МЕДИА-ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МЕДИА-СРЕДЫ | Открытое и дистанционное образование. 2015. № 1(57).

МЕДИА-ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МЕДИА-СРЕДЫ

Рассматривается значение медиа-образования взрослых в условиях активного развития новых коммуникационных технологий. Особое внимание уделено значению медиа-грамотности в современном обществе, проблеме обучения взрослых слушателей технологиям подготовки и публикации качественного медиа-контента, нормам ответственного поведения в медиа-среде, рекомендациям ЮНЕСКО по медиа-образованию взрослых. Представлен опыт кафедры ЮНЕСКО по медиа-образованию специалистов, в том числе образовательных учреждений, в рамках программы повышения квалификации.

MEDIA EDUCATION OF ADULTS IN THE TRANSFORMATION OF MODERN MEDIA ENVIRONMENT.pdf Активное развитие новых коммуникационных технологий оказывает значительное влияние на трансформацию медиа-среды современного российского общества. Расширение возможностей сети Интернет, усовершенствование и увеличение количества мобильных средств коммуникации, изменение форм медиа-продукции и каналов трансляции традиционных видов СМИ (телевидение, радио, пресса) создают условия для интеграции компьютеров, телевизоров, радиоприемников, смартфонов, телефонов в мультимедийные многофункциональные средства коммуникации. Как показывают исследования, значительно увеличивается аудитория мобильного Интернета, дающего уникальную возможность обмена информацией в любом удобном для пользователя месте [1]. Очевидно, сервисные возможности позволяют использовать новые коммуникационные технологии для решения все большего числа задач информационного, образовательного, делового, коммуникационного, развлекательного характера. Таким образом, конвергенция данных устройств способствует появлению новых возможностей для развития медиа-среды. Специфика новых коммуникационных технологий позволяет максимально индивидуализировать процесс потребления информационной продукции. Пользователи принимают активное участие в создании и распространении собственного медиа-контента. В последние годы в сети Интернет огромной популярностью пользуются социальные сети, блоги, аудио-, видео-, фотохостинги, так называемые сайты «народных новостей», основанные на технологиях «Веб 2.0». Согласно исследованиям в социальных сетях в 2012 г. было зарегистрировано 82 % пользователей Рунета (в 2010 г. - 52 %) [2]. В первую очередь, интерес массовой аудитории к данным сервисам связан с возможностью бесплатно и быстро публиковать собственную информацию, а также получать разнообразную информацию, рассматривать различные точки зрения, включая экспертные, знакомиться с фото-, видео- и аудиоматериалами и др. Благодаря очевидным преимуществам для большинства пользователей данные сервисы стали не только местом проведения досуга и площадкой для взаимодействий, но и привычным информационным источником. Востребованность новых коммуникационных технологий стремительно увеличивается, и, как следствие, остро встает проблема качества медиа-контента, отвечающего запросам современных пользователей. Несмотря на стремительное увеличение источников информации и технологические удобства, становится все более сложно ориентироваться в огромной массе информации. Практика показывает, что часто социально значимая информация, представленная на сайтах, имеет низкое качество, содержит жаргонизмы и т.п. Также следует признать и то, что несмотря на повышенный интерес общества к блогингу и социальным сетям, в том числе к «Твиттеру», большое количество личных страниц пользователей не содержат уникальных, общественно значимых сведений и способствуют накоплению информационного шума в Рунете. В данном случае в соответствии с известной метафорой Маршалла Маклюэна, «средство коммуникации и есть само сообщение» («the medium is the message»), сервисы, основанные на технологиях «Веб 2.0», для определенной части аудитории становятся популярными не потому, что людям есть что сказать, а потому, что очаровывает сама возможность что-то писать и мгновенно делать это достоянием всего мира. При этом нередко пользователи пренебрегают правилами собственной безопасности и нормами ответственного поведения. Практика показывает, что пользователи часто воспринимают сеть Интернет как пространство вседозволенности и бесконтрольного выхода в публичную сферу, что порождает у аудитории определенные страхи и недоверие. Размытые границы между реальным фактом и вымыслом, манипуляция информацией, угрозы распространения персональных данных, большое количество медиа-вирусов и др. создают для некомпетентного человека не только трудности в информационном обмене, но и серьезные проблемы, связанные с личной безопасностью. Особые затруднения возникают у детской и молодежной аудитории, представляющей, с одной стороны, самых активных пользователей современных медиа-технологий, особенно Интернета, с другой стороны, не обладающей достаточными навыками, чтобы объективно оценивать истинный смысл и качество источника информации и самой получаемой информации. Однако следует заметить, что негативные проявления, в которых часто обвиняют интернет-ресурсы, в целом в разной степени свойственны всем СМИ. В данном случае недопустим излишне критический подход к оценке достоверности информации, приводящий к другой крайности, когда ценная информация отвергается в связи со сложностью определения первоисточника либо минимизируется использование новых коммуникационных технологий. Таким образом, современному человеку, стремящемуся к успешному выполнению своих бытовых и профессиональных задач, независимо от рода деятельности необходимо развитие умений и навыков работы с новыми коммуникационными технологиями: поиск, критический анализ информации, представленной различными символическими системами (текстовыми, образными, звуковыми), создание и публикация собственного медиа-контента, понимание ответственности и соблюдение правил безопасного поведения в медиа-среде. Очевидно, эффективная деятельность требует как жизненного опыта, так и специальных знаний и навыков. В связи с этим в современном обществе медиа-образование становится одним из самых актуальных направлений работы с населением. Традиционно медиа-образование определяется как направление в педагогике, выступающее за изучение «закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.)». Соответственно основные задачи медиа-образования - «подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств» [3]. Однако невозможно полностью согласиться с данным определением. Действительно, в настоящее время в нашей стране активно развивается деятельность по медиа-образованию детей и молодежи. Данный процесс представляется важным в связи с формированием физически и духовно здорового поколения. При этом информационная среда влияет на мировоззрение, ценности, приоритеты не только молодежной, но и взрослой аудитории. Процесс медиатизации современного общества, т.е. проникновение коммуникационных технологий в повседневную жизнь, оказывает серьезное влияние на здоровье, развитие и эмоциональное состояние современных людей вне зависимости от их возраста, образовательного, культурного уровня, социального статуса. Взрослому человеку, помимо досуга, необходимо взаимодействовать со средствами массовой коммуникации в процессе реализации профессиональной, учебной, бытовой деятельности. Необходимо отметить, что в современных условиях профессиональные знания быстро устаревают, что снижает уровень профессиональной компетентности работников. В настоящее время медиа-грамотность - это принципиально важное профессиональное качество, и, учитывая, что процесс медиатизации современного общества стремительно развивается, процесс медиа-образования должен быть непрерывным в течение всей жизни. Резолюция Европейского парламента по медиа-грамотности в мире цифровых технологий (European Parliament resolution on media literacy in a digital world, 16.12.2008 г.) рекомендует сделать медиа-образование максимально приближенным к практической деятельности и связать его с предметами экономической, политической, словесной, социальной, художественной и информационной направленности [4]. Таким образом, в процесс медиа-образования должны быть вовлечены различные слои населения независимо от возрастной, социальной или профессиональной принадлежности. Начиная с 1960-х гг. XX в. ЮНЕСКО активно поддерживает и продвигает во всем мире концепцию медиа-образования. В резолюциях и рекомендациях ЮНЕСКО неоднократно подчеркивались важность и поддержка массового медиа-образования (конференции ЮНЕСКО в Грюнвальде, 1982; Тулузе, 1990; Париже, 1997; Вене, 1999; Севилье, 2002; Париже, 2007 и др.). В рекомендациях ЮНЕСКО (Recommndation «Youth Media Education», 2002 г.) отмечается, что «медиа-образование - часть основного права каждого гражданина любой страны на свободу самовыражения и получение информации, оно способствует поддержке демократии. Признавая различия в подходах и развитии медиа-образования в различных странах, рекомендуется, чтобы оно было введено везде, где возможно в пределах национальных учебных планов, так же как в рамках дополнительного, неформального образования и самообразования в течение всей жизни человека» [Там же]. Как было отмечено в материалах конференции ЮНЕСКО «Медиа-образование в цифровую эпоху» («Education for the Media and the Digital Age», 1999 г.), данное направление обучения связано со всеми видами медиа (печатными и графическими, звуковыми, экранными и т.д.) и различными технологиями. Оно дает возможность людям понять, как массовая коммуникация используется в их социумах, овладеть способностями использования медиа в коммуникации с другими людьми. Медиа-образование обеспечивает человеку знание того, как: 1) анализировать, критически осмысливать и создавать медиа-тексты; 2) определять источники медиа-текстов, их политические, социальные, коммерческие и/или культурные интересы, их контекст; 3) интерпретировать медиа-тексты и ценности, распространяемые медиа; 4) отбирать соответствующие медиа для создания и распространения своих собственных медиа-текстов и обретения заинтересованной в них аудитории; 5) получить возможность свободного доступа к медиа как для восприятия, так и для продукции [Там же]. Мы полностью разделяем позицию А.В. Федорова [5. С. 8], считающего, что медиа-образование в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиа-текстов, обучения различным формам самовыражения при помощи специальной техники. Приобретенная в результате этого процесса медиа-грамотность помогает людям активно использовать при самореализации возможности информационного поля - телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета. В одном из основных документов ЮНЕСКО по медиаобразованию - «Парижской программе» (Paris Agenda or 12 Recommendations for Media Education, 2007 г.) - представлена концепция, включающая в себя три основополагающие задачи: 1) предоставлять доступ ко всем видам медиа, являющимся потенциальным инструментарием для понимания общества и участия в демократической жизни; 2) развивать умения критического анализа получаемых сообщений как новостных, так и развлекательных программ для развития способности быть независимыми и активными пользователями; 3) поощрять производство, творчество и интерактивность в различных сферах медийной коммуникации [4]. Таким образом, медиа-образование применимо ко всем видам средств массовой коммуникации независимо от используемых технологий. Учитывая рекомендации международных организаций, в Астраханском государственном университете в рамках Государственного плана подготовки управленческих кадров для организации народного хозяйства (направление «Менеджмент в социальной сфере») был разработан учебный модуль и проводятся занятия для групп слушателей, состоящих из руководителей дошкольных и средних образовательных учреждений, специалистов организаций и предприятий города и области. Учебный модуль состоит из трех блоков: 1) способы подготовки и публикации медиа-контента в сети Интернет; 2) условия безопасного поведения при взаимодействии с новыми медиа (социальные сети, блоги, аудио-, видеохостинги, мобильные сервисы и др.); 3) возможности использования новых коммуникационных технологий в профессиональной деятельности, в саморазвитии, в процессе установления двухсторонних коммуникаций (руководитель - сотрудники - потребители услуг (родители, дети, клиенты организации в целом). Важно подчеркнуть, что слушатели программы, работающие в сфере образования, в силу своих должностных обязанностей создают специализированные проекты и учебные программы, направленные не только на развитие подрастающего поколения, но и затрагивающие семейное воспитание. С другой стороны, как специалисты слушатели стремятся к усовершенствованию и повышению качества своей работы, знакомству с новыми образовательными методиками и формами воспитания и преподавания. При этом они являются родителями, заинтересованными в гармоничном развитии и безопасности собственных детей. Овладение навыками медиа-грамотности начинается в семье, где ребёнка учат делать правильный выбор в отношении различных доступных услуг средств массовой информации. Не только дети, но и взрослые не могут до конца распознать манипулятивные информационные технологии, не всегда анализируют степень достоверности информации и авторитетность ее источников. Слушателям необходимо рассказать о способах эффективного поиска релевантной информации, методах распознавания недостоверных сведений, о правилах ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде, способах выявления и защиты от противоправных посягательств в сети Интернет и через сотовую связь. Особое внимание уделяется рассмотрению особенностей подготовки и публикации медиа-контента, его анализу и дальнейшему использованию. Таким образом, первый и второй блоки учебного модуля дают возможность слушателям получить актуальные знания, направленные на активную работу с онлайновыми ресурсами. Медиа-образование должно не только способствовать лучшему исполнению роли родителей, но и помогать самим взрослым не отставать от темпов современного развития. В связи с этим третий блок учебного модуля направлен на получение знаний и навыков, необходимых для повышения качества профессиональной деятельности. Как показывает практика, наличие свободного доступа к ресурсам Интернета не гарантирует эффективность их использования. Медиа-грамотность - это в первую очередь способность использовать средства массовой коммуникации без посторонней помощи. Как справедливо отмечает Я.Н. Засурский, «информационно бедные - это не только те, кто не подключены к сети Интернет, но и те, кто не знают его ресурсов и не могут их использовать, кто не в состоянии извлечь информацию, новые сведения, посетить соответствующие сайты» [6. С. 41]. Данное замечание относится и к ситуациям, когда руководитель перепоручает своим сотрудникам работу с интернет-ресурсами и не способен в дальнейшем объективно оценить и контролировать процесс. Таким образом, одна из главных целей обучения медиа-грамотности - помочь людям в практическом и творческом использовании средств массовой коммуникации и их содержания. Необходимо понимать характер работы индустрии медиа, уметь находить и выделять полезную информацию из безграничного потока данных, знать методы оценки авторитетности источника, способы определения качества и достоверности информации. При кажущейся анонимности и свободе выбора на предоставление информации в сети Интернет собирается больше данных, чем фактически требуется для регистрации, легко отслеживаются все факты контактов, взаимосвязи и интенсивность общения, запросы и интересы, особенности содержания публикаций и т.д. При этом следует заметить, что многие пользователи, как показывает практика, не задумываясь, размещают большое количество персональной информации (о себе и своих близких), что впоследствии может привести к непредсказуемым и даже опасным ситуациям. В связи с этим в рамках программы особое внимание уделяется рассмотрению проблемы манипуляции персональной информацией, размещенной пользователями в сети Интернет, и нормам ответственного и безопасного поведения в онлайновой медиа-среде. В настоящее время в сети Интернет создано большое количество персональных блогов, сайтов психологов, педагогов и коллективов образовательных учреждений, действуют специализированные интернет-сообщества. Благодаря подобным сайтам педагоги могут не только демонстрировать собственные профессиональные успехи, предоставлять фото-, видео- и аудиоматериалы, результаты исследований, отчеты и т.п., но и осуществлять информационные обмены с коллегами и родителями. Таким образом, педагог должен уметь создавать и распространять медиа-контент, содержащий результаты его исследований, методические разработки, интересные профессиональные находки, дополнительные материалы для родителей. В связи с этим слушателям программы демонстрируется опыт работы подобных ресурсов, а также примеры эффективной реализации проектов медиа-образования, проводимых в рамках деятельности кафедры ЮНЕСКО АГУ. В качестве итоговой работы слушателям предлагается разработать мини-проекты медиа-образования сотрудников, а для педагогов - родителей и воспитанников. Слушатели-педагоги изучают опыт интернет-ресурсов, дающих возможность использования представленных материалов в учебно-воспитательном процессе (массовые блог-хостинги, социальные сети, тематические сайты и др.). В целом слушателями отмечается важность изучаемых проблем и необходимость проведения специализированных занятий с сотрудниками и клиентами. Астраханский государственный университет заинтересован в устойчивом развитии региона, основанном прежде всего на непрерывном образовании различных слоев населения. В настоящее время сотрудники кафедры ЮНЕСКО совместно с кафедрой теории и истории журналистики АГУ разрабатывают проекты реализации программ медиа-образования для разных слоев населения. Так, в 2005-2008 гг. была начата реализация программы медиа-образования пожилых людей. К сожалению, данное направление практически не развито в нашей стране и ограничивается в основном курсами компьютерной грамотности. Но, как показывают проводимые опросы, данная группа населения, несмотря на стереотипы и устоявшиеся привычки медиа-потребления, страх перед новыми технологиями и т.д., проявляет большой интерес к данному направлению. Несомненно, сотрудники АГУ окажут методическую и консультационную помощь в реализации программ медиа-образования для взрослого населения региона. При этом приоритетной задачей является не только продемонстрировать, но и дать возможность слушателям применить свои знания на практике. Дальнейшая реализация программ медиа-образования даст возможность научить взрослое население региона уверенно пользоваться информационно-коммуникативными технологиями, эффективно и ответственно используя их в своей повседневной жизни.

Ключевые слова

медиа-среда, новые медиа, Интернет, коммуникация, информация, СМИ, интернет-ресурсы, аудитория, медиа-образование, ЮНЕСКО, media environment, new media, Internet, communication, information, mass media, Internet resources, audience, media education, UNESCO

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Лазуткина Е.В.Астраханский государственный университет, Астрахань, Россияк.филол.н., координатор по связям кафедры ЮНЕСКО, старший преподаватель кафедры теории и истории журналистики Астраханского государственного университета.katelazutkina@rambler.ru
Всего: 1

Ссылки

Интернет в России // ФОМ. - 2010-2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://runet.fom.ru/research.html
Россияне «в Сети»: рейтинг популярности социальных медиа / ВЦИОМ. - Пресс-выпуск № 1951. - 2012 [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=112476.
Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. - М.: Большая российская энциклопедия, 1993-1999 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.otrok.ru/teach/enc/txt/13/page44.html
Международные документы по медиа-образованию [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. mediagram.ru/documents
Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. - Ростов: ЦВВР, 2001. - 708 с.
Средства массовой информации России / под ред. Я.Н. Засурского. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 382 с.
Internet v Rossii // FOM. - 2010-2011 [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://runet.fom.ru/research.html
Rossijane «v Seti»: rejting populjarnosti social’nyh media / VCIOM. - Press-vypusk № 1951. - 2012 [Jelektronyj. resurs]. - Rezhim dostupa: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=112476.
Rossijskaja pedagogicheskaja jenciklopedija: v 2 t. - M.: Bol’shaja rossijskaja jenciklopedija, 1993-1999 [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.otrok.ru/teach/enc/txt/13/page44.html
Mezhdunarodnye dokumenty po media-obrazovaniju [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www. mediagram.ru/documents
Fedorov A.V. Mediaobrazovanie: istorija, teorija i metodika. - Rostov: CVVR, 2001. - 708 s.
Sredstva massovoj informacii Rossii / pod red. Ja.N. Zasurskogo. - M.: Aspekt Press, 2005. - 382 s.
 МЕДИА-ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МЕДИА-СРЕДЫ | Открытое и дистанционное образование. 2015. № 1(57).

МЕДИА-ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МЕДИА-СРЕДЫ | Открытое и дистанционное образование. 2015. № 1(57).