ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Показано значение информатизации образования в реализации федеральных государственных образовательных стандартов; дана характеристика электронных образовательных ресурсов нового поколения; проанализированы результаты, полученные в ходе апробации электронных учебников; определен круг задач, связанных с проектированием и осуществлением учебного процесса в современной информационно-образовательной среде.
QUESTIONS OF ORGANIZATION IN EDUCATIONAL PROCESS WITH THE USE OF NEW GENERATION ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES.pdf На современном этапе развития России, определяемом масштабными социально-экономическими преобразованиями внутри страны и общемировыми тенденциями перехода от индустриального к информационному обществу, происходит пересмотр социальных требований к образованию. «Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»). Одним из мощных ресурсов преобразований в сфере образования является информатизация образования – целенаправленно организованный процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой создания и оптимального использования научно-педагогических, учебно-методических разработок, ориентированных на реализацию возможностей информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), применяемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях [1]. Характеризуя ситуацию с использованием в учебном процессе информационных технологий, в том числе электронных образовательных ресурсов (ЭОР), сложившуюся к настоящему времени в отечественной школе, следует отметить, что соответствующая деятельность учителей всегда поощрялось, однако не являлась для них обязательной. Ситуация существенно изменилась с принятием и введением в действие федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), методологической основой которых является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование ИКТ в процессе изучения всех предметов и во внеклассной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе. Передовой отечественный и международный опыт показывает, что средства ИКТ не только обеспечивают образование с использованием той же технологии, которую учащиеся применяют для связи и развлечений вне школы (что важно само по себе с точки зрения социализации учащихся в современном информационном обществе), но и создают условия для индивидуализации учебного процесса за счет компьютерной визуализации образовательного контента; интерактивного взаимодействия между пользователем и средством ИКТ как средством поддержки самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся; возможности сопровождения и поддержки учебной деятельности каждого учащегося преподавателем; средств организации и поддержки групповой учебной деятельности. Вместе с тем наиболее распространённые в отечественной школе практики и педагогические технологии на базе средств ИКТ, в том числе достаточно многочисленные электронные образовательные ресурсы, несмотря на их высокий образовательный потенциал, используются редко, бессистемно, преимущественно с целью предъявления во фронтальном режиме новой информации, формирования репродуктивных навыков и контроля знаний. Недостаточно реализуются возможности средств ИКТ в целях развития универсальных учебных действий, включая умения и навыки сопоставления, синтеза и анализа, выявления связей и закономерностей в изучаемом материале, нахождения путей и планирования этапов решения познавательных задач. Недостаточно используется потенциал ИКТ для формирования навыков самостоятельной индивидуальной и групповой учебной деятельности. В этой связи особую актуальность приобретают вопросы, касающиеся разработки и внедрения в учебный процесс нового поколения ЭОР. Согласно ГОСТ Р 53620–2009 электронный образовательный ресурс (ЭОР) – это образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них. Электронный образовательный ресурс может включать в себя данные, информацию, программное обеспечение, необходимые для его использования в процессе обучения. Все многообразие ЭОР условно можно подразделить на информационные источники и информационные инструменты. Информационный источник – это обобщающее понятие, описывающее различные виды информационных объектов. С точки зрения использования в учебном процессе важно различать простые информационные источники (звук, изображение, текст, видеоматериалы, модели) и комплексные, содержащие простые информационные источники, связанные гиперссылками (например, мультимедиаэнциклопедии). Среди информационных источников могут быть выделены (по цели создания): общекультурные информационные источники (ресурсы), существующие независимо от учебного процесса (культурное и историческое наследие, природные объекты и явления); педагогические информационные источники (ресурсы, разработанные специально для целей учебного процесса). Информационный инструмент учебной деятельности – это программный продукт, позволяющий учащемуся или учителю производить активные действия над информационными источниками (объектами), создавать их, менять, связывать, передавать и т.д. Среди информационных инструментов можно выделить: · общепользовательские инструменты, используемые учителями и учащимися (веб-браузер, почтовая программа-клиент; программа просмотра графических изображений; программа воспроизведения мультимедийных файлов; текстовый редактор; редактор векторной графики; редактор растровой графики; редактор фотографий; редактор мультимедийных презентаций; редактор видеомонтажа и др.); · специализированные образовательные инструменты, используемые учителями и учащимися (интегрированная конструктивная творческая среда, включающая инструментарий для визуального программирования; тренажер обучения клавиатурному письму; тренажер формирования навыков грамотного письма; тренажер вычислительных навыков; редактор визуализации и анализа хронологической информации; инструмент для организации проектной деятельности; инструмент фиксации и визуализации данных комплекта цифровых датчиков, используемых в общем образовании; среды для программирования управляемых устройств, используемых в общем образовании, и др.); · инструменты организации образовательного процесса, используемые учителями (электронный журнал; инструмент подготовки заданий для учащихся; инструмент управления компьютерами учащихся; система организации управления информационным образовательным пространством; инструмент организации и проведения урока, согласованный с электронным журналом; инструмент организации контроля за результатами обучения; инструмент дистанционной поддержки образовательного процесса и др.). Выделив в отдельные категории общекультурные источники и общепользовательские инструменты, все прочие ЭОР отнесем к категории педагогических электронных образовательных ресурсов (рис. 1). Рис. 1. Типология ЭОР Согласно ГОСТ Р 53620–2009 ЭОР, прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения, является электронным изданием. Учебное электронное издание – электронное издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и степени обучения (ГОСТ 7.83–2001). На основании вышеизложенного в категории педагогических ЭОР выделим электронные учебные издания; все прочие педагогические ЭОР отнесем к категории электронных учебных материалов. В период с 2004 по 2010 г. в отечественной системе образования был реализован целый ряд крупномасштабных инициатив по формированию электронного образовательного контента. Школы могут использовать электронный образовательный контент, разработанный: · в рамках программ и проектов федерального уровня (соответствующие ресурсы размещены на федеральных образовательных порталах, например, http://sc.edu.ru/, http://fcior.edu.ru/; эти ресурсы предназначены для некоммерческого использования в системе образования Российской Федерации, они бесплатны для всех школ, учителей, учеников); · издательствами, специализирующимися на выпуске школьных учебников, которые дополняют печатные издания электронными приложениями (соответствующие ресурсы могут размещаться на дисках и распространяться вместе с учебниками, например, такие комплекты для начальной школы выпускает издательство «Просвещение»; второй способ – размещение электронных приложений в открытом доступе на сайтах методической поддержки, например так, как это сделано издательством «БИНОМ. Лаборатория знаний» на сайте http://metodist.lbz.ru/); · фирмами, специализирующимися на разработке ЭОР для разных предметных областей и ступеней образования (соответствующие ресурсы распространяются на коммерческой основе; с перечнем таких ресурсов учителя могут ознакомиться в Каталоге учебников, оборудования и электронных ресурсов http://ndce.edu.ru/); · учителями в процессе подготовки к конкретным занятиям; практически повсеместно наблюдается замена в традиционной деятельности педагога поурочных разработок в бумажной форме подборками разнообразных гипермедийных материалов, включаемых в авторскую презентацию, задающую канву всего урока (соответствующие материалы размещаются в открытом доступе в многочисленных методических копилках федерального (например, http://openclass.ru/, festival.1september.ru), регионального, муниципального и школьного уровней). Новый виток разработки электронного образовательного контента связан комплексным проектом федерального уровня «Развитие электронных образовательных интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, системы дистанционного общего и профессионального обучения (e-learning), в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 января 2011 г. № 13-р). Представим соответствующие работы более подробно. 1. Проведены работы по формированию комплекса электронных образовательных ресурсов для начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО, направленного на активное использование средств ИКТ для решения познавательных задач, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, решение коммуникативных задач, освоение способов изучения природы и общества, формирование общеучебных компетенций. Разработано 700 ЭОР для 1-го и 2-го классов начального общего образования для каждой системы учебников «Начальная школа XXI века», «Перспектива», «Школа России», «Школа 2100», включенных в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки к использованию в образовательном процессе. Кроме того, осуществлена разработка творческих конструктивных сред, предназначенных для обучения математике; изучения окружающего мира; обучения русскому языку на основе клавиатурного письма; изучения хронологической информации; создания творческих продуктов посредством ввода и преобразования текстовой и графической информации. 2. Разработаны кроссплатформенные творческие моделирующие среды и виртуальные конструкторы (конструктивные среды) для образовательных областей «Естествознание» (по предметам «Физика» и «Биология») и «Математика». Выбор образовательных областей обусловлен их большим потенциалом в области свободного моделирования и проведения виртуальных экспериментов. Разработка конструктивных сред позволяет создать условия для реализации деятельностного подхода в обучении, развития творческого потенциала учащихся в соответствии с основными задачами ФГОС, формирования предметных и метапредметных компетенций. Конструктивные среды имеют единые интерфейсные и методические решения, что способствует реализации межпредметных связей. 3. В рамках развития единой информационно-образовательной среды создана система электронных комплексов культурно-познавательных ЭОР нового поколения (НП). В их состав входят интерактивные образовательные модули с использованием виртуальных экскурсий и туров на основе 3D-моделирования, объемных виртуальных панорам, в том числе сферических фотопанорам, сферических видеопанорам. Система электронных комплексов культурно-познавательных ЭОР нового поколения ориентирована на удовлетворение современных социокультурных и познавательных запросов личности, семьи, общества и государства; общекультурное, нравственное и патриотическое воспитание молодежи в свете положительного мироощущения и гордости за свою страну; формирование позитивного имиджа России; стимулирование приверженности к активному и здоровому образу жизни; развитие экологического мышления и ответственного отношения к окружающей среде. 4. Разработан комплекс инструментальных средств, обеспечивающих организацию и поддержку проектной деятельности учащихся с использованием электронных образовательных интернет-ресурсов и сервисов культурно-познавательного характера. Сервисы созданного инструментария позволят выполнять поиск, анализ и отбор ресурсов, дополнять их описания в категориях проектной деятельности, снабжать их перекрестными ссылками, что в свою очередь позволит создавать различные подборки материалов с учетом их тематической направленности, имеющихся межпредметных связей и возраста учащихся, организовывать индивидуальную и коллективную проектную работу учащихся. Различные механизмы визуализации дают возможность группировать ресурсы, показывать связи между ними, временные и географические привязки ресурсов. Все разработанные ЭОР размещены в открытом доступе на федеральных образовательных порталах (http://eor-np.ru, http://eorhelp.ru/). Тенденции развития средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) позволяют уже в ближайшей перспективе рассматривать в качестве основного клиентского устройства для работы учащегося различные варианты планшетных компьютеров (например, iPad), устройств для чтения электронных книг (так называемых «ридеров»), устройств мобильной связи (смартфонов, КПК) и т.д. Спектр принципиально новых возможностей, открываемых использованием подобных устройств в сфере образования, чрезвычайно широк. Так, использование планшетных компьютеров позволяет осуществить переход от классического бумажного учебника к современному электронному учебнику, включающему мультимедийный и интерактивный образовательный контент. Процесс создания и внедрения современных электронных учебников идет во всем мире; многие страны уже начали использовать электронные учебники в образовательной практике. Так, с 2007 г. в Южной Корее действует программа «Электронный учебник», в рамках которой разработана и применяется единая виртуальная интерактивная книга «Virtual interactive ubiquitous book» – 3D-учебник с использованием так называемой «дополненной реальности» (Augmented Reality), предполагающей сочетание изображений реальных объектов и дополняющей их текстовой или иной информации и тем самым повышающей усвоение материала. Результаты эксперимента показали, что успеваемость школьников в целом повысилась на 30%, причем наиболее значительное улучшение показали учащиеся с самой низкой успеваемостью. К 2015 г. правительство Южной Кореи планирует полностью отказаться от бумажных учебников. В январе 2012 г. компания Apple представила инструментальное средство для разработчиков образовательного контента, позволяющее конвертировать авторские учебные материалы в формат электронного учебника и поддерживающее следующие функции: мгновенный поиск нужной информации; масштабирование фотографий и иллюстраций; вращение интерактивных трехмерных моделей; осуществление быстрого перехода к нужной главе прикосновением к миниатюрам страниц; автоматическая смена ориентации верстки с вертикальной на горизонтальную; наличие всплывающих толкований слов; возможность делать заметки на полях, выделять участки текста цветом; возможность создания резюмирующих каждую главу кратких выдержек; создание опросников для закрепления прочитанного; возможность установления обратной связи с преподавателем; управление образовательным контентом мультисенсорными жестами. В феврале 2012 г. в США началась реализация государственной инициативы «The Digital Textbook Collaborative», в рамках которой уже в ближайшей перспективе предполагается обеспечение каждого американского школьника современными цифровыми учебниками – интерактивными комплектами учебных материалов и средств, доступ к которым можно получать через переносной компьютер, планшетный компьютер или иное современное устройство. Аналогичные инициативы, связанные с использованием электронных учебников, осуществляются и в странах Восточной Европы, в частности, в Белоруссии и Украине. Школьные проекты по внедрению электронных книг широко разворачиваются также и в развивающихся странах мира – например, в Африке, где преобладают сельские школы, в которых традиционно отмечается острая нехватка учебников в системе как начального, так и среднего школьного образования. Пилотные проекты были запущены в 2010 г. в Гане и в 2011 г. в Кении. Ряд мероприятий по апробации электронных учебников в общеобразовательных учреждениях провело в 2011–2012 гг. Министерство образования и науки Российской Федерации [2]. В общей сложности, в апробации участвовали 38 школ, 3470 школьников 6–7-х классов, более 500 педагогов. В апробации были использованы различные типы современных мобильных электронных устройств: устройства для чтения электронных книг (Pocket Book Pro 9XX, Plastic Logic ProReader, Ectaco jetBook Color), школьные ноутбуки (Intel ClassMate PC), интернет-планшеты (Entourage eDGe, Samsung Galaxy Tab). На вышеперечисленные устройства были установлены электронные копии учебников для 6–7-х классов из Федерального перечня учебников. Важной учебно-методической особенностью, выявленной в процессе эксперимента, стало наличие у учащихся на всех уроках полного комплекта учебников для 6–7-х классов. Это позволяло учителям на практике демонстрировать ученикам существующие горизонтальные и вертикальные межпредметные связи. У учителей была возможность направлять ученика не только к основному учебнику по предмету, но и обращать внимание на то, как изучаемая тема изложена в другом учебнике; обозначать перспективы развития темы, изучаемой в 6-м классе, через год; организовывать поиск той или иной информации в учебниках по другим предметам. При этом учителя отмечают, что такой подход к организации учебного процесса создал у большей части школьников дополнительную мотивацию к работе с учебником; ученики освоили навигационный аппарат электронного учебника, у них сформировались устойчивые навыки работы с поисковой системой и гипертекстовыми материалами. В целом это способствовало формированию и развитию у школьников компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции), что является одним из основных метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, зафиксированных в ФГОС ООО. Использование в качестве носителей электронных учебников мобильных устройств на электронных чернилах не позволило реализовать на их основе значительную часть дидактических возможностей, которыми обладают современные средства информационных и коммуникационных технологий, накладывая жесткие ограничения на визуализацию учебного материала и организацию интерактивного взаимодействия пользователя с образовательным контентом. Тем не менее даже такой уровень мобильных устройств, использовавшихся в ходе эксперимента в качестве носителей электронных учебников, обеспечил дополнительные возможности по организации учебного процесса в сравнении с традиционными бумажными учебниками. В первую очередь, это связано с наличием в электронном учебнике технологических возможностей выделения значимых частей текста, что позволило создать дополнительную мотивацию учащихся к такому виду учебной деятельности, как реферирование. Апробация показала, что процесс реферирования текста существенно облегчается и ускоряется, если учащийся имеет возможность выделения важного материала с использованием стилуса или пальца (по аналогии с подчеркиванием карандашом или с пометками на полях); в таком режиме учащиеся успевали проработать больше материала по сравнению с чтением обычных учебников. Можно констатировать, что реализованные в электронных учебниках возможности выделения значимых частей текста, создания пользовательских закладок и заметок положительно сказались на навыках смыслового чтения учащихся 6–7-х классов, формирование которых согласно ФГОС ООО является важным метапредметным результатом освоения основной образовательной программы основного общего образования. Вторая дидактическая особенность использования электронных учебников заключается в возможности организации на их основе интерактивного тестирования учащихся на любом этапе урока. Наличие оперативной обратной связи о результатах усвоения учениками класса в целом и каждым учеником в отдельности изучаемого материала позволяли учителям корректировать ход урока, выявлять учеников, нуждающихся в индивидуальной поддержке. В целом это привело к тому, что в экспериментальных группах показатели успеваемости оказались выше, чем в контрольных группах. Педагоги, участвовавшие в эксперименте, отмечают, что систематическое использование на уроках интерактивного тестирования активизирует учебно-познавательную деятельность школьников на уроке, способствует формированию у школьников ответственного отношения к учению, что является одним из важных личностных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Что касается предметных результатов, показанных учениками экспериментальных классов, то они во всех школах оказались хотя и незначительно, но выше, чем у учеников контрольных классов. Значительно полнее дидактические возможности в части визуализации изучаемых объектов, явлений и закономерностей, а также более широких форм интерактивного взаимодействия учащихся с образовательным контентом и организации сетевого взаимодействия учителя и учеников были реализованы на интернет-планшетах. Учителя, участвовавшие в апробации, отмечают, что учебный процесс с использованием таких устройств в качестве носителей образовательного контента все более приобретает активно-деятельностный и индивидуализированный характер, позволяет избежать информационной перегрузки и одновременно создаёт условия для проявления избирательности каждого учащегося к вариативной части содержания и реализации индивидуальной образовательной траектории. Используя электронный учебник, учащийся не только получает предметные знания и умения, но и учится самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Учащийся постоянно находится в поле многовекторного выбора, что отвечает требованиям к современной информационно-образовательной среде, зафиксированным в ФГОС ООО. Независимо от типа используемых мобильных устройств в процессе апробации обнаружились серьёзные проблемы, связанные с особенностями верстки (структурирования и расположения) образовательного контента на бумажных и электронных носителях: в традиционном бумажном учебнике в качестве единого информационного блока, доступного для целостного восприятия, выступает разворот учебника, чему соответствуют два кадра с информацией на мобильном устройстве, доступ к которым осуществляется последовательно. Это затрудняет работу учащихся с образовательным контентом, снижает скорость выполнения ими учебных заданий. В результате вёрстка, используемая при создании бумажных учебников, становится в ряде случаев неприменимой при использовании мобильных устройств в качестве носителей соответствующего образовательного контента. Определённые трудности возникали у школьников и при работе на планшетных устройствах с созданными ранее электронными образовательными ресурсами, которые были ориентированы на персональные компьютеры и использование манипуляторов («мышь», «трекбол» и др.). Планшетные устройства поддерживают более комфортные, интуитивно понятные современным школьникам возможности для взаимодействия с образовательным контентом пальцами. Отсутствие таких возможностей вызывает негативное отношение со стороны учащихся. Таким образом, результаты проведенной апробации подтвердили необходимость целенаправленной разработки электронного образовательного контента, учитывающего особенности его воспроизведения на современных мобильных устройствах. Итак, в современных условиях назрела необходимость в формировании новой культуры представления образовательного контента и работы с ним. Одно из перспективных решений в этой области – замена традиционных бумажных учебников электронными учебниками нового поколения, реализованными на современных мобильных устройствах. По аналогии с печатными (бумажными) учебными изданиями (ГОСТ 7.60–90) среди учебных электронных изданий выделим: электронные учебники, электронные учебные пособия, дополняющие учебники; электронные учебные пособия, частично (полностью) заменяющие учебники; электронные справочные издания; электронные учебно-методические комплексы. Электронный учебник (ЭУ) – учебное электронное издание, содержащее системное и полное изложение учебного предмета в соответствии с программой, поддерживающее основные звенья дидактического цикла процесса обучения, являющееся важным компонентом индивидуализированной активно-деятельностной образовательной среды, официально допущенное в качестве данного вида издания [3, 4]. К категории учебных электронных изданий, дополняющих учебники (электронные / бумажные), могут быть отнесены издания следующих жанров: электронная хрестоматия, электронное наглядное пособие, электронный практикум / задачник, электронный тренажер, электронная рабочая тетрадь, комплект параметрических моделей, виртуальная лаборатория, конструктивная творческая среда, комплект контрольно-измерительных материалов и т.д. Различные комбинации ЭОР – элементарных и комплексных информационных источников и информационных инструментов – могут быть объединены в электронном приложении к учебнику. При этом термин «электронное приложение к учебнику» можно определить как учебное электронное издание, дополняющее учебник (электронный или печатный), представляющее собой структурированную совокупность электронных образовательных ресурсов (ЭОР), предназначенных для применения в образовательном процессе совместно с учебником. К категории электронных учебных изданий, частично (полностью) заменяющих учебник, можно отнести комплекты электронных учебных модулей (информационных, практических, контролирующих), репетиторы / самоучители, мультимедийные учебные курсы, учебники в игровой форме и т.д. К категории электронных справочных изданий можно отнести электронные словари, электронные энциклопедии и электронные справочники. Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) – структурированная совокупность ЭОР, содержащих взаимосвязанный образовательный контент и предназначенных для совместного применения в образовательном процессе (ГОСТ Р 53620–2009). В настоящее время в учебном процессе широко распространены учебно-методические комплексы, сочетающие бумажные и электронные компоненты. Таким образом, современный учебно-методический комплекс (УМК) – открытая система взаимосвязанных печатных учебных изданий, электронных учебных изданий и ресурсов, предназначенных для совместного применения в образовательном процессе. Состав УМК определяется спецификой уровня образования и предметной области (предмета). Обязательными составляющими современного УМК являются грамма, учебник и электронное приложение к учебнику. Дополнительно в УМК могут входить электронные и/или печатные рабочие тетради, практикумы, задачники, хрестоматии, справочники и другие учебные издания, инструменты для поддержки профессиональной деятельности учителя, проектной и творческой деятельности учащихся, а также сетевые ресурсы, в том числе обеспечивающие методическую и техническую поддержку комплекса. Согласно ГОСТ Р 53620–2009 под информационно-образовательной средой (ИОС) понимается система инструментальных средств и ресурсов, обеспечивающих условия для реализации образовательной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий. При таком подходе ЭОР может рассматриваться в качестве основополагающего компонента ИОС, который в сочетании с системами обучения и управления образовательным контентом позволяет эффективно реализовать организацию самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся; индивидуальной образовательной поддержки учебной деятельности каждого учащегося преподавателем; организацию групповой учебной деятельности с применением средств информационно-коммуникационных технологий. Необходимость широкого использования информационных технологий и ЭОР в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации прямо определяется требованиями к результатам реализации основной образовательной программы, определяемым ФГОС. Возможность широкого использования информационных технологий и ЭОР в свою очередь неразрывно связана с условиями реализации основной образовательной программы. В таких условиях успешность реализации ФГОС во многом будет зависеть от комплексного решения вопросов, связанных с проектированием и осуществлением современного учебного процесса, предполагающих: 1) создание концепции использования средств ИКТ и ЭОР с учетом специфики ступеней обучения и предметных областей; 2) формирование системы подготовки, повышения квалификации и непрерывной методической поддержки учителей в области использования ИКТ и ЭОР; разработку соответствующего учебно-методического обеспечения; 3) разработку подходов к обеспечению доступа учеников к электронным образовательным ресурсам в урочное и внеурочное время; 4) обеспечение учителей специализированным инструментарием, позволяющим самостоятельно создавать на основе имеющихся печатных и электронных учебных материалов ресурсы, учитывающие специфику конкретных образовательных учреждений и групп учащихся; 5) целенаправленное продвижение от электронных образовательных ресурсов к электронным учебникам и электронным учебно-методическим комплексам; 6) решение на федеральном уровне вопросов оценки качества электронного образовательного контента.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 830
Ключевые слова
информатизация образования, федеральные государственные образовательные стандарты, электронный образовательный ресурс, электронный учебник, educational informatization, federal state educational standards and electronic educational resources, e-bookАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Босова Л.Л. | НИИ столичного образования, г. Москва | ||
Босова А.Ю. | НИИ столичного образования, г. Москва |
Ссылки
Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / Сост. И.В. Роберт, Т.А. Лавина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 69 с.
Тармин В.А., Скиба Е.Н. Апробация различных типов электронных учебников в общеобразовательных учреждениях // Образовательная политика. – 2012. – № 1. – С. 49–51.
Босова Л.Л. Типовая модель электронного учебника / Л.Л. Босова, Д.И. Мамонтов, А.Г. Козленко, В.В. Теренин // Открытое и дистанционное образование. – Томск. – 2012. – № 2 (46). – С. 58–65.
Электронные учебники: рекомендации по разработке. – М.: ФГАУ «Федеральный институт развития образования», 2012.

ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ | Открытое и дистанционное образование. 2012. № 4 (48).
Скачать полнотекстовую версию
Загружен, раз: 3521