ДЕБАТЫ В ФОРМАТЕ ВИДЕОКОНФЕРЕНЦИЙ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ | Открытое и дистанционное образование. 2012. № 4 (48).

ДЕБАТЫ В ФОРМАТЕ ВИДЕОКОНФЕРЕНЦИЙ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Анализируется опыт использования новых технологий в обучении в рамках русско-американского международного проекта. Дебаты в формате видеоконференций между студентами НИУ ВШЭ (Москва) и Университета Бригама Янга (Юта, США) послужили площадкой для развития общекультурных компетенций, которые соответствовали каждой ступени в алгоритме внедрения инновационного формата в учебный процесс.

VIDEOCONFERENCE DEBATES AS MEANS OF BUILDING FUNDAMENTAL COMPETENCIES.pdf Интеграционные процессы современного образовательного пространства XXI в. выходят далеко за рамки отдельных стран и культур на фоне развития новых технологий обмена информацией. Образовательные сообщества больше не представляют собой системы, хотя и построенные на схожих принципах, однако функционирующие параллельно друг другу. Признаки глобализации в образовании проявляются как в приведении к общему знаменателю образовательных стандартов, так и в разработке совместных программ обучения на разных континентах. В частности, международное сотрудничество в области проведения отдельных курсов при помощи новых технологий в обучении позволяет выстроить уникальное образовательное поле, которое объединяет учащихся из двух иногда противоположных по традиционным ценностным установкам культур. Подобный контекст, с одной стороны, бросает новые вызовы, а с другой – открывает новые возможности в выработке подходов к решению проблемы развития общекультурных компетенций учащихся вузов. 1. Дискуссия и дебаты Одним из видов международного сотрудничества в высшем образовании является проведение совместных курсов при помощи видеоконференций. Речь идет о совместном обучении студентов из разных вузов. При этом подобное сообучение не всегда может проходить в завоевавшем популярность формате пассивного прослушивания лекций профессоров из других стран. Студенты разных вузов могут также быть задействованы в активный диалог, основанный на концепции «обучения в ходе совместной работы» (collaborative learning), которое предполагает активный поиск смыслов и решений в рамках группового взаимодействия [4]. Одним из форм подобного взаимодействия являются дебаты посредством видеоконференций, которые позволяют развить у учащихся широкий спектр общекультурных компетенций. При этом происходит поэтапная реализация идей «диалога культур» посредством включения студентов в межкультурную коммуникацию [1]. Прежде чем обратиться к тем возможностям, которые предоставляет данный инструмент, необходимо определить ключевой термин «дебаты». В методике преподавания иностранных языков дебаты нередко приравнивают к дискуссии, однако между этими формами работы на занятиях наблюдается существенная разница. Действительно, дебаты, как и дискуссия, предполагают обсуждение различных точек зрения по конкретной проблеме. Вместе с тем дискуссия в большинстве случаев развивается стихийно, опираясь на высказываемые мнения участников. Дискуссия поддается модерации со стороны ведущего, который может направлять обсуждение своими вопросами и замечаниями, однако сама ценность дискуссии состоит в процессе обмена мнениями, а не в результате. Дебаты, напротив, обладают четкой структурой, заданной правилами, и почти всегда нацелены на результат, который заключается в убеждении противоположной стороны (и/или слушателей) в своей правоте. Если в дискуссии участники могут занимать любые позиции по отношению к решению проблемы, то в дебатах эта позиция заранее предопределена тем, за какую из двух противоборствующих сторон они будут выступать. Таким образом, дебаты представляют собой четко структурированное обсуждение проблемы, в ходе которого две стороны, представляющие противоположные мнения, пытаются достигнуть определенного результата, выраженного в убеждении остальных принять свою точку зрения. 2. Соотношение алгоритма дебатов и компетенций Новые технологии в обучении, а именно видеоконференции в режиме реального времени, позволяют проводить дебаты между учащимися двух вузов из разных стран. Подобный международный формат дебатов в силу своей специфики позволяет формировать целый спектр общекультурных компетенций. Вслед за А.В. Хуторским, под общекультурными компетенциями мы понимаем «познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира» [2]. На основе данного определения можно выделить несколько групп общекультурных компетенций, которые, в свою очередь, соотносятся с компонентами в алгоритме подготовки и проведения дебатов (табл. 1). Таблица 1. Общекультурные компетенции в алгоритме дебатов Алгоритм подготовки и проведения дебатов Общекультурные компетенции Действия преподавателя Действия студента 1. Выбор темы дебатов Способность видеть наиболее актуальные проблемы, в равной степени значимые для разных культур 2. Распределение ролей 2. Согласие защищать не характерную для данной культуры точку зрения Освоение не свойственной данной культуре картины мира; анализ собственных возможностей 3. Помощь в формулировке позиции 3. Поиск аргументов в защиту принятой позиции Самостоятельное освоение методов исследования проблемы; способность адаптации к новой ситуации и переоценка накопленного опыта 4. Обсуждение ключевых моментов позиции 4. Анализ найденных аргументов Способность фильтровать и ранжировать информацию, преломляя через призму собственной картины мира 5. Оглашение правил ведения дебатов 5. Принятие правил Способность прихода к компромиссу по поводу правил поведения в поликультурной среде 6. Модерация сессии дебатов 6А. Представление аргументов в строго отведенное время и ответы на вопросы противоположной стороны Логическое построение доказательной базы с учетом картины мира собеседника; выбор языковых средств, наиболее адекватных ситуации; использование невербальных средств общения с учетом культурных особенностей собеседника 6Б. Критическая оценка аргументов противника и подбор вопросов Способность к критической оценке не только непопулярного, но и общепринятого в данной культуре мнения 6В. Адекватная реакция на слова и действия противника в рамках правил Толерантность к чужому мнению и манере поведения, свойственной чужой культуре 7. Создание условий для совместной оценки дебатов 7. Оценка и самооценка прошедшей сессии Анализ действий поликультурной группы и собственной роли в ней с учетом межкультурных различий 8. Подведение итогов 8. Выработка стратегии саморазвития на следующую сессию Способность к самосовершенствованию за счет принятия во внимание своих ошибок и недостатков других Рассмотрим каждый пункт соотношения компонентов алгоритма подготовки и проведения дебатов с общекультурными компетенциями на примере кейса проведения серии межкультурных дебатов на факультете мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ в 2011/12 учебном году в рамках дисциплины «Иностранный язык (английский)». 3. Кейс «Мировые дебаты» 12 российских студентов НИУ ВШЭ (г. Москва), изучающих английский язык как иностранный на продвинутом уровне, были объединены с 12 американскими студентами Университета Бригама Янга (Юта, США), которые изучают русский язык как иностранный на продвинутом уровне, в рамках проекта «Мировые дебаты». Дебаты проходили на занятиях английского и русского языков (соответственно) при помощи видеоконференций. До начала проекта были выработаны следующие правила: 1) дебаты проходят раз в неделю, чередуясь раз от раза по языку проведения (русский/английский); 2) сессия дебатов длится 50 минут (время занятия в американском вузе); 3) каждую неделю в результате ротации определяется 6 участников с каждой стороны так, чтобы общее количество участников сессии не превышало 12; 4) каждому участнику выделяется 4 минуты для представления своих аргументов (первая и четвертая минута – монолог, вторая и третья минута – ответы на вопросы противоположной стороны); 5) американские и русские студенты защищают не свойственные своим культурам позиции. 3.1. Подготовительный этап На подготовительном этапе в результате опроса участников проекта были выбраны 6 тем для дебатов, в которых распределение ролей участников намеренно было произведено по принципу «от противного» (табл. 2). Таблица 2. Выбор тем и распределение ролей Тема Позиция для защиты американской стороной Позиция для защиты русской стороной 1. Свобода «Свобода личности – это миф» «Свобода – неотъемлемое право личности» 2. Государство «Государство должно играть большую роль в жизни общества» «Роль государства в жизни общества должна быть ограничена» 3. Социальное неравенство «Прогрессивный подоходный налог усугубляет неравенство» «Перераспределение благ сводит неравенство к минимуму» 4. Здравоохранение «Здравоохранение должно быть бесплатным» «Здравоохранение должно обеспечиваться частным сектором» 5. Партии «Двухпартийная система не отражает всех интересов общества» «Двухпартийная система наиболее адекватно отвечает запросам общества» 6. Политкорректность «Политкорректность приносит больше вреда, чем пользы» «Политкорректность – залог стабильности общества» Ключевым моментом на подготовительном этапе является расширение личной картины мира до общекультурного уровня, когда учащийся способен увидеть проблемы, актуальные одновременно для нескольких культур. С этим связаны несколько общекультурных компетенций. Во-первых, это освоение чужой культуры, в данном случае – американской. Например, для анализа проблемы роли государства в жизни общества учащимся для начала пришлось ознакомиться с традиционным для американской культуры минимализмом в этом вопросе. Далее важной компетенцией, которая формируется на данном этапе, является взгляд на собственную культуру через призму чужого мировоззрения. Например, при обсуждении темы «Свобода», встал вопрос о характерной для американцев критике в адрес российского современного общества об ограничении свобод граждан, в частности свободы печати. Для того чтобы оценить правомерность подобного взгляда, возникла необходимость провести анализ собственного культурного фона, в рамках которого существует индивид. Наконец, согласие защищать не свойственную родной культуре точку зрения ставит перед учащимися задачу провести собственное исследование с целью выявления аргументов в поддержку не популярной для их окружения позиции. Эта задача ведет к формированию компетенции по поиску новых методов исследования на следующей ступени алгоритма. Второй блок действий на подготовительном этапе включает в себя гносеологические компетенции по освоению чужой картины мира. Студент сталкивается с необходимостью выработки собственных методов исследования проблемы. Например, при исследовании темы «Здравоохранение» студент сам определяет для себя, какие источники наиболее адекватно могут представить аргументы в защиту выбранной позиции. Осознание того, что официальные документы по теме могут не отражать реального положения вещей, ведет к поиску новых методов исследования. Студенту приходится учиться адаптироваться к новой для себя ситуации и проводить поиск нестандартных решений проблемы. По мере сбора данных происходит постепенная переоценка накопленного опыта, и картина мира приобретает новые краски. Однако на определенном этапе возникает необходимость фильтрации и ранжирования информации по ее достоверности и значимости, что ведет к развитию компетенции критического мышления. 3.2. Проведение видеоконференций Формат видеоконференций привносит в процесс обучения дополнительные нюансы, не характерные для традиционных занятий. Во-первых, формат требует жесткого контроля над распределением времени. Для этого устанавливается регламент выступления каждого участника, чтобы обеспечить всех равными возможностями. В рамках проекта «Мировые дебаты» была введена следующая схема, в которой каждому участнику отводится по четыре минуты. Во время выступления демонстрировались сигнальные карточки: на первой минуте зеленая карточка сигнализировала о том, что выступающий может изложить свои аргументы, не будучи прерванным; во время второй и третьей минуты желтая карточка указывала на то, что участники противоположной команды могут задавать выступающему вопросы, и он обязан их принять; во время четвертой (последней) минуты зеленая карточка показывала, что вопросы больше не задаются и у выступающего есть возможность подытожить сказанное ранее; по истечении четвертой минуты красная карточка означала конец выступления и переход слова к противоположной команде. Данная схема позволила наиболее эффективно распределить 50 минут между 12 участниками. Еще одним уникальным свойством видеоконференций является создание межкультурной среды, где представители разных культур за относительно короткое время должны научиться взаимодействовать друг с другом. В данном случае обстоятельства требуют от участников развития общекультурной компетенции, которая заключается в быстрой адаптации к новым условиям, а также толерантности по отношению к чужой культуре. Например, русским студентам во время дебатов свойственна некоторая категоричность высказываний, которая на первый взгляд противоречит американской манере усыпить бдительность оппонента путем начала высказывания с согласия. Общекультурная компетенция увидеть не свойственную своей культуре манеру общения и приспособиться к ней, не потеряв свою индивидуальность, развивается только при многократном взаимодействии и приходит с опытом. Наконец, видеоконференции дают уникальную возможность совместного поиска смыслов. Режим реального времени позволяет представителям разных культур задавать вопросы в случае, когда коммуникация не состоялась по причине разницы смыслов, вкладываемых в различные понятия. Ярким примером является обсуждение понятия «свобода», которое тесно связано, прежде всего, с национальной культурой и языком, на котором это слово произносится. Собственно дебаты как таковые также способствуют формированию таких компетенций, как межкультурное понимание, которое включает в себя четыре ступени: межкультурное знание, межкультурную осведомленность, межкультурную восприимчивость и межкультурную компетенцию. [3] (табл. 3). Таблица 3. Ступени межкультурного понимания Ступени Характеристики 1. Межкультурное знание Первоначальные знания о различных культурных особенностях и системах ценностей 2. Межкультурная осведомленность Изменение поведения с учетом межкультурных знаний 3. Межкультурная восприимчивость Распознавание и адекватная реакция на ситуации, обусловленные культурными особенностями 4. Межкультурная компетенция Умение эффективно функционировать в межкультурном контексте Созданное при помощи видеоконференций межкультурное поле способствует применению студентами на практике тех знаний о культурных особенностях и системе ценностей, которые они приобрели на подготовительном этапе в результате собственных исследований. Взаимодействуя с носителями изучаемой культуры и защищая позицию, не популярную в собственной среде, учащиеся развивают такую компетенцию, как толерантность к мнению, отличному от собственного, особенно если это мнение обусловлено культурными различиями в картинах мира. Данный процесс формирования межкультурного понимания представляется особенно важным в контексте поликультурных обществ и сосуществования различных систем ценностей внутри одного государства. 3.3. Рефлексия и саморегуляция На заключительном этапе после завершения сессии дебатов студентам предлагается проанализировать собственное выступление и наметить пути саморазвития на будущее. Оценка качества результатов собственной деятельности является одной из важнейших общекультурных компетенций, позволяющих обеспечить всестороннее развитие личности. Студентам предлагается оценить себя по определенной шкале (табл. 4). Таблица 4. Шкала самооценки выступления на дебатах Критерии самооценки Да И да, и нет Нет 1. Я понял точку зрения, которую я защищал 2. Я достаточно хорошо изучил проблему 3. Мне удалось логично выстроить аргументацию 4. Я четко изложил свою позицию во время сессии 5. Я привел достаточно доказательств 6. Я адекватно отреагировал на все вопросы 7. Во время сессии я задавал вопросы другим 8. Я использовал адекватные языковые средства 9. Во время сессии я не нарушал правила дебатов 10. Я доволен своим выступлением Все пункты, которые студент отметил как «и да, и нет» и «нет», учащемуся предлагается прокомментировать, указав причины такого положения дел и пути исправления ситуации, которые позволят в будущем избежать подобного развития событий. В заключение преподаватель комментирует эти пункты, чтобы убедиться, что студент полностью осознает векторы саморазвития. 3.4. Проблемы, связанные с реализацией компетентностного подхода В ходе реализации проекта обнаружились проблемы, связанные с недостатком некоторых знаний, умений и навыков. Так как проект проводился в рамках изучения иностранного языка и иностранной культуры, все проблемы, как это ни парадоксально, были связаны с недостатком знаний, умений или навыков в области собственной культуры и родного языка. Во-первых, некоторые темы студентам пришлось изучать не только с точки их преломления через американскую культуру, но и с точки зрения их воплощения в российской действительности. Далее умения вести дискуссию должны были быть сформированы с нуля, так как в российской средней школе не существует традиции обучения умению полемизировать, в отличие от американской образовательной традиции, где дети учатся вести спор еще в начальной школе. Так, в данном международном проекте российские студенты оказались в менее выигрышном положении по сравнению с американскими коллегами, даже когда дебаты проходили на русском языке. Наконец, у российских студентов отсутствовал навык реагирования на вопрос ввиду неосведомленности о стратегиях ухода от ответа, переадресации вопроса и т.д. Все вышеперечисленные проблемы сводились к недостаточно сформированным компетенциям, характерным для средней школы, что позволяет говорить о том, что преемственность между школой и вузом в плане развития компетенций требует особого внимания методистов. В заключение необходимо отметить, что дебаты в формате видеоконференций позволяют развивать главную общекультурную компетенцию, которая заключается во владении культурой мышления, способности к обобщению и анализу, восприятию культурно-значимой информации, постановке цели и выбору путей её достижения. Дебаты при этом также позволяют развивать способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы, а также понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества, что в конечном итоге способствует открытости образования. В качестве необходимых инструментов для участия в дебатах можно выделить умение вести дискуссию и логично выстраивать устную речь, основываясь на владении языками (как иностранным, так и родным) и способности критически оценить информацию. Все эти общекультурные компетенции в рамках открытого образования обеспечивают успех существования индивида в современном поликультурном пространстве.

Ключевые слова

новые технологии в обучении, видеоконференции, дебаты, компетенции, new technologies in education, videoconferencing, debates, competencies

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Талалакина Е.В.Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва
Всего: 1

Ссылки

Вавилова Е.О. Общекультурная компетенция как фактор развития поликультурной личности студента // Теоретический журнал Credo. – 2012. – URL: http://credonew.ru/content/view/1089/67/ (дата обращения: 13.09.2012).
Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал Эйдос. – 2005. – URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm (дата обращения: 13.09.2012).
Kwintessential Cross Cultural Solutions Website [сайт] [2010]. – URL: http://www.kwintessential.co.uk/cultural-services/articles/cross-cultural-understanding.html (дата обращения: 13.09.2012).
Smith B., MacGregor J. What Is Collaborative Learning? // National Center on Postsecondary Teaching, Learning, and Assessment at Pennsylvania University. – 1992. – URL: http://www.evergreen.edu/washcenter/natlc/pdf/collab.pdf (дата обращения: 13.09.2012).
 ДЕБАТЫ В ФОРМАТЕ ВИДЕОКОНФЕРЕНЦИЙ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ | Открытое и дистанционное образование. 2012. № 4 (48).

ДЕБАТЫ В ФОРМАТЕ ВИДЕОКОНФЕРЕНЦИЙ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ | Открытое и дистанционное образование. 2012. № 4 (48).