Рассматриваются вопросы применения дистанционных технологий при обучении студентов юридических и педагогических специальностей работе по профилактике преступности и противоправного поведения несовершеннолетних. Анализируются социальные причины роста противоправного поведения и преступности несовершеннолетних, рассматриваются методы и формы профилактической работы с ними и дидактические особенности обучения данным компетенциям будущих специалистов.
The specificity of distance learning technologies of students working towards the prevention unlawful behavior of juveniles.pdf Дистанционные технологии обучения вводятся сейчас практически во всех учреждениях высшего и среднего профессионально образования Российской Федерации. Среди преимуществ дистанционных технологий обучения можно отметить то, что человек может проходить его без отрыва от производства, что позволяет ему органично усваивать теоретические знания и сочетать их с практическим опытом работы по получаемой специальности. Такие виды дистанционных технологий, как электронные учебно-методические ресурсы (мультимедийные конспекты лекций, виртуальные лабораторные практикумы, средства автоматизированного контроля знаний); средства общения преподавателей и студентов через сеть Интернет; специальные сайты для доступа к электронным учебным ресурсам, общения с преподавателями и сдачи контрольных мероприятий достаточно широко применяются, особенно при заочной форме обучения. При подготовке специалистов юридических и педагогических специальностей одной из важнейших компетенций, которой они должны овладеть, является умение вести комплексную работу по профилактике преступности и противоправного поведения несовершеннолетних. Формирование данной компетенции, а вернее, группы компетенций, представляет особую сложность, поскольку требует от специалиста высокой юридической культуры, знания законодательства, а также хороших социально-психологических навыков, особенно при общении с «трудными» подростками. Необходимые знания, умения и навыки в данной сфере у студента вырабатываются при изучении как специальных учебных дисциплин: «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и «Педагогико-правовая работа со специальным контингентом», так и всего комплекса дисциплин юридического и психологического профиля. К сожалению, в настоящее время в России нет чёткого и ясного представления о методах педагогико-правовой работы с несовершеннолетними, совершающими общественно опасные деяния и ведущими асоциальный образ жизни [4. C. 3]. Также не сформулированы концепция и идеологическая позиция по реагированию на девиантное поведение подростков. В то же время начиная с 1990-х гг. наблюдается значительный рост преступности несовершеннолетних, которая стала достаточно серьезной социальной проблемой, а профилактика их преступного и противоправного поведения стала одной из актуальнейших задач общества, органов государственной власти, системы образования и воспитания. Приведем некоторые данные. Так, если в России в 1987 г. удельная доля подростков 14–17 лет в общем числе лиц, совершивших убийство (включая покушения на убийства), составляла 2,9%, то к 2003 г. этот показатель достиг 7,9%. Доля несовершеннолетних среди лиц, умышленно причинивших тяжкий вред здоровью, выросла с 3,3% в 1987 г. до 8,4% в 2001 г. Число несовершеннолетних, изобличенных в совершении убийств, составило в 1987 г. – 246 человек, в 1991 г. – 550, в 1997 г. – 1350, в 2001 г. – 2126 [6]. И на протяжении 2000-х гг. высокий показатель держится, снижаясь лишь незначительно: 2002 г. – 2118, 2003 г. – 2057, 2004 г. – 2021 [7]. Данные показатели позволяют говорить о резко выросшей степени криминализации подростковой и молодежной среды. Благодатной почвой для роста преступности несовершеннолетних является широкое распространение насилия в подростковой среде. Так, по данным одного из социологических опросов [7], подростки одобряют насилие как способ разрешения конфликта (18,7% опрошенных) и насилие как средство достижения цели (21,4%). 49% опрошенных учащихся школ и 18% профессиональных училищ заявили, что в их образовательных учреждениях существует вымогательство денег или вещей одними учащимися у других. Еще чаще распространено насилие и унижение одних учащихся другими: на это указали свыше 70% учащихся школ и свыше 60% профессиональных училищ, 56% родителей, 78% преподавателей школ и 84% педагогов и воспитателей профессиональных училищ [7]. Совершенно очевидно, что ребенок нуждается в постоянном педагогическом сопровождении взрослых на пути нравственного, умственного, физического и профессионального развития, и его воспитание не может происходить эффективно без привлечения всех общественных и государственных институтов, включая семью, воспитательно-образовательные учреждения, правоохранительную систему, органы юстиции и иные учреждения, формирующие правосознание и поведение личности [2. C. 3]. Специалисту следует учитывать, что для формирования мотивации преступлений, совершаемых несовершеннолетними, значительную роль играют следующие криминогенные обстоятельства [8]: 1. Влияние семьи. Очень часто подростки, совершающие противоправные и преступные действия, живут в так называемых неблагополучных семьях. В 30–40% случаев преступлений несовершеннолетних установлено интенсивное отрицательное влияние примера со стороны родителей и других старших членов семьи: злоупотребление алкоголем, грубость и жестокость, психологическая напряженность и частые внутрисемейные конфликты и т.д. 2. Низкие доходы и отсутствие у родителей в кризисной ситуации возможности обеспечивать минимально необходимые потребности детей (или, говоря проще, уровень нищеты). В таких семьях порождаются настроения безнадежности, социальной зависти и озлобленности, и при отсутствии социальной помощи эти обстоятельства формируют мотивацию преступлений – краж и хулиганства. 3. Отрицательное влияние ближайшего окружения ребенка – во дворе и школе со стороны сверстников или взрослых. Для подростков свойственно стремление включиться в обособленные компании, внутри которых могут быть как достаточно демократичные порядки и занятие творчеством, так и «волчьи законы» культа лидера и издевательства над слабыми (именно такие компании часто устраивают массовые драки или «разборки» и склонны к противоправному поведению). 4. Подстрекательство со стороны взрослых преступников (не менее 30% преступлений) [8]. Нередко ему предшествуют вовлечение в пьянство, азартные игры, пропаганда криминального образа жизни. 5. Длительная незанятость несовершеннолетних, оставивших учебу. Происходит их пауперизация и маргинализация со всеми вытекающими последствиями: озлобленность и агрессивность, отсутствие позитивных жизненных целей, вызывающее поведение и т.д. Это может реализоваться в ситуационных преступлениях или содействовать вовлечению в преступную группу. Все эти факторы преступности и противоправного поведения несовершеннолетних резко усиливаются из-за высокой общей криминализации всех сфер жизни общества на постсоветском пространстве в 1990–2000-е гг. В 1990–1991 гг. количество убийств, приходящихся на 100 тыс. населения, было практически одинаковым в России и в США (в Европе данный показатель намного меньше). Но в начале XXI в. Россия по этому показателю обогнала США почти в 4 раза [5. C. 11]. Всего же за 19 лет, с 1991 по 2009 г., по официальным данным Росстата, в стране было убито более 900 тыс. человек. За эти 19 лет также покончили жизнь самоубийством около 960 тыс. человек. К этому следует прибавить примерно 670 тыс. насмерть отравившихся алкоголем. Кроме того, как считают специалисты, около 70–100 тыс. россиян ежегодно гибнут от наркотиков [5. C. 12–13]. Эти цифры говорят о жесточайшем духовном и антропогенном кризисе российской цивилизации. В социально расколотом обществе постсоветского пространства продолжается «размывание» традиционных морально-нравственных норм, а агрессивный тон СМИ, (преобладание сцен) насилия и криминальных новостей ведет к снижению культурных стандартов и восприятию противоправного поведения как вполне естественного. Современная массовая культура пропагандирует культ потребления, насилия, безответственности и пренебрежения к достоинству человека. Так, по данным одного из социологических опросов, для современного молодого поколения характерно равнодушие к любым идеалам. Такую точку зрения разделяют 64% молодых респондентов и 70% представителей старшего поколения [6]. Цинизм и равнодушие к идеалам в наибольшей степени ощущается среди самых юных сограждан: в возрастной группе 17–19 лет подобные склонности отмечаются чаще всего – в 43% случаев (при 36% среди 20–23-летних и 31% среди 24–26-летних). По данным на начало 2008 г., около трети респондентов уверены, что для достижения успеха в жизни порой необходимо переступать через моральные принципы. Большинство придерживающихся этой точки зрения – лица в возрасте до 35 лет [6]. Все вышеперечисленные факторы создают чрезвычайно благоприятную почву для противоправного поведения и преступности несовершеннолетних. Студентам следует знать, что для профилактики противоправного поведения несовершеннолетних выделяют следующую систему мер: 1. Социальная профилактика – меры, направленные на защиту прав и интересов несовершеннолетних в основных сферах жизнедеятельности – быта, образования, труда, досуга. Для этого существуют самые различные механизмы и органы, занимающиеся данной деятельностью: в средней школе – система классного руководства, работа родительских комитетов и т.д. Интенсивно развивается ювенальная юстиция. При обучении студентов с использованием дистанционных технологий следует давать достаточно четкую схему действия данных органов и объяснять правовые механизмы функционирования социальной профилактики. Возможна стандартная схема заданий: вопросы на знание теоретического материала и практические задачи на знание студентом законодательной базы и особенностей психологии несовершеннолетних. 2. Правовое воспитание – развитие у учащихся правовой и гражданской культуры, ознакомление с основами российского законодательства, правами и обязанностями. Это достигается путем введения соответствующих учебных курсов: «Обществознание», «Правоведение», «Основы права» и других правовых дисциплин. Правовая культура российских школьников остается на достаточно низком уровне. Так, по данным социологического опроса, проведенного одним из авторов данной работы в 2011 г. в МБОУ СОШ № 93 г. Екатеринбурга, подростки в возрасте от 11 до 17 лет имеют практически нулевые знания о законах, многие с трудом понимают, что же вообще такое право. Из всей выборки (250 подростков) только 25% могут отличить уголовную ответственность от административной, и не каждый ребёнок представляет, что такое наказание. Поэтому при обучении студентов с использованием дистанционных технологий самое пристальное внимание следует уделить теоретическим знаниям и формированию практических навыков преподавания правовых знаний на доступном для подростков уровне, владению соответствующими технологиями обучения, а также ведению воспитательной работы. Студенту необходимо, во-первых, дать теоретическую базу для подготовки – разместить на сайте вуза необходимые учебные материалы, где давались бы эффективные педагогические технологии, а, во-вторых, проводить практические занятия. Это может быть «разбор полетов» в режиме онлайн или офлайн по кризисным ситуациям, возникающим в процессе работы. Как отметил ректор Томского государственного университета Г.В. Маейр, основой обучения является обратная связь (или постоянный диалог) между преподавателем и обучаемым [1]. Например, у школьного учителя по праву на уроке происходят нарушения дисциплины, и возникают конфликты с учащимися. Будет достаточно эффективно, если он по каналу связи во время практического занятия сможет кратко описать ситуацию, а затем получить обратную связь от преподавателя и студентов, имеющих практических опыт, как действовать в подобных ситуациях и т.д. 3. Криминологическая профилактика – меры, направленные на ослабление и нейтрализацию причин и условий преступности. В широком плане это включает в себя и социально-психологическую работу с «трудными» подростками, и решение проблем по организации досуга молодежи, трудоустройства и т.д. Следует отметить, что данная работа серьезно затруднена рядом факторов: А) Педагогические работники, которые занимаются данными вопросами, сильно перегружены и вынуждены брать дополнительную нагрузку или подрабатывать в нескольких местах, чтобы обеспечить себе существование хотя бы на уровне самых минимальных потребительских стандартов. У них часто не хватает времени для индивидуального подхода к учащимся. Б) Общество в России остается достаточно криминализованным, уровень бытовой культуры большинства людей достаточно низок, а в повседневном общении часто не соблюдаются элементарные нормы вежливости и этикета. Это приводит к тому, что противоправные действия и формы поведения становятся едва ли не нормой российской действительности. В) Серьезный социальный раскол в российском обществе, недоверие населения правящей элите, слабость гражданского общества (многие его институты остаются фиктивными). Так, по данным одного из социологических опросов, в гипотетической ситуации судебного разбирательства между обычным гражданином и представителем власти лишь 13% опрошенных считают, что «простой человек» может рассчитывать на справедливость суда и соответствие его действий закону [3. C. 38]. Чтобы проводить работу с учащимися в данной ситуации, выпускаемый специалист должен знать социально-психологические особенности детей и подростков, чтобы устанавливать с ними контакт и оказывать на них позитивное влияние, владеть социальными, правовыми, психологическими и педагогическими методами профилактического воздействия на несовершеннолетних. Для обучения студентов здесь хорошо, наряду с литературой, использовать всевозможные видеофрагменты как документального, так и художественного плана, показывающие особенности подростковой психологии, а затем разбирать мотивацию поведения подростков и методы влияния на них. Важно также уметь общаться с родителями или лицами, их заменяющими, выявлять проблемные моменты их взаимоотношений с подростком, вести юридическое и психологическое консультирование. 4. Виктимологическая профилактика – меры, направленные на формирование безопасного образа жизни несовершеннолетних, снижение риска стать жертвой преступления и ослабление виктимогенной среды. Здесь в основном требуется психокоррекционная работа, так как психологические сценарии «жертвы» или «агрессора» у человека формируются в процессе воспитания и являются результатом взаимодействия целого ряда факторов. Многое зависит от воспитательной работы и грамотного педагогического воздействия. Для обучения студентов данным навыкам необходимо давать им достаточный объем как юридических, так и социально-психологических и педагогических знаний. Если говорить о специфике методологического подхода к обучению студентов с применением дистанционных технологий работе по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних, то здесь методы и цели можно подбирать, учитывая индивидуальные особенности обучаемого. Исходя из личного опыта авторов статьи, можно выделить три типа обучающихся: 1. Граждане 30–40 лет и старше, как правило, семейные, имеющие опыт воспитания своих детей, а также в той или иной мере опыт работы с несовершеннолетними правонарушителями (система образования, правоохранительные органы, социальная работа и т.д.). Для них необходимо, прежде всего, в доступной форме излагать теоретические основы материала, расширять их научно-педагогический кругозор. Дистанционная форма позволяет давать им необходимую литературу (из всего многообразия выпускаемой литературы выделить самые интересные работы и разместить их, либо ссылки на них, в электронной образовательной среде), а также презентации-схемы. 2. Граждане 17–25 лет, только начинающие работать по специальности и, как правило, еще не имеющие детей (в России 2002 г. средний возраст женщины при рождении первого ребенка составлял 23,7 года [9]) или имеющие совсем маленьких детей. Естественно, опыт работы и общения с несовершеннолетними у них значительно меньше, и наряду с теоретическими знаниями им необходимо предлагать большое количество практических заданий по решению педагогических задач с альтернативными решениями, выкладывать на сайте всевозможные обучающее видеоматериалы и презентации, способствовать повышению общей психологической и педагогической культуры. Структура и объем заданий, соответственно, должны отличаться от того, что дается студентам, входящим в первую группу. 3. Студенты, не работающие по специальности, профиль деятельности которых не связан с работой с несовершеннолетними. Данным студентам знания, умения и владения по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних могут пригодиться в дальнейшем (если они будут работать по специальности, при воспитании детей и т.д.). Данной категории студентов необходимый объем знаний должен даваться в ознакомительном порядке, чтобы при необходимости студент мог его пополнить и применить на практике. Естественно, что в данной классификации речь идет о специфике усвоения учащимися социально-психологических и педагогических знаний и компетенций. Что же касается знаний юридического профиля, то здесь требования и подходы могут быть идентичными. Возможно применять дифференцированный подход к учащимся в зависимости от предложенной выше классификации (которая, естественно, нуждается в дополнении и детализации) и, соответственно, варьировать структуру учебного материала. В перспективе можно будет, во-первых, проводить входной контроль знаний в форме тестовых заданий и, возможно, собеседование, чтобы понять, какого рода учебный материал (например, теоретические познания или наработка практических навыков) необходим каждому конкретному студенту. Это позволит выявлять, какие знания, умения, владения требуются ему для достижения необходимого уровня профессионализма, т.е. широко применять индивидуальный подход. Входной контроль может, наряду с оцениванием исходного уровня знаний студента, попытаться выявить у него наличие компетенций, необходимых для дистанционной формы занятий – способности целеполагания, целедостижения, самоорганизации, рефлексии [10]. А, во-вторых, предоставить студенту на выбор возможность углубленно изучать те или иные аспекты работы с несовершеннолетними правонарушителями (юридическо-правовой, социально-психологический, педагогический, организационный и др.) в зависимости от его целей обучения и профессиональных интересов.
Анисимова С.П., Демкин В.П., Майер Г.В., Можаева Г.В. Сетевое взаимодействие вузов в единой образовательной информационной среде (Опыт Томского государственного университета) – URL: http://imp.rudn.ru/vestnik/2005/8_%D0%94%D0%B5%D0%BC%D0%BA%D0%B8%D0%BD.pd
Ветошкин С.А. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Электронный ресурс] : [учеб.-метод. комплекс]. Рос. гос. проф.-пед. ун-т, Ин-т социологии и права, Каф. образоват. права. – Электрон. текст. дан. [б. м.] : [б. и.], 2008. 215 с
Гудков Л.Д., Дубин Б.В., Зоркая Н.А. Постсоветский человек и гражданское общество [Электронный ресурс]. – М.: Московская школа политических исследований, 2008. – URL: http://www.free-book.info/download.php?skachat=1340
Елисеева М.Г., Ожиганова М.В. Задания и методические указания для выполнения контрольных работ по дисциплине «Педагогико-правовая работа со специальным контингентом». Екатеринбург: ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. университет», 2012. 25 с.
Калабеков И.Г. Преступность. Глава из книги «Российские реформы в цифрах и фактах» URL: http://kaivg.narod.ru/criminality.pdf
Молодежный ресурс инновационного развития России [Электронный ресурс]. – URL: http://www.fadm.gov.ru/agency/reports/733/
Преступность несовершеннолетних: Статистико-криминологические этюды. Место преступности несовершеннолетних в социологии [Электронный ресурс]. – URL: http://www.narcom.ru/publ/info/626
Причины и условия преступности несовершеннолетних [Электронный ресурс]. – URL: http://vse-znaniya.com/pravo-kriminologiya/prichinyi-usloviya-prestupnosti.html
Сафронова Т.Г. Особенности и тенденции брачности в России [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ini21.ru/?id=1080
Хуторской А.В. Возможно ли сегодня качественное дистанционное образование? [Электронный ресурс]. – URL: http://khutorskoy.ru/be/2012/0524/index.htm