Дается обоснование целесообразности инновационной деятельности студентов магистратуры. Приведены примеры методических и технологических форм обучения на основе международных стандартов в области качества и информационных технологий, в том числе дистанционных в магистратуре. Целевая установка проектов на результативность, при этом должна быть подтверждена патентами и свидетельствами.
Methodological and technological aspects of innovation MASTER.pdf По словам министра образования и науки Российской Федерации Дмитрия Ливанова на Правительственном часе в Государственной думе, за 90-е годы количество вузов в России выросло более чем в два раза — с 510 до 1100. При этом уровень высшего образования в стране резко снизился, и сегодня он не соответствует ни ожиданиям студентов, ни запросам экономики завтрашнего дня. Получение дипломов за деньги, списывание и плагиат в последние время стали обычным делом. Это происходит и в государственных, и в негосударственных вузах. Здесь нужно навести порядок. Главный задача в том, чтобы вузы не занимались халтурой, профанацией, т.е. обманом студентов и государства [1]. Актуальность проблемы развития инноваций во всех отраслях и направлениях деятельности современного общества, а также противоречия в проблеме создания и внедрения инновационной системы в РФ нашли свое отражение на заседании президиума Государственного совета «О развитии инновационной системы Российской Федерации», где экс-президент, а ныне премьер-министр РФ Д.А. Медведев констатировал: «В развитых странах развитая инновационная система включает в себя не только инновационные проекты и реализующий их впоследствии инновационный бизнес, но и исследовательский сектор, сферу образования – всё это находится в одном большом кластере. Инновационная система – это такой приводной механизм научно-промышленного развития, который применяется в большинстве современных государств. Её главная задача – обеспечить эффективное прохождение всего инновационного цикла. Именно на это работает целая совокупность правовых, экономических, организационных и финансовых инструментов. И именно к этой модели мы сегодня и стремимся. Что касается нашей системы, российской инновационной системы, у нас, с одной стороны, созданы и уже работают её основные элементы, однако мы прекрасно понимаем: инструменты поддержки инноваций сегодня слабо увязаны друг с другом. Отдельные циклы инновационного производства разобщены и плохо состыкованы друг с другом. И мы просто вынуждены открыто констатировать, что сегодня, по сути, системой они не являются. Хотя мы и используем этот термин «инновационная система», но, по сути, пока это не система: это набор близких, но пока ещё достаточно разнородных элементов» [2]. Таким образом, выявляется противоречие между потребностями российского общества в инновациях и отсутствием инновационной системы как таковой, а это не только инновационные проекты и реализующий их впоследствии инновационный бизнес, но и исследовательский сектор и сфера образования. Встает закономерный вопрос: насколько сфера образования и ВПО, в частности, отвечает запросам инновационной экономики? При инновационном развитии возникает синергетический эффект: с одной стороны, усиливается инновационное воздействие мегасистемы «наука – образование» на экономику, возрастают общий объём и качество инноваций, с другой – повышается востребованность научных знаний и новаций (инновационная восприимчивость экономики). Во взаимодействиях между инновационной экономикой и мегасистемой «наука – образование» реализуется положительная обратная связь. При этом в мегасистеме «наука – образование» также воспроизводится синергетический эффект: возрастающая потребность в производстве знаний, открытий, изобретений и инновационных разработок приводит к росту потребности в высокообразованных и квалифицированных специалистах (наука испытывает объективную потребность в высококвалифицированных учёных, экспертах и специалистах); повышается уровень и качество образования, необходимые для обеспечения инновационных потребностей науки и экономики. На смену науке, которая просто постигала природу и производила новые знания и умения, пришла инноватика, которая также оперирует знаниями и творчеством, но принципиально отличается от науки. Инноватика занимается изменением мира, управлением эволюцией. Инноватика – это отрасль знаний, охватывающих широкий круг вопросов от создания новых знаний до трансформации их в новшества и распространение новшеств как на коммерческой основе (коммерциализация результатов научно-технической и творческой деятельности), так и некоммерческой базе (например, инновации в социальной сфере). Это отрасль знаний, находящихся на стыке ряда областей, в том числе: науки, инженерного проектирования, предпринимательства, экономики, финансов, социологии, организации, производства, информатики, маркетинга, логистики, управления, педагогики [3. С. 105]. Снижению уровня образования способствует обучение в большинстве школ и вузов на репродуктивном уровне обучения из-за целевой установки на ЕГЭ в школах и тестирования в вузах, в то время как продуктивные, проектные и творческие методы обучения остаются в основном за бортом системы образования. Введенная в системе ВПО согласно Болонскому процессу двухуровневая система, кроме бакалавриата, имеет второй уровень – магистратуру, и хотелось бы в этой среде в полной мере задействовать проектные и творческие методы обучения. Исходя из этих принципов, можно обозначить целевую установку: аспиранты университета занимаются решением научной задачи под руководством научного руководителя, а студенты магистратуры – разработкой инновационных проектов в группе проекта. Если критериями деятельности аспиранта являются научная новизна и диссертабельность исследования, причем во внимание принимается личный вклад исследователя, квинтэссенцией деятельности магистра из обозначенных в образовательном стандарте компетенций для направления подготовки 050100 «Педагогическое образование» и профиля подготовки «Информационные технологии в образовании» целесообразно выделить в качестве ключевых: готовность исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы (ПК-11); готовность организовывать командную работу для решения задач развития образовательного учреждения, реализации опытно-экспериментальной работы (ПК-12); готовность использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении образовательным учреждением, опираясь на отечественный и зарубежный опыт (ПК-13). В магистратуру приходят наиболее креативные выпускники специалитета и бакалавриата, а при коллективном и групповом обучении возможно появление синергетического эффекта [4. С. 70]. Условия возникновения синергии и синергетического эффекта в обучении: – наличие методов коллективного или группового в обучении; – мотивация и стимулирование педагогов и обучаемых; – знание предметной области и видение перспектив их развития и умение педагога организовать обучение на проектном уровне. Рамки действия синергии и синергетического эффекта в обучении: – в рамках одной дисциплины и курсового проектирования; – в рамках специальности и дипломного проектирования; – внутривузовские на стыке разных специальностей; – региональные: школа – вуз – работодатель; – межвузовские и международные. Давно уже осознан и оформился методологический принцип о том, что становление коллективного способа обучения как общественно-исторический этап развития сферы образования представляет собой интегрированную целостность двух естественно-стихийных и искусственно организованных процессов. Общие методики коллективных учебных занятий пока не стали предметами психологических и дидактических исследований, что существенно затрудняет их эффективное использование. Для организации коллективной работы целесообразно разделить студентов на группы – рабочие коллективы, поставить перед каждым из этих коллективов учебные задачи, осуществляя при этом разделение труда между обучающимися [5. С. 20]. Преподаватель ставит конкретные задачи перед группой. Для освоения компетенции групповой работы на лабораторных занятиях по программированию каждый участник группы получает свою роль, и для того чтобы все в группе освоили систему проектирования, обязанности циклически переходят по кругу на каждом следующем занятии. Предусмотрены следующие роли: · Администратор проекта. · Web-дизайнер проекта. · Программист проекта. · Тестирующий проекта. Для каждого предусмотрен ряд обязанностей, продиктованных требованиями международных стандартов в области качества и программной инженерии, тем более что обеспечивающие лабораторный цикл комплексы программ BPWin, MatLab, Simulink, FrontPage, PowerPoint, MS Project имеют механизмы обеспечения групповой работы над проектом. Для направления подготовки 050100 «Педагогическое образование» и профиля подготовки «Информационные технологии в образовании» на основании требований ФГОС предлагается схема, представленная на рис. 1. Рис. 1. Связь дисциплин, компетенций и информационных технологий В качестве методологии модернизации и инноваций выбраны методология SADT и стандарт IDEF0 [5. С. 64–75], апробация разработок на основе которого прошла на ХII Международной выставке-конгрессе «Высокие технологии. Инновации. Инвестиции» (Hi-Tech’ 2007) в Санкт-Петербурге. Разработка «Консалтинговая система модернизации образовательных сред на основе методологии SADT» удостоена диплома 1-й степени (с вручением золотой медали) в номинации «Лучший инновационный проект 2007 г. в области обучения», разработка «Консалтинговая система модернизации образовательных сред на основе стандартов IDEF» номинирована на гран-при и награждена дипломом 1-й степени (с вручением золотой медали) на VIII Московском международном салоне инноваций и инвестиций, что доказывает универсальность данной методологии и применимость в гуманитарных направлениях, а электронный дидактический комплекс «Основы математического моделирования», где в основе построения концептуальной модели лежит все та же методологии SADT, позволяющая оптимизировать реинжиниринг бизнес-процессов и в технических науках, награждена дипломом 1-й степени (с вручением золотой медали) в номинации «Лучший инновационный проект 2008 г. в области обучения» на ХII Международной выставке-конгрессе «Высокие технологии. Инновации. Инвестиции» (Hi-Tech. 2008). Но не менее важным фактором является креативность самих преподавателей (на схеме – темы НИР и методических разработок от ППС). По требованиям ФГОС занятия со студентами магистратуры могут проводить как минимум кандидаты наук. Но творческая активность многих ученых в вузах напоминает кривую забывания по Эббингаузу [6. С. 57] (рис. 2), а ООП магистратуры вуза должна включать лабораторные практикумы и/или практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области дисциплин: современные проблемы науки и образования, методология и методы научного исследования, инновационные процессы в образовании. Рис. 2. Динамика активности вузовских ученых Руководители ООП магистратуры должны регулярно вести самостоятельные исследовательские (творческие) проекты или участвовать в исследовательских (творческих) проектах, иметь публикации в отечественных научных журналах и/или зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов по профилю, не менее одного раза в пять лет проходить повышение квалификации. В настоящее время в магистратуру приходит молодежь, имеющая высшее образование: специалисты или бакалавры, в основном не имеющие возможности существовать на стипендию студента магистратуры, поэтому одной из наиболее эффективных форм обучения для них является использование дистанционных технологий обучения и обратной связи: мобильная телефония, Skype, мини-сайт, E-mail. При предлагаемом подходе целевой установкой должны служить результативность проектов, их новизна и инвестиционная привлекательность, для чего необходимо презентовать авторские права на разработки, тем более что требования ФГОС гласят: «Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем информировании общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях». В качестве превентивной защиты авторских прав на электронные ресурсы могут служить свидетельства ОФЭРНиО [6. С. 182–184], а на технические решения – патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы. В качестве примера результативности можно привести студента А.Ю. Егорова разработку «Система модернизации электронных образовательных ресурсов для мобильных мультимедийных устройств» [7. С. 41–47], которая одержала победы на университетском уровне (лучший дипломный проект), региональном («Молодежь Псковщины») и всероссийском (Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ студентов и аспирантов «Инновационные технологии в образовательном процессе» в Белгороде).
Горшенин А.Ю., Егоров А.Ю. Система модернизации электронных образовательных ресурсов для мобильных мультимедийных устройств // Открытое и дистанционное образование, 2012. – № 1. – С. 41–47.
Горшенин А.Ю. Инновационно-ориентированная образовательная среда: моделирование, структурный анализ и проектирование. – LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH&Co.KG, 2011. – 7. – 222 с.
Горшенин А.Ю. Прогнозирование и перспективное планирование в инновационно-ориентированной среде вуза // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – СПб., 2009. – № 112. – С.16–23.
Медведев Д.А. Заседание президиума Государственного совета «О развитии инновационной системы Российской Федерации». – URL: http://www.sci-innov.ru/ (дата обращения: 22.01.2013).
Горшенин А.Ю. Синергетический эффект в инновационно-ориентированной образовательной среде подготовки IT-специалистов // Образовательно-инновационные технологии: теория и практика. Кн. 5. – Воронеж: ВГПУ, 2010. 360 с.
Ермасов С.В. Инновационный менеджмент: конспект лекций. – М.: Высш. образование, 2007. – 505 c.
Материалы к выступлению министра образования и науки Российской Федерации Дмитрия Ливанова на Правительственном часе в Государственной думе 14 ноября 2012 г. – URL: http://минобрнауки.рф/2809 (дата обращения: 22.01.2013).