ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СЦЕНИЧЕСКОГО КОСТЮМА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ | Открытое и дистанционное образование. 2016. № 1(61).

ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СЦЕНИЧЕСКОГО КОСТЮМА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ

Рассматривается опыт разработки и включения в программу подготовки дизайнеров по костюму междисциплинарного дидактического блока, предполагающего проектирование и выполнение в материале серии сценических костюмов по заказу творческого коллектива. Подробно описаны все этапы работы, в табличной форме представлены общекультурные и профессиональные компетенции, поэтапно формируемые у студентов в ходе работы над проектом. Подобный опыт может быть использован как наиболее рациональный при формировании ключевых профессиональных компетенций по созданию сценического костюма в процессе подготовки дизайнеров в вузе.

THE EXPERIENCE IN SCENIC COSTUMES DESIGNING DURING STUDENTS DESIGNERS TRAINING.pdf Как и все сферы современной жизни, сфера культуры и образования сегодня оказалась охвачена процессом глобализации и подверглась значительным изменениям. Несмотря на очевидные положительные сдвиги, ориентация на западный образ жизни несёт с собой и негативные последствия, в частности, замену нравственных приоритетов с общественно полезной деятельности и расширения кругозора в сторону прагматизма и стремления к личному благополучию. Ещё одна тревожная тенденция современного образования состоит в том, что, несмотря на достаточно высокий уровень компьютерной и технической грамотности, современные студенты обнаруживают недостаток познавательной активности, ответственности и просто общекультурных знаний. Довольно часто отмечается элементарная безграмотность, являющаяся, по всей видимости, следствием потери интереса к чтению в пользу интернет-ресурсов и телевидения. Многие исследователи подтверждают отставание развития духовной культуры от материально-технического прогресса, являющееся следствием формирования культурных потребностей и интересов современной молодёжи под влиянием западного образа жизни [1. С. 172]. Больше других страдают от такого положения дел студенты-дизайнеры, успешная профессиональная деятельность которых требует не только владения профессиональными навыками, но и сформированности культуры личности - как общехудожественной, так и духовно-нравственной, которая выявляется в процессе проектирования. Очевидно, что проблема требует особого внимания и корректировки методов обучения и воспитания. Российская модель профессионального дизайн-образования нуждается в национально-культурной идентификации, переориентации в сторону идей гражданской ответственности и патриотизма как критериев культурной и образованной личности. Решению актуальных задач, стоящих перед высшей школой в области эстетического воспитания будущих дизайнеров, - расширение и развитие у студентов художественных представлений, духовных потребностей, творческого воображения, навыков оценки произведений искусства, становление художественного вкуса - способствует приобщение студентов к народному традиционному творчеству [2]. Активное включение принципов эстетики народного искусства в программу общекультурного воспитания личности позволяет сформировать в будущих дизайнерах определенную культуру восприятия реальности, основанную на непреходящих ценностях, стремлении к цельности, гармонии с собой и окружающим миром. Изучение традиционного народного искусства является важным составляющим единого образовательного процесса. Федеральный государственный стандарт (ФГОС ВПО) третьего поколения определяет профессиональные задачи дизайнеров по костюму как «разработка и выполнение дизайн-проектов, создание оригинального проекта», среди которых, в соответствии с видами профессиональной деятельности, перечисляет «разновидности костюма» [3]. В связи с этим одной из «разновидностей», очевидно, является сценический костюм, а критериями компетентности дизайнера в проектировании сценического костюма - знание исторического наследия и методы его интерпретации при проектировании сценического костюма. Профессиональная компетентность определяется как характеристика личности, в основе которой лежат опыт, осведомленность, готовность к успешной профессиональной деятельности и самосовершенствованию. Компетентность складывается из ряда промежуточных компетенций, без которых невозможно достижение конечной цели. Для успешного формирования компетентности необходимо учитывать не только содержание проектных заданий, но и способы их выполнения, т.е. организации образовательного процесса в целом. На сегодняшний день изучение народной художественной культуры осуществляется в рамках дисциплины «История костюма» (1-4-й семестры). Лекционный материал, изучаемый в рамках этой дисциплины, закрепляется самостоятельной исследовательской работой студентов во время прохождения летней музейной (этнографо-искусствоведческой) практики (2-й курс), целью которой ставится изучение культурного наследия нашей страны, в частности, исследование развития национального костюма, изучение традиций изготовления одежды и декора на основе опыта народных мастеров. Итогом этой практики является отчёт, отражающий результаты исследовательской и проектной деятельности студентов по созданию серии эскизов костюмов по мотивам исторических образцов. В 2014 г. на кафедре дизайна Института искусств и культуры Национального исследовательского Томского государственного университета (ИИК НИ ТГУ) удачное стечение обстоятельств позволило группе студентов на практике освоить проектирование сценических костюмов не только на эскизном уровне, но и выполнив их в материале. Хоровая капелла НИ ТГУ, лауреат международных конкурсов, под руководством заслуженного деятеля искусств и культуры РФ Виталия Сотникова готовила к постановке оперу Николая Римского-Корсакова «Царская невеста» по одноименной драме Льва Мея в четырех действиях. В основе драмы исторический эпизод женитьбы царя Ивана Грозного на дочери коломенского дворянина Марфе Собакиной. В качестве эксперимента разработка и изготовление сценических костюмов к опере были доверены кафедре дизайна ИИК НИ ТГУ. На заседании кафедры было решено провести исследовательскую и проектную части работы силами студентов 2-го курса в рамках летней музейной практики, а работы по непосредственному изготовлению костюмов поручить этим же студентам в следующем за музейной практикой учебном году в рамках дисциплины «Выполнение проекта в материале». Таким образом, весь процесс проектирования и изготовления костюмов объединил в себе несколько образовательных модулей и превратился в цельный дидактический блок, включающий несколько этапов. Первый этап - проведение предпроектного исследования. Непосредственную работу по созданию авторского проекта предваряет анализ проектной ситуации, цель которого - конкретизировать «условия задачи», стоящей перед дизайнером. Обычно такими условиями являются определение потребительской аудитории, исследование текущих тенденций моды, изучение технических возможностей предполагаемого производства и результаты маркетинговых исследований. Однако в данном случае при проектировании сценического костюма на первый план выходят другие критерии: определение формата сценического действия; изучение литературных образов, выявление психологических характеристик персонажей, позволяющих создать сценический костюм, изначально характеризующий героя определённым образом; проведение исследовательских поисковых работ по сбору материала и анализу исторического костюма. Второй этап - интерпретация результатов поисковой работы и проектирование художественно-образного костюма. На данном этапе происходит обработка результатов проведенного анализа, переход от интуитивных ощущений, вызванных зрительным ассоциативным рядом, к их анализу и словесному описанию. Исходя из условий задачи, должна быть представлена система объективно заданных требований и ограничений, которые нельзя нарушить в ходе проектирования. Другими словами, определяется степень творческой свободы - соотношение в проекте художественного воображения и творческой фантазии с трезвым расчётом и умением предвидеть результаты своих действий и их последствия. Часто эти требования противоречат друг другу, и их взаимоувязка целиком зависит от мастерства дизайнера. Кроме того, учитывая, что костюмы для одного сценического действия разрабатываются группой дизайнеров, встаёт вопрос о приведении в соответствие друг с другом стилистики будущих костюмов-образов персонажей произведения. Итогом второго этапа является серия творческих эскизов, содержащая костюмы всех персонажей. Третий этап - технологический. Он включает выбор материалов, оформление технического эскиза и непосредственное изготовление костюма: разработку модельной конструкции, раскрой, отшив и отделку изделия. В условиях современной действительности целесообразно не материалы подбирать в соответствии с готовыми эскизами, а напротив, проектировать костюмы, оперируя ассортиментом материалов, имеющимся в наличии. Поэтому ещё на втором этапе необходимо провести мониторинг рынка текстильных материалов и фурнитуры, а на данном этапе лишь окончательно его уточнить. Оформление технического эскиза подразумевает соблюдение определённых правил. По сравнению с творческим технический эскиз дает максимально точное изображение модели. Он содержит полную информацию о конструктивно-технологической структуре проектируемых моделей: формообразующие линии и членения, функциональные и декоративные элементы, аксессуары и дополнения, а также отражает реальные пропорции проектируемой модели. Построение модельной конструкции проводят, опираясь на индивидуальные измерения фигуры заказчика, в данном случае актёра, исполняющего роль. В зависимости от сложности авторского замысла может быть использован расчётно-конструктивный, макетный или комбинированный способ создания конструкции. В процессе создания сценических костюмов поэтапно формируется целый ряд общекультурных и профессиональных компетенций (таблица). Таким образом, объединив несколько образовательных модулей, мы получили своеобразный междисциплинарный дидактический блок, направленный на формирование целого ряда ключевых профессиональных и общекультурных компетенций. По результатам итоговых работ, представленных в виде готовых сценических костюмов и прилагающихся к ним пояснительных записок, можно сделать вывод о возможности более рационального подхода к содержанию учебных проектов. Как справедливо замечает А.В. Коновалова, «одинаковые результаты… могут быть получены через различные методики, техники и форматы обучения» [4. С. 146]. Наш опыт интересен тем, что, являясь отдельной дидактической единицей в системе профессиональной подготовки дизайнеров, целенаправленно формирует навыки проектирования сценического костюма в процессе решения реальных проектных задач и предполагает несение ответственности за свой проект перед реальным заказчиком, что также является неотъемлемой частью профессиональной деятельности дизайнера. Заказ на разработку серии театральных костюмов обеспечил студентам возможность не просто ознакомиться с традициями народного костюма, но и в рамках учебной программы получить практический опыт по использованию его мотивов для выполнения реального потребительского заказа по проектированию и изготовлению сценического костюма. Кроме того, такой опыт обнаружил целый ряд положительных «побочных эффектов». Во-первых, на начальном этапе использование народного костюма в качестве объекта творческой интерпретации для студентов всегда сложно, ибо далеко не просто создать что-то новое на основе традиций, сформированных и отшлифованных временем. Сценический костюм, проектируемый по мотивам исторического образца, в этом смысле выступает своеобразной переходной ступенью от истории к современности. Во-вторых, отношение студентов к историческому наследию становится более трепетным и заинтересованным. Многие участники описываемого проекта в поисках вдохновения теперь обращаются к народному костюму. Таким образом, погружение в мир народного творчества, накопленного художественного опыта ведёт к развитию у студентов правильного художественного восприятия и придает их последующим работам подлинные эстетические достоинства. В-третьих, образы героев оперы, их судьбы и характеры являются исключительно мощным познавательным и воспитательным ресурсом, пробуждают интерес к другим литературным произведениям, прививают вкус к лучшим образцам классической музыки, повышая тем самым духовный и общекультурный уровень студентов. Компетенции, формируемые в процессе проектирования сценического костюма ЭТАПЫ РАБОТ ПО СОЗДАНИЮ СЦЕНИЧЕСКОГО КОСТЮМА ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ (ОК) ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ (ПК) Первый этап - проведение предпроектного исследования Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1) Анализирует и определяет требования к дизайн-проекту; составляет подробную спецификацию требований к дизайн-проекту; способен синтезировать набор возможных решений задачи или подходов к выполнению дизайн-проекта; научно обосновать свои предложения (ПК-1) Второй этап - интерпретация результатов поисковой работы и проектирование художественно-образного костюма Готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3); осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8); готов к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-10) Разрабатывает проектную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи; возможные приемы гармонизации форм, структур, комплексов и систем; комплекс функциональных, композиционных решений (ПК-3) Третий этап - технологический выбор материалов, оформление технического эскиза, изготовление костюма Способен к конструированию предметов, товаров, промышленных образцов, коллекций, комплексов, сооружений, объектов, способен подготовить полный набор документации по дизайн-проекту для его реализации, осуществлять основные экономические расчеты проекта (ПК-4)

Ключевые слова

проектирование, дизайн-образование, сценический костюм, народный костюм, профессиональные компетенции, общекультурные компетенции, design education, scenic costume, folk costume, professional competence, general cultural competence

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Кадиева Н.В.Национальный исследовательский Томский государственный университетmadamkadieva@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Веселова Ю.В. Основные направления профессиональной подготовки дизайнеров //Сборник научных трудов НГТУ. - 2010. - № 2(60). - С. 169-174.
Толмачева Г.В. Значение эстетического воспитания в формировании общекультурных компетенций студентов-дизайнеров // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. Сер. «Гуманитарные науки», электронная версия. - 2014. - № 5-6. - URL: http://www.vipstd.ru/nauteh/index.php/ru/--gn14-05/1212-a (дата обращения: 24.03.2015).
ФГОС ВПО по направлению 072500 Дизайн (квалификация (степень) бакалавр). Приложение к приказу министра от 22 декабря 2009 г. № 780 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 072500 Дизайн (квалификация (СТЕПЕНЬ) «бакалавр», электронная версия. - 2012. - С. 11. - URL: http://www.mosirt.ru/docs/fgos/072500_Design.pdf (дата обращения: 24.03.2015).
Коновалова А.В. О формировании профессиональной компетентности дизайнеров в профильном вузе // Вестник ОГУ. - 2011. - № 9(128). - С. 143-146.
 ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СЦЕНИЧЕСКОГО КОСТЮМА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ | Открытое и дистанционное образование. 2016. № 1(61).

ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СЦЕНИЧЕСКОГО КОСТЮМА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ | Открытое и дистанционное образование. 2016. № 1(61).