таблица 3Описание разработанной технологии построения траектории индивидуального обучения информатике студентов технического вуза как педагогической интегральной технологииТребования к интегральной педагогической технологии (по В.В. Гузееву [3])Составляющие (подсистемы) технологии построения траектории индивидуального обучения информатике студентов технического вузаМодель исходного состояния студента, заданная множеством свойств, существенных для процесса обучения Матрица параметров индивидуального стиля учебной деятельности студентов технического вуза, заполненная данными психолого-педагогической диагностикиМодель конечного состояния студента: диагностично и операционально представленный результат обученияРезультат - положительная динамика изменения параметров индивидуального стиля учебной деятельности студентов технического вузаСредства диагностики текущего состояния и прогнозирования ближайшего развития (мониторинг) системыСистема мониторинга параметров индивидуального стиля учебной деятельности студентов технического вуза Набор моделей обученияПрограммно-технологический комплекс автоматизации выбора форм, средств, приемов индивидуализации обучения информатике, систематизированных по параметрам индивидуального стиля учебной деятельности студентов технического вузаКритерии выбора или проектирования оптимальной модели обучения для конкретного студента в данных условиях обученияМеханизм обратной связи, обеспечивающий взаимодействие между данными диагностики и выбором модели обучения, соответствующей полученным даннымВ то же время предлагаемые нами параметры индивидуального стиля учебной деятельности студентов технического вуза вполне могут играть роль оснований для отслеживания роста учебных возможностей. Как показала практика, основным результатом использования технологии индивидуального стиля учебной деятельности, используемой при обучении информатике студентов технического вуза, являются: −повышение мотивации к изучению особенностей и специфики специальных технических дисциплин по информатике, −адекватный отбор и использование инновационных технологий обучения, −рост профессиональной компетентности будущего специалиста.Учебное индивидуализирующее приложение как инструмент реализации педагогической технологииВ качестве основной предпосылки [4] исследования проблем индивидуализации обучения информатике студентов технического вуза принят тезис о том, что учебное индивидуализирующее приложение в образовательном процессе - это всегда определенная дидактическая составляющая, и поэтому его эффективное использование имеет особенности, определяемые на методическом и технологическом уровнях. Последовательность включения учебного индивидуализирующего приложения в процесс обучения, безусловно, зависит и от методических умений преподавателя как организатора дидактического процесса.Проектирование технологии подготовки обучения информатике студентов технического вуза основывается на реализации ряда дидактических принципов. Первым из них является принцип постепенного усложнения и увеличения познавательных трудностей. При проектировании технологии подготовки обучения информатике студентов технического вуза с использованием индивидуализирующего приложения очень важно знакомство с его содержанием. Индивидуализирующее приложение, раскрывающее учебное содержание на очень высоком уровне, может также быть непонятно для обучаемых. Доступность обусловлена не только простым формулированием мысли в визуальной форме, но также взвешиванием соответствующих пропорций без соотнесения с продолжительностью темпа их сообщения.Известно, что дидактические материалы, передаваемые с помощью технических устройств, часто вызывают принудительную концентрацию внимания обучаемых. Отсюда вытекает принцип смыслового выражения передаваемой информации, повышающего активность восприятия. При разработке сценариев необходимо проектировать систему специальных целенаправленных воздействий, обеспечивающих наряду с формированием необходимого объема знаний, комплекса сенсорных навыков и формирование различных систем умственных действий.Сценарное проектирование методов структурирования учебного индивидуализирующего приложенияУчет в проектировании технологии обучения информатике студентов технического вуза выделенных принципов определяет, с одной стороны, дидактические особенности проектирования и, с другой стороны, предполагает уточнение методов структурирования учебного индивидуализирующего приложения с использованием концепции фрагментов (рис. 3).Рис. 3. Структурные компоненты проектируемой технологииИнформационные фрагменты (ИФ) содержат в себе «готовые» знания, которые необходимо просто передать обучаемым.Операционные (инструктивные, ОФ) фрагменты должны иметь четкие предписания и указания последовательности совершения действий.Фрагменты, содержащие управляющие воздействия (ФУВ) и элементы обратной связи (ФОС) , предназначены для осуществления коррекции познавательной деятельности обучаемых за счет создания системы ее регуляции.Контрольные фрагменты (КФ) учебного индивидуализирующего приложения должны включать так называемые задания тестового типа.Для подготовки обучения информатике студентов технического вуза возможны следующие варианты построения структуры содержания учебного индивидуализирующего приложения с использованием различных типов фрагментов (рис. 3):ИФ + ОФ + ФОС + ФУВ;ОФ + ФОС + КФ;ОФ + ФОС + ФУВ.Структура и содержание интерактивных фрагментов [5] при обучении информатике студентов технического вуза обусловливается их учебными целями и задачами. Дидактические функции интерактивных фрагментов в системе технического обучения информатике, в отличие от других учебных компьютерных моделей, полностью не вырождены: они в состоянии частично заменить собой преподавателя, взять на себя управление познавательной деятельностью обучаемых, так как интерактивные фрагменты очень часто являются инструментами в профессиональной деятельности будущего специалиста.Методика реализации информационной технологии обучения информатике основывается на выявленных дидактических особенностях и обеспечивается адекватными методами, способами и приемами: индивидуально-тематической организацией учебной деятельности с автоматизированной классификацией уровня обучаемого и выбором режима обучения [6]; ситуативно-личностным целеполаганием; профессионально ориентированной информационной коммуникацией; конкретизацией учебного материала с приоритетом на специфику использования в системе образования, автоматизированным тестированием и самотестированием [7] в форме профессионально-ориентированных интерактивных сеансов
1. Бадмаева Н.Ц. Мотивационная основа развития общих умственных способностей: Автореф. дис. … докт. психол. наук. - Новосибирск. - 2006.
2. Галеева Н.Л. Мониторинг для учителя // Управление школой: прил. к газ. «Первое сентября». - 2005. - 1-15 дек. (№ 23).
3. Гузеев В.В. Интегральная образовательная технология. - М.: Знание, 1999. - 158 с.
4. Кравец О.Я. Технология подготовки преподавателей высшей школы в системе открытого профессионального образования // Дистанционное обучение - образовательная среда XXI века: матер. IV Междунар. науч.-мет. конф. - Минск: БГУИР, 2004. С. 118-121.
5. Заславская О.Ю., Беляев Р.В., Кравец О.Я. Информационное управление процессами многоуровневой индивидуализации обучения // Вестник РУДН. Серия Информатизация образования. - 2010. № 1. - С.72-80.
6. Кравец О.Я., Сергеев М.Ю. Адаптация средств выявления текущего уровня знаний как компонента формирования содержания, форм, средств и методов изучения дисциплины при построении индивидуальной траектории обучения в рамках технологий открытого образования
7. Беляев Р.В., Кравец О.Я. Программный комплекс «Комплекс поддержки принятия решений системы управления траекториями обучения». - М.: ФГНУ ЦИТИС, 2010. - № госрегистрации 50201001084 от 23.06.2010.