МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА МАЛОГО ГОРОДАКАК ФАКТОР ПОДДЕРЖКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье представлена новационная деятельность муниципальной методической службы: цели, задачи и направления деятельности.
METHODICAL SERVICE OF SMALL CITYAS THE FACTOR OF SUPPORT OF PROFESSIONAL PEDAGOGICAL ACTIVITY.pdf Система российского образования, в том числе и малого города, предъявляет новые требования к уровню профессионализма современного педагога. На современном этапе развития общества рассматривается «необходимость приоритета субъектной позиции учителя по отношению к самому себе, что позволяет сделать его лично ответственным за уровень (качество) своего профессионализма. Тогда, прежде всего он сам определяет, что, когда и в какой форме ему делать, дабы измениться самому и таким образом повлиять на результаты своего труда (а значит, и на результаты работы школы). При таком подходе акцент смещается на профессионально-личностный рост учителя, на процесс и результат этого роста, а методическая работа становится одним из средств обеспечения этого роста»[2] Муниципальная методическая служба в своей перспективной и повседневной деятельности должна учитывать приоритетные направления и тенденции развития современного образования, не только отвечать современным требованиям социума, но и прогнозировать направления развития системы образования. В настоящее время в России не существует стандартных подходов к организации деятельности муниципальных методических служб. В каждом субъекте Федерации, муниципалитете методическая служба имеет свои принципы функционирования и формы организации деятельности. Учет особенностей образовательной среды города, социально-экономическое и культурное развитие, наличие местных субъектов образования, накопленный опыт в их взаимодействии предполагает интеграцию традиционной модели методической службы и современных деятельностных форм и содержательных линий системы дополнительного образования педагогов как муниципального, так и школьного уровней.Основная цель муниципальной методической службы - содействие устойчивому развитию муниципальной системы образования по направлениям, способствующим поддержке профессионального роста педагога, формированию нового типа учителя-профессионала: научно-методическое сопровождение реализации федеральных, региональных и муниципальных целевых программ и проектов развития образования; создание системы непрерывного совершенствования профессиональной компетентности работников образования; формирование единого информационно-образовательного пространства на основе сетевого взаимодействия и сотрудничества всех участников образовательной среды (учреждений образования, культуры, общественных объединений, социальных служб, органов управления разных уровней); создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого педагога. Достижение цели обеспечивается комплексом мер, одной из которых является формирование системы непрерывного профессионального образования педагогов. Для этого необходима разработка и внедрение современных образовательных технологий, которые включают в себя и средства ИКТ. Этим обеспечивается открытость и динамичность системы, возможность выбора образовательных услуг с учетом меняющихся потребностей обучения.В связи с этим деятельность муниципальной методической службы (ММС), являющаяся частью системы непрерывного образования и способная помочь учителю в преодолении кризиса профессиональной компетенции, способствующая подготовке к продуктивной педагогической деятельности в условиях модернизации образования, представляется чрезвычайно важной. Она должна стать гибкой, мобильной, позволяющей оперативно реагировать на изменяющуюся образовательную ситуацию.ММС решает вопросы, связанные с информатизацией образования, внедрением информационных и коммуникационных технологий в образовательный и управленческий процессы, информационно-методического обеспечения процессов выявления, изучения и пропаганды передового педагогического опыта, новаций в области образования, внедрения и поддержки документооборота, использования возможностей телекоммуникационных технологий. Задачами городской методической службы в данной области являются:• удовлетворение информационных, учебно-методических, образовательных потребностей педагогических работников образовательных учреждений;• создание условий для организации и осуществления повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений;•оказание учебно-методической и научной поддержки всем участникам образовательного процесса;•методическое сопровождение внедрения ИКТ в учебный процесс и сопровождение образовательных технологий, ориентированных на развитие у учащихся навыков самообучения (сетевые олимпиады, телекоммуникационные проекты, дистанционное обучение, развивающее обучение). К основным направлениям деятельности Методической службы в области информатизации системы образования относятся[3,34-35]:•мониторинг состояния, результатов и перспектив развития образовательных учреждений города, организация маркетинга информационных потребностей педагогических работников образовательных учреждений;•формирование массива информации об основных направлениях развития образования в городе, научном, научно-методическом обеспечении образовательной деятельности, результатах образовательного процесса в городе, об информационных профессиональных потребностях педагогических работников образовательных учреждений, об инновационном педагогическом опыте;•организация сетевого информационно-коммуникационного обслуживания образовательных учреждений;•анализ состояния подготовленности кадров в области владения информационными и коммуникационными технологиями;•анализ состояния научного, учебно-методического, научно-технического обеспечения образовательных учреждений города, района в области информационно-коммуникационных технологий;•участие в разработке курсовой системы подготовки педагогических и руководящих работников образовательных учреждений по проблемам информатизации системы образования;•организация и проведение всеобуча по информационным технологиям для педагогических и руководящих работников образовательных учреждений;•организация дистанционного обучения педагогов отдаленных общеобразовательных учреждений, а также обучающихся на дому Организационное обеспечение ММС заключается в: •разработке программы информатизации ОУ;•разработке и реализации плана совместных действий всех подразделений ОУ по решению вопросов информатизации, согласованного на городском уровне;•обеспечении доступа к нормативно-правовым и инструктивно-методическим материалам;•организации и поддержке работы муниципальной методической службы согласно структуре в образовательном учреждении (ОУ);•апробация и внедрение элементов информационно-аналитической системы управления образованием;•организации и поддержке деятельности учителей ОУ, интересующихся проблемами информатизации образования. Методическое обеспечение включает:•анализ текущей ситуации процесса информатизации ОУ, коррекцию и мониторинг деятельности данного процесса;•подготовку методических пособий и рекомендаций по вопросам информатизации ОУ;•анализ и апробацию научно-методических, программных и технических разработок, ведущихся в районе, городе, регионе, России и за рубежом по вопросам информатизации образования и других направлений, касающихся работы информационных служб ОУ;•изучение существующего опыта и разработку плана своей работы в соответствии с программой развития ОУ;•обеспечение эффективного освоения средств ИКТ и включение медиасредств в образовательный процесс ОУ;•организацию научно-методической деятельности учителей по проблемам информатизации образования (в рамках проблемных объединений) с последующим выходом с конкретными результатами на научно-практические конференции и форумы различного уровня, в том числе телекоммуникационные.В комплект программно-методического обеспечения образовательного процесса входят:•выработка рекомендаций по приобретению программно-методического обеспечения для ОУ;•создание и поддержка в ОУ банка педагогической информации, обеспечение санкционированного доступа к нему учреждений городского уровня;•обоснование необходимости и подготовка к введению новых интегрированных учебных программ, ориентированных на профессиональное обучение школьников при работе с современными информационными средствами;•организация и содействие подготовке и переподготовке учителей различных дисциплин и сотрудников ОУ по вопросам освоения средств ИКТ, средств медиаобразования, приемов работы в глобальной информационной сети. Технологическое обеспечение- это:•подключение ОУ к телекоммуникационным системам различного уровня с выходом в глобальную сеть;•организация доступа к банку педагогической информации на любых носителях; •организация публикаций опыта и разработок учителей и сотрудников ОУ по проблемам образования;•организация и поддержка издательской деятельности;•создание и поддержка Web-сайта ОУ.•организация и функционирование поста электронной почты или подузла высокоскоростного доступа к Internet:•разработка приказов, распоряжений и инструкций по информационной безопасности, организация контроля над их выполнением.Техническое оснащение и обслуживание включает:•объединение компьютеров в кабинете(ах) ВТ, компьютеров в администрации, библиотеке, бухгалтерии и в других подразделениях в общую локальную сеть ОУ и подключение к глобальной сети; •обеспечение работы сервера(ов) для размещения общих для ОУ баз данных, сопровождение и пополнение этих баз данных, создание новых банков и баз данных;•организация ремонта, сервисного обслуживания оборудования Службы; •техническое обеспечение и обслуживание системы обработки и передачи педагогической информации на всех возможных видах носителей (совместимой с городской и областной системами).В настоящее время в рамках ММС целесообразно введение ставки сетевого методиста, организующего работу через локальные и глобальную сети. Такой методист обеспечивает методическую поддержку как руководителей ОУ; городских и школьных методических объединений; так и непосредственно учителей-предметников, педагогов-психологов, классных руководителей, школьных библиотекарей. Сетевая организация методической работы с педагогами на муниципальном уровне - это не традиционная «вертикальная», иерархически организованная система, а горизонтальная самоорганизующаяся сеть. Ее нельзя создать сверху, она складывается как естественный процесс путем добровольной кооперации самоорганизации и саморазвития методических и других служб, входящих по необходимости в сеть.Субъектами сетевого взаимодействия являются общеобразовательные учреждения города; учреждения дополнительного образования детей; дошкольные образовательные учреждения; школьные библиотеки. Взаимодействие всех компонентов сетевой структуры помогает удовлетворить профессиональные потребности педагогов в сфере ИКТ, создаёт единую информационную среду (использование электронной почты; WEB -технологий и др.) Для учреждений сферы образования малого города значительно расширяются возможности решения задач методической поддержки образовательных учреждений и педагогов, сокращается время формирования баз данных по всем направлениям методической деятельности; поддерживается непрерывность методического сопровождения процесса повышения квалификации педагогов малого города, реализуется возможность индивидуального сопровождения деятельности педагогов (индивидуальные консультации молодым специалистам, участникам конкурсов и т. д.); создания в электронном виде публикаций методического и учебного характера и их распространения; развития системы сетевого дистанционного обучения (организация и содержание системы мониторинговой деятельности в образовательном учреждении, проведение дистанционных семинаров для учителей-предметников, руководителей ОУ, классных руководителей, педагогов-психологов и т.д.); обратной связи с руководителями и педагогами образовательных учреждений города (организация школьных олимпиад; организационно- методические мероприятия и др.); перевода фондов библиотек школ города в цифровую форму с возможностью дистанционного доступа к информационным ресурсам (возможность получать информационную поддержку методиста ММС по библиотечным фондам в дистанционном режиме); обеспечения контроля качества образования (сокращение временных затрат на сбор информации и организацию коррекционных работ); доступа к мировым информационным ресурсам и дистанционного обучения всех субъектов учебно-методической службы города Единая информационная база данных системы методической поддержки педагогов малого города обеспечивает оперативность сбора, упорядочивания и публикации нормативно-правовой информации; обеспечивает единые подходы к мониторингу качества образовательного процесса. Методисты ММС в системе работают над созданием электронного банка профессиональных потребностей руководителей образовательных учреждений и педагогов; проводят постоянное пополнение банка результатов деятельности педагогических работников города, в том числе по использованию в профессиональной деятельности применения информационных и коммуникационных технологий; организуют участие образовательных учреждений и педагогов в методических мероприятиях разного уровня по обмену опытом; занимаются опытно-экспериментальной деятельностью. Гибкая информационно-образовательная среда сопровождает работника на всем протяжении его профессиональной деятельности и обучения. Она обладает способностью масштабирования, предоставления требуемой глубины знаний, моделирования по ходу обучения и т.д. [1].Таким образом, муниципальная методическая служба определяется как образовательная среда, в которой любое образовательное учреждение или педагог могут взаимодействовать с любым учреждением или педагогом по вопросам совместной работы: обмен идеями, создание нового интеллектуального продукта и др. В сетевой модели методической работы с педагогами на муниципальном уровне выстраивается сетевое взаимодействие, при котором учитываются такие условия, как информационно-коммуникативная среда, создание определенной инфраструктуры, организация форм совместной деятельности. В результате этого возрастает качество методической работы, она становится более гибкой и децентрализованной. Кроме того, сочетание традиционного подхода к повышению квалификации педагогов (обучающие и практические семинары, мастер-классы, конкурсы) и использование возможностей сети Интернет (электронная почта; сбор, хранение педагогической информации; создание сайтов; организация сетевых семинаров, собственного методического хранилища; организация сетевой деятельности МО; индивидуальное консультирование) формируют широкий спектр социально-ценностных мотивов деятельности методистов и педагогов; способствуют осознанию значимости, необходимости своего труда, повышают самооценку, создают условия для творческой самореализации личности.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 921
Ключевые слова
информатизация образования, профессиональная компетентность, научно-методическое сопровождение, подготовка кадров, information of education, professional competence, scientific-methodical support, professional trainingАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Маркова Людмила Александровна | Мончегорский филиала Мурманского государственного технического университета, г.Мончегорск | кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин | MFMGTU@rambler.ru |
Ссылки
Меськов В.С., Куликов И.В., Мамченко А.А. Открытый контент как феномен и модель обустройства обществ, базирующихся на знаниях // Открытое образование. -2006. - № 5. - C. 72.
Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2009. - 448 с.
Рекомендации Министерства образования об организации деятельности муниципальной методической службы в условиях модернизации образования // Вестник образования. - 2004. № 9. - С. 34-40.

МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА МАЛОГО ГОРОДАКАК ФАКТОР ПОДДЕРЖКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | Открытое и дистанционное образование. 2011. № 4 (44).
Скачать полнотекстовую версию
Загружен, раз: 1522