ОПЫТЫ ЖАНРА: ОБУЧЕНИЕ ЭССЕ | Открытое и дистанционное образование. 2016. № 1(61).

ОПЫТЫ ЖАНРА: ОБУЧЕНИЕ ЭССЕ

Рассматриваются вопросы жанровой практики на уроках русского языка в школе. Отмечается важность формирования коммуникативной компетенции у школьников. Автор последовательно раскрывает особенности подготовки обучающихся к написанию сочинения в жанре эссе, предлагает критерии оценки этого вида творческой письменной работы. Сущность методики заключается в создании комплекса методов и приемов для активизации личностного опыта обучающихся в процессе подготовки их к написанию сочинения в жанре эссе.

GENRE EXPERIENCES: TRAINING TO WRITE AN ESSAY.pdf В современных условиях развития общества вопросы формирования коммуникативных навыков приобретают особое значение. Сегодня нужен инициативный, коммуникабельный человек, владеющий разными видами речевой деятельности, имеющий позитивные навыки общения, способный к сотрудничеству. Умение связно, логично, точно выражать свои мысли в устной и письменной форме - необходимый навык для успешной социализации человека. Эффективность речевой деятельности носителя языка находится в прямой зависимости от сформированности у него коммуникативных умений. Первостепенная задача каждого учителя-словесника - научить школьника создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения. Важным средством формирования коммуникативной компетенции обучающихся являются письменные работы различной творческой формы. Во время написания сочинения ученик мобилизует все свои резервы, что создает в дальнейшем предпосылки для его интеллектуального и духовного развития. «Работа над сочинением представляет учителю большие возможности «открыть детям глаза на мир», развить их душу, чувство, разум» [1. С. 7]. Именно на этапе написания сочинения происходит глубинное осмысление, анализ и синтез усвоенного материала, что приводит к высокому уровню развития коммуникативной компетенции. Вопросы развития речи, формирования коммуникативных умений и навыков всегда были актуальными в методике обучения русскому языку. Исследованиями в области развития устной и письменной речи школьников занимались Ф.И. Буслаев, A.B. Дудников, A.M. Пешковский, М.А. Рыбникова, И.И. Срезневский, A.B. Текучев, К.Д. Ушинский, Л.П. Федоренко и др. В настоящее время вопросы речевого развития обучающихся рассматривается в трудах А.П. Еремеевой, В.И. Капинос, Н.Л. Карнаух, А.Ю. Купаловой, Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, Г.А. Обернихиной, Т.О. Скиргайло, Т.Г. Цитович и др. Проблеме развития языковых способностей на разных этапах обучения посвящены психологические и психолингвистические исследования Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина, И.А. Зимней, A.A. Леонтьева, A.M. Шахнаровича и др. Несмотря на то, что проблемы речевого развития, формирования коммуникативных умений и навыков находятся в центре пристального внимания ученых разных отраслей науки, многие вопросы развития устной и письменной речи остаются недостаточно разработанными, требуют дальнейшего изучения. Практика показывает, что по окончании школы у обучающихся недостаточно сформированы коммуникативные умения. Устная и письменная речь выпускников страдает бедностью словарного запаса, грамматических конструкций, отсутствием правильности, логичности, точности, выразительности. Большое затруднение вызывает написание части «С» на ЕГЭ по русскому языку, где требуется понимать, анализировать и оценивать текст, создавать собственное связное и содержательное речевое высказывание на тему, сформулированную в виде проблемного вопроса. Обучающиеся испытывают большие трудности при написании сочинения: не умеют вводить и употреблять языковые единицы с учетом коммуникативной целесообразности, применять для аргументации свой личностный опыт. Возникает противоречие между основной целью обучения русскому языку, предполагающей формирование жанрово-коммуникативных умений, развитие устной и письменной связной речи, и низким уровнем теоретического и практического обоснования, а также недостаточным уровнем владения речью обучающихся. В школе по-прежнему на уроки развития речи выделяется недостаточное количество часов, что не способствует выработке речевых умений и навыков обучающихся. Уроки развития речи, проводимые в соответствии с учебным планом, не решают в должной мере проблемы речевого развития школьников. Кроме того, до сих пор отсутствует система организации обучения сочинениям разных жанров: больше внимания уделяется такому виду письменной работы, как сочинение-рассуждение, и меньше - «свободным» жанрам, в частности сочинению-эссе. Между тем эссе активно вторгается и в школьную жизнь. Во время проведения олимпиад этот жанр предлагается в качестве конкурсной работы не только по русскому языку, литературе, но и по иностранному языку, истории, обществознанию. Навыки написания эссе необходимы на итоговом сочинении в 11-м классе и на ЕГЭ по русскому языку. Особое внимание на ЕГЭ по русскому языку уделено проверке сформированности речевых умений обучающихся. Хотя эссе и выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу, не претендуя на исчерпывающую трактовку предмета, некоторые приемы жанра необходимы при подготовке к ЕГЭ. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, а на первый план выступает личность автора. Главное - найти свою оригинальную идею, свое воплощение даже на привычном материале. В то же время речевое высказывание на ЕГЭ требует умения по-новому интерпретировать фактический материал, привлекать свой собственный личностный опыт, самостоятельно находить оригинальный способ решения проблемных задач и ответов на проблемные вопросы. «…эссе выступает одновременно в качестве и измерителя знаний, умений, навыков ученика, и инструмента, позволяющего ученику через рефлексию, привлечение собственного опыта на осознанном уровне освоить и расширить… знания» [2. С. 71-72]. Многие современные исследователи, работающие в области методики развития речи, сходятся во мнении, что эссе является наиболее эффективной формой письменного изложения мыслей, способствующей развитию коммуникативных умений обучающихся. Так, Н.Л. Карнаух пишет: «В последние годы программы по литературе и русскому языку, современные учебники и учебные пособия включают те жанры, которые в большей степени направлены на самораскрытие личности, выявление ее внутреннего своеобразия, среди них… эссе» [3. С. 193]. Эссе-сочинение отличается небольшим объемом, свободной композицией и заведомо не претендует на определяющую трактовку предмета. Эти качества жанра часто кажутся обучающимся наиболее привлекательными. «Эссе - частью признание, как дневник, частью рассуждение, как статья, частью повествование, как рассказ. Это жанр, который и держится своей принципиальной внежанровостью» [4. С. 389]. Эссе - наиболее перспективный жанр, так как соединяет в себе разные способы описания мира - художественный, научный, религиозный, а значит, дает возможность рассуждать на любые темы, позволяет в непринужденной форме представить соображения о любом предмете. «Эссе (фр. еssai - попытка, проба, очерк) - прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и имеет философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-попу-лярный или чисто беллетристический характер» [5. С. 516]. Выбор в качестве предмета обучения речевого высказывания сочинения в форме эссе обусловлен все возрастающей значимостью этого жанра в жизни современного общества. Эссе - один из актуальных жанров общественной практики, который часто используется в электронных средствах информации, в телекоммуникационных связях. Тема исследования «Опыты жанра: обучение эссе» значима в научной теории, имеет перспективное значение для организации работы по формированию жанрово-коммуникативных умений и навыков на примере обучения эссе. Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать методику обучения написанию сочинения в жанре эссе. Исследование проводилось в 2011-2012 гг. на базе средней общеобразовательной школы 41 г. Вологды. В эксперимент были включены 90 обучающихся 10-х классов. Исследование включало три этапа. На первом этапе исследования определялись структура коммуникативных способностей обучающихся, критерии, показатели и уровни их развития. В результате были отобраны два экспериментальных и один контрольный классы. На втором этапе исследования с обучающимися экспериментальных групп проводились специальные занятия по обучению сочинению в жанре эссе: 2 занятия - знакомство с жанром эссе, 4 занятия - анализ литературных образцов эссе, 4 занятия - анализ образцов сочинений обучающихся и написание творческих работ. В начале и конце учебного года проводилась диагностика развития коммуникативных способностей обучающихся. На третьем, контрольном, этапе исследования (2012 г.), проводился анализ результатов исследования и систематизировались полученные данные. Научная новизна работы состоит в создании комплекса методов и приемов по обучению написанию эссе через активизацию личностного опыта обучающихся, в выработке критериев оценки этого вида письменной работы, в наблюдении динамики коммуникативных способностей обучающихся в процессе обучения написанию сочинения-эссе. В нашей практике обучение сочинению в жанре эссе построено на активизации личностного опыта обучающихся. Сущность методики заключается в создании комплекса методов и приемов для активизации личностного опыта в процессе подготовки обучающихся к написанию сочинения в жанре эссе. Методологической основой обучения школьников сочинению в жанре эссе является системно-деятельностный подход, который предполагает следующие принципы: непрерывность, деятельность, целостность, психологическая комфортность, вариативность, творчество. Принцип деятельности заключается в том, что обучающийся получает знания не в готовом виде, а добывает их самостоятельно, формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляются в процессе его собственной деятельности. Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимися собственного опыта творческой деятельности. Как известно, приобретение коммуникативной компетенции базируется на опыте и деятельности обучающихся. Чтобы научиться общаться, нужно общаться: уметь выявлять, классифицировать, наблюдать, описывать, отличать, делать выводы из анализа мышления и деятельности. Кроме того, в процессе учебной деятельности необходимо приобретать навыки сотрудничества и коммуникации: работать в парах и группе, принимать совместные решения при обсуждении тем, конструировать собственное знание средствами поисковой деятельности. В процессе подготовки к сочинению в жанре эссе приемлем и даже необходим проблемный метод, так как он ориентирован на активизацию и интенсификацию учебной деятельности обучающихся. Метод проблемного обучения - один из видов развивающего обучения. Его содержание представлено на уроках системой проблемных задач и заданий различного уровня сложности. В процессе их решения обучающиеся овладевают новыми знаниями и, что крайне важно с позиций системно-деятельностного обучения, способами действия. В результате этого формируются продуктивное мышление обучающихся, их воображение и творческие способности. Процесс обучения ориентирован при этом на формирование самостоятельности обучающихся, устойчивых мотивов учения, включая и творческие способности в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детермирoванных системой проблемных ситуаций. Умение и навыки написания сочинения-эссе закладываются в основной школе в 7-9-х классах и окончательно формируются в старшей школе. В 7-8-х классах мы обучаем только некоторым элементам сочинения с использованием личностного опыта, с самим понятием эссе знакомим обучающихся в 9-м классе. Подготовка к написанию творческой работы предполагает несколько этапов: 1. Подготовительный. Знакомство с жанром эссе. 2. Основной. Анализ литературных образцов эссе. 3. Заключительный. Анализ образцов сочинений обучающихся и написание творческих работ. Подготовительный этап готовит обучающихся к анализу различных образцов эссе: выявляется специфика эссе как жанра, уточняются его жанровые признаки, изучаются литературные формы жанра, разновидности эссе. Виды деятельности обучающихся на подготовительном этапе следующие: - самостоятельная подготовка сообщения об истории создания жанра; - работа со словарем; - сравнение разных точек зрения на жанр в различных справочниках; - запись плана, тезисов; - анализ названий эссе; - сопоставление эссе с близкими по форме жанрами (моральная проповедь, статья, заметка, дневник, рассказ, исповедь, речь, очерк, письмо, слово и др.); - узнавание разновидностей эссе (философские, литературно-критические, исторические, художественные и др.). На подготовительном этапе обучающиеся приобретают новые знания путем собственных усилий, размышлений, формулируют новые правила и выводы. В процессе поиска решения сложной проблемной ситуации обучающимся следует предлагать дозированную корректирующую помощь, предназначенную для выявления и обозначения причин затруднения. Основной этап подготовки обучающихся предполагает анализ литературных образцов эссе. Роль учителя сводится к коррекции учебной деятельности школьников. Виды деятельности обучающихся при этом предполагают: - комментированное чтение; - анализ художественного текста (жанр, композиция, смысл названия, особенности повествовательной манеры, синтаксическая организация, лексические особенности, ассоциативные ходы и др.); - анализ эпизода; - анализ художественно-изобразительных средств; - анализ образа-персонажа; - анализ различных образцов эссе (художественных, литературно-критических, философских, исторических и др.); - анализ литературно-критических эссе, написанных в форме слова; - сравнение эссе на одну и ту же тему, написанных разными авторами. На заключительном этапе обучающиеся смогут реализовать полученные знания об эссе на практике: от создания пограничных жанров (письмо, очерк, слово и т.д.) до написания собственно эссе. Виды деятельности обучающихся следующие: - создание эссеистических миниатюр, построенных на ассоциациях; - написание сочинения в эпистолярном стиле; - составление рекламы; - составление речи, которая произносится при открытии памятника писателю или поэту; - написание сочинения в жанре эссе; - написание сочинения-эссе в форме слова; - анализ ученических образцов, написанных в эссеистическом стиле; - составление рецензий на ученические работы. В процессе подготовки к написанию сочинения в жанре эссе мы определяем условно три уровня самостоятельной деятельности обучающихся старших классов (таблица). Характеристика уровней разработана на основе позиции Л.В. Жаровой, которая в самостоятельной деятельности обучающихся выделяет «три уровня самостоятельности: низкий (подражательно-пассивный), средний (активно-поисковый), высокий (интенсивно-творческий)» [6. С. 29]. Эссе как вид творческой работы в большей степени, чем обычное сочинение, раскрывает индивидуальные особенности обучающихся: показывает уровень их интеллектуального развития, способность самостоятельно мыслить, сопоставлять, сравнивать. Поскольку этот вид письменной работы исключает копирование чужих мыслей, взглядов, то и от обучающихся требуется определенная смелoсть в суждениях, умение нестандартно мыслить. «Эссе всегда таит загадку, при своей кажущейся простоте и логичности в нем полно непредсказуемых выводов, неожиданных поворотов. Это непременно диалог, полемика, и прежде всего - с самим собой» [7. С. 41]. Подобные творческие работы учат анализировать явления, факты, формируют приемы и методы познавательной деятельности, способствуют развитию внутренних мотивов к познанию, создают условия для развития мыслительной активности школьников, способствуют формированию творческой личности. Очевидно, что письменные работы этого жанра не допускают шаблoнного подхода к нему. При обучении такому виду сочинения проявляется индивидуальное, личностное понимание ситуации, проблемы, поступков. В работах появляются свои образы и находки, поражающие оригинальнoстью и необычностью. Обучающиеся стремятся к поиску выразительных средств, к яркой, образной речи. «Сочинения в жанре эссе дают мощный толчок работе воображения» [8. С. 230]. Благодатные свойства жанра эссе помогают обучающимся не только выразить свои впечатления о поэте, писателе, но и показать свое внутреннее «я», свое место в жизни. Разумеется, единого образца эссе быть не может, жанр обновляется и развивается сoгласно веяниям времени. Поэтому в силу нетрадиционности отношение к сочинению-эссе может быть неоднозначным. Мы отмечаем сложности в оценке такого вида творческой работы. Наш опыт показывает, что при написании эссе и при его оценивании возникает противoречие между формой и содержанием. Форма дает простор субъективнoсти, неопределенности, парадоксальности, незавершенности, открытости, образности, художественной изобретательности. Содержание ориентирует автора на демонстрацию высокого уровня знаний. Мы полагаем, что необходимы особая скрупулезность, взвешенность, объективность в оценивании сочинения-эссе по русскому языку. Критерии оценки эссе могут быть следующие: 1. Небольшой объем. 2. Свободное рассуждение на выбранную тему, непринужденность повествования. 3. Личностный характер восприятия проблемы и ее осмысление. 4. Актуальность. Оригинальность, самобытность, яркость. 5. Свободная композиция, фрагментарность. 6. Внутреннее смысловое единство. 7. Ясность мысли, внятность, корректность. 8. Афористичность, образность, эмоциональность. 9. Использование художественно-изобрази-тельных средств. 10. Установка на разговорную интонацию и речь. 11. Грамотность. 12. Самостоятельность выполнения работы. Предложенные критерии устанавливают высoкую «планку» требований к работам, что вполне оправданно: жанр эссе выбирают самые сильные, способные обучающиеся, обладающие особым ассоциативным мышлением. Н.Л. Карнаух и И.В. Щербина, указывая на привлекательность и перспективность жанра эссе, считают, «этот жанр должен найти свое место в работе с творческими детьми» [3. С. 194]. Возможные риски состоят в необъективности оценки за этот вид работы. Представленный опыт позволяет достичь качества обучения по русскому языку. Результаты экспериментального обучения показывают, что у школьников, занимающихся по особой методике обучения эссе, наблюдается достаточно высокий интерес к этому предмету. 83 % обучающихся отмечают, что нравится дисциплина «Русский язык», 91 % уверены, что знания, полученные на уроках, пригодятся в дальнейшей жизни. Обучающиеся свободно оперируют системой жанров, определяют уместность использования того или иного жанра, используют личностный опыт в сочинении. 40-45 % обучающихся экспериментальных групп выбирают сочинение в жанре эссе на уроках русского языка. В контрольной группе пишут в жанре эссе лишь 17-20 % школьников. Письменные работы свидетельствуют о том, что участники эксперимента умеют самостоятельно мыслить, сопоставлять, сравнивать. Эффективность данного опыта подтверждается позитивной динамикой уровня самостоятельной деятельности учеников экспериментальных классов. На начальном этапе исследования 30 % обучающихся, включенных в эксперимент, обладали низким уровнем самостоятельности, 58 % - средним и только 12 % - высоким. Школьники контрольной группы показывали почти такие же результаты: низкий уровень самостоятельности - 27 %, средний уровень - 60 %, высокий - 13 %. В конце эксперимента у 33 % обучающихся экспериментальных групп отмечается высокий уровень самостоятельности, у 52 % - средний, у 15 % - слабый. Результаты контрольной группы изменились несущественно: высокий уровень - 20 %, средний уровень - 63 %, низкий уровень - 17 %. Работа по активизации личностного опыта в процессе подготовки к написанию сочинения в жанре эссе раскрывает индивидуальные особенности обучающихся, способствует развитию их творческих способностей. Школьники экспериментальных групп (60 %) принимают активное участие в различных конкурсах эссе, научно-практических конференциях. Результаты творческого участия обучающихся в контрольной группе - 33 %. Доказательно подтверждено, что включенность обучающихся в специально разработанную коммуникативную деятельность в процессе обучения эссе способствует эффективному развитию коммуникативных способностей школьников. Данный опыт обучения эссе может дополнить уроки русского языка, стать основой для проведения уроков развития речи в старших классах. Трудоемкость для учителя состоит в подборе новых методов и приемов в дополнение к традиционным для активизации личностного опыта обучающихся, в определении требований к содержанию эссе, в выработке дополнительных критериев оценки данного вида работы, в корректировке тематического планирования. Трудоемкость для обучающихся заключается в затрате времени на дополнительную работу со справочной литературой, на чтение различных литературных образцов эссе. Трудоемкость постепенно снижается в связи с овладением навыками самостоятельной работы. Применение комплекса методов и приемов по активизации личностного опыта обучающихся будет более успешным, если в содержании образования закладываются знания из области психологии; выполняются основные педагогические условия, направленные на личностное развитие обучающихся, на становление их читательской и творческой самостоятельности. Новые общественные условия благоприятны для развития жанра. Эссе - тот жанр, который в максимальной степени нацелен на творческое самовыражение. Обучение сочинению в жанре эссе способствует формированию творческой социально адаптированной личности, способной критически мыслить, подвергать анализу сложившиеся представления, жизненный опыт, находить нестандартные пути решения проблем. Характеристика уровней самостоятельной деятельности обучающихся старших классов в процессе подготовки к написанию сочинения в жанре эссе Этапы Уровни самостоятельности Низкий Средний Высокий Подготовительный История создания жанра; Анализ определения жанра в разных справочниках, выделение особенностей, характерных для данного вида сочинения Выявление специфики эссе как жанра, уточнение его жанровых признаков; Литературные формы жанра (моральная проповедь, статья, дневник, рассказ, исповедь, речь, очерк, письмо, слово и др.) Знакомство с разновидностями эссе (философские, литературно-критические, исторические, художественные и др.); Аанализ средств художественной выразительности, используемых авторами Основной Работа по узнаванию эссе, видению его особенностей на конкретных примерах Сопоставление эссе с близкими по форме жанрами; Умение видеть содержательные и структурные особенности эссе, воплощенные в разные литературные формы Умение выявлять способы постижения действительности и средства художественной выразительности, которые избирают те или иные авторы эссе, видеть оригинальность замысла писателя Заключительный Использование приема ассоциации при создании этюда, эскиза, зарисовки, заметки; Эссе-воспоминание «Первая встреча с поэтом», «Мой Пушкин» и т.д. Творческие работы в эпистолярном стиле (письма от лица литературного героя, странички из дневника и т.д.); Написание сочинения-эссе в форме слова; Составление рекламы, речи, которая произносится при открытии памятника писателю или поэту и т.д. Анализ ученических образцов, написанных в эссеистическом стиле; Написание сочинения в жанре эссе на актуальную тему: «О времени и о себе», «Герой нашего времени» и др. Результат Обучающиеся овладевают приемами анализа текста, умеют определять и выделять признаки жанра эссе на конкретных примерах Обучающиеся умеют отличать эссе от других сопутствующих жанров, выявлять зависимость формы эссе и его языкового воплощения от задачи и адресата автора Обучающиеся умеют производить комплексный анализ текста, составлять рецензии на ученические сочинения, написанные в эссеистическом стиле, пишут сочинения в жанре эссе, используя личностный опыт

Ключевые слова

коммуникативная компетенция, коммуникативные умения, общение, речевая деятельность, проблемный метод, письменная творческая работа, жанр эссе, сочинение-эссе, communicative competence, communicative abilities, communication, speech activity, problematic method, written creative work, essay, composition

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Дресвянина С.Д.Вологодский государственный университетdr_svetlana@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Система обучения сочинениям на уроках русского языка (VI-VIII классы): пособие для учителей / под ред. Т.А. Ладыженской. - 3-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1978. - 283 с.
Цитович Т.Г. Формирование умений написания эссе на уроках обществознания // История и обществознание в школе. - 2003. - № 7. - С. 71-75.
Карнаух Н.Л. Письменные работы по литературе. 9-11 кл. / Н.Л. Карнаух, И.В. Щербина. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2003. - 320 с.
Новиков В.И., Шкловский Е.А. Энциклопедический словарь юного литературоведа. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Педагогика-Пресс, 1998. - 424 с.
Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. - М.: Сов. энциклопедия, 1987. - 752 с.
Жарова Л.В. Учить самостоятельности: кн. для учителя: [Пособие для студентов пед. ин-тов и учителей]. - М.: Просвещение, 1993. - 203 с.
Обернихина Г.А. Обучение написанию сочинений разных жанров: метод. рекомендации / Г.А. Обернихина, Н.Л. Карнаух, Е.В. Мацылка, О.Е. Поремузова. - М.: АПК и ПРО, 2001. - 63 с.
Скиргайло Т.О. Методика обучения работе над сочинениями нетрадиционных жанров: пособие для учителей. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2004. - 352 с.
 ОПЫТЫ ЖАНРА: ОБУЧЕНИЕ ЭССЕ | Открытое и дистанционное образование. 2016. № 1(61).

ОПЫТЫ ЖАНРА: ОБУЧЕНИЕ ЭССЕ | Открытое и дистанционное образование. 2016. № 1(61).