Использование интерактивных практикумов в рамках дистанционного обучения | Открытое и дистанционное образование. 2013. № 4 (52).

Использование интерактивных практикумов в рамках дистанционного обучения

Развитие электронного образования в России диктует новые правила построения образовательных программ, организации учебного процесса и разработки учебно-методических пособий в вузах. Раскрывается методика конструирования интерактивных практикумов, которые помогут сформировать профессиональные навыки у обучающихся в формате дистанционного обучения. Предложены рекомендации по организации работы и использованию подобных практикумов в учебном процессе.

Application of interactive practical training in distance learning.pdf Популярность дистанционного образования в России растет с геометрической прогрессией. На сегодняшний день можно встретить различные формы дистанционного обучения в вузах, бизнес-школах и на предприятиях. Такая тенденция, конечно, обусловлена сменой поколения потребителей (обучающихся) и современными требованиями к образованию в целом. Современное образование – мобильное, практико-ориентированное, направленное на развитие конкретных профессиональных навыков, желательно, без отрыва от производства. Конечно, при таком подходе, большая часть программ обучения имеет в форму самостоятельной работы в электронной среде. Отсюда парадокс – как может студент получить необходимые навыки в процессе самостоятельной работы без реальной практики? Несколько лет назад команда разработчиков нашей компании задумалась над этой проблемой, разрабатывая очередной курс для дистанционного обучения. На тот момент большинство дистанционных курсов представляли собой комплект электронных учебников и банк тестов к ним. Мы акцентировали внимание на практической части, пересмотрев методику проектирования курса. В качестве основной методики был рассмотрен принцип «обучения на опыте», представленный американским психологом Дэвидом Колбом в 1984 г. [1]. Данная модель обучения широко используется современными бизнес-тренерами в очном обучении сотрудников компаний. Рис. 1. Схема построения учебного модуля Модель Д. Колба была встроена в формат электронного курса путем разбиения на модули. Каждый модуль состоит из нескольких этапов. На этапе получения опыта используется специально разработанный учебный видеофильм, который является сценарием всего курса обучения. Учебный видеофильм представляет собой игровое кино, на основе реальной практики российских компаний, адаптированной под учебные задачи. Роли в видеофильме исполняют профессиональные актеры. Каждый модуль состоит из: фрагмента видеофильма, анализа данного фрагмента по технологии «кейс-стади», блока теоретической информации, интерактивных заданий. Далее цикл повторяется в рамках последующего тематического модуля (рис. 1). Такой подход позволяет обучающемуся понимать различные сценарии развития событий, выявлять проблемы и находить пути решения на основе имеющихся знаний. Процесс изучения теории изменился благодаря появлению анимационного тьютора, который сопровождает обучающегося: рассказывает теорию, предлагает выполнить задания. Разработанный курс обучения получил название «интерактивный практикум». Таким образом, мы добились нескольких методических целей: Обучение стало интерактивным. Студент является непосредственным участником событий, получает мгновенную обратную связь от виртуального тьютора. Повысилась мотивация студентов к обучению. Этот фактор всегда оставался сдерживающим при организации самостоятельной работы. Повысилась эффективность обучения. Появилась возможность применения теоретических знаний на практике, а значит, формирования тех самых профессиональных навыков. Облегчилась комплексная оценка знаний студента преподавателем, появился элемент самоконтроля. По результатам прохождения практикума преподаватель и студент видят «полную картину» полученных знаний в виде итогового рейтинга студента на основе правильных и неправильных ответов. Модульная организация практикума позволяет планировать обучение удобным образом: пройти весь курс за одно занятие или последовательно осваивать отдельные тематические модули, чередуя их с изучением теоретического материала. Способ изучения во многом зависит от типа учащегося (активист, мыслитель, теоретик или прагматик). Прагматик и активист будут изучать курс посредством полного погружения, теоретики и мыслители – с перерывами для рефлексии и дополнительного чтения литературы. Для оценки полученных и закрепленных знаний предусмотрено контрольное тестирование на входе и по завершению практикума. По данной технологии мы разработали несколько интерактивных практикумов по направлению подготовки «менеджмент», которые нашли успешное применение в программах подготовки бакалавров в вузах Санкт-Петербурга, Калининграда, Москвы [2]. Прослушав курс лекций по теме, студенты вузов получают доступ к интерактивным практикумам в качестве самостоятельной работы, после чего преподаватели проводят семинарские занятия, на которых обсуждаются основные вопросы по теме, разбираются самые сложные теоретические блоки, а затем проводится промежуточный контроль знаний. Методика построения интерактивного практикума не имеет аналогов и кардинально отличается от современных электронных курсов. Во-первых, используется учебный видеофильм. Во-вторых, в практикуме появилась нелинейность процесса обучения, т.е. обучающийся получил возможность влиять на развитие событий в курсе и выбирать очередность освоения теоретического материала. В-третьих, применяются интерактивные задания – принятие решения за героя(ев) фильма. Практикум стал похож на видеоигру, в которой студент учится не только читать и слушать, но и анализировать информацию, принимать решения [3]. На сегодняшний день подобная методика позволяет создавать незаменимый электронный учебно-методический материал по дисциплинам: «Управление персоналом», «Маркетинг», «Проектный менеджмент», «Безопасность жизнедеятельности», «Деловые коммуникации», «Бизнес-планирование», «Управление качеством», «Экономический анализ» и другим дисциплинам социально-гуманитарных направлений подготовки. Обучение с использованием интерактивных практикумов способствует формированию профессиональных компетенций студентов, развитию новых методов обучения в вузе, повышению качества образования, а значит, и конкурентного преимущества вузовских образовательных программ.

Ключевые слова

Дистанционное обучение, профессиональное образование, интерактивный практикум, модуль обучения, профессиональные навыки, Distance learning, professional education, interactive practical training, educational module, professional skills

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Филиппенко А.П.Закрытое акционерное общество «Решение: учебное видео», Санкт-Петербургmk@decision.ru
Сухов Р.В.Закрытое акционерное общество «Решение: учебное видео», Санкт-Петербургeduvideo@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Kolb D.A. Experiential Learning experience as a source of learning and development, New Jersey: Prentice Hall, 1984.
Филиппенко А.П. Интерактивные практикумы для работы учащихся в электронной образовательной среде // e-Learning WORLD Мир электронного обучения. 2012. № 1 (29). С. 46.
Adam Penenberg. How Video Games are Infiltrating and Improving Every Part of Our Lives // Fast Company. 2010. Dec. 13.
 Использование интерактивных практикумов в рамках дистанционного обучения | Открытое и дистанционное образование. 2013. № 4 (52).

Использование интерактивных практикумов в рамках дистанционного обучения | Открытое и дистанционное образование. 2013. № 4 (52).