ОТКРЫТОЕ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВУЗАХ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ | Открытое и дистанционное образование. 2009. № 2 (34).

ОТКРЫТОЕ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВУЗАХ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ

Рассматриваются основные направления развития дистанционного образования в крупных вузах Дальнего Востока в последние десятилетия XX в. Предпринята попытка проследить использование различных технологий, подходов к организации удаленного образовательного процесса, а также форм дистанционного обучения в дальневосточных университетах.

OPEN DISTANCE EDUCATION IN THE FAR EASTERN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF RUSSIA.pdf Движение современного общества к информационному открытому находит естественное отражение в образовании, которое является зеркалом социальных и иных отношений, объективно существующих в обществе. Система образования в эпоху новых информационных технологий испытывает определенные организационные и структурные изменения, что связано с кризисом образовательной системы. Наиболее остро он проявляется в последние годы XX - начале XXI в. с резким увеличением спроса на образование, значительно превосходящим возможности вузов. Классические формы получения образования в той или иной степени переживают кризис во всех странах мира, что выражается в территориальности (неспособности обеспечить всем желающим возможность получения необходимого им образования); консерватизме (отставании получаемых знаний от уровня развития знаний и технологий); инерционности (низкой адаптивности систем образования к различным социально-экономическим условиям); локальности (специфичности образования, получаемого в отдельном учебном заведении), а также ограниченности перечня специальностей в конкретных вузах [1. С. 105]. В этот период наблюдается значительное снижение качества образования. Традиционные педагогические технологии не могут обеспечить полного усвоения стремительно возрастающего объема знаний. Более того, технократические тенденции в подготовке специалистов привели к узкопрофессиональному образованию, к потере его фундаментальности. В настоящее время ситуация осложняется социально-экономическим кризисом, охватившим весь мир. Исходя из этого, информатизация образования стала рассматриваться как один из путей преодоления кризиса [2. С. 7]. На основе изучения научной периодики, научно-методических изданий, в том числе размещенных в сети Интернет, а также текущих архивов крупнейших вузов Дальневосточного федерального округа проследим основные направления развития дистанционного образования в крупных вузах Дальнего Востока в последние десятилетия XX в. Одной из новых форм образования на данном этапе развития общества явилось открытое образование. К его основным принципам относятся: - предоставление любому члену общества права на достижение и подтверждение любого образовательного ценза, удостоверяемого соответствующим документом; - прием гражданина в высшее учебное заведение для освоения интересующей его образовательной программы без каких-либо ограничений, в том числе по возрасту, принадлежности к стране, академической успеваемости на предыдущих этапах обучения, уникальности специальности, времени начала обучения и т. п.; - предоставление каждому обучающемуся возможности обучаться по индивидуальному плану, предусматривающему необходимый набор учебных дисциплин, удобную последовательность и доступный темп их освоения, общую продолжительность обучения по его желанию; - обеспечение условий, при которых обучающийся, находясь практически в любом месте планеты, может освоить любую образовательную программу; - предоставление любому члену общества условий для непрерывного образования, повышения квалификации на регулярной основе, получения дополнительной квалификации, переподготовки и т.п. [1. С. 105]. Во многих странах система дистанционного образования уже прошла путь становления. В России же подобный процесс начался только около десяти лет назад и далек до своего завершения. Первым шагом в этом направлении стала разработка в 1995 г. «Концепции создания и развития системы дистанционного образования (СДО) Российской Федерации». В концепции признавалось, что внедрение системы дистанционного образования в России и на Дальнем Востоке, в частности, является приоритетным и перспективным направлением образовательной деятельности [2. С. 7]. Дальневосточный регион имеет свою специфику. Особенностью географического расположения края является значительная отдаленность его от центральных регионов России, а следовательно, и от его научно-технического и учебно-образовательного потенциала. Поэтому возможность использования этого потенциала для предприятий и учебных заведений Дальнего Востока практически сводится к нулю. Другая особенность - высокая концентрация научно-образовательных учреждений в административном центре края - Владивостоке и значительная отдаленность их от потенциальных потребителей этих услуг. Все это создает предпосылки к приоритетному развитию именно здесь региональной системы дистанционного образования с широким спектром специальностей и специализаций [3]. С этой целью на базе ряда региональных университетов возникли центры дистанционного образования, а в 1998 г. была учреждена первая в Сибири и на Дальнем Востоке ассоциация «Открытый университет Западной Сибири» (АОУЗС). Целью этой организации стало расширение информационного и образовательного пространства восточной части России, применяя электронные технологии дистанционного образования. К настоящему моменту в члены ассоциации приняты уже более двадцати университетов и академических научных учреждений Сибири и Дальнего Востока. Среди них и Дальневосточный государственный университет (ДВГУ), несомненно, являющийся лидером в области развития открытого образования на Дальнем Востоке России [4. С. 4]. Начало современному открытому университету ДВГУ было положено в 1993 г., когда в университете было создано первое специализированное подразделение в области инновационных методик обучения - Центр новых образовательных технологий (ЦНОТ). Поводом к созданию ЦНОТ ДВГУ стали первые гранты, полученные сотрудниками ДВГУ на создание трех электронных учебных пособий. Инициатива разработчиков первых электронных учебников была поддержана ректором ДВГУ В.И. Курило- вым, и 14 сентября 1993 г. был подписан приказ о создании бюджетного подразделения университета - Центра новых образовательных технологий. В конце 90-х годов подготовка программы развития системы дистанционного образования Министерством образования РФ побудила Ученый совет и ректорат ДВГУ принять решение о создании в структуре ДВГУ Института дистанционного образования. В марте 1999 г. ЦНОТ был преобразован в Тихоокеанский институт дистанционного образования и технологий (ТИДОТ). Директором института был назначен доктор химических наук, профессор Виталий Иванович Вовна [5]. Основными направлениями деятельности ТИДОТ стали: создание и обеспечение функционирования системы дистанционного образования ДВГУ, ориентированной на жителей Дальневосточного региона России и стран АТР; подготовка условий для создания в ДВГУ системы открытого образования на основе современных информационных технологий; методическое обеспечение перевода части учебного процесса институтов ДВГУ на внеаудиторные технологии обучения. Для выполнения поставленных перед институтом задач в его составе были созданы лаборатории мультимедиа, производства учебных пособий и первая в России кафедра технологий открытого образования. Приказом Министерства образования РФ в состав ТИДОТ был включен также Приморский краевой центр новых информационных технологий (ПК ЦНИТ), открытый в 1998 г. при ДВГУ. В течение 1999-2000 гг. был подготовлен первый комплект электронных учебников (55 дисциплин) и произведен набор студентов на три программы высшего профессионального образования («Менеджмент организации», «Финансы и кредит», «Юриспруденция») и две программы профессиональной переподготовки («Менеджмент в образовании», «Коммерческий директор»). В 2001 г. был объявлен набор на 23 специальности (31 специализация) в открытый университет ДВГУ. Наиболее широко были представлены специальности, традиционно курировавшиеся Институтом менеджмента и бизнеса (5 специальностей). Наряду с программами первого и второго высшего образования продолжался набор слушателей на программы дополнительного образования, начавшийся в ТИДОТ до создания открытого университета. Параллельно кейс-технологии обучения, развитие которой началось в ТИДОТ в 1999 г., отделом международных программ открытого университета в 2001 г. подготовлена и внедрена технология Интернет-обучения российских и зарубежных граждан по полному перечню образовательных программ открытого университета ДВГУ. В 2002 г. студентами открытого университета были защищены первые дипломы по профессионально-образовательным программам. В настоящее время ДВГУ активно строит инфраструктуру дистанционного образования с перспективной целью дальнейшего объединения усилий с другими российскими и зарубежными университетами и построения структуры открытого образования (СОО) - форпоста национальных СДО и СОО на Дальнем Востоке России [5]. Полнообъемное дистанционное обучение (более 70 %) осуществляется и в других университетах Дальнего Востока: Владивостокском государственном университете экономики и сервиса (ВГУЭС), Дальневосточном государственном техническом университете (ДВГТУ), Морском государственном университете им. адм. Г.И. Невельского (МГУ им. адм. Г.И. Невельского), Тихоокеанском государственном экономическом университете (ТГЭУ). В основном они предлагают индивидуальное обучение по разработанной программе дистанционного образования. Групповое обучение с использованием Интернет-семинаров проводится во ВГУЭС, ДВГУ, МГУ им. адм. Г.И. Невельского. Большинство вузов осуществляют обучение преимущественно посредством кейс-технологий в форме подготовленных комплектов учебнометодической документации, позволяющих самостоятельно осваивать учебный материал с выполнением контрольных заданий и итоговой аттестацией. На данном этапе осуществляется переход к обучению посредством Интернет- технологий при помощи организации прямого и опосредованного сетевого взаимодействия преподавателей и обучаемых и обеспечения сетевого доступа к учебным материалам с дистанционным контролем обучения и итоговой аттестацией. Подобная форма обучения используется во всех рассматриваемых вузах. В ДВГУ применяется также такая технология дистанционного образования, как видеоконференции, для организации единого образовательного пространства распространением учебных аудио- и видеоматериалов телетрансляционных учебных занятий по спутниковым каналам связи [9]. Различными вузами предлагаются разные формы дистанционного обучения: очная форма, с целью создания условий индивидуализации образования, повышения учебной активности и самостоятельности обучаемых, интенсификации учебного процесса в целом (ВГУЭС, ДВГУ); заочная форма, с целью снижения накладных расходов на образование и предоставление возможностей вневузовской учебной работы (ВГУ- ЭС, ДВГТУ, ДВГУ, МГУ им. адм. Г.И. Невельского); экстернат - форма получения образования, которая предполагает самостоятельное изучение программ с последующей промежуточной и государственной (итоговой) аттестациями. Обучение в экстернате может быть полностью самостоятельным, учащийся сдает только экзамены (ВГУЭС). Как правило, для обучения по программам дистанционного образования студентов вузы осуществляют круглогодичный набор (ВГУЭС, ДВГТУ, ДВГУ, ТГЭУ), хотя наряду с этим проводится и традиционный набор (ВГУЭС, ДВГУ, МГУ им. адм. Г.И. Невельского, ТГЭУ). Стоит отметить, что каждое из вышеперечисленных высших учебных заведений имеет авторские электронные учебники. Наиболее востребованными специальностями дистанционного образования являются: финансы и кредит (100%), бухучет (76%) и менеджмент организации (68%); наименее популярными: филология (5%) и издательское дело (2%) [6]. Итак, можно сделать вывод, что дистанционное образование приобретает на Дальнем Востоке все большую популярность, что подтверждается наличием здесь разветвленной сети высших учебных заведений, предлагающих услуги открытого дистанционного образования. На начало 2008 г. численность студентов, обучающихся по дистанционным программам, составила около 15 тыс. человек [7]. В настоящее время программы дистанционного образования осуществляются: открытым университетом ДВГУ, ставшим форпостом национальной системы дистанционного образования в Азиатско-Тихоокеанском регионе; открытым институтом ДВГТУ; институтом заочного и дистанционного обучения ВГУЭС; центром информационных и образовательных технологий ТГЭУ; центром дистанционного образования ДВГТРХУ (Дальрыбвтуз); открытым морским институтом МГУ им. адм. Г.И. Невельского. Разные вузы подразумевают под дистанционным образованием широкий и не всегда однозначный спектр образовательных услуг. Иногда в качестве дистанционного образования представляют хорошо знакомое по советской высшей школе заочное образование. Все университеты, как показывает практика, сталкиваются с проблемами разработки электронных курсов, учебников и программного обеспечения; подготовки кадров преподавателей - разработчиков курсов для системы дистанционного образования, а также разработчиков системы контроля качества обучения и нормативно-правового обеспечения этой формы образования, дальнейшего развития технического обеспечения дистанционного образования. Решить эти проблемы возможно, объединив усилия вузов, создав консорциумы, что позволит работать в направлении развития открытого дистанционного образования более эффективно.

Ключевые слова

открытое образование, дистанционное образование, вузы Дальнего Востока, open education, distance education, Far Eastern Universities

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Тарковская Я.Ю.Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского, г. ВладивостокMy-post25@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Морев И.А. Образовательные информационные технологии. - Ч. 3. Дистанционное обучение [Текст]: Учеб. пособие для учащихся педагогических специальностей вузов и слушателей курсов повышения квалификации педагогических и управленческих кадров / И.А. Морев. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2004. - 150 с.
Демкин В.П. Организация системы дистанционного обучения в Сибири / В.П. Демкин // Открытое и дистанционное образование. - 2000. - №1. - С. 7-11.
Ковалева Н.Г. Модели дистанционного обучения: Проблемы и перспективы развития системы дистанционного образования в Находке / Н.Г. Ковалева // Российская академия образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://distant.ioso.ru/for%20teacher/video_conf15.htm
Кирюшин Ю.Ф. Концептуальные подходы к развитию дистанционного образования в Сибири / Ю.Ф. Кирюшин // Открытое и дистанционное образование. - 2000. - №1. - С. 4-5.
От центра новых образовательных технологий к открытому университету: Историческая справка: справ.- информ. портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tidot.wl.dvgu.ru/menu2/podmenu/istoriya.htm
Вовна В.И. О состоянии развития ДОТ в Дальневосточном федеральном округе / В.И. Вовна // II Совет по ДОТ при ФИРО, апрель 2008 г. - Владивосток, 2008. - 13 c.: справ.- информ. портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.firo.ru/index.php?option=com_docman&task _download&gid=321
Морев ИА. Развитие системы ДО на Дальнем Востоке России / И.А. Морев // Центр новых образовательных технологий Дальневосточного государственного университета: справ.-информ. портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.e-joe.ru/sod/98/5_98/st130.html Дата обращения 12.10.083.
 ОТКРЫТОЕ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВУЗАХ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ | Открытое и дистанционное образование. 2009. № 2 (34).

ОТКРЫТОЕ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВУЗАХ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ | Открытое и дистанционное образование. 2009. № 2 (34).