АКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 220100 «СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ» | Открытое и дистанционное образование. 2014. № 3(55).

АКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 220100 «СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ»

Предложено использовать активный метод обучения при освоении дисциплины «Интегрированные системы проектирования и управления» по направлению подготовки магистров «Системный анализ и управление». Метод основан на вызове интереса к приобретению новых знаний в процессе обучения, нахождении оптимального решения с использованием практической деятельности. Теоретические знания реализуются на семинарах и обсуждениях изученного материала. Обучение практическим навыкам производится в рамках лабораторного практикума на специально разработанном стенде, описанном в данной статье.

ACTIVE LEARNING METHODS ON DIRECTION 220100 «SYSTEM ANALYSIS AND CONTROL».pdf Обычно под традиционным подходом к обучению понимается изучение разработанных теорий в виде лекций и отработка ранее созданных методов решения на практических и лабораторных занятиях. Очень часто теоретический материал не связан с практикой или далек от реального применения, поэтому поиск эффективных методов обучения сегодня весьма актуален и востребован [1, 2]. Во многих научных работах, посвящённых проблемам развития образования, в качестве альтернативных и современных методов предложены активные методы обучения [3-6]. Под активными методами обучения понимают такие способы и приемы педагогического воздействия, которые побуждают обучаемых к мыслительной активности, к проявлению творческого, научно-исследовательского подхода и поиску новых идей для решения разнообразных теоретических и практических задач [7]. В данной статье рассматривается применение активных подходов в подготовке магистров по направлению 220100 - «Системный анализ и управление», а именно по дисциплине «Интегрированные системы проектирования и управления». Под областью профессиональной деятельности магистров данного направления понимается совокупность средств, способов и методов человеческой деятельности, направленных на исследование, разработку и применение алгоритмического, аппаратного и программного обеспечения комплексов, средств измерения и управления сложными техническими процессами и автономными системами, частично или полностью освобождающих человека от непосредственного участия в процессах получения, преобразования, передачи и использования энергии, материальных ресурсов и информации [8]. Данный метод подготовки основан на принципах Болонского процесса и ориентируется на результаты обучения, выраженные в формате компетенций, что подразумевает применение активных форм проведения занятий в сочетании с различными видами самостоятельной работы. Теоретический материал дисциплины предоставляется в интерактивной форме в виде презентаций с дальнейшим обсуждением на семинарах при помощи деловых игр, ситуационных и производственных задач. В процессе изучения теоретических аспектов у магистров формируются следующие компетенции: способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности; способность работать в коллективе, проявлять инициативу, руководить и брать на себя ответственность, направлять деятельность коллектива, использовать современные фундаментальные знания по естественнонаучным направлениям подготовки, осознавать и осваивать мировые тенденции развития методов системного анализа, управления и информационных технологий; выбирать методы и разрабатывать алгоритмы решения задач управления сложными многомерными объектами; планировать выступления, организовывать дискуссии, проводить круглые столы. В качестве объекта для практического и экспериментального исследования по дисциплине «Интегрированные системы проектирования и управления» выступает разработанный сотрудниками кафедры систем управления и информатики лабораторный стенд управления домашней автоматикой «АСУД-1» (рис. 1), основанный на технологии KNX/EIB с использованием интерактивного web-интерфейса (рис. 2). KNX/EIB - это общеевропейский стандарт Международной ассоциации Konnex Association, объединяющей десятки ведущих европейских производителей электротехнической продукции. В первой части практикума магистрантам предлагается выбрать один из наборов элементов стенда, необходимого для построения автоматизированной системы управления. База элементов представляет собой следующее оборудование: программируемые контроллеры с открытым программным обеспечением; усилители; универсальные контроллеры ввода / вывода; контроллеры 4 датчиков температуры; 8-канальные регулирующие устройства управления автоматикой с аналоговыми входами 0-10 В, диммеры и секвенсоры световых сцен, диммеры 4-канальные 1-10 В, контроллеры для управления открытием / закрытием штор и жалюзи, контроллеры кондиционера, дроссели контроллеров питания шины KNX, различные шлюзы, датчики температуры, датчики протечки, датчики влажности, датчики движения, датчики положения, IP-камеры, водопроводный кран, лампочки, светодиодные ленты, счетчики электроэнергии, GSM-модемы; провода. Вариативность задания определяется преподавателем и в основном зависит от типа датчика, вокруг которого и выстраивается весь создаваемый проект. Вторая часть практикума предполагает обучение магистрантов основам «скриптового программирования» с возможностью удаленного управления установкой посредством сети Интернет. Так как в рамках магистерских программ большое количество учебных часов выделяется для самостоятельного обучения, поддержка и мониторинг стенда производятся при помощи веб-камер, обучаемый имеет доступ к результату своей деятельности в любое время суток. Третья часть обучения направлена на развитие научного творчества у магистрантов, выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектировочных работ в виде модификации учебного стенда и связей между устройствами. Перед магистрами ставится задача развития проекта, созданного в предыдущих заданиях, путем усложнения или добавления новых элементов. При выполнении работ с описанным стендом обучаемый закрепляет свои навыки в схемотехнике, электронике, программировании и проектировании. Так как технология KNX широко используется в автоматизированных системах производственных и жилых помещений, магистрант получает необходимые практические навыки при построении и разработке современных систем управления. В процессе работы со стендом у обучаемых формируются следующие компетенции: способность демонстрировать профессиональные навыки работы в научном коллективе, порождать новые идеи (креативность), осознавать и формулировать основные проблемы своей предметной области, ставить задачи исследования, применять универсальные методы и средства для их решения; профессионально эксплуатировать современное техническое оборудование; представлять и докладывать результаты исследований, использовать ресурсы современных информационных систем, программных продуктов и систем автоматизации научных исследований; предлагать многовариантные решения задачи, проводить их сравнительный анализ и осуществлять аргументированный выбор оптимального решения; формировать технические задания и участвовать в разработке аппаратных и / или программных средств поддержки и принятия оптимальных решений; использовать на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом. Промежуточная аттестация магистрантов осуществляется по завершении дисциплины в период окончания учебного семестра как результат текущего контроля, который при планомерной работе студента позволяет преподавателю автоматически выставлять без проведения экзамена оценку - удовлетворительно или хорошо (при успешном выполнении первых двух заданий практикума и проявлении минимальной активности на семинарах и деловых играх). Для получения оценки «отлично» необходимо выполнить третью часть задания и активно участвовать в обсуждении теоретического материала. В случае несогласия с оценкой магистранту необходимо пройти экзаменационное испытание. Применение активных подходов и методов обучения при изучении дисциплины «Интегрированные системы проектирования и управления» позволило увеличить мотивацию (активность студентов) в обучении, сократить разрыв между теоретическими знаниями и практическим применением и, как следствие, подготовить профессиональных высококвалифицированных магистров по направлению подготовки «Системный анализ и управление».

Ключевые слова

активный метод обучения, лабораторный стенд, компетенции, интерактивное обучени, active learning method, laboratory bench, competencies, interactive learning

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Кремлев А.С.Университет ИТМОkremlev_artem@mail.ru
Щукин А.Н.Университет ИТМОshhukinaleksandr1990@yandex.ru
Маргун А.А.Университет ИТМОalexeimargun@gmail.com
Базылев Д.Н.Университет ИТМОbazylevd@mail.ru
Зименко К.А.Университет ИТМОkostyazimenko@gmail.com
Всего: 5

Ссылки

Pokladova V.A. Aktivnye metody obuchenija v processe podgotovki specialistov v Vuze // Innovacii v obrazovanii. - 2013. - № 02. - S. 124-132.
Vrazhevskij S.A., Kremlev A.S., Strukova V.V. Razrabotka uchebno-metodicheskogo kompleksa dlja studentov mladshih kursov tehnicheskih special’nostej // Distancionnoe i virtual’noe obuchenie. - 2013. - №11(77). - S. 97-104.
Speranskaja N.M. Ispol’zovanie aktivnyh metodov obuchenija pri izuchenii upravlencheskih disciplin // Vestnik Ekaterininskogo instituta. - 2008. - № 1. - S. 14-15.
Morozova E.V., Kamynina N.A. Ispol’zovanie metodov aktivnogo obuchenija pri podgotovke studentov, obuchajushhihsja po special’nosti 075300 «Organizacija i tehnologija zashhity informacii» // Izvestija Juzhnogo federal’nogo universiteta. Tehnicheskie nauki
Lazareva I.A. Vozmozhnosti povyshenija kachestva uchebnogo processa pri ispol’zovanii metodov aktivnogo obuchenija // Innovacii v obrazovanii. - 2004. - № 3. - S. 52-60.
Bobcov A.A., Borgul’ A.S., Zimenko K.A., Margun A.A. Primenenie mehatronnyh kompleksov v obuchenii avtomatizacii i robototehnike // Distancionnoe i virtual’noe obuchenie. - 2013. - Vyp. 2. - S. 22-30.
Balaev A.A. Aktivnye metody obuchenija. - M., 2006.
Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj federacii №716 ot 8 dekabrja 2009 g.
 АКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 220100 «СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ» | Открытое и дистанционное образование. 2014. № 3(55).

АКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 220100 «СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ» | Открытое и дистанционное образование. 2014. № 3(55).