Формирование информационной компетенции на уроках литературы | Открытое и дистанционное образование. 2011. № 1 (41) .

Формирование информационной компетенции на уроках литературы

Рассматриваются возможности использования компетентностного подхода (требование стандарта второго поколения) на уроках литературы, а именно информационной компетенции как одной из ключевых компетенций, которые должны быть сформированы в процессе изучения литературы в русле личностно-ориентированного и деятельностного подходов.

The formalation of the informational competence at the lessons of literature.pdf Современное постиндустриальное общество все чаще характеризуется как информационное, поскольку компьютерно-интернетный этап развития информационных технологий привел к производству лавинообразно увеличивающегося количества информации. В то же время происходящий в современной социокультурной и образовательной ситуации процесс модернизации российского образования, изменение его целевой ориентации - от социализации личности к формированию человека, являющегося носителем культуры своего времени и народа, привел к тому, что для его результата стала применяться такая категория, как образованность. Если раньше учащийся «на выходе» должен был владеть определенным набором знаний, умений и навыков, то сегодня предлагается новая категория измерения результатов обучения - «компетенция». Компетентностый подход не является абсолютно новым - он достаточно давно используется в методике преподавания русского языка как иностранного и отражает тенденции развития европейского образования, которые не чужды России. Компетенция (от лат. competere - добиваться, соответствовать, подходить) трактуется в широком смысле как знания, опыт, осведомленность в какой-либо области, а также круг полномочий определенного органа или должностного лица, установленный законом, уставом, стандартом. В общедидактическом смысле компетенция - это «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, также способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним» [1. С. 60]. Компетенция есть заданное требование, норма к образовательной подготовке ученика. «Понятие компетенции значительно шире понятия «знания, умения, навыки», так как включает направленность личности, ее способности преодолевать стереотипы, чувствовать проблемы, проявлять проницательность, гибкость мышления» [2. С. 139]. Иными словами, компетенция - совокупность вопросов, в которых данный субъект обладает познанием и опытом собственной деятельности. Компетенцию нельзя путать с компетентностью. Под компетентностью (от лат. сompetentis - способный) понимается обладание компетенцией, т.е. знанием, опытом, позволяющим судить о чем-либо, либо обладание полномочиями в решении определенных вопросов. Вопрос о природе, статусе, составляющих и механизмах компетенции в педагогической науке рассматриваются сравнительно недавно и служит предметом научных дискуссий. Для нас важно следующее: под компетентностью обычно понимают личные возможности и опыт специалиста, его готовность принимать оптимальные решения благодаря наличию определенных знаний, навыков и умений [3. С. 63]. Кроме того, классификация компетенций до сих пор полностью не определена. В последние годы в методической литературе предпринимаются попытки определить понятие «компетенция» применительно к конкретным предметам [4]. К одним из ключевых компетенций отечественного образования относятся информационные компетенции, которые предполагают владение навыками работы с различными источниками информации, владение навыками использования информационных устройств - компьютера и т.д., умение применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: видеозапись, электронную почту, Интернет [4. С. 144]. Наряду с традиционными средствами обучения активно используются средства мультимедиа, т.е. возможны одновременное использование различных форм представления информации (текстовой, аудиальной, графической и видео) и ее обработки в едином носителе (container), а также способ интерактивного взаимодействия с ней. Термином «мультимедиа» часто называют и совокупность электронных носителей информации, предоставляющих её пользователю через все возможные каналы данных (аудио, видео, анимация, изображение и др.) в дополнение к традиционным (текстовым) способам ее предоставления [5]. С появлением электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и новых демонстрационных устройств (мультимедийные проекторы, интерактивные доски и т.п.) использование средств мультимедиа дает новые возможности для развития умений чтения, восприятия и понимания художественного текста читателем-школьником в процессе литературного образования.Неоценимые возможности для развития читательского кругозора школьников и их информационной компетенции предоставляют интернет-ресурсы, в частности, сетевые библиотеки [6], виртуальные музеи [7] и сайты, посвященные писателям [8]. Знакомство с этими ресурсами под руководством учителя поможет школьникам в поиске нужных текстов, как художественных, так и литературно-критических, а знакомство с изобразительными, аудио- и видеоматериалами расширит их культурный кругозор, необходимый для развития читательских качеств. Однако школьнику весьма важно научиться критически оценивать текстовой и наглядный электронный материал, отражающий реалии жизни и творчества писателя или черты литературной эпохи, так как только комплекс глубоких историко-культурных представлений дает возможность попасть в пространство культуры, что и определяет смысл гуманитарного образования.Мультимедийное содержание в литературном образовании обычно предъявляется в форме компьютерной презентации, где применяется совокупность компьютерных технологий, комплексно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, анимацию, туковые эффекты. Работа с презентацией позволяет переходить из одной информационной среды в другую, не покидая единого информационного пространства.Сегодня компьютерные презентации становятся не только информационным, но и дидактическим продуктом, который может быть успешно использован в школьном образовании. Проблема оптимального использования мультимедийных презентаций в целях обучения пониманию художественного текста весьма актуальна, так как на уроках литературы нужен не просто показ качественных текстовых, зрительных и слуховых oбъектов, а научно обоснованные технологии применения средств мультимедиа с учетом специфики содержания литературного образования.Использование презентаций для обучения вдумчивому чтению, восприятию и пониманию художественного текста должно учитывать все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), но реализоваться специфичными средствами ИКТ [9. С. 17-27]. Поэтому презентация - это инструмент для решения предметных методических задач, повышения мотивации учеников к изучению литературы, расширения культурного кругозора.Применение компьютерных презентаций на уроках открывает новые возможности анализа текста, так как дидактический потенциал формата презентации позволяет:- применять анимационные эффекты, выделяющие значимые элементы структуры текста;- составлять лексические, исторические и культуроведческие комментарии, необходимые для понимания литературы прошлого (на основе словарей и энциклопедий, включая поисковое поле Интернета);- разрабатывать гипертекстовые комментарии, выявляющие интертекстуальную природу художественной литературы;- включать в урок аудиоматериалы (звукозаписи авторского и актерского чтения; музыкальные фрагменты) и видеоматериалы (видеозаписи фильмов и спектаклей, виртуальные экскурсии по музеям и местам пребывания писателей), позволяющие изучать литературу в контексте других искусств, что углубляет ее восприятие и понимание.Анимационные эффекты презентации помогают выделить (цветом или способом появления на экране) значимые структурные элементы текста (например, ключевые слова и выражения), установить порядок появления информационных блоков, переместить графические и текстовые объекты или изменить их масштаб, указывая на значимость предъявляемой информации. Так, например, в стихотворении О.Э. Мандельштама: «На розвальнях, уложенных соломой / Мы ехали старинною Москвой…» встречаются многочисленные культурные реалии, значение которых ученики могут прояснить с использованием сетевых словарей и энциклопедий, количество которых в Интернете значительно превышает возможности многих библиотек. Строка поиска позволяет находить значение нужного слова и составлять комментарий к нему за считанные секунды, что значительно сэкономит время при работе со справочной литературой. Лексические и исторические комментарии могут быть предъявлены в презентации с помощью гиперссылок. Так, к историко-культурным реалиям приведенной цитаты из этого стихотворения, вызывающим исторические ассоциации с картиной В.И. Сурикова «Боярыня Морозова», на основе интернет-ресурсов могут быть составлены следующие комментарии: Морозова (Соковнина) Феодосия Прокопиевна (1632-75), боярыня, старообрядка («раскольница»). Состояла в переписке с Аввакумом, оказывала помощь его семье. Вопреки угрозам и пыткам осталась верной расколу. Арестована в 1671 г., умерла в заточении в Боровске (http: //yznay.ru/uz.shtml?01124592). В данном стихотворении нуждается в историко-культурном комментарии каждая строфа, так под маской лирического героя просвечивают и образ убиенного царевича Дмитрия, и Дмитрия Самозванца (Гришки Отрепьева), царевича Алексея (сына Петра I) и т.д., их значение ученики могут прояснить с помощью электронных словарей и энциклопедий. Эта интернет-иформация помогает пониманию текста стихотворения, крайне перегруженного историческими реалиями, непонятными сегодняшнему школьнику, причем комментарии можно представить наглядно на одном экране с текстом в специально открывающихся окнах. При этом мультимедийные гиперссылки могут познакомить школьника не только со словесной, но и с изобразительной (репродукция картины В.И. Сурикова «Боярыня Морозова») информацией. Применение компьютерных презентаций на уроках литературы открывает новые возможности анализа текста, например помогает разрабатывать гипертекстовые комментарии, выявляющие интертекстуальную природу художественной литературы, что объясняется достаточно специфическим соотношением интертекстуальной природы литературы и электронного гипертекста. Интертекстуальность - это понятие постмодернистской текстологии, отражающее феномен взаимодействия текста с семиотической культурной средой в качестве интериоризации внешнего. По оценке Р. Барта, каждый текст является интертекстом; другие тексты присутствуют в нем на различных уровнях в более или менее узнаваемых формах. Смысл возникает только как результат связывания этих семантических векторов, выводящих в широкий культурный контекст, выступающий по отношению к любому тексту как внешняя семиотическая среда. При этом важно, что «компьютерный гипертекст как организованная внутри текста и визуализированная система ссылок соотносится с интертекстом как внешняя и внутренняя структура, то есть компьютерный гипертекст может стать средством объективации и наглядного представления интертекста» [10. С. 53]. Сам формат компьютерного гипертекста дает возможность читателю находиться в пространстве нескольких текстов одновременно и позволяет легко переходить от основного текста к скрытой цитате и обратно. Анимационные эффекты презентации демонстрируют и внутреннюю структуру интертекста, «показывая, что все цитаты, реминисценции и аллюзии присутствуют в тексте одновременно и их пересечение создает особое напряжение существования человека в культуре» [10. С. 59]. В поэзии О. Э. Мандельштама мы чаще всего встречаем случаи реминисценций, когда текст-источник подвергается исправлению, изменению смысла пародией. Уже в первом сборнике стихов поэта-акмеиста «Камень», само название которого отсылает к стихотворению Ф.И. Тютчева, в стихотворении с тютчевским названием «Silentium» автор в строках «Да обретут уста мои/ Первоначальную немоту…» скрыто цитирует пушкинские строки из «Евгения Онегина»: «С ней обретут уста мои / Язык Петрарки и любви», т.е. перед нами пример интертекстуальных связей с полемической пародией пушкинских строк. При обращении к другом знаменитому стихотворению О.Э. Мандельштама «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», проникнутому духом любимой им Эллады, для того, чтобы обнаружить и углубить понимание стихотворения, к ряду слов и выражений нужно составить гиперссылки. Если о Гомере, «Илиаде» и Трое у учащихся могут быть определенные знания, то самостоятельно определить скрытую цитату из «Божественной комедии» Данте они вряд ли смогут. Поэтому желательно в одном информационном пространстве (на экране) расположить текст самого стихотворения Мандельштама («И море, и Гомер - все движется любовью») и «претекста» из «Божественной комедии» Данте Алигьери: «Любовь, что движет солнце и светила…», что поможет школьникам находиться в пространстве нескольких текстов одновременно, сохраняя их смысловую взаимосвязанность и единство.Актуализация интертекстуального содержания расширяет литературный кругозор, обогащает читательский опыт и культурную память и, главное, углубляет понимание произведения школьниками, потому что обращение к внутрипредметным связям и смысловому отбору нужных текстов выявляет новые грани смысла, обнаруженные в скрытых цитатах. Показательно, что гиперссылки дают возможность показывать не только текстовые, но и изобразительные или музыкальные объекты. Например, при изучении «Отцов и детей» И.С. Тургенева, наполненных историко-культурными реалиями (Рафаэль, Шуберт и др.), можно включить в гиперссылки не только сведения о художниках (текстовая информация), но и показать качественные репродукции их известных полотен (изобразительная информация), а также заложить в гиперссылки презентации фрагменты музыкальных произведений, которые исполняет Николай Петрович Кирсанов. Поэтому средства ИКТ в процессе анализа произведения могут помочь читателю от поверхностного понимания (на уровне сюжета) прийти к его глубинному пониманию (как сложной многоуровневой и многоаспектной структуры). Несомненно, что такие возможности анализа текста могут быть осуществлены только в условиях работы в электронном формате.Таким образом, результат обучения литературе повысится, если учитель сможет рационально использовать в литературном образовании мультимедийные средства и мотивировать ученика к работе с электронной информацией, так как:- работа с электронными библиотеками и справочными ресурсами Интернета повышает учебную мотивацию школьников, дает им возможность быстрого поиска самых разных текстов, включая художественные;- использование гипертекстовых и анимационных эффектов в компьютерных презентациях углубляет восприятие и понимание литературного произведения;- включение в урок произведений разных искусств способствует расширению культурного кругозора и совершенствует навыки общения с мировой культурой. На основе вышесказанного можно сделать вывод, что учитель, развивая информационные компетенции на уроках литературы, реализует личностно-ориентированный и деятельностный подход в процессе педагогического взаимодействия, находит новые способы и средства активизации читательской и коммуникативной деятельности, что способствует развитию читательской компетентности учащихся.

Ключевые слова

компетенция, компетентность, модернизация, терминология, литература, сompetence, approach, modernization, terminology, literature

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Кольчикова Наталья ЛаврентьевнаХакасский государственный университетКандидат педагогических наук, доцент кафедры литературыpollik21@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2004. - №4. - С. 60.
Селевко Г.К. Компетенции и их классификации // Народное образование. - 2004. - №4. - С. 139.
Мижериков В.А. Введение в педагогическую профессию. Педагогическое общество России / В.А. Мижериков, М.Н. Ермоленко. - М., 1999. - 288 c.
Краевский В.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. - М.: Изд. центр «Академия», 2007. - 352 c.
Компьютерные технологии в образовании: Терминологический словарь [Электронный ресурс]. - URL: sitel 17/html/media2286/it_in_education_dic- ilnimry.doc
Каталог электронных библиотек «Яндекса».
Каталог виртуальных музеев [Электронный ресурс]. - URL: http://WWW.museum.ru
Каталог электронных словарей [Электронный ресурс]. - URL: http://slova- ui. уandex.ru
Полат E.C. Теория и практика дистанционного обучения / E.C. Полат, М.Ю. Бухаркина, M.B. Моисеева. - М., 2004.
Федоров С.В. ИКТ в предметной области. - Ч. 1. Гуманитарный цикл / С.В. Федоров, Ю.В. Ээльмаа. - CПб., 2007.
 Формирование информационной компетенции на уроках литературы | Открытое и дистанционное образование. 2011. № 1 (41) .

Формирование информационной компетенции на уроках литературы | Открытое и дистанционное образование. 2011. № 1 (41) .