Рассмотрены основные положения и характеристики дистанционного образования, сформулированы актуальные социально-философские проблемы дистанционного образования.
Topical problems of distance education.pdf В последнее время литературе можно встретить несколько терминов – дистанционное, электронное, открытое образование. Многие исследования трактуют дистанционное образование как совершенно новое явление, отождествляя его с электронным или открытым. Но зачастую речь идёт всего лишь о разновидностях дистанционного образования или же о технологии, лежащей в его основе. В результате этого и возникает путаница в понятиях. В истории дистанционного образования можно выделить два направления. Первое, более раннее, основано на технологии подачи учебного материала почтой. Основой второго являются телекоммуникационные технологии. В обоих случаях преподаватель и студент разделены расстоянием, но в первом предоставление материала и осуществление обратной связи растянуто во времени. С другой стороны, при подаче материала через радио или телевидение обратная связь также отсрочена во времени. Современный этап развития дистанционного образования характеризуется двумя направлениями – традиционное предоставление учебного контента с последующим контролем в асинхронном режиме, при котором обучающийся изолирован и дистанционно, и темпорально от преподавателя. Причём преподаватель как таковой может вообще отсутствовать, так как материал поставляется и работа с ним контролируется системой управления учебным материалом LMS. Другое направление – виртуальное синхронное взаимодействие, преподаватель и студент разделены физическим расстоянием, но взаимодействуют в режиме реального времени, например в течение виртуальной лекции или практического занятия. Концепции создания и развития системы дистанционного образования в России, разработанная в Госкомитете РФ по высшему образованию, даёт следующее определение дистанционному образованию: Под дистанционным образованием понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.) [1]. Технологически дистанционное образование связано с информационными революциями. Среди насущных проблем человечества всегда существовала проблема передачи, переработки и хранения накопленных знаний. Принято выделять четыре информационные революции, вызванные существенными преобразованиями общественных отношений вследствие кардинальных изменений в сфере передачи информации. Это изобретение письменности, книгопечатания, телеграфа, информатики. С начала 90-х годов в обучении начинают широко применяться новые информационные и коммуникационные технологии, компьютеры, магнитные носители информации, возможности электронной почты и электронных досок объявлений, аудио- и видеосвязи, конференц-связи и т.д. Некоторые учебные заведения начали использовать в образовательных целях интернет-сайты, стала возможной двухсторонняя связь, обеспечивающая более глубокое взаимодействие между преподавателем и студентом. Несмотря на то, что это взаимодействие было зачастую асинхронным, не в режиме реального времени, в 1998 г. существовало более ста восьмидесяти образовательных учреждений и центров дистанционного образования, где применялись новые информационные технологии. Сегодня практически каждое высшее учебное заведение имеет свой информационный сайт и стремится разработать свою систему дистанционного образования. В рамках исследования перспективных форм взаимодействия вузов для внедрения перспективных форм взаимодействия дистанционных моделей обучения были созданы соответствующие органы в Министерстве общего и профессионального образования РФ (http://www.informatika.ru), учреждены Евразийская ассоциация дистанционного обучения (http://www.dist-edu.ru) и Ассоциация международного образования (http://www.aie.riis.ru). Регулярно проводятся международные конференции и семинары, в которых принимают участие ведущие специалисты США, Великобритании, Канады, Германии и многих других стран. Для расширения международных связей российских высших учебных заведений создан Международный центр системных исследований проблем высшего образования и науки, который совместно с ЮНЕСКО занимается разработкой проекта дистанционного обучения в России. Большая работа по педагогическому обеспечению системы дистанционного обучения ведётся Российской академией образования (РАО) и многими вузами, готовящими педагогические кадры. Разрабатываются новые педагогические технологии – проектные методы обучения, кейс-технологии, обучение в сотрудничестве и т.д., дистанционное обучение на основе интернет-технологий, изучение дидактических возможностей Интернета, разработка современных средств обучения, электронных справочников, учебников и баз данных. На рубеже XX–XXI вв. число учреждений дистанционного образования разных типов и уровней за рубежом превысило 1100. В ряде стран (Китай, Латвия, Нидерланды, Алжир, Великобритания, Турция и др.) от 10 до 25% студентов получают образование в учреждениях дистанционного обучения [5]. Опыт российских учреждений дистанционного образования до недавнего времени распространялся в основном на различные виды дополнительного образования – заочное, второе высшее, повышение квалификации или профессиональная переподготовка, либо же предоставление возможности обучаться неполноценным в физическом плане студентам. Сегодня элементы дистанционного обучения успешно дополняют традиционные аудиторные занятия. И если структура традиционного образования включает в себя учебное заведение, преподавателя, студента, учебный материал, то к структуре современного дистанционного образования, помимо выше названных компонентов, добавляются система управления обучением (система управления образовательной средой и контентом) и специалист, обслуживающий эту систему. В новой учебной среде знания становятся структурированным продуктом. Они обладают чрезвычайной гибкостью и могут дать учащимся контроль над содержанием, временем, местом и темпом обучения. Такие знания способны также стимулировать воображение и творческий подход преподавателей и студентов и хорошо соответствуют особенностям восприятия и методам познания нового поколения студентов, воспитанного на цифровых технологиях. Преподаватели сферы дистанционного образования уже располагают многими системами и подходами, необходимыми для эффективного использования новых технологий. Тем не менее следует проявить осторожность и убедиться, что они всегда разумно применяются и при этом постоянно встречают соответствующую поддержку обучаемых. Серьезные проблемы обусловлены стоимостью технологии в сопоставлении с доступом к ней, а также уже проявившимся неравенством в информационном обеспечении внутри отдельных стран и между странами. Использование интернет-технологий в качестве технологической основы дистанционного обучения связано с возросшими возможностями технических средств связи и распространением компьютерной сети Интернет. В пользу подобной основы для различных моделей дистанционного обучения говорят следующие факторы, обусловленные дидактическими свойствами этого средства информационных технологий: • возможность оперативной передачи на любые расстояния информации любого объема и формата; • возможность оперативного изменения информации через сеть Интернет со своего рабочего места; • хранение этой информации в памяти компьютера в течение необходимого времени, возможность ее редактирования, обработки, распечатки и т.д.; • возможность интерактивности с помощью специально создаваемой для этих целей мультимедийной информации и оперативной обратной связи; • возможность доступа к различным источникам информации, в первую очередь Web-сайтам сети Интернет, удаленным базам данных, многочисленным конференциям по всему миру через систему Интернет, работы с этой информацией; • возможность организации электронных конференций, в том числе в режиме реального времени, компьютерных аудио- и видеоконференций; • возможность диалога с любым партнером, подключенным к сети Интернет; • возможность запроса информации по любому интересующему вопросу через электронные конференции; • возможность перенести полученные материалы на свой носитель, распечатать их и работать с ними так и тогда, когда и как это наиболее удобно пользователю. Интернет устранил или заметно снизил временные, пространственные и финансовые барьеры в распространении информации, создал собственные интегрированные информационные структуры. Благодаря своей доступности, гибкости, возможности самостоятельно планировать время и темп изучения учебных дисциплин, а также другим привлекательным для обучающихся возможностям, дистанционное образование составляет серьезную конкуренцию классическому образованию, в котором предполагается непосредственный контакт обучаемого и обучающего. Системы управления обучением LMS успешно способствуют этому. Необходимо признать, что разработка и внедрение дистанционного образования осложняются рядом существенных проблем. К таковым можно отнести, прежде всего, несовершенство нормативно-правовой базы по организации и функционированию системы дистанционного образования. Затем следуют причины технического и технологического характера, например отсутствие подключения к сети Интернет или низкая скорость доступа к сети Интернет, что затрудняет реализацию видеоконференций, а иной раз и даже загрузку учебного материала. К технологическим проблемам относятся непроработанность механизма составления дидактических материалов и отсутствие четких критериев контроля и оценки качества получаемых знаний. И тем не менее дистанционное обучение уже давно стало реальностью и является перспективным направлением в организации высокоразвитой, хорошо организованной и общедоступной системы, реализующей огромное количество образовательных программ различного уровня практически во всех сферах знания. Практика дистанционного образования открывает возможности для философского осмысления новых форм диалогического общения, развития субъект-субъектных отношений в педагогическом процессе. В глобализирующемся мире дистанционное образование с использованием новейших информационных технологий может обеспечить конкурентное преимущество и упрочить позиции страны на мировом рынке образовательных услуг. В личностном плане преимущество дистанционного образования в интерактивности участников, в повышении требований к самообразованию и самоуправлению в поисковой и самостоятельной работе по освоению учебного материала. Отсутствие географической, пространственно-временной ограниченности расширяет границы свободы личности, обеспечивает более глубокое освоение изучаемого предмета, позволяет реализовать новое качество современного образования – непрерывность, открытость, доступность. Для широкого внедрения дистанционного образования в образовательные учреждения требуется компетентное решение проблемы управления информацией и знаниями, подготовка специалистов соответствующего профиля. В решении этой сложной проблемы важен акцент на внедрение методик оценки готовности образовательных учреждений к введению новых технологий обучения, в частности дистанционного образования. Аналитически степень зрелости образовательных учреждений может быть определена качественным составом педагогических кадров, качеством знаний студентов, оснащённостью учебного процесса новейшими информационными технологиями. Преимущества дистанционного образования для развития личности студента – свобода, ощущение комфорта, личностного выбора, удовлетворённость обучением, самостоятельность, возможности самосовершенствования и развития творческих способностей. Широкое распространение дистанционного образования – важнейший механизм информатизации и интеллектуализации общества, воспитания разносторонне развитой личности, преодоления неравенства в системе образования и информационной культуры. Дистанционное образование преодолевает территориальный фактор неравенства доступности высшего качественного образования, зависимость от места проживания индивида, его этнической, национальной идентичности. Дальнейшее развитие дистанционного образования в России будет оказывать всё большее влияние на формирование потребностей и установок, ценностных ориентаций выпускников школ на получение качественного высшего образования, что является важнейшим фактором модернизации российского общества. Огромный информационный ресурс, реализуемый в дистанционном образовании новейшими технологиями, обеспечивает инновационное развитие образования и общества в целом. Подводя итоги, сформулируем ряд вопросов, которые актуальны для дистанционного образования в России и в мире в целом: • антропологические проблемы – виртуальное образование без живого контакта студента с преподавателем ухудшает качество образования в индивидуально-личностном аспекте, не хватает живого общения, чувств, положительных эмоций, играющих большую роль в развитии способностей, потребностей и ценностных ориентаций личности; • гносеологические проблемы – обеднение языка и речи под давлением искусственной среды; нивелирование этнических и национальных традиций в новой образовательной среде, что препятствует национальной и культурной идентичности; • валеологические проблемы – отрицательное влияние на здоровье длительного пребывания обучаемых у компьютера; обострение психологических проблем: усталость, отсутствие живого общения, одиночество; • технико-технологические проблемы – отставание гуманитарной и специализированной подготовки специалистов в области дистанционного образования и в системе высшего образования в России в соответствии с требованиями постиндустриального общества; низкая скорость интернет-подключения. Поиск ответов на эти вопросы, на наш взгляд, должен быть отражён в стратегии высшего образования России и соответствующей государственной политике, научно-педагогической подготовке специалистов.
Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России / Госкомвуз России. – М.: НИИВО, 1995.
Волов В.Т. История дистанционного образования // Инновации. – 2001. –№ 3. –С. 115–126.
Духанич Ю. Дистанционное обучение в СНГ. Тренды развития 2010–2013. – http: // smart-edu.ru
Иванченко Д.А. Генезис дистанционного образования в России: современный взгляд // Информатика и образование. – 2006. – № 7. – С. 3–8.
История развития дистанционного образования. – http://www.ins-iit.ru/ (дата обращения: 20.03.2011).
Насынбаев A. Философия и образование: Поиск согласия / A. Нысанбаев, B. Курганская // Высшее образование в России. – 2001. – № 1. – С. 39–52.
Открытое образование: предпосылки, проблемы, тенденции развития / Под. ред. В.П. Тихомирова. – М.: МЭСИ, 2000.